Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области
10. Социальная поддержка населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан, получателей мер социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия их предоставления определены законодательством Российской Федерации, законодательством Костромской области, иными нормативными правовыми актами.
11. Госпрограмма разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года N 189-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года".
Постановлением администрации Костромской области от 23 марта 2015 г. N 101-а в пункт 12 раздела II настоящего приложения внесены изменения
12. Обязательства государства в сфере социальной поддержки граждан определены федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и другие.
Постановлением администрации Костромской области от 23 марта 2015 г. N 101-а в пункт 13 раздела II настоящего приложения внесены изменения
13. На территории Костромской области реализуются законы Костромской области от 27 октября 2014 года N 575-5-ЗКО "О социальном обслуживании граждан в Костромской области", от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", от 11 ноября 1998 года N 29 "О гарантиях прав ребенка в Костромской области", от 21 июля 2008 года N 351-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Костромской области", от 10 марта 2009 года N 451-4-ЗКО "Об основах организации и обеспечения отдыха, оздоровления и организации занятости детей в Костромской области" и другие.
14. Указанные нормативные правовые акты направлены на обеспечение отдельным категориям граждан гарантированных государством правовых, экономических, организационных и иных мер, объединенных единой системой в виде социальной поддержки населения.
15. Сложившуюся систему социальной поддержки граждан Костромской области определяют особенности демографического, социального и экономического развития, особенности бюджетной обеспеченности.
16. Мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан реализуются в подпрограмме "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан".
Для улучшения демографической ситуации в Костромской области необходимо продолжать и совершенствовать социальную политику в сфере поддержки семей с детьми. Ее приоритетным направлением становится поддержка семей, в том числе в связи с рождением детей, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
17. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан включают:
меры социальной поддержки в денежной форме, в том числе ежемесячные денежные выплаты, социальные доплаты к пенсиям, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационные и единовременные выплаты, выплаты, приуроченные к знаменательным датам, государственную социальную помощь в денежной форме;
абзац утратил силу с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
18. Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан предусматривает разграничение полномочий соответствующих расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки конкретным категориям граждан по уровням бюджетной системы.
19. К расходным обязательствам Российской Федерации, финансируемым из федерального бюджета, законодательством отнесены меры социальной поддержки следующих категорий граждан:
1) участников Великой Отечественной войны, членов семей участников Великой Отечественной войны, инвалидов, детей-инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, пострадавших от радиационного воздействия, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов Великой Отечественной войны, в части оплаты жилищно-коммунальных услуг;
2) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части обеспечения жильем;
3) лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;
4) граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России";
5) граждан в связи с возникновением у них поствакцинальных осложнений;
6) членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, проходивших военные сборы, инвалидов вследствие военной травмы), а также лиц, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы после увольнения с военной службы и лиц, уволенных с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы;
7) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
8) иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определенных федеральным законодательством.
20. К расходным обязательствам Костромской области, финансируемым из областного бюджета, законодательством отнесены меры социальной поддержки:
1) ветеранов труда;
2) ветеранов труда Костромской области;
3) тружеников тыла;
4) реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
5) семей с детьми (в том числе многодетных);
6) малоимущих граждан;
7) отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, в части оплаты жилищно-коммунальных услуг;
8) пенсионеров из числа бывших государственных служащих;
9) лиц, удостоенных региональных почетных званий, имеющих особые заслуги;
10) студентов, учащихся, школьников;
11) других категорий граждан в соответствии с нормативными правовыми актами Костромской области.
21. Меры социальной поддержки отдельным категориям гражданам базируются на применении двух подходов:
категориальный подход предоставления мер социальной поддержки - без учета нуждаемости граждан (семей);
адресный подход предоставления мер социальной поддержки гражданам - с учетом нуждаемости граждан (семей), исходя из соотношения их доходов с установленной в Костромской области величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения.
22. Меры социальной поддержки в категориальной форме дифференцированы с учетом заслуг граждан по защите Отечества (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации), в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), в связи с безупречной государственной службой, продолжительным добросовестным трудом (ветераны труда, труженики тыла). Необходимость дифференциации обусловлена потребностью в наиболее полной реализации принципа социальной справедливости.
Пункт 23 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
23. К установленным федеральными законами мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемым по принципу адресности, с учетом нуждаемости, относятся следующие меры социальной поддержки, являющиеся расходными обязательствами Костромской области:
субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг;
государственная социальная помощь, предоставляемая малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, в том числе на основе социального контракта;
ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям, проживающим на территории Костромской области.
24. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан - как "федеральных", так и "региональных" льготников, предоставляются, в основном, в виде денежных выплат как регулярных, так и единовременных.
25. Меры социальной поддержки, установленные федеральным и областным законодательством, предоставляются в Костромской области в полном объеме. Различными социальными выплатами охвачено около 250 тысяч человек или около 40 процентов населения области.
26. Действующая в настоящее время в Костромской области система поддержки социально незащищенных категорий населения сложилась в условиях ограниченных возможностей бюджетной системы. Это предопределило незначительные размеры мер социальной поддержки, их предоставление по категориальному признаку, без учета адресности.
27. В Костромской области в целях гарантированного исполнения принятых социальных обязательств, обеспечения сбалансированности областного бюджета, совершенствования принципа адресности оказания социальной помощи проводится работа по оптимизации расходов областного бюджета. Так, для областных льготников (ветеранов труда, ветеранов труда Костромской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий) установлена ежемесячная социальная выплата, которая выравнивает объем предоставляемых мер социальной поддержки областным льготникам при обеспечении единого подхода к определению суммарного размера мер социальной поддержки и ограничению объема получаемых льгот. Размер ежемесячной социальной выплаты установлен с учетом среднего размера ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем по области.
Пункт 28 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
28. Социальная поддержка населения направлена на преодоление бедности населения, повышения уровня и качества жизни льготных и малоимущих категорий граждан в связи с невысокими среднедушевыми доходами населения. Так, в 2017 году их размер составлял 24 745,4 рубля в месяц, в 2018 году - 23 463,3 рубля. В структуре среднедушевых денежных доходов наибольшая доля приходится на заработную плату и социальные выплаты (пенсии, пособия).
Пункт 29 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
29. Удельный вес населения Костромской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам 2017 года составил 13 процентов (от общей численности населения), что ниже аналогичного показателя по Российской Федерации в целом (13,2 процента).
30. Ежегодный рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг для многих граждан существенным образом отражается на семейном бюджете.
31. Гарантией доступности платы граждан за жилищно-коммунальные услуги являются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые рассчитываются исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
32. В Костромской области региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет 22 процента.
Пункт 33 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
33. В связи с увеличением роста тарифов на оплату за жилищно-коммунальные услуги численность получателей субсидий в 2018 году увеличилась на 7,3 процента по сравнению с 2017 годом.
По прогнозным оценкам на период действия Госпрограммы государственная социальная поддержка останется важным инструментом повышения качества и уровня жизни для различных категорий жителей Костромской области. В целом число получателей мер социальной поддержки составляет около 175,5 тысячи человек. Прогнозируется сохранение, а по определенным группам населения (семьям, имеющим детей) - возрастание потребности в социальной поддержке и соответствующее увеличение расходов. Сохранится тенденция незначительного роста получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, связанная с ростом тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
34. Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать:
1) вследствие старения населения, сопровождающегося увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста. Это потребует, прежде всего, увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование;
2) вследствие роста рождаемости, сопровождающегося увеличением числа рождений и численности детей и необходимости стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации. Это потребует увеличения объемов социальной поддержки семьи и детей как в денежной форме (в том числе в целях стимулирования рождаемости), так и в форме предоставления социальных услуг и соответствующего увеличения расходов на их финансирование;
3) вследствие сохранения в перспективе ряда имеющих инерционный характер негативных социальных явлений, к числу которых относятся:
материальное неблагополучие, проявляющееся в малообеспеченности, бедности (абсолютной и относительной) части населения;
социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами, социальным сиротством,
физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, в том числе детской, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, состоянием психического здоровья, социально опасными заболеваниями граждан.
35. В то же время, потребность граждан в мерах социальной поддержки будет снижаться:
1) вследствие естественной убыли и сокращения численности населения, относящегося к категориям так называемых "федеральных" и "региональных" льготников, меры социальной поддержки которых определены законодательно. Этот процесс будет сопровождаться снижением объемов социальной поддержки данных категорий граждан во всех формах и соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации;
2) вследствие ожидаемого сокращения безработицы, повышения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения (при условии достижения прогнозируемых макроэкономических показателей). Эти процессы будут способствовать сокращению численности малообеспеченного населения, потребности в их социальной поддержке в денежной и натуральной формах и в соответствующих расходах из областного бюджета.
Пункт 36 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
36. Демографическая ситуация в Костромской области развивается под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения. Количество населения в регионе ежегодно сокращается. По состоянию на 1 июля 2019 года численность населения составляла 637 267 человек. Число умерших в 2018 году составило 9 473 человека. По данным Федеральной службы государственной статистики число детей, умерших в возрасте до 1 года, за 2018 год составило 36 человек, коэффициент младенческой смертности составил 5,7 на 1 000 человек, родившихся живыми. Среди регионов Центрального федерального округа Костромская область по данному показателю занимает 18 место.
Пункт 37 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
37. По данным Росстата число родившихся за 2018 год составило 6 213 детей. Коэффициент рождаемости составил 9,7 промилле на 1 000 человек населения. В среднем, по Российской Федерации коэффициент рождаемости за 2018 год составил 10,9 на 1 000 человек населения, средний показатель по Центральному федеральному округу - 9,9 на 1 000 человек населения.
В сравнении с регионами Центрального федерального округа Костромская область занимает 5 место, уступая Московской области (коэффициент рождаемости составил 11,0 на 1 000 человек населения), г. Москве (10,6), Калужской области (10,2), Ярославской области (9,8).
Численность детей в возрасте от рождения до 18 лет в Костромской области по состоянию на 1 января 2018 года составляет 129 578 человек, ежегодно количество детей увеличивается на 1,19 процента. Однако современные параметры рождаемости ниже, чем требуется для замещения поколений.
38. Для улучшения демографической ситуации в Костромской области необходимо продолжать совершенствовать социальную политику в сфере поддержки семей с детьми. Ее приоритетным направлением становится поддержка семей, в том числе в связи с рождением детей, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
39. Мероприятия, предусматривающие поддержку семей с детьми, реализуются в подпрограмме "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" настоящей Госпрограммы.
40. Наиболее важными из реализуемых мер социальной поддержки семей с детьми являются:
предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов гражданам Российской Федерации при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка, постоянно проживающим на территории Костромской области,
выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом уровня инфляции,
установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ими возраста трех лет.
Увязка этих мероприятий с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения.
41. На территории Костромской области меры социальной поддержки семьи и детей, предоставляются:
1) в денежной форме - в виде прямых или косвенных социальных выплат;
2) в натуральной форме - путем организации отдыха детей и их оздоровления; предоставления одежды и обуви, продуктовых наборов малоимущим семьям, путёвок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям для детей-инвалидов, предоставления лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также технических средств реабилитации;
3) в форме социальных и медицинских услуг;
4) в форме морального поощрения, с целью стимулирования укрепления института семьи, многодетности, ведения здорового образа жизни, заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полном и гармоничном развитии их личности. Меры морального поощрения при этом, как правило, сочетаются с денежным вознаграждением.
Пункт 42 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
42. Всего с 2009 года медалью "Материнская слава" трех степеней награждены 258 многодетные матери, медалью "За верность отцовскому долгу" награждены 3 многодетных отца, из Пыщугского и Антроповского муниципальных районов Костромской области, городского округа город Буй Костромской области".
Пункт 43 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
43. Социальная поддержка семей с детьми в Костромской области осуществляется путем организации их социального обслуживания, в том числе на базе 26 комплексных центров социального обслуживания населения, 9 социально-реабилитационных центров, 5 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также государственного казенного учреждения "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям".
Пункт 44 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
44. С 2010 года отмечается тенденция к увеличению количества многодетных семей в среднем на 8,3 процента ежегодно. По состоянию на 1 октября 2013 года, на территории Костромской области проживают 3 717 многодетные семьи, в которых воспитывается 12 197 детей, что составляет 10,2 процента от общего количества детского населения Костромской области.
45. В соответствии с действующим законодательством в Костромской области меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются в виде ежемесячных денежных выплат, денежных пособий и ежегодных компенсаций.
Пункт 46 изменен с 13 ноября 2018 г. - Постановление администрации Костромской области от 12 ноября 2018 г. N 457-а
46. С 1 января 2009 года в Костромской области при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка предусмотрена единовременная социальная выплата гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма и оформившим ипотечный жилищный кредит в банке, на приобретение или строительство жилого помещения в размере до 200,0 тысяч рублей.
47. В целях улучшения демографической ситуации в регионе устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума на третьего и последующего ребенка, рожденного после 31 декабря 2012 года, до достижения им возраста трех лет семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины среднедушевого дохода по Костромской области.
48. Также в Костромской области многодетным семьям бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства.
49. В рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Костромской области ведется целенаправленная работа по созданию условий, обеспечивающих право ребенка жить и воспитываться в семье, в том числе по профилактике социального сиротства, развитию различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
50. Социальная поддержка детей и семей осуществляется путем развития семейнозамещающих форм устройства детей-сирот. Президентом Российской Федерации поставлена цель совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот.
Пункт 51 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
51. Ежегодно в регионе уменьшается количество детей-сирот. В 2009 году их число составляло 2 514 детей, в 2018 году - 1 685 детей.
52. Наибольшее количество детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области выявлено в 2005 году - 730 человек, количество детей, устроенных в семейно-замещающие формы, не превышало 50 процентов.
53. В целях преломления кризисной ситуации в регионе была разработана нормативная база, определяющая правовые основы улучшения социально-экономического положения семей с детьми и защиты прав детей-сирот, а также развитие и укрепление института семейных форм устройства.
Пункт 54 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
54. Благодаря принимаемым мерам доля детей, воспитывающихся в семейнозамещающих формах устройства, ежегодно увеличивается. По состоянию на 1 июля 2019 года в 458 приемных семьях воспитывается 789 детей, в 594 семьях опекунов (попечителей) - 722 ребенка.
Пункт 55 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
55. Проводимая в регионе семейная политика привела к снижению потребности в стационарном обслуживании несовершеннолетних.
56. В качестве стратегического ответа на складывающуюся ситуацию в регионе было сокращено количество социозащитных учреждений для несовершеннолетних с 30 до 14 единиц, закрыты 2 общеобразовательные школы-интерната для детей-сирот, 2 детских дома.
Пункт 57 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
57. Система социозащитных учреждений для несовершеннолетних и учреждений для детей-сирот в Костромской области представлена:
1 домом ребенка;
6 центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей (один из них негосударственный);
1 домом-интернатом для умственно отсталых детей;
8 социально-реабилитационными центрами.
Пункт 58 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
58. В соответствии с программой оптимизации сети учреждений для несовершеннолетних детские дома перепрофилированы в Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Пункт 59 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
59. В Центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителям, разработаны программы подготовки детей к передаче в замещающие семьи.
Пункт 60 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
60. Осуществлен перевод детей, оставшихся без попечения родителей, из школ-интернатов в центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, организовано обучение их по месту жительства в общеобразовательных организациях, имеющих лицензирование образовательной деятельности по общеобразовательным программам основного общего образования для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья VII-VIII видов. Инклюзивное образование и совместное воспитание детей с различными возможностями здоровья направлены на успешную социализацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Пункт 61 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
61. В системе государственных учреждений по состоянию на 1 июля 2019 года воспитывается 157 детей-сирот.
62. Как альтернатива учреждениям, прекратившим свою деятельность, в регионе организована работа служб сопровождения семьей во всех муниципальных образованиях области. В целях координации их деятельности в 2008 году в области начал работать ресурсный центр по сопровождению замещающих семей.
Пункт 63 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
63. В настоящее время в области осуществляют свою деятельность 26 служб сопровождения замещающих семей, в функции которых входит: обеспечение информированности населения о возможности принять ребенка на воспитание в семью и о детях, нуждающихся в устройстве, консультирование и обучение замещающих родителей, обеспечение психолого-педагогической и социально-правовой помощи замещающим родителям, работа с выпускниками государственных учреждений.
64. Основными направлениями деятельности специалистов служб по работе с выпускниками детских домов и школ-интернатов являются ведение учета (персонифицированный банк данных выпускников в возрасте 18 - 23 лет, проживающих на территории Костромской области), оказание различных видов помощи (социально-педагогической, психологической, юридической), поддержка в кризисных ситуациях. В работе с выпускниками используются инновационные технологии: "социально-образовательный лифт" и "низкопороговый клуб", что позволяет обеспечивать успешную социализацию выпускников.
65. Органы власти региона для решения проблем защиты детства активно привлекают к этому направлению деятельности общественность, взаимодействуют с различными фондами. За последние годы в области накоплен положительный опыт формирования единого социально-реабилитационного пространства за счет участия в реализации социально-значимых проектов совместно с некоммерческими и благотворительными фондами: Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Костромским филиалом некоммерческого благотворительного фонда "Надежда", Общероссийским общественным благотворительным фондом "Российский детский фонд", некоммерческой организацией "Благотворительный фонд "Будущее сейчас", Благотворительным детским фондом "Виктория", фондом им. Марины Гутерман, некоммерческой организацией Благотворительный фонд "АиФ. Доброе сердце", некоммерческой организацией "Благотворительный фонд Святителя Василия Великого".
Постановлением администрации Костромской области от 4 февраля 2017 г. N 28-а в пункт 66 настоящего приложения внесены изменения
66. На базе государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Костромской области "Ченцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" создана опытно-экспериментальная площадка по разработке методик оказания услуг выпускникам учреждений. На базе государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Костромской области "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" реализуется проект "Ты не один!", софинансируемый Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках данного проекта предусмотрена разработка системы наставничества с привлечением волонтеров-студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Костромской государственный университет".
67. В целях обеспечения стабильности института замещающей семьи, предотвращения возвратов детей в учреждения с 2005 года в регионе ведётся подготовка граждан, желающих принять ребёнка в семью.
Пункт 68 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
68. Курсовая подготовка в объеме 80 учебных часов проводится на базе 15 служб сопровождения, где имеются наиболее квалифицированные специалисты.
Пункт 69 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
69. Костромская область приняла участие в пилотном проекте Министерства образования и науки Российской Федерации по апробации и внедрению программ психологического тестирования кандидатов в замещающие родители. 77 процентов семей, принявших на воспитание детей в 2013 году, прошли психологическое тестирование. С 2014 года психологическое тестирование проходят все кандидаты в замещающие родители.
70. В Костромской области сформирована единая система сопровождения семей различных категорий, которая состоит из исполнительных органов государственной власти, организаций разной ведомственной принадлежности, общественных организаций и благотворительных фондов.
71. Для организации эффективной помощи семьям с детьми, нуждающимся в социальной реабилитации, проводятся обучающие семинары и курсы переподготовки и повышения квалификации для специалистов учреждений и сельских поселений, сопровождающих семьи, в том числе по внедрению инновационных технологий и методов реабилитации семей и детей. Активно используются такие инновационные технологии, как раннее вмешательство в кризисную ситуацию в семье, активная поддержка родителей, ответственное родительство.
72. Благодаря данной системе достигается основной результат работы - снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, и увеличение количества детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях в Костромской области.
Пункт 73 изменен с 14 ноября 2017 г. - Постановление администрации Костромской области от 13 ноября 2017 г. N 415-а
73. Отдельным звеном необходимо выделить обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа. Данное направление является проблемой для Костромской области, как и для ряда других регионов.
Пункт 74 изменен с 13 ноября 2018 г. - Постановление администрации Костромской области от 12 ноября 2018 г. N 457-а
74. С целью временного приюта выпускников учреждений для детей-сирот на период ожидания предоставления им жилой площади в регионе функционирует социальная гостиница.
Пункт 75 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
75. Социальная поддержка детей и семей осуществляется путем развития мер профилактики социального неблагополучия семей. В системе социальной защиты населения Костромской области работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляют 25 отделений психолого-педагогической помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения Костромской области и отделение профилактики безнадзорности государственного казенного учреждения "Костромской областной Центр социальной помощи семье и детям" (далее - отделения).
Пункт 76 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
76. Основными направлениями деятельности специалистов отделений является сопровождение семей, нуждающихся в социальной реабилитации, и оказание адресной социально-правовой и медико-психолого-педагогической помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении.
Пункт 77 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
77. В целях координации деятельности отделений на муниципальном уровне, методического сопровождения их деятельности и оказания семьям комплекса социальных услуг на базе государственного казенного учреждения "Костромской областной Центр социальной помощи семье и детям" создан Ресурсный центр реабилитации кровных и сопровождения замещающих семей (далее - Ресурсный центр).
Пункт 78 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
78. Ресурсный центр осуществляет ведение единого персонифицированного банка данных семей, находящихся в социально опасном положении, который формируется с учетом оперативной информации всех субъектов системы. Создание банка данных позволило проводить его качественный анализ для принятия своевременных мер оперативного реагирования, осуществлять межведомственное статистическое наблюдение, повысить достоверность сведений.
79. Утратил силу с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
Пункт 80 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
80. Количество семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете, по состоянию на 1 июля 2019 года увеличилось по сравнению с 2017 годом на 48 процентов.
Пункт 81 изменен с 16 июня 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 15 июня 2020 г. N 242-а
Изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
81. По состоянию на 1 июля 2019 года на учете в отделениях состоят 609 семей, находящихся в категории "социально опасное положение", в которых воспитывается 1 301 ребенок (на 1 июля 2018 года - 492 семьи, 1 014 детей). Рост количества семей, находящихся в социально опасном положении, связан с переводом семей из категории "группа риска" в категорию "социально опасное положение" и в связи с постановкой семей в категорию "социально опасное положение", привлеченных к административной ответственности по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пункт 82 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
82. За 1 полугодие 2019 года количество семей, снятых с учета в связи с улучшением обстановки в семье, от общего количества семей, состоящих на учете в социально опасном положении, составляет 211 семей (аналогичный период прошлого года - 123 семьи).
Пункт 83 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
83. Доля детей, возвращенных в кровные семьи после реабилитации в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, на 1 июля 2019 года составляет 50,1 процента.
Постановлением администрации Костромской области от 4 февраля 2017 г. N 28-а в пункт 84 настоящего приложения внесены изменения
84. Для разработки и апробации технологий реабилитационной и профилактической работы с семьей и детьми, отвечающих социальным потребностям региона, на базе социозащитных учреждений при научной поддержке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Костромской государственный университет" организована деятельность опорных и пилотных площадок.
85. За время работы пилотных площадок количество семей, находящихся в социально опасном положении, на территории которых расположены пилотные площадки, стабильно снижается.
86. Социальная поддержка семей с детьми осуществляется путем обеспечения отдыха детей и их оздоровления.
Пункт 87 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
87. В Костромской области проживает 71 116 детей школьного возраста. Вопросы повышения качества отдыха детей и их оздоровления, удовлетворенности населения услугами по организации отдыха детей и их оздоровления определены как приоритетные направления государственной социальной политики. В регионе ежегодно возрастает количество детей, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления.
Пункт 88 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
88. Удалось повысить качество отдыха детей и их оздоровления и увеличить охват детей, нуждающихся в оздоровлении. Если в 2010 году отдыхом и оздоровлением было охвачено 55,2 процента от общей численности детей школьного возраста, то в 2018 году - 56,8 процента.
Пункт 89 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
89. В 2019 году на территории Костромской области функционируют 258 организаций отдыха детей и их оздоровления.
Пункт 90 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
90. Отдых детей и их оздоровление в Костромской области осуществляется в санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия на базах 7 санаториев, 11 загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, в 227 детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием на базах комплексных центров социального обслуживания населения и общеобразовательных организаций муниципальных образований Костромской области, 13 профильных лагерей.
Пункт 91 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
91. В реконструкции зданий, инженерных сетей, расширении инфраструктуры и укреплении ресурсной базы нуждаются 65 процентов загородных лагерей отдыха и оздоровления детей. Ежегодно растет потребность в загородном отдыхе.
92. Необходимо принимать меры для сохранения и развития существующей системы детского отдыха детей и их оздоровления, повышения удовлетворенности населения услугами по организации отдыха и оздоровления. Требуют внимания вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического и противопожарного состояния, благоустройства территории.
93. В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2010 года решение вопросов организации и обеспечения отдыха детей и их оздоровления отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Постановлением администрации Костромской области от 13 мая 2016 г. N 152-а в пункт 94 настоящего приложения внесены изменения
94. Уполномоченным органом, ответственным за организацию и проведение детской оздоровительной кампании определен департамент по труду и социальной защите населения Костромской области. Сформирована необходимая нормативная правовая база, установлены категории детей, имеющих право на бесплатное и льготное предоставление путевок в организациях отдыха детей и их оздоровления, определены механизмы финансирования мероприятий по отдыху детей и их оздоровлению, стоимость путевок, порядок их предоставления и оплаты.
95. Государственная политика в области социальной защиты детей-инвалидов и семей их воспитывающих, осуществляется в соответствии с федеральными и региональными нормативными актами и путем предоставления социальных услуг.
Пункт 96 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
96. По состоянию на 1 августа 2019 года на территории Костромской области проживает 2 312 детей-инвалидов, что составляет 1,8 процента от общего количества детей, проживающих на территории Костромской области. С 2016 года количество детей-инвалидов увеличилось на 2,5 процента (2016 год - 2 193 ребенка, 2017 год - 2 237 детей, 2018 год - 2 286 детей).
Пункт 97 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
97. По результатам мониторинга предоставления социальных услуг детям-инвалидам (приказ департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 20 апреля 2016 года N 287 "О формировании и ведении базы данных детей-инвалидов и подготовки информации по оказанию социальных услуг детям-инвалидам и родителям, воспитывающим детей инвалидов") установлено, что комплексными центрами социального обслуживания населения оказаны услуги для 2 225 человек, что составляет 96 процентов от общего количества детей-инвалидов, проживающих на территории Костромской области.
98. В системе социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области функционирует три специализированных учреждения для оказания комплексных социальных услуг детям, указанной категории:
1) государственное казенное учреждение "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Лесная сказка" (далее - Центр "Лесная сказка");
2) государственное казенное учреждение "Первомайский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - Первомайский детский дом);
3) областное государственное казенное учреждение Романовский реабилитационный Центр инвалидов Костромской области (далее - Романовский Центр).
99. В Центре "Лесная сказка" ежегодно проходят реабилитацию более 750 детей, в том числе: 240 детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями умственного развития, из них 119 детей группы "Мать и дитя" и 510 детей с хроническими заболеваниями. Специалистами Центра "Лесная сказка" внедряются инновационные формы и технологии реабилитации детей-инвалидов, способствующие обеспечению непрерывного процесса реабилитации и оказанию реабилитационных услуг детям в возрасте до 3 лет.
Пункт 100 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
100. Стационарное обслуживание детей-инвалидов в Костромской области осуществляется Первомайским детским домом по основным блокам: медицинское обслуживание, воспитание и обучение, социокультурная реабилитация, реабилитация средствами физической культуры. Учреждение рассчитано для проживания 100 детей, имеющих различные заболевания центральной нервной системы, подавляющее большинство которых составляют больные, страдающие выраженной и глубокой умственной отсталостью.
101. Романовский Центр, основная цель которого - реабилитация и социальная поддержка инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, максимально возможное развитие жизненного потенциала человека, имеющего стойкие отклонения в состоянии здоровья за счет обеспечения оптимального режима функционирования физических и духовных возможностей, осуществляет реабилитацию инвалидов средствами адаптивной физической культуры.
Постановлением администрации Костромской области от 15 мая 2017 г. N 187-а в пункт 102 настоящего приложения внесены изменения
102. Также на территории Костромской области семьи, имеющие детей-инвалидов, могут получить социальные услуги по месту жительства. Отделения психолого-педагогической помощи семье и детям при комплексных центрах социального обслуживания населения оказывают услуги детям-инвалидам в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52143-2013 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг".
Постановлением администрации Костромской области от 23 марта 2015 г. N 101-а пункт 103 раздела II настоящего приложения изложен в новой редакции
103. Одним из факторов эффективной организации реабилитационной работы является обеспечение межведомственного взаимодействия органов социальной защиты с образовательными организациями, медицинскими организациями, учреждениями культуры, службами занятости и отделениями Пенсионного фонда.
Постановлением администрации Костромской области от 23 марта 2015 г. N 101-а в пункт 104 раздела II настоящего приложения внесены изменения
104. Кроме того, к работе с детьми-инвалидами и семьями, их воспитывающими, привлекаются волонтеры из числа студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, что позволяет внедрить в процесс реабилитации инновационные технологии работы.
105. В то же время, несмотря на достигнутые позитивные результаты, нерешенным остается ряд проблем в семьях с детьми:
1) сохраняется проблема бедности среди семей с детьми. При этом для многодетных семей и неполных семей характерны наивысшие уровни риска и глубины бедности. Уровень потребительских расходов в многодетных семьях гораздо выше семей, воспитывающих 1 - 2 детей. Требуют особого внимания меры, направленные на экономическую поддержку семей, в том числе адресную помощь.
2) неукомплектованность кадрового состава специалистов служб, осуществляющих работу с семьями различных категорий; ограниченность территории социального партнерства; недостаточная материально-техническая база учреждений, осуществляющих сопровождение целевой категории семей и детей; низкий уровень устройства в семьи граждан детей, имеющих инвалидность, братьев и сестёр, детей старше 10 лет;
3) утратил силу с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
4) увеличивается спрос на получение услуг по организации и обеспечению отдыха детей и их оздоровления, преимущественно, в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей в летний период. При этом в период с 2010 года по 2012 год отмечается отрицательная тенденция развития и сокращение организаций детского отдыха и оздоровления.
5) не представляется возможным обеспечить 100 процентный охват социальными услугами детей-инвалидов, проживающих в регионе, в связи с регулярным увеличением их численности.
Постановлением администрации Костромской области от 23 марта 2015 г. N 101-а в пункт 106 раздела II настоящего приложения внесены изменения
106. В Костромской области действует многопрофильная сеть организаций социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социальной защиты населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии.
107. Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания - путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации - гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного возраста и занятий, детям-сиротам, детям, отстающим в развитии, беженцам и вынужденным переселенцам и др.
108. Мероприятия по организации социального обслуживания населения в социозащитных учреждениях и деятельности учреждений реализуются в подпрограмме "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" к настоящей Госпрограмме.
109. Социальное обслуживание населения, как составная часть социальной поддержки населения, представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Пункт 110 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
110. В Костромской области сфера социального обслуживания представлена 67 организациями: 26 комплексных центров социального обслуживания населения, 3 дома-интерната общего типа, 4 дома-интерната психоневрологического типа, 1 геронтологический центр, 1 специальный дом-интернат, 1 дом-интернат для умственно отсталых детей, 8 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 5 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, 1 центр социальной помощи семье и детям, 1 реабилитационный центр инвалидов и 15 негосударственных организаций.
111. Утратил силу с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
Пункт 112 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
112. В Костромской области проживает более 180 тысяч граждан пожилого возраста, что составляет 28,2 процента от числа всех жителей, при этом лиц в возрасте 80 лет и старше - 3,8 процента.
Пункт 113 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
113. В общей численности населения региона женское население старше трудоспособного возраста преобладает над мужским и составляет соответственно 71,4 процента и 28,6 процента.
Пункт 114 изменен с 1 января 2020 г. - Постановление администрации Костромской области от 2 декабря 2019 г. N 471-а
114. Доля лиц старше трудоспособного возраста в 2010 году составляла 24,5 процента от числа населения Костромской области, в 2011 году - 25,0 процентов, в 2012 году - 25,4 процента, в 2013 году - 25,9 процента, в 2014 году - 26,5 процента, в 2015 году - 27,1 процента, в 2016 году - 27,6 процента, в 2017 году - 28,1 процента.
115. Численность граждан пожилого возраста стабильно растет, что требует дополнительных затрат на социальное обеспечение. При таких обстоятельствах необходимо с
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.