Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Культура и искусство
10. Костромская область располагает огромным культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития, в настоящее время и в долгосрочной перспективе позиционируется как регион с развитой культурной средой.
11. Сеть учреждений отрасли "Культура" региона различных видов и форм собственности охватывает все направления деятельности в сфере культуры, искусства, художественного образования, обеспечивает конституционные права граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к информации, в т.ч. включает свыше 800 государственных и муниципальных учреждений и их филиалов. Также в Костромской области работают АНО "Национальный балет "Кострома", негосударственная некоммерческая организация "Диалог Данс", федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково", Костромской государственный цирк, Костромской филиал ФГБУК "Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря", общественные организации (в т.ч. региональные отделения творческих союзов писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, национально-культурные автономии), частные кинотеатры, парки, музеи.
12. Конкурентными преимуществами Костромской области в сфере культуры, дающими основания для успешного и устойчивого развития отрасли в современных условиях, являются:
1) развитая сеть учреждений культуры, в целом соответствующая социальным нормативам и нормам;
2) разнообразие культурных и туристских брендов, исторических достопримечательностей, мест, связанных с выдающимися историческими событиями и людьми, местных промыслов и ремесел, уникальность музейных коллекций и традиционной народной культуры, самобытность сельских поселений, сохранение и использование культурно-исторического наследия Костромы и малых городов области;
3) высокоразвитое профессиональное искусство;
4) системная реализация долгосрочных культурных событийных проектов международного, всероссийского, межрегионального уровня;
5) наличие многочисленных коллективов любительского творчества, имеющих звания "народный", "образцовый";
6) развитая система художественного образования;
7) наличие устойчивых партнерских взаимоотношений между областными, муниципальными, федеральными, частными учреждениями сферы культуры, работающими в Костромской области;
8) высокий уровень межнационального, межконфессионального и межкультурного согласия (толерантности).
13. Востребованность культурных благ и услуг в регионе подтверждают статистические данные:
ежегодное количество посещений учреждений культуры превышает 7,9 млн. посещений;
каждый 3-й житель области является читателем общедоступной библиотеки;
каждый 13-й житель области является участником клубного формирования при культурно-досуговых учреждениях;
ежедневно музеи области посещают свыше 1,3 тыс. человек, обеспечен бесплатный доступ в областные и муниципальные музеи посетителям в возрасте до 16 лет;
в результате реализации мер по формированию доступной среды ежегодно растет количество посещений инвалидами учреждений культуры и культурных мероприятий (свыше 190 тыс. посещений в год при численности инвалидов 70 тыс. человек).
14. На основе богатейшего культурного наследия, системной поддержки государственными структурами и обществом культурных инициатив в Костромской области реализуются долгосрочные международные, всероссийские, областные проекты в сфере культуры и художественного образования (в том числе фестивали и конкурсы "Наши древние столицы", "Дни Островского в Костроме", "Жаровские певческие ассамблеи", "Щедрое яблоко", "Волжские встречи", "Юные дарования России", "Успех", "Вифлеемская звезда", "Кострома - зимняя сказка", "Костромская губернская ярмарка", "России верные сыны", "Музыка - дорога в жизнь", фестиваль и конкурс молодых дирижеров симфонических оркестров, посвященные памяти И.А.Мусина, проекты "Мастера искусств - малой родине", "Маршруты летнего чтения", ежегодные акции "Ночь музеев", "Ночь искусств", "Ночь кино", "Библионочь" и другие).
15. Развитие сотрудничества областных и муниципальных учреждений, творческих коллективов, работников культуры, творческой и научной интеллигенции, общественных организаций осуществляется посредством реализации совместных культурных проектов, информационной деятельности, системы областных конкурсов и премий, повышения квалификации и обучения кадров. В сферу культуры активно вовлекаются субъекты предпринимательства. Важными субъектами культурной политики являются социально ориентированные некоммерческие организации, в т.ч. творческие союзы, успешно взаимодействующие с органами государственной власти и учреждениями культуры, объединяющие высококвалифицированных представителей профессионального и экспертного сообществ. Возрастает участие волонтеров в культурной деятельности.
16. Вместе с тем очевидно наличие факторов, сдерживающих развитие сферы культуры в базовом периоде и негативно влияющих на достижение социально значимых результатов в долгосрочной перспективе, в т.ч.:
отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;
значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения и повреждения;
региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры и туризма, неравномерное развитие социально-культурной инфраструктуры областного центра, районных центров и сельских населенных пунктов;
социально-демографические проблемы (в т.ч. снижение численности населения области);
несоответствие материально-технической базы большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований, современным требованиям;
"старение" кадров, слабый приток молодежи в сферу культуры;
недостаточный объем финансовой поддержки деятельности в сфере культуры.
17. За десятилетний период реализован ряд существенных мер по модернизации государственных учреждений культуры, укреплению их материально-технической базы, расширению занимаемых площадей. При этом неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований Костромской области, в особенности в сельской местности.
18. Подавляющее большинство зданий государственных и муниципальных музеев, в том числе имеющих статус памятников истории и культуры, требуют проведения ремонтных либо реставрационных работ.
19. Статья 3 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" включает художественные промыслы и ремесла в понятие "культурные ценности". В связи с этим, отрасль "Культура" (наряду с такими отраслями, как образование, туризм, промышленное производство и малое предпринимательство) является одной из важнейших сфер, в которых осуществляется государственная поддержка народных художественных промыслов и ремесел. При этом базой для данной работы являются специализированные учреждения: дома ремесел, центры народной культуры и народного творчества, культурно-досуговые учреждения, при которых работают любительские объединения, музеи, образовательные учреждения отрасли "Культура". Эти учреждения не располагают достаточной материально-технической базой и средствами на проведение необходимых мероприятий по поддержке промыслов и ремесел.
20. Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности региональной культуры на отечественном и мировом рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в отрасли "Культура".
21. Требуется направленная модернизация оборудования, приобретение и установка лицензионного программного обеспечения, наполнение имеющихся баз данных и формирование новых в соответствии с интересами населения, приоритетами развития Костромской области, требованиями к учету музейных и библиотечных фондов, а также внедрение информационных услуг и информационно-коммуникационных технологий, рост информационных продуктов культуры.
22. В отрасли "Культура" Костромской области занято 4,5 тыс. человек. Профессиональный стаж свыше 20 лет имеется у 40 процентов из них, от 10 до 20 лет - 20 процентов, что свидетельствует о старении кадрового состава отрасли. Требуется привлечение молодых специалистов, постоянная поддержка кадровых ресурсов через систему профессиональных конкурсов, внедрение инноваций, мероприятий, направленных на развитие системы среднего профессионального образования и повышения квалификации, повышение заработной платы работников, использование системы "эффективного контракта".
23. В целях улучшения ситуации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части поэтапного повышения оплаты труда в регионе принимаются системные меры по доведению размера средней заработной платы работников учреждений культуры до размера средней зарплаты по региону в 2018 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.