Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Малые формы хозяйствования на селе в современных условиях играют важную роль в стабилизации социально-экономического развития агропромышленного комплекса. Являясь полноправными субъектами рыночных отношений, они вносят существенный вклад в обеспечение населения продовольственными товарами, способствуют повышению занятости на селе, стимулируют развитие сельских территорий.
По данным Федеральной службы государственной статистики на территории Костромской области на 1 января 2014 года зарегистрировано 137,0 тысяч семей, ведущих личное подсобное хозяйство, 522 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателя.
2. Общая площадь земель земельных участков, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями в сельском хозяйстве, составляет 42,86 тыс. га, из них площадь сельскохозяйственных угодий - 16,99 тыс. га, посевная площадь - 11,14 тыс. га. Средний размер земельного участка, используемого крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, составляет 82 га, в т.ч. 33 га сельскохозяйственные угодья. Площадь землепользования в крестьянских (фермерских) хозяйствах за последние пять лет увеличилась на 668 тыс. га или на 1,6%. Основная часть посевных площадей хозяйств (71,8%) приходится на кормовые культуры.
За 2013 год поголовье крупного рогатого скота в крестьянских фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах сократилось на 2,3% (к уровню 2012 года) и составило 14,2 тыс. голов, свиней - 7,0 тыс. голов (сократилось к уровню 2012 года на 18,8 %), овец и коз - 16,2 тыс. голов (сократилось на 7,9%). За 2013 год произведено скота и птицы на убой в живом весе - 9,1 тыс. тонн, молока - 33,8 тыс. тонны, яиц - 24,6 млн. шт. Производство молока сократилось на 10,2%, производство скота и птицы на 10,8%.
За 2013 год крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства произвели: 8,0% зерновых культур, 91,0% картофеля, 90,7% овощей, 30,4% мяса и 30,3% молока и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
В 2013 году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами Костромской области произведено продукции на сумму 9,3 млрд. рублей, их удельный вес в областном валовом объеме продукции сельского хозяйства составил 57,9%.
Показатели производства продукции сельского хозяйства малыми формами хозяйствования по годам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Производство продукции сельского хозяйства малыми формами хозяйствования, млн рублей
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. к 2009 г., % |
Продукция сельского хозяйства |
7462,2 |
8519,9 |
8772,9 |
9072,9 |
9328,2 |
125,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
растениеводство |
4412 |
5255,1 |
5279,8 |
5808,1 |
6088,6 |
138,0 |
животноводство |
3050,2 |
3264,8 |
3493,1 |
3264,8 |
3239,6 |
106,2 |
3. Однако, несмотря на значительные объемы производства сельскохозяйственной продукции, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена сельскохозяйственной продукции и систему продовольственного рынка остается крайне низкой. Деятельность личных подсобных хозяйств населения по-прежнему рассматривается только как источник самообеспечения сельских семей продуктами питания. В действительности же данная категория хозяйств имеет существенные излишки производства сельскохозяйственной продукции, которые при благоприятных условиях развития рыночной инфраструктуры (близость рынков сбыта, доступность транспорта и т.п.) реализуются на местных рынках.
Оценка сложившейся ситуации в регионе по развитию субъектов малого предпринимательства показывает, что предпринимательская инициатива на селе ограничена недостаточным развитием производственной материально-технической базы, а также разрушением инфраструктуры сельских поселений. Использование фермерами и другими субъектами малых форм хозяйствования примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции обусловливается отсутствием достаточных финансовых ресурсов, что снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора агропромышленного комплекса.
Слабое развитие социальной инфраструктуры, низкий уровень и качество жизни на селе делают непривлекательным фермерское хозяйство среди молодежи, вызывают отток наиболее активной части сельского населения в город, что ведет к дальнейшему спаду сельскохозяйственного производства и деградации сельских территорий. В целях обновления кадрового состава на селе, развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области, повышения заинтересованности и занятости сельской молодежи необходим комплекс мер по стимулированию развития начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств на территории области.
Наиболее существенным фактором, негативно влияющим на функционирование крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств является реализация продукции. При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому мелкотоварные производители вынуждены продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры хранения и транспортировки.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового крестьянского (фермерского) хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Формирование нового крестьянского (фермерского) хозяйства требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Учитывая, что формирование крестьянского (фермерского) хозяйства требует значительных финансовых затрат на развитие производственной базы и бытового обустройства, возникает проблема в труднодоступности финансовых ресурсов.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
4. Реализация мероприятий ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015 - 2017 годы" будет способствовать развитию и созданию крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе, повышению уровня жизни и обеспечению занятости сельского населения.
Оказываемая государственная поддержка в форме предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам позволит активизировать развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области и поднять престиж начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств на селе.
Программа предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в Костромской области ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения его устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Реализация мероприятий программы приведет к повышению престижности труда в сельском хозяйстве, привлечению в отрасль квалифицированных кадров, улучшению демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности, развитию транспортной инфраструктуры и жилой застройки, связанной со схемами территориального планирования.
Реализация мероприятий программы будет проходить в комплексе с другими программами, реализуемыми в области.
5. В рамках данной Программы используются следующие понятия:
заявитель - гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства и подающий заявку в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров - получателей грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
начинающий фермер - участник ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015 - 2017 годы".
6. Таким образом, возникает необходимость разработки и реализации программных мероприятий, направленных на стимулирование субъектов малого предпринимательства, на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Костромской области.
Рассмотренные выше проблемы, с одной стороны, являются источником рисков, с другой, - обладают потенциалом для позитивного развития малых форм хозяйствования в Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.