Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы
10. Повышение безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.
В условиях высоких темпов роста численности автопарка, имеющего место в последние годы, интенсивность движения на дорогах области значительно увеличилась. По итогам 2017 года уровень автомобилизации региона достиг 290 единиц транспортных средств на 1 000 человек населения области. При этом темпы роста интенсивности движения опережают темпы строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, технический уровень которых не всегда отвечает современным требованиям.
Самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) является столкновение транспортных средств. В 2017 году зарегистрировано 307 таких происшествий, в которых 30 человек погибли и 479 получили ранения. Определяющую роль в ситуации с аварийностью играет человеческий фактор. В Костромской области 88 процентов всех ДТП связано с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств.
Наезды на пешеходов явились вторым по распространению видом ДТП на территории Костромской области. По итогам 2017 года произошло 218 наездов на пешеходов, в которых 16 человек погибли и 211 получили ранения. Опрокидывание транспортных средств составило 3,9 процента от общего числа дорожно-транспортных происшествий.
В 2017 году зарегистрировано 276 ДТП при сопутствующих неудовлетворительных дорожных условиях, основными видами которых явились дефекты покрытия, низкие сцепные качества, недостаточное освещение автомобильных дорог и неровность их покрытия.
Учитывая складывающуюся тенденцию продолжающегося роста ДТП и количества пострадавших в них, увеличения числа правонарушений, связанных с управлением транспортом в состоянии опьянения, нарушений скоростного режима движения, происшествий по вине водителей автобусов, пренебрежения к требованиям Правил дорожного движения, необходимо обеспечить решение стоящих проблем путем решения вопросов финансового обеспечения реализации мероприятий подпрограммы.
Требуют решения вопросы снижения уровня аварийности и тяжести последствий ДТП (в том числе детского травматизма), осуществления мероприятий по повышению безопасности движения на наиболее опасных участках дорог, включая ликвидацию очагов концентрации ДТП на дорожной сети области.
На недостаточном уровне осуществляется государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов поведения в рамках законодательства. Ситуация усугубляется всеобщим пренебрежением к правовым нормам и правилам, осознанием безнаказанности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям ДТП, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения ДТП, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению ДТП.
Особенностью современного дорожно-транспортного травматизма является неуклонный рост количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся высокой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких ДТП, является одной из основных причин их высокой смертности.
11. Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной стратегии, координации усилий власти и общества, концентрации региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
12. Итоги реализации ранее действующей подпрограммы "Повышение безопасности дорожного движения на 2015 - 2020 годы в Костромской области" государственной программы "Обеспечение безопасности населения и территорий на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 24 июня 2014 года N 262-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Обеспечение безопасности населения и территорий на 2015 - 2020 годы" (далее - подпрограмма "Повышение безопасности дорожного движения на 2015 - 2020 годы в Костромской области"), свидетельствуют, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило значительно улучшить ситуацию на дорогах области. По итогам 2019 года наблюдалось снижение количества зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий на 3,1 процента, количества раненых в них людей на 4,6 процента. Вместе с тем количество погибших возросло на 13,1% по сравнению с 2017 годом.
Снижение количественных показателей аварийности в период с 2017 по 2019 годы носит несистемный характер. Так, в сравнении с 2017 годом количество ДТП по итогам 2019 года сократилось с 783 до 758, а в сравнении с 2018 годом возросло с 751 до 758 ДТП. Та же ситуация и с количеством погибших и раненых: если в 2017 году ранения получили 1 011 человек, в 2019 - 964 человека, а в 2018 году - 962 человека. Количество погибших в ДТП людей в указанный период стабильно возрастает: в 2017 году число погибших составило 61 человек, в 2018 году - 64 человека, а в 2019 году - 69 человек.
Кроме того, за рассматриваемый период наблюдается стабильный рост коэффициента социального риска с 9,4 - в 2017 году до 10, 8 - в 2019.
Реализация мероприятий подпрограммы "Повышение безопасности дорожного движения на 2015 - 2020 годы в Костромской области", к сожалению, не позволила переломить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в области, движение на дорогах региона остается небезопасным, в дорожно-транспортных происшествиях в Костромской области ежегодно погибает в среднем до 65 человек.
13. Для дальнейшего решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуется реализация комплекса мер по:
обеспечению баланса понимания обществом опасности дорожного движения, возможностей и мер государства по обеспечению безопасного движения на дорогах;
урегулированию вопросов реализации организационно-правовых и организационно-технических функций в сфере организации движения транспортных средств и пешеходов;
приведению элементов дорожно-транспортной инфраструктуры в соответствие с нормативными требованиями в части безопасности дорожного движения;
системной проработке механизмов вовлечения муниципальных образований в софинансирование и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и механизмов их экономической заинтересованности в достижении результата;
дальнейшей детальной разработке инструментов синхронизации системы программных мероприятий органов управления на региональном и местном уровнях;
развитию системы показателей и индикаторов деятельности по повышению безопасности дорожного движения для органов управления на региональном и местном уровнях.
Решение существующих проблем посредством реализации подпрограммы "Повышение безопасности дорожного движения на 2021 - 2024 годы в Костромской области" позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести к сокращению числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в Костромской области к 2024 году, но и сформировать предпосылки для достижения более амбициозных стратегических целей снижения дорожно-транспортного травматизма на следующее десятилетие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.