Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 12. Развитие инфраструктуры
Энергетика
242. Топливно-энергетическая отрасль включает в себя целый комплекс производственных и иных имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе добычи топлива, производства, передачи и сбыта электрической и тепловой энергии. Это стратегическая жизнеобеспечивающая отрасль, от работы которой во многом зависит состояние социальной сферы, развитие промышленности и сельского хозяйства области.
243. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды формирует 10% ВРП и 27% общего объема промышленного производства Костромской области. Развитие отрасли напрямую связано с развитием промышленности региона и ЦФО (таблица 22).
Таблица 22. Динамика промышленного производства Костромской области, % к предыдущему году
|
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Промышленное производство - всего |
84,5 |
108,2 |
108,9 |
111,1 |
105,7 |
100,2 |
83,8 |
115,3 |
107,9 |
103,5 |
в т.ч. производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
89,7 |
96,5 |
101,4 |
104,3 |
102,3 |
101,1 |
89,2 |
105,4 |
105,9 |
103,2 |
В составе Костромской энергосистемы работают три генерирующие компании: Костромская ГРЭС, входящая в структуру ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация", Главное управление ОАО "ТГК-2" по Костромской области (Костромская ТЭЦ-1, Костромская ТЭЦ-2) и ООО "Шарьинская ТЭЦ".
244. В диспетчерском отношении генерирующие источники на территории области подчиняются ОДУ Центра ("Объеденное диспетчерское управление энергосистемами Центра") ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы". Эксплуатацию электросетевых объектов напряжением 220 кВ. и выше осуществляет филиал "Магистральные электрические сети Центра" (МЭС Центра) ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС"), а 110 кВ. и ниже - филиал ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Костромаэнерго" (далее - филиал ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго").
В качестве местных ресурсов топлива для производства электрической и тепловой энергии Костромская область располагает лишь запасами торфа и отходами деревообрабатывающих производств.
245. Производство электроэнергии.
Централизованное электроснабжение на территории Костромской области осуществляет Костромская энергосистема, входящая в состав ОЭС Центра. Централизованным электроснабжением охвачено 100% территории области.
Костромская область относится к энергоизбыточным регионам. Потребление электроэнергии для собственных нужд Костромской области составляет 25% от объёма выработанной электроэнергии, включая потери.
Динамика потребления электроэнергии по Костромской энергосистеме, начиная с 2005 года, представлена в таблице 23.
Таблица 23. Динамика потребления электроэнергии
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Электропотребление, млрд. кВт.ч |
3,55 |
3,74 |
3,78 |
3,79 |
3,56 |
3,68 |
3,61 |
3,05 |
Абсолютный прирост электропотребления, млрд. кВт.ч |
х |
0,19 |
0,04 |
0,01 |
-0,23 |
0,12 |
-0,07 |
-0,56 |
Среднегодовые темпы прироста, % |
х |
5,35 |
1,07 |
0,26 |
-6,1 |
3,4 |
-1,9 |
-15,5 |
С 2005 по 2008 годы в Костромской энергосистеме наблюдался рост электропотребления с постепенным сокращением среднегодовых темпов прироста с 5,35% до 0,26%. Темпы прироста в 2006 году опережали темпы прироста по Российской Федерации и по ОЭС Центра. С 2007 года темпы прироста существенно снизились. Влияние экономического кризиса в 2009 году привело к существенному снижению электропотребления области - на 6,1% к уровню 2008 года до 3,56 млрд. кВт.ч. при снижении по ОЭС Центра на 4% и в целом по России - на 4,6%.
На рисунке 18 представлена структура электропотребления по Костромской области.
Рисунок 18
Структура электропотребления в Костромской области
246. Основными потребителями электроэнергии в энергосистеме являются заводы: ОАО "Мотордеталь", ОАО "Фанплит", ОАО "Галичский автокрановый завод", ООО "БКЛМ-Актив", ООО "Кроностар", ОАО "Мантуровский фанерный комбинат", ОАО "Концерн Стромнефтемаш".
247. Установленная мощность электростанций Костромской энергосистемы за период с 2006 по 2011 годы не изменилась и на 1 января 2012 года составила 3824 МВт. Структура установленной мощности электростанций по видам собственности и типам электростанций приведена в таблице 24.
Таблица 24. Структура установленной мощности электростанций
|
Всего |
В том числе |
||
ИНТЕР РАО |
ТГК |
Шарьинская ТЭЦ |
||
Установленная мощность, МВт |
3 824,0 |
3 600,0 |
203,0 |
21,0 |
Структура, % |
100,0 |
94,1 |
5,3 |
0,6 |
Костромская ГРЭС является основным энергоисточником в регионе. В структуре генерирующих мощностей доля тепловых электростанций Костромской ГРЭС (ИНТЕР РАО) составляет 94,1% (8 блоков по 300 МВт и один блок мощностью 1200 МВт - единственный в России), Главного управления ОАО "ТГК-2" по Костромской области - 5,3% (всего 203 МВт: Костромская ТЭЦ-2 - 170 МВт, Костромская ТЭЦ-1 - 33 МВт) и ООО "Шарьинская ТЭЦ" 0,6% (21 МВт).
248. Возрастная структура электростанций Костромской энергосистемы приведена на рисунках 19 и 20. В структуре установленной мощности энергосистемы около 69% составляет оборудование, отработавшее более 30 лет, что требует проведения в энергосистеме мероприятий по обновлению оборудования.
Рисунок 19
Возрастная структура генерирующего оборудования
Рисунок 20
Возрастная структура по типам оборудования
249. Собственное производство электроэнергии в энергосистеме в 2012 году составило 15189,9 млн. кВт.ч. (102,6% к уровню 2011 года). Структура выработки электроэнергии по видам собственности и типам электростанций представлена в таблице 25.
Таблица 25. Структура выработки электроэнергии в 2012 году
|
Всего |
В том числе |
||
ИНТЕР РАО |
ТГК |
Шарьинская ТЭЦ |
||
Выработка электроэнергии, млн. кВт.ч |
15 180 |
14 179 |
984 |
17 |
Структура, % |
100,0 |
93,4 |
6,5 |
0,1 |
На территории Костромской энергосистемы действуют электрические сети напряжением 500, 220, 110 кВ. и ниже. Электросетевые объекты напряжением 220 кВ. и выше находятся в эксплуатации трех филиалов ОАО "ФСК ЕЭС": Волго-Окское предприятие магистральных электрических сетей (далее - ПМЭС), Нижегородское ПМЭС и Вологодское ПМЭС.
250. Общая протяженность электросетей филиала ОАО "ФСК ЕЭС" по территории Костромской области составляет 1 159 км, в том числе:
высоковольтные линии (далее - ВЛ)-500 кВ. - 530 км;
ВЛ-220 кВ. - 621 км;
ВЛ-110 кВ. - 8 км.
Количество трансформаторных подстанций (далее - ПС) ПС 500 кВ. - 3 единицы и ПС 220 кВ. - 6 единиц. Основной объем электрических сетей напряжением 0,4 - 110 кВ. принадлежит двум сетевым компаниям - филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" и ООО "Энергосервис".
251. Филиал ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" занимает на территории области доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии (98,6% рынка). Общая протяженность его электросетей составляет 23 830 км воздушных линий и 1 457 км - кабельных линий. Число понижающих ПС 35 кВ. и выше - 165 единиц мощностью 1728,7 МВА, количество трансформаторных подстанций ТП 6 - 10/0,4 кВ. - 6 218 единиц мощностью 1419,5 МВА. Для обслуживания электрических сетей в составе филиала ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" имеются 4 региона: Центральный, Галичский, Нейский и Шарьинский, включающие в себя 27 районов электрических сетей.
252. Костромская энергосистема является транзитной и имеет электрические связи с Московской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Нижегородской, Ярославской энергосистемами ОЭС Центра и Кировской энергосистемой ОЭС Урала. Блок-схема внешних связей Костромской энергосистемы представлена на рисунке 21.
Рисунок 21
Блок-схема внешних электрических связей Костромской энергосистемы
253. Внешние электрические связи Костромской энергосистемы:
с Московской энергосистемой: ВЛ 500 кВ. Костромская ГРЭС - Загорская ГАЭС (223,2 км);
с Владимирской энергосистемой: ВЛ 500 кВ. Костромская ГРЭС - Владимирская (177,2 км);
с Вологодской энергосистемой: ВЛ 500 кВ. ОРУ Костромской АЭС - Вологодская (167,8 км), ВЛ 110 кВ. Павино - Никольск;
с Ивановской энергосистемой: 2 ВЛ 220 кВ. Костромская ГРЭС - Иваново, 2 ВЛ 220 кВ. Костромская ГРЭС - Вичуга, 3 ВЛ 110 кВ.;
с Нижегородской энергосистемой: ВЛ 500 кВ. Костромская ГРЭС - Луч (206,9 км), ВЛ 220 кВ. Мантурово - Рыжково;
с Ярославской энергосистемой: ВЛ 220 кВ. Костромская ГРЭС - Ярославль, ВЛ 220 кВ. Мотордеталь - Тверицкая, ВЛ 110 кВ. Нерехта - Лютово, ВЛ 110 кВ. Нерехта - Тормозная, ВЛ 110 кВ. Буй (т) - Халдеево;
с ОЭС Урала (Кировской энергосистемой): ВЛ 500кВ Звезда - Вятка, 2 ВЛ 110 кВ.
254. Особенности и проблемы функционирования энергосистемы:
1) объекты электросетевой инфраструктуры напряжением 220 кВ. Костромской энергосистемы развивались с учетом выдачи мощности основного источника электроснабжения области - Костромской ГРЭС;
2) "узкими" местами в энергосистеме являются:
подстанции с одним трансформатором или без резервного питания со стороны 110 кВ.;
подстанции, ремонт оборудования которых производится с полным погашением потребителей;
отдельные узлы энергосистемы, присоединение потребителей к которым ограничено мощностью трансформаторов в ремонтных и аварийных режимах.
255. Теплоэнергетический комплекс.
В Костромской области насчитывается 1 081 отопительная и производственно-отопительная котельная, в том числе:
450 котельных предприятий жилищно-коммунального комплекса, в том числе на твердом виде топлива 66,9%, на жидком - 0,4%, на газообразном - 30,2%, на других видах (электро, опилки) - 2,5%;
457 котельных бюджетных учреждений, в том числе на твердом виде топлива 84,7%, на газообразном - 2,6%, на других видах (электро, опилки) - 12,7%.
Суммарная мощность котельных составляет 3061 Гкал/час.
В настоящее время удельный вес потерянной тепловой энергии от общего объема произведенной тепловой энергии за год составляет до 15,6%. Износ объектов теплоснабжения в среднем составляет от 55 до 65%.
256. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении по жилищно-коммунальному комплексу области составляет 923 км, из них нуждается в замене 33%. В 2012 году произошло 40 аварий и инцидентов на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях.
На сегодняшний день наиболее дешевыми видами топлива для выработки тепловой энергии являются природный газ и местные виды топлива (дрова, отходы деревообработки). Ориентировочная стоимость выработки 1 Гкал без учета собственных нужд и потерь составляет: на природном газе - 549,9 рубля, на дровах - 691,4 рубля, на угле - 1 297 рублей.
257. Причинами высокого уровня износа является недостаточное финансирование ремонтных работ и несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, что привело к лавинообразному накоплению недоремонта и падению надежности коммунальных систем.
258. Одной из основных задач отрасли является реконструкция и модернизация коммунальных объектов.
Для снижения издержек производства коммунальных услуг в области проводится реконструкция (строительство) котельных, целью которой является замена затратных видов топлива на местные аналоги, установка энергосберегающего оборудования.
В целях снижения потребления дорогостоящих видов привозного топлива (уголь, мазут), а также затрат на производство тепловой энергии перевод котельных на местные виды топлива выполняется в малочисленных населенных пунктах, а также в населенных пунктах, в которых пуск газа не планируется осуществить в ближайшее время, но при этом имеют место большие затраты на приобретение топлива.
Перевод котельных на местные виды топлива осуществляется в рамках областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Костромской области" на 2011 - 2015 годы и целевые установки до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 30 декабря 2010 года N 464-а.
259. Приоритетным направлением при модернизации квартальных котельных является установка котлов на отходах деревообработки с автоматической загрузкой, при модернизации котельных социально-значимых объектов - установка газогенераторных котлов (ликвидация электрокотельных, котельных малой мощности работающих на угле). Подбор марок и производителей оборудования производится на основании проектной документации.
До 2015 года планируется выполнить перевод на местные виды топлива (дрова, отходы деревообработки) 110 котельных. Ориентировочные затраты составят 250 млн. рублей.
260. Таким образом, способом модернизации сфер производства электроэнергии и подачи тепла является переход потребителей энергии (в первую очередь, областных котельных), в том числе личных подсобных хозяйств, на экономную схему использования электроэнергии и топлива, предполагающую:
более активное использование газа вместо электроэнергии;
использование отходов деревообработки и пеллет вместо угля;
создание локальных энергосистем в районах с отсутствующим или потенциально неустойчивым централизованным энергоснабжением;
вывод из эксплуатации генерирующего оборудования энергосистемы России, имеющего низкие параметры свежего пара (9 МПа и ниже) и ввод современных парогазовых установок.
261. Основной целью развития энергосистемы области является повышение качества, надежности и доступности тепло- и энергообеспечения области, экономия затрат на производство и транспортировку энергоресурсов.
262. Ключевые задачи развития электроэнергетики в Костромской области:
1) строительство, реконструкция и модернизация действующих электростанций и систем теплоснабжения;
2) внедрение передовых технологий сжигания традиционных видов топлива;
3) стимулирование технического перевооружения энергопотребителей на основе энергосберегающих технологий;
4) оптимизация цен на тепло- и электроэнергию;
5) расширение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (в том числе торфа);
6) создание локальных энергосистем в районах при отсутствии или с потенциально неустойчивым централизованным энергоснабжением.
Прирост спроса на электроэнергию в Костромской области к 2025 году будет определяться развитием обрабатывающих производств региона, а также реализацией инвестиционных проектов, в том числе по производству строительных материалов.
263. В рамках Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2030 года планируется вывод из эксплуатации и модернизация оборудования с ориентацией на проведение реконструкции генерирующего оборудования энергосистемы России, имеющего низкие параметры свежего пара (9 МПа и ниже) и введенного в эксплуатацию до 1965 года (находящегося в работе более 50 лет). Также предполагается демонтаж оборудования, находящегося в настоящее время в консервации более одного года. В соответствии с указанными подходами в 2018 году на Костромской ТЭЦ-1 окончательный демонтаж генерирующего оборудования составит 6 МВт.
264. Одним из главных приоритетов в развитии тепловой энергетики является парогазовая технология. Это наиболее перспективные разработки для электростанций, работающих на природном газе, предусматривающие установку парогазовых блоков или сооружение газотурбинных установок, что позволяет более эффективно использовать природный газ.
В период до 2025 года на территории Костромской энергосистемы в соответствии с Перспективной программой реконструкции и ремонта основных производственных фондов Костромской ГРЭС на период до 2025 года, к 2018 году предусматривается ввод парогазовой установки ПГУ-400.
265. Развитие электросетевых объектов напряжением 330 кВ. и выше на территории Костромской энергосистемы ОЭС Центра в период 2010 - 2025 годы принято на основе материалов Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2030 года и с учетом Инвестиционной программы ОАО "ФСК ЕЭС" на 2013 - 2017 годы.
Развитие электрических сетей Костромской энергосистемы будет связано с повышением надежности электроснабжения потребителей.
Перечень электросетевых объектов напряжением 330 кВ. и выше, вводимых в период до 2025 года на территории Костромской энергосистемы, представлен в таблице 26.
Развитие электросетевых объектов напряжением 110 - 220 кВ. (воздушные линии, трансформаторные подстанции) будет связано с обеспечением электроснабжения для реализации перспективных инвестиционных проектов: ОАО "Газпромтрубинвест", ООО "НОВ Кострома", Солигаличский цементный завод и других.
266. Для обеспечения электроснабжения индустриальных парков "Технопарк Волгореченск" и Особая экономическая зона "Шарья" необходимо провести реконструкцию существующих центров питания (ПС 110/35/6 кВ. "СУ ГРЭС", ПС 110/35/10 кВ. "КПД", ПС 110/35/6 кВ. "Шарья (р)") или строительство новых центров питания.
267. Таким образом, наиболее перспективными инвестиционными проектами в электроэнергетике для реализации на территории Костромской области являются:
1) строительство, реконструкция и модернизация действующих электростанций и систем теплоснабжения, в том числе Костромской ГРЭС;
2) развитие сетевого хозяйства с учетом реализации инвестиционных проектов;
3) освоение торфяных месторождений Костромской области с целью увеличения добычи топливного торфа;
4) установка и модернизация общедомовых приборов учета электроэнергии, развитие системы дистанционного снятия показаний с данных приборов учета во всех муниципальных образованиях области;
5) реализация программы развития автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии внутри многоквартирных домов в г. Костроме.
Таблица 26. Вводы электросетевых объектов напряжением 330 кВ. и выше за период 2013 - 2025 годы
N |
Перечень объектов |
Характеристика объекта |
2013 - 2015 годы |
2016 - 2025 годы |
2013 - 2025 годы |
Основное назначение объекта |
|||
ВЛ, км (в т.ч. по ОЭС) ПС, МВА (Мвар) |
км |
МВА |
км |
МВА |
км |
МВА |
|||
Снятие сетевых ограничений и повышение уровня надежности электроснабжения потребителей | |||||||||
500 кВ | |||||||||
1 |
установка АТ 500/220 кВ. на ПС 500 кВ. "Звезда" с сооружением ОРУ 220 кВ |
501+167 МВА |
0 |
0 |
0 |
668 |
0 |
668 |
Для повышения надежности электроснабжения потребителей северо-восточной зоны Костромской области |
2 |
ВЛ 500 кВ. Костромская ГРЭС - Нижегородская |
282 км ШР-180 |
282 |
0 |
0 |
0 |
282 |
0 |
Для повышения надежности электроснабжения потребителей Нижегородского энергоузла и г. Нижний Новгород |
Газификация
268. Природным газом обеспечены города Кострома, Нерехта, Волгореченск, Буй, а также Костромской, Нерехтский, Буйский, Красносельский и Сусанинский муниципальные районы.
По состоянию на 1 января 2013 года на территории области газифицировано 1 905 населенных пунктов, количество газифицированных: коммунально-бытовых предприятий - 1 479, промышленных предприятий - 100, сельскохозяйственных объектов - 12, отопительных котельных - 303. Протяженность газопроводов на территории области составляет 3 344 км. Общий процент газификации Костромской области составляет 54%.
269. Уровень газификации жилья Костромской области (87,4%) выше среднероссийского (69%) и среднего по ЦФО (73%). По уровню газификации жилья Костромская область в ЦФО занимает 12 место. Сетевым газом снабжены лишь юго-западные районы Костромской области. Значительная часть территории снабжается сжиженным газом.
Природный газ поступает в область по газопроводам: Горький -Череповец, Грязовец - кольцевой газопровод Московской области.
270. В настоящее время газовая система Костромской области работает устойчиво. В область поставляется 4 - 4,5 млрд. куб. метров газа по сети протяжённостью 3,3 тыс. км. Размер тарифа на газ позволяет предприятиям отрасли проводить реконструкцию сети. На эти цели ежегодно направляется порядка 110 млн. рублей амортизационных средств и 175 млн. рублей - специальной надбавки на газификацию (из прибыли). Газификация осуществляется за счёт 16% отчислений от тарифа.
271. Газификация Костромской области ведется в соответствии с областной целевой программой "Развитие газификации Костромской области до 2015 года", утвержденной постановлением Костромской областной Думы от 17 апреля 2008 года N 2795. Основной задачей реализации указанной программы является газификация всех муниципальных образований области. При этом основные усилия в выполнении программы сосредоточены на строительстве и развитии газораспределительных межпоселковых сетей и газификации крупных населенных пунктов с количеством населения не менее 100 человек, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также предприятий и организаций, имеющих большую социальную значимость (детские оздоровительные лагеря, пансионаты отдыха, санатории и др.). При этом по причинам высокой стоимости и промышленной опасности выполнения работ процесс газификации требует достаточного длительного времени.
272. Развитие сетевого газоснабжения региона зависит от эффективного взаимодействия области также с компаниями ОАО "Газпром инвест запад", ООО "НОВАТЭК" и ООО "Газпром межрегионгаз".
В 2012 году ОАО "Газпром инвест запад" начало строительство отвода Галич-Мантурово-Шарья протяженностью 182 км. Планируемый срок окончания строительства - 4 квартал 2015 года.
До 2015 года в рамках программы газификации в Антроповском, Парфеньевском и Судиславском муниципальных районах, муниципальном районе г. Нея и Нейский район, городских округах г. Галич, г. Мантурово и г. Шарья планируется перевести на газ с учетом оптимизации 133 котельные суммарной мощностью 126,8 МВт.
В связи с тем, что существующая газотранспортная система, обеспечивающая природным газом юго-восток Костромской области, исчерпала пропускную способность и не обеспечивает перспективного газопотребления г. Костромы, Костромского, Нерехтского, Красносельского, Судиславского муниципальных районов, необходимо строительство лупинга от магистрального газопровода "Починки - Грязовец" до г. Костромы со строительством газораспределительной станции.
С целью газификации потребителей на территории Солигаличского муниципального района за счет средств ОАО "Газпром" планируется построить в 2013 - 2014 годах газопровод-отвод от точки врезки на газопроводе Ухта-Торжок до г. Солигалич, что позволит области запустить проект создания в Солигаличском муниципальном районе округа, специализирующегося на производстве цемента, бетонных плит и других строительных материалов, а также деталей для каркасных домов в сфере малоэтажного жилищного строительства.
Инвестором строительства межпоселковых газопроводов выступает ООО "Газпром межрегионгаз" и ОАО "Костромаоблгаз".
273. Информация о межпоселковых газопроводах, предполагаемых к строительству в рамках планируемой к реализации на территории региона инвестиционной программы развития газоснабжения и газификации Костромской области представлена в таблице 27.
Финансирование газификации области осуществляется с привлечением средств областного и местных бюджетов, средств предприятий и организаций, населения, инвестиций ОАО "Газпром", ООО "Газпром межрегионгаз" и ОАО "Костромаоблгаз".
Таблица 27. Межпоселковые газопроводы, предполагаемые к строительству
Наименование межпоселкового газопровода |
Планируемые годы строительства |
Ориентировочная протяженность, км |
Ориентировочная стоимость строительства, млн. рублей |
Газифицируемые населенные пункты, лежащие на трассе |
Газопровод межпоселковый ГРС Парфеньево - с. Парфеньево Парфеньевского района |
2013 |
6,7 |
68,3 |
с. Парфеньево с. Успенье |
Газопровод межпоселковый ГРС Нея - г. Нея Нейского района |
2013 |
4,5 |
45,9 |
г. Нея |
Газопровод межпоселковый ГРС Мантурово - г. Мантурово Мантуровского района |
2014 |
6,4 |
65,3 |
г. Мантурово |
Газопровод межпоселковый ГРС Солигалич - г. Солигалич Солигаличского района |
2014 |
1,6 |
16,3 |
г. Солигалич |
Газопровод межпоселковый ГРС Солигалич - г. Солигалич - Солигаличский известковый комбинат |
2014 |
5,0 |
50,5 |
г. Солигалич |
Газопровод межпоселковый ГРС Шарья - г. Шарья Шарьинского района |
2015 |
7,1 |
72,4 |
г. Шарья |
Итого: |
х |
31,3 |
318,8 |
|
Информация о необходимых финансовых средствах на газификацию региона с разбивкой по мероприятиям представлена в таблице 28.
274. Возможные проблемы с дальнейшей газификацией региона связаны прежде всего с:
износом газовых сетей и увеличением стоимости их реконструкции;
длительными сроками проектирования и согласования нового строительства, которые превышают сроки самого строительства и сдерживают его;
неопределенностью с передачей газоснабжения Костромской области от ОАО "Газпром" в ООО "НОВАТЭК" и намерений последнего продолжать газификацию области.
275. Серьезные трудности с газоснабжением существуют у Костромской ГРЭС. Из-за нехватки газа по причине низкой пропускной способности построенного в своё время газопровода-отвода увеличение загрузки осуществляется за счет использования в качестве топлива мазута. Администрации Костромской области необходимо проработать вопрос строительства газопровода-отвода протяженностью 48 км от магистрального газопровода Починки - Торжок - Грязовец со строительством новой газораспределительной станции вблизи Костромской ГРЭС в г. Волгореченске и врезкой в распределительные сети ОАО "Костромаоблгаз". Обеспечение Костромской ГРЭС дополнительным объемом природного газа позволит увеличить выработку на 1 млрд. кВт.ч. электроэнергии.
Таблица 28. Информация о необходимых финансовых средствах на газификацию региона с разбивкой по мероприятиям
Годы |
Объем финансирования по мероприятиям, млн. рублей |
||||
строительство газопроводов-отводов, средства ОАО "Газпром" |
строительство межпоселковых газопроводов, средства ООО "Газпром межрегионгаз" |
строительство уличных газораспределительных сетей, средства областного бюджета |
строительство (перевод) газовых котельных, средства муниципальных образований и частных инвесторов |
газификация домовладений, средства собственников |
|
2012 |
823,0 |
0,0 |
85,5 |
48,0 |
181,1 |
2013 |
2 240,0 |
58,0 |
602,3 |
38,1 |
269,5 |
2014 |
1 304,0 |
258,0 |
433,5 |
34,8 |
477,6 |
2015 |
446,0 |
208,0 |
246,0 |
46,8 |
360,0 |
2016 |
0,0 |
230,0 |
282,2 |
24,0 |
411,0 |
2017 |
0,0 |
255,0 |
113,9 |
17,0 |
30,3 |
2018 |
0,0 |
634,0 |
162,5 |
35,7 |
224,4 |
2019 |
0,0 |
352,0 |
137,5 |
45,7 |
210,4 |
2020 |
0,0 |
156,0 |
76,0 |
18,9 |
151,8 |
2021 |
0,0 |
17,5 |
63,8 |
45,0 |
72,5 |
2022 |
0,0 |
10,5 |
38,5 |
50,4 |
35,2 |
2023 |
0,0 |
38,5 |
36,3 |
45,0 |
32,2 |
2024 |
0,0 |
147,0 |
38,7 |
36,0 |
40,6 |
2025 |
0,0 |
28,0 |
46,5 |
27,0 |
24,0 |
Итого: |
4 813,0 |
2 392,5 |
2 363,2 |
512,4 |
2 520,6 |
276. К 2025 году в сфере газификации региона можно ожидать:
1) увеличение уровня газификации природным газом до 70%;
2) газифицикацию 57 населенных пунктов (в том числе: городов - 6, сельских населенных пунктов - 51), 31 453 домовладений и строительство (реконструкцию) 52 газовых котельных;
3) повышения уровня инвестиционной привлекательности региона;
4) создания дополнительных рабочих мест за счет строительства промышленных предприятий с использованием современных передовых технологий в Шарьинском, Мантуровском, Солигаличском и Судиславском муниципальных районах.
Транспорт, дорожное хозяйство
277. В транспортный комплекс Костромской области входят предприятия автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного и воздушного транспорта. Вместе с тем дорожное хозяйство является одним из основных элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает свободу передвижения граждан и делает возможным свободное перемещение товаров и услуг.
В 2012 году объем перевозок пассажиров транспортом общего пользования увеличился на 3,1% по сравнению с 2011 годом и составил 96,4 млн. человек. Порядка 90% пассажиров перевезено автомобильным транспортом.
На рынке регулярных пассажирских перевозок региона функционирует порядка 155 перевозчиков, автобусный парк которых насчитывает около 1 000 единиц техники, обслуживающих 363 автобусных маршрута. Кроме того в реестр маршрутов межмуниципального сообщения Костромской области включено 145 межмуниципальных маршрутов, при этом обслуживается только 83%, в том числе 78% междугородных и 86% пригородных.
278. Дорожный комплекс области насчитывает 23 предприятия с общей численностью работающих около 1 300 человек. При этом протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в собственности Костромской области, составляет 4 046 км, 92% которых - с твердым покрытием. Сеть автодорог региона включает 279 мостовых сооружений общей длиной около 14 тыс. погонных метров.
279. В настоящее время ситуация в сфере транспортного обслуживания и дорожного хозяйства области осложнена наличием ряда серьезных проблем и негативных тенденций:
неудовлетворительное состояние дорог. В настоящее время 87% общей протяженности автомобильных дорог региона нуждаются в проведении ремонтных работ, в том числе в проведении капитального ремонта - почти 40%. По приблизительным оценкам, потребность в финансировании таких работ достигает 12 млрд. рублей. В связи с недостаточным объемом финансирования дорожного хозяйства из бюджета области выполняемые мероприятия по ремонту и содержанию не позволяют даже частично компенсировать естественный износ дорожного покрытия и искусственных сооружений, что отражается на сегодняшнем состоянии дорожной сети;
аварийное состояние путепроводов, проходящих через железнодорожные пути ОАО "РЖД", и высокая стоимость работ по их ремонту и реконструкции (порядка 550 млн. рублей);
высокая стоимость обслуживания участка автомобильной дороги "Кострома - Шарья - Киров - Пермь" протяженностью 374 км, проходящего через территорию Костромской области и являющегося частью транспортного коридора "Санкт-Петербург - Екатеринбург", несопоставимая с размером регионального дорожного фонда;
рост нагрузки на центральный транспортный узел региона - г. Кострома, в том числе на его историческую часть (более 35 тысяч автомобилей в сутки), усугубляющийся неудовлетворительным состоянием единственного мостового перехода через реку Волга в г. Костроме, связывающего центральные регионы России с северо-восточными;
большая часть организаций комплекса находится в неустойчивом финансово-экономическом состоянии, характеризующемся наличием значительной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, дефицитом ликвидности, низкой кредитоспособностью и, как следствие, отсутствием возможности обновления парка подвижного состава, имеющего высокий уровень износа;
существует необходимость изменения ведомственной принадлежности аэродрома "Кострома (Сокеркино)" с последующей реконструкцией и передачей имущественного комплекса в государственную собственность Костромской области;
сокращается объем пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения, в том числе на северо-востоке области, что ведет к росту социальной напряженности и негативно влияет на качество и доступность транспортного обслуживания населения (ряд населенных пунктов региона не имеет альтернативных видов пассажирского сообщения).
280. Развитие транспортного комплекса и дорожной сети Костромской области будет проходить в направлении первоочередной ликвидации разрывов и "узких мест" в опорной транспортной сети и развитии транспортно-логистической инфраструктуры области.
Решение данной задачи позволит обеспечить связанность районов Костромской области в единое экономическое пространство, ускорить развитие мультимодальных перевозок, увеличить подвижность населения.
Развитие дорожного хозяйства ориентировано на создание сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающей эффективное развитие экономики области и увеличение транзитных потоков по ее территории.
281. Ключевые задачи развития дорожного хозяйства:
1) улучшение транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог и сооружений на них, в том числе усиление контроля за их сохранностью посредством создания системы автоматизированного контроля;
2) развитие внутренней сети автомобильных дорог общего пользования, формирование условий для направления грузо- и пассажирских потоков через территорию области в другие регионы страны, передача автомобильной дороги "Кострома - Шарья - Киров - Пермь" в федеральную собственность, строительство транспортного коридора Москва - Ярославль - Кострома - Киров - Пермь - Екатеринбург с обходом города Костромы с мостом через реку Волга и привлечение инвестиций для строительства крупного транзитного коридора "Европа - Западный Китай";
3) создание современной материально-технической базы устойчивой работы автомобильных дорог, в том числе утверждение трехлетних программ дорожных работ;
4) обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспорта, разработка долгосрочной программы развития транспортного комплекса области, предусматривающей, в том числе, обновление подвижного состава, развитие инфраструктуры, совершенствование системы доступности транспортных услуг и тарифной политики;
5) обеспечение устойчивого транспортного сообщения сельских населенных пунктов с районными центрами;
6) привлечение инвестиций в сферу дорожного строительства.
282. Основные результаты проводимых мероприятий представлены в таблице 29.
Таблица 29. Основные показатели работы транспортного комплекса Костромской области на период до 2025 года
Показатели |
Годы |
||
2015 |
2020 |
2025 |
|
Доля автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, % |
20 |
35 |
50 |
Общий объем грузопотока, млн. тонн в год |
14,9 |
26,0 |
35,9 |
Внешнеторговый грузопоток, млн. тонн |
1,7 |
3,0 |
4,3 |
Обновление пассажирского парка автотранспортных предприятий, % |
15 |
32 |
50 |
Жилищно-коммунальное хозяйство
283. Основными потребителями жилищно-коммунальных услуг (без учёта газо- и электроснабжения) являются население - 71%, бюджетные организации - 15%, на прочие категории потребителей приходится порядка 14%. С учётом предоставления услуг газоснабжения и электроснабжения структура потребления изменяется следующим образом: население - 46%, прочие организации и предприятия - 41%, бюджетные организации - 13%, что обусловлено значительными объемами потребления энергоресурсов промышленными предприятиями.
284. Объём платных услуг ЖКХ населению на территории Костромской области в 2012 году составил 6 284,2 млн. рублей, в том числе жилищные услуги - 1175 млн. рублей (18,7% общего объема), коммунальные услуги - 5108,7 млн. рублей (81,3% общего объема).
Износ объектов водоснабжения составляет от 30 до 70%. Общая протяженность водопроводных и канализационных сетей Костромской области на конец 2012 года составила 2979 км и 978 км соответственно, из них нуждаются в замене 47% и 46% соответственно, вследствие чего доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, составляет 29%. Это выше, чем в других субъектах ЦФО (кроме Липецкой области), и по сравнению со среднероссийскими значениями (21,5%).
285. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения Костромской области достаточным количеством качественной питьевой воды, использования воды без очистки и обеззараживания и отсутствия зон санитарной охраны источников водоснабжения. Около 50% населения Костромской области использует для хозяйственно-питьевых целей воду, не соответствующую гигиеническим требованиям по различным показателям. Во многих населенных пунктах Костромской области ощущается недостаток воды. В городском округе г. Буй и городском округе г. Шарья очистные сооружения водопровода работают с перегрузкой.
286. Аналогична ситуация с системами и объектами водоотведения - только 15 городских округов и районных центров Костромской области имеют централизованное водоотведение, в 11 городах и районах области нет централизованной сети водоотведения с очисткой сточных вод на очистных сооружениях канализации, в ряде муниципальных образований очистные сооружения канализации работают с перегрузкой либо находятся в технически неисправном состоянии.
287. Возможности водоснабжения в регионе ограничены по объемам отпуска как в городской, так и в сельской местности, вследствие чего Костромская область отстает по суточному душевому водопотреблению от среднего уровня по России и соседних областей.
Также к основным проблемам водоснабжения и водоотведения области можно отнести недостаточность финансовых ресурсов для модернизации систем водоснабжения и водоотведения.
В целях гарантированного обеспечения населения коммунальными услугами будут осуществлены строительство новых и реконструкция действующих объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
288. В среднесрочной и долгосрочной перспективе основными направлениями развития жилищно-коммунального хозяйства останутся повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, снижение издержек производителей услуг и, как следствие, снижение роста тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
289. Основными задачами развития системы ЖКХ являются:
радикальное сокращение доли домохозяйств, нуждающихся в существенном улучшении жилищных условий;
обеспечение комфортных условий проживания населения, а также экологической безопасности жилья в соответствии с современными требованиями и стандартами;
снижение темпов роста (стабилизация) стоимости жилищно-коммунальных услуг;
строительство новых и реконструкция действующих объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.п.
290. Решение поставленных задач будет выполнено за счет демонополизации жилищно-коммунальной отрасли и диверсификации ресурсо - снабжающих организаций, совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, развития муниципально-частного партнерства с внедрением концессионных соглашений для привлечения частного бизнеса в отрасль, расширения добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере, проведения мероприятий по модернизации и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, развития системы энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе (в т.ч. рост доли малоэтажного и индивидуального строительства с альтернативными источниками энергии и автономными системами водо- и газоснабжения, канализации и подачи тепла, которые уменьшат нагрузку на жилищно-коммунальный комплекс области).
291. Результатом реализации станет ежегодное снижение темпов роста стоимости жилищно-коммунальных услуг со 111,7% в 2013 году до 104,2% - к 2025 году.
Объёмы предоставления жилищных и коммунальных услуг к 2025 году планируется увеличить в 3 раза и довести соответственно до 4 465 и 14 207 млн. рублей в год.
Связь
292. Одним из условий социально-экономического развития Костромской области является наличие и успешное функционирование информационных и телекоммуникационных технологий.
Основная стратегическая цель в данной сфере - создание информационной среды, развитие информационного общества, что позволит обеспечить повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных технологий.
293. В настоящее время в сфере информатизации Костромской области реализован ряд проектов:
сформирована информационно-телекоммуникационная инфраструктура, в которую входят средства телекоммуникации, электронные средства массовой информации, традиционные аналоговые и современные цифровые системы информационного обмена;
функционирует компьютерная сеть администрации Костромской области, внедрены система электронного документооборота, а также современные информационно-аналитические системы;
эксплуатируется официальный портал государственных органов Костромской области;
начаты работы в сфере обеспечения информационной безопасности региона.
294. Вместе с тем в области сохраняется ряд системных проблем, снижающих эффективность развития и применения информационных технологий. Это:
отсутствие централизованных хранилищ данных, а также единых регламентов и стандартов обмена информацией;
нескоординированность процессов информатизации в различных ведомствах, отсутствие необходимой нормативной правовой базы;
проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности;
низкий уровень использования информационно-коммуникационных технологий в медицине, органах местного самоуправления, отсутствие в учреждениях культуры условий для работы с электронными фондами.
295. В связи с этим основными направлениями в сфере развития информационно-телекоммуникационных технологий Костромской области являются:
совершенствование региональной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
создание единой сервисно-ориентированной архитектуры информационной среды региона;
повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг.
296. Итоговым результатом реализации данных мероприятий станет создание информационной среды, гарантирующей обеспечение доступности информации, наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных, медицинских и социальных целях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.