Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния здравоохранения Костромской области
10. Разработка подпрограммы обусловлена продолжающейся естественной убылью населения от предотвратимых причин смертности, отсутствием у жителей мотивации к ведению здорового образа жизни, большой распространенностью таких факторов образа жизни, как злоупотребление алкоголем, нерациональное (нездоровое) питание, низкая физическая активность.
С 1 января 2007 года по 1 января 2012 года численность населения уменьшилась на 40,4 тыс. человек, что составляет 6,7% (по Российской Федерации численность выросла на 0,5%, по ЦФО - на 3,3%). На 1 января 2011 года численность постоянного населения составила 666,4 тыс. человек, на 1 января 2012 года - 661,8 тыс. человек.
11. Коэффициент общей смертности в Костромской области составил в 2011 году 16,6 случаев на 1 000 населения, что существенно выше аналогичного показателя в Российской Федерации - 13,5 случаев на 1 000 населения.
Структура смертности населения в Костромской области сходна с таковой в Российской Федерации и по итогам 2011 года на 68,0% обусловлена неинфекционными заболеваниями, в первую очередь, болезнями системы кровообращения (60,7%), злокачественными новообразованиями (13,4%), внешними причинами, болезнями органов дыхания, сахарным диабетом. В структуре смертности в трудоспособном возрасте эти же заболевания играют ведущую роль.
К развитию факторов риска прогрессирования неинфекционных заболеваний, таких, как артериальная гипертония, дислипидемия, избыточная масса тела, ожирение, сахарный диабет приводят поведенческие факторы образа жизни по отдельности или в сочетании.
12. В 2011 году отмечался рост общей заболеваемости взрослого населения на 1,2% (с 1 234,7 на 1 000 жителей в 2010 году до 1 249,1 на 1 000 жителей в 2011 году), частично за счет роста первичной заболеваемости с 496,1 на 1 000 населения в 2010 году до 496,5 на 1 000 в 2011 году (рост составил 0,2%).
В структуре общей заболеваемости взрослого населения:
1 место - болезни органов системы кровообращения - 20,4%;
2 место - болезни органов дыхания - 15,6%;
3 место - болезни костно-мышечной системы - 8,8%;
4 место - болезни мочеполовой системы - 7,2%;
5 место - травмы и отравления - 7,2%.
Причины этих заболеваний лежат в деструктивно изменившемся образе жизни населения, распространении вредных привычек, складывающихся новых традициях питания, повышении психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности населения. Существенным негативным фактором риска, влияющим на состояние здоровья населения, являются привычные и хронические интоксикации: наркомания, алкоголизм, табакокурение.
13. В 2011 году отмечается рост на 61,5% ожирения среди детей, показатель составил 12,6 на 1 000 детского населения. Такая тенденция с чуть меньшей интенсивностью прослеживается и у подростков.
14. Продолжает оставаться напряженной ситуация по распространению наркомании и заболеваемости алкоголизмом. Из общего числа, состоящих на учете потребителей психоактивных веществ, 2,3% составляют несовершеннолетние, 77,5% - мужчины, 22,5% - женщины. По сравнению с 2010 годом удельный вес женщин - потребителей психоактивных веществ вырос на 1,9%.
На 1 января 2012 года на учете с синдромом алкогольной зависимости и психическими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя, состоит 15 201 человек, что больше, чем на 1 января 2011 года, на 1 008 человек. Из общего числа лиц, состоящих на учете, 20% составляют женщины.
15. На протяжении многих лет на лидирующих позиция в структуре первичной заболеваемости детей стоят заболевания органов дыхания (в 2011 году - 75,3%). Последние 3 года на втором месте у детей заболеваемость, связанная с травмами и отравлениями (в 2011 году - 4,7%), на третьем - инфекционные и паразитарные болезни (в 2011 году - 4,1%).
Основное место в структуре подростковой первичной заболеваемости, как и у детей, занимают болезни органов дыхания, на их долю приходится 60,9%, на втором месте - травмы и отравления (12,3%), на третьем месте - болезни кожи и подкожной клетчатки (5,4%), на четвертом - болезни мочеполовой системы (3,5%), на пятом - патология органов зрения (3,1%).
16. Основным содержанием подпрограммы должны стать действия, направленные на сохранение здоровья, выявление и коррекцию факторов образа жизни и окружающей среды, которые увеличивают риск развития неинфекционных заболеваний у всего населения, выявление и снижение уровней факторов риска у лиц с высоким риском развития неинфекционных заболеваний, выявление лиц со скрытым течением неинфекционных заболеваний и их своевременное лечение (профилактика в рамках стратегии высокого риска), раннюю диагностику неинфекционных заболеваний и лечение людей с такими установленными заболеваниями для предупреждения прогрессирования и преждевременной смерти (вторичная профилактика неинфекционных заболеваний).
17. Эффективным механизмом решения задач по сохранению здоровья нации, снижению уровня смертности, увеличению продолжительности жизни людей является борьба с инфекционными болезнями.
Проводимые в последние годы масштабные социально-экономические преобразования позволили добиться значительного улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки.
В 2012 году снижение инфекционной заболеваемости в Костромской области произошло по 13 нозологическим формам, по 11-ти показатели заболеваемости ниже средних по Российской Федерации. Наиболее существенное снижение отмечено по группе инфекций, управляемых средствами специфической профилактики. Этому способствовало осуществление программных мероприятий по обеспечению высокого, до 95 - 97% охвата детей профилактическими прививками.
18. В 2012 году в Костромской области не регистрировались случаи заболевания дифтерией, эпидемическим паротитом, в течение 2-х лет среди детского населения не выявлены случаи заболеваний вирусным гепатитом В и краснухой, не зарегистрированы случаи заболеваний острым паралитическим полиомиелитом, в том числе ассоциированные с вакциной.
За период 2006 - 2012 годы в рамках реализации приоритетного национального проекта дополнительно привито против вирусного гепатита - 300 тыс. детей, подростков, взрослых, не болевших и ранее не привитых; против краснухи - 90 тыс. детей, девушек и женщин в возрасте до 25 лет; против кори ежегодно прививается 2,0 - 2,5 тысячи взрослого населения в возрасте 18 - 35 лет, не болевших, не привитых ранее или привитых однократно; против гриппа детей и декретированных групп населения - 105 - 110 тысяч человек ежегодно.
Дополнительная иммунизация населения позволила добиться снижения заболеваемости вирусным гепатитом в Костромской области в 3,3 раза, краснухой с 68,4 до 0,5 на 100 000 населения.
Охват населения, прежде всего детей первых лет жизни, профилактическими прививками в целом по Костромской области достиг рекомендуемых критериев 95 - 97%.
Постановлением администрации Костромской области от 10 сентября 2015 г. N 311-а в пункт 19 настоящего приложения внесены изменения
19. Вместе с тем, эпидемиологическая ситуация в Российской Федерации и Костромской области остается напряженной.
Аномальные природно-климатические явления, общее потепление климата, радикальные изменения глобальных тенденций в эпидемиологической ситуации, "вновь возвращающиеся старые" и "новые" инфекции, возврат "забытых" тропических болезней, коренное изменение возбудителя гриппа, возможный завоз "дикого" полиовируса (3 страны - Афганистан, Пакистан, Нигерия остаются эндемичными по заболеваемости паралитическим полиомиелитом) определяют обострение эпидемиологической обстановки.
В 2013 - 2014 годах увеличилось число завозных случаев кори на территории Российской Федерации, ухудшилась эпидемиологическая ситуации в зарубежных странах. В связи с этим программа Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) по элиминации кори в Европейском регионе перенесена с 2010 года на 2015 год.
Многолетний анализ эпидемической ситуации показывает, что ежегодно, в медицинские организации области обращается от 2 до 6 тыс. человек, пострадавших от укусов клещей. В сравнении со средними показателями заболеваемости клещевым энцефалитом по России в Костромской области ежегодно заболеваемость превышает среднероссийские показатели. Так, в 2014 году показатель заболеваемости клещевого вирусного энцефалита составил 3,6 случая на 100 000 населения (по Российской Федерации - 1,39 случая), в том числе среди детей до 14 лет - 5,1 случаев на 100 000 населения данной возрастной группы (по Российской Федерации - 0,96 случая). Трудовая миграция и туристические поездки способствуют глобализации распространения инфекционных заболеваний.
20. Совершенствование организации и повышение эффективности вакцинопрофилактики предусматривается через совершенствование эпидемиологического надзора и внедрение современных технологий в системе учета, отчетности и оценки привитости населения.
Многолетняя повседневная практика работы медицинских организаций Костромской области подтверждает целесообразность и жизненную необходимость постоянного неснижаемого наличия средств экстренной специфической иммунопрофилактики при возникающих тяжелых инфекционных и неотложных клинических состояниях, в том числе и при чрезвычайных ситуациях.
Прежде всего, это специфические иммуноглобулины, сыворотки, бактериофаги, медицинские иммунобиологические препараты для иммунизации по эпидемическим показаниям (дети, пенсионеры, неработающее население и др.).
21. Нестабильна ситуация по природно-очаговым инфекциям (туляремии, клещевому энцефалиту, клещевому боррелиозу, геморрагическим лихорадкам), для профилактики которых используют вакцины и специфические иммуноглобулины, не оплачиваемые из федерального бюджета.
Существующая эпидемиологическая ситуация по заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом и прогноз на ближайшую перспективу неудовлетворительные, требующие внесения корректив в планы иммунизации в сторону расширения прививаемых категорий населения и увеличения охвата прививками против клещевого энцефалита, в первую очередь детей начальных классов, с той целью, чтобы до окончания хотя бы неполной средней школы (9 классов) дети успели получить законченный курс вакцинации, состоящий из 3-х инъекций в течение года, и хотя бы первую ревакцинацию через 3 года однократно.
Постановлением администрации Костромской области от 30 апреля 2015 г. N 162-а в пункт 22 настоящего приложения внесены изменения
22. Особую тревогу вызывают инфекции с внутриклеточным паразитированием возбудителя (герпетическая, гемофильная, цитомегаловирусная, хламидийная и другие инфекции).
Регистрация случаев бешенства у диких животных создает угрозу переноса инфекции домашним животным и населению, что требует проведения экстренной специфической профилактики.
23. С 2014 года планируется введение в календарь профилактических прививок вакцинации против пневмококковой инфекции, являющейся особенно актуальной ввиду ее высокой распространенности, тяжести течения, высокой угрозы инвалидизации и смертности, особенно у детей первых пяти лет жизни и у лиц пожилого возраста.
24. Обеспечение лабораторий современным оборудованием и диагностическими препаратами позволит обеспечить организацию и осуществление комплекса мер по проведению прививок, лабораторной диагностике, изучению иммунного статуса, проведению скрининговых обследований различных групп населения, обследованию больных и контактных в очагах.
Важнейшее значение среди мероприятий по эффективной и безопасной иммунизации имеет работа по обеспечению функционирования "холодовой цепи", т.е. обеспечение медицинских организаций холодильным оборудованием для хранения и транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов в достаточном количестве, его исправность и своевременная замена, а также приобретение термоиндикаторов для постоянного контроля качества вакцин на этапе транспортировки, хранения и использования вакцин.
Имеются научные данные, свидетельствующие о том, что инфекционная патология приобретает важное значение в онкологии, гепатологии, сердечно-сосудистой патологии, акушерстве и гинекологии, в развитии других неинфекционных (соматических) заболеваний.
25. Важнейшими блоками реализации мероприятий по специфической профилактике заболеваний являются совершенствование подготовки медицинских кадров и организация систематической целенаправленной работы с населением.
Система подготовки медицинских кадров включает:
ежегодное проведение кустовых семинаров - совещаний с различными категориями медицинских работников по актуальным и неотложным вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
тематическое усовершенствование на базе ГОУДПО "Костромской региональный отраслевой центр повышения квалификации специалистов здравоохранения" специалистов здравоохранения;
заочно-очное обучение на центральных базах усовершенствования;
выездные циклы обучения.
26. Проведение разъяснительной работы среди различных социальных и профессиональных групп достигается организацией выступлений и интервью на каналах телевидения и радиовещания, опубликованием статей в городских, областных и районных газетах, организаций работы телефонов "Горячей линии" и "Телефона здоровья", разработкой и размещением на сайтах информационных сообщений, аналитических материалов, обзоров, пресс-релизов.
Постановлением администрации Костромской области от 26 декабря 2016 г. N 507-а в пункт 27 настоящего приложения внесены изменения
27. Эпидемиологическая ситуация в Костромской области, как и в целом в Российской Федерации, остается напряженной и далека от эпидемиологического благополучия по заболеваемости ВИЧ-инфекцией. В эпидемиологический процесс вовлечено население трудоспособного возраста от 20 до 40 лет, которое составляет 82,1% от всех заболевших ВИЧ-инфекцией. В связи с активизацией половым путем передачи ВИЧ-инфекции в эпидемиологический процесс активно вовлекается женское население репродуктивного возраста, вследствие чего отмечается рост числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. Растет количество умерших ВИЧ-инфицированных жителей Костромской области, в том числе и от ВИЧ-инфекции. В последнее время эпидемия инфекционных заболеваний всё больше затрагивает социально адаптированные слои населения, что может явиться предопределяющим фактором генерализации эпидемии в Костромской области.
Обеспечение эффективной работы в области профилактики ВИЧ-инфекции, в том числе с участием социально ориентированных некоммерческих организаций, позволит улучшить эпидемиологическую обстановку в регионе, повысить качество оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным вирусными гепатитами В и С и снизить уровень смертности.
28. Первичная медико-санитарная помощь населению Костромской области оказывается сетью медицинских организаций в амбулаторных, стационарных, стационарозамещающих условиях, а также в условиях скорой помощи. На 1 января 2013 года сеть здравоохранения включает в себя 67 юридических лиц, в состав которых входят 38 медицинских организаций стационарного типа, 147 амбулаторно-поликлинических медицинских организаций (отделений), 18 офисов врача общей практики, 35 врачебных амбулаторий, 330 фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) и фельдшерских пунктов (далее - ФП), 80 домовых хозяйств. Из всей структуры здравоохранения 44 медицинские организации оказывают первичную медико-санитарную помощь (рисунок N 1).
Участковая сеть Костромской области состоит из 285 терапевтических участков, 201 педиатрического и 28 кабинетов врача общей практики. Первичную медико-санитарную помощь населению Костромской области оказывают 166 участковых терапевтов, 113 участковых педиатров, 13 врачей общей практики.
В 2012 году жителям Костромской области оказана первичная медико-санитарная помощь в амбулаторном звене в объеме 6 361 602 посещения на сумму 982,6 млн. рублей, в стационарах замещения в объеме 320 700 пациенто-дней на сумму 73,6 млн. рублей, в стационарах, в объеме 932 350 койко-дней на сумму 1 161,5 млн. рублей.
29. В целях развития профилактической направленности в работе первичного звена в 28 медицинских организациях Костромской области организованы кабинеты медицинской профилактики как основные структурные элементы процесса выявления факторов риска неинфекционных заболеваний у населения Костромской области.
В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в медицинских организациях Костромской области созданы 36 кабинетов неотложной помощи. В 2012 году в медицинских организациях оказана неотложная помощь в 137 242 случаях на сумму 18,9 млн. рублей.
Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь на амбулаторном этапе, в связи с дефицитом врачебных кадров (участковых врачей, узких специалистов) и изношенной материально-технической базой остаются функционально перегруженными и недостаточно эффективными. Это связано с высокой численностью населения, прикрепленного к одному амбулаторному участку, расширением объемов работы специалистов поликлиник, невозможностью соблюдения санитарных норм.
Рисунок N 1
Организации первого уровня оказания медицинской помощи на территории Костромской области
В значительном количестве муниципальных образований режим работы поликлиник медицинских организаций определен до 16 часов, что обусловлено наличием специалистов в единственном числе, высоким коэффициентом совместительства и графиком движения общественного внутримуниципального транспорта. Это снижает доступность оказания медицинской помощи жителям. Работа дежурной службы в субботние дни организована только в ряде крупных городов. В 36 медицинских организациях первичного звена открыты кабинеты неотложной помощи, которые не могут обеспечить полноценную работу, так как укомплектованы на 67% совместителями. Недостаточно развита организация первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной практики. В Костромской области работают 13 врачей общей практики при потребности в 28. Отсутствие врачебных кадров не позволяет в должной мере развить данное направление работы. До 2012 годы офисы врачей общей практики не были оснащены необходимым оборудованием, предусмотренным табелем оснащения. Только в результате реализации программы модернизации здравоохранения Костромской области в 2011 - 2012 годах были приобретены 28 комплектов оборудования.
30. Отсутствуют взаимодействие и преемственность в работе отдельных подразделений первичной медико-санитарной и скорой помощи, что приводит к недостаточной эффективности работы в целом.
Географические особенности Костромской области (большая протяженность области с Запада на Восток 420 км, низкая плотность населения - 11,4 на км2), значительный процент сельского населения (23%) обусловливает необходимость развития выездных форм работы. До 2012 года в Костромской области имелся единственный передвижной флюорограф. В 2012 году приобретены 2 мобильных диагностических комплекса при минимальной потребность в пяти.
31. Материально-техническая база первичного звена имеет износ 60 - 70%, недостаточен и также с большим сроком износа парк санитарных автомобилей, находящихся на балансе медицинских организаций, оказывающих первичную медицинскую помощь.
Оснащение амбулаторно-поликлинических подразделений первичного звена не позволяет выполнить стандарты лечения пациентов и порядки оказания медицинской помощи при различных заболеваниях. В значительном количестве медицинских организаций первичного звена отсутствует оборудование для организации диспансеризации населения (аппараты для бесконтактной тонометрии, флюорографы, маммографы, биохимические анализаторы).
32. Фактором, влияющим на доступность медицинской помощи, является низкая укомплектованность медицинских организаций врачебными кадрами. В медицинских организациях первичного звена имеется дефицит терапевтов участковых, педиатров участковых, врачей общей врачебной практики, эндокринологов, окулистов, отоларингологов, неврологов и др. Зачастую время ожидания планового приема врача-специалиста превышает 14 дней и доходит до 40 - 60 дней.
33. Снижает доступность первичной медико-санитарной помощи низкое качество внутриобластных дорог, нерегулярное автобусное сообщение между населенными пунктами муниципальных районов.
Недоработки амбулаторно-поликлинического звена приводят к повышению нагрузки на скорую медицинскую помощь. В Костромской области работает одна станция скорой медицинской помощи и 25 отделений скорой помощи, входящих в состав медицинских организаций.
При этом специалисты скорой медицинской помощи зачастую обслуживают вызовы без должного оснащения и медикаментов. Врачебными кадрами укомплектованы медицинские организации скорой помощи только в 3 из 26 подразделений скорой медицинской помощи. В связи с дефицитом водителей, фельдшеров, врачей в областном центре при нормативе 27 ежедневно на линии работают 22 бригады. В ряде отделений скорой медицинской помощи нет возможности укомплектовать все бригады вторым фельдшером из-за отсутствия физических лиц. Отсутствует единая диспетчерская служба. Несмотря на то что населению, проживающему на отдаленных территориях, этот вид медицинской помощи малодоступен, фактически на тысячу жителей Костромской области осуществлено 322 вызова при нормативном показателе 318 на тысячу жителей. Сельскому населению помощь в экстренных ситуациях оказывают фельдшера ФАПов и ФП.
34. Сеть стационарных коек первичного звена на 30% представлена небольшими медицинскими организациями на 10 - 15 коек, оснащение которых не позволяет обеспечить качественное оказание медицинской помощи, выполнить стандарты. Это стационары, расположенные в небольших муниципальных образованиях.
В ходе реализации программы модернизации здравоохранения Костромской области в 2011 - 2012 годах сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению Костромской области. По уровням оказания медицинской помощи населению медицинские организации Костромской области подразделяются следующим образом:
1 уровень представлен медицинскими организациями, обеспечивающими население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью (44 медицинские организации);
2 уровень - межмуниципальный, для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме (10 медицинских организаций);
3 уровень - региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (13 медицинских организаций).
35. Однако сформированная трехуровневая система не может функционировать эффективно в связи с отсутствием четких маршрутов движения пациентов, недооснащением небольших медицинских организаций необходимым оборудованием для выполнения стандартов, недостаточным количеством санитарного автотранспорта, который бы позволил обеспечить транспортировку пациентов в межмуниципальные и региональные центры, недостаточно эффективной службой санитарной авиации.
Для того чтобы остановить неблагоприятные тенденции - депопуляцию, высокую смертность, необходимо создание инфраструктуры, чьи функции должны быть шире, чем просто оказание медицинской помощи. Необходимо развитие профилактических методов, развитие системы специализированной подготовки кадров, поддержка медицинских организаций, работающих в области первичной медицинской профилактики и в сфере укрепления здоровья населения.
Кроме того, проблематика формирования здорового образа жизни - это проблематика формирования мировоззрения и соответствующих принципов социального поведения. При этом побудительными мотивами к здоровому образу жизни могут стать духовность, нравственность и самодостаточность.
В свою очередь, круг общения и соответствующие жизненные приоритеты являются стержневой, принципиальной основой здорового образа жизни, основой содержательной качественной личности. Поэтому улучшение состояния здоровья населения требует межведомственного подхода к здоровью с точки зрения широкого понимания и учета всех факторов, определяющих здоровье (образ жизни, социальное благополучие, психологический климат, физико-химические факторы окружающей среды, физическое состояние человека).
Необходимы более жесткое и четкое смещение акцентов от лечебных к комплексным профилактическим мероприятиям и пересмотр самого подхода к здоровью, включая участие в реализации подпрограммы организаций и учреждений, представляющих различные ведомства: образование, социальную защиту, экономику, физическую культуру, спорт, молодежную политике, средства массовой информации, объединение работодателей, общественные организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.