Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Повышение энергетической эффективности и сокращение энергетических издержек Костромской области
Пункт 1 изменен с 22 сентября 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 21 сентября 2020 г. N 421-а
1. Современное состояние и проблемы топливно-энергетического комплекса Костромской области.
Основной проблемой в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Костромской области, на решение которой направлена государственная программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия государственной программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Костромской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Костромской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, Стратегии социально-экономического развития Костромской области до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года N 189-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года" (далее - Стратегия-2025).
Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности является устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
При этом надо иметь в виду, что наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе (далее - ТЭК) для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики.
Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничении роста тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной альтернативой является повышение энергоэффективности.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который по разным оценкам составляет более 35 - 40 процентов от уровня потребления энергии. Поэтому повышение энергоэффективности следует рассматривать как основной энергетический ресурс будущего экономического роста.
Энергоемкость валового внутреннего продукта (далее - ВВП) Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. В свою очередь энергоемкость ВРП Костромской области превышает показатель энергоемкости ВВП Российской Федерации в 2,1 раза, а электроемкость соответственно почти в 1,66 раза (таблица N 1).
Таблица N 1
Энерго- и электроемкость ВВП Российской Федерации и ВРП Костромской области в 2007 году (по материалам Росстата и департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области
Наименование |
Единицы измерения |
Россия |
Костромская область |
Костромская область/Российская Федерация, процентов |
ВВП Российской Федерации (ВРП Костромской области) в фактических ценах 2007 года |
млн. рублей |
28 254 787,5 |
65 700,4 |
0,23 |
Потребление топливно-энергетических ресурсов (без электроэнергии) |
тыс. т. у. т. |
1 111 800,0 |
5 516,0 |
0,49 |
Энергоемкость |
кг у. т./1000 рублей |
39,0 |
83,9 |
2,15 |
Потребление электрической энергии |
млн. кВт. ч |
985 725,1 |
3 782,1 |
0,38 |
Электроемкость |
кВт. ч/млн. рублей |
34,6 |
57,6 |
166,5 |
Государственная программа направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в Костромской области, способных обеспечить к 2023 году снижение энергоемкости валового регионального продукта Костромской области не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года. Реализация мероприятий государственной программы будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения области топливом и энергией, сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности Костромской области.
Более высокая энергоемкость и электроемкость ВРП Костромской области связана, прежде всего, с отличием в структуре экономики. Структура ВРП Костромской области характеризуется высоким удельным весом сельского и лесного хозяйства и высоким удельным весом производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Электроэнергетика и обрабатывающие производства Костромской области являются фактором, компенсирующим негативные тенденции и неустойчивость динамики развития сельского хозяйства в последние годы.
Близость Костромской области к крупным центрам энергопотребления в Центральном федеральном округе и Северо-западном федеральном округе создает фундамент для сохранения высокой доли электроэнергетики в структуре ВРП Костромской области.
На производство каждой тысячи рублей валовой добавленной стоимости в 2007 году Костромская область израсходовала 83,9 кг у. т. и 57,6 кВт. ч. электроэнергии, в то время как в целом по Российской Федерации эти показатели составляли соответственно 39,0 кг у. т. и 34,6 кВт. ч.
Кроме того, доля валовой добавленной стоимости в валовом выпуске товаров и услуг Костромской области (по данным за 2007 год) составляла 46,8 процента, в то время как в Российской Федерации - 50 процентов. Следовательно, Костромская область расходует в удельном соотношении больше, чем в среднем по России энергетических, финансовых ресурсов, овеществленного живого труда.
Из изложенного следует, что без структурной перестройки экономики невозможно достичь роста производительности труда, энерго- и ресурсосбережения.
Постановлением администрации Костромской области от 27 июля 2015 г. N 273-а в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу со дня вступления в силу закона Костромской области о внесении изменений в Закон Костромской области от 25 декабря 2014 года N 618-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", связанных с реализацией названного постановления
2. Изложенные проблемы оказывают серьезное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе. Повышение энергоэффективности имеет важное социальное значение. При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию приоритетных национальных проектов. Опыт их реализации показал, что ограничения на подключение к сетям и потребности в оснащении инфраструктурой новых строительных площадок сдерживают жилищное и промышленное строительство. Без повышения эффективности использования энергии и высвобождения неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением приоритетных национальных проектов будут только усугубляться.
Инвестиционная привлекательность любого муниципального образования в Костромской области снижается, если в нем имеет место дефицит мощности коммунальных систем, а плата за подключение к ним высока. Присоединенные и присоединяемые нагрузки могут быть снижены за счет мер по капитальному ремонту существующих зданий и реконструкции, модернизации и строительству новых зданий с повышенными требованиями к энергоэффективности, что существенно снижает риск торможения развития экономики и обеспечивает инвестиционную привлекательность.
Пункт 3 изменен с 22 сентября 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 21 сентября 2020 г. N 421-а
3. На период с 2014 по 2023 годы особые усилия по реализации политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, учитывая направленность социально-экономического развития Костромской области и возможность финансового обеспечения решаемых проблем, необходимо сосредоточить в следующих областях:
1) бюджетная сфера.
Высокое удельное потребление топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) учреждениями бюджетной сферы Костромской области приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, а также оказывает прямое влияние на соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований на объектах социального назначения;
2) ТЭК.
Основным приоритетом ТЭК является обеспечение энергобезопасности региона. Многофакторность решения задач в этой отрасли обусловлена, прежде всего, высокими удельными затратами на производство и передачу энергоносителей, а также отсутствием системного использования местных видов топлива (отходы деревообработки, дрова, торф);
3) промышленность.
Высокая энергоемкость продукции промышленных предприятий негативно влияет на конкурентоспособность промышленной продукции на отечественном и зарубежных рынках, провоцирует рост инфляции;
4) сфера ЖКХ.
Сфера ЖКХ непосредственно определяет качество условий жизни населения. Низкая энергоэффективность отрасли, обусловленная отсутствием системы энергоменеджмента, долгосрочных инвестиционных проектов по техническому перевооружению, бесприборным потреблением ТЭР, препятствует улучшению условий жизни населения Костромской области.
Таким образом, повышение энергоэффективности является одной из межотраслевых стратегических задач социально-экономического развития, направленных на повышение энергетической безопасности, развитие экономики, замедление темпов роста тарифов на ТЭР и повышение качества жизни населения.
4. Потребление ТЭР в целом по Костромской области в 2007 году с электрической энергией составило 6,69 млн. т. у. т., без электрической энергии 5,38 млн. т. у. т.
Постановлением администрации Костромской области от 27 июля 2015 г. N 273-а в пункт 5 внесены изменения, вступающие в силу со дня вступления в силу закона Костромской области о внесении изменений в Закон Костромской области от 25 декабря 2014 года N 618-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", связанных с реализацией названного постановления
5. Основными видами ТЭР, потребляемыми в Костромской области, являются: газ, электроэнергия, нефтепродукты (с учетом мазута) и уголь. Незначительно (1,8 процента от общего объема) используется местное топливо: отходы деревообработки, дрова и торф.
Объемы и виды потребляемых ТЭР представлены в таблице N 2.
Таблица N 2
Объемы и виды потребляемых ТЭР в Костромской области, тыс. т у.т.
N п/п |
Наименование ТЭР |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
1. |
Газ природный |
4 692,27 |
4 335,94 |
4 210,58 |
2. |
Газ сжиженный |
19,65 |
16,59 |
22,21 |
3. |
Мазут |
158,78 |
164,15 |
100,10 |
4. |
Нефтепродукты |
290,16 |
287,24 |
290,96 |
5. |
Уголь каменный |
124,37 |
98,52 |
95,73 |
6. |
Дрова |
103,61 |
85,68 |
93,62 |
7. |
Торф |
36,62 |
63,20 |
47,33 |
8. |
Печное топливо |
1,75 |
0,80 |
0,41 |
9. |
Прочие |
88,86 |
131,96 |
157,58 |
10. |
Итого |
5 516,07 |
5 184,08 |
5 018,52 |
11. |
Темп роста, процентов |
- |
93,98 |
96,80 |
12. |
Электроэнергия |
465,20 |
466,23 |
437,75 |
13. |
Всего |
5 981,27 |
5 650,31 |
5 456,27 |
14. |
Темп роста, процентов |
- |
94,47 |
96,56 |
6. В Костромской области с 2007 по 2009 годы наблюдается ежегодное снижение (в пределах 4 - 5 процентов) потребления ТЭР. Характеристика теплоснабжения Костромской области отражена в таблице N 3.
Таблица N 3
Характеристика теплоснабжения Костромской области
Муниципальные образования |
В том числе |
В том числе |
||||||||||
количество ТЭЦ, всего |
суммарная мощность |
количество котельных, всего |
суммарная мощность |
количество котельных, обслуживаемых предприятиями ЖКХ |
суммарная мощность котельных, обслуживаемая предприятиями ЖКХ |
тепловые сети, всего |
ветхие тепловые сети, всего |
процент ветхих тепловых сетей, всего |
тепловые сети, обслуживаемые предприятиями ЖКХ |
ветхие тепловые сети, обслуживаемые предприятиями ЖКХ |
процент ветхих тепловых сетей, обслуживаемых предприятиями ЖКХ |
|
|
Единиц |
Гкал./час. |
Единиц |
Гкал./час. |
Единиц |
Гкал./час. |
км |
км |
процентов |
км |
км |
процентов |
город Буй |
|
|
21 |
79,0 |
18 |
78,6 |
26,7 |
0,8 |
3,0 |
26,7 |
0,8 |
3,0 |
город Волгореченск |
|
|
|
|
|
|
39,2 |
0,4 |
1,1 |
3,2 |
0,0 |
0,0 |
город Галич |
|
|
38 |
122,6 |
32 |
27,0 |
16,9 |
0,3 |
1,9 |
15,0 |
0,3 |
2,1 |
город Кострома |
2 |
1 261,0 |
56 |
2 170,9 |
46 |
241,3 |
340,1 |
48,0 |
14,1 |
231,4 |
39,5 |
17,0 |
город Мантурово |
|
|
35 |
59,7 |
33 |
59,7 |
38,6 |
0,3 |
0,8 |
38,6 |
0,3 |
0,8 |
город Шарья |
1 |
388,0 |
23 |
34,3 |
20 |
15,0 |
108,9 |
30,7 |
28,2 |
5,2 |
0,0 |
0,0 |
Антроповский район |
|
|
31 |
9,8 |
7 |
6,7 |
4,0 |
0,1 |
2,5 |
3,4 |
0,1 |
2,9 |
Буйский район |
|
|
36 |
33,7 |
35 |
33,6 |
12,6 |
0,1 |
1,1 |
12,6 |
0,1 |
1,1 |
Вохомский район |
|
|
49 |
17,3 |
17 |
6,3 |
11,3 |
1,8 |
15,3 |
6,1 |
1,6 |
26,2 |
Галичский район |
|
|
47 |
3,6 |
5 |
0,8 |
5,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Кадыйский район |
|
|
38 |
11,7 |
14 |
7,4 |
9,0 |
0,8 |
8,9 |
7,1 |
0,7 |
9,9 |
Кологривский район |
|
|
19 |
8,1 |
5 |
5,5 |
13,5 |
1,0 |
7,4 |
3,8 |
1,0 |
26,3 |
Костромской район |
|
|
61 |
142,3 |
27 |
63,2 |
91,8 |
6,1 |
6,6 |
73,6 |
6,1 |
8,3 |
Красносельский район |
|
|
68 |
42,3 |
18 |
28,4 |
15,6 |
0,0 |
0,0 |
13,0 |
0,0 |
0,0 |
Макарьевский район |
|
|
38 |
25,9 |
38 |
25,9 |
15,1 |
0,5 |
3,3 |
9,8 |
0,5 |
5,1 |
Мантуровский район |
|
|
19 |
47,0 |
3 |
18,2 |
7,9 |
0,0 |
0,0 |
4,8 |
0,0 |
0,0 |
Межевской район |
|
|
28 |
5,4 |
6 |
5,2 |
8,9 |
2,9 |
32,6 |
6,1 |
2,5 |
41,0 |
Нерехтский район |
|
|
35 |
120,4 |
26 |
68,6 |
35,9 |
3,7 |
10,3 |
35,9 |
3,7 |
10,3 |
Нейский район |
|
|
32 |
42,3 |
32 |
42,3 |
25,8 |
16,3 |
10,3 |
25,8 |
16,3 |
10,3 |
Октябрьский район |
|
|
17 |
3,4 |
4 |
2,0 |
2,5 |
0,4 |
15,9 |
0,7 |
0,0 |
0,0 |
Островский район |
|
|
45 |
21,9 |
11 |
10,7 |
13,9 |
5,3 |
38,6 |
8,2 |
1,9 |
22,6 |
Павинский район |
|
|
28 |
7,7 |
28 |
7,7 |
0,9 |
0,0 |
0,0 |
0,9 |
0,0 |
0,0 |
Парфеньевский район |
|
|
20 |
16,0 |
15 |
11,4 |
3,0 |
0,3 |
10,0 |
2,8 |
0,3 |
10,7 |
Поназыревский район |
|
|
19 |
9,1 |
11 |
8,9 |
6,4 |
0,0 |
0,0 |
4,9 |
0,0 |
0,0 |
Пыщугский район |
|
|
17 |
11,0 |
16 |
10,4 |
2,2 |
0,4 |
18,2 |
1,7 |
0,4 |
22,2 |
Солигаличский район |
|
|
43 |
23,6 |
8 |
11,3 |
4,8 |
0,9 |
18,8 |
4,8 |
0,9 |
18,8 |
Судиславский район |
|
|
50 |
74,8 |
21 |
31,8 |
21,1 |
1,3 |
6,1 |
20,8 |
1,3 |
6,1 |
Сусанинский район |
|
|
42 |
11,0 |
2 |
2,2 |
6,7 |
0,1 |
1,5 |
0,5 |
0,1 |
20,0 |
Чухломский район |
|
|
36 |
12,0 |
4 |
4,0 |
3,8 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
Шарьинский район |
|
|
40 |
11,8 |
3 |
0,9 |
12,7 |
0,5 |
3,9 |
0,4 |
0,0 |
0,0 |
Итого |
3 |
1 649 |
1 031 |
3 178,6 |
505 |
835 |
905,56 |
123,01 |
|
567,94 |
78,34 |
|
7. Энергоемкость по видам экономической деятельности (ВРП) представлена в таблице N 4. Наибольшую энергоемкость имеют предприятия ТЭК и обрабатывающих производств.
Таблица N 4
Энергоемкость ВРП Костромской области по отраслям экономики (2007 год)
N п/п |
Вид экономической деятельности |
Энергоемкость, т. у. т./млн. рублей |
1. |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
1,24 |
2. |
Обрабатывающие производства |
3,40 |
3. |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
75,10 |
4. |
Строительство |
0,29 |
5. |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
2,33 |
6. |
Гостиницы и рестораны |
0,02 |
7. |
Транспорт и связь |
0,65 |
8. |
Образование |
0,43 |
9. |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
0,35 |
10. |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
0,15 |
8. ТЭК Костромской области как в период интенсивного экономического роста экономики в 2000 - 2007 годах, так и во время экономического кризиса 2008 - 2009 годов с задачей обеспечения топливом и энергией экономики и населения справился в основном успешно, что говорит о высокой надежности и устойчивости региональной энергетической системы. Однако ее потенциал требует модернизации и обновления. Ситуация в последние полтора года усугубляется и общеэкономическими проблемами, в частности, сокращением спроса на продукцию предприятий, что привело к росту энергоемкости большинства видов промышленной продукции и снижению энергоэффективности экономики в целом.
9. Проблемы, предопределяющие низкую энергоэффективность социально-экономического развития Костромской области в экономике и бытовом секторе по сравнению с развитыми странами, заключаются в следующем:
1) энергоемкая структура экономики, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;
2) высокий износ основных фондов, особенно в электроэнергетике и коммунальной инфраструктуре;
3) низкие теплотехнические характеристики зданий;
4) высокие потери топлива и энергии на всех стадиях добычи (производства), транспортировки (передачи) и потребления;
5) низкий уровень оснащения процессов производства и потребления топлива и энергии средствами учета и автоматического регулирования энергоносителей;
6) недостаточный статистический учет и государственный мониторинг потребления ТЭР;
Постановлением администрации Костромской области от 27 июля 2015 г. N 273-а в подпункт 7 внесены изменения, вступающие в силу со дня вступления в силу закона Костромской области о внесении изменений в Закон Костромской области от 25 декабря 2014 года N 618-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", связанных с реализацией названного постановления
7) недостаточное нормативно-правовое сопровождение государственной энергетической политики и отсутствие эффективных систем стимулирования повышения энергоэффективности и экономии ТЭР на производстве и в быту.
Постановлением администрации Костромской области от 27 июля 2015 г. N 273-а в пункт 10 внесены изменения, вступающие в силу со дня вступления в силу закона Костромской области о внесении изменений в Закон Костромской области от 25 декабря 2014 года N 618-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", связанных с реализацией названного постановления
10. Сложившийся комплекс проблем целесообразно и необходимо решать программно-целевым методом. В настоящее время вопрос об энергосбережении не отделяется от задач по развитию и повышению экономического потенциала Костромской области. В связи с этим в правовой базе в сфере энергосбережения и энергоэффективности происходят качественные изменения. От документов, как правило, носящих общий декларативный характер, происходит переход к документам, которые ставят конкретные цели и задачи.
11. Анализируя предпринимавшиеся попытки организации системного подхода в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, можно выделить следующие наиболее сложные направления работы в этой области:
1) несовершенство правовой базы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Несмотря на увеличение количества нормативных правовых актов по энергоэффективности, требуется их дальнейшее развитие, направленное на обеспечение инвестиционной привлекательности, стимулирование эффективности потребления ТЭР, в том числе для бюджетных потребителей и населения;
2) недостаточное развитие энергоменеджмента. Вопросам управления в ТЭК всегда уделялось достаточно серьезное внимание. Однако ответственное отношение к вопросам энергетической эффективности только начинает формироваться. Отсюда и недостаточное качество разрабатываемых инвестиционных проектов, недооценка вопросов нормирования и лимитирования потребления ТЭР, разработки и ведения топливно-энергетического баланса различных уровней. Энергоменеджмент должен развиваться опережающими темпами по отношению к изменяющимся организационным, правовым, методологическим, экологическим, научно-техническим и финансовым условиям;
3) недостаточный учет и уровень автоматизации учета и контроля ТЭР. Качественно организованный учет позволяет не только регулировать отношения между поставщиками и потребителями ТЭР, но и контролировать параметры энергетических систем, что, в свою очередь, является необходимым условием их устойчивой работы. В настоящее время обеспеченность приборным учетом наиболее высока в части электропотребления, однако и здесь существует ряд проблем, влияющих на величину нетехнологических потерь. Наиболее остро стоит проблема первичного учета тепловой энергии. Недостаточно обеспечен учет воды. Заслуживает внимания учет поднимаемой воды из артезианских скважин в закольцованных системах водоснабжения;
4) по мере установки приборов учета ТЭР возникнет новая проблема сбора, передачи, обработки, анализа, расчета, планирования потребления ТЭР;
5) недостаточное развитие малой энергетики;
Подпункт 6 изменен с 4 августа 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 3 августа 2020 г. N 332-а
6) недостаточное использование местных, возобновляемых видов топлива и вторичных энергоресурсов. В Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 N 1523-р, уделяется большое внимание использованию местных видов топлива в региональных топливно-энергетических балансах. Костромская область обладает большими запасами древесины и ее отходов, торфа, водными ресурсами. В настоящее время в регионе в малом количестве присутствуют производство и переработка данных ресурсов в энергетическое топливо, развитие аналогичных производств - длительный процесс, требующий значительных инвестиций.
12. Для повышения энергоэффективности экономики Костромской области необходимо вовлекать исполнительные органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления, отрасли экономики, потребителей ТЭР, включая население. В решении поставленной проблемы наиболее эффективным, позволяющим координировать усилия всех участников энергетического рынка и достичь поставленных целей является программно-целевой метод.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.