Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
14. Несмотря на положительные результаты, достигнутые в ходе реализации в Костромской области пяти программ по улучшению условий и охраны труда, в целом ситуация с обеспечением безопасности труда в организациях Костромской области остается сложной. Высок уровень профессиональных рисков, связанных с наличием рабочих мест, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, оборудования, физически и морально устаревшего, не соответствующего требованиям безопасности.
15. По данным ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, на 1 января 2008 года в области зарегистрирована 21224 организации, на которых трудится 303869 человек. Более половины работающего населения составляют женщины. За период с 2005 года по 2007 год численность занятого населения в организациях области соответственно составляла в 2005 году - 305932 человека, в 2006 году - 307456 человек, в 2007 году - 303869 человек.
16. В 2007 году Государственной инспекцией труда в Костромской области выявлено 6355 нарушений законодательства о труде и охране труда (в 2006 году - 6232, в 2005 году - 6929). Приостановлена эксплуатация 13 единиц технологического оборудования, не отвечающего требованиям стандартов безопасности труда, правилам и нормам охраны труда.
Сокращение выявленных нарушений законодательства о труде и охране труда (таблица 1) подтверждает эффективность мер, принимаемых администрацией Костромской области, органами надзора и контроля по профилактике травматизма и заболеваемости на производстве, обеспечению работодателями здоровых и безопасных условий труда работников организаций.
В 2007 году подвергнуто штрафу 287 должностных лиц (в 2006 году - 250, в 2005 году - 250), виновных в нарушении законодательства Российской Федерации об охране труда и других нормативных актов по охране труда, на общую сумму 567,5 тыс. рублей. В органы прокуратуры направлено в 2007 году 23 материала для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в несчастных случаях на производстве (смертельных, групповых, тяжелых) (в 2006 году - 28, в 2005 году - 141), в 2007 году возбуждено 5 уголовных дел (в 2006 году - 4, в 2005 году - 3), в 2005 году осужден 1 человек.
Таблица 1
Отдельные показатели по Государственной инспекции труда в Костромской области за 2000-2007 годы
N п/п | Наименование показателей | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Проверено организаций | 917 | 863 | 850 | 792 | 826 | 709 | 627 |
2. | Выявлено нарушений условий и охраны труда |
5084 | 7920 | 8996 | 6603 | 6929 | 6232 | 6355 |
3. | В среднем в каждой организации выявлено нарушений условий и охраны труда |
5,5 | 9,2 | 10,6 | 8,3 | 8,4 | 8,8 | 10,1 |
4. | Приостановлена эксплуатация: | |||||||
производственных подразделений | 16 | 6 | 4 | 3 | 3 | 0 | 0 | |
единиц технологического оборудования, не отвечающего требованиям стандартов безопасности труда, правилам и нормам охраны труда |
232 | 287 | 540 | 427 | 101 | 4 | 13 | |
5. | Подвергнуто штрафу: | |||||||
человек | 341 | 318 | 352 | 272 | 250 | 250 | 287 | |
на общую сумму (тыс. рублей) | 412,6 | 396,7 | 450,3 | 335,8 | 351,6 | 381,7 | 567,5 | |
6. | Направлено в органы прокуратуры материалов для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в допущенных несчастных случаях на производстве (смертельных, групповых, тяжелых) |
260 | 290 | 281 | 263 | 141 | 28 | 23 |
7. | Возбуждено уголовных дел | 3 | 9 | 5 | 7 | 3 | 4 | 5 |
8. | Осуждено, человек | - | - | - | - | 1 | - | - |
17. Сравнительный анализ по количеству несчастных случаев свидетельствует об уменьшении (на 13%) количества несчастных случаев в 2007 году по сравнению с 2006 годом и уменьшении (на 1%) количества несчастных случаев со смертельным исходом. Динамика производственного травматизма в организациях области показана в таблице 2, диаграммах 1, 2.
Таблица 2
Динамика производственного травматизма в организациях Костромской области (по данным Костромастат)
2000 г | 2001 г | 2002 г | 2003 г | 2004 г | 2005 г | 2006 г | 2007г | |
Число пострадавших на производстве, человек всего из них: женщин подростков до 18 лет |
1750 337 6 |
1473 290 9 |
1104 268 4 |
870 197 5 |
695 189 - |
564 149 3 |
527 136 2 |
460 110 1 |
Число пострадавших со смертельным исходом, человек всего |
22 |
34 |
25 |
32 |
19 |
17 |
21 |
19 |
Диаграмма 1
Количество несчастных случаев на производстве в организациях Костромской области по годам
"Количество несчастных случаев на производстве в организациях Костромской области по годам"
Диаграмма 2
Распределение коэффициента производственного травматизма в организациях Костромской области по годам
"Распределение коэффициента производственного травматизма в организациях Костромской области по годам"
По сравнению с 2000 годом, численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более снизилась с 10,0 до 3,5 в 2007 году (численность пострадавших на 1000 работающих). Из общего числа пострадавших в 2007 году 23,9 % составили женщины (110 человек) и 0,2 % - подростки в возрасте до 18 лет (1 человек).
18. Среди субъектов Центрального федерального округа в 2006 году Костромская область была вместе с Ивановской областью на последнем месте - 3,9 (по численности пострадавших на 1000 работающих). В 2007 году в Костромской области снизился показатель производственного травматизма до 3,5, по сравнению с Владимирской областью (3,6) и Ивановской областью (3,8), и это с учетом того, что Костромская область, единственная из Центрального федерального округа, занимается лесозаготовкой и деревопереработкой, в которой уровень производственного травматизма один из самых высоких из всех видов экономической деятельности.
Таблица 3
Сравнительные показатели производственного травматизма со смертельным исходом (по данным Костромастат)
Наименование показателя |
2005 год | 2006 год | 2007 год | ||||||
Костромская область |
ЦФО | Россия | Костромская область |
ЦФО | Россия | Костромская область |
ЦФО | Россия | |
Всего случаев | 564 | 15804 | 77744 | 527 | 14472 | 70430 | 460 | 13900 | 66055 |
в т.ч. со смертельным исходом |
17 | 648 | 3091 | 21 | 579 | 2881 | 19 | 544 | 2986 |
Число пострадавших на 1000 работающих |
4,4 | 2,6 | 3,1 | 3,9 | 2,4 | 2,9 | 3,5 | 2,3 | 2,7 |
Число погибших на 1000 работающих |
0,133 | 0,107 | 0,124 | 0,155 | 0,095 | 0,118 | 0,144 | 0,090 | 0,124 |
Диаграмма 3
Основные показатели производственного травматизма по регионам Центрального федерального округа Российской Федерации за 2007 год (по данным Костромастат)
"Основные показатели производственного травматизма по регионам Центрального федерального округа Российской Федерации за 2007 год (по данным Костромастат)"
19. Основными видами происшествий, вследствие которых произошли несчастные случаи, по-прежнему высокими остаются "воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей" - 32,6 %, "падение, обрушения, обвалы предметов, материалов, земли т.п." - 18,3%, "падение пострадавшего с высоты" - 12,8%. По несчастным случаям со смертельным исходом - "падение пострадавшего с высоты" - 26,3%, "дорожно-транспортное происшествия" - 21,1%. По-прежнему среди причин гибели работников преобладают причины организационного характера - 21,1%.
Таблица 4
Распределение пострадавших по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев за 2007 год (по данным Костромастат)
Всего | из них со смертельным исходом |
|
Всего пострадавших | 460 | 19 |
из них - пострадавшие по основным видам происшествий, приведших к несчастному случаю: |
||
дорожно-транспортное происшествие | 30 | 4 |
падение пострадавшего с высоты | 59 | 5 |
падение, обрушения, обвалы предметов, материалов, земли т.п. |
84 | 1 |
воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей |
150 | 2 |
поражение электрическим током | 4 | 2 |
воздействие экстремальных температур | 10 | 1 |
воздействие вредных веществ | 7 | - |
воздействие ионизирующих излучений | - | - |
физические перегрузки | 2 | - |
повреждения в результате контакта с животными, насекомыми и пресмыкающимися |
15 | 1 |
утопление | - | - |
убийство | 2 | 2 |
повреждение при стихийных бедствиях | - | - |
прочие | 97 | 1 |
из них - пострадавшие по причинам несчастных случаев: |
||
конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования |
24 | 2 |
эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования |
15 | 1 |
несовершенство технологического процесса | 15 | - |
нарушение технологического процесса | 46 | 2 |
нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств |
26 | 1 |
нарушение правил дорожного движения | 13 | 2 |
неудовлетворительная организация производства работ | 35 | 4 |
неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест |
24 | - |
неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территорий |
12 | - |
недостатки в обучении безопасным приемам труда | 27 | - |
неприменение средств индивидуальной защиты | 21 | 1 |
неприменение средств коллективной защиты | 1 | - |
нарушение трудовой и производственной дисциплины | 28 | 2 |
использование рабочего не по специальности | 10 | - |
прочие | 163 | 4 |
Диаграмма 4
Структура пострадавших по основным видам происшествий, приведших к несчастному случаю, за 2004 и 2007 год
"Структура пострадавших по основным видам происшествий, приведших к несчастному случаю, за 2004 и 2007 год"
Диаграмма 5
Структура пострадавших по причинам несчастных случаев, за 2004 и 2007 год
"Структура пострадавших по причинам несчастных случаев, за 2004 и 2007 год"
20. На диаграмме 6 показано распределение общего производственного травматизма по основным отраслям экономики за период 2007 года.
Результаты статистического наблюдения свидетельствуют, что наибольшему риску получить производственную травму были подвержены работники, обрабатывающие древесину и производящие изделия из дерева (209), работники сельского и лесного хозяйства (118), (в данную группу входит лесозаготовка), а также работники строительства (40).
Диаграмма 6
Распределение числа пострадавших по видам экономической деятельности в 2007 году
"Распределение числа пострадавших по видам экономической деятельности в 2007 году"
21. Взаимосвязь между вложением средств на мероприятия по охране труда и числом несчастных случаев на производстве отражена на диаграмме 7. На проведение мероприятий по созданию безопасных условий труда всего по области было израсходовано 459 млн. рублей. В расчете на одного работающего приходилось 2042,2 рублей (в 2000 году - 546,9 рублей).
Диаграмма 7
Зависимость травматизма на производстве и средств, расходуемых на улучшение охраны и условий труда в организациях различных отраслей экономики Костромской области, за 2007 год
"Зависимость травматизма на производстве и средств, расходуемых на улучшение охраны и условий труда в организациях различных отраслей экономики Костромской области, за 2007 год"
22. Выводы:
Таким образом, оценка сложившейся ситуации позволит еще раз обозначить круг проблем в сфере условий и охраны труда работающего населения Костромской области:
1) отсутствие в организациях нормативной документации по охране труда;
2) неудовлетворительная организация обучения и проверки знаний по охране труда, непроведение инструктажей по безопасности труда;
3) невыполнение работодателем необходимых организационных мероприятий по обеспечению безопасных условий труда для непосредственных исполнителей работ;
4) старение и износ технологического оборудования, машин и механизмов.
Данные проблемы сохраняются, препятствуют позитивному процессу и определяют основные направления при формировании мероприятий Программы по охране труда.
Решение проблем требует усилий не только самих предприятий, но, в первую очередь, государства в развитии нормативной базы, системы мер по стимулированию обновления основных фондов, принятия государственной программы по охране труда.
23. Основные причины производственного травматизма носят организационный характер, а именно - правовая безграмотность отдельных руководителей и самих работников в вопросах охраны труда, низкий уровень профессиональной подготовки, неудовлетворительная организация производства работ, необеспеченность сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты, грубые нарушения трудовой и производственной дисциплины и отсутствие общепринятой нормы безопасного поведения на производстве. Важное место в этом отношении принадлежит организации проведения всех видов обучения по охране труда, в том числе приемам и навыкам оказания догоспитальной медицинской помощи с использованием новых информационных технологий, внедрения в жизнь смотров-конкурсов состояния условий и охраны труда в организациях, которые по своей сути являются возрождением трудового соперничества коллективов и способствуют пропаганде передовых форм и методов организации безопасной работы по охране труда. Необходимо качественное улучшение информационного обеспечения охраны труда, особенно на уровне муниципальных образований, для принятия эффективных управленческих решений и формирования нормативной базы по охране и условиям труда, адаптированной к современным условиям.
24. Высокие показатели утраты профессиональной трудоспособности и уровня инвалидизации пострадавших определяют значительные затраты государства на отдельные виды страховых выплат (единовременные и ежемесячные выплаты пострадавшим, дополнительные виды помощи на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию). В связи с этим требуется уделять пристальное внимание работе по оценке профессиональных рисков, в том числе на основе повышения качества инструментальных замеров параметров производственной среды при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификаций на соответствие нормативным требованиям охраны и безопасности труда. Необходимо улучшать выявляемость профессиональных заболеваний среди трудящихся, особенно на ранних стадиях, путем повышения качества периодических и углубленных медицинских осмотров.
25. Программа по охране труда, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере условий и охраны труда в Костромской области, позволит планомерно проводить работу в области улучшения условий труда и сохранения здоровья работающего населения области, снижения травматизма и заболеваемости на производстве, а также материальных потерь общества, связанных с их последствиями. Программа предусматривает необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели, - обеспечения прав работающих на безопасный труд, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.