Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Требования к условиям, обеспечивающим формирование у обучающихся, воспитанников мотивации к здоровому питанию
27. Требования к организации работы по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении
Работа по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении должна носить системный характер, обеспечивающий преемственность и непрерывность данного процесса на различных ступенях, уровнях образования, выстраивается на основе взаимодействия с органами власти, научными учреждениями, учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, другими заинтересованными организациями.
Образовательное учреждение формирует нормативную базу работы по формированию культуры здорового питания, включающую:
локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие реализацию данного направления деятельности;
соответствующие разделы (информационные блоки, мероприятия) в основной образовательной программе, плане воспитательной работы образовательного учреждения, Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, разрабатываемой в общеобразовательных учреждениях в ходе введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, учебных планах по предметам, дисциплинам, публичном докладе об итогах деятельности образовательного учреждения, др.
Образовательное учреждение обеспечивает методическое сопровождение, контроль, анализ результатов работы по формированию культуры здорового питания обучающихся, воспитанников.
Работа по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении должна вестись с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, регионального и этнокультурного компонента, а также принятой за основу в концепции модернизации российского образования системы ключевых компетенций школьников (прежде всего, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, социально-трудовых компетенций, а также компетенции личностного саморазвития).
С учетом специфики работы по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении предметом итоговой оценки должно быть достижение метапредметных и предметных результатов. Достижение обучающимся личностных результатов итоговой оценке не подлежит.
28. Требования к программам учебных предметов, курсов, дисциплин, программам дополнительного образования по формированию культуры здорового питания
Содержание программ учебных предметов, курсов, дисциплин, входящих в вариативную часть учебного плана образовательного учреждения, отдельных разделов, модулей программ учебных предметов инвариантной части учебного плана образовательного учреждения, программ дополнительного образования по формированию культуры здорового питания должно включать информацию о:
принципах здорового питания, структурном составе пищи: белках, жирах, углеводах, микроэлементах, др.;
свойствах и влиянии на здоровье человека продуктов питания и их компонентов;
способах приготовления пищи с учётом сохранения полезных свойств продуктов питания;
необходимости соблюдения санитарных и гигиенических требований, связанных с приемом и приготовлением пищи;
эстетических подходах и требованиях этикета в сфере питания;
рекомендуемом врачами режиме питания;
негативных факторах, рисках для здоровья (сниженная двигательная активность, переедание, недоедание, употребление высокожировых рафинированных продуктов, газированных напитков, инфекционные заболевания);
ценности здорового образа жизни, в том числе правильного питания;
национальных традициях и социокультурных аспектах здорового питания.
Требования к результатам освоения программ формирования культуры здорового питания включают:
личное убеждение в необходимости соблюдения принципов правильного питания и здорового образа жизни;
развитые умения использовать полученные знания на практике;
владение основами самоконтроля, оценки условий, принятия решений и осуществления осознанного выбора пищевого поведения.
Программы должны отвечать требованиям разнообразия организационных форм и применяемых технологий, методов и приемов обучения и воспитания с опорой на практикоорентированное обучение.
29. Требования к профессиональной подготовке и профессиональному поведению педагогов, преподавателей, работающих в сфере формирования культуры здорового питания
Педагогический работник, осуществляющий деятельность в сфере формирования культуры здорового питания, должен знать:
основы современной государственной политики в сфере питания;
федеральные законы и подзаконные акты, региональные нормативные правовые акты, СанПиНы, другие документы, регулирующие деятельность в сфере питания;
основы педагогики, психологии, социологии, возрастной физиологии, гигиены, этики;
владеть:
навыками разработки образовательных программ, отдельных образовательных модулей, элективных курсов по тематике формирования культуры питания у обучающихся, воспитанников, обеспечивая их интеграцию в образовательный процесс;
современными средствами, формами и методами пропаганды здорового образа жизни, в том числе культуры здорового питания;
здоровьесберегающими образовательными технологиями;
информацией о принципах рационального питания, свойствах компонентов пищи, аспектах их влияния на здоровье человека;
способами профилактики возникновения рисков для здоровья, связанных с неправильным питанием:
обладать навыками:
организации массовых мероприятий, направленных на формирование культуры здорового питания;
индивидуального консультирования обучающихся;
проведения социологических исследований по данной тематике;
организации наглядной агитации;
организации взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников образовательных учреждений по вопросам формирования культуры здорового питания и здорового образа жизни;
анализа результатов, полученных в ходе проведения данной работы.
Профессиональное поведение педагогов осуществляется в соответствии с принципами:
приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся, воспитанников и педагогов (осуществление и оценка любой деятельности в образовательном учреждении с позиции влияния на здоровье);
соответствия содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
наглядности, научности, систематичности и последовательности;
практикоориентированной направленности обучения (заключается в использовании активных форм и методов педагогической деятельности, воздействия собственным примером поведения);
формирования позитивного имиджа здорового образа жизни и правильного питания;
корректности, адекватности, гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
Информационное обеспечение работы по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении реализуется через:
оформление наглядной агитации - информационных стендов, уголков;
размещение материалов на Web-сайте образовательного учреждения;
создание образовательных ресурсов, в том числе медиаресурсов.
Информационные уголки и стенды оформляются по различным направлениям формирования культуры здорового питания. Наиболее удобное место для размещения уголков и стендов для обучающихся - торцовые и боковые стены, простенки коридоров, ведущих к столовой, а также стены обеденного зала, для родителей - стены главного холла, для педагогических работников - учительская. Материалы следует располагать в определенной последовательности и красочно оформлять их, выполняя в едином подборе сочетаний, размеров, шрифтов.
Специальные разделы на школьном сайте должны освещать все основные направления работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового питания, содержать актуальную информацию, адресованную всем участникам образовательного процесса: педагогам, обучающимся и их родителям, а также всем заинтересованным лицам. Необходимо размещение на школьном сайте непосредственных ссылок на другие ресурсы Интернет по вопросам здорового питания.
"Методические копилки" для учителей и классных руководителей аккумулируют наработанные педагогами материалы по данной проблематике: разработки классных часов, конспекты лекций, сценарии мероприятий, информация для проведения индивидуального консультирования обучающихся.
Медиатеки и специальные подборки литературы в библиотеке включают справочную, энциклопедическую, художественную литературу и периодические издания по вопросам здорового питания. Ресурсы должны быть систематизированы. Необходимо формировать каталоги имеющихся диафильмов, диапозитивов, изопродукции, аудио- и видеозаписей, компьютерных программ.
Образовательное учреждение обеспечивает своевременную подготовку и сбор, корректное использование, регулярное обновление, хранение, тиражирование, распространение вышеперечисленных информационных ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.