Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Механизмы и инструменты реализации Стратегии
421. Основными механизмами реализации Стратегии станут:
1) разработка и реализация "дорожных карт" (планов мероприятий) администрации Костромской области и исполнительных органов государственной власти области по реализации Стратегии.
Для решения стратегических целей и задач, определенных Стратегией, администрация Костромской области и исполнительные органы государственной власти области разрабатывают и реализуют конкретные планы действий органов исполнительной власти, "дорожные карты" на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Это позволит обеспечить пошаговое достижение стратегических показателей, а также персонализацию ответственности органов исполнительной власти Костромской области за их достижение.
Основным планом, призванным обеспечить планирование и координацию деятельности органов исполнительной власти области, станет Комплексный план мероприятий по реализации Стратегии.
Другие планы мероприятий и "дорожные карты" нацелены на планирование и координацию деятельности органов исполнительной власти в реализации демографической, инвестиционной, экономической, финансовой, бюджетной, кадровой политики Костромской области, реализации мер по развитию инновационной деятельности, поддержке развития здравоохранения, образования, социальной защиты населения и других направлений;
2) разработка и реализация законов и иных нормативных правовых актов Костромской области, в частности инвестиционной стратегии Костромской области на долгосрочный период, стратегических документов муниципальных образований, основных направлений бюджетной политики и т.д.
Разработка и реализация законов и иных нормативных правовых актов Костромской области призвана обеспечить проведение в соответствие с действующим федеральным и региональным законодательством, а также целями и задачами, определенными Стратегией, социально-экономической политики, включая определение принципов и механизмов бюджетно-налогового регулирования, стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, поддержки развития предпринимательства, решения вопросов социальной сферы;
3) создание механизма стратегического управления регионом на основе государственных программ.
Данный инструмент позволяет управлять финансовыми ресурсами, жёстко увязав их с целевыми ориентирами, сроками и ответственностью ведомств за достижение поставленных целей.
Правительство Российской Федерации утвердило 40 государственных программ, с 2013 года программы должны стать элементом бюджетного планирования, интегрироваться в бюджетный процесс.
Участие в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ позволяет привлекать средства федерального бюджета для комплексного и эффективного решения региональных проблем в области экономического и социального развития.
В рамках реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ в области осуществляются поддержка и развитие образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, жилищного строительства и транспортной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства и т.д.
Для увеличения объемов средств, выделяемых из федерального бюджета для реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, действующих на территории Костромской области, и повышения эффективности их использования необходимо:
обеспечивать своевременную и качественную разработку проектно-сметной документации по стройкам и объектам, заявляемым к включению в федеральные целевые программы, государственные программы Российской Федерации;
осуществлять качественное формирование бюджетных заявок от Костромской области на ассигнования из федерального бюджета;
проводить необходимую работу с федеральными органами исполнительной власти по защите бюджетных заявок;
своевременно представлять государственным заказчикам необходимую документацию для заключения государственных контрактов (договоров, соглашений) на финансирование мероприятий федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации из федерального бюджета, а также отчетность об использовании средств федерального бюджета;
выполнять положения государственных контрактов (договоров, соглашений) в части обеспечения софинансирования мероприятий из областного бюджета;
обеспечивать полное освоение выделяемых средств из федерального бюджета на финансирование мероприятий федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации, действующих на территории области;
осуществлять приоритетное включение в перечень строек и объектов, подлежащих строительству за счет средств областного бюджета, строек и объектов, включенных в федеральные целевые программы, государственные программы Российской Федерации, и обеспечивать их финансирование в соответствии с положениями государственных контрактов (договоров, соглашений);
4) разработка и реализация государственных программ Костромской области, ведомственных, областных (до 2015 года) целевых программ Костромской области.
Ведомственные целевые программы направлены на решение конкретных тактических задач, стоящих перед органами исполнительной власти Костромской области, описываемых измеряемыми целевыми индикаторами.
Государственная программа Костромской области - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития области. Использование механизма государственных программ Костромской области позволит объединить программные документы региона по отраслевой направленности. Таким образом, государственная программа станет основным стратегическим документом в установленной сфере деятельности.
В целях решения важнейших проблем экономического и социального развития области, при помощи программно-целевого метода необходимо:
обеспечить корреляцию федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации, государственных программ Костромской области, областных, ведомственных и муниципальных целевых программ в целях комплексного решения единых социально-экономических проблем;
постепенно перейти на программно-целевой метод бюджетного планирования путем преобразования сметных расходов в ведомственные целевые программы, имеющие четкие цели, измеримые результаты, систему оценки, индикаторы их достижения;
в полном объеме выполнять мероприятия действующих ведомственных, областных целевых программ с достижением запланированных результатов их реализации;
обеспечивать полное освоение средств, выделяемых на реализацию государственных программ Костромской области, областных, ведомственных целевых программ из бюджетов всех уровней;
5) формирование комфортной предпринимательской среды, включающее:
участие в реализации Национальной предпринимательской инициативы. В настоящее время в Российской Федерации утверждены 8 "дорожных карт": регулирование в сфере таможенного администрирования, строительства, доступа к энергетической инфраструктуре, оптимизация регистрации прав собственности, регистрации предприятий, развитие конкуренции, поддержка экспорта. До середины 2013 года запланирована разработка еще 6 "дорожных карт".
В целях контроля влияния реализованных мероприятий "дорожных карт" на бизнес-среду создана система мониторинга исполнения "дорожных карт" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 1613-р);
внедрение Стандарта деятельности исполнительных органов власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". Стандарт состоит из 15 элементов, представляющих собой набор лучших практик по совершенствованию регионального инвестиционного климата. В результате внедрения Стандарта в регионе будут созданы дополнительные условия и институты улучшения инвестиционного климата;
развитие института оценки регулирующего воздействия.
С 1 июля 2013 года в России вводится новый порядок проведения процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов на ранней стадии их подготовки, при этом область указанной оценки теперь распространяется на таможенное, а также налоговое нормотворчество. В субъектах Российской Федерации переход к внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия запланирован с 2014 года;
создание института уполномоченного по защите прав предпринимателей;
активизация деятельности институтов развития.
Для обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Костромской области уже созданы несколько организационных и финансовых институтов развития (объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства):
ОГБУ "Агентство по развитию предпринимательства Костромской области", основными функциями которого являются: предоставление нежилых помещений субъектам малого предпринимательства на льготной основе, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, организация круглых столов, семинаров, совещаний с участием хозяйствующих структур, государственных органов;
ГПКО "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области" (основные виды деятельности: предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по обязательствам, основанным на кредитных договорах);
Евро-инфо корреспондентский центр (основные функции: консалтинг, поиск партеров в России и за рубежом);
Торгово-промышленная палата Костромской области (функции: исследование конъюнктуры рынка, консультирование по вопросам коммерческой деятельности, сертификация продукции и услуг, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, рекламная деятельность, образование для взрослых и прочие виды образования, предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества, финансовый лизинг);
ГОУ ВПО "Костромской государственный технологический университет", Институт дополнительного профессионального образования (образовательная деятельность);
ООО "Центр делового развития" (функции: оказание консультационных и представительских услуг в финансовой и гражданско-правовой сфере, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, оценочная деятельность, финансовый лизинг, образовательная деятельность, деятельность в области бухгалтерского учета, разработка программного обеспечения и консультирование в этой области) и другие институты.
Скоординированная работа институтов развития необходима для поддержки в Костромской области сегмента малых и средних компаний, которые будут выполнять для крупных базовых предприятий региона различные сервисные функции: исследования и разработки, программное моделирование, проектирование, инжиниринг и т.д.;
6) разработка и реализация Схемы территориального планирования Костромской области.
Схема территориального планирования Костромской области включает в себя карты планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе объектов энергетических систем регионального значения, объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения, линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий и иных объектов.
Схемой территориального планирования обосновываются варианты решения задач территориального планирования, определяется перечень мероприятий по территориальному планированию и этапы их реализации, перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
7) использование потенциала механизмов государственно-частного партнерства.
Механизм государственно-частного партнерства позволяет ослабить нагрузку на бюджеты всех уровней и при сохранении объемов финансирования осуществлять реализацию более значительного числа инвестиционных проектов.
Приоритетные направления использования механизмов государственно-частного партнерства: развитие производственной и социально-культурной инфраструктуры, строительство и эксплуатация дорог, строительство электрических сетей, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, социальная защита и социальное обслуживание населения, туризм, формирование инновационных центров развития.
Основными механизмами по развитию государственно-частного партнерства на территории области могут стать следующие мероприятия:
последовательное развитие нормативной правовой базы для создания правовой основы сотрудничества органов государственной власти и частного бизнеса, в том числе в области концессий - как наиболее перспективной и комплексной формы партнерства;
реализация образовательных программ по профессиональной подготовке управленческих кадров и высококвалифицированных специалистов в сфере работы с инструментами государственно-частного партнерства;
формирование и развитие эффективной системы взаимодействия органов государственной власти и частного бизнеса на основе долгосрочных взаимовыгодных договорных отношений, предусматривающей четкое разделение функций владения, финансирования, эксплуатации (управления) и определение взаимной ответственности;
развитие и расширение инфраструктуры, способствующей активизации процессов государственно-частного партнерства, повышению информированности и обеспечению консультативной поддержки организаций;
изучение и применение передового опыта по реализации проектов государственно-частного партнерства и существующей международной практики в данной области.
Одной из форм государственно-частного партнерства, способных положительно повлиять на развитие экономики области, может стать развитие региональных кластеров. Основная цель формирования кластеров - рост конкурентоспособности продукции и услуг организаций на основе усиления инновационной составляющей, укрепления взаимосвязей между организациями, соответствующего снижения издержек.
Предполагается развитие следующих кластеров на территории Костромской области:
кластер автомобильной промышленности (технопарк "Индустриальный", городской округ город Кострома);
ювелирный кластер (Красносельский муниципальный район);
туристический кластер (с центром в городском округе город Кострома);
кластер нефтегазовой и металлургической промышленности (городской округ город Волгореченск);
лесопромышленный кластер (северные и северо-восточные районы Костромской области);
агропромышленный кластер (Костромской муниципальный район);
8) межмуниципальное сотрудничество:
муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район с городским округом город Волгореченск (машиностроение, металлургия и инновационные виды деятельности);
Галичский муниципальный район, городской округ город Галич, Буйский муниципальный район, городской округ город Буй (машиностроение и химическая промышленность);
лесопромышленные районы, включая северные и северо-восточные территории (деревообрабатывающая промышленность и производство биотоплива);
город Кострома (текстильный комплекс);
город Кострома совместно с Красносельским муниципальным районом (ювелирный кластер);
9) создание в регионе промышленных округов (индустриальных, агропромышленных, логистических, офисно-деловых, многофункциональных парков, технопарков).
Под промышленным округом понимается часть территории области, в пределах которой осуществляется комплексное развитие, основанное на приоритетном размещении организаций промышленного производства, агропромышленного комплекса, объектов логистики, научных и иных организаций, имеющих целью внедрение научных знаний и наукоемких технологий, реализуемое путем осуществления на данной территории инвестиционной деятельности.
Резиденты промышленных округов получают государственную поддержку в виде предоставления льгот по налогу на имущество организаций в размере 2,2%, установления пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 13,5%, организационной поддержки и сопровождения инвестиционного проекта.
422. Механизм мониторинга и актуализации Стратегии
В ходе реализации Стратегии ежегодно производится:
промежуточная оценка результатов реализации Стратегии;
корректировка целей, задач и набора мероприятий реализации Стратегии (при необходимости).
Результаты реализации Стратегии оцениваются как на количественном, так и на качественном уровне. Для количественного измерения используется система показателей развития экономики и оценки уровня жизни населения. Качественный уровень результативности Стратегии оценивается на основе изучения общественного мнения (например, анкетирования референтных групп местного сообщества, принимавших участие в разработке и реализации Стратегии).
Оценка результатов реализации Стратегии является основой для выявления имеющихся слабых сторон, неучтенных факторов, появившихся возможностей, внедрения лучших практик с целью выработки предложений по корректировке Стратегии. С учетом изложенного, а также изменений конъюнктуры внешних и внутренних условий социально-экономического развития Костромской области, не чаще 1 раза в 3 - 5 лет может производиться корректировка Стратегии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.