Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния в сфере реализации государственной программы
10. Основным и необходимым условием экономического роста становятся знания и технологии обмена информацией. В постиндустриальной экономике показателями развития являются производство знаний и информации, разработка и внедрение инноваций, умение осуществлять эффективный трансферт знаний как между социумами, так и между отраслями науки и экономики.
11. Процесс перехода к информационному обществу - это сложная комплексная задача, охватывающая многие сферы человеческой деятельности и затрагивающая интересы всех слоев общества. Решение такого рода задач требует длительного времени, целевого выделения ресурсов и эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.
12. В Костромской области сформирована телекоммуникационная инфраструктура, в которую входят средства телекоммуникации, электронные СМИ, традиционные аналоговые и современные цифровые системы информационного обмена.
Созданная единая информационная телекоммуникационная среда органов власти Костромской области позволяет внедрять современные информационные технологии в систему хозяйственного и административного управления, создавать благоприятные условиях для развития экономики Костромской области, повышать инвестиционную привлекательность региона, обеспечить всех заинтересованных равными возможностями использования информационных услуг. В перспективе наличие и развитие такой среды позволит с минимальными ресурсными и временными издержками внедрить и использовать телемедицину, дистанционное обучение, организовать информационную и инфраструктурную поддержку создания и внедрения инноваций в учреждениях и на предприятиях Костромской области, активизировать социальную адаптацию людей с ограниченными физическими возможностями.
13. С целью обеспечения граждан Костромской области информацией о государственных и муниципальных услугах внедрена автоматизированная информационная система "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Костромской области" (далее - реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Костромской области). Назначение реестра государственных и муниципальных услуг (функций) Костромской области - сбор, хранение и передача сведений о государственных и муниципальных услугах в федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)).
Информация о государственных и муниципальных услугах, оказываемых исполнительными органами государственной власти Костромской области, размещена на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). По состоянию на апрель 2014 года в реестре государственных (муниципальных) услуг Костромской области размещена информация о 231 региональной и 347 муниципальных услугах. По 23 государственным услугам обеспечена возможность подачи заявлений в электронном виде.
В декабре 2013 года в эксплуатацию запущен портал "Электронные услуги в сфере образования" (http://detsad.eduportal44.ru), предоставляющий возможность жителям Костромской области осуществить запись ребенка в детский сад в онлайн-режиме через сеть "Интернет".
14. Для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, ведется работа по организации межведомственного электронного взаимодействия.
В Костромской области создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), которая интегрирована с федеральной СМЭВ по защищенному каналу связи.
К региональной СМЭВ подключены 17 исполнительных органов государственной власти Костромской области(далее - ИОГВ), а также органы местного самоуправления (далее - ОМС) муниципальных районов и городских округов Костромской области.Удостоверяющим центром администрации Костромской области в 2013 году выдано 396 электронных подписей для участников межведомственного взаимодействия. В информационной СМЭВ по состоянию на конец 2013 года было зарегистрировано более 1100 пользователей.
15. С целью предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в 2013 году открыто 4 филиала областного государственного казенного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению" (далее - ОГКУ МФЦ) в городах Нерехта, Макарьев, Волгореченск и селе Боговарово. Всего по состоянию на 1 января 2014 года открыто 9 филиалов и 18 удаленных рабочих мест в муниципальных образованиях Костромской области. Охват населения составил 68,8 процентов. В 2014 году планируется открытие 5 филиалов и 28 удаленных рабочих мест, ав 2015 году - 10 филиалов и 36 удаленных рабочих мест. При этом охват населения должен составить не менее 93,8 процентов, при целевом показателе, определенном Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" - не менее 90 процентов населения, имеющих доступ к получению услуг по принципу "одного окна".
По состоянию на 30 марта 2014 года в ОГКУ МФЦ и его филиалах предоставляются 111 государственных услуг и 183 муниципальные услуги.
В 2013 году в ОГКУ МФЦ и его филиалы обратились за получением государственных, муниципальных и сопутствующих услуг 211 520 человек, что составляет 31,9 процента от общего числа жителей Костромской области.
По результатам мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Костромской области за 2013 год наибольший уровень удовлетворенности качеством предоставленных услуг наблюдается среди жителей Костромской области, обратившихся за получением услуг через многофункциональный центр (82,7 процента).
16. В целях повышения информационной открытости ИОГВ Костромской области и ОМС муниципальных образований Костромской области и расширения возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления, обеспечено функционирование информационно-справочной системы "Портал государственных органов Костромской области" (http://adm44.ru) (далее - портал государственных органов Костромской области). В рамках работ по развитию портала государственных органов Костромской области реализован механизм участия граждан в обсуждении проектов нормативных правовых актов (http://coll.adm44.ru).
17. Внедрена система оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, система экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
18. Можно констатировать, что в настоящее время в Костромской области сложились благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности ИОГВ Костромской области, а также ОМС муниципальных образований Костромской области.
19. Важность СМИ для развития Костромской области определяется влиянием, которое оказывают СМИ на формирование общественного сознания, их ролью в установлении полноценного диалога между властью и обществом.
Удовлетворение потребности в информации и расширение возможности получать необходимую информацию достигается посредством расширения охвата населения СМИ.
20. Основу информационного поля Костромской области составляют 22 государственных печатных СМИ Костромской области (областные газеты "Северная правда", "Костромские ведомости" и 20 районных газет), 1 государственное электронное СМИ - областное государственное бюджетное учреждение "Областная телерадиокомпания "Русь" (далее - ОГБУ "ОТРК "Русь").
21. Несмотря на уменьшение численности населения в регионе (в 2011 году - 666 391 человек, в 2012 году - 661 764 человека, в 2013 году - 658 906 человек) совокупный тираж государственных печатных СМИ Костромской области остается достаточно стабильными превышает 75 тысяч экземпляров (в 2011 году - около 75,2 тыс. экземпляров, в 2012 году - 75,23 тыс. экземпляров, в2013 году- 75,28 тыс. экземпляров). Это говорит о том, что государственные печатные СМИ Костромской области остаются востребованными у населения и являются более доступными по подписной цене в сравнении с частными изданиями.
22. Следует отметить, что конституционное право граждан на получение объективной информации о деятельности губернатора Костромской области и ИОГВ Костромской области, выполнение задачи по защите национальных интересов России, по укреплению положительного имиджа Костромской области в российском информационном пространстве обеспечивается, в первую очередь, государственными СМИ Костромской области. Именно они несут основную информационную нагрузку на территории Костромской области.
23. Механизмы влияния органов власти региона на концепцию вещания федеральных каналов и тематику публикаций общероссийских периодических и электронных СМИ практически отсутствуют. В связи с этим в Костромской области проводится целенаправленная поддержка и развитие местных периодических печатных изданий и ОГБУ "ОТРК "Русь".
24. Основными проблемами в сфере развития и применения информационных технологий являются:
1) отсутствие централизованных хранилищ данных. Практически весь массив информации, необходимой для принятия управленческих решений, в регионе есть, но информация разбросана по учреждениям и ведомствам разного уровня, собирается в интересах ведомственных вертикалей и в комплексе для анализа недоступна. Ведомства, располагающие информационными ресурсами, как правило, имеют запрет на предоставление этих ресурсов внешним по отношению к этим ведомствам пользователям. Это же можно сказать и о муниципальных информационных системах. Возникают информационные коллизии, вызванные тем, что сведения об одном и том же объекте в различных информационных ресурсах дублируются, а иногда и существенно различаются;
2) несовершенство регламентов и стандартов обмена информацией. Данная проблема порождает несовместимость информационных систем различных ведомств, формирует информационные барьеры на межведомственном и межрегиональном уровнях;
3) проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности. Низкий уровень информационной грамотности населения, отсутствие единой концепции обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных в ИОГВ Костромской области, государственных и муниципальных учреждениях в Костромской области, недостаточное количество специалистов по информационной безопасности, сложность и высокая цена специализированного оборудования могут "свести на нет" положительный эффект, получаемый от активного использования информационно-коммуникационных технологий;
4) низкий уровень использования информационно-коммуникационных технологий в ОМС муниципальных образований Костромской области;
5) недостаточный уровень использования юридически значимого электронного документооборота в ИОГВ Костромской области и ОМС муниципальных образований Костромской области с использованием квалифицированной электронной подписи;
6) низкая пропускная способность каналов связи, по которым ОМС муниципальных образований Костромской области и ИОГВ Костромской области подключены к сетям общего пользования;
7) недостаточный уровень доступности получения государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна", в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
25. Основными проблемами в сфере развития государственных СМИ на территории Костромской области являются:
1) неудовлетворительная работа федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" по доставке корреспонденции подписчикам (аналогичная ситуация сложилась в большинстве регионов России). Нехватка почтальонов отрицательно сказывается и на ходе подписных кампаний последних лет, в связи с чем редакции вынуждены применять альтернативные формы подписки, влекущие дополнительные расходы (2012 год - подписной тираж 51 420 экземпляров, 2013 год - подписной тираж 50 612 экземпляров);
2) неурегулированность на федеральном уровне вопроса включения региональных телеканалов в цифровой пакет с целью перехода на цифровой формат и запланированное на 2015 год и последующие годы отключение аналогового телевещания в Российской Федерации. На сегодняшний день главной задачей является включение ОГБУ "ОТРК "Русь" в третий мультиплекс.
Вещание в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным, а с учетом ограниченности свободного радиочастотного ресурса модернизация аналоговых сетей вещания становится проблематичной. В случае отсутствия программного решения по модернизации областного телерадиовещания на региональном уровне, переводу его на цифровые технологии и увеличению времени собственного вещания возникает вероятность следующих последствий:
утрата позиций конкурентоспособности телерадиоканалов ввиду появления других качественных каналов в первом и во втором цифровых мультиплексах;
сокращение аудитории к 2020 году ввиду постепенного перехода телезрителей на цифровое телевидение;
возможные сбои (прекращение) деятельности ввиду аннулирования частот (аналоговых) и полного перехода на цифровое вещание;
ослабление единого информационного пространства Костромской области;
сокращение возможности оповещения населения при чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах и в особый период;
технологическое и качественное отставание областного телевидения от развития российского и зарубежного рынка телекоммуникаций;
3) низкая конкурентоспособность большинства государственных районных газет ввиду малопривлекательного и устаревшего черно-белого полиграфического исполнения. Современная конкурентная среда диктует необходимость перехода на полноцветный выпуск газет, что позитивно сказалось бы и на росте подписных тиражей, и на более активном привлечении рекламодателей, улучшило бы эстетическое восприятие печатной продукции. Однако финансовое состояние большинства районных газет не позволяет решить эту задачу самостоятельно.
Если говорить об экономической эффективности общественно-политической региональной прессы, то прибыльных изданий среди них недостаточно. В числе причин то, что редакции работают на территориях муниципальных образований с разной плотностью населения и его покупательской способностью, неодинаковой емкостью рекламного рынка. Так, например, чтобы добиться тиража в 3 - 4 тысячи экземпляров на территории муниципального образования с численностью населения 3 - 10 тысяч человек, газета должна быть доставлена практически в каждую семью. Но даже такой сравнительно немалый тираж выведет ее на самоокупаемость лишь в случае, если данное муниципальное образование отличает высокая экономическая активность компактно проживающего населения, востребованность рекламных услуг малым и средним бизнесом.
Поэтому ситуация в сфере периодических печатных СМИ общественно-политической и социальной направленности требует государственной финансовой поддержки.
26. Решение вышеуказанных проблем в сфере реализации государственной программы не может быть достигнуто комплексом мероприятий и требует программно-целевого подхода: взаимно увязанных последовательных действий, организации единого механизма реализации и эффективного управления этим процессом, полноценного финансового обеспечения, контроля за эффективностью проводимых мероприятий и получением ожидаемых результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.