Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния в сфере управления общественными финансами Костромской области
10. Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Костромской области.
11. Динамика основных параметров консолидированного и областного бюджета за 2012 - 2013 годы приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
Динамика
основных параметров консолидированного и областного бюджета за 2012 - 2013 годы
Наименование показателя |
Исполнение за 2012 год |
Исполнение за 2013 год |
2013 год к 2012 году, проценты |
|||
консолидированный бюджет |
областной бюджет |
консолидированный бюджет |
областной бюджет |
консолидированный бюджет |
областной бюджет |
|
Доходы - всего, млн. рублей |
24 778,5 |
19 911,6 |
25 605,1 |
19 797,6 |
103,3 |
99,4 |
налоговые и неналоговые доходы, млн. рублей |
16 572,4 |
11 711,6 |
18 020,8 |
12 234,1 |
108,7 |
104,5 |
безвозмездные поступления, млн. рублей |
8 206,0 |
8 200,0 |
7 584,2 |
7 563,5 |
92,4 |
92,2 |
Расходы - всего, млн. рублей |
24 751,7 |
19 875,7 |
27 486,5 |
21 972,6 |
111,0 |
110,6 |
Дефицит (-), профицит (+), млн. рублей |
26,8 |
36,0 |
-1 881,5 |
-2 175,0 |
|
|
12. По итогам 2013 года объем доходов консолидированного бюджета Костромской области составил 25 605,1 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы в сумме 18 020,8 млн. рублей, или 70,4 процента, безвозмездные поступления в сумме 7 584,2 млн. рублей, или 29,6 процента.
Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области увеличились по сравнению с 2012 годом на 1 448,4 млн. рублей, или на 8,7 процента. По темпам роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет региона за 2013 год Костромская область занимает 8-е место в Центральном федеральном округе и 24-е место в Российской Федерации.
13. Собственные доходы консолидированного бюджета Костромской области в 2013 году в основном формировались за счет следующих источников:
налог на доходы физических лиц - 36,1 процента (6 508,9 млн. рублей);
налог на прибыль организаций - 17,8 процента (3 206,6 млн. рублей);
акцизы - 10,6 процента (1 918,9 млн. рублей);
налог на имущество организаций - 7,2 процента (1 306,1 млн. рублей);
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 6,3 процента (1 141,7 млн. рублей).
14. Объем расходов консолидированного бюджета Костромской области за 2013 год составил 27 486,5 млн. рублей, что на 2 734,8 млн. рублей, или 11,0 процентов, больше уровня предыдущего года.
Бюджетная политика региона направлена на повышение уровня и качества жизни наиболее незащищенных категорий населения и адресное решение социальных проблем.
Наибольший удельный вес в общем объеме расходов составили расходы на образование - 30,2 процента (8 296,6 млн. рублей), здравоохранение - 16,4 процента (4 502,0 млн. рублей), социальную политику - 15,1 процента (4 140,5 млн. рублей), поддержку национальной экономики - 14,5 процента (3 982,1 млн. рублей).
15. Приоритетным направлением расходования средств является финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года), задающими вектор социально-экономического развития региона.
Для обеспечения расходов, связанных с повышением оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, объем ассигнований, выделенных в рамках консолидированного бюджета региона на 2013 год, составил 1 163,3 млн. рублей.
16. В 2013 году бюджетам муниципальных образований Костромской области передано межбюджетных трансфертов в сумме 6 362,1 млн. рублей, данные средства предоставлялись исходя из реальных потребностей муниципальных образований на первоочередные расходы.
17. Областной бюджет в 2013 году исполнен с дефицитом в сумме 2 175,0 млн. рублей. Уровень дефицита областного бюджета не превышает предельных значений, установленных бюджетным законодательством.
Бюджеты городских округов за 2013 год исполнены с профицитом в сумме 289,1 млн. рублей, бюджеты муниципальных районов - с дефицитом в сумме 10,6 млн. рублей.
18. По состоянию на 1 января 2014 года государственный долг Костромской области составил 11 757,7 млн. рублей, или 96,1 процента от исполнения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2013 год. По уровню долговой нагрузки положение Костромской области относительно других регионов Российской Федерации и Центрального федерального округа не ухудшилось.
В структуре государственного долга Костромской области долговые обязательства в виде ценных бумаг составляют 50,2 процента (5 900,0 млн. рублей), бюджетные кредиты из федерального бюджета - 28,2 процента (3 313,7 млн. рублей), краткосрочные банковские кредиты - 21,6 процента (2 544,0 млн. рублей).
Взвешенная долговая политика в сочетании с ростом собственных доходов консолидированного бюджета Костромской области позволяют поддерживать уровень кредитоспособности региона на стабильном уровне. В августе 2013 года долгосрочные кредитные рейтинги Костромской области подтверждены на уровне "B+". Во втором полугодии 2013 года долгосрочный прогноз по кредитным рейтингам повышался до позитивного уровня.
19. Объем муниципального долга на 1 января 2014 года составил 3 468,1 млн. рублей, из них долговые обязательства перед областным бюджетом - 2 174,1 млн. рублей, или 62,7 процента.
Для урегулирования долговых обязательств муниципальных образований перед областным бюджетом в 2013 году проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным местным бюджетам до 2010 года.
20. Просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета Костромской области за 2013 год сокращена на 9,6 процента и по состоянию на 1 января 2014 года составила 1 299,3 млн. рублей, в том числе по областному бюджету - 444,2 млн. рублей, или 34,2 процента.
21. В 2013 - 2014 годах создана нормативная правовая база для перехода на трехлетний цикл бюджетного планирования и расширения сферы применения программно-целевых методов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области:
внесены изменения в Закон Костромской области от 28 декабря 2007 года N 248-4-ЗКО "О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона Костромской области об областном бюджете", предусматривающие включение в бюджетный процесс государственных программ Костромской области;
постановлением департамента финансов Костромской области от 29 июля 2013 года N 11 "О внесении изменений в постановление департамента финансов Костромской области от 28 июля 2011 года N 20" уточнены порядок и методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета в части планирования расходов на реализацию государственных программ и подходов к расчету бюджетных проектировок на три года;
постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области" утвержден порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области;
распоряжением администрации Костромской области от 26 марта 2013 года N 58-ра "Об утверждении Перечня государственных программ Костромской области" определен перечень государственных программ Костромской области и сроки их утверждения.
22. В целях совершенствования межбюджетных отношений в 2013 году установлены механизмы определения критериев выравнивания финансовых возможностей поселений и выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, определения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Пункт 23 изменен с 18 декабря 2018 г. - Постановление администрации Костромской области от 17 декабря 2018 г. N 542-а
23. В сфере управления общественными финансами реализованы мероприятия по укреплению собственной доходной базы консолидированного бюджета Костромской области, выявлению имеющихся резервов увеличения доходов и вовлечению их в бюджет.
В рамках работы по мобилизации доходов в областной бюджет обеспечены:
реализация мероприятий по увеличению собираемости платежей по транспортному налогу в консолидированный бюджет области;
инвентаризация земельных участков и привлечение к налогообложению объектов недвижимости;
мероприятия по легализации "теневой" заработной платы;
постановка на налоговый учет обособленных подразделений организаций, зарегистрированных в других регионах и осуществляющих деятельность на территории Костромской области, а также контроль за деятельностью предприятий, представляющих "нулевую" отчетность.
По итогам 2013 года бюджетный эффект от проведения мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Костромской области составил 497,0 млн. рублей.
24. В регионе реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
В 2013 году проведены организационно-штатные мероприятия в бюджетной сфере, в том числе ликвидировано 2 областных государственных учреждения и 2 филиала областных государственных учреждений, реорганизовано в форме объединения 5 областных государственных учреждений.
Сокращены необязательные расходы областного бюджета, связанные с осуществлением капитальных вложений, предоставлением субсидий бюджетным и автономным учреждениям на цели, не связанные с выполнением государственного задания, а также расходы на предоставление бюджетных инвестиций.
Уточнена численность получателей региональных мер социальной поддержки и объем расходов на их предоставление.
Совокупный бюджетный эффект от выполнения плановых мероприятий по оптимизации расходов за 2013 год составил 176,7 млн. рублей.
25. Основными результатами реализации бюджетных реформ в Костромской области, проводимых до 2014 года, стали:
разграничение полномочий и, соответственно, расходных обязательств, и доходных источников бюджетов публично-правовых образований Костромской области;
упорядочение основных социальных обязательств;
введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание государственных услуг;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета;
последовательное совершенствование межбюджетных отношений;
составление прозрачной консолидированной бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Костромской области.
Пункт 26 изменен с 18 декабря 2018 г. - Постановление администрации Костромской области от 17 декабря 2018 г. N 542-а
26. В то же время, несмотря на поступательное развитие, процесс формирования системы управления государственными финансами Костромской области еще не завершен.
В настоящее время в сфере управления государственными финансами Костромской области сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие долгосрочного социально-экономического прогнозирования, соотнесенного с бюджетным планированием;
процесс формирования бюджета в значительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами государственной политики Костромской области;
незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования государственных программ Костромской области;
недостаточная самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области (далее - органы местного самоуправления) при осуществлении своих бюджетных полномочий, низкая заинтересованность в наращивании собственной налоговой базы муниципальных образований;
практически предельный уровень дефицита областного бюджета;
накопленный объем государственного долга Костромской области и наличие просроченной кредиторской задолженности областного бюджета.
27. Необходимость разработки Государственной программы обусловлена:
"обеспечительным" характером данной Государственной программы, которая ориентирована на создание общих условий и механизмов финансового обеспечения реализации государственных программ Костромской области;
консолидацией финансовых ресурсов в бюджетной системе Костромской области для решения задач социально-экономического развития региона;
масштабностью и сложностью задачи развития собственной доходной базы и повышения эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов в условиях замедления темпов экономического роста.
28. Реализация подпрограммы "Осуществление бюджетного процесса на территории Костромской области" позволит:
внедрить элементы долгосрочного бюджетного планирования в бюджетный процесс;
перейти к формированию областного бюджета в программном формате;
повысить качество бюджетного планирования и организации исполнения областного бюджета;
увеличить собственные доходы областного бюджета и повысить эффективность использования бюджетных средств;
обеспечить сбалансированность областного бюджета и устойчивость бюджетной системы региона.
29. Реализация подпрограммы "Совершенствование межбюджетных отношений в Костромской области" позволит:
выровнять финансовые возможности муниципальных образований Костромской области по решению вопросов местного значения;
повысить заинтересованность органов местного самоуправления в развитии собственной доходной базы;
обеспечить надлежащее выполнение органами местного самоуправления делегированных им полномочий.
30. Реализация подпрограммы "Управление государственным долгом Костромской области" позволит:
улучшить структуру государственного долга Костромской области;
обеспечить рефинансирование долговых обязательств региона по оптимальным процентным ставкам;
удлинить горизонт погашения долговых обязательств Костромской области.
31. Реализация подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Костромской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Костромской области" позволит эффективно организовать выполнение работ, направленных на достижение целей и решение задач Государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.