Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению
Думы городского
округа г. Галич
Костромской области
от 23 июня 2011 г. N 81
Основные положения генерального
плана городского округа- город Галич Костромской области
Разработка проекта генерального плана вызвана необходимостью упорядочения территориального планирования функциональных зон с учётом перспектив их долгосрочного развития.
Основные проектные решения основываются на общих принципах, требованиях и генеральных направлениях государственной концепции перехода Российской Федерации к модели устойчивого развития. При этом обеспечивается безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека в процессе осуществления градостроительной деятельности, а также ограничивается негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечивается охрана и рациональное использование природных ресурсов. Рассматривая возможности города с точки зрения его устойчивого развития, очевидным является то, что он имеет значительные ресурсы, которые могут быть эффективно использованы. На поэтапное и комплексное устранение причин, препятствующих благоприятному развитию города, направлены предложения проекта.
Принятый для города системный подход к проблемам и задачам предстоящего развития - единственно возможный путь поиска решений в современных условиях формирования региональной экономики. Основной задачей такого подхода является повышение качества жизни населения с учётом экономического развития города.
Устойчивое социально-экономическое развитие Галича в перспективе может быть достигнуто не столько за счёт индустриального развития, сколько за счёт развития малого предпринимательства, расширения организационно-хозяйственных, историко-культурных, просветительских и туристских функций.
Исходя из этого, нужно рассматривать Галич, где:
экономика стабильно развивается в интересах местного населения; обеспечиваются условия для реализации профессиональных знаний и интересов граждан;
создаётся среда для культурного развития и полноценного отдыха жителей; населению предоставляются качественные социальные и коммунальные услуги; создаётся благоприятная экологическая обстановка; формируется эффективная система социальной и правовой защиты.
Выгодное экономическое и географическое положение, а также наличие развитой транспортной инфраструктуры благоприятствуют развитию экономики города и формированию устойчивых хозяйственных связей.
Галич имеет достаточно развитую для его параметров машиностроительную отрасль промышленности, которая фактически является отраслью специализации города на рынке Российской Федерации и СНГ.
Город, благодаря особенностям своего исторического формирования и природным данным, обладает большими туристическими и рекреационными ресурсами.
Прогноз развития хозяйственного комплекса города
На основе исходных данных, прогнозов возрастной и трудовой структур, приводится ориентировочная структура экономики по отраслям и сферам производства города на проектный период (исходя из общей численности занятого населения).
Численность занятого населения в градообразующих отраслях экономики города к 2030 году составит порядка 5,5 тыс. чел. или 52,4% от общей численности занятых. В связи с предполагаемой тенденцией развития города как промышленного центра в городе возрастёт количество занятых как в сфере производства промышленной продукции, так и в сфере производства услуг.
В экономике города возрастает роль новых видов бизнеса: страхование, платные медицинские услуги, частные образовательные программы, финансовые услуги, туризм.
Продолжит своё развитие розничная торговля, а также сфера общественного питания - через расширение собственных сетей, строительство магазинов, внутренние и внешние инвестиции в развитие торгово-развлекательного бизнеса.
Прогноз структуры промышленности
Таблица 2.1 - 1.
Отрасли промышленности |
Численность занятых в отрасли |
|||||
Исходный год (2010) |
1-я очередь 2020 |
Расчётный срок 2030 |
||||
чел |
% |
Чел |
% |
чел |
% |
|
Машиностроение и металлообработка |
1549 |
58,76 |
1626 |
58,5 |
1710 |
57,36 |
Лёгкая |
554 |
21,0 |
570 |
20,5 |
600 |
20,13 |
Пищевая |
195 |
7,4 |
208 |
7,49 |
230 |
7,72 |
Лесная и деревообрабатывающая |
178 |
6,75 |
192 |
6,9 |
225 |
7,55 |
Строительных материалов |
28 |
1,06 |
30 |
1,08 |
40 |
1,34 |
Полиграфическая |
21 |
0,8 |
22 |
0,79 |
23 |
0,77 |
Готовых металлических изделий |
62 |
2,35 |
70 |
2,52 |
80 |
2,68 |
Прочие производства |
49 |
1,86 |
60 |
2,16 |
80 |
2,68 |
Итого |
2636 |
100 |
2778 |
100 |
2981 |
100 |
Принципиальными преимуществами города в привлечении новых промышленных производств на свою территорию являются следующие факторы:
удобное транспортное сообщение, город расположен на федеральных, авто- и железной дорогах;
наличие свободных территорий для размещения промышленных предприятий; исторически сложившиеся экономические, финансовые, трудовые и производственные связи с крупными промышленными центрами России.
Все вышеперечисленные преимущества позволяют представлять город Галич как благоприятную площадку для переноса предприятий, а также размещения филиалов и отдельных производств крупных промышленных компаний центрального региона.
В восточной части города предусмотрено отведение территории под промышленную зону. Создание новых предприятий в Галиче положительно скажется на рынке труда города, т.к. это способствует созданию дополнительных рабочих мест, что в свою очередь, позволит закрепить местное население в городе и снизит трудовые миграции населения за его пределы. Предполагаемый рост уровня заработной платы, увеличение рабочих мест создадут объективные условия для сокращения безработицы.
Строительный комплекс
Город Галич рассматривается как одна из наиболее привлекательных инвестиционных площадок для жилищного, общественного и промышленного строительства в Костромской области. Иногородние строительные компании могут быть заинтересованы в сотрудничестве с местными организациями. Положительный инвестиционный эффект будет достигнут за счёт совмещения опыта, наработанного крупными компаниями на конкурентных рынках, снижения материальных затрат за счёт услуг местного строительного комплекса, крупных финансовых вложений со стороны инвестора и значительных поступлений через налоговые отчисления в местный бюджет.
Внешний транспорт
На перспективу объёмы основных внешних перевозок возрастут в связи с развитием местного промышленного производства, соответственно возрастёт и численность работающих в транспортных организациях до 400 человек.
Малое предпринимательство
Потенциал для роста малого предпринимательства кроется в дальнейшем расширении сетей розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Кроме того, ожидается увеличение доли малого предпринимательства в промышленности и на транспорте. Проектом прогнозируется также приход на рынок Галича предприятий малого и среднего бизнеса из столичных регионов. Главным образом это должно произойти в сфере туризма. Важной характеристикой рынка города является рост потребителей в весенне-осенний период за счёт приезжающих на отдых. При этом следует учесть, что значительная часть приезжающих это платёжеспособное население, способное расходовать значительные средства за продовольственные и промышленные товары при, одновременно, высоком требовании к продукции. В связи с этим проектом прогнозируется повышение качества предлагаемых в городе услуг в сфере торговли и общественного питания.
Для более эффективного и интенсивного внедрения малого бизнеса в экономику города следует решить проблему доступа предпринимателей к финансовым ресурсам, а также существующий уже сегодня дефицит квалифицированных кадров рабочих профессий, причиной которого служит занятость значительного числа трудоспособного населения за пределами города. Проектом прогнозируется широкая дифференциация предприятий малого бизнеса по видам деятельности. Так, уже на период первой очереди появятся предприятия, предлагающие платные услуги в медицине, в сфере туризма, страхования, финансовых и юридических услугах, жилищно-коммунальном хозяйстве и некоторых отраслях промышленности.
Туризм и рекреация
В городе должна проводиться стратегия на концентрирование туристических потоков именно в город Галич. Для этого следует расширить гостиничный комплекс, организовать центр по координации туризма в Галичский район, стимулировать развитие всех сфер обслуживания от общественного питания до развития экскурсионной деятельности.
В городе и в районе должна проводиться работа по восстановлению и охране памятников. Для этого должны привлекаться средства частных инвесторов. Развитие туризма должно стать одним из приоритетных направлений экономической политики администраций города и района. Проектом предлагается осуществление ряда градостроительных мероприятий.
1. Строительство гостиницы на 50 - 75 мест на участке по ул. Леднева, западнее д. Манылово.
Выбор места обоснован следующим:
благоприятная экологическая среда; оснащение территории инженерными сетями; близость к строящемуся спортивному комплексу; прекрасный вид на город и озеро.
2. Создание центра по координации туристской деятельности на территории района. Местоположение с обоснованием в центральной части города
Рынок труда и миграция трудовых кадров
По приблизительным оценкам за пределами города имеют постоянную работу около 1000 человек, что существенным образом снижает экономический потенциал Галича, отнимая у него квалифицированные рабочие кадры.
Специализацией промышленности города является металлообработка, производство пищевой продукции, текстильное и обувное производство. Специализация промышленности города углубится. Рост объёмов производства на предприятиях города на первую очередь составит 1015 % в год, на расчётный срок 15 - 20 % в год.
Проектом генерального плана прогнозируется появление на территории города новых предприятий по производству строительных материалов. Причиной этому послужит значительный рост объёмов строительства по району в целом и по Галичу в частности, а соответственно, и спроса на строительные материалы.
Значительный потенциал роста имеет лёгкая промышленность. Увеличение объёмов производства лёгкой промышленности обусловлено ростом потребительского спроса, а также улучшением качества выпускаемой продукции, способной создать конкурентное преимущество в будущем. Аналогичными станут причины роста пищевой промышленности.
Таким образом, рост объёмов промышленного производства на период первой очереди составит около 5 %, на расчётный срок до 10 % в год.
Свободные территории для размещения промышленных объектов, наличие квалифицированного трудоспособного населения, развитие инженерных и транспортных инфраструктур уже на современном этапе развития конкурентным преимуществом города.
В Галиче сосредоточены основные административные учреждения, а также объекты социальной инфраструктуры. В дальнейшем город должен стать главным местом проведения крупных общественных мероприятий района, сформировать соответствующее современному рынку предложение объектов отдыха и туризма, более привлекательное по своему разнообразию, чем в других городах области.
Ожидается создание сети досуговых центров, путём реконструкции существующих и строительства новых. К новым объекта относятся: строительство гостиницы и других объектов туристского обслуживания. Проектом предлагается реализация тенденции по созданию координационного центра формирующего основные рекреационные потоки и координирующего деятельность туристских организаций в районе.
На первую очередь прогнозируется дальнейший рост числа малых предприятий в сфере общественного питания, торговли и туризма. Развитие туризма в районе, а также сопутствующих инфраструктур будет происходить именно за счёт предприятий малого бизнеса, поскольку на данном этапе развития эта сфера в городе и районе не является привлекательной для среднего и крупного бизнеса.
Галич имеет ряд преимуществ, для развития жилищного комплекса. К ним относятся удобное месторасположение города, природные факторы, связь с другими регионами.
В данной работе объёмы ввода нового жилищного строительства на первую очередь определены в размере 8200 м2 в год, из расчёта увеличения обеспеченности до 25 м 2 общей площади на человека. Таким образом, общая площадь жилого фонда города составит 449900 м 2. Такой показатель закладывается в расчёты, поскольку этому благоприятствуют существующие темпы строительства. На расчётный срок проектом прогнозируется рост жилого фонда до 513 000 м 2 при жилищной обеспеченности в 27 м 2 на человека. Однако следует сказать, что несмотря на то, что сегодня ведётся только индивидуальное строительство, уже за период первой очереди возрастёт доля многоквартирного капитального строительства. Это произойдёт благодаря формированию рынка ипотечных услуг, а также значительному росту благосостояния населения города.
Население и трудовые ресурсы
Прогноз численности населения
Настоящим проектом рассмотрены три возможных варианта расчёта численности населения: неблагоприятный, благоприятный и вероятностный.
Вероятностный сценарий основан на прогнозе постепенного снижения темпов естественной убыли и увеличения механического притока населения, что будет связано с ростом качества жизни населения и постепенным увеличением экономической ситуации в городе. Учитывая вступление в действие Национальных проектов (здравоохранение, образование, доступное жильё и др.), есть основания полагать, что уже в ближайшее время в жизни страны произойдут положительные изменения, в результате которых повысится рождаемость, снизится смертность и, соответственно, уменьшатся темпы сокращения численности населения.
Вероятностный вариант принимается в качестве основного, и все расчётные показатели проекта ведутся применительно к этому сценарию с расчётной численностью 18,0 тыс. чел. на 2020 год и 19,0 тыс. чел. на 2030 год.
Планировочная организация территории города
Основные направления градостроительного развития города
Анализ основных проблемных планировочных ситуаций города
1. Отсутствие транспортного каркаса магистральных улиц.
2. Значительная часть жилой застройки располагается на территориях с неблагоприятной экологической ситуацией в пределах санитарно-защитных зон от промышленных и коммунальных предприятий.
3. Недостаточно развитая система культурно - бытового обслуживания.
4. Недостаточное озеленение и благоустройство районов многоэтажной многоквартирной застройки, низкая обеспеченность зелёными насаждениями общего пользования.
5. отсутствие озеленённых санитарно-защитных зон промышленных и коммунальных объектов.
6. Наличие промышленных и коммунальных объектов в жилых зонах города.
7. Отсутствие благоустроенных рекреационных зон.
8. Заболачивание территорий примыкающих к городу.
Проектируемая граница города
Основной концепцией развития города является формирование целостной градостроительной структуры городской среды:
1. Развитие жилой зоны города в восточном направлении в сторону объездной дороги, в южной части в сторону Паисиева монастыря.
2. Формирование более развитой системы магистральных улиц.
3. Проектом предлагается вынос жилых зданий из санитарно-защитных зон на свободные территории.
4. Формирование компактных центров культурно - бытового обслуживания на основе существующих, а также создание новых подцентров местного значения.
5. Предусматривается вынос промышленных территорий расположенных в жилой зоне.
6. Благоустройство существующих парковых территорий и воссоздание ландшафтов на основе парка Лисья гора.
7. Озеленение магистральных улиц.
8. Озеленение санитарно-защитных зон промышленных и коммунальных предприятий.
9. Устройство защитной дамбы вдоль берега озера.
Организация зелёных насаждений
Проектом предусматривается благоустройство всех существующих зелёных насаждений города, и организация новых зелёных зон, а также устройство санитарно-защитных зон от предприятий, железной дороги и уличного озеленения.
Озеленение санитарно-защитных зон.
Предусматривается на расчётный срок озеленение у промышленных территорий в восточной части города, вдоль железной дороги.
Баланс зелёных насаждений города на расчётный срок
1. Насаждения общего пользования
существующее, сохраняемое - 32,03
новое строительство - 60,37
Итого насаждений общего пользования - 92,4 га
2. Насаждения специального назначения - озеленение санитарно-защитных зон
существующие - 253
новое строительство - 30
Итого - 280
Таким образом, площадь насаждений общего пользования на расчётный срок должна составить 92,4 га при обеспеченности в 48,6 м 2 на одного жителя, при современном обеспечении 18,2 м 2 на жителя.
Ввиду сравнительно небольшого объёма планируемых зелёных насаждений, организация в городе питомника декоративных пород и оранжерейного хозяйства проектом не предусматривается.
Расчёт объёмов нового жилищного строительства
Формирование современного и адекватного рынку жилого фонда способствует решению основных проблем экономического развития Галича: закреплению трудоспособного населения в городе и созданию условий для комфортного проживания, способного положительным образом повлиять на демографическую ситуацию в городе.
Важнейшими целями, достижение которых должно стать приоритетной задачей градостроительства в городе, являются:
создание условий для привлечения внешних инвесторов в строительный комплекс. Следует избегать создания монопольных условий на рынке строительства, препятствующих развития местного бизнеса;
реконструкция ветхого и аварийного жилого фонда, рост объёмов которого на современном этапе определяет низкое качество жизни населения; создание жилья нового качественного типа, способного сформировать предложение жилья для всех слоёв общества.
Эти цели могут быть достигнуты через инструменты развития ипотечного кредитования, а также взаимовыгодного сотрудничества местных предприятий с бизнесом более успешных (в отношении развития жилищного комплекса) регионов.
Проектом объём нового жилищного строительства на первую очередь определён в размере 82,6 тыс. м 2 из расчёта увеличения жилищной обеспеченности не менее чем до 25 м 2 на человека. Несмотря на достаточно высокие темпы строительства в период первой очереди (8,2 тыс. м 2 в год), на расчётный срок предлагается исходить из объёмов в 8,4 тыс. м 2 в год. При этом жилищная обеспеченность к 2030 году возрастёт до 27,0 м 2 на человека.
При принятой структуре нового жилищного строительства и общем увеличении объёмов строительства, городу требуется на расчётный срок порядка 55,0 га территорий, на период первой очереди, около 45,0 га. Основной объём нового жилищного строительства будет вестись на существующих городских территориях, где имеется ветхий и аварийный жилой фонд, а также за счёт освоения новых территорий к востоку, по ул. Леднева.
Социальная инфраструктура
Образование
Принятые предложения по совершенствованию сложившейся системы образования соотнесены с Национальной программой и разработанными в области целевыми программами.
На расчётный срок ожидается небольшое увеличение потребности в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. При этом требуется принятие мер по оптимизации сети существующих учреждений и дальнейшему эффективному использованию зданий или их частей, так как проектом предусматривается строительство общеобразовательной школы на вновь застраиваемых территориях и детских садов, что обусловлено необходимостью соблюдения нормативного радиуса обслуживания.
Здравоохранение
В сфере здравоохранения, как одной из приоритетных сфер социального обеспечения, следует проводить чёткую административную политику местных органов управления по содействию развития города, подтверждающего высокое качество жизни населения соответствующим уровнем предоставляемых медицинских услуг.
В существующей ЦРБ требуется обновить оборудование. Системы сетей канализации, водопровода, отопления имеют большой процент износа. Для повышения качества обслуживания населения необходима реконструкция больничного комплекса.
Культура
Основными задачами в сфере культуры должны стать мероприятия по проведению ремонта учреждений культуры, поскольку это относится к непосредственным обязанностям органов местного самоуправления.
Кроме того, необходимо стимулировать приток финансовых средств на поддержание памятников культуры и музеев.
Современное развитие сферы культуры должно идти не только по пути популяризации учреждений культуры, но и по пути просвещения населения в истории своего края, в повышении исторической и культурной грамотности.
Физкультура и спорт
На ул. Фестивальной строится физкультурно-оздоровительный центр, включающий в себя спорткомплекс и плавательный бассейн. Кроме этого проводится реконструкция существующего стадиона на ул. Вокзальной.
Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание
Основным направлением развития торговли и общественного питания станет дальнейшее увеличение количества предприятий, перераспределение их на территории города, улучшение качества обслуживания.
Создаваемые объекты, изначально имеющие коммерческую ценность, будут иметь большое значение для развития социальной инфраструктуры города.
Рекреация и туризм
Перечень градостроительных мероприятий, обеспечивающих обслуживание туристов и отдыхающих, характеристика объектов, обслуживающих как непосредственно туристов, так и отрасль в целом:
строительство гостиницы;
создание центра по координации туристической деятельности на территории района, формирующего основные рекреационные потоки и координирующего деятельность туристских организаций в Галичском районе.
Транспортная инфраструктура
Внешний транспорт
Географическое положение Галича является положительным фактором, предрасполагающим к экономическому развитию. Здесь следует выделить непосредственную привязанность города к внешнему транспорту, посредством которого осуществляется связь с другими регионами и рядом крупнейших городов России.
Железнодорожный транспорт
В 2009 году закончено строительство железнодорожного вокзала и намечено строительство второго пути в пределах городской черты.
Автомобильный транспорт
Автомобильной дорогой областного значения Галич связан с областным центром, соседними районами и с федеральной трассой С.-Петербург - Екатеринбург.
Внутригородской транспорт
В настоящем проекте предложена новая проектная схема магистральных улиц, которая составит транспортный каркас города. Данная схема отражает основные направления развития транспорта и основных путей сообщения согласно планировочной структуре с учётом развития существующей планировки.
Первоочередной реконструкции подлежат улицы, включённые в основной транспортный каркас. Улицы
В проекте предлагается дальнейшее развитие городского пассажирского транспорта. При проектировании новой схемы улично-дорожной сети учтены следующие факторы:
рост численности и подвижности населения, уровня автомобилизации, что, естественно, приведёт к повышению и интенсивности движения транспорта на основных магистралях;
сложившаяся улично-дорожная сеть; расположение основных промышленных предприятий.
Ширина магистральных улиц в красных линиях принята 30 - 40 метров.
Проектом предлагается строительство магистральной улицы по следующему направлению: ул. Железнодорожная, ул. Комсомольская, далее до пересечения с ул. Совхозной и Леднева, минуя 2-й микрорайон ГАКЗ, далее севернее профессионального училища N 11, далее южнее автокранового завода с выходом на объездную дорогу, далее севернее д. Лобачи с выходом на ул. Рабочую в п. Шокша. Эта магистральная улица будет служить дублёром улиц Свободы, Луначарского, Свердлова, Гладышева, что позволит исключить движение транзитного транспорта через центр города.
В настоящем проекте принята следующая квалификация улиц и дорог:
общегородского значения с шириной в красных линиях 30 - 40 метров, с проезжей частью в 12 - 14 метров;
районного значения с шириной в красных линиях 25 - 30 метров, с проезжей частью в 7 метров;
улицы и дороги местного значения с шириной в красных линиях 25 метров, с проезжей частью в 6 метров.
Пассажирские перевозки
Проектом предлагается:
открытие новых автобусных маршрутов; увеличение автобусного парка;
остановочные павильоны необходимо заменить на новые, соответствующие современным требованиям эстетики.
Инженерная инфраструктура
Водоснабжение
Первая очередь строительства до 2020 г.г.
Строительство комплекса водоснабжения из подземных источников производительностью 9,072 тыс. м 3 /сут.:
5 скважин, производительностью 63,0 м3/час, каждая; станция водоподготовки;
резервуары чистой питьевой воды м3 с фильтрами-поглотителями; насосная станция II подъема производительностью 680 м3 /час.
Строительство насосных станций III-го подъема N 1, N 2 производительностью 340 м3 /час. каждая.
Строительство 2-х резервуаров чистой воды объемом 1000 м3 каждый с фильтрами - поглотителями.
Строительство магистральных водоводов мм.
Строительство магистральных водоводов мм.
Реконструкция трубопроводов имеющих износ 100%.
Строительство магистральных разводящих сетей по городскому округу г. Галич мм.
Строительство сборных водоводов от скважин мм.
Расчетный срок - период 2020 - 2030 г.г.
Строительство насосной станции над скважиной м3/сут.
Строительство магистральных водоводов мм.
Водоотведение
Первая очередь строительства - до 2020 г.г.
Реконструкция канализационных очистных сооружений производительностью 7,0 тыс. м /сут.
- реконструкция дренажной системы иловых карт;
- реконструкция песколовок (2 шт.);
- реконструкция отстойников (4 шт.);
- реконструкция оголовка на выпуске очищенных стоков;
- замена стальных трубопроводов;
- восстановление обваловки на трубопроводе выпуска очищенных стоков км;
- очистка биологических прудов.
Реконструкция канализационной насосной станции (РНС).
Строительство Главной насосной станции (ГНС) производительностью 500 м / час.
Реконструкция канализационных насосных станций КНС N 1,N 2.
Строительство канализационных насосных станций (КНС).
Строительство напорного коллектора мм от Главной канализационной насосной станции до канализационных очистных сооружений.
Строительство напорного коллектора мм.
Строительство напорных коллекторов мм.
Строительство самотечных коллекторов мм, мм.
Замена самотечных коллекторов мм на мм.
Перекладка самотечных коллекторов мм.
Расчетный срок - период 2020 - 2030 г.г.
Строительство канализационных насосных станций в микрорайоне N 122 и в районе пивзавода.
Строительство напорных канализационных коллекторов мм, мм.
Строительство самотечных коллекторов мм, мм.
Электроснабжение
Электроснабжение города Галича осуществляется от Федеральной Сетевой Компании Единой
Энергетической Системы (ОАО "ФСК ЕЭС").
Электроэнергия по городу распределяется напряжением 10/35/110/220 кВ.
Передача электроэнергии потребителям производится по ЛЭП через головные трансформаторные подстанции напряжением 35 - 220 кВ.
На территории Электрических сетей (ул. Энергетиков) установлена подстанция "Галич" 220/110/35/10 кВ. с трансформаторами мощностью 2х6,3 МВА.
На въезде в г. Галич (Костромское шоссе) установлена подстанция "Новая" 110/35/10 кВ. с трансформаторами мощностью 2х125 МВА+1х6,3 МВА.
В районе ул. Костромской установлена Тяговая подстанция 110/27,5 кВ. с трансформаторами мощностью 2х40 МВА.
Распределение электроэнергии производится по кабельным и воздушным сетям 6 - 10 кВ. через распределительные устройства и трансформаторные подстанции ТП - 115 шт. (РЭС), единичной мощностью 25 - 630 кВА каждая.
Из всех ТП - 25 шт. двухтрансформаторные и 90 шт. однотрансформаторные.
Потребление электроэнергии на 1 человека в год в 2009 году составило - 1186 кВт.час, в том числе на коммунально-бытовые нужды - 362 кВт.час.
Источниками покрытия электронагрузок г. Галича являются:
ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электрических мощностей) Федеральной Сетевой Компании Единой Энергетической Системы (ОАО "ФСК ЕЭС").
Исходные данные представлены ОАО "Костромская сбытовая компания" 10.03.2010 г, ОАО "Костромаэнерго" (Галичский РЭС) от 01.03.2010 г.
Анализ состояния и перечень мероприятий для надежного электроснабжения г. Галича.
Основным источником электроснабжения г. Галича является Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы (ОАО "ФСК ЕЭС"), которая закрывает потребность в электроэнергии.
За 3 года, с 2007 г по 2009 г, снижение потребления электроэнергии составило около 12%, с 54,424 млн.квт.ч. до 47,740 млн.квт.ч. за счёт снижения потребления электроэнергии предприятиями. При этом зафиксирован рост потребления электроэнергии на жилищно-коммунальные нужды, который составляет около 11%.
Город в настоящее время располагает достаточным электроэнергетическим потенциалом. Покрытие энергетических нагрузок города на расчетный срок реализации генплана до 2030 года предусматривается от существующих трансформаторных подстанций ПС "Галич" 220/110/35/10 кВ. с трансформаторами 2х125 МВА + 1х6,3 МВА и от ПС "Новая" 110/35/10 кВ. с трансформаторами 2х6,3.
В настоящее время основной задачей развития электрических сетей является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения всех городских потребителей. Анализ существующих сетей и электрооборудования трансформаторных подстанций (220 кВ - 0,4 кВ), относящихся к РЭС, показал, что их износ составляет около 70%.
В связи с этим, необходима срочная замена морально устаревшего и изношенного электрооборудования, а также реконструкция подстанций и электрических сетей 220 КВ-0,4кВ.
С ростом застройки (жилой, общественно-деловой) увеличится потребление электроэнергии, на первую очередь к 2020 году - до 24,48 млн.кВт.ч/год (запланированная численность населения 18000 чел.) и на расчётный срок к 2030 году - до 25,16 млн.квт.ч/год (запланированная численность населения 18500 чел.).
В ближайшее время рост потребления электроэнергии будет определяться умеренными темпами за счет роста потребления электроэнергии в коммунальном и бытовом секторах, что будет обусловлено насыщением квартир современной бытовой техникой.
При этом не следует ожидать значительного роста нагрузок и потребления электроэнергии в промышленности и сельском хозяйстве.
Электрические нагрузки жилищно-коммунального сектора определены по срокам проектирования на основе численности населения, принятой настоящим проектом в связи с запланированным градостроительным развитием г. Галич и на основе "Нормативов для определения расчетных электрических нагрузок зданий (квартир), коттеджей, микрорайонов (кварталов) застройки и элементов городской распределительной сети", утвержденных приказом N 213 Минтопэнерго России 29 июня 1999 года. Указанные нормативы учитывают изменения и дополнения "Инструкции по проектированию городских электрических сетей РД34.20.185 - 94"
Согласно нормам, показатель расхода электроэнергии коммунально-бытовых потребителей принят для малого города без стационарных электрических плит - 1360 кВт.ч/чел. в год. Укрупненный показатель удельной расчетной коммунально-бытовой нагрузки составляет 0,26 кВт/чел.
Рекомендуется реконструкция существующих воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 100кВ, попадающих под перспективную жилую и общественную застройку, с переносом их в специально отведенные в городской застройке коридоры с соблюдением необходимых минимальных расстояний до зданий и сооружений в соответствии с ПУЭ.
Необходима реконструкция трансформаторных подстанций, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Необходимо проведение мероприятий, направленных на внедрение энергосберегающих технологий.
Теплоснабжение
Развитие сетей и объектов теплоснабжения
В октябре 2003 года введен первый пусковой комплекс газопровода - отвода Грязовец-Буй, В настоящее время завершено строительство газопровода-отвода Буй-Галич. В 2008 году планировалось начало строительства газопровода отвода Галич-Мантурово-Шарья, со сроком окончания строительства 3 квартал 2011 года.
Согласно схемы, разработанной ОАО "Промгаз", проводится газификация г. Галич. Основными потребителями являются котельные.
Из 32-х котельных ООО "Галичская управляющая компания" 20 котельных подлежат реконструкции, 12 котельных ликвидируются. Потребители ликвидируемых котельных подключаются к реконструируемым котельным. Перспективная застройка в районе ОАО "Галичский автокрановый завод" подключается к его котельной, остальная перспективная застройка принята с индивидуальными теплогенераторами.
При газификации г. Галич все реконструируемые котельные планируется перевести на природный газ.
Общая установленная мощность по реконструируемым котельным составит 90,9 Гкал/час, в том числе котельная автокранового - 59,8 Гкал/час. Годовой расход природного газа на котельные составит 13101 тыс. нм3/год, в том числе котельная автокранового - 6625 тыс. нм3/год.
Общая протяженность тепловых сетей с учетом перспективы составит 26,657 км, в том числе котельная автокранового - 9,320 км, 32 котельных - 16,801 км
Газоснабжение
Общие данные
Раздел "Газоснабжение" генерального плана разработан с учетом градостроительного развития г. Галич.
В материалах генерального плана отражены следующие этапы: существующее положение;
первая очередь генерального плана, на которую определены первоочередные мероприятия - 2020 год;
расчетный срок генерального плана, на который определены все основные проектные решения - 2030 год.
Источник газоснабжения
В октябре 2003 года введен первый пусковой комплекс газопровода - отвода Грязовец-Буй. В настоящее время завершено строительство газопровода-отвода Буй-Галич. В 2008 году планировалось начало строительства газопровода отвода Галич-Мантурово-Шарья, со сроком окончания строительства 3 квартал 2011 года.
Согласно схемы разработанной ОАО "Промгаз" источником газоснабжения является межпоселковый газопровод высокого давления (1,2 МПа). Предусмотрена установка 4-х головных газорегуляторных пунктов в г. Галич для снижения давления газа с 1,2 МПа до 0, 6 МПа и 0,3 МПа.
Основными потребителями являются котельные, к которым прокладывается газопровод среднего давления 0,3 МПа. На хозяйственно-бытовые нужды населения прокладывается газопровод низкого давления 0,003 МПа (3 кПа). Предусмотрена установка 26-ти газорегуляторных пунктов ГРПШ для снижения давления газа с 0,6 МПа до 0,3 МПа и 0,003 МПа.
Исходные данные
Схема газоснабжения г. Галич рассчитана на природный газ с низшей теплотой сгорания 8000 ккал/нм3 и плотностью 0,73 кг/нм3. Использование газа предусмотрено:
На хозяйственно-бытовые нужды населения приготовление пищи;
горячее водоснабжение;
На отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий, как от индивидуальных отопительных приборов, так и от котельных установок
На промышленные нужды
Для расчетов потребности в газе была использована информация о существующих котельных (с годовым расходом топлива) в г. Галич, представленная администрацией г. Галич и ООО "Галичская управляющая компания".
Теплоснабжение г. Галич осуществляется от котельной ОАО "Галичский автокрановый завод" (мазут), 32 котельных ООО "Галичская управляющая компания" (уголь) и 2 котельных РТП (мазут) и СИЗО (уголь, дрова).
Тепловая нагрузка на котельную ОАО "Галичский автокрановый завод" принята с учетом подключения перспективной застройки (18,5 Гкал/час - существующая нагрузка, плюс перспектива 4,5 Гкал/час, всего 23 Гкал/час).
Из 32-х котельных ООО "Галичская управляющая компания" 20 котельных подлежат реконструкции, 12 котельных ликвидируются. Тепловая нагрузка на реконструируемые котельные принята с учетом подключения потребителей ликвидируемых котельных.
Расчетные часовые расходы газа приняты исходя из максимального благоустройства жилого фонда: в жилых домах (частного сектора) предусматривается установка 4-х горелочных газовых плит и комбинированных отопительных аппаратов (отопления и горячее водоснабжение). При газификации многоквартирных домов предусматривается возможность установки 4-х горелочных газовых плит и проточных газовых водонагревателей (в перспективе).
При рабочем проектировании возможна корректировка схемы газоснабжения.
Перспективы развития средств связи и телекоммуникаций
Согласно "Постановления" Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. N 985 г. Москва "О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" и в соответствии с Указом Президента России от 24.06.2009 года N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" к 2015 году обязательными и бесплатными для распространения на всей территории России будут являться следующие телеканалы:
"Культура";
"Детско-юношеский ТК";
"Спорт";
"Первый канал";
"Петербург-5 канал";
"Российский информационный канал";
"Российское телевидение";
"НТВ".
Строительство цифровой сети распространения вышеперечисленных каналов предполагается произвести в основном за счет средств федерального бюджета.
Для работы в сети планируется использование, как действующей Галичской РТС, так и строительство новой.
Основными задачами развития средств связи, телекоммуникаций, информационных технологий, теле и радиовещания г. Галича должны стать:
обновление технической базы телефонной связи с заменой координатных станций на цифровые;
строительство сети FTTх для предоставления населению комплекса современных телекоммуникационных услуг (высококачественное TV, IP-телефония, электронная почта, видео по запросу).
модернизация сети сотовой связи стандарта CDMA, с целью предоставления абонентам широкополосного доступа в Интернет по технологии EV-DO на скоростях до 8 Мбит/с.
Цели и задачи по инженерной подготовке территорий
Создание условий по обеспечению пригодности территорий для различных видов градостроительного использования и обеспечению оптимальных санитарно-гигиенических и микроклиматических условий.
В соответствии с архитектурно-планировочными решениями и природно-климатическими условиями основными мероприятиями по инженерной подготовке территории являются:
1. Организация поверхностного стока и строительство очистных сооружений дождевых стоков.
2. Понижение уровня грунтовых вод.
3. Защита территории от затопления, подтопления и заболачивания;
4. Берегоукрепление;
5. Противооползневые мероприятия.
Основные мероприятия по инженерной подготовке территорий
1. Существующая дождевая канализация расположена только по ул. Луначарского, пл. Революции, ул. Ленина, ул. Советской, в большей части города дождевая канализация отсутствует, а также отсутствуют очистные сооружения на основных выпусках дождевых стоков и на основной части промышленных предприятий, проектом предусмотрены следующие мероприятия по инженерной подготовке территорий:
до 2020-го года
- прокладка проектируемых магистральных коллекторов дождевых стоков по главным улицам протяженностью 12,27 км;
- разработка схемы дождевой канализации и очистных сооружений на промышленных предприятиях и на ее основе принятие общегородской программы, обязывающей предприятия
- принимать меры по очистке поверхностных стоков на их территориях;
- строительство локальных очистных сооружений на предприятиях города;
- выполнение проекта городской дождевой канализации;
- выбор площадок для строительства городских очистных сооружений дождевых стоков;
- осуществление строительства очистных сооружений дождевых стоков NN 1, 2, 3, 5, 6 (см. схему сетей дождевой канализации).
- устройство дамбы обвалования для защиты от затопления застроенной территории, расположенной в черте города, на берегу Галичского озера протяженностью 6,0 км.
- устройство насосной станции для отвода притока р. Кешмы и поверхностных вод, с затапливаемых территорий.
до 2030 года
- прокладка проектируемых магистральных коллекторов дождевых стоков протяженностью 22,20 км;
- прокладки дополнительных сетей дождевой канализации по бассейнам стоков с переключением открытых выпусков дождевых вод на очистные сооружения (см. схему сетей дождевой канализации);
- строительство магистральных коллекторов в промышленных зонах города для сбора и централизованного отвода дождевых стоков с территории предприятий на городские очистные сооружения;
- завершение строительства городских очистных сооружений дождевых стоков N 4 на основных выпусках коллекторов.
- завершение строительства дамбы обвалования для защиты от затопления застроенной территории, расположенной в черте города, на берегу Галичского озера.
2. При освоении новых площадок под застройку необходимо предусмотреть комплекс мер по понижению уровня грунтовых вод, который включает в себя:
- качественное выполнение вертикальной планировки;
- регулирование уровней и стоков высоко стоящих грунтовых вод за счет строительства на территориях закрытой системы водостоков и устройства локальных дренажных систем (кольцевых и пристенных вокруг зданий и сооружений и попутных - вдоль подземных коммуникаций);
- организацию поверхностного стока сетью водостоков открытого типа в виде кюветов и канав на территориях малоэтажной застройки;
- обеспечение строительными грунтами, пригодными для подсыпки территорий, замены некачественного грунта;
- ликвидацию утечек из водонесущих инженерных коммуникаций.
3. Осуществление инженерных мероприятий по защите территорий от затопления, подтопления и заболачивания способствует улучшению экологической ситуации в городе, повышению уровня благоустройства городских территорий и более комфортных условий для проживания населения.
Эти мероприятия заключаются в:
- осушении болот сетью открытых водостоков;
- устройстве дренажных систем;
- подсыпке грунта до отметок паводка 1-2-х% обеспеченности и организации поверхностного стока путем выполнения вертикальной планировки территории;
- устройство дамбы обвалования для защиты от подтопления застроенной территории;
- поддержании в рабочем состоянии открытых водоотводных и дренажных систем;
- очистки и частичного углубления русел р. Кешма и Шокша, существующих водоемов;
- соблюдение режима водоохранных зон и прибрежных полос.
4. Необходимо предусмотреть комплекс мер по защите от разрушения берегов Галичского озера путем устройства берегоукрепительных мероприятий, это:
- применение вертикальных стенок различного типа на берегах с низкими отметками в условиях застройки;
- защита береговой линии от размыва с помощью искусственных сооружений (волнозащитных и волногасящих), созданием пляжа с подсыпкой привозным материалом.
5. В качестве противооползневых мероприятий предусматривается следующее:
- проведение четкой организации поверхностного стока по дну и откосам оврагов;
- использование современных материалов (рулонных материалов типа "Макмат-Р" и
- объемных георешеток) для защиты откосов от эрозивных и оползневых процессов;
- частичная засыпка оврагов, попадающих в жилую застройку.
Природоохранные мероприятия
В условиях роста промышленного производства проблема охраны окружающей среды стала одной из важнейших задач, решение которой неразрывно связано с охраной здоровья населения. Для улучшения экологической обстановки в г. Галич большое значение имеют вопросы снижения объемов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты, повышения степени очистки сточных вод, совершенствование технологических процессов с целью минимизации выбросов загрязняющих веществ и сбросов неочищенных сточных вод, а также решения проблемы с утилизацией бытовых и промышленных отходов.
Охрана воздушного бассейна.
Защита атмосферы включает комплекс технических и административных мер, прямо или косвенно направленных на прекращение или, по крайней мере, уменьшение возрастающего загрязнения атмосферы, являющегося следствием промышленного развития.
Анализ существующего состояния окружающей среды выявил необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на ее оптимизацию.
Комплекс воздухоохранных мероприятий, предусматриваемый в генеральном плане, должен обеспечить благоприятные экологические условия проживания населения.
В целях решения задач охраны окружающей среды в проекте использованы общепланировочные мероприятия, которые можно разделить на две группы:
1. Мероприятия, способствующие снижению антропогенных нагрузок на природную среду или минимизирующие негативные воздействия этих нагрузок;
2. Мероприятия, призванные планировочными средствами обеспечить благоприятные санитарно-гигиенические условия в местах проживания населения.
Организационные мероприятия:
внедрение новых (более совершенных и безопасных) технологических процессов, исключающих выделение в атмосферу вредных веществ;
установка и совершенствование газоочистных и пылеулавливающих установок; модернизация, ремонт и очистка котельного оборудования, а также строительство пяти муниципальных котельных;
строительство котельной на твердом топливе в районе улицы Сосновой и перевод муниципальных котельных и жилых домов на использование природного газа по окончании строительства газопровода Буй - Галич - Мантурово - Шарья, что помимо улучшения экологической ситуации на территории города (при использовании природного газа взамен каменного угля, дров и мазута уменьшается выброс в атмосферу вредных веществ), еще и решит проблему качества предоставления коммунальных услуг;
рекультивация существующей свалки твердых бытовых отходов, разработка проекта и строительство нового полигона ТБО удовлетворяющего экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
производственный контроль над соблюдением нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
в бесснежный период в сухую погоду необходим полив улиц, особенно в центральной части города для предотвращения попадания пыли, содержащей частицы токсичных веществ в дыхательные пути и на кожу горожан;
капитальный ремонт и асфальтирование дорог и тротуаров в черте города, благоустройство центральной части и улиц города; организация системы контроля над выбросами автотранспорта;
разработка проектов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и санитарно-защитных зон (СЗЗ) на всех предприятиях города.
Планировочные мероприятия:
вынос жилого фонда из СЗЗ предприятий-загрязнителей;
создание зеленых защитных полос вдоль автомобильных дорог и озеленение улиц и СЗЗ;
оптимизация функционального зонирования и планировочной структуры территории для обеспечения рационального природопользования;
расширения площадей декоративных насаждений, состоящих из достаточно газоустойчивых растений.
Наиболее важными из организационных мероприятий являются:
Обеспечение контроля со стороны соответствующих административных органов за соблюдением всех природоохранных нормативов с применением экономических санкций за нарушение. Данные мероприятия будут способствовать обеспечению экологического баланса, для достижения которого необходимо создание такой системы природно-территориальных комплексов, которая минимизировала бы или предотвращала отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природную среду.
Организация мониторинга состояния природной среды. Мероприятия по организации и осуществлению мониторинга окружающей среды (экологический мониторинг) призваны обеспечить регулярное наблюдение за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга), используется органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки программ в области экологического развития, целевых программ в области охраны окружающей среды и мероприятий по охране окружающей среды.
Распространение среди населения экологических знаний, используя СМИ, возможности культурно-просветительных учреждений, школ и спортивных обществ. Экологическая культура населения города является важным фактором при решении экологических проблем. Необходимо информирование населения о состоянии окружающей среды и природоохранных проблемах через районную газету, местное радио, инициирование формирования и развития системы экологического образования населения.
Охрана поверхностных вод
Город Галич расположен на юго-восточном берегу Галичского озера, которое является сточным. "Озеро Галичское" является Государственным природным заказником регионального значения. Основная площадь водосбора покрыта лесами смешанного типа и кустарниками.
Общие требования к охране поверхностных водных объектов установлены "Водным Кодексом Российской Федерации" от 03.06.06 г. N 74-ФЗ. При использовании водных объектов юридические лица и граждане обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Источниками загрязнения являются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих их использование, а так же негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.
В целях охраны водных источников от загрязнения, засорения и истощения в соответствии с "Постановлением об установлении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" утвержденным Правительством Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. предусматривается организация водоохранных зон (ВОЗ) и прибрежных защитных полос (ПЗП).
В пределах ВОЗ и ПЗП вводится особый режим хозяйствования.
В пределах ВОЗ запрещается:
проведение авиационно-химических работ;
применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;
использование навозных стоков для удобрения почв;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;
складирование навоза и мусора;
заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и др. машин и механизмов; размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территории дачных и садово-огородных участков; проведение рубок леса главного пользования;
проведение без согласования с бассейновыми и др. территориальными органами управления использованием и охраны водного фонда строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и др. объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и др. работ.
В пределах ПЗП дополнительно запрещается:
складирование отвалов размываемых грунтов;
выпас и организация лагерей скота кроме использования традиционных мест водопоя, устройство купочных ванн;
установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов кроме автомобилей специального назначения.
В пределах ПЗП разрешается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, водозаборов, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование в которой установлены требования по соблюдению водоохранного режима. Прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.
Основные направления водоохранных мероприятий в целях поддержания состояния водных экологических систем, соответствующем экологическим требованиям заключается в следующем:
оптимизация системы управления городскими стоками; строительство ливневой канализации с очистными сооружениями; реконструкция существующих очистных канализационных сооружений с целью улучшения степени очистки сточных вод;
ликвидация сбросов сточных вод без очистки на очистных канализационных сооружениях;
увеличение производительности систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения на промышленных предприятиях;
организация постоянного контроля качества сбрасываемых сточных вод; организация ВОЗ и ПЗП;
организация регулярного гидромониторинга поверхностных водных объектов; разработка проекта нормативно-допустимых сбросов (НДС), а также заключение договоров на проведение лабораторных исследований сточных вод для предприятий, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
В целях охраны и рационального использования водных ресурсов в г. Галич планируется развитие системы ЖКХ, которое должно претерпеть модернизацию, расширение и реконструкцию. Проектом предусматривается провести реконструкцию изношенных сетей водоснабжения, канализации, электроснабжения, тепловых сетей, очистных сооружений, строительство водозаборных сооружений и насосных станций, т.е. реконструкцию и строительство социально-значимых объектов жилищно-коммунального хозяйства, а именно: реконструкцию теплотрассы по улице Фестивальной; строительство сетей канализации в районе улицы Леднева;
прокладку напорного канализационного коллектора от ул. Гладышева до очистных сооружений протяженностью 5,2 км;
реконструкцию водопроводной сети города в целях приведения ее в надежное рабочее состояние;
бурение новых артезианских скважин.
Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области разработан план проведения работ по оздоровлению Галичского озера. Основой его является проведение мероприятий по увеличению пропускной способности рек, питающих озеро, путем их расчистки и дноуглубления. Планом предусмотрены и работы по расчистке самого озера, проведение дноуглубительных работ в местах впадения рек в него и вдоль береговой линии. С этой целью были выполнены инженерно-геологические, инженерно-топографические, инженерно-экологические и гидрометеорологические изыскания, разработаны обосновывающие материалы для получения субвенций из федерального бюджета бюджету Костромской области, защищены бюджетные проектировки, заказаны проекты ЗАО "Институт Кострома-гипроводхоз", в том числе по объектам: "Расчистка русел рек, впадающих в Галичское озеро (Чёлсма, Едомша, Средняя)", "Расчистка и дноуглубление русел рек Шокша и Кешма в границах городского округа - город Галич Костромской области".
В соответствии с проектами часть грунта из рек используется в насыпь для повышения отметок берегов рек, засыпки понижений размытой береговой линии, разравнивается бульдозерами слоями по 20 - 40 см по всей ширине насыпей и уплотняется катками за несколько проходов. Остальной грунт вывозится на рекультивацию карьеров: с реки Челсма - в карьер у д. Логиново Челсменского сельского поселения; - с рек Средняя, Едомша - в карьер Игнатовский Степановского сельского поселения.
Контроль за качеством выполнения работ и их соответствием проектам осуществляется представителями Ростехнадзора, представителями департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области и проектной организации.
В текущем году будут закончены работы по расчистке русла реки Чёлсма (3 км от устья), проведены работы по расчистке и дноуглублению русел рек Шокша и Кешма в границах городского округа - город Галич. В 2010 году предусмотрено проведение работ по расчистке русел рек Средняя (3 км от устья) и Едомша (1,1 км), в 2011 году планируется начать проведение работ по расчистке озера Галичское.
Все указанные мероприятия финансируются за счет целевых субвенций, предоставляемых из федерального бюджета Костромской области на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти Костромской области. Их выполнение обеспечит единство экологической системы Галичского озера и впадающих в него рек, повышение качества воды, улучшение условий миграции рыбы из озера в реки и из рек в озеро, состояния берегов, экологической обстановки в целом, окажет положительное воздействие на окружающую природную среду.
Охрана подземных вод
При использовании подземных водных объектов юридические лица и граждане обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение подземных водных объектов. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод.
Охрана подземных вод подразумевает под собой проведение мероприятий по двум основным направлениям - недопущение истощения ресурсов подземных вод и защита их от загрязнения. Основными мероприятиями, направленными на предотвращение загрязнения и истощения подземных вод являются:
проведение гидрогеологических изысканий, переутверждение запасов подземных вод;
на всех существующих водозаборах необходима организация службы мониторинга (ведение гидрогеологического контроля и режима эксплуатации); установка водоизмерительной аппаратуры на каждой скважине, для контроля над количеством отбираемой воды;
проведение ежегодного профилактического ремонта скважин силами водопользователей;
сокращение использования пресных подземных вод для технических целей; применение оборотного водоснабжения на основных промышленных предприятиях; организация вокруг каждой скважины зон охраны - I и II поясов; обязательная герметизация оголовков всех эксплуатируемых и резервных скважин; вынос из зоны II пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) всех потенциальных источников загрязнения;
систематическое выполнение бактериологических и химических анализов воды, подаваемой потребителю.
На всех водозаборах необходима организация службы мониторинга по ведению гидрогеологического контроля над режимом эксплуатации скважин и качеством воды, подаваемой потребителю.
Управление отходами
В 1998 году в России принят Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", определяющий правовые основы обращения с бытовыми и промышленными отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
За последние 15 лет как в промышленно развитых странах, так и России стратегия в области управления отходами подвергается существенным изменениям. Главными причинами таких изменений явились увеличение загрязнений природной среды и их негативное влияние на здоровье населения, а также происшедшие изменения в экологической политике и законодательстве.
Твердые бытовые отходы (ТБО), вывозимые на полигон, содержат такие ценные компоненты, как бумага, картон, стекло, полимерные материалы, металлы и др. При захоронении ТБО эти утильные фракции безвозвратно теряются.
Раздельный сбор ТБО организуется в местах их образования, т.е. населением, что потребует проведения предварительной разъяснительной работы, специальной организации контейнерных площадок, организации площадок для складирования и накопления утилизируемых отходов (на территории полигона) и т.д.
Однако на первом этапе развития системы обращения с отходами наибольший интерес может представлять сбор вторичного сырья из отходов общественных и коммерческих организаций и учреждений, количество и качество которого выше качества вторсырья, содержащегося в ТБО жилого фонда.
В целях изучения ресурсного потенциала отходов необходимо провести инвентаризацию образующихся на территории города ТБО с определением их морфологического состава. Проектом предусматриваются следующие мероприятия на первую очередь: разработка схемы санитарной очистки города;
усовершенствование селективного сбора ТБО с целью увеличения вторичных ресурсов и сокращения объема обезвреживаемых отходов; внедрение системы селективного сбора отходов в квартире;
проведение инвентаризации образующихся на территории города ТБО с определением их морфологического состава в целях изучения ресурсного потенциала отходов; усовершенствование технологических процессов на промышленных предприятиях с целью сведения образующихся отходов к минимуму;
разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для всех предприятий города, а также заключение договоров на вывоз соответствующих отходов;
рекультивация существующей свалки ТБО для всех предприятий и организаций города;
строительство полигона-свалки твердых бытовых отходов площадью 56,500 тыс. кв. м., где предполагается складирование и хранение отходов 4 и 5 класса опасности.
Проектом предусматриваются мероприятия, направленные на сокращение несанкционированных свалок в городе. Эколого- и социально-экономическими результатами проведения мероприятий по данному направлению являются:
снижение на 20 - 30% негативного воздействия отходов на окружающую среду в районах осуществления мероприятий переработки и обезвреживания отходов;
экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
В процессе реализации проектируемых мероприятий планируется достижение следующих результатов:
увеличение объемов использования промышленных отходов в хозяйственном обороте; сокращение экономического ущерба за счет осуществления природоохранных мероприятий;
разработка новых нормативных правовых актов в области обращения с отходами; организация экологического мониторинга объектов размещения отходов производства и потребления;
использование отходов деревообработки в качестве дешевого энергетического сырья; приведение в соответствии с законодательством мест захоронения отходов производства и потребления; строительство полигона-свалки ТБО;
формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Организация санитарно-защитных зон Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду токсических и пахнущих веществ, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека при обеспечении соблюдения требований гигиенических нормативов в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются минимальные размеры санитарно-защитных зон.
Выбросы от промпредприятий при соблюдении устройства санитарно-защитных зон не наносят значительного вклада в загрязнение атмосферы города. За счет рассеивания происходит снижение приземных концентраций от выбросов высоких источников.
Транспортный шум
Защита населения от городского шума стала в последнее время важнейшей гигиенической проблемой. В бытовых, уличных и производственных условиях на нас постоянно передаются через воздушную среду колебания, действующие отрицательно на весь организм Главным источником городского шума служит железнодорожный транспорт, все виды городского транспорта и особенно большегрузный автотранспорт. Шум является одним из основных раздражителей центральной нервной системы, мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда, вызывает рост нервных, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. Шум угнетает иммунные реакции организма, снижает его защитные функции. Головная боль, головокружение, расстройство сна - постоянные жалобы лиц, подвергшихся длительному воздействию шума.
Для уменьшения шумового воздействия железнодорожного транспорта проектом предусмотрена организация зеленой полосы между железнодорожной линией и жилой застройкой шириной 100 м. В соответствии с перспективными размерами движения поездов эквивалентный уровень шума железной дороги 84 дБА, общее снижение шума вследствие затухания звука на расстоянии 100 м и при двух-трехрядной посадке деревьев в этой полосе составит 30 дБА, значит, прилегающий жилой район оказывается в зоне с допустимым уровнем шума 54 дБА.
Снижение шума автомобильного транспорта достигается устройством зеленых полос вдоль магистральных улиц и выводе грузового автотранспорта из жилых районов на специализированные дороги.
Сводные данные об использовании земель города
Настоящий баланс территории составлен на основе данных экспликации земель города. В границы городского округа города Галич входят 1648 га земель. Основные сведения об использовании земель города в исходном году и на проектный срок приводятся в таблице.
Баланс территории города
Функциональное назначение территории |
Современное состояние |
Расчётный срок |
||
га |
% |
га |
% |
|
Селитебные территории | ||||
Территории жилой застройки, всего |
488,9 |
29,7 |
584,2 |
31,2 |
В том числе: |
|
|
|
|
- малоэтажной с приусадебными участками |
453,6 |
27,5 |
524,7 |
28,0 |
- 2 - 5 этажной |
35,3 |
2,1 |
59,5 |
3,2 |
Участки учреждений культурно-бытового обслуживания |
61 |
3,7 |
96,2 |
5,1 |
Зелёные насаждения общего пользования |
57,6 |
3,5 |
92,4 |
4,9 |
Улицы, дороги, проезды, площади |
196,9 |
11,9 |
211,4 |
11,3 |
Прочие территории |
92,5 |
5,6 |
132,4 |
7,07 |
Всего селитебных территорий |
902 |
54,7 |
1116,6 |
59,6 |
Внеселитебные территории | ||||
Территории промышленных предприятий |
149,9 |
9,1 |
160 |
8,5 |
Территории внешнего транспорта |
52 |
3,2 |
52 |
2,8 |
Улицы, дороги, площади, автостоянки |
6 |
0,36 |
8 |
0,43 |
Коллективные сады |
64 |
3,9 |
64 |
3,4 |
Сельскохозяйственные угодья |
158 |
9,6 |
158 |
8,4 |
Территории санитарно-защитных зон |
264,1 |
16,0 |
280,3 |
14,5 |
Всего внеселитебных территорий |
746 |
45,3 |
756,4 |
40,4 |
Всего в границах существующей городской черты |
1648 |
100 |
|
|
Всего в границах проектной городской черты |
|
|
1873 |
100 |
В течение проектного периода территория города подвергнется перераспределению её функционального использования в ходе градостроительного освоения.
К концу расчётного срока, за счёт освоения новых территорий, увеличится селитебная зона во всех её составляющих. Доля селитебных территорий увеличится на 13,6%
Актуальная задача оптимизации использования земельных ресурсов города требует создания современной системы правового зонирования, учитывающего интересы различных собственников земли и города в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.