Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния сферы обеспечения безопасности населения и территорий Костромской области
Постановлением администрации Костромской области от 8 декабря 2015 г. N 447-а в пункт 10 внесены изменения
10. Реализация Государственной программы направлена на создание комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Костромской области. В условиях сохранения высокого уровня преступности, опасных последствий дорожно-транспортных происшествий, угроз техногенного и природного характера, высокой пожарной опасности, вероятности террористических угроз одной из важнейших задач при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в целом и региональной в частности является повышение безопасности жизнедеятельности населения.
Постановлением администрации Костромской области от 8 декабря 2015 г. N 447-а в пункт 11 внесены изменения
11. В последние годы наблюдается рост числа маломерных судов и катеров у населения Костромской области. На учете государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области состоит 13 769 маломерных судов.
Статистические данные показывают, что количество погибших на водных объектах Костромской области остается достаточно высоким. При этом в 50 процентах случаев люди гибнут при купании в необорудованных для этого местах. Статистика показывает, что в течение 2013 года на водоемах региона погибло 43 человека, из них 5 детей.
Необходимость укрепления системы обеспечения безопасности людей, охраны жизни и здоровья населения на водных объектах и прилегающих к ним территориях возникла в связи с ежегодным ростом числа туристов, увеличением любителей рыбной ловли, экстремального и водного туризма.
Необходимо направить усилия на решение главной задачи - заблаговременного осуществления комплекса мер по предупреждению и максимально возможному уменьшению рисков гибели людей на водных объектах, а также на сохранение здоровья людей. Одним из путей решения задачи обеспечения безопасного пребывания людей на водных объектах является увеличение количества быстровозводимых спасательных постов на территории Костромской области.
Решение этой сложной задачи с учетом природно-климатических особенностей Костромской области, социально-экономического положения населения возможно только программным методом.
Одним из основных мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей является минимизация масштабов чрезвычайных ситуаций (людских потерь и материального ущерба) за счет повышения эффективности деятельности органов управления и сил гражданской обороны и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Костромской области (далее - ТП РСЧС) при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одним из способов повышения эффективности является оперативное и надежное документальное обеспечение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и их последствий в случае утраты или недоступности подлинников документации.
В этих целях необходимо создание территориального страхового фонда документации Костромской области на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения Костромской области (далее - ТСФД-ЧС), перечень которых утвержден комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Костромской области.
Решение данной задачи предусматривает проведение микрофильмирования документации объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения в соответствии с утвержденным перечнем и сохранение её в ТСФД-ЧС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" утверждены правила определения границ зон затопления, подтопления.
По результатам предпаводкового и послепаводкового обследования бассейнов основных рек Костромской области общая площадь затапливаемых земель составляет:
при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) - 50,0 тысяч гектаров;
при половодьях и паводках пятидесятипроцентной обеспеченности (повторяемость пятьдесят раз в 100 лет) - 27,0 тысяч гектаров.
Протяженность границ зон затопления, подтопления населенных пунктов, наиболее подверженных риску, составляет 120 км.
Численность населения, проживающего в населенных пунктах Костромской области, наиболее подверженных негативному воздействию вод, составляет 2 300 человек.
12. В условиях динамично меняющихся социально-политических и экономических решений пожары продолжают оставаться мощным дестабилизирующим фактором, негативно влияющим на состояние экономики Костромской области. Обеспечение пожарной безопасности становится все более сложной и многогранной проблемой, которая стоит в ряду основополагающих в системе безопасности личности, общества и государства.
На территории Костромской области в период с 2007 по 2013 годы произошло 5 840 пожаров, в результате которых погибли 547 человек и были травмированы 439 человек.
В тушении пожаров и ликвидации их последствий на территории Костромской области принимают участие:
федеральная противопожарная служба Главного управления МЧС России по Костромской области, состоящая из 3 отрядов федеральной противопожарной службы, под охраной которых находятся 22 муниципальных образования;
областная противопожарная служба Костромской области, состоящая из 2 отрядов областной противопожарной службы, под охраной которых находятся 8 муниципальных образований.
Важнейшим показателем эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Сокращение времени оперативного реагирования непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
На территории Костромской области 30 процентов населения проживает в сельской местности. Удаленность и труднодоступность сельских поселений увеличивает время прибытия к месту пожара пожарных расчетов.
Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в области. Частота пожаров отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, предпринимаемых гражданами и собственниками.
Отмечается, что более 73,5 процентов пожаров и убытков от них, а также 95 процентов погибших и 79 процентов травмированных на пожарах людей приходится на жилой сектор, из которых 78 процентов происходят в сельской местности. Сложившееся положение дел с пожарами на территории Костромской области обусловлено проблемами правового, материально-технического и социального характера, накапливавшимися годами до настоящего времени.
Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности на объектах социальной сферы. В настоящее время на территории Костромской области находится 101 объект социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей.
За период с 2007 по 2013 годы в Костромской области наблюдается тенденция к снижению количества пожаров (с 1 007 единиц в 2007 году до 694 единиц в 2013 году), а также, как следствие, к снижению числа погибших на пожарах (с 105 до 59 человек за аналогичный период) и травмированных на пожарах людей (с 65 до 63 человек соответственно).
Ключевым моментом в проблеме обеспечения пожарной безопасности области является поддержание материально-технической оснащенности подразделений пожарной охраны на качественном, современном уровне, соответствующем требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем уровень технической оснащенности противопожарной службы области продолжает оставаться низким. Из имеющейся пожарной техники в учреждениях противопожарной службы Костромской области в настоящее время подлежит списанию около 70 процентов.
С целью обновления парка пожарной и аварийно-спасательной техники, а также для снижения количества эксплуатируемых сверх нормативного срока пожарных автомобилей, необходимо продолжить выполнение комплекса мероприятий по укреплению материально-технической базы областного государственного казенного учреждения "4-й отряд противопожарной службы Костромской области" (далее - ОГКУ "4-й ОПС Костромской области") и областного государственного казенного учреждения "5-й отряд противопожарной службы Костромской области" (далее - ОГКУ "5-й ОПС Костромской области"), техническому перевооружению подразделений пожарной охраны.
Необходимо строительство нового пожарного депо в городском поселении город Макарьев Макарьевского муниципального округа Костромской области. Имеющееся в настоящее время здание, где базируется пожарная часть N 28 ОГКУ "4-й ОПС Костромской области", находится в аварийном состоянии и не соответствует современным технико-эксплуатационным нормам. Ремонт данного здания нецелесообразен.
Проведенный анализ выполнения в предыдущие годы мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности области, позволяет сделать вывод о том, что скоординированные действия органов государственной власти позволяют обеспечить базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер по обеспечению пожарной безопасности региона на требуемом уровне. В сложившейся ситуации отсутствие действенных мер по реализации организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение пожаробезопасного состояния объектов, противопожарной защиты населенных пунктов, обновление материально-технической базы пожарных частей, может привести к тяжелым последствиям.
Постановлением администрации Костромской области от 8 декабря 2015 г. N 447-а пункт 13 изложен в новой редакции
13. Развитие АПК "Безопасный регион" проводится на базе существующего АПК "Безопасный город".
В настоящее время в АПК "Безопасный город" включены 29 видеокамер, применяемых для видеоконтроля по обеспечению правопорядка на территории города Костромы, информация с которых поступает на экраны мониторов, расположенных в подразделениях органов внутренних дел. Установленные в городе видеокамеры морально и технически устарели, не соответствуют предъявляемым требованиям и несовместимы с современными системами видеонаблюдения. АПК "Безопасный город" нуждается в кардинальной модернизации и реконструкции.
Функционирование и развитие АПК "Безопасный город" ориентировано, в основном, только на правоохранительный сегмент, без учета потребности субъекта в других сферах. Вместе с тем назрела необходимость переориентации АПК "Безопасный город" в целях создания масштабного видеонаблюдения за обстановкой на территории региона, включая места массового скопления людей, историческую часть города, торговые центры, жилые кварталы, автомагистрали, коммуникации жилищно-коммунального хозяйства и т.д., а также эксплуатации систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения и их дальнейшее развитие (включая почтовые расходы на рассылку копий постановлений по делам о нарушении правил дорожного движения).
Необходимо создать единый центр в Костромской области, аккумулирующий все системы обеспечения безопасности населения и территорий региона. Данный центр предлагается создать по адресу: г. Кострома, ул. Костромская, д. 95 в здании, в котором размещены службы областного государственного бюджетного учреждения "Центр обеспечения мероприятий гражданской обороны, защиты в чрезвычайных ситуациях и обработки вызовов "112" (далее - ОГБУ "Центр обеспечения мероприятий ГО, ЧС и обработки вызовов "112") и областного государственного казенного учреждения "Служба спасения, обеспечения мероприятий гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях" (далее - ОГКУ "Служба спасения, ГО и ЧС").
На территориях муниципальных образований центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания является единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования - базовый уровень построения и развития АПК "Безопасный город". Создаваемая комплексная многоуровневая система обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания базируется на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них и предполагает интеграцию в единое информационное пространство имеющихся и создаваемых информационных систем с учетом имеющихся рисков на территории муниципального образования.
Основные преимущества создания АПК "Безопасный регион" на единой информационной площадке заключаются в следующем:
создание единого технологического решения на всей территории региона;
возможность проведения в круглосуточном режиме анализа и прогноза развития различных ситуаций с использованием различных подсистем и элементов АПК "Безопасный регион" для своевременного принятия управленческих решений и обеспечения безопасности граждан;
получение видеоинформации в режиме реального времени с возможностью удаленного доступа правоохранительных органов Костромской области, других ведомств и служб региона с обязательным применением принципа "Профилактика и предупреждение ситуации" с использованием современного программного обеспечения и круглосуточных служб, расположенных в выше представленных центрах;
ведение архива поступающей видеоинформации с дальнейшим сохранением на сервере;
передача информации о происшествиях во все экстренные оперативные службы области в автоматическом режиме (полиция, скорая помощь, пожарная служба и т.д.);
оповещение населения области о чрезвычайных ситуациях в автоматизированном режиме (с использованием региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Костромской области (далее - РАСЦО), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН), системы оповещения руководящего состава муниципальных образований - ГРАДИЕНТ);
эффективная система управления силами ТП РСЧС области и сбора информации о происшествиях на территории региона;
координация межведомственного взаимодействия на региональном уровне;
обеспечение оперативного управления службами и ведомствами в случае региональных чрезвычайных ситуаций и в критических ситуациях.
14. Развитие системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" направлено на повышение безопасности и защищенности населения Костромской области от угроз природного и техногенного характеров и актов проявления террористической направленности как основы безопасности и залога стабильного социально-экономического развития.
В настоящее время на территории Костромской области действуют такие службы экстренного реагирования, как: служба пожарной охраны;
служба реагирования в чрезвычайных ситуациях; служба полиции;
служба скорой медицинской помощи;
районные аварийно-диспетчерские службы и Центральная диспетчерская служба ОАО "Газпром газораспределение Кострома"; служба "Антитеррор";
дежурно-диспетчерская служба уполномоченной организации Костромской области "Единый многофункциональный навигационный информационный технический центр Костромской области", которая осуществляет прием вызовов от населения и при необходимости организовывает экстренное оперативное реагирование на них соответствующих сил и средств.
В целях реализации стратегических приоритетов Российской Федерации в сфере обеспечения общественной безопасности, в том числе при решении соответствующих задач социально-экономического развития Костромской области, необходима разработка и осуществление комплекса мероприятий по модернизации систем взаимодействия и обеспечения реагирования экстренных оперативных служб на поступающие от населения вызовы на территории Костромской области на основе внедрения современных средств информатизации.
За последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения Костромской области изменились. Основная часть населения стала чрезвычайно мобильной, увеличились пассажиропотоки и грузопотоки, повысилась плотность населения в городах, увеличилось количество мест массового пребывания людей, доступность сотовой связи привела к увеличению нагрузки на экстренные оперативные службы. Все это предъявляет к экстренным оперативным службам повышенные требования в части оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения сигналы.
В настоящее время проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от населения вызовы приобрела особую остроту в связи с несоответствием существующей системы, разработанной еще в тридцатые годы двадцатого века, потребностям общества и государства, недостаточной ее эффективностью, слабой подготовкой персонала экстренных оперативных служб, низкой информированностью населения о порядке действий при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
Опыт работы экстренных оперативных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или чрезвычайных ситуациях в 10 процентах случаев требуется привлечение более чем одной экстренной оперативной службы.
Актуальность проблемы обуславливается сохранением значительного количества погибших и пострадавших людей, а также высокими показателями прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.
В настоящий момент структуры единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) и дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) в муниципальных образованиях Костромской области развернуты, однако в отдаленных районах существуют проблемы с каналами передачи данных, оснащенностью телефонной связью, персоналом. В муниципальных образованиях Костромской области существует проблема недофинансирования не только мероприятий по созданию системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система - 112), но и содержания персонала дежурных служб. Для развертывания Системы - 112 в Костромской области в целях оптимизации расходов областного бюджета и в соответствии с территориальным распределением ЕДДС муниципальных образований предполагается провести:
создание материальной базы, технической и телекоммуникационной инфраструктуры центров обработки вызовов (далее - ЦОВ), центров обработки данных ЕДДС (далее - ЦОД-ЕДДС), ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб;
поэтапную интеграцию ЕДДС и ДДС муниципальных образований в ЦОВ-ЕДДС Системы -112;
создание и оснащение резервного центра обработки вызовов;
обучение персонала Системы-112.
Решение проблемы позволит обеспечить снижение потерь населения и повышение экономического потенциала региона путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности населения и координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Костромской области и органов исполнительной власти Костромской области. С учетом уровня риска гибели людей и ущерба, наносимого национальным интересам Российской Федерации в целом и Костромской области в частности, эффективное реагирование на происшествия и чрезвычайные ситуации не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Костромской области.
15. Обеспечивая основные полномочия, администрация Костромской области проводит целенаправленную политику по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.
Одной из мер по обеспечению общественного порядка и безопасности, принимаемой исполнительными органами государственной власти Костромской области, стала реализация действующих в области программ, так или иначе касающихся профилактики правонарушений, что обеспечивает в регионе скоординированную деятельность системы профилактики правонарушений. Выполнение программных мероприятий позволяет развивать межведомственное взаимодействие, повышать роль органов государственной власти, учреждений социальной сферы и населения в охране правопорядка.
Укрепляются государственные механизмы профилактики, в определенной мере стабилизировалась криминогенная обстановка.
Всего в 2013 году на территории региона было зарегистрировано 7 655 преступлений (- 8,3 процента).
Зарегистрировано 1 831 (- 11,4 процента) тяжких и особо тяжких посягательств. Сократилось количество таких тяжких преступлений, как убийство и покушение на убийство - 40 преступлений (- 16,7 процентов), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом - 16 преступлений (- 54,3 процента). Меньше совершено преступлений с применением огнестрельного и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств -
18 преступлений (- 48,6 процентов).
Число погибших от преступных посягательств снизилось на 28,1 процента (100 человек), получивших тяжкие увечья - на 7,2 процента (167 человек).
Меньше зафиксировано грабежей - 96 грабежей (- 13,5 процентов), фактов мошенничества - 522 фактов (- 12,9 процентов).
На долю хищений чужого имущества приходится почти 47 процентов от всех выявленных преступных деяний. Их зарегистрировано 3 577 единиц (- 25,4 процентов), в том числе 2 577 краж (- 15,9 процентов), из них квартирных - 428 краж (- 19,7 процентов).
Вместе с тем, несмотря на принятые меры, увеличилось количество преступлений, совершенных в общественных местах - 1 677 преступлений (+ 2,9 процента). Отмечается рост совершенных преступлений на улицах - 1 109 преступлений (+ 8,9 процентов), фактов причинения тяжкого вреда здоровью - 72 факта (+ 2,9 процентов).
Выявлено 3 307 лиц, ранее уже вступавших в конфликт с уголовным законом (+ 7,1 процента).
Больше совершено преступлений под воздействием спиртных напитков - 1 468 преступлений (+ 21,6 процента).
В условиях сложной социально-экономической обстановки последних лет проблемы укрепления правопорядка и безопасности приобрели особую остроту, потребовали развивать различные институты предупреждения современных криминальных угроз, их комплексного анализа и оценки, межведомственных решений.
Складывающаяся обстановка в сфере противодействия терроризму в Российской Федерации и регионе продолжает оставаться напряженной. В условиях осуществления государственной политики по стабилизации обстановки на Северном Кавказе лидеры незаконных вооруженных формирований - организаторы террористической деятельности - в связи с лишением их возможности проведения террористических актов и иных противоправных деяний силами крупных вооруженных формирований переходят к практике нанесения точечных ударов по различным объектам в других регионах России, прежде всего с массовым пребыванием населения. Представители террористических организаций, сформированных и финансируемых как на территории России, так и за ее пределами, не оставляют попыток планирования и совершения террористических актов.
На территории Костромской области расположено 16 критически важных объектов, из них действует 14 объектов. Разработаны 23 плана повышения защищенности критически важных объектов: 14 планов критически важных объектов экономики, 8 планов критически важных объектов муниципальных образований и 1 план по Костромской области.
На территории области расположено 70 потенциально-опасных объектов, 54 объекта жизнеобеспечения и 266 мест с массовым пребыванием людей, из них на территории города Костромы расположено 9 критически важных объектов, 23 потенциально опасных объекта, 4 объекта жизнеобеспечения и 67 мест с массовым пребыванием людей.
Все эти объекты могут быть избраны террористами в качестве объектов проведения террористических актов.
Международный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствует о том, что силовые методы способны предупредить лишь конкретную угрозу совершения террористического акта. Для радикального снижения угрозы терроризма необходимо разрушить саму систему его воспроизводства, основу которой составляет идеология терроризма, её носители и каналы распространения. Решение данной задачи возможно лишь на основе программно-целевого планирования.
16. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию органов государственной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.
Проблема коррупции занимает одно из основных мест в перечне угроз национальной безопасности, сформулированных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (далее - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года).
В системе противодействия коррупции основополагающим является выявление и минимизация коррупционных рисков, условий и причин, сопутствующих их возникновению.
В исполнительных органах государственной власти Костромской области проведена антикоррупционная экспертиза 4 260 проектов нормативных правовых актов, 418 нормативных правовых актов, выявлено 468 и 3 коррупциогенных фактора соответственно, все коррупциогенные факторы устранены.
Сообщений о коррупционных правонарушениях, совершенных государственными служащими Костромской области, уведомлений служащих о фактах обращений в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений не поступало.
Проведено 386 проверок соблюдения законодательства о государственной гражданской службе, в том числе:
достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими служащими - 362 проверки, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено 12 государственных гражданских служащих;
соблюдения государственными гражданскими служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов - 16 проверок;
соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной гражданской службы, ограничений при заключении ими после ухода с государственной гражданской службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных законодательством - 8 проверок.
Обеспечена работа Совета при губернаторе Костромской области по противодействию коррупции. Участие в работе Совета представителей Общественной палаты Костромской области обеспечивает широкое привлечение представителей общественных объединений и организаций, входящих в ее состав, к деятельности по профилактике и противодействию коррупции.
Мероприятия по противодействию коррупции в Костромской области освещаются в средствах массовой информации. В 2013 году проведен областной открытый журналистский конкурс "Средства массовой информации против коррупции".
17. В Костромской области наметилась устойчивая тенденция к сокращению наркотизации населения. Согласно статистическим данным число зарегистрированных больных с диагнозом наркомания по итогам 2013 года снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) на 4,0 процента и составило 1 221 человек (2012 год - 1 272 человека). Число зарегистрированных лиц, употребляющих наркотические средства с вредными последствиями, составило 1 039 человек и снизилось по сравнению с АППГ на 7,8 процента (2012 год - 1 127 человек). Зафиксировано значительное (почти в 4 раза) снижение количества зарегистрированных больных с диагнозом наркомания, установленным впервые в жизни: по ито
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.