Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Костромской области от 27 января 2016 г. N 61-6-ЗКО в статью 132 настоящего Кодекса внесены изменения
Статья 132. Порядок подсчета голосов избирателей
Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При непосредственном подсчете голосов вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица избирательных объединений, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Указанные лица вправе производить видео- и фотосъемку процесса подсчета голосов и составления протокола об итогах голосования.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, определенных решением участковой избирательной комиссии, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных частями пятой, восьмой и десятой настоящей статьи.
При сортировке избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, о чем составляется акт, заверяемый печатью участковой избирательной комиссии и прилагаемый к протоколу об итогах голосования. В акте указываются, из какого стационарного или переносного ящика для голосования извлечен такой избирательный бюллетень, причина его признания избирательным бюллетенем неустановленной формы, фамилии, инициалы членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избирательные бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются, упаковываются отдельно и опечатываются.
В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных ящиках для голосования, определяется отдельно по каждому ящику, а общее число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа избирательных бюллетеней установленной формы для голосования на выборах данного уровня, чем число заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня для голосования на выборах данного уровня, все избирательные бюллетени для голосования на выборах данного уровня, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. В акте указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при их сортировке. На лицевой стороне каждого из этих избирательных бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, вносится запись о причине признания избирательного бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии, а сами избирательные бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, поданным "За" и "Против" (если голосование проводилось по одной кандидатуре), одновременно отделяют избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют их для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается. При проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по многомандатному избирательному округу и голосовании более чем за одного кандидата персонально, сортировка избирательных бюллетеней не производится. После оглашения данные, содержащиеся в избирательном бюллетене для голосования по многомандатному избирательному округу, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и суммируются.
См. текст части 8 статьи 132
Если число избирателей, проголосовавших досрочно в помещениях территориальной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования) и участковой избирательной комиссии составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), участковая избирательная комиссия по требованию любого члена избирательной комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по избирательным бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой избирательной комиссии в соответствии с частью тринадцатой статьи 126.1 настоящего Кодекса. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям "За" и "Против" (при проведении в случае, установленном частью восьмой статьи 88 настоящего Кодекса, голосования по одной кандидатуре), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.
В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку и по окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных избирательных бюллетеней голосованием, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух и более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с частью пятой настоящей статьи и частью четырнадцатой статьи 126.1 настоящего Кодекса) заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, а при проведении голосования по одной кандидатуре - по позициям "За" и "Против". При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и заносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных избирательных бюллетеней.
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы количество избирательных бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
После этого с рассортированными избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета. После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится согласно приложению N 7 к настоящему Кодексу проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в порядке, установленном организующей выборы избирательной комиссией. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета голосов по строкам 2, 3, 4, 5, 6 и 7 протокола контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки протокола: строку 12 "Число утраченных избирательных бюллетеней" и строку 13 "Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении". Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Ранее заполненный бланк протокола приобщается к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 12, 13 протокола об итогах голосования проставляется цифра "0".
После завершения подсчета рассортированные избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, спискам кандидатов, за которые поданы голоса в соответствующих избирательных бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные избирательные бюллетени. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, наименование избирательного объединения, отмеченные в соответствующих избирательных бюллетенях, либо ставится отметка: "Недействительные избирательные бюллетени по областному (муниципальному) избирательному округу", "Недействительные избирательные бюллетени по одномандатному (многомандатному) избирательному округу". Сложенные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные в соответствии с частями четвертой, пятой настоящей статьи, складываются в мешки или коробки, на которых указывается номер избирательного участка, число избирательных бюллетеней. Мешки и коробки опечатываются, председатель участковой избирательной комиссии ставит дату, время опечатывания, расписывается. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, лица, указанные в части первой статьи 121 настоящего Кодекса. Мешки и коробки могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда.
При использовании технического средства подсчета голосов избирателей после завершения работы со списком избирателей в присутствии членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в части первой статьи 121 настоящего Кодекса:
а) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов избирателей, участковая избирательная комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов избирателей либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем избирательные бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов избирателей таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
б) участковая избирательная комиссия производит подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, затем все избирательные бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов избирателей, переключенное в режим подсчета голосов избирателей из переносных ящиков для голосования, при этом избирательные бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
в) участковая избирательная комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов избирателей данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, то есть данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования;
г) участковая избирательная комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов избирателей, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 8, 9, 10, 11, 14 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования;
д) участковая избирательная комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 12 и 13 протокола об итогах голосования;
е) в случае, предусмотренном частью восьмой настоящей статьи, участковая избирательная комиссия осуществляет сортировку избирательных бюллетеней, отделяя избирательные бюллетени, которые извлечены из конвертов досрочно проголосовавших избирателей и на оборотной стороне которых проставлена печать участковой избирательной комиссии. Отдельный подсчет голосов избирателей по указанным избирательным бюллетеням производится вручную либо с использованием технического средства подсчета голосов избирателей. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
Участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов избирателей, участковая избирательная комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов избирателей, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов избирателей без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов избирателей, хотя бы по одной из следующих строк: 10, 11, 14 и последующих строк - протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов избирателей, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов избирателей, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, принимаются соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после указанного подписания.
Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений, а также проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
По требованию члена участковой избирательной комиссии, кандидата или его доверенного лица, уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, уполномоченного представителя либо доверенного лица избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован, или кандидата из указанного списка, наблюдателя, представителя средств массовой информации председатель, заместитель председателя либо секретарь участковой избирательной комиссии немедленно после проверки контрольных соотношений и после подписания протокола об итогах голосования обязаны выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно). Заверение копий протоколов об итогах голосования производится председателем, или заместителем, или секретарем соответствующей избирательной комиссии, который в заверяемом документе делает запись "Верно", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, ставит дату, указывает время заверения и проставляет печать соответствующей избирательной комиссии. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Лицо, заверяющее копию протокола об итогах голосования, несет ответственность за ее полноту и достоверность содержащихся в ней данных. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном настоящим Кодексом. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, после выдачи заверенных копий протокола об итогах голосования всем потребовавшим выдать указанные копии лицам, указанным в части двадцать второй настоящей статьи, незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию в соответствии с системой избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов данного уровня, установленной статьями 25, 26 настоящего Кодекса, и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются: особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса; поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения настоящего Кодекса, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии, в том числе решения о включении в список избирателей дополнительно, составленные участковой избирательной комиссией акты, в том числе первые экземпляры актов о числе избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, реестры. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования с приложенными к нему документами, а также ведомость о результатах проверки контрольных соотношений данных протокола передаются в вышестоящую избирательную комиссию председателем или секретарем участковой избирательной комиссии либо иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой избирательной комиссии. При указанной передаче протокола участковой избирательной комиссии вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования.
Второй экземпляр протокола об итогах голосования представляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в части первой статьи 121 настоящего Кодекса, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией. Если протокол составлен в электронном виде, его второй экземпляр изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. Второй экземпляр протокола вместе с избирательной документацией, включая опечатанные избирательные бюллетени, опечатанный список избирателей, списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части первой статьи 121 настоящего Кодекса, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также печать участковой избирательной комиссии передается вышестоящую избирательную комиссию для хранения не позднее чем через пять дней после официального опубликования результатов выборов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.