Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 15. Территориальное развитие. Экономическая специализация, задачи, перспективы и конкурентные преимущества муниципальных образований
384. Стратегическими целями территориального развития являются:
1) обеспечение достойного уровня жизни граждан независимо от места проживания;
2) повышение степени однородности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, уменьшение отставания экономически менее развитых муниципалитетов и дальнейшее развитие так называемых "муниципалитетов-локомотивов" посредством максимально полной реализации их потенциала и преимуществ, комплексного устойчивого развития сельских территорий области.
385. Все муниципальные районы и городские округа Костромской области можно разделить на 4 группы в соответствии со специализацией: сельскохозяйственные, промышленные, смешанные и лесозаготовительные с сельским хозяйством.
К сельскохозяйственным муниципальным районам относятся Галичский, Костромской и Сусанинский, которые обеспечивают более 65% всего производства продукции сельского хозяйства области.
Промышленную специализацию имеют все городские округа и Красносельский муниципальный район, в структуре промышленного производства которого ювелирная отрасль занимает порядка 90%.
К муниципальным образованиям со смешанной специализацией (в которых представлены как сельскохозяйственные, промышленные, так и лесозаготовительные предприятия без однозначного преобладания какого-либо направления) относятся Макарьевский, Нерехтский, Островский, Солигаличский, Судиславский районы.
Все остальные муниципальные районы включены в группу лесозаготовительные с сельским хозяйством. При этом в данной группе их можно разделить на два блока в соответствии с территориально-географическим расположением. В первый блок входят Антроповский, Буйский, Кадыйский, Мантуровский, Нейский, Парфеньевский, Чухломский районы. Во второй блок - Вохомский, Кологривский, Межевской, Октябрьский, Павинский, Поназыревский, Пыщугский и Шарьинский районы.
386. Типичные проблемы, сдерживающие развитие муниципальных районов и городских округов Костромской области:
1) устойчивая депопуляция населения, сопровождающаяся снижением доли населения в трудоспособном возрасте и миграционным оттоком;
2) слабо диверсифицированная отраслевая структура экономики, низкая степень инновационной активности и незначительное присутствие в большинстве муниципалитетов высокотехнологичных видов деятельности, недостаточно разнообразная и продуктивная предпринимательская среда;
3) высокая степень морального и физического износа основных фондов у большинства предприятий;
4) несоответствие спроса и предложения на рынке труда в разрезе профессий и специальностей, недостаток высококвалифицированных кадров как рабочих профессий, так и профессий сферы образования и здравоохранения;
5) недостаточная обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, высокий износ основных фондов учреждений социальной сферы, транспортной и инженерной инфраструктуры;
6) слабо развитая сеть объектов туриндустрии: гостиниц, развлекательных центров, недостаток предприятий общественного питания, концентрация которых наблюдается в областном центре.
387. Основными задачами в области территориального развития являются:
усиление взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления в формировании и реализации единой социально-экономической политики на всей территории региона;
привлечение инвестиций в экономику муниципальных образований;
участие органов местного самоуправления в федеральных и региональных целевых программах;
поддержка инициатив экономической самоорганизации территорий;
поддержка и содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городах и районах области;
формирование транспортной инфраструктуры, обеспечивающей связанность и транспортную доступность всех населенных пунктов области;
газификация населенных пунктов;
улучшение качественных характеристик жилищной и коммунальной инфраструктуры, включая восстановление до нормативного значения уровня их изношенности;
разработка схем развития теплового и электрохозяйства в городах и районах с учетом внедрения энергосберегающих технологий;
содействие восстановлению и развитию социально-культурной инфраструктуры в муниципальных районах, городских округах Костромской области;
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, гарантирующей доступность государственных и муниципальных услуг для всех жителей области;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
развитие информационно-коммуникационных сетей;
улучшение торгового и бытового обслуживания населения, в том числе проживающего в отдаленных населенных пунктах.
388. Стратегия в области территориального развития сосредоточена на выявлении "полюсов роста", планировании и реализации проектов опережающего развития этих "полюсов", включая вовлечение "депрессивных территорий" в данные проекты. Мероприятия по улучшению среды жизнедеятельности и повышению качества жизни населения необходимо сконцентрировать в зонах опережающего развития и "полюсах роста", что позволит сфокусировать усилия и ресурсы на развитии территорий с наибольшим экономическим потенциалом и плотностью населения, что аккумулирует влияние данных мероприятий на экономическое развитие региона и повышение качества жизни населения области.
389. Определены следующие направления развития территорий в Костромской области:
муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район совместно с городским округом город Волгореченск (развитие машиностроения, металлургии и инновационных видов деятельности);
городской округ город Галич совместно с Галичским муниципальным районом, городской округ город Буй совместно с Буйским муниципальным районом (машиностроение и химическая промышленность);
лесопромышленные районы области, включающие северные и северо-восточные территории (деревообрабатывающая промышленность и производство биотоплива).
390. Основными механизмами реализации поставленных задач являются:
1) переход на программно-целевой метод планирования;
2) использование механизмов межмуниципального сотрудничества, что даст возможность объединения финансовых средств, материальных, земельных, трудовых и иных ресурсов нескольких муниципальных образований, расширит возможности по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах. Одним из вариантов применения данного механизма может быть реализация крупного инвестиционного проекта N ATION AL OILWELL VARCO в городском округе г. Волгореченск и муниципальном районе г. Нерехта и Нерехтский район;
3) агломерирование территорий - альтернатива межмуниципальному сотрудничеству. Это группировка муниципалитетов, объединенных не только в пространственном смысле, но и обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.
В Костромской области возможно создание следующих агломераций на основе сложившихся экономических, культурных, инфраструктурных, ресурсных связей и с учетом специализации территорий:
с центром в городе Костроме и городе Волгореченске и территориями-спутниками город Нерехта и Нерехтский муниципальный район, Красносельский, Сусанинский, Судиславский, Островский муниципальные районы;
с центром в городе Шарье и городе Мантурово и территориями-спутниками Мантуровский, Шарьинский, Павинский, Вохомский, Октябрьский, Поназыревский, Пыщугский, Межевской, Кологривский, Макарьевский муниципальные районы, а также город Нея и Нейский район (северные и северо-восточные районы области);
4) создание особых экономических зон в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". В качестве одного из вариантов для создания особой экономической зоны можно рассматривать территорию городского округа город Шарья, при этом необходима пошагово разработанная "дорожная карта";
5) реализация программы "Социально-экономическое развитие северо-восточных районов Костромской области на период до 2020 года", утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 9 апреля 2013 года N 77-ра. Основная цель данной программы - выравнивание возможностей бизнеса и людей, живущих и работающих в северо-восточных районах области, с условиями проживания и ведения хозяйственной деятельности в других муниципалитетах региона. В результате реализации намеченных задач должно быть обеспечено снижение территориальных диспропорций экономического развития и уровня жизни населения городов и районов;
6) повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления;
7) создание системы стратегического планирования социально-экономического развития на муниципальном уровне;
8) реализация в полном объеме положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
391. Общая характеристика и перспективы развития всех муниципальных образований Костромской области представлены в приложении N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.