Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния в сфере экономического развития Костромской области
10. Костромская область - субъект Российской Федерации, входящий в Центральный федеральный округ (далее - ЦФО). Областной центр - г. Кострома, который входит в состав "Золотого кольца России". Территория Костромской области составляет 60,2 тыс. кв. км, население - 656,4 тыс. человек. Область граничит с Ярославской, Вологодской, Кировской, Нижегородской и Ивановской областями.
11. Костромская область имеет выгодное транспортно-географическое положение - в центре европейской части Российской Федерации, что является предпосылкой для превращения области в центр, обеспечивающий межрегиональное и международное взаимодействие в экономической, информационно-коммуникационной, транспортной, социальной, культурной и других сферах. Через территорию области проходят основные железнодорожные, водные и автомобильные магистрали, соединяющие северо-запад с восточными регионами Российской Федерации.
12. Территория области покрыта густой сетью рек, болот, озер и водохранилищ. По ней протекает 3 610 малых и больших рек. Наиболее крупные озера - Галичское и Чухломское.
13. Костромская область обладает богатыми запасами лесных ресурсов: 74% ее площади покрыто лесами, из них эксплуатационные леса составляют 86%. Общий запас древесины - 711 млн. куб. м. В лесном фонде преобладают березовые насаждения (41,8%), доля хвойных лесов - 46,6%, из них сосна - 22,6%, ель - 23,9%.
14. На территории Костромской области выявлено и разведано 1 158 месторождений общераспространенных полезных ископаемых, из них 516 месторождений строительных материалов, 614 месторождений торфа и 28 - сапропеля. Кроме общераспространенных полезных ископаемых, на территории области имеются месторождения горючих углистых сланцев и фосфоритов, а также выявлены прогнозные ресурсы по углеводородному сырью, титаноциркониевым россыпям, золоту, поваренной соли и минеральным пигментам. Широкое распространение имеют минеральные подземные воды различного состава и минерализации.
15. Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики области - промышленное производство, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство. На них приходится порядка 70% в структуре ВРП.
Основные показатели развития Костромской области в 2010 - 2014 годах представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
ВРП, млрд. рублей |
98,1 |
116,6 |
131,6 |
143,1 |
154,0* |
Темп роста ВРП в сопоставимых ценах, % |
106,3 |
103,9 |
104,1 |
102,3 |
100,4* |
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей |
15,1 |
17,6 |
21,2 |
22,3 |
27,5 |
Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, % |
124,9 |
109,4 |
113,8 |
100,2 |
119,8 |
Объем отгруженной промышленной продукции, млрд. рублей |
92,3 |
111,3 |
127,3 |
134,0 |
134,4 |
Индекс промышленного производства, % |
115,7 |
108,2 |
103,7 |
104,6 |
99,6 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % |
89,1 |
115,2 |
100,3 |
96,2 |
99,3 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м |
151,4 |
156,4 |
204,7 |
228,2 |
328,3 |
Темп роста объема ввода в действие жилых домов, % |
84 |
103,3 |
130,9 |
111,5 |
143,9 |
Оборот розничной торговли, млрд. рублей |
49,2 |
57,6 |
63,3 |
69,0 |
75,3 |
Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, % |
113,8 |
108,3 |
104,9 |
102,6 |
101,9 |
110,9 |
105,7 |
107,5 |
107,4 |
111,0 |
|
Среднемесячная заработная плата, рублей |
13 526 |
14 891 |
16 895,5 |
19 156,5 |
20 855,3 |
____________________
* Оценка.
16. Один из важнейших показателей, характеризующий конечный результат производственной деятельности области - объем ВРП - на протяжении ряда лет демонстрирует положительную динамику развития.
17. Промышленный комплекс - основная составляющая экономики области. Он формирует порядка 33% ВРП. В структуре промышленного производства высока доля высоко- и среднетехнологичных обрабатывающих производств: топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химического производства.
18. Доля сельского хозяйства в структуре ВРП составляет 7%. Сельское хозяйство имеет мясо- молочную специализацию с развитым яичным птицеводством.
19. Доля потребительского рынка в структуре ВРП ежегодно растет: с 16,5% в 2010 году до 17,5% в 2014 году (оценка). Доля поступлений налогов и сборов от предприятий оптовой и розничной торговли в общем объеме налоговых платежей организаций региона во все уровни бюджетной системы Российской Федерации составляет около 12%.
20. Одним из основных направлений развития экономики Костромской области является развитие предпринимательства. Малый и средний бизнес оказывает действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики в целом. По итогам 2014 года удельный вес малого и среднего предпринимательства в структуре ВРП области составляет порядка 30%.
21. Основные направления развития реального сектора экономики на долгосрочный период определены в Стратегии социально-экономического развития Костромской области до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года N 189-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года). Это:
развитие приоритетных отраслей и производственных комплексов с целью создания новых высокотехнологичных производств, модернизации и расширения имеющейся технической базы, выпуска новой конкурентоспособной продукции;
реализация кластерного подхода к развитию промышленного потенциала области, в том числе посредством межмуниципального сотрудничества;
повышение обеспеченности потребностей экономики области трудовыми ресурсами в оптимальной профессионально-квалификационной структуре;
повышение инвестиционной привлекательности региона посредством активизации инвестиционно-инновационной деятельности и обеспечения, в конечном счете, эффективного воспроизводства, в том числе через развитие механизмов государственно-частного партнерства;
развитие конкуренции, потребительского рынка, малого и среднего предпринимательства.
Максимальное использование имеющегося потенциала региона, реализация в реальном секторе экономики крупных инвестиционных проектов позволят обеспечить стабильный экономический рост и повысить уровень жизни населения области.
Промышленное производство
22. Промышленность является основной отраслью экономики Костромской области, которая формирует треть ее ВРП.
23. Предприятия Костромской области являются лидерами в России по производству грузоподъемного оборудования, деталей цилиндро-поршневой группы, элементов микропроцессорной системы управления двигателем, продукции судостроения, хлопчатобумажной пряжи, пиломатериалов, древесноволокнистых и древесностружечных плит, фанеры, ламинированных половых и настенных плит.
К наиболее крупным и стабильно развивающимся промышленным предприятиям области относятся: ОАО "Газпромтрубинвест" (производство труб для нефтегазовой промышленности), АО "Галичский автокрановый завод" (строительно-дорожное машиностроение), ЗАО "Костромской завод автокомпонентов" (производство деталей цилиндро-поршневой группы), ЗАО "Электромеханический завод "Пегас" (производство микропроцессорных систем управления двигателем, бортовой и кабельной сети для гражданских самолетов), хлопкопрядильная фабрика ООО "Совместное предприятие "Кохлома", ООО "БКЛМ" (производство хлопчатобумажных тканей), ОАО "Красносельский Ювелирпром", ОАО "Костромской ювелирный завод", ООО "Костромская ювелирная фабрика "Топаз", ООО "Ювелирный завод "Аквамарин", ООО "Красносельский ювелирный завод "Диамант" и другие.
24. На территории региона продолжают развиваться отраслевые территориальные производственные комплексы, имеющие хороший конкурентный потенциал во всероссийском, а по отдельным направлениям - в международном масштабе. Это:
ювелирный центр в с. Красное-на-Волге и г. Костроме;
металлургический комплекс в г. Волгореченске;
машиностроительный комплекс в г. Костроме и г. Галиче;
центр химической промышленности в г. Буе.
25. В результате в 2010 - 2013 годах промышленность Костромской области продемонстрировала устойчивый рост. Индекс промышленного производства за этот период составил: в 2010 году - 115,7%, в 2011 году - 108,2%, в 2012 году - 103,7%, в 2013 году - 104,6%.
В 2014 году индекс промышленного производства составил 99,6%, что ниже среднероссийского уровня (101,7%) и ниже, чем в среднем по ЦФО (101,3%). По темпам роста промышленного производства область в 2014 году заняла 15 место в ЦФО. Это обусловлено, прежде всего, сложной геополитической обстановкой в стране, нестабильностью валютных курсов, изменением рыночной конъюнктуры.
На снижение интегрального показателя промышленного производства наиболее сильно повлияла ситуация в отраслях по производству машин и оборудования (сокращение на 25,7%), транспортных средств (на 30,4%), в текстильном и швейном производстве (на 13,3%).
26. Основными видами промышленного производства в Костромской области являются:
производство электрической и тепловой энергии (26,5% от общего объема промышленного производства в стоимостном выражении);
производство ювелирных изделий (20,3%);
машиностроительное и металлургическое производства (19,6%);
обработка древесины и производство изделий из дерева (16,2%).
Промышленность Костромской области представляет собой многоотраслевой комплекс, насчитывающий порядка 420 крупных и средних предприятий с численностью работающих порядка 53 тыс. человек. Это на 4% меньше, чем в 2012 году, и на 14% меньше, чем в 2008 году. Снижение числа работающих в отрасли можно объяснить, прежде всего, объективным снижением численности трудоспособного населения области, профессионально-квалификационным несоответствием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, а также низким уровнем трудовой мобильности.
27. В современных экономических условиях у промышленных предприятий региона остается много нерешенных проблем. Основные из них:
высокая степень физического и морального износа основных фондов предприятий, недостаточные темпы их обновления. Доля устаревших машин на некоторых производствах (в особенности текстильной и швейной промышленности) превышает 90%. Как результат - низкое качество выпускаемой продукции и низкая производительность труда;
отсутствие в достаточном объеме собственных оборотных средств предприятий для проведения грамотной амортизационной и маркетинговой политики;
ограниченность возможности получения заемных финансовых средств на доступных условиях. Проблема заключается, прежде всего, в высоких процентных ставках по кредитам, отсутствии гарантий и залогового имущества в достаточных объемах;
низкая инновационная восприимчивость, недостаточная развитость в регионе инфраструктуры инновационной деятельности, недостаточная связь науки и производства. При этом недостаточность собственных и труднодоступность заемных средств лишает предприятия возможности внедрения инноваций в производство;
недостаточная квалификация рабочей силы всех уровней, низкий престиж рабочих профессий, диспропорции в подготовке кадров для промышленности;
низкий уровень газификации Костромской области. Доля газификации Костромской области немногим превышает 50%. Этот фактор оказывает комплексное сдерживающее влияние на развитие производств - увеличение затрат на энергоресурсы, повышение себестоимости продукции и, как следствие, снижение ее конкурентоспособности.
28. Реализация Программы позволит:
обеспечить развитие производственного потенциала, проведение технического перевооружения и модернизации производственных мощностей в промышленном комплексе региона;
активизировать инновационную деятельность на предприятиях области;
обеспечить импортозамещение, а также расширение рынков сбыта продукции промышленного производства;
увеличить оборот продукции, производимой промышленными предприятиями региона;
увеличить налоговые поступления от хозяйствующих субъектов в консолидированный бюджет области;
обеспечить занятость населения на промышленных предприятиях области.
Инвестиционная деятельность
29. По совокупности природно-климатических и географических условий Костромская область является инвестиционно привлекательным регионом. Выгодное транспортно-географическое положение, обладание крупнейшими в европейской части России запасами леса, наличие высокорентабельных для освоения месторождений общераспространенных полезных ископаемых, богатейшее историко-культурное наследие, высокий научный и кадровый потенциал, энергоизбыточность региона являются хорошей предпосылкой для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе.
30. На протяжении ряда лет в регионе отмечается положительная динамика объема инвестиций в основной капитал. Так, в 2014 году прирост объема инвестиций в основной капитал по сравнению с 2013 годом в Костромской области составил 19,8%, тогда как в среднем по Российской Федерации и по регионам ЦФО произошло его снижение (на 2,7% и 1,1% соответственно).
Порядка 65% общего объема инвестиций в Костромской области было направлено на техническое перевооружение и модернизацию производства. Именно это направление обеспечивает максимальную эффективность вложенных средств, модернизацию экономики, рост производства.
31. Приток инвестиций в Костромскую область в существенной мере связан с реализацией крупных проектов в таких сферах, как обрабатывающие производства, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды:
ОАО "Газпромтрубинвест" "Организация производства труб среднего диаметра в рамках стратегии развития", объем инвестиций - свыше 10 млрд. рублей;
ООО "НОВ Кострома" "Организация производства буровых установок на территории г. Волгореченска", объем инвестиций - свыше 2,7 млрд. рублей;
ЗАО "Межрегион Торг Инвест" "Реконструкция завода по производству цементно-стружечных плит и строительству новой линии ЦСП", объем инвестиций - свыше 5 млрд. рублей;
НАО "СвезаМантурово" "Реконструкция, модернизация производства фанеры и развитие предприятия", объем инвестиций - 1,7 млрд. рублей;
ООО "Русский кролик" "Создание кролиководческого кластера на территории Костромской области", объем инвестиций - свыше 1,16 млрд. рублей;
ЗАО "Электромеханический завод "Пегас" "Создание механообрабатывающего производства деталей для гражданской авиации", объем инвестиций - 0,6 млрд. рублей.
Создан индустриальный парк "Волгореченский" в г. Волгореченске и многофункциональный парк "Индустриальный" в г. Костроме. На территории индустриального парка "Волгореченский" производства разместили такие предприятия, как ОАО "Газпромтрубинвест", ООО "НОВ Кострома", ОАО "ИНТЕР РАО-Электрогенерация". Многофункциональный парк "Индустриальный" оснащен необходимой инфраструктурой. Специализация парка - автомобильная промышленность, производство строительных материалов и металлоконструкций, логистика.
32. Реализуемые в области крупные инвестиционные проекты создают предпосылки для достаточно высокого уровня инвестиционной активности в регионе, но не решают проблемы диспропорции инвестиций в территориальном разрезе. Неравномерное распределение инвестиций тормозит развитие отдельных муниципальных образований. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо проводить активную работу по улучшению инвестиционного потенциала в отдельных муниципальных образованиях, а также по расширению мер поддержки проектов, реализуемых внутренними инвесторами.
33. В этих целях создан и функционирует многоязычный инвестиционный портал с онлайн-форумом в режиме вопрос-ответ по наиболее интересующим инвесторов вопросам. На портале систематически обновляется информация о реализуемых и предлагаемых к реализации инвестиционных проектах, а также о свободных земельных участках и промышленных площадках. Инвестиционный потенциал Костромской области презентуется на различных выставках, форумах и тематических мероприятиях.
Усовершенствована нормативная правовая база, регламентирующая отношения в сфере инвестиционной деятельности: принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, направленных на поддержку инвестиционной деятельности, предоставление налоговых льгот, упрощение процедуры согласования инвестиционной документации.
Создан и функционирует Совет по инвестициям при губернаторе Костромской области, на котором публично и гласно рассматриваются все инвестиционные проекты.
34. Однако, несмотря на принимаемые администрацией Костромской области меры по повышению инвестиционной привлекательности региона, существует ряд ограничений, сдерживающих приток инвестиций в регион. Это:
низкая инвестиционная активность большинства муниципальных образований, а также недостаточная инвестиционная активность предприятий, инертность в работе с инвесторами;
неполная реализация принципа "одного окна" при работе с инвесторами и отсутствие единых регламентов проведения административных процедур в муниципальных образованиях региона;
недостаточная инфраструктурная насыщенность территории области, особенно в северо-восточной ее части, которая характеризуется низким уровнем газификации, разреженной транспортной сетью, недостаточным уровнем водоснабжения и водоотвода;
высокие затраты на технологическое присоединение к электрическим сетям для вновь создаваемых производств;
низкая инновационная активность бизнеса, связанная с недостатком высококвалифицированных кадров, несоответствием исследований и разработок, проводимых научно-техническим сектором, потребностям промышленности, отсутствием системы налоговых льгот для инновационных компаний;
несовершенная политика в области регионального маркетинга. В настоящее время у Костромской области нет зарегистрированного и узнаваемого инвестиционного бренда. Отсутствует стратегия маркетинга региона;
диспропорции в подготовке кадров по специальностям, востребованным инвесторами.
35. Решение перечисленных проблем и повышение инвестиционной привлекательности области возможно в рамках реализации мероприятий Программы по комплексному улучшению инвестиционного климата в регионе, активизации государственных, предпринимательских и общественных мероприятий по развитию экономики, созданию современных и модернизации действующих производств, расширению источников и увеличению объемов финансирования инвестиций, организации высокоэффективного инвестиционного процесса.
Система стратегического планирования и прогнозирования
36. Стратегическое планирование - обязательное условие роста эффективности государственного управления развитием региона и важнейший инструмент государственного регулирования развития экономики, который позволяет:
обеспечить координацию государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики;
определить внутренние и внешние условия, тенденции, ограничения, диспропорции, возможности, включая финансовые, социально-экономического развития области;
определить приоритеты социально-экономической политики, цели и задачи социально-экономического развития области;
определить ресурсы, выбрать пути и способы достижения целей и решения задач социально-экономической политики области;
сформировать комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач социально-экономической политики области;
обеспечить координацию действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;
организовать мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования.
37. В соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в Костромской области продолжается модернизация системы стратегического планирования социально-экономического развития области:
распоряжением администрации Костромской области от 12 декабря 2014 года N 272-ра "О плане подготовки документов стратегического планирования в Костромской области" утвержден План подготовки документов стратегического планирования в Костромской области на 2015 - 2016 годы;
в 2015 году приняты Закон Костромской области от 7 июля 2015 года N 722-5-ЗКО "О стратегическом планировании в Костромской области", а также порядки разработки и корректировки документов стратегического планирования;
в 2015 - 2016 годах планируется утвердить новые и откорректировать действующие документы стратегического планирования Костромской области.
38. Документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания и определяющим развитие экономического потенциала области на долгосрочную перспективу, является Стратегия социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года.
Она базируется на приоритетах Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р.
39. В рамках прогнозирования в регионе ежегодно на вариативной основе разрабатывается прогноз социально-экономического развития Костромской области на трехлетний период, который содержит ожидаемые показатели по всем направлениям социально-экономического развития, отражающие планируемые количественные и качественные результаты реализации намеченных в Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года целей и задач.
Начиная с 2015 года в целях координации стратегического и бюджетного планирования в регионе вводится практика утверждения прогноза социально-экономического развития Костромской области на долгосрочный период (12 и более лет) и разработанного на его основе бюджетного прогноза Костромской области на долгосрочный период.
40. В рамках планирования и программирования распоряжением администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года N 301-ра "О плане мероприятий ("дорожной карте") по достижению целевых установок, определенных Стратегией социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года для I этапа реализации на 2013 - 2015 годы" утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по достижению целевых установок, определенных Стратегией социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года.
Начиная с 2012 года в регионе осуществляется поэтапный переход к формированию областного бюджета по программному принципу на основе утвержденных государственных программ Костромской области. Их перечень установлен распоряжением администрации Костромской области от 26 марта 2013 года N 58-ра "Об утверждении Перечня государственных программ Костромской области". Главная задача программно-целевого метода заключается в том, чтобы обеспечить четкую увязку планируемых результатов с имеющимися бюджетными ресурсами и перейти от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счет расширения полномочий и повышения ответственности участников бюджетного процесса.
Государственные программы формируются исходя из долгосрочных целей социально-экономического развития области, содержат индикаторы их достижения, охватывают все основные сферы деятельности исполнительных органов государственной власти области и соответственно порядка 90% расходов областного бюджета.
В 2015 году на территории области реализуются 22 государственных программы с запланированным объемом финансирования из областного бюджета на сумму 17,8 млрд. рублей с привлечением средств федерального бюджета в сумме свыше 3 млрд. рублей.
41. Одной из основных проблем в сфере стратегического планирования является отсутствие единой методологической базы по разработке документов стратегического планирования, поэтому органам местного самоуправления муниципальных образований Костромской области оказывается консультационная и методическая помощь со стороны исполнительных органов государственной власти региона. В результате во всех муниципальных образованиях области приняты муниципальные программы в разных сферах социально-экономического развития.
42. В Костромской области насчитывается 179 муниципальных образований, в том числе 6 городских округов, 24 муниципальных района, 12 городских поселений и 137 сельских поселений, при этом порядка 70% населения области проживает в городах, а в сельской местности - менее 30%. Это обусловлено неразвитостью инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, а также отсутствием в большинстве муниципальных районов крупных и средних организаций производственной сферы.
43. Особенно эти тенденции характерны для северо-восточных районов области (Вохомский, Межевской, Октябрьский, Павинский, Поназыревский, Пыщугский муниципальные районы), поэтому для улучшения условий и качества жизненного пространства их жителей, обеспечения условий для сбалансированного социально-экономического развития территории реализуется программа "Социально-экономическое развитие северо-восточных районов Костромской области на период до 2020 года", утвержденная распоряжением администрации Костромской области от 9 апреля 2013 года N 77-ра "О программе "Социально-экономическое развитие северо-восточных районов Костромской области на период до 2020 года".
Территория, занимаемая этими районами, составляет 13,0 тыс. кв. км, или 21,7% территории Костромской области, среднегодовая численность постоянного населения в 2014 году - 33,9 тыс. чел. (5,2% населения области), средняя плотность населения - 2,6 чел. на 1 кв. км (в целом по области - 10,9 чел. на 1 кв. км).
Доля северо-востока в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды составляет в общеобластных показателях менее 1%. Удельный вес инвестиций в основной капитал организаций - 1,4% всего объема инвестиций по области.
44. В то же время северо-восточные районы области имеют достаточный потенциал социально-экономического развития, что обусловлено:
энергетической обеспеченностью и гарантированным предоставлением услуг по обеспечению электроэнергией новых предприятий;
богатыми запасами леса;
природно-климатическими условиями (экологически чистый природный комплекс, большое количество рек и озер, наличие уникальной экосистемы), а также историко-культурным наследием (туристический потенциал).
45. Развитие указанного потенциала ограничивается:
плохим состоянием дорог и подъездных путей, включая лесные дороги;
низким техническим и технологическим уровнем развития сельскохозяйственного производства;
существенным износом материально-технической базы предприятий и организаций, в т.ч. сельхозтехники, а также производственных мощностей предприятий добывающих и обрабатывающих производств;
высокими затратами на логистику;
отсутствием газификации;
дефицитом кадров, связанным в том числе с общим сокращением и старением населения в сельской местности.
46. Два муниципальных образования Костромской области вошли в общероссийский перечень моногородов - г. Мантурово и г. Галич. В зависимости от рисков ухудшения социально-экономического положения они отнесены ко второй категории моногородов "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения".
По итогам 2014 года социально-экономическое положение моногородов Костромской области оценивается как устойчивое.
47. На долю градообразующего предприятия г. Галича - АО "Галичский автокрановый завод", входящего в тройку лидеров российских производителей крановой техники, - приходится порядка 90% в объеме отгрузки обрабатывающих предприятий г. Галича и около 30% - в численности работников организаций в муниципальном образовании.
48. На долю градообразующего предприятия г. Мантурово - НАО "СвезаМантурово", производящего фанеру, - приходится около 90% в объеме отгрузки обрабатывающих предприятий г. Мантурово и порядка 17% - в численности работников организаций в муниципальном образовании.
В обоих моногородах реализуются комплексные инвестиционные планы модернизации.
49. Социально-экономическое развитие моногородов Костромской области сдерживают:
отсутствие инвестиционных проектов, реализуемых в сферах, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия;
нехватка квалифицированных кадров, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы;
недостаточная обеспеченность объектами социальной инфраструктуры;
высокий износ основных фондов транспортной и инженерной инфраструктуры;
отсутствие газификации (г. Мантурово).
50. Реализация Программы позволит:
усовершенствовать и обеспечить функционирование в регионе системы стратегического планирования;
смягчить диспропорции в социально-экономическом развитии северо-восточных районов Костромской области;
сохранить стабильную социально-экономическую ситуацию в моногородах Костромской области, обеспечить создание условий и предпосылок для диверсификации экономики моногородов, в т.ч. на основе развития малого и среднего предпринимательства.
Торговля
51. Торговля входит в число ведущих отраслей экономики, определяющих направление и результаты развития Костромской области. Доля торговой отрасли в структуре формировании внутреннего регионального продукта составляет около 17%.
В то же время начиная с 2011 года в соответствии с общероссийскими реалиями наблюдается замедление темпов роста оборота розничной торговли: если в 2010 году индекс физического объема оборота розничной торговли составил 113,8% по сравнению с предыдущим годом, то в 2014 году - только 101,9%. Сдерживающее влияние на динамику потребительского спроса оказало снижение темпов роста реальных денежных доходов населения и потребительского кредитования, увеличение склонности населения к сбережениям.
52. По объему оборота розничной торговли в расчете на душу населения Костромская область в 2012 году переместилась с 16 места среди регионов ЦФО на последнее 18, сохранив эту позицию в 2013 - 2014 годах.
Несмотря на это, торговая отрасль является одним из лидеров по обеспечению занятости населения: в ней осуществляет свою трудовую деятельность каждый шестой работающий житель региона.
53. По состоянию на 1 января 2015 года в регионе насчитывалось около 5,4 тыс. торговых объектов, суммарная торговая площадь которых более 587 тыс. кв. м, из них более 4,6 тыс. стационарных, порядка 1 тыс. - нестационарных.
Ежегодно происходит изменение структуры товарооборота по каналам реализации продукции: если в 2010 году удельный вес товарооборота на рынках и ярмарках области составлял 8,0%, то в 2014 году - только 3,5%, при этом доля оборота розничных торговых сетей увеличилась с 12,9% до 21,8%. Это связано, главным образом, с активным распространением на территории области современных форматов торговли. За последние 3 года количество сетевых продовольственных магазинов в области увеличилось более чем на треть.
54. По показателю обеспеченности населения площадью торговых объектов Костромская область находится в числе лидеров среди регионов ЦФО (по состоянию на 1 января 2015 года - 893,6 кв. м в расчете на 1 000 жителей).
Однако торговая сеть неравномерно распределена по территории области, сохраняется значительная дифференциация по уровню развития торговли и обеспеченности торговыми площадями сельского и городского населения. Например, на долю 6 городских округов приходится около 75% торговых площадей. На долю муниципальных районов, где проживает более 40% населения Костромской области, приходится одна четвертая часть площадей торговых объектов.
При этом отдаленные и труднодоступные территории Костромской области зачастую испытывают острый дефицит торговых объектов (вплоть до полного их отсутствия).
55. В сфере потребительского рынка Костромской области можно отметить ряд проблемных вопросов, сдерживающих его развитие. Основные из них:
недостаток торговых площадей на отдельных территориях и территориальная диспропорция в размещении и развитии торговой инфраструктуры;
несовершенство законодательной базы, регламентирующей осуществление нестационарной, мобильной и ярмарочной торговли;
недостаток информированности населения о потенциально возможных местах для организации торговой деятельности;
трудности сбыта продукции местных товаропроизводителей в розничные торговые сети федерального и межрегионального значения в связи с требованиями более значительных объемов поставок, в том числе через центральные распределительные центры (оптовые склады), входящие в структуру сетей, чем местные товаропроизводители в состоянии обеспечить;
существенное количество партий пищевых продуктов, не соответствующих требованиям нормативных документов, реализуемых в торговых сетях региона (на основе лабораторных исследований образцов продовольственных товаров по 14 товарным группам).
56. Решение обозначенных вопросов планируется в ходе реализации Программы посредством следующего комплекса мер:
развитие современных форматов торговли, повышение уровня конкуренции между торговыми компаниями;
стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок и т.п.;
организация эффективных схем товародвижения, в том числе по отдаленным населенным пунктам и населенным пунктам, не имеющим стационарной сети;
продвижение на потребительский рынок продукции местных товаропроизводителей;
повышение качества и безопасности товаров, реализуемых на территории Костромской области.
57. В конечном счете целью развития потребительского рынка Костромской области является бесперебойное обеспечение населения качественными товарами в достаточном объеме и ассортименте по доступным ценам, формирование благоприятной конкурентной среды для участников рынка.
Развитие сферы размещения заказов для государственных нужд Костромской области
58. Регулирование системы государственных и муниципальных закупок осуществляется Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В целях централизации, эффективности закупок для обеспечения нужд Костромской области, государственных бюджетных учреждений Костромской области и противодействия коррупции при проведении закупок в Костромской области создано уполномоченное учреждение - областное государственное казенное учреждение "Агентство государственных закупок Костромской области" (далее - ОГКУ "АГЗКО").
59. В состав системы закупок для государственных заказчиков Костромской области и бюджетных учреждений Костромской области входят 389 областных заказчиков (областные государственные бюджетные и казенные учреждения, органы государственной власти Костромской области), контролирующим органом в сфере закупок является департамент финансового контроля Костромской области.
60. В 2014 году для государственных нужд области размещено заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму 5,0 млрд. рублей, в том числе через ОГКУ "АГЗКО" - 3,8 млрд. рублей, из них 17,2% - у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Общая экономия бюджетных и внебюджетных средств, полученная по результатам закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд области, составила 240,7 млн. рублей, или 4,6% от первоначальной цены контракта.
61. Оценочный уровень конкуренции в 2014 году по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенным ОГКУ "АГЗКО", составил 2,3 участника на одну проведенную процедуру.
62. Учитывая сложившиеся экономические условия, в Костромской области особое внимание уделяется расширению практики проведения совместных торгов для отраслевых заказчиков на одноименные товары. В 2014 году проведено 7 совместных аукционов для 49 заказчиков на приобретение медикаментов и топлива с общей начальной ценой контрактов в размере 17,4 млн. рублей. По итогам заключенных контрактов экономия составила свыше 1,5 млн. рублей.
В целях импортозамещения особая роль при проведении закупок отводится отечественным, в том числе местным товаропроизводителям: в 2014 году с применением льгот и ограничений для отечественного производителя проведены 404 конкурентные процедуры, в дальнейшем планируется ежегодное увеличение данного показателя.
63. В 2014 году в УФАС России по Костромской области подано 148 жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок. Из них 6,8% признаны обоснованными в части неправомерных действий уполномоченного учреждения (в 2013 году - 9,0%).
64. Актуальной проблемой в сфере закупок остается невысокий уровень конкуренции. Значительная часть торгов признается несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Одной из причин этого является недостаточное знание предпринимателями правил участия в государственных закупках. В связи с этим разработаны и размещены на официальном сайте департамента экономического развития Костромской области методические материалы для заказчиков и поставщиков, участвующих в закупках, организуется и проводится централизованное обучение контрактных управляющих, членов контрактных служб заказчиков.
65. Реализация Программы позволит:
минимизировать количество нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
обеспечить повышение профессионального уровня специалистов заказчиков в сфере закупок;
осуществлять централизованное управление закупками товаров, работ, услуг заказчиков на всех стадиях процесса (планирования, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), мониторинга, аудита и контроля);
организовать планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг в увязке с бюджетным процессом;
создать единое региональное информационное пространство в сфере закупок товаров, работ, услуг, с целью обеспечения единого подхода заказчиков к форме и содержанию документов, формируемых в процессе осуществления закупок товаров, работ, услуг;
обеспечить расширение практики проведения совместных закупок по одноименным группам товаров, а также увеличение доли закупок конкурентными способами у субъектов малого предпринимательства, увеличение количества конкурентных процедур с применением льгот и ограничений для отечественного производителя;
осуществлять совершенствование регионального законодательства о контрактной системе и разработку предложений по совершенствованию федерального законодательства о контрактной системе.
Малое и среднее предпринимательство
66. Малое и среднее предпринимательство присутствует практически во всех отраслях экономики региона. По итогам 2014 года в Костромской области зарегистрировано 23 284 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 104 средних предприятия, 6 702 малых предприятия, из них 5 567 - микропредприятия, и 16 478 индивидуальных предпринимателей.
Динамика изменений в сфере малого и среднего предпринимательства Костромской области в 2013 - 2014 годах приведена в таблице N 2.
Таблица N 2
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
% 2014 к 2010 году |
Средние предприятия | ||||||
Количество, единиц |
88 |
63 |
70 |
60 |
104 |
118,2 |
Среднесписочная численность работающих, тыс. человек |
8,5 |
8,2 |
6,7 |
6,6 |
5,9 |
69,4 |
Оборот, млн. рублей |
14 700 |
19 400 |
26 300 |
19600 |
18800 |
127,9 |
Малые предприятия (без учета микропредприятий) | ||||||
Количество, единиц |
1 107 |
1 174 |
1 196 |
1 148 |
1 135 |
102,5 |
Среднесписочная численность работающих, тыс. человек |
33,6 |
34,2 |
35,4 |
34,1 |
31,8 |
94,6 |
Оборот, млн. рублей |
42 400 |
56 200 |
46 400 |
49200 |
47700 |
112,5 |
Микропредприятия | ||||||
Количество, единиц |
5 944 |
6 423 |
7 170 |
7 456 |
5 567 |
93,7 |
Среднесписочная численность работающих, тыс. человек |
26,8 |
12,2 |
16,9 |
18,1 |
14,9 |
55,6 |
Оборот, млн. рублей |
21 000 |
21 600 |
33 000 |
38600 |
39100 |
186,2 |
Индивидуальные предприниматели | ||||||
Количество, единиц |
17 321 |
21 011 |
19 485 |
16177 |
16478 |
95,1 |
Количество работающих у индивидуальных предпринимателей, тыс. человек (расчет) |
49,5 |
52,9 |
60 |
55,2 |
56,2 |
113,5 |
Оборот, млн. рублей |
50 300 |
51 100 |
51 000 |
61200 |
61200 |
121,7 |
67. В 2014 году поступления налогов по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет Костромской области составили 1 791,5 млн. рублей, что выше показателя 2010 года в 1,8 раза.
68. Структурное распределение малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности на протяжении ряда лет существенно не меняется, однако отличается от общероссийской ситуации. В отличие от других субъектов Российской Федерации, в Костромской области наблюдается превышение доли количества предприятий малого бизнеса, занятых обрабатывающими производствами, над предприятиями сферы оптовой и розничной торговли: 28,1% малых предприятий области занимается обрабатывающим производством, 21,4% - оптовой и розничной торговлей, 15,1% - операциями с недвижимым имуществом, 12,8% - сельским хозяйством, 9,4% - строительством.
69. Среднемесячная заработная плата одного работника в малых предприятиях (без микропредприятий) составила в 2014 году 13 501,78 рублей и выросла по сравнению с 2010 годом на 31,9% (в целом по экономике области - в 1,5 раза).
70. В настоящее время в области созданы основные элементы региональной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на удовлетворение их потребностей в консультационной, имущественной, информационной и иных видах поддержки.
71. За счет средств федерального бюджета в 2007 году введен в эксплуатацию бизнес-инкубатор Костромской области, наделенный имущественным комплексом, созданным для поддержки предпринимателей на ранних стадиях их деятельности. Областное государственное бюджетное учреждение "Агентство по развитию предпринимательства Костромской области" (далее - ОГБУ "Агентство по развитию предпринимательства Костромской области) осуществляет управление деятельностью Бизнес-инкубатора Костромской области.
Бизнес-инкубатор Костромской области оказывает имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства в виде предоставления нежилых помещений на льготной основе, на его базе осуществляет свою деятельность Региональный интегрированный центр, оказывающий поддержку экспортно-ориентированным организациям.
72. Информационную, консультационную и правовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Костромской области осуществляют Торгово-промышленная палата Костромской области и ООО "Центр делового развития".
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется Институтом дополнительного профессионального образования ФГОУ ВПО "Костромской государственный технологический университет".
73. Действует координационный совещательный орган - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Костромской области, функционирующий в целях содействия развитию межотраслевой координации поддержки малого и среднего предпринимательства, учета интересов предпринимателей при формировании и реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, широкого привлечения предпринимателей к решению задач социально-экономического развития Костромской области.
Функционируют советы предпринимателей во всех муниципальных образованиях области. Приняты программы (мероприятия) поддержки и развития малого и среднего предпринимательства во всех районах области, однако в большинстве своем они не обеспечены финансированием. Одним из направлений совершенствования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства становится усиление взаимодействия образующих ее организаций между собой, а также с органами государственной власти Костромской области.
74. Несмотря на наличие положительной динамики развития субъектов малого и среднего предпринимательства в области, существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Это:
ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства и высокой стоимостью банковских кредитов;
большая степень изношенности оборудования и недостаточность собственного капитала и оборотных средств у субъектов предпринимательской деятельности, необходимых для технического перевооружения и повышения производительности труда;
трудности в размещении малых и средних предприятий, в том числе нехватка производственных и офисных помещений, а также высокий уровень арендной платы имеющихся свободных площадей;
отсутствие у предпринимателей базовых юридических и экономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского учета, что становится причиной банкротства предприятий;
недостаток рабочих кадров на рынке труда Костромской области, а также высококвалифицированных специалистов в муниципальных районах области.
75. Реализация Программы позволит:
обеспечить достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
увеличить оборот продукции, услуг, производимых и предоставляемых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями;
увеличить налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.