Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния сельских территорий Костромской области
10. Сельские территории Костромской области обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом.
11. Согласно результату анализа состояния сельских территорий Российской Федерации, проведенному Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в 2018 году сельские территории Костромской области были отнесены к низкому уровню социально-экономического развития.
12. По состоянию на 1 января 2018 года численность сельского населения Костромской области составила 178,3 тыс. человек. В общей численности населения Костромской области сельское население составляет 27,8 процента. За последние десять лет численность сельского населения региона сократилась на 15 процентов. Численность трудоспособного населения составляет 92,1 тыс. человек, или 51,1 процента от общей численности сельского населения.
13. В состав Костромской области входят 6 городских округов, 24 муниципальных района, 119 сельских поселений. Средняя плотность населения области низкая - 10,7 человек на 1 кв. км, причем в 17 муниципальный районах, таких как Антроповский, Буйский, Вохомский, Галичский, Кадыйский, Кологривский, Макарьевский, Мантуровский, Межевской, Октябрьский, Павинский, Парфеньевский, Поназыревский, Пыщугский, Солигаличский, Чухломской, Шарьинский - плотность населения не превышает 3,5 человека на 1 кв. км.
14. Причины миграционных процессов кроются в основном в неудовлетворительных условиях труда, социально-бытовых условиях сельского населения и сокращении производства на этих территориях.
15. В 2017 году в сельских населенных пунктах Костромской области было введено в действие 76,1 тыс. кв. м жилья, или 422 кв. м в расчете на 1 000 человек населения.
16. В значительной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Уровень газификации жилищного фонда в сельской местности Костромской области сетевым газом в 2018 году составлял 20 процентов, обеспеченность сельского населения питьевой водой через водопроводную сеть составила 57 процентов, и это в основном крупные населенные пункты.
17. Более 50 процентов сельских населенных пунктов не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Как следствие, в межсезонье жители этих населенных пунктов отрезаны от "благ цивилизации", в том числе от услуг здравоохранения.
18. В Костромской области осуществляют первичную медико-санитарную помощь 317 фельдшерско-акушерских пунктов. Один фельдшерско-акушерский пункт в среднем обслуживает 560 сельских жителей.
19. По состоянию на 1 января 2018 года в сельских населенных пунктах Костромской области работают 349 учреждений культурно-досугового типа и 319 библиотек. Библиотечный фонд составил 2,5 тыс. экземпляров, число тысячи экземпляров в среднем на 1 000 человек сельского населения составило 13,9.
20. По состоянию на 1 января 2018 года в сельской местности региона работают 219 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, которые посещают 7 364 ребенка. Численность детей муниципальных образований, приходящихся на 100 мест в данных организациях, составляет 85 человек. Этот же показатель в среднем по области составляет 109 человек, в городских округах - 120 человек.
21. Однако комплекс накопившихся проблем в социально-экономическом, экологическом и демографическом развитии села препятствует его переходу к динамичному устойчивому развитию.
22. За годы реализации государственной программы Костромской области "Устойчивое развитие сельских территорий Костромской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 12 ноября 2013 года N 477-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Устойчивое развитие сельских территорий Костромской области на 2014 - 2020 годы", в сельской местности были выполнены мероприятия по повышению уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами и удовлетворению потребности сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
23. За период с 2014 год по 2019 годы в сельской местности:
введено (приобретено) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, площадью 18 200 кв. м, 212 семей из всех муниципальных районов Костромской области получили субсидии на улучшение жилищных условий;
проведена реконструкция фельдшерско-акушерского пункта в Буйском муниципальном районе;
введено в эксплуатацию сетей водоснабжения протяженностью 79,3 км в одиннадцати муниципальных районах;
введено в эксплуатацию сетей газоснабжения протяженностью 16,33 км в двух муниципальных районах;
введено в эксплуатацию 55,7 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в шестнадцати муниципальных районах;
реализовано 16 местных инициатив граждан в девяти муниципальных районах.
24. Благодаря реализации вышеуказанной государственной программы созданы определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания.
25. Вместе с тем в силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в интересах Костромской области потенциала сельских территорий, улучшения уровня и качества жизни на селе.
26. Таким образом, основными проблемами, ограничивающими развитие комплексного развития области, являются:
1) низкие темпы инфраструктурного развития сельских территорий, особенно дорожной сети и современных средств связи, не позволяющие преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом;
2) развитие жизненно важной инфраструктуры здравоохранения и образования подчинено цели обеспечения экономической эффективности в ущерб доступу населения к этим важнейшим социальным услугам;
3) неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; неразвитость транспортной инфраструктуры, энерго- и водоснабжения;
4) сложная демографическая ситуация в сельской местности. Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.
27. Для решения существующих проблем требуется привлечение финансовых ресурсов, средств внутренних и внешних инвесторов, а также концентрация средств на наиболее приоритетных направлениях за счет объединенных усилий исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, инвесторов и сельскохозяйственных предприятий. Комплексный подход к решению проблем в сфере комплексного развития сельских территорий предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.
28. Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития сельских территорий необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских населенных пунктах, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень населенных пунктов Костромской области, в которых планируется реализовывать мероприятия Программы, определен на основании предложений муниципальных образований Костромской области и представлен в приложении N 4 к Программе.
Указанный перечень составлен на основании:
схемы территориального планирования Костромской области, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 10 октября 2011 года N 372-а "Об утверждении Схемы территориального планирования Костромской области";
схем территориального планирования муниципальных районов, утвержденных собраниями депутатов муниципальных районов Костромской области;
генеральных планов сельских поселений, утвержденных решениями советов депутатов сельских поселений муниципальных районов Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.