Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния лесного хозяйства Костромской области
10. Леса России являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
11. Лесистость территории Костромской области составляет 74,2 процента, площадь лесов Костромской области - 4,7 млн. га, из них на землях лесного фонда - 4,6 млн. га, 86 процентов площади составляют эксплуатационные леса. Общий запас древесины составляет 711,8 млн. куб. метров.
12. В лесном фонде преобладают березовые насаждения - 40 процентов, однако доля хвойных лесов также значительна и составляет 47 процентов: сосна - 23 процента, ель - 24 процента.
13. Основной вид использования лесов - заготовка древесины. Ежегодно прослеживается тенденция увеличения количества договоров аренды лесных участков (арендаторов лесных участков). За 2012 год количество договоров увеличилось на 39 единиц, при этом средний ежегодный объем использования на предоставленном в аренду участке составляет 10,6 тыс. куб. метра. Соответственно увеличение объема расчетной лесосеки, находящейся в аренде, на 1 января 2013 года по отношению к 1 января 2012 года составило 6 процентов. Расчетная лесосека на землях лесного фонда Костромской области составляет 11,4 млн. куб. метра. Использование ежегодного объема пользования на арендованных лесных участках в области в 2010 году составляло 68 процентов, в 2011 году - 73 процента. Снижение данного показателя в 2012 году до 61 процента связано с неблагоприятными погодными условиями, сложившимися в конце 2012 года.
14. Обязательным принципом рационального, неистощимого использования лесных ресурсов является своевременное восстановление площадей, пройденных рубкой. В 2012 году лесовосстановительные работы проведены в Костромской области на площади 11,8 тыс. га, при этом увеличение объемов лесовосстановления в сравнении с 2011 годом произошло на 6 процентов. Работы по восстановлению лесов в Костромской области проводят арендаторы за счет собственных средств в объемах, предусмотренных договорами аренды, и государственное предприятие Костромской области "Костромахозлес", иные хозяйствующие субъекты за счет субвенций из федерального бюджета в рамках государственных контрактов на свободных лесных участках.
В 2012 году искусственное лесовосстановление проведено на площади 3,6 тыс. га: 100,4 процента от плана, комбинированное - 0,7 тыс. га: 101,0 процент от плана, естественное - 7,5 тыс. га: 100,1 процента от плана.
15. Средний класс природной пожарной опасности в регионе составляет 2,6 балла по пятибалльной системе, где 1 класс - высокий.
16. Значительное количество лесных пожаров, происходящих ежегодно на территории лесного фонда, обусловлено высоким уровнем нарушений населением требований пожарной безопасности в лесу. Это зачастую приводит к катастрофическим последствиям. В то же время по итогам мониторинга пожарной ситуации в лесах, осуществляемого Федеральным агентством лесного хозяйства, в последние 3 года субъектам Российской Федерации не удалось окончательно стабилизировать ситуацию с лесными пожарами. Снизилась нормативная кратность осмотра территорий лесного фонда, ухудшилось взаимодействие авиалесоохраны с наземными силами пожаротушения, а также снизился технологический уровень пожаротушения. Кроме того, не решены вопросы эффективного взаимодействия сил и средств при осуществлении мер пожарной безопасности в лесах и пожаротушении на разных уровнях управления.
17. В 2009 году только на землях лесного фонда Костромской области было зарегистрировано 70 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 100 га. Низкую эффективность показала существующая система охраны лесов в критических условиях лесопожарной ситуации 2010 года: тогда огнем было пройдено 820 га леса, общий ущерб от лесных пожаров превысил 10 млн. рублей.
18. Наибольшее количество лесных пожаров за десятилетний период наблюдения возникло в 2002 и 2010 годах - 316 и 145 случаев, соответственно, на площади 2,9 тыс. га в 2002 году и 0,8 тыс. га в 2010 году. В 2012 году возникло 13 лесных пожаров на общей площади 9,9 га на территории восьми муниципальных районов Костромской области.
Постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2015 г. N 474-а в пункт 19 настоящего приложения внесены изменения
19. Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесных противопожарных служб.
В целях оснащения лесопожарной службы в 2011 году Костромской области выделены федеральные и областные средства на приобретение техники в размере 147,2 млн. рублей: федеральный бюджет - 139,9 млн. рублей, областной бюджет - 7,3 млн. рублей. Приобретено 36 единиц лесопожарной техники: 8 бульдозеров, 12 лесопожарных гусеничных тракторов, 14 пожарных машин, 2 седельных тягача, для 4 ПХС-3 типа в г. Костроме, г. Макарьеве, г. Мантурово, г. Шарье специализированного областного государственного бюджетного учреждения "Костромская база авиационной и наземной охраны лесов".
В 2012 году сформирована ПХС-3 типа в г. Нее с зоной обслуживания в Антроповском, Нейском и Парфеньевском муниципальных районах Костромской области. Была закуплена техника в количестве 19 единиц для ПХС-3 типа за счет средств федерального бюджета в размере 56,5 млн. рублей с софинансированием из областного бюджета в размере 3 млн. рублей.
Зона обслуживания специализированного областного государственного бюджетного учреждения "Костромская база авиационной и наземной охраны лесов" в 2013 году по тушению лесных пожаров и проведению работ по наземному мониторингу пожарной опасности лесов составила 3 млн. га. В данной зоне установлены 16 камер видеонаблюдения за территорией лесного фонда Кадыйского (2), Костромского (1), Макарьевского (6), Мантуровского (4), Поназыревского (2) и Шарьинского (1) лесничеств Костромской области.
Выполнение комплекса мероприятий по противопожарному обустройству осуществляется организациями в рамках заключенных с ними государственных контрактов и арендаторами на арендованных ими лесных участках.
20. При сохранении достигнутого уровня организации и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и пройденная ими площадь лесов на период до 2018 года останутся на прежнем уровне - в среднем около 60 штук и 200 га соответственно. Не ожидается уменьшение и доли крупных лесных пожаров - 2 процента по количеству случаев в 2008 - 2010 годах, охватывающих до 30 процентов пройденной пожарами площади лесов.
21. Общая площадь погибших лесов в Костромской области за период 2008 - 2012 годов, за исключением ветровалов 2010 года, колеблется в переделах от 145 до 282 га, составляя в среднем 259,3 га. Основная причина гибели лесов - неблагоприятные погодные условия - ураганные ветра, вызывающие ветровалы: площадь, пройденная ветровалами - 238 га.
В 2010 году из-за ураганных ветров произошла гибель лесных насаждений на площади более 5 тыс. га, в том числе на арендованных площадях - 2 тыс. га, т.е. 35 процентов.
22. Работы по проведению лесопатологических обследований в целях определения площадей погибших ветровальных лесных насаждений проводились в период с 2010 по 2012 годы.
За 2010 - 2012 годы проведены мероприятия по разборке ветровальных лесных насаждений на площади 3 тыс. га, в том числе арендаторами лесных участков - 1 тыс. га, индивидуальными предпринимателями, местным населением по договорам купли-продажи лесных насаждений - 1,9 тыс. га.
23. Лесопатологическая обстановка на территории Костромской области благоприятная, развития и вспышек крупных очагов вредителей и болезней леса по результатам проводимых лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга не зафиксировано.
В период с 2008 по 2012 годы площадь очагов вредителей и болезней леса в регионе снизилась на 7 813 га, составив 474 га, в том числе площадь очагов, требующих мер борьбы, снизилась на 1 007 га, составив 134 га.
Постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2015 г. N 474-а в пункт 24 настоящего приложения внесены изменения
24. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации основные полномочия в сфере защиты лесов, за исключением лесопатологического мониторинга и лесозащитного районирования, переданы субъектам Российской Федерации. На федеральном уровне осуществляется только законодательное и нормативное правовое регулирование лесозащитных мероприятий, а также проведение лесопатологического мониторингаи лесозащитного районирования, что обусловливает необходимость развития эффективных координационных мер, обеспечивающих высокий уровень взаимодействия разных уровней государственной власти в области защиты лесов.
25. Таким образом, многофакторность повреждения лесов требует создания многофункциональной системы охраны и защиты лесов, обеспечивающей эффективное проведение мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, контролю лесопатологической ситуации в лесах, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, реабилитации лесных насаждений, ослабленных повреждающими факторами.
26. Количество незаконных рубок в 2012 году по сравнению с 2011 годом сократилось на 16 процентов и составило 135 случаев (в 2011 году - 161 случай). Вместе с тем, объем незаконно заготовленной древесины, а также размер причиненного ущерба значительно увеличился.
Выявляемость нарушителей, совершивших незаконные рубки, в 2012 году увеличилась по сравнению с уровнем 2011 года на 10 процентов и составила 69 процентов.
27. Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике региона. Проблемы носят комплексный характер, поэтому их решение требует скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти разного уровня на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач.
28. Значительные лесные ресурсы области на сегодняшний день осваиваются не более чем на 40 процентов от потенциально возможного (допустимого) объема использования древесины (расчетной лесосеки).
29. С момента вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширились возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем, передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижения уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего, лесными пожарами), достижения требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижения объемов нелегального оборота древесины. Кроме того, требуется осуществление мер по усовершенствованию организации государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах, ведению государственного лесного реестра.
30. Лесное хозяйство в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных инновационных научно-технических достижений.
31. Экстенсивное использование лесов в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в продуктивных насаждениях, привело к существенному сокращению их площади и ухудшению качественного состава лесов в освоенной части лесного фонда. В Костромской области наблюдается дефицит эксплуатационных хвойных запасов древесины в зонах расположения многих лесопромышленных предприятий и путей транспорта. Так, если общий запас насаждений с 1966 года увеличился на 296 млн. куб. метров, то за это время запас спелых насаждений уменьшился с 252 до 207 млн. куб. метров, а хвойных со 177 до 86 млн. куб. метров. За счет уменьшения спроса на спелую и перестойную осину происходит увеличение в лесном фонде ее запасов с 14 до 22 млн. куб. метров. Только за последние 20 лет запас древостоев перестойных осинников увеличился в два раза - с 10 до 22 млн. куб. метров.
32. Интенсификация использования лесов в районах, в которых действуют лесопромышленные организации, и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Костромской области составляет 0,8 километра на 1 тыс. га лесных земель.
33. Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства Российской Федерации составляет около 7,5 процента от суммы причиненного ущерба. До настоящего времени не удалось достичь необходимого уровня межведомственного взаимодействия в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками.
34. Снижение объемов лесовосстановления, его качества несет реальную угрозу продукционному потенциалу лесов будущего, значительно ухудшаются возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам в условиях возможного изменения климата. Тенденция последних двух десятилетий показывает, что в связи со снижением объемов заготовки древесины площади лесовосстановления в Костромской области сократились почти в 2 раза: с 23,7 тыс. га в 1993 году до 11,7 тыс. га в 2012 году. Остается значительной доля гибели лесных культур старших возрастов.
Низкой остается доля использования посадочного материала с закрытой корневой системой.
В настоящее время требует решения проблема по организации ведения питомнического хозяйства в новых условиях. В связи с внесением в Лесной кодекс Российской Федерации изменений деятельность по выращиванию посадочного материала является предпринимательской, что не позволяет использовать федеральные средства на мероприятия по выращиванию посадочного материала. Особенно остро стоит вопрос об организации в этих условиях деятельности лесного селекционно-семеноводческого центра.
Очевидно, что без коренного изменения традиционных подходов к лесовосстановлению тенденция дальнейшего ухудшения качества воспроизводимых лесов усилится.
35. К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
В настоящее время около 70 процентов лесов Костромской области имеют давность лесоустройства более 10 лет. На указанных лесных землях требуется проведение мероприятий лесоустройства, а также модернизация технологий лесоучетных работ на основе использования современных дистанционных методов зондирования поверхности Земли, а также инновационных разработок по актуализации таксационных и картографических баз данных.
36. Несмотря на принятые поправки в Лесной кодекс Российской Федерации, при отсутствии целевого финансирования площадь лесов с неприемлемой давностью лесоустройства может увеличиться к 2018 году до 100 процентов, что приведет к недопустимому снижению качества лесного планирования и невозможности проектирования лесопользователями освоения лесов.
37. Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а также обеспечить доступ к данным лесного реестра органам государственной власти, лесопользователям, заинтересованным организациям и гражданам.
38. Экстенсивное использование лесов области в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и ухудшению качественного состава лесов. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения многих действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта.
39. Важнейшее значение в обеспечении устойчивого управления лесами имеет качество информации о динамике лесов и их использовании, а также уровень кадрового обеспечения отрасли. Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не могут быть осуществлены без укрепления кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров. Удельный вес специалистов с высшим специальным образованием в государственных казенных учреждениях, подведомственных департаменту лесного хозяйства Костромской области, составил за 2012 год 46 процентов, укомплектованность кадрами сложилась на уровне 90 процентов. Остается низким уровень производительности труда, что обусловлено слабым развитием социального партнерства, невысоким, по сравнению с другими отраслями экономики, уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.
40. Сегодня лесное хозяйство является малопривлекательным для вложения инвестиций, социальные и экономические условия труда остаются на уровне ниже среднего по стране.
41. Требуются серьезные, с привлечением современных средств и методов научных исследований, проработки в области противопожарного обустройства лесов, прогнозирования и стратегического планирования развития отрасли, ценообразования на лесные ресурсы, обоснования экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов с учетом реальной ситуации, складывающейся в лесном секторе экономики Костромской области.
42. Недостаточно используется потенциал научных организаций по решению вопросов в области управления лесами, информатизации, мониторинга состояния лесов, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов и другим направлениям ввиду дефицита финансирования как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников.
43. Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства, а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.