Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития
14. Основой любой модели экономики являются трудовые ресурсы. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов, влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников. Поэтому сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности остается основным направлением государственной политики в области охраны труда в Костромской области. При этом необходимо отметить, что неблагоприятные условия труда, производственный травматизм, профессиональные заболевания ухудшают демографическую ситуацию в регионе и приводят к серьезным экономическим потерям.
15. Позитивные тенденции, наметившиеся в последние годы, в улучшении условий и охраны труда в Костромской области обусловлены совершенствованием работы по государственному управлению охраной труда в условиях динамичного развития социально-экономических процессов в экономике региона. Применение программного подхода зарекомендовало себя в качестве эффективного механизма комплексного решения проблем улучшения условий и охраны труда. Практика реализации программных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях Костромской области, осуществляемых в рамках действующей в области системы управления охраной труда, способствовала сохранению сложившейся в регионе за последние годы тенденции снижения общего уровня производственного травматизма.
16. Анализ показателей производственного травматизма в Костромской области (таблицы 1 - 4) показывает, что в регионе за последние годы сохраняется тенденция сокращения уровня производственного травматизма. Численность пострадавших на производстве за 2009 - 2013 годы сократилась на 31% и составила в 2013 году 286 человек. Численность пострадавших со смертельным исходом в 2013 году по сравнению с 2009 годом сократилась на 30% и составила 14 человек. В тоже время по сравнению с предыдущим годом указанный показатель возрос на 2 человека, или 17%.
Временная нетрудоспособность в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2012 году сократилась по сравнению с 2009 годом на 19% и составила - 55,11 дней.
Таблица 1
Численность пострадавших
в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2009 - 2013 годах, человек (по данным территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, далее - территориальный орган Роструда)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Костромская область |
20 |
17 |
14 |
12 |
14 |
Таблица 2
Численность пострадавших
в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2009 - 2013 годах, человек (по данным территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, далее - территориального органа ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Костромская область |
414 |
387 |
395 |
311 |
286 |
Таблица 3
Количество
дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным территориального органа ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Костромская область |
67,90 |
56,05 |
55,26 |
70,86 |
55,11 |
Таблица 4
Численность работников
с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров в 2009 - 2013 годах, человек (по данным департамента здравоохранения Костромской области)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Костромская область |
10 |
31 |
27 |
22 |
19 |
17. Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Костромской области показывает, что основными причинами их возникновения являются неудовлетворительная организация производства работ и нарушение требований безопасности, недостатки в обучении безопасным приемам труда.
Среди других причин несчастных случаев можно выделить: нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, несовершенство и нарушение технологических процессов, нарушение правил дорожного движения, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, неприменение работником средств индивидуальной защиты.
18. Среди видов несчастных случаев преобладают такие, как падение работника с высоты, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли; дорожно-транспортные происшествия. В разрезе видов экономической деятельности наиболее травмоопасными являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство.
19. Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.
20. Динамика проведения в 2010 - 2013 годах аттестации рабочих мест по условиям труда в Костромской области представлена в таблицах 5 - 6.
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, в 2013 году возросло по сравнению с 2010 годом в 2,5 раза. Однако удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, остается низким и составляет на конец 2013 года всего 22,0% от общего количества рабочих мест. При этом самый низкий охват рабочих мест аттестацией по условиям труда наблюдается в организациях малого бизнеса.
Таблица 5
Количество рабочих
на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (по данным мониторинга департамента по труду и занятости населения Костромской области), единиц
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Костромская область |
6 437 |
9 568 |
11 421 |
16 123 |
Таблица 6
Удельный вес рабочих мест,
на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в общем количестве рабочих мест (по данным мониторинга департамента по труду и занятости населения Костромской области), %
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Костромская область |
2,8 |
4,3 |
5,2 |
7,5 |
21. Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (таблица 7 - 9) показывает, что в Костромской области, как и в целом по России, отмечается рост удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Среди основных причин указанной ситуации можно выделить низкие темпы внедрения прогрессивных технологий, замены и модернизации устаревшего оборудования, отсутствие в организациях планов по улучшению и оздоровлению условий труда работающих, либо низкий уровень контроля за их исполнением, ослабление внимания к вопросам условий и охраны труда со стороны работодателей и работников.
В неблагоприятных условиях труда к концу 2013 года в обследованных организациях работали 18,9 тыс. человек, или 34,9% от списочной численности работающих.
Таблица 7
Общая численность работников,
человек (по данным территориального органа ФСС РФ)
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Костромская область |
276 416 |
269 964 |
264 358 |
258 289 |
Таблица 8
Численность работников,
занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, человек (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, далее территориального органа Росстата)
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Костромская область |
17 122 |
16 201 |
17 162 |
18 929 |
Таблица 9
Удельный вес работников,
занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, %
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Костромская область |
32,1 |
32,3 |
34,5 |
34,9 |
22. Экономические издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда, в 2013 году составили:
фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда - 8,816 млн. рублей;
экономические издержки вследствие потерь рабочего времени - 6,739 млн. рублей.
23. В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда; оформлением трудовых договоров; обеспечением работников средствами индивидуальной защиты; проведением медицинских осмотров работников; проведением аттестации рабочих мест по условиям труда: рабочим временем и временем отдыха; регулированием труда работников в возрасте до 18 лет.
24. В регионе в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда. В Костромской области приняты Закон Костромской области от 17 ноября 2000 года N 116-ЗКО "Об охране труда в Костромской области", Закон Костромской области от 22 ноября 2005 года N 333-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по решению вопросов в сфере трудовых отношений", приказ департамента по труду и занятости населения Костромской области от 22 ноября 2012 года N 211 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом по труду и занятости населения Костромской области государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда". Вопросы охраны и условий труда предусмотрены в соглашении от 15 января 2014 года N 3-д "О социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, Федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2014 - 2016 годы", регулирующим социально-трудовые отношения между работниками и работодателями области.
25. Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в основных видах экономической деятельности, в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов), позволяет ожидать сохранения сложившейся тенденции сокращения уровня производственного травматизма на основе внедрения системы управления профессиональными рисками, применения превентивных мер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.