Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Слабые стороны развития региона
56. К слабым сторонам развития Костромской области могут быть отнесены следующие:
1) низкий уровень результативности социально-экономической системы региона.
Костромская область относится к промышленно-аграрным регионам, в общем случае характеризуемым как территории с незначительным потенциалом развития. Как упоминалось ранее, доля Костромской области в общероссийском потенциале в 2010 году составляла 0,25%. По этому показателю область занимала последнее место среди регионов ЦФО и 69 место в целом по Российской Федерации.
По ключевому показателю развития - ВРП в расчете на душу населения - Костромская область в 2011 году заметно уступала регионам -лидерам (в центральной России это Москва и Московская область, Белгородская, Липецкая области и другие);
2) недостаточный уровень инвестиций в основной капитал.
По итогам 2012 года объем инвестиций на душу населения в Костромской области составил 32 тыс. рублей. По этому показателю регион находится на предпоследнем месте в ЦФО. Объем инвестиций в основной капитал составил 21 147,6 млн. рублей, увеличившись в сопоставимом измерении по сравнению с 2011 годом на 13,7%. При этом степень изношенности основных фондов в экономике региона составила около 42%.
На довольно низком уровне остается уровень иностранных инвестиций - всего 55,6 млн. долларов США по итогам 2012 года. В расчете на душу населения региона - это порядка 84,2 долларов США;
3) недостаточное развитие перерабатывающей промышленности и растущая продовольственная зависимость от поставок из других регионов, стран.
Важнейшая роль в формировании продовольственной безопасности региона и обеспечении населения области продуктами питания принадлежит предприятиям по производству пищевых продуктов. Всего в Костромской области действует 55 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, на которых занято около 4 тысяч человек. По данному виду экономической деятельности в 2012 году отгружено продукции на 7,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 3,6% выше уровня 2011 года.
Так, в сфере производства хлебобулочных изделий занято 18 предприятий региона. По итогам 2012 года общий объем производства сократился на 3% к уровню 2011 года. Производители Костромской области потенциально могут обеспечить 62% потребляемого объема хлебобулочных изделий. Из потребляемого объема молока, производители Костромской области потенциально могут обеспечить 85,8%, однако фактически, учитывая вывоз продукции в другие регионы, их доля составляет чуть больше 40%;
4) низкая производительность труда.
Главной причиной невысокого уровня экономического развития Костромской области является низкая производительность труда. Выработка продукции обрабатывающей промышленности на одного работника в регионе немногим превышает 1 млн. рублей в год, в то время как по России в целом - 1,7 млн. рублей, а в ЦФО - 3 млн. рублей.
Уровень общественной производительности труда в целом по области находится на сравнительно низком уровне. В 2010 году ВРП Костромской области составил 92,2 млрд. рублей при численности занятых в экономике 345,5 тыс. человек. Таким образом, выработка ВРП на одного занятого составила 267 тыс. рублей. В целом по России этот показатель в 1,8 раза выше - 475 тыс. рублей, а по ЦФО в 2,3 раза выше - 615 тыс. рублей.
Кроме того, усугубляет ситуацию сложное финансовое состояние хозяйствующих субъектов. В 2012 году в процедуре банкротства находилось около 100 предприятий различных сфер деятельности с общей суммой кредиторской задолженности около двух миллиардов рублей;
5) депопуляция, сопровождающаяся миграционной убылью и снижением доли населения в трудоспособном возрасте.
Устойчивая депопуляция отмечается во всех муниципальных образованиях и является основным фактором сокращения численности населения области.
С 2005 по 2012 год численность постоянного населения области снизилась на 5,8% (40,9 тыс. человек), с 699,8 до 658,9 тыс. человек. Снижение численности происходит преимущественно за счет населения, проживающего в сельской местности. Депопуляция ведет к сокращению численности экономически активного населения, ухудшению половозрастной структуры и воспроизводства рабочей силы.
Доля молодежи в структуре населения уменьшается, а доля населения старше трудоспособного возраста увеличивается. По состоянию на 1 января 2012 года доля пенсионеров в структуре населения превысила 30%.
Как следствие, увеличивается демографическая нагрузка на лиц трудоспособного возраста. Коэффициент демографической нагрузки (количество детей в возрасте 0 - 15 лет и лиц старше трудоспособного возраста на 1 000 человек трудоспособного возраста) в 2005 - 2011 годах вырос на 12,9% с 617,5 до 696,9. В среднем по Российской Федерации этот показатель в 2011 году составил 643,3;
6) низкий уровень доходов населения.
По размеру среднедушевых денежных доходов населения Костромская область в 2012 году заняла последнее место среди регионов ЦФО. Денежные доходы на душу населения в регионе сложились на уровне 15,9 тыс. рублей, что в 1,4 раза ниже, чем в Российской Федерации, и в 1,9 раза ниже, чем в ЦФО (22,9 и 29,6 тыс. рублей соответственно).
В структуре среднедушевых денежных доходов наибольшая доля приходится на заработную плату и социальные выплаты (пенсии, пособия). При этом доля доходов от предпринимательской деятельности незначительна в сравнении с другими субъектами ЦФО.
В стратегическом плане низкий уровень доходов обуславливает ограниченность платежеспособного спроса домохозяйств на товары и услуги широкой номенклатуры, использования сбережений как инвестиционного ресурса;
7) резкая дифференциация жизни в городах и сельской местности, образование вымирающих деревень и неперспективных районов, появление моногородов, вынужденных менять направление развития своей экономики.
В Костромской области насчитывается 3 507 населенных пунктов, практически в каждом третьем из них проживает до 10 человек, почти тысяча населенных пунктов оставлены жителями.
О наличии такой дифференциации также можно судить по уровню естественной и миграционной убыли населения, достигающему максимальных значений именно в сельской местности - в Антроповском, Вохомском, Кологривском, Мантуровском и других районах области.
Заметны различия и в экономической сфере. В городских округах области сосредоточено около 70% организаций и 65% индивидуальных предпринимателей, дающих более 80% сальдированной прибыли;
8) дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы.
Сложившаяся к текущему моменту ситуация характеризуется:
непривлекательностью значительной части рабочих мест для основной массы экономически активного населения (главным образом, из-за низкой оплаты и неблагоприятных условий труда);
нехваткой абитуриентов учреждений начального и среднего профессионального образования, которые смогли бы через несколько лет пополнить ряды квалифицированных рабочих;
9) инфраструктурные ограничения.
Определенные ограничения на социально-экономическое развитие региона накладываются текущим состоянием транспортной инфраструктуры, характеризующейся ограниченным периодом речной навигации, неразвитостью железнодорожного сообщения внутри региона, отсутствием достаточно крупных речных портовых сооружений и аэропортов.
В области имеет место систематическое недофинансирование расходов по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и мостов. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения к концу 2012 года достигла 86%.
На достаточно невысоком уровне остается уровень обеспеченности области природным газом. В 2012 году уровень газификации жилья составил 54%, а с учетом сжиженного газа - 87%. Вместе с тем, инфраструктурные ограничения характеризуются и высокой стоимостью, сложностью подключения к сетям и коммуникациям.
Также к инфраструктурным ограничениям отнесено отсутствие земельных участков с подведенными инженерными коммуникациями, а также износ существующей инженерной инфраструктуры, что оказывает непосредственное влияние как на возможность реализации новых инвестиционных проектов, так и на стабильное обеспечение тепловой и электроэнергией организаций и населения, что в совокупности с ограничениями в транспортной инфраструктуре становится существенным препятствием для развития региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.