Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния в сфере управления общественными финансами Костромской области
10. Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Костромской области.
11. Динамика основных параметров консолидированного и областного бюджета за 2012 - 2013 годы приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
Динамика
основных параметров консолидированного и областного бюджета за 2012 - 2013 годы
Наименование показателя |
Исполнение за 2012 год |
Исполнение за 2013 год |
2013 год к 2012 году, проценты |
|||
консолидированный бюджет |
областной бюджет |
консолидированный бюджет |
областной бюджет |
консолидированный бюджет |
областной бюджет |
|
Доходы - всего, млн. рублей |
24 778,5 |
19 911,6 |
25 605,1 |
19 797,6 |
103,3 |
99,4 |
налоговые и неналоговые доходы, млн. рублей |
16 572,4 |
11 711,6 |
18 020,8 |
12 234,1 |
108,7 |
104,5 |
безвозмездные поступления, млн. рублей |
8 206,0 |
8 200,0 |
7 584,2 |
7 563,5 |
92,4 |
92,2 |
Расходы - всего, млн. рублей |
24 751,7 |
19 875,7 |
27 486,5 |
21 972,6 |
111,0 |
110,6 |
Дефицит (-), профицит (+), млн. рублей |
26,8 |
36,0 |
-1 881,5 |
-2 175,0 |
|
|
12. По итогам 2013 года объем доходов консолидированного бюджета Костромской области составил 25 605,1 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы в сумме 18 020,8 млн. рублей, или 70,4 процента, безвозмездные поступления в сумме 7 584,2 млн. рублей, или 29,6 процента.
Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области увеличились по сравнению с 2012 годом на 1 448,4 млн. рублей, или на 8,7 процента. По темпам роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет региона за 2013 год Костромская область занимает 8-е место в Центральном федеральном округе и 24-е место в Российской Федерации.
13. Собственные доходы консолидированного бюджета Костромской области в 2013 году в основном формировались за счет следующих источников:
налог на доходы физических лиц - 36,1 процента (6 508,9 млн. рублей);
налог на прибыль организаций - 17,8 процента (3 206,6 млн. рублей);
акцизы - 10,6 процента (1 918,9 млн. рублей);
налог на имущество организаций - 7,2 процента (1 306,1 млн. рублей);
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 6,3 процента (1 141,7 млн. рублей).
14. Объем расходов консолидированного бюджета Костромской области за 2013 год составил 27 486,5 млн. рублей, что на 2 734,8 млн. рублей, или 11,0 процентов, больше уровня предыдущего года.
Бюджетная политика региона направлена на повышение уровня и качества жизни наиболее незащищенных категорий населения и адресное решение социальных проблем.
Наибольший удельный вес в общем объеме расходов составили расходы на образование - 30,2 процента (8 296,6 млн. рублей), здравоохранение - 16,4 процента (4 502,0 млн. рублей), социальную политику - 15,1 процента (4 140,5 млн. рублей), поддержку национальной экономики - 14,5 процента (3 982,1 млн. рублей).
15. Приоритетным направлением расходования средств является финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года), задающими вектор социально-экономического развития региона.
Для обеспечения расходов, связанных с повышением оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, объем ассигнований, выделенных в рамках консолидированного бюджета региона на 2013 год, составил 1 163,3 млн. рублей.
16. В 2013 году бюджетам муниципальных образований Костромской области передано межбюджетных трансфертов в сумме 6 362,1 млн. рублей, данные средства предоставлялись исходя из реальных потребностей муниципальных образований на первоочередные расходы.
17. Областной бюджет в 2013 году исполнен с дефицитом в сумме 2 175,0 млн. рублей. Уровень дефицита областного бюджета не превышает предельных значений, установленных бюджетным законодательством.
Бюджеты городских округов за 2013 год исполнены с профицитом в сумме 289,1 млн. рублей, бюджеты муниципальных районов - с дефицитом в сумме 10,6 млн. рублей.
18. По состоянию на 1 января 2014 года государственный долг Костромской области составил 11 757,7 млн. рублей, или 96,1 процента от исполнения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2013 год. По уровню долговой нагрузки положение Костромской области относительно других регионов Российской Федерации и Центрального федерального округа не ухудшилось.
В структуре государственного долга Костромской области долговые обязательства в виде ценных бумаг составляют 50,2 процента (5 900,0 млн. рублей), бюджетные кредиты из федерального бюджета - 28,2 процента (3 313,7 млн. рублей), краткосрочные банковские кредиты - 21,6 процента (2 544,0 млн. рублей).
Взвешенная долговая политика в сочетании с ростом собственных доходов консолидированного бюджета Костромской области позволяют поддерживать уровень кредитоспособности региона на стабильном уровне. В августе 2013 года долгосрочные кредитные рейтинги Костромской области подтверждены на уровне "B+". Во втором полугодии 2013 года долгосрочный прогноз по кредитным рейтингам повышался до позитивного уровня.
19. Объем муниципального долга на 1 января 2014 года составил 3 468,1 млн. рублей, из них долговые обязательства перед областным бюджетом - 2 174,1 млн. рублей, или 62,7 процента.
Для урегулирования долговых обязательств муниципальных образований перед областным бюджетом в 2013 году проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным местным бюджетам до 2010 года.
20. Просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета Костромской области за 2013 год сокращена на 9,6 процента и по состоянию на 1 января 2014 года составила 1 299,3 млн. рублей, в том числе по областному бюджету - 444,2 млн. рублей, или 34,2 процента.
21. В 2013 - 2014 годах создана нормативная правовая база для перехода на трехлетний цикл бюджетного планирования и расширения сферы применения программно-целевых методов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области:
внесены изменения в Закон Костромской области от 28 декабря 2007 года N 248-4-ЗКО "О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона Костромской области об областном бюджете", предусматривающие включение в бюджетный процесс государственных программ Костромской области;
постановлением департамента финансов Костромской области от 29 июля 2013 года N 11 "О внесении изменений в постановление департамента финансов Костромской области от 28 июля 2011 года N 20" уточнены порядок и методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета в части планирования расходов на реализацию государственных программ и подходов к расчету бюджетных проектировок на три года;
постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области" утвержден порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области;
распоряжением администрации Костромской области от 26 марта 2013 года N 58-ра "Об утверждении Перечня государственных программ Костромской области" определен перечень государственных программ Костромской области и сроки их утверждения.
22. В целях совершенствования межбюджетных отношений в 2013 году установлены механизмы определения критериев выравнивания финансовых возможностей поселений и выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, определения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
23. В сфере управления общественными финансами реализованы мероприятия по укреплению собственной доходной базы консолидированного бюджета Костромской области, выявлению имеющихся резервов увеличения доходов и вовлечению их в бюджет.
В рамках работы по мобилизации доходов в областной бюджет обеспечены:
реализация Соглашения о взаимодействии Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Костромской области, Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Костромской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области, государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области (далее - органы местного самоуправления) по увеличению собираемости платежей по транспортному налогу в консолидированный бюджет области;
инвентаризация земельных участков и привлечение к налогообложению объектов недвижимости;
мероприятия по легализации "теневой" заработной платы;
постановка на налоговый учет обособленных подразделений организаций, зарегистрированных в других регионах и осуществляющих деятельность на территории Костромской области, а также контроль за деятельностью предприятий, представляющих "нулевую" отчетность.
По итогам 2013 года бюджетный эффект от проведения мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Костромской области составил 497,0 млн. рублей.
24. В регионе реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
В 2013 году проведены организационно-штатные мероприятия в бюджетной сфере, в том числе ликвидировано 2 областных государственных учреждения и 2 филиала областных государственных учреждений, реорганизовано в форме объединения 5 областных государственных учреждений.
Сокращены необязательные расходы областного бюджета, связанные с осуществлением капитальных вложений, предоставлением субсидий бюджетным и автономным учреждениям на цели, не связанные с выполнением государственного задания, а также расходы на предоставление бюджетных инвестиций.
Уточнена численность получателей региональных мер социальной поддержки и объем расходов на их предоставление.
Совокупный бюджетный эффект от выполнения плановых мероприятий по оптимизации расходов за 2013 год составил 176,7 млн. рублей.
25. Основными результатами реализации бюджетных реформ в Костромской области, проводимых до 2014 года, стали:
разграничение полномочий и, соответственно, расходных обязательств, и доходных источников бюджетов публично-правовых образований Костромской области;
упорядочение основных социальных обязательств;
введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание государственных услуг;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета;
последовательное совершенствование межбюджетных отношений;
составление прозрачной консолидированной бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Костромской области.
26. В то же время, несмотря на поступательное развитие, процесс формирования системы управления государственными финансами Костромской области еще не завершен.
В настоящее время в сфере управления государственными финансами Костромской области сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие долгосрочного социально-экономического прогнозирования, соотнесенного с бюджетным планированием;
процесс формирования бюджета в значительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами государственной политики Костромской области;
незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования государственных программ Костромской области;
недостаточная самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления при осуществлении своих бюджетных полномочий, низкая заинтересованность в наращивании собственной налоговой базы муниципальных образований;
практически предельный уровень дефицита областного бюджета;
накопленный объем государственного долга Костромской области и наличие просроченной кредиторской задолженности областного бюджета.
27. Необходимость разработки Государственной программы обусловлена:
"обеспечительным" характером данной Государственной программы, которая ориентирована на создание общих условий и механизмов финансового обеспечения реализации государственных программ Костромской области;
консолидацией финансовых ресурсов в бюджетной системе Костромской области для решения задач социально-экономического развития региона;
масштабностью и сложностью задачи развития собственной доходной базы и повышения эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов в условиях замедления темпов экономического роста.
28. Реализация подпрограммы "Осуществление бюджетного процесса на территории Костромской области" позволит:
внедрить элементы долгосрочного бюджетного планирования в бюджетный процесс;
перейти к формированию областного бюджета в программном формате;
повысить качество бюджетного планирования и организации исполнения областного бюджета;
увеличить собственные доходы областного бюджета и повысить эффективность использования бюджетных средств;
обеспечить сбалансированность областного бюджета и устойчивость бюджетной системы региона.
29. Реализация подпрограммы "Совершенствование межбюджетных отношений в Костромской области" позволит:
выровнять финансовые возможности муниципальных образований Костромской области по решению вопросов местного значения;
повысить заинтересованность органов местного самоуправления в развитии собственной доходной базы;
обеспечить надлежащее выполнение органами местного самоуправления делегированных им полномочий.
30. Реализация подпрограммы "Управление государственным долгом Костромской области" позволит:
улучшить структуру государственного долга Костромской области;
обеспечить рефинансирование долговых обязательств региона по оптимальным процентным ставкам;
удлинить горизонт погашения долговых обязательств Костромской области.
31. Реализация подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Костромской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Костромской области" позволит эффективно организовать выполнение работ, направленных на достижение целей и решение задач Государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.