Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 13. Социальное развитие
Демография
297. Демографическая ситуация в Костромской области характеризуется устойчивой тенденцией к сокращению численности постоянного населения, которая наблюдается с начала девяностых годов. За последние пять лет численность населения области суммарно снизилась на 24,5 тыс. человек и на 1 января 2013 года составила 658,9 тыс. человек.
Определяющим фактором процесса депопуляции является естественная убыль населения Костромской области.
С середины 90-х годов XX века по середину 2000-х годов XI века разница между числом умерших и числом родившихся приближалась к 8 тыс. человек. С начала 2000-х годов число родившихся непрерывно растёт, а с середины 2000-х число умерших непрерывно снижается.
В 2012 году естественная убыль населения составила 2,1 тыс. человек или 3,2 человека в расчете на 1 000 жителей при среднем значении по ЦФО - 2,5.
Таблица 30. Показатели естественного движения населения, человек
|
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Количество родившихся |
6 167 |
6 947 |
7 070 |
7 469 |
7 839 |
8 155 |
8 104 |
8 161 |
8 508 |
Количество умерших |
14 301 |
15 004 |
13 348 |
12 434 |
12 538 |
11 900 |
11 861 |
11 001 |
10 615 |
Естественная убыль населения |
-8 134 |
-8 057 |
-6 278 |
-4 965 |
-4 698 |
-3 745 |
-3 757 |
-2 840 |
-2 107 |
Естественную убыль населения Костромской области формирует высокий уровень смертности. В 2012 году в области умерло 10,6 тыс. человек, что в 1,2 раза превышает число родившихся. Общий коэффициент смертности по итогам 2012 года составил 16,1 человек в расчете на 1000 жителей. В течение последних четырех лет в области наблюдается постепенное сокращение уровня смертности населения (по сравнению с 2009 годом он снизился на 7%). Тем не мене, смертность населения в области в 2012 году в 1,2 раза выше, чем в среднем по России.
298. Вместе с тем в последние годы приносят результаты меры, направленные на стимулирование рождаемости. По уровню рождаемости (в 2012 году - 12,9 родившихся на 1000 жителей) Костромская область занимает 1 место среди регионов ЦФО.
Однако в фазу деторождения уже начали вступать поколения женщин, количество которых значительно ниже тех, кто находился в основном репродуктивном возрасте в 2000-х годах. Малочисленность этих поколений объясняется двумя причинами: первая - резкое снижение уровня рождаемости в девяностых годах, вторая - очередное "эхо" Великой Отечественной войны. В период 2015 - 2025 годы регион может попасть в "демографическую яму", когда численность населения катастрофически сократится, если не будут приняты экстраординарные меры по ее стабилизации.
299. В структуре населения области сохранится преобладание городского населения, доля которого вырастет с 70,5% в 2012 году до 71,4% к 2025 году соответственно с 29,5% до 28,6% сократится доля сельских жителей.
В соотношении полов будет сохраняться тенденция преобладания женского населения (54,5% - на начало 2025 года), что связано прежде всего с более высоким уровнем смертности мужчин. В возрастной структуре населения прогнозируется рост численности населения старше трудоспособного возраста.
300. Ежегодное естественное снижение численности населения области, в совокупности с миграционной убылью, вызывает угрозу сохранения целостности территории. В современных условиях миграционный прирост населения может служить индикатором успешности развития региона. Сокращение численности населения привело к тому, что уже сейчас ощущается нехватка рабочих рук, растет число пенсионеров, приходящихся на одного работающего, обостряются проблемы нарушения возрастных соотношений в процессе смены поколений работников.
301. Для улучшения демографической ситуации необходимо осуществлять комплекс мероприятий по стимулированию роста рождаемости, в том числе повышению числа повторных рождений, а также сохранению жизни новорожденных и снижению младенческой смертности. Среди основных направлений можно отметить следующие:
1) укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
2) создание в городах и сельской местности благоприятных условий для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также социальной и транспортной инфраструктуре;
3) внедрение эффективных перинатальных диагностических технологий, создание высокотехнологичной службы реанимации и интенсивной терапии;
4) обеспечение высокотехнологичных методик лечения беременных, новорожденных и детей раннего возраста;
5) повышение доступности современных репродуктивных технологий в существующих федеральных клиниках.
Кроме того, необходима разработка и реализация комплекса мероприятий по предотвращению преждевременной смертности, в том числе приобщение населения к здоровому образу жизни, развитие и модернизация системы здравоохранения.
302. Увеличение численности населения пенсионных возрастов повысит нагрузку на учреждения социальной сферы, особенно, здравоохранения и социальной защиты. В сфере организации социальной защиты и социального обслуживания населения необходимо развитие и укрепление материально-технической базы сети учреждений социального обслуживания.
303. Кроме того, необходимо сформировать механизмы привлечения негосударственных (частных) организаций для осуществления социального обслуживания населения, в том числе лиц старшего возраста, с помощью государственно-частного партнерства. Наиболее перспективными областями реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания будут:
предоставление санаторно-курортных услуг;
оказание реабилитационных услуг;
предоставление социальных услуг в стационарных условиях и на дому.
304. Дальнейший рост рождаемости и сокращение смертности населения, а также ожидаемый миграционный приток позволят к 2025 году увеличить численность постоянного населения до 665,3 тыс. человек. Кроме того, ожидается повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении на 11% к 2025 году (с 68,4 лет до 75,9 лет).
Здравоохранение
305. В Костромской области, несмотря на положительную динамику последних лет, сохраняется высокий уровень смертности населения. Основной причиной смертности населения являются болезни системы кровообращения (в 2012 году - 61,2% от числа умерших), а также новообразования (14,8%), внешние причины (8,7%), болезни органов пищеварения (3,9%), дыхания (2,9%), инфекционные болезни (0,5%). Показатели смертности в Костромской области в 2012 году по основным причинам (в расчете на 1000 человек населения), за исключением инфекционных болезней и болезней органов дыхания, превышают среднероссийский уровень, в том числе от болезней системы кровообращения в 1,3 раза, новообразований - в 1,2 раза.
306. Уровень младенческой смертности в Костромской области в 2012 году составил 7,8 человека на 1 000 родившихся живыми, что соответствует показателю в среднем по регионам ЦФО и ниже, чем в среднем по России (8,7 человек) на 10,3%.
307. Уровень материнской смертности (в 2012 году 24,5 в расчете на 100 тысяч родившихся живыми) сократился по сравнению с 2011 годом на 33,6%. Показатели в среднем по России и ЦФО в 2011 году составили соответственно 16,2 и 15,7.
308. Общая заболеваемость населения Костромской области на 1 000 жителей составила в 2012 году 1441,9 случаев. Вместе с тем заболеваемость населения болезнями органов дыхания в 2012 году - 410,3 случая на 1 000 жителей выше, чем в среднем по России - 390,3.
309. Оценка населением степени удовлетворенности медицинской помощью (сумма положительных оценок) в 2012 году выросла до 30,5% (рост на 1,2 процентных пункта относительно уровня 2011 года).
310. Основными проблемами в сфере здравоохранения являются:
недостаточный уровень доступности и качества медицинской помощи, неудовлетворенность населения области оказываемыми медицинскими услугами; отсутствие в регионе эффективной системы ранней диагностики заболеваний, являющихся основными в структуре смертности;
низкая обеспеченность учреждений здравоохранения квалифицированными кадрами, недостаточный уровень социальной поддержки работников здравоохранения;
изношенность основных фондов и материально-технической базы, недостаточный уровень оснащения учреждений здравоохранения компьютерной техникой, современным медицинским оборудованием, в том числе по диагностике сердечнососудистых и онкологических заболеваний, вносящих наибольший вклад в структуру смертности населения области;
недостаточное применение современных информационных технологий.
311. Стратегический приоритет в сфере здравоохранения - снижение уровня смертности и заболеваемости, создание условий для сохранения здоровья человека, рост рождаемости, увеличение продолжительности жизни населения, повышение доступности и улучшение качества оказываемых медицинских услуг.
312. Целями развития системы здравоохранения являются:
1) улучшение репродуктивного здоровья, в первую очередь у подростков;
2) снижение уровня преждевременной и предотвратимой смертности от всех причин;
3) существенное сокращение младенческой смертности, улучшение здоровья новорожденных и детей;
4) снижение частоты социально значимых и социально обусловленных болезней (алкоголизм, туберкулез, венерические болезни, наркомания и др.);
5) рост удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.
313. Реализация государственной политики в сфере здравоохранения в Костромской области будет осуществляться с учетом направлений, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
314. Основными задачами и направлениями реализации Стратегии в сфере здравоохранения являются:
1) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, формирование здорового образа жизни, в том числе:
выявление групп риска по отдельным заболеваниям, информирование граждан о факторах риска для здоровья и формирование установок населения к ведению здорового образа жизни;
проведение мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в первую очередь, сердечнососудистой системы, проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации с привлечением к данной работе руководителей организаций области;
профилактика развития зависимостей, включая сокращение потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, в том числе у детей;
совершенствование первичной медико-санитарной помощи; сохранение и развитие территориально-участкового принципа оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению, в том числе в сельской местности и труднодоступных районах, развитие института семейных врачей;
организация и развитие медицинской помощи путем внедрения современных технологий;
повышение эффективности работы мобильных бригад, имеющих соответствующее оснащение, обеспечение профилактической помощью населения сельской местности и труднодоступных районов;
совершенствование действующей трехуровневой системы медицинского обслуживания населения. Ключевым звеном этой системы должны стать поликлиники, основной функцией которых является профилактика и диагностика заболеваний;
создание системы тесно взаимодействующих и взаимодополняющих учреждений и подразделений медицинской профилактики, организация вертикали взаимодействия между центрами медицинской профилактики и кабинетами профилактики в первичном звене, организационно-методическое обеспечение деятельности центров медицинской профилактики;
продолжение работы по организации школ здоровья по основным факторам риска;
создание условий для ведения здорового образа жизни;
2) повышение санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе:
стабилизация и ликвидация отдельных инфекционных заболеваний управляемыми средствами специфической профилактики;
снижение темпов прироста новых случаев ВИЧ-инфекции, профилактика вертикального пути передачи от матери к ребенку, увеличение охвата ВИЧ-инфицированных диспансерным наблюдением, обеспечение всех нуждающихся ВИЧ-инфицированных антиретровирусной терапией;
регулирование работы по утилизации медицинских отходов;
совершенствование работы по профилактике внутрибольничных инфекций;
3) совершенствование и повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, в том числе больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, в частности:
введение в действие онкологического корпуса с оснащением его современным оборудованием;
улучшение качества оказания кардиологической помощи населению;
расширение спектра высокотехнологичных видов помощи;
внедрение в практику новейших методов диагностики, лечения и реабилитации, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение учреждений на основе современных подходов и принципа стандартизации, повышение доступности специализированной медицинской помощи;
совершенствование работы скорой медицинской помощи, том числе оптимизация маршрутов доставки больных в стационар в зависимости от вида патологии, тяжести состояния больного, дооснащение службы скорой медицинской помощи согласно стандарту;
4) развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения;
5) повышение эффективности службы родовспоможения и детства, в том числе:
совершенствование перинатальной (дородовой) диагностики, внедрение современных технологий выхаживания и реабилитации недоношенных детей;
развитие специализированной медицинской помощи матерям и детям;
6) развитие оказания медицинской реабилитации населению и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей, в частности:
развитие инфраструктуры, материально-технической базы учреждений медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, внедрение высокотехнологичных реабилитационных технологий, подготовка квалифицированных кадров по организации оказания медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, повышение доступности и улучшение качества данного вида услуг;
организация медицинского ухода и реабилитации на дому, обучение родственников уходу за больными, совершенствование службы активного патронажа;
совершенствование системы поэтапного восстановительного лечения и реабилитации, расширение сети дневных стационаров восстановительного лечения и реабилитации, создание амбулаторного стационара реабилитационной службы;
развитие сети лечебно-профилактических учреждений для повышения эффективности и обеспечения этапности медицинской помощи для восстановительного лечения (долечивания), реабилитации и медицинского ухода;
7) обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей, в целях максимально повышения качества их жизни;
8) обеспечение системы здравоохранения квалифицированными и мотивированными кадрами, в том числе:
мониторинг состояния кадрового обеспечения здравоохранения и миграции кадров, оптимизация кадровой политики в соответствии с потребностями системы здравоохранения;
организация и развитие системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников, оптимизация системы непрерывного медицинского образования;
повышение уровня оплаты труда и совершенствование системы оказания мер социальной поддержки работникам здравоохранения;
совершенствование тарифной политики оплаты труда медицинских работников, зависимой от качества помощи;
9) гарантированное обеспечение населения области качественной медицинской помощью, в том числе:
создание единой стратегии по организации оказания медицинской помощи на всей территории Костромской области с учетом медицинского районирования территорий и нарастающей потребности в гериатрической помощи;
поэтапное внедрение системы управления качеством медицинской помощи на основе порядков и стандартов ее оказания, установление порядка лицензирования медицинских организаций, исходя из возможности соблюдения технологии оказания медицинской помощи;
проведение работ по улучшению состояния основных фондов, оснащение медицинских служб и учреждений согласно стандартам, обеспечение учреждений современным оборудованием, в том числе лучевой диагностики;
создание социальных гостиниц при медицинских учреждениях;
формирование многоуровневой сети медицинской помощи, с учетом этапности и интенсификации лечебного-диагностического процесса;
совершенствование целевых показателей работы учреждений здравоохранения, отражающих качество медицинской помощи;
совершенствование тарифной политики, основанной на учете не только вида и объема оказанной медицинской помощи, но и ее качества;
повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для медицинского применения, удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной с имеющимися ресурсами системы лекарственного обеспечения населения Российской Федерации;
включение частных медицинских организаций в систему обязательного медицинского страхования с оплатой по результатам труда;
модернизация системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи;
информатизация здравоохранения, в том числе формирование единой информационной системы отрасли, определение приоритетных видов государственных информационных ресурсов здравоохранения с учетом основных направлений развития здравоохранения, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий.
315. Ожидаемый результат реализации мероприятий по развитию здравоохранения Костромской области:
снижение общего коэффициента смертности до 15,2 на 1 000 населения в 2015 году и до 14,0 - в 2025 году;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 72,2 лет в 2015 году и до 75,9 лет - в 2025 году;
снижение показателя младенческой смертности до 7,6 случаев на 1 000 родившихся живыми в 2015 году и до 6,8 случаев на 1000 родившихся живыми - в 2025 году;
сокращение смертности населения от сердечнососудистых заболеваний в области на 24,5% в 2015 году, на 36% - в 2025 году.
Образование и молодежная политика
316. Сфера образования Костромской области представлена развитой сетью образовательных учреждений дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, включающей 675 учебных заведений.
317. Дошкольное, общее и дополнительное образование. По состоянию на 1 января 2013 года, общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется в 279 дошкольных образовательных учреждениях и 138 дошкольных группах при общеобразовательных учреждениях Костромской области. В связи с ростом рождаемости в области проводится работа по повышению доступности услуг дошкольного образования.
За период 2008 - 2012 годы в области создано 4,7 тыс. дополнительных мест для детей дошкольного возраста, в том числе в 2011 году - 870 мест. В результате показатель охвата детей услугами дошкольного образования увеличился с 67% в 2008 году до 77,9% - в 2012 году. Численность детей, ожидающих определения в дошкольные образовательные учреждения, в 2012 году составила 5,1 тыс. человек.
318. Особенностью развития сети общего образования Костромской области является то, что более 70% дневных общеобразовательных учреждений являются сельскими школами, в то же время в них обучается только 25% от общего числа учеников области. В 2012/2013 учебном году на территории области функционировало 337 дневных общеобразовательных учреждений (в том числе 2 негосударственных), с контингентом учащихся - 62,3 тыс. человек. В две смены учебный процесс организован в 52 учреждениях области (16,1%).
319. В регионе реализуется Комплекс мер по модернизации системы общего образования Костромской области в 2013 году и на период до 2020 года, утвержденный распоряжением администрации Костромской области от 15 февраля 2013 года N 28-ра, в результате чего в общеобразовательные учреждения поступило новое учебно-лабораторное оборудование, школьная мебель, обновлен парк компьютерной техники, библиотечный фонд школьных учебников, все учителя начальных классов прошли повышение квалификации для работы по новым федеральным образовательным стандартам. В школах проведены текущие и капитальные ремонты, приобретено современное оборудование для медицинских кабинетов и пищеблоков, новое спортивное оборудование и инвентарь.
320. В сфере образования сохраняется ряд проблем, основными из которых являются:
1) в системе дошкольного образования:
недостаточная обеспеченность детей местами в детских дошкольных учреждениях;
недостаточная обеспеченность учреждений квалифицированным педагогическим и обслуживающим персоналом ввиду крайне низкой заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений;
2) в системе общего образования:
проблема низкой наполняемости классов в образовательных учреждениях сельской местности;
несоответствие 7% школьных столовых современным требованиям, таким, как наличие современного технологического оборудования и квалифицированных сотрудников для работы на нём, отремонтированные помещения столовой, современное оформление зала для приема пищи, которое соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
наличие школьных медицинских кабинетов, не имеющих лицензии на ведение медицинской деятельности;
устаревшее оборудование спортивных залов и спортивных площадок (доля обучающихся, которые обеспечены возможностью пользоваться современно оборудованными спортзалами, составляет 52% от общей численности учащихся; доля обучающихся, имеющих возможность пользоваться современными спортивными площадками составляет 39%);
низкоскоростной доступ к образовательным ресурсам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (128 Кб/с) в 66% общеобразовательных организаций;
возрастной дисбаланс: высокой остается доля учителей пенсионного возраста (Костромская область - 19,3%, Российская Федерация - 18%); доля школьных учителей в возрасте до 30 лет составляет 9,1% (в Российской Федерации - 12%).
Общей для всей системы образования является проблема низкого уровня заработной платы работников образовательных учреждений.
321. Конечным результатом развития системы образования должен стать переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики.
322. Вклад системы образования в повышение качества жизни населения области должен быть достигнут за счет реализации стратегических действий по следующим основным направлениям:
1) обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования для всех жителей области, и в том числе:
создание дополнительных мест и ликвидация очередности в детских дошкольных организациях - достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
увеличение доли общеобразовательных организаций, предоставляющих услуги повышенного уровня, с углубленным изучением отдельных предметов с 5,7% в 2012 году до 9% в 2025 году;
реализация вариативных досуговых и дополнительных образовательных программ на всех уровнях системы образования, расширение возможностей дополнительного музыкального, спортивного, технического образования детей и подростков с системой их профессионального отбора: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей данного возраста до 75%; в 2025 году - до 78%;
создание ресурсов и программ для одаренных детей;
создание условий для повышения качества общего и дополнительного образования детей, внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных организаций и процессов (к 2025 году не менее 5 уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования);
2) реализация новых федеральных государственных образовательных стандартов - к 2025 году не менее 100% учащихся общеобразовательных школ будут обучаться по новым федеральным государственным образовательным стандартам;
3) внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения (до 100% образовательных учреждений);
4) предоставление в электронном виде гражданам и организациям значительной части государственных услуг в сфере образования;
5) распространение современных проектов энергосбережения в образовательных организациях, обеспечивающих экономию энергетических ресурсов;
6) усиление социальной направленности и повышение воспитательной функции системы образования, обеспечивающей во взаимодействии с семьей укрепление здоровья и социализацию всех воспитанников и обучающихся;
7) создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья: к 2015 году - увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных организаций до 30%;
8) внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений;
9) эффективная кадровая политика отрасли, привлечение в образовательные учреждения молодых педагогов;
10) повышение заработной платы различных категориям педагогических работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
323. Профессиональное образование. Кадровое обеспечение социально-экономического развития Костромской области. Система профессионального образования в Костромской области представлена 40 учреждениями (8 учреждений начального профессионального образования, 28 учреждений среднего профессионального образования, 4 учреждения высшего профессионального образования), а также 5 филиалами высших учебных заведений (в том числе 1 - реализующий программы среднего профессионального образования - Красносельское училище художественной обработки металлов) и 7 филиалами учреждений начального и среднего профессионального образования. В 2012 году в учреждениях профессионального образования обучалось 33,4 тыс. учащихся и студентов: в высших учебных заведениях - 19,2 тыс. человек по 126 основным профессиональным образовательным программам (в т.ч. 46 направлениям подготовки бакалавриата, 13 - магистратуры и 67 специальностям), в учреждениях среднего профессионального образования - 12,3 тыс. человек по 67 основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, в учреждениях начального профессионального образования - 1,8 тыс. человек по 65 программам начального профессионального образования.
324. Кроме того, все учреждения профессионального образования реализуют программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе на платной основе - по договорам с юридическими и физическими лицами, по направлениям центров занятости населения. Ежегодно по всем формам обучения проходят подготовку около 7 тыс. человек из числа различных категорий взрослого населения.
325. С 2008 года сеть областных государственных учреждений начального и среднего профессионального образования сократилась с 49 до 36 учреждений (на 27%). Оптимизация сети проводилась в условиях передачи с федерального на региональный уровень 3 учреждений начального профессионального образования (с 1 января 2010 года) и 8 учреждений среднего профессионального образования (с 1 января 2012 года). Передача образовательных учреждений осуществлялась без достаточных вложений в развитие их инфраструктуры, а также без учета потребностей регионального рынка труда в подготовке кадров.
326. Десять учреждений среднего профессионального образования являются многоуровневыми, многопрофильными, осуществляющими подготовку различных категорий населения. На базе организаций начального и среднего профессионального образования функционируют 9 ресурсных центров различной отраслевой направленности, создан многофункциональный центр прикладных квалификаций (ОГБОУ СПО "Костромской техникум торговли и питания").
327. В настоящее время в регионе начала меняться структура распределения бюджетных мест в учреждениях начального и среднего профессионального образования в пользу приоритетных для социально-экономического развития региона профессий и специальностей, проведена оптимизация объемов и профилей подготовки кадров. В 2012 году доля лиц, принятых на программы начального и среднего профессионального образования по востребованным профессиям и специальностям, составила 74%. Ежегодно по заказам работодателей открывается от 4 до 10 новых профессий и специальностей. Начиная с 2012 года формирование контрольных цифр приема по программам среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе. Формируется государственное задание учреждениям начального и среднего профессионального образования на подготовку рабочих кадров и специалистов.
328. Учреждения профессионального образования имеют около 700 договоров о сотрудничестве и совместной деятельности с предприятиями, в том числе 30% из них включают широкий спектр взаимодействия сторон (организация практики, целевой контрактной подготовки, стажировки мастеров производственного обучения, трудоустройство выпускников). В 2012/2013 учебном году на основе договоров целевой контрактной подготовки обучалось 2328 человек (9% от общего количества обучающихся).
329. Острые вопросы, связанные с демографической ситуацией, недостаточной информированностью выпускников школ, низким престижем рабочих профессий, привели к необходимости выделения роли системы профориентации и трудоустройства. При всех учреждениях профессионального образования созданы структурные подразделения (центры, службы) содействия трудоустройству выпускников. Доля занятых выпускников учреждений профессионального образования с учетом продолживших обучение, призванных в армию и т.д., составляет 99%. По состоянию на 31 декабря 2012 года на учете в центрах занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 26 выпускников 2012 года учреждений профессионального образования (0,4% от выпуска).
330. Учреждения начального и среднего профессионального образования перешли на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов, построенных на компетентностном подходе. Это обусловливает необходимость обновления системы оценки результатов освоения и качества реализации образовательных программ. При этом значимым фактором развития профессионального образования становится объективная, публичная, понятная система мониторинга и контроля качества образования, включающая, наряду с государственной, внешнюю независимую систему оценки качества образовательных учреждений, программ и результатов образования. В этой связи в Костромской области реализуются пилотные проекты по формированию региональной системы оценки качества начального и среднего профессионального образования (ОГБОУ СПО "Костромской колледж бытового сервиса") и региональной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ (ОГБОУ СПО "Костромской торгово-экономический колледж"). Планируется развитие региональной системы сертификации профессиональных квалификаций (реализуется 5 пилотных проектов по их созданию).
331. Указанные мероприятия заложили базу для обновления системы профессионального образования Костромской области в соответствии с новыми экономическими реалиями и перспективами. Однако продолжают оставаться нерешенными следующие проблемы:
1) недостаточно точный перспективный прогноз потребности отраслей экономики области в кадрах рабочих и специалистов и перечень востребованных профессий, на основе которых должны формироваться объем и структура приема в областные учреждения начального и среднего профессионального образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
2) отсутствие реального механизма согласования объема и структуры приема в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, что приводит к открытию в учреждениях высшего профессионального образования новых специальностей без учета заказа на их подготовку от региона;
3) неэффективная практика размещения государственного заказа в учреждения среднего профессионального образования по "рыночным" специальностям (экономисты, специалисты сферы торговли, услуг, гостиничного хозяйства и общепита, водители и т.п.), потребность в которых определяется интересами частных организаций;
4) подготовка специалистов под новые производства происходит на порядок медленнее, чем реализация инвестиционных проектов, в связи с чем практически каждый инвестпроект связан с проблемой подготовки кадров;
5) большинство работодателей не стремится к заключению долгосрочных соглашений на целевую подготовку кадров, ограничиваются сотрудничеством в организации практики обучающихся, участием в государственной (итоговой) аттестации;
6) необходимо создание условий для активного участия работодателей в формировании и оценке качества образовательных программ, организации общественно-профессиональной аккредитации учреждений профессионального образования и сертификации квалификаций выпускников на основе профессиональных стандартов. В настоящее время результаты оценки качества подготовки выпускников не становятся достоянием общественности. Попечительские и наблюдательные советы с участием работодателей в настоящее время не получили должного развития;
7) учебно-материальная база большинства учреждений профессионального образования отстает от требований современной экономики и не в полной мере соответствует новым федеральным государственным образовательным стандартам. Износ основных фондов составляет 64%, а коэффициент ежегодного обновления основных фондов - 0,14, что явно недостаточно для обеспечения реализации содержания образовательных программ и технологий образования;
8) недостаточно результативна система профориентационной работы, обеспечивающая взаимодействие педагогических работников школ и профессиональных учебных заведений, работодателей, родителей. Недостаточно эффективно организована система информирования населения о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях и специальностях;
9) достаточно низок уровень взаимодействия образовательных учреждений всех уровней профессионального образования в вопросах формирования системы непрерывной подготовки кадров. Профильные учреждения системы профессионального образования, обеспечивающие кадрами приоритетные секторы экономики области, не имеют преемственных связей по уровням образования, сопряженных программ профессиональной подготовки;
10) подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров для системы образования недостаточно сориентированы на задачи развития региональной системы профессионального и общего образования, реализацию федеральных государственных стандартов нового поколения;
11) отсутствие четкого перспективного планирования научных работ, выполняемых в интересах области, слабое участие высших учебных заведений в инновационном развитии региона.
332. В Костромской области разработаны механизмы формирования прогноза отраслей экономики и социальной сферы в кадрах рабочих и специалистов. Прогноз формируется на 5 лет и ежегодно корректируется. Вопросы обеспечения кадрами конкретных отраслей экономики и социальной сферы области обозначены в соответствующих разделах Стратегии.
В целом, проблемы профессионального образования указывают на то, что существующая организация ресурсов профессионального образования недостаточно эффективна и слабо ориентирована на социально-экономическое развитие отдельных муниципальных образований и региона в целом.
333. В рамках Стратегии предстоит обеспечить становление эффективной системы среднего и высшего профессионального образования, осуществляющей оперативную подготовку и переподготовку кадров под инвестиционные проекты и "проекты развития", ориентированной на заказы предприятий области с последующим гарантированным трудоустройством специалистов на резервируемые для них места, в том числе:
1) повышение соответствия региональной системы профессиональной подготовки кадров актуальным и перспективным потребностям рынка труда Костромской области, снижение дисбаланса кадровых потребностей:
внедрение системы прогнозирования потребностей в кадровом обеспечении социально-экономического развития региона, в том числе для формирования контрольных цифр приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования с учетом возможности образовательной сети, предложений объединений работодателей и стратегических ориентиров Костромской области;
при реализации приоритетных проектов Стратегии (приложение N 1), а также иных инвестиционных проектов, формирование для каждого проекта по согласованию с учебными заведениями и промышленными предприятиями конкретной программы подготовки высококвалифицированных специалистов и кадров рабочих профессий;
установление государственного задания на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования на основании реальной потребности отраслей экономики и социальной сферы области; уменьшение контрольных цифр приема или перевод на коммерческую основу обучения по некоторым "рыночным" специальностям (юристы, экономисты, специалисты в сфере торговли и бытового обслуживания); по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации введение обучения по новым образовательным программам высшего образования за счет упразднения невостребованных в регионе или дублирующихся;
развитие системы целевой подготовки кадров - внедрение системы долгосрочного контрактования в старших классах общеобразовательных организаций в рамках профессиональной ориентации школьников по востребованным специальностям (техническим, аграрным, строительным, медицинским, педагогическим и др.);
создание как минимум восьми современных образовательных кластеров, ориентированных на кадровое обеспечение ведущих отраслей экономики региона, обеспеченных материально-техническими, кадровыми, информационными и другими ресурсами;
обновление материально-технической и учебно-методической базы ресурсных центров профессионального образования и многофункциональных центров прикладных квалификаций; развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня и подчиненности, системы непрерывного профессионального образования;
2) повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда:
реализация и информационное обеспечение эффективных профориентационных мероприятий для молодежи в соответствии с долгосрочными тенденциями занятости и социально-экономического развития Костромской области;
развитие системы допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников, в том числе на основе сетевого взаимодействия с учреждениями профессионального образования;
реализация системы персонифицированного содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;
повышение доступности профессионального образования для различных категорий населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан пожилого возраста;
3) повышение качества профессионального образования при активном участии работодателей:
формирование регионального сегмента системы сертификации профессиональных квалификаций;
развитие новых механизмов оценки качества образования, в том числе формирование системы независимой оценки качества работы профессиональных образовательных организаций и системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;
обеспечение внедрения в образовательных организациях новых федеральных государственных образовательных стандартов, современных образовательных программ и технологий с участием работодателей;
4) внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования:
внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования;
увеличение объемов финансирования программ оптимизации высших учебных заведений из внебюджетных источников;
создание органов самоуправления, обеспечивающих демократический, государственно-общественный характер управления образованием, в 100% образовательных организаций;
внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений;
введение эффективного контракта с руководителями и работниками образовательных организаций;
5) повышение роли профессионального образования в инновационном развитии региона:
запуск перспективных проектов развития системы среднего профессионального образования, в том числе создание учебно-научно-производственных комплексов на основе договорных отношений учреждений высшего, среднего профессионального образования и предприятий;
организация деятельности инновационных центров, научно-производственно-образовательных структур, малых предприятий при высших учебных заведениях, а также формирование студенческих предприятий, студенческих технопарков под конкретные "проекты развития";
интеграция организаций высшего профессионального образования региона в межрегиональные межвузовские связи.
334. Реализация Стратегии позволит достигнуть в 2025 году следующих показателей:
1) увеличение доли контрольных цифр приема по востребованным специальностям (профессиям) в общей структуре приема в образовательные учреждения с 77% в 2012 году до 95% - в 2025 году;
2) повышение доли обучающихся профессиональных образовательных организаций, заключивших договоры целевого обучения, с 11,7% до 50%;
3) создание 5 многофункциональных центров прикладных квалификаций;
4) достижение 100% показателя участия образовательных организаций профессионального образования в реализации предпрофильной подготовки, профильного обучения, профессиональной подготовки школьников;
5) 100% охват обучающихся 8 - 11 классов общеобразовательных организаций профориентационными услугами в соответствии с профориентационными программами;
6) 100% трудоустройство выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения в течение одного года после окончания обучения, при этом повышение доли выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности (профессии), в общей их численности, с 46% до 52%;
7) создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья не менее чем в 25% профессиональных образовательных организаций;
8) создание региональной системы сертификации и профессиональной квалификации и доведение доли выпускников программ среднего профессионального образования и профессионального обучения, успешно прошедших сертификационные процедуры, в общей численности выпускников до 60%;
9) достижение 100% показателя участия профессиональных образовательных организаций в процедурах независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги;
10) создание в 100% профессиональных образовательных организаций органов государственно-общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов;
11) внедрение в 100% профессиональных образовательных организаций системы эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями;
12) повышение доли педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций, прошедших в течение трех последних лет стажировку или повышение квалификации в ведущих организациях (в т.ч. в ресурсных центрах), с 12% до 30%.
335. Молодежная политика. В Костромской области по состоянию на 1 января 2012 года молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляла 22,2% от общей численности населения.
Приоритетными направлениями молодежной политики в Костромской области являются поддержка и развитие молодежных инициатив, вовлечение молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь области, патриотическое воспитание молодежи, пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
336. С целью поддержки и развития молодежных инициатив и талантливой молодежи в Костромской области:
действует Молодежное правительство Костромской области, общественная молодежная палата при Костромской областной Думе, Совет молодых ученых, студентов и специалистов при губернаторе Костромской области, молодежные советы при органах местного самоуправления;
создан областной Штаб студенческих трудовых отрядов;
работает более 300 детских и молодежных общественных объединений, органы студенческого самоуправления учебных заведений.
337. В долгосрочной перспективе приоритетами государственной молодежной политики в Костромской области будут являться:
1) поддержка молодежной общественной инициативы, молодежных общественных движений, формирований, объединений в молодежной политике;
2) выявление, сопровождение и поддержка талантливой молодежи;
3) содействие занятости, трудоустройству и поддержка молодежного предпринимательства;
4) развитие инновационной, научной активности молодежи;
5) поддержка и развитие социальной активности молодых граждан;
6) государственная поддержка молодой семьи, в том числе решение жилищных проблем;
7) формирование здорового образа жизни, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде;
8) развитие толерантного сознания, профилактика ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости;
9) развитие информационного пространства государственной молодежной политики;
10) формирование гражданского и патриотического становления молодежи Костромской области;
11) поддержка добровольческих инициатив в среде молодежи;
12) интеграция и социализация молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
13) кадровое обеспечение государственной молодежной политики.
338. Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать повышение вклада молодых людей в развитие Костромской области и улучшение положения молодежи в обществе. В конечном итоге результат может быть выражен в:
увеличении доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) областного, межрегионального, всероссийского уровня, - не менее 30% к 2025 году;
увеличении доли молодежи, участвующей в деятельности детских и молодежных общественных объединений, органов местного самоуправления, - не менее 8% к 2025 году;
увеличении доли молодежи, вовлеченной в проекты и программы по трудоустройству и профессиональной ориентации, в общем количестве молодежи - не менее 10% к 2025 году.
Трудовые ресурсы и миграционная политика
339. В 2007 - 2011 годах в связи со снижением общей численности населения Костромской области наблюдалась тенденция сокращения численности экономически активного населения на 5%. В 2012 году численность экономически активного населения выросла по сравнению с 2011 годом (на 0,2%) и составила 352,5 тыс. человек.
Численность занятых в экономике в 2012 году составила 335,7 тыс. человек или 95,2% от экономически активного населения. Наибольшая часть населения занята в обрабатывающих производствах (17,3%), оптовой и розничной торговле (16,8%), а также в сельском и лесном хозяйстве (9,8%), образовании (8,9%), транспорте и связи (8,7%), государственном управлении (8,5%) и здравоохранении (6,6%).
Уровень занятости населения Костромской области в 2012 году составил 66,7% (в среднем по ЦФО - 67,8%). По данному показателю Костромская область занимает 8 место среди регионов ЦФО.
340. В 2011 - 2012 годах наблюдалось улучшение ситуации на рынке труда Костромской области. Численность безработных (рассчитанная по методологии Международной организации труда) составила 16,8 тыс. человек, что на 1,3 тыс. человек меньше, чем в 2011 году. Общий уровень безработицы в 2012 году составил 4,8% (в 2011 году - 5,1%).
Численность зарегистрированных безработных граждан в течение 2012 года сократилась на 25,8%, уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,3 процентных пункта и на 1 января 2013 года составил 0,82% от экономически активного населения.
341. Несмотря на общее улучшение ситуации, на рынке труда Костромской области сохраняется ряд проблем:
общее сокращение предложения рабочей силы, вызванное объективным снижением численности трудоспособного населения области;
региональное и профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, низкий уровень трудовой мобильности;
существенная доля неформальной занятости;
низкая конкурентоспособность ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, лиц освободившихся из мест лишения свободы и др.) и, как следствие, высокий уровень безработицы в данном сегменте;
более низкий уровень заработной платы в Костромской области по сравнению с близлежащими регионами, прежде всего г. Москвой, Московской и Ярославской областями, что приводит к оттоку квалифицированных специалистов и молодежи. В 2012 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в области (17,1 тыс. рублей) в 2,8 раза ниже, чем в г. Москве (47,9 тыс. рублей), в 1,9 раза ниже, чем в Московской области (32,3 тыс. рублей) и в 1,2 раза ниже, чем в Ярославской области (20,5 тыс. рублей).
342. В 2012 году миграционная убыль населения составила 751 человек или 11,4 человек на 10 тыс. жителей. Испытывая дефицит трудовых ресурсов для заполнения свободных мест по рабочим профессиям, организации Костромской области привлекают на работу иностранных граждан. Основным центром привлечения иностранных работников в регионе является областной центр - г. Кострома. При согласовании квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы основополагающим останется принцип обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство. Квота на привлечение и использование иностранных работников (4 848 человек на 2013 год) составляет 1,4% от экономически активного населения области и не оказывает существенного влияния на рынок труда.
343. В долгосрочной перспективе рынок труда будет развиваться в условиях сокращения совокупного предложения трудовых ресурсов в результате снижения численности населения в трудоспособном возрасте, вследствие чего усилится конкуренция за квалифицированных работников, повысятся требования данной части работников к рабочим местам, вырастет спрос на труд, и, следовательно, увеличится стоимость труда.
Ситуация на рынке труда окажет влияние на миграционную политику: сокращение оттока местных жителей, с одной стороны, и некоторое сокращение притока внешних мигрантов, с другой, потребует более тщательного отбора трудовых мигрантов по уровню образования и квалификации.
344. Стратегической задачей в сфере труда и занятости населения является создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала.
Достижение данной стратегической задачи будет осуществляться посредством реализации следующих мероприятий:
1) повышение сбалансированности рынка труда посредством:
создания новых рабочих мест, в том числе за счет реализации на территории Костромской области инвестиционных проектов;
повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы посредством создания эффективной системы непрерывного профессионального образования, совершенствования профориентационной работы с молодежью;
предоставления более широких возможностей для трудоустройства молодежи;
создания условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
повышения уровня занятости женщин, имеющих детей;
2) увеличение уровня занятости сельского населения путем:
создания на селе новых рабочих мест, в том числе за счет развития малых форм хозяйствования;
усиления государственной поддержки сельских безработных;
3) создание эффективной системы управления развитием и использованием трудового потенциала путем:
совершенствования системы анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
оптимизации привлечения иностранной рабочей силы;
совершенствования при участии работодателей системы мониторинга рынка труда, системы профессионального образования;
государственной поддержки подготовки кадров по приоритетным для рынка труда специальностям за счет повышения качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения;
разработки и реализации мероприятий по повышению престижа профессий сферы производства, в первую очередь рабочих профессий;
4) сохранение трудоспособности экономически активного населения и повышение у работающих степени удовлетворенности трудом посредством:
повышения заработной платы;
обеспечения социальной защищенности работающих;
перехода от существующей системы управления охраной труда, основанной на принципах реагирования на страховые случаи, к управлению профессиональными рисками;
активизации деятельности профессиональных союзов;
обеспечения материальной поддержки безработных граждан - участников мероприятий содействия занятости населения.
345. Эффективное регулирование миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения будет осуществляться посредством:
1) реализации мероприятий, направленных на повышение миграционной привлекательности Костромской области, в целях привлечения квалифицированных специалистов, соотечественников, проживающих за рубежом;
2) создания условий, стимулирующих приток трудовых ресурсов в регион;
3) содействия интеграции мигрантов, прибывших на постоянное место жительства, в культурную, социально-экономическую, демографическую среду региона на основе координации действий органов государственной власти, общественных организаций и иных объединений.
В результате реализации мер, направленных на развитие рынка труда и повышение эффективности использования трудового потенциала, к 2025 году ожидается:
сохранение показателя зарегистрированной безработицы на уровне не выше социально приемлемого (0,97% от экономически активного населения в среднем за год);
ликвидация миграционной убыли населения.
Социальная защита населения
346. Одним из ключевых направлений социальной политики Костромской области является повышение качества жизни социально незащищенных слоев населения.
В Костромской области, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост потребности населения в социальных услугах (бытовых, медицинских, психологических, правовых), а также услугах по социальной реабилитации и адаптации, предоставляемых гражданам с учетом социальных показаний и в соответствии с состоянием здоровья.
347. В 2012 году в сфере социальной защиты населения Костромской области функционировало 65 социозащитных учреждений с численностью работающих 5,8 тыс. человек.
Всего на реализацию мер социальной поддержки в 2012 году из средств областного бюджета было направлено 1,7 млрд. рублей.
348. Ключевыми проблемами, оказывающими влияние на развитие сферы социальной защиты населения, являются:
1) при предоставлении мер социальной поддержки:
невысокие размеры большинства социальных выплат;
необходимость согласования размеров социальных выплат с реальными возможностями их финансирования;
отсутствие в законодательстве норм, устанавливающих ответственность за несвоевременное предоставление сведений об увеличении доходов, что обуславливает прекращение социальных выплат;
2) в сфере социального обслуживания:
предоставление социальных услуг гражданам, проживающим в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, не в полном объеме;
неразвитость негосударственного сектора социального обслуживания населения и рынка социальных услуг;
недостаточный уровень развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
низкий уровень заработной платы работников системы социального обслуживания населения и недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами учреждений социального обслуживания.
349. Приоритетными направлениями развития сферы социальной защиты населения являются:
1) оптимизация сети учреждений социального обслуживания населения за счет расширения направлений деятельности и перераспределения коечных мощностей учреждений в зависимости от потребностей населения и возможности финансовой обеспеченности предоставляемых услуг;
2) оптимизация систем информирования о возможности получения социальных услуг нуждающимися гражданами, семьями с детьми и несовершеннолетними;
3) обеспечение правового взаимодействия учреждений социального обслуживания и органов местного самоуправления путем заключения соглашений и договоров о сотрудничестве;
4) внедрение в областных государственных учреждениях - комплексных центрах социального обслуживания населения области систем информационного сопровождения процесса предоставления социальных услуг "Срочное социальное обслуживание" и "Социальное обслуживание на дому":
до 2015 года - в 50% государственных учреждений социального обслуживания - центрах социального обслуживания населения;
до 2025 года - в 100% государственных учреждений социального обслуживания - центрах социального обслуживания населения;
5) внедрение в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения программного комплекса "Автоматизированная система управления: департамент - учреждение":
до 2015 года - в 50% государственных стационарных учреждений социального обслуживания - центрах социального обслуживания населения;
до 2025 года - в 100% государственных стационарных учреждений социального обслуживания - центрах социального обслуживания населения;
6) повышение качества и доступности государственных услуг;
7) повышение уровня удовлетворенности граждан - получателей государственных услуг (до 99,5% к 2025 году). Уже к 2020 году предполагается во всех городах и районах Костромской области предоставлять в режиме "одного окна" 100% государственных услуг в сфере социальной защиты населения;
8) осуществление перехода от сметного финансирования государственных учреждений социального обслуживания к финансированию по результатам предоставления социальных услуг;
9) расширение спектра дополнительных платных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на базе центров социального обслуживания населения;
10) формирование в системе социального обслуживания населения рыночных механизмов, позволяющих на основе государственного заказа привлекать к данному виду деятельности с наибольшей результативностью учреждения различных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
11) развитие стационарно-замещающих технологий с целью снижения нагрузки на стационарные учреждения социального обслуживания населения: создание приемных и гостевых семей для одиноких и лишенных семейной заботы пожилых людей и инвалидов;
12) переход к оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в зависимости от индивидуальной нуждаемости;
13) развитие сети домов - интернатов пансионатного типа малой вместимости (до 50 - 60 мест), которые позволят создать для граждан пожилого возраста и инвалидов условия, максимально приближенные к домашним. Открытие к 2025 году дополнительно к действующим не менее 2 подобных учреждений;
14) укрепление социальной защищенности работников учреждений социального обслуживания населения:
поэтапное повышение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики": доведение средней заработной платы врачей до 200% к 2018 году, среднего и младшего медицинского персонала, социальных работников - до 100% от средней заработной платы в регионе;
организация оздоровительного отдыха детей работников учреждений, внедрение системы пропаганды здорового образа жизни среди работников учреждений к 2014 году;
обеспечение за счет средств областного бюджета специальной одеждой, обувью, инвентарем, укомплектованными сумками социальных работников на 100% к 2015 году;
введение института страхования социальных работников к 2017 году;
обеспечение работников учреждений льготным санаторно-курортным лечением не реже одного раза в три года к 2025 году;
15) укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в соответствии с требованиями к качеству оказания социальных услуг, в том числе капитальный ремонт, реконструкция зданий и оснащение их современным технологическим оборудованием.
350. Реализация Стратегии позволит:
1) обеспечить модернизацию и развитие системы социального обслуживания семьи и детей в соответствии с международными стандартами: создать комфортные условия проживания и обслуживания, организовать службы по работе с семьей и детьми в большинстве крупных населенных пунктов, создать новые виды учреждений, отвечающие требованиям времени;
2) добиться снижения более чем в 2 раза числа семей с детьми и детей, находящихся в социально опасном положении в области;
3) обеспечить не менее 95 - 98% всех граждан, нуждающихся в оказании социальной помощи, необходимыми услугами своевременно и в полном объеме;
4) ликвидировать очередность на стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;
5) в системе социального обслуживания населения Костромской области внедрить рыночные механизмы, позволяющие обеспечить более эффективное расходование бюджетных средств, выделяемых на организацию социального обслуживания населения;
6) обеспечить удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах, ликвидировать очередность в дома-интернаты и приблизить условия проживания в них к пансионатным.
Культура
351. В Костромской области сформировано уникальное культурное наследие, являющееся неотъемлемой частью общероссийского национального достояния. Широко известны костромская школа иконописи и фресковой живописи, архитектурные памятники, народные промыслы и ремесла (красносельская скань, петровская игрушка, кистевая роспись, ткачество, изделия из льна и дерева). В музейных и библиотечных фондах области хранятся шедевры изобразительного и ювелирного искусства, книжные памятники, уникальные документы истории. Костромская земля связана с именами прославленных деятелей истории и культуры России.
Развитие сотрудничества областных и муниципальных учреждений, творческих коллективов, работников культуры, общественных организаций осуществляется посредством ведения совместных культурных проектов, обмена базами данных, системы областных конкурсов и премий. В сферу культуры активно вовлекаются субъекты предпринимательства, развивается государственно-частное партнерство.
352. Одно из главных достояний области - это творческие люди и коллективы, историки-краеведы, мастера-энтузиасты, творческие и интеллектуальные сообщества, поскольку именно они и являются "золотым фондом" региона.
353. Законом Костромской области от 29 декабря 2011 года N 182-5-ЗКО "О региональной политике в области культуры" предусмотрено отнесение к объектам культурного достояния Костромской области культурных ценностей, а также организаций культуры, представляющих собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, искусства.
354. На основе богатейшего историко-культурного наследия, системной поддержки государственными структурами и обществом культурных инициатив в регионе реализуются долгосрочные международные, всероссийские, областные проекты в сфере культуры и художественного образования (в том числе фестивали и конкурсы "Наши древние столицы", "Дни Островского в Костроме", "Жаровские певческие ассамблеи", "Костромская Снегурочка", "Волжские встречи", "Юные дарования России", "Успех", "Вифлеемская звезда", "Кострома - зимняя сказка", "России верные сыны", фестиваль и конкурс молодых дирижёров симфонических оркестров, посвященные памяти И.А. Мусина, проекты "Музейное подворье", "Мастера искусств - малой родине", "Маршруты летнего чтения", культурный проект памяти И.Д. Сытина и другие).
Таким образом, Костромская область в настоящее время и в долгосрочной перспективе позиционируется как регион с развитой культурной средой.
355. При этом ключевыми проблемами отрасли культуры в Костромской области являются:
1) неравномерное развитие социально-культурной инфраструктуры областного центра, районных центров и сельских населенных пунктов; слабая материально-техническая база учреждений культуры, ее несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения. Оснащенность сельских учреждений культуры не соответствует требованиям нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно досуговых учреждений), утвержденных Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20 февраля 2008 года N 32.
Затруднен доступ населения Костромской области, проживающего в муниципальных районах и сельских поселениях, к профессиональному искусству, поскольку в муниципальных образованиях области работают преимущественно любительские (самодеятельные) коллективы.
Доступ граждан к более чем полумиллионному фонду музейных предметов, имеющемуся в области, ограничен нехваткой экспозиционных площадей, оснащенных в соответствии с требованиями безопасности и сохранности музейных фондов.
В учреждениях среднего профессионального образования культуры требуют замены около 60% музыкальных инструментов. Нуждается в обновлении и пополнении фонд костюмов и реквизита хореографических и театральных отделений образовательных учреждений. Недостаточное оснащение образовательных учреждений культуры компьютерами делает невозможным применение новых методик обучения и реализации специальных образовательных программ.
В целях изменения сложившейся ситуации реализуется областная целевая программа "Развитие системы образования в сфере культуры и искусства Костромской области на 2013 - 2017 годы", утвержденная постановлением администрации Костромской области от 28 августа 2012 года N 330-а.
В условиях развития информационного общества сохранение конкурентоспособности учреждений культуры в большой степени зависит от уровня информатизации данной сферы. При этом следует отметить позитивное изменение в 2012 году состояния компьютеризации государственных и муниципальных библиотек и обеспечения их доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Компьютерное оборудование и доступ в Интернет имеют 100% общего числа общедоступных библиотек.
Требуется направленная модернизация оборудования, приобретение и установка лицензионного программного обеспечения, наполнение имеющихся баз данных и формирование новых в соответствии с интересами населения, приоритетами развития области, требованиями к учету музейных и библиотечных фондов, а также внедрение информационных услуг и информационно-коммуникационных технологий, рост информационных продуктов культуры;
2) обеспеченность кадрами и их квалификация (профессионализация). В сфере культуры Костромской области работают свыше 5 тыс. человек. Профессиональный стаж свыше 20 лет имеется у 33% из них, от 10 до 20 лет - 20%, что свидетельствует о старении кадрового состава отрасли. Следовательно, отрасли требуется привлечение молодых специалистов, постоянная поддержка кадровых ресурсов через систему профессиональных конкурсов, внедрение инноваций, мероприятий, направленных на развитие системы среднего специального образования и повышения квалификации. Однако, низкий уровень заработной платы препятствует привлечению молодых специалистов.
В целях улучшения ситуации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части поэтапного повышения оплаты труда, планируется доведение размера средней заработной платы работников учреждений культуры до размера средней зарплаты по региону к 2018 году.
356. Решение указанных проблем, позиционирование Костромской области как одного из развитых культурных регионов ЦФО и России будет осуществляться по следующим направлениям:
1) брендирование основных культурных достояний области и их продвижение на областном, федеральном и международном уровнях;
2) развитие форм и методов проектной деятельности, событийного маркетинга, в том числе инициирование и реализация культурных проектов и мероприятий международного, всероссийского, макрорегионального масштаба на основе культурных брендов Костромской области;
3) модернизация материально-технической базы, развитие инфраструктуры учреждений культуры, совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность культуры;
4) обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры как результат повышения качества и количества оказываемых ими услуг;
5) совершенствование программно-целевого метода управления сферой культуры региона (в том числе разработка и реализация комплексной государственной программы развития культуры Костромской области), реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением администрации Костромской области от 6 февраля 2013 года N 15-ра;
6) концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры, последовательное формирование и осуществление государственных заданий учреждениям культуры, предусматривающих долгосрочный эффект;
7) адресная поддержка инновационных проектов субъектов культуры по итогам конкурсного отбора, отнесения культурных ценностей, организаций и творческих коллективов к объектам культурного достояния Костромской области;
8) взаимоиспользование ресурсной базы областных и муниципальных учреждений социальной сферы, системная организация межведомственного взаимодействия (создание и осуществление совместных проектов и программ в сфере образования, молодежной политики, туризма и рекреации, социального развития села и др.);
9) развитие государственно-частного партнерства;
10) активное вовлечение в культурную деятельность местных сообществ (в том числе органов территориального общественного самоуправления), общественных и религиозных организаций, казачества, землячеств, граждан, создание общественного совета по оценке эффективности деятельности учреждений культуры и художественного образования, проведение общественного обсуждения инновационных проектов в сфере культуры.
357. В результате проводимых мероприятий будут достигнуты:
1) повышение качества жизни граждан путем предоставления им возможности саморазвития через регулярные занятия творчеством по свободно выбранному ими направлению, воспитание (формирование) подрастающего поколения в духе культурных традиций страны, создание условий для развития творческих способностей и социализации детей и молодежи, получения ими качественного дополнительного и среднего специального образования в сфере культуры, самореализации и духовного обогащения творчески активной части населения, полноценного межнационального культурного обмена;
2) обеспечение целостного и разнообразного культурного пространства Костромской области;
3) расширение доступа населения к профессиональному искусству и народному творчеству, музейным и библиотечным фондам;
4) формирование инвестиционной и туристской привлекательности Костромской области как территории с насыщенной культурной средой;
5) повышение качества культурных услуг, привлечение внебюджетных средств к развитию культуры области;
6) сохранность и безопасность музейных и библиотечных фондов как части национального достояния;
7) сохранение и развитие традиционных для Костромской области народных художественных промыслов как перспективной отрасли экономики и неотъемлемой части народной культуры региона, создание устойчивых форм и механизмов государственной поддержки мастеров народных промыслов;
8) совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры;
9) совершенствование кадрового обеспечения культуры;
10) модернизация материальной базы, повышение комфортности учреждений культуры для посетителей.
358. Историко-культурное наследие. На территории Костромской области расположено 3 577 объектов культурного наследия, из них 389 - объекты федерального значения. В сфере сохранения объектов культурного наследия существуют проблемы, требующие особого внимания по стороны органов государственной власти:
1) в настоящее время на территории Костромской области 31,8% памятников истории и культуры нуждаются в проведении безотлагательных ремонтно-реставрационных работ;
2) имеет место недостаточное финансирование мероприятий по сохранению памятников из бюджетов всех уровней;
3) неэффективно используются объекты культурного наследия (за исключением памятников, вовлеченных в хозяйственный оборот и сдаваемых в аренду);
4) имеются в наличии бесхозяйные объекты культурного наследия, находящиеся на территории оставленных жителями населённых пунктов или в труднодоступной местности;
5) имеется дефицит квалифицированных кадров в области сохранения культурного наследия (специалистов - историков, искусствоведов, архивистов, специалистов по проектированию и производству ремонтно-реставрационных работ и т.д.).
359. Реализация государственной политики в области сохранения культурного наследия будет осуществляется по следующим направлениям:
1) выявление ранее неизвестных объектов культурного наследия;
2) учет объектов культурного наследия;
3) государственная охрана объектов культурного наследия;
4) эффективное использование и сохранение объектов культурного наследия;
5) консолидация средств бюджетов всех уровней и доходов, получаемых от передачи в аренду памятников истории и культуры, в целях сохранения объектов культурного наследия, находящихся под угрозой разрушения или повреждения;
6) развитие государственно-частного партнерства;
7) вовлечение в дело сохранения объектов культурного наследия общественных и религиозных организаций, частных инвесторов;
8) включение мероприятий по сохранению памятников истории и культуры в планы развития муниципальных образований в качестве мероприятий, требующих приоритетного финансирования;
9) приватизация части памятников и занимаемых ими земельных участков;
10) разработка программы экономического стимулирования мероприятий по сохранению историко-культурного наследия Костромской области;
11) обеспечение бюджетного финансирования работ по сохранению памятников, находящихся в государственной собственности;
12) приспособление памятников, относящихся к жилому фонду и находящихся в неудовлетворительном состоянии, для современного использования;
13) разработка алгоритма поддержания частных инициатив, спонсорства физических и юридических лиц в сфере культурного наследия;
14) поддержка реставрационных организаций, в том числе научных исследований в области разработки современных реставрационных технологий, мероприятий, направленных на повышение престижа профессии реставратора (гранты, выставки, мастер-классы для учащейся молодежи);
15) подготовка специалистов в области сохранения и реставрации памятников в системе среднего и высшего образования.
360. Результаты реализации мероприятий:
1) обеспечение сохранности объектов культурного наследия Костромской области, увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия до 60%;
2) будет отреставрировано объектов культурного наследия:
за счет средств федерального бюджета - 9 (0,35% от общего количества объектов культурного наследия);
за счет средств областного бюджета - 26 (1,03% от общего количества объектов культурного наследия);
за счет средств частных инвестиций - 17 (0,67% от общего количества объектов культурного наследия);
3) обеспечение высококвалифицированными кадрами отрасли культурного наследия.
361. Физическая культура и спорт. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на повышение качества жизни населения и рост заинтересованности населения Костромской области в регулярных занятиях физической культурой и спортом, пропаганду спорта как основы здорового образа жизни. В последние годы численность лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, имеет тенденцию роста за счет проведения большего количества спортивно-массовых мероприятий с привлечением максимального числа участников.
362. В 2012 году в Костромской области было организовано и проведено 110 областных соревнований, 73 всероссийских спортивных мероприятия, в том числе: Всероссийский юношеский турнир по армейскому рукопашному бою "Кубок "Золотое кольцо России", XXX открытая Всероссийская массовая лыжная гонка "Лыжня России - 2012", зимние и летние спортивные игры Костромской области, Параспартакиада по летним и зимним видам спорта, Областной День здоровья и спорта и т.д.
363. Костромские спортсмены приняли участие в 134 межрегиональных, всероссийских, международных спортивных мероприятиях, заняв 153 призовых места.
Две костромские спортсменки приняли участие в играх XXX Олимпиады 2012 года в г. Лондоне (Великобритания) и заняли следующие места:
2 место - Торлопова Надежда Викторовна, заслуженный мастер спорта России по боксу;
6 место - Колчанова Людмила Сергеевна, заслуженный мастер спорта России по легкой атлетике.
364. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2012 году составила 21,7% от общей численности населения (в 2011 году - 17,9%). Доля инвалидов, занимающихся в учреждениях физкультуры и спорта, составила 4% в общей численности данной категории граждан (в 2011 году - 2,5%).
365. Несмотря на некоторое улучшение ситуации, в сфере физической культуры и спорта Костромской области сохраняются следующие проблемы:
1) недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
2) низкая обеспеченность населения спортивными сооружениями не удовлетворяет его потребности в занятиях физической культурой и спортом, что негативно сказывается на развитии массового спорта и спорта высших достижений;
3) несоответствие многих спортивных сооружений нормативным документам, необходимость проведения работ по реконструкции;
4) недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами в сфере физической культуры и спорта, специалистами по спорту, работающими с населением по месту жительства.
366. Развитие сферы физической культуры и спорта на территории Костромской области будет осуществляться по следующим направлениям:
1) пропаганда здорового образа жизни, повышение интереса населения к занятию физической культурой и спортом, в том числе с привлечением средств массовой информации;
2) проведение спортивно-массовых мероприятий на территории области с максимальным охватом всех категорий населения;
3) проведение всероссийских спортивных мероприятий на территории Костромской области с привлечением средств федерального бюджета;
4) развитие спортивной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы в целях повышения доступности занятий физической культурой и спортом (строительство бассейна в г. Костроме многофункционального спортивного комплекса в г. Буе, футбольного поля с искусственным покрытием в п. Красное-на-Волге, 12 многофункциональных спортивных площадок на территориях муниципальных образований);
5) привлечение частных инвесторов для строительства спортивных объектов на территории области;
6) развитие спорта высших достижений, включая подготовку спортивного резерва;
7) организация и проведение курсов повышения квалификации тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов на базах учебных учреждений Костромской области, а также стажировка ведущих тренеров-преподавателей в сборных командах России;
8) создание ставок тренеров-преподавателей и инструкторов по спорту в государственных и муниципальных учреждениях спортивной направленности, осуществляющих работу по месту жительства;
9) создание отделения адаптивной физической культуры и спорта в областном государственном образовательном бюджетном учреждении дополнительного образования детей "Костромская областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва имени олимпийского чемпиона Александра Вячеславовича Голубева";
10) совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
367. Основными ожидаемыми результатами в сфере физической культуры и спорта станет улучшение значений системы целевых показателей сферы физической культуры и спорта:
увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения до 90% в 2025 году;
увеличение доли граждан Костромской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения до 30% в 2015 году и до 50% - в 2025 году;
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения до 10% в 2015 году и до 25% - в 2025 году;
повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности до 30% в 2015 году и до 50% - в 2025 году;
увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта до 1500 человек в 2015 году и до 2050 человек в 2025 году;
подготовка костромичей - членов сборных команд России и их успешное выступление на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи, в Играх XXXI Олимпиады и XV Паралимпийских летних играх 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), XXIII Олимпийских зимних играх 2018 года в г. Пхенчхан (Республика Корея).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.