Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1. Программа ориентирована на обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования детей, соответствующего требованиям социально ориентированного развития Костромской области.
Программа является программно-целевым инструментом подпрограммы "Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области" Государственной программа Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014 - 2020 годы" и направлена на решение задачи по совершенствованию региональной системы общего и дополнительного образования для достижения современного качества образования. В результате достижения поставленной задачи 95,5 процентов школьников Костромской области будут обучаться в соответствии с основными современными требованиями.
2. Сеть общего образования в Костромской области представляют 314 дневных общеобразовательных организаций, в том числе: 13 государственных, 299 муниципальных, 2 частных, в которых в 2015 - 2016 учебном году обучалось 65 481 школьник, что на 2,5 процента больше, чем в предыдущем учебном году (2014 - 2015 учебный год - 63 874 чел.). 20 процентов школьников Костромской области обучаются в учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии, школа с углубленным изучением иностранного языка, кадетская школа-интернат). 69,9 процента дневных общеобразовательных организаций Костромской области составляют сельские школы.
3. Повышение качества подготовки учащихся осуществляется через обеспечение перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). С 1 сентября 2016 года 100 процентов учащихся 1 - 6 классов общеобразовательных учреждений Костромской области обучаются по ФГОС общего образования. В апробационном режиме продолжается реализация ФГОС в 7 - 8 классах в 81 школе области, в 5 школах реализуется пилотный проект по введению ФГОС среднего общего образования в 10 - 11 классах.
4. В области созданы условия для получения качественного и доступного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), детьми-инвалидами. Во всех общеобразовательных организациях разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в 2015 - 2016 году в 224 школах (70 процентов от общего числа школ) по индивидуальным образовательным программам с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии обучаются 3269 детей с ОВЗ. С 1 сентября 2015 года в пилотном режиме осуществляется апробация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в 8 общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы.
5. Все школы Костромской области подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", из них 70,2 процента имеют широкополосный "Интернет" со скоростью не менее 1 Мб/с. С использованием информационного портала "Образование Костромской области" создана система дистанционного обучения.
6. Дистанционное обучение детей-инвалидов школьного возраста, обучающихся на дому, организовано через деятельность 29 опорных школ, в которых оборудовано 164 автоматизированных рабочих места для работы 226 сетевых педагогов, оснащено 221 рабочее место для детей-инвалидов, обучающихся на дому дистанционно. Это позволило обеспечить 100 процентный охват детей-инвалидов дистанционным образованием.
7. Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжения администрации Костромской области от 15 мая 2014 года N 113-ра "Об автоматизированной системе управления системой образования Костромской области" на портале "Образование Костромской области" осуществляется поэтапное создание автоматизированной системы управления системой образования Костромской области, одним из модулей которой является "Электронный дневник". В 2016 году 169 школ области (54 процента) предоставляют услугу "Электронный дневник".
8. Качество предоставления образовательных услуг напрямую зависит от кадрового потенциала системы общего образования региона. В школах области работает 5175 учителей, доля учителей в возрасте до 35 лет составляет в общем образовании 19,2 процента, из них в городе - 22,8 процентов, в сельских территориях - 15,5 процента. Доля учителей пенсионного возраста за прошлый год увеличилась еще на процент и составила 24 процента.
9. Второй год в Костромской области действует Концепция педагогического образования. Это стратегический документ, определяющий важнейшие задачи кадровой политики региона, одна из задач которой - привлечение и закрепление молодых специалистов в отрасль образование. Соотношение молодых учителей и учителей пенсионного возраста, наиболее остро стоит в системе общего образования. В городских школах процент молодых учителей до 35 лет совпадает с процентом учителей-пенсионеров (22,1 процента). В сельских школах в текущем учебном году процент учителей пенсионного возраста (26,5 процента) почти вдвое превышает процент учителей в возрасте до 35 лет (14,5 процента).
10. Привлечение молодых педагогов продолжает являться ключевым фактором модернизации педагогического образования в рамках региональной Концепции педагогического образования.
11. В целях повышения профессионального уровня руководящего и педагогического состава образовательных организаций департаментом образования и науки Костромской области совместно с ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" разработана региональная модель методического сопровождения педагогов Костромской области.
12. В регионе реализуется проект "Стажировки в системе повышения квалификации", в рамках которого действуют 22 региональные стажировочные площадки по распространению моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования.
13. С 2016 года Костромская область участвует в федеральном проекте по разработке, апробации и внедрению программы выравнивания возможностей обучающихся на получение качественного образования в школах с низкими результатами обучения. В рамках проекта осуществляется адресное сопровождение 12 школ из 11 муниципальных образований.
14. В деятельность по созданию условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами вовлечены все уровни управления образованием, профессиональное сообщество, организации дополнительного образования, общественные организации, родители. Так, в регионе создан общественный совет по независимой системе оценке качества образования (далее - НСОКО), в который входят представители общественных организаций, родители.
15. Система дополнительного образования Костромской области обеспечивает внешкольную занятость и социализацию детей, в том числе посредством создания интегрированных моделей общего и дополнительного образования в целях реализации требований новых федеральных государственных образовательных стандартов. Стратегической задачей в системе дополнительного образования является увеличение доли детей в возрасте от 5 - до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования. По итогам 2015 года этот показатель составил 68,9 процента.
16. Услуги дополнительного образования детям предоставляет 53 образовательных организации, в том числе 7 государственных и 46 муниципальных, в которых обучались в 2015 - 2016 учебном году 47 845 детей.
17. Сформирована система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи. По итогам 2015 года региональный банк данных "Талантливых (одаренных) детей Костромской области" увеличился на 9 процентов и насчитывает 8152 детей (2014 - 7369 чел.).
18. Ежегодно организуется более 500 муниципальных и региональных конкурсных мероприятий, направленных на выявление у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, стимулирующих интерес к научной и научно-исследовательской деятельности, к занятиям физической культурой и спортом.
В 2015 году в области реализованы такие масштабные мероприятия, как интеллектуальный конкурс для детей дошкольного возраста "Умницы и умники: первые шаги", региональный этап телевизионной гуманитарной олимпиады школьников "Умницы и Умники", в Год Литературы впервые проведен областной конкурс молодых поэтов им. Н.А. Некрасова, олимпиада по биологии "Зеленый листок" для воспитанников костромских школ-интернатов для детей с ОВЗ и детских домов, региональный этап всероссийского конкурса, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского и многие другие.
19. Активно внедряются в работе с одаренными школьниками дистанционные технологии, что позволяет школьникам из муниципальных образований области заниматься с преподавателями ведущих вузов региона. Среди наиболее востребованных ресурсов - дистанционная школа "Одаренные школьники", в которой занимаются 325 школьников из 25 районов области, в том числе 5 детей с ограниченными возможностями здоровья.
20. Совместно с телекомпанией "Русь" с 2016 года реализуется новый региональный телепроект "Серебряный глобус", который предусматривает участие в нем талантливых детей (от 7 лет и старше), проявивших себя в спорте, общественной деятельности, техническом, интеллектуальном и художественном творчестве, социальных проектах и волонтерской деятельности.
21. В области отмечается разнообразие форм реализации программ научно-технического творчества. Преимущество отдается реализации дополнительных общеобразовательных программ (48 процентов), организации конкурсных мероприятий (47 процентов), программ элективных курсов (30 процентов).
22. Результаты анализа современного состояния образования Костромской области свидетельствуют о том, что региональная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Основная проблема, на решение которой направлены мероприятия Программы, - преодоление неравных условий доступности качественного современного образования для различных категорий граждан.
23. В системе общего образования первоочередной является проблема обеспечения качества образовательных услуг. Сегодня сохраняются риски неравенства в доступе к качественному образованию в сельских территориях, в городских округах - в школах, работающих со сложным контингентом обучающихся.
В целях подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в области реализуется региональный проект по индивидуальному сопровождению педагогов и школ, работающих в сложных условиях.
24. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
25. Использование в образовании информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов недостаточно эффективно. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования продолжает формироваться.
26. Необходимо повысить эффективность в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью, развивать систему педагогического и научно-методического сопровождения талантливых и одарённых детей в рамках реализации региональных Концепций дополнительного образования детей, гражданского и патриотического воспитания, краеведческого образования, комплекса мер по развитию образовательного туризма, "дорожной" карты по развитию технического творчества.
27. Существующие проблемы регионального образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к их решению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.