Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
охраны территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области
(утв. приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 29 декабря 2014 г. N 619)
1. Общие положения
1.1. Порядок охраны территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Костромской области от 15 февраля 2012 года N 194-5-ЗКО "Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области".
1.2. Настоящий Порядок регламентирует порядок осуществления охраны территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области (далее - ООПТ регионального значения).
1.3. Охрана ООПТ регионального значения - совокупность мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения режима особой охраны ООПТ регионального значения, предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований и условий режима охраны, сохранность природных комплексов и объектов, а также инфраструктуры ООПТ регионального значения.
1.4. Для управления государственными природными парками и государственными природными заказниками регионального значения создаются государственные учреждения подведомственные департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - государственные учреждения).
1.5. Охрана природных парков и государственных природных заказников регионального значения осуществляется сотрудниками государственных учреждений, которые осуществляют управление данными ООПТ регионального значения, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды (далее - государственные инспектора) в соответствии с действующими нормами федерального и регионального законодательства.
1.6. Общая координация деятельности государственных инспекторов и выполнение задач по охране ООПТ регионального значения обеспечивается руководителем государственного учреждения, а в случае отсутствия руководителя - заместителем руководителя государственного учреждения.
1.7. Охрана ООПТ регионального значения других категорий может осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, с которыми департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - Департамент) заключил соответствующие охранные обязательства. Форма охранного обязательства и порядок передачи вышеназванных ООПТ регионального значения под охрану утверждается приказом Департамента.
2. Цели и задачи охраны ООПТ регионального значения
2.1. Охрана ООПТ регионального значения осуществляется в целях сохранения природных комплексов и объектов ООПТ регионального значения.
2.2. Основными задачами осуществления охраны ООПТ регионального значения, являются:
1) наблюдение за состоянием ООПТ регионального значения;
2) осуществление мероприятий по поддержанию ООПТ регионального значения в состоянии, соответствующем их назначению;
3) обеспечение соблюдения режима особой охраны ООПТ регионального значения и их охранных зон, а также требований природоохранного законодательства;
4) организация охраны ООПТ регионального значения и их охранных зон;
5) выявление, предупреждение и пресечение экологических правонарушений на ООПТ регионального значения и в ее охранной зоне;
6) рациональное использование рекреационных ресурсов;
7) экологическое просвещение населения.
3. Права и обязанности государственных инспекторов
3.1. Государственные инспектора на территории ООПТ регионального значения имеют право:
1) беспрепятственно посещать любые объекты за исключением объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю, находящиеся в границах ООПТ регионального значения и их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Костромской области об особо охраняемых природных территориях;
2) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
3) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов, расположенных в границах ООПТ регионального значения;
4) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, вносить предложения о ее проведении;
5) проверять у юридических и физических лиц документы, дающие право осуществления природопользования и иной деятельности на ООПТ регионального значения;
6) информировать нарушителей о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы, связанные с выявленным правонарушением;
7) предъявлять требования и выдавать предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований, выявленных при проведении охранных мероприятий;
8) в пределах своей компетенции возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении лиц, допустивших данные правонарушения;
9) проверять у лиц, находящихся на ООПТ регионального значения, документы (пропуск, разрешение) на право проезда по его территории вне дорог общего пользования, проведения изыскательских и любых других работ и мероприятий, сбора коллекций, ловли рыбы в специально отведенных для этого местах и другой деятельности, требующей специального разрешения;
10) производить на территориях ООПТ регионального значения и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан;
11) изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования и соответствующие документы;
12) направлять в установленных законом случаях материалы о нарушениях законодательства об охране окружающей среды в следственные, судебные и иные органы;
13) рассчитывать размер вреда, причиненного окружающей среде;
14) предъявлять от имени учреждения гражданские иски о возмещении вреда окружающей среде и природным объектам.
3.2. Государственные инспектора обязаны:
1) предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
2) в случае выявления административных правонарушений в пределах своей компетенции возбуждать дела об административных правонарушениях;
3) разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;
4) при обнаружении факта нарушения природоохранного законодательства, повлекшего причинение вреда компонентам окружающей среды, в обязательном порядке производить расчет размера вреда и контролировать его фактическое возмещение, в том числе в судах;
5) соблюдать требования законодательства Российской Федерации и Костромской области;
6) систематически осуществлять проверки объектов, находящихся в границах ООПТ регионального значения и их охранных зон, на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Костромской области об особо охраняемых природных территориях;
7) проводить учетные работы, вести фенологические наблюдения, осуществлять мониторинг за экологическим состоянием природных комплексов на территории ООПТ регионального значения;
8) обеспечивать обозначение границ ООПТ регионального значения аншлагами и следить за их исправным состоянием;
9) проводить профилактическую разъяснительную работу с населением (в организациях, учреждениях) по предупреждению нарушений режима особой охраны ООПТ регионального значения и законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
10) обеспечивать взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, юридическими и физическими лицами.
3.3. Государственные инспектора по охране ООПТ регионального значения имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при исполнении служебных обязанностей применять специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
3.4. Государственным инспекторам по охране ООПТ регионального значения при осуществлении возложенных на них настоящим Порядком задач и при исполнении служебных обязанностей разрешены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, хранение, ношение и применение служебного и личного огнестрельного оружия.
3.5. Государственные инспектора по охране ООПТ регионального значения обеспечиваются за счет средств, предусмотренных на содержание учреждения:
бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты;
форменным обмундированием со знаками различия и нагрудными знаками, а также служебными удостоверениями установленного образца;
транспортными средствами, средствами связи, приборами наблюдения и иным необходимым оборудованием;
подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.6. Образцы форменного обмундирования со знаками различия, нагрудных знаков, служебных удостоверений, а также нормы и сроки их выдачи устанавливаются приказом Департамента.
4. Мероприятия по охране ООПТ регионального значения
4.1. Мероприятия по охране ООПТ регионального значения осуществляются государственными инспекторами методом проведения плановых и внеплановых оперативных рейдов на территории ООПТ регионального значения, применения в отношении лиц, в деяниях которых имеются признаки нарушения режима охраны ООПТ регионального значения и признаки нарушений законодательства Российской Федерации и Костромской области об особо охраняемых природных территориях, мер по обеспечению охраны ООПТ регионального значения, а также информационной работы.
4.2. Под плановыми оперативными рейдами на ООПТ регионального значения понимаются осмотры территории ООПТ регионального значения, в целях проверки на предмет нарушений физическими и юридическими лицами режима особой охраны ООПТ регионального значения, проводимые в соответствии с утвержденным руководителем государственного учреждения планом рейдов.
4.3. Поводом к проведению внепланового оперативного рейда на ООПТ регионального значения могут быть заявления граждан, представителей государственных органов, учреждений, организаций о совершенных либо готовящихся нарушениях законодательства Российской Федерации и Костромской области об особо охраняемых природных территориях в границах ООПТ регионального значения.
4.4. Плановые и внеплановые оперативные рейды на ООПТ регионального значения осуществляются государственным инспектором на основании рейдового Задания - Отчета, выданного руководителем государственного учреждения, сотрудником которого является государственный инспектор, либо по письменному поручению руководителя Департамента. Форма Задания - Отчета приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку.
4.5. В отношении лиц, допустивших нарушение режима охраны ООПТ регионального значения и нарушений законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении.
4.6. Оперативный рейд на ООПТ регионального значения может осуществляться как в дневное, так и в ночное время.
4.7. По окончании оперативного рейда государственный инспектор делает запись в Задание - Отчет о результатах рейда на ООПТ регионального значения.
4.8. Информация о проведении оперативного рейда и его результатах фиксируется в журнале учета оперативных рейдов на ООПТ регионального значения (приложение N 2 к настоящему Порядку) и журнале регистрации нарушений установленного режима охраны и использования ООПТ регионального значения (приложение N 3 к настоящему Порядку).
4.9. Информационная работа по охране ООПТ регионального значения осуществляется посредством разъяснительных работ с гражданами, информирования через средства массовой информации, распространения буклетов, брошюр, листовок, а также установления информационных стендов, табличек, аншлагов на территориях ООПТ регионального значения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.