Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Костромской области от 3 августа 2009 г. N 295-а настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
Программа
содействия занятости населения Костромской области на 2009-2010 годы
(утв. постановлением администрации Костромской области от 16 февраля 2009 г. N 63-а)
3 августа 2009 г.
I. Паспорт Программы
1. Наименование Программы - "Программа содействия занятости населения Костромской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа).
2. Основание разработки Программы - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
3. Государственный заказчик Программы - администрация Костромской области.
4. Основной разработчик Программы - департамент государственной службы занятости населения Костромской области.
5. Координатор Программы - департамент государственной службы занятости населения Костромской области.
6. Исполнители программных мероприятий:
1) департамент государственной службы занятости населения Костромской области;
2) областные государственные учреждения центры занятости населения.
7. Цель Программы - повышение эффективности занятости населения Костромской области, обеспечение экономики области необходимыми кадрами, а население - подходящей работой и гарантированной государством защитой от безработицы.
8. Задачи Программы:
1) расширение спектра, увеличение масштабов и повышение качества предоставляемых услуг в области содействия занятости;
2) повышение эффективности реализуемых мер активной политики содействия занятости населения;
3) снижение дефицита кадров в экономике на основе эффективного взаимодействия с работодателями;
4) сближение в профессионально-квалификационном разрезе спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Костромской области;
5) оптимизация привлечения иностранной рабочей силы.
9. Сроки и этапы реализации Программы - 2009-2010 годы, реализуется в два этапа:
1) 1 этап - 2009 год;
2) 2 этап - 2010 год.
10. Основные мероприятия Программы согласно приложению N 1 к настоящей Программе:
1) развитие качества рабочей силы;
2) содействие трудоустройству населения;
3) регулирование трудовой миграции;
4) содействие занятости сельского населения;
5) осуществление деятельности по организации направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
6) осуществление социальных выплат безработным гражданам.
11. Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования составляет 589026,7 тыс. руб., в том числе:
1) средства федерального бюджета, поступающие в форме субвенций бюджету Костромской области, - 512777,7 тыс. руб.;
2) средства местных бюджетов - 42191,0 тыс. руб.
3) средства работодателей - 34058,0 тыс. руб.
12. Ожидаемые конечные результаты Программы - предоставление государственных услуг по:
1) профессиональной ориентации граждан - 27,5 тыс. чел., в т.ч. в 2009 г. - 13,5 тыс. чел., в 2010 г. - 14,0 тыс. чел.;
2) психологической поддержке безработных граждан - 2,3 тыс. чел., в т.ч. в 2009 г. - 1,1 тыс. чел., в 2010 г. - 1,2 тыс. чел.;
3) профессиональной подготовке, повышению квалификации безработных граждан - 4,1 тыс. чел., в т.ч. в 2009 г. - 2,0 тыс. чел., в 2010 г. - 2,1 тыс. чел.;
4) социальной адаптации - 2,95 тыс. чел., в т.ч. в 2009 г. - 1,45 тыс. чел., в 2010 г. - 1,50 тыс. чел.;
5) организации проведения оплачиваемых общественных работ - 5,75 тыс. чел., в т.ч. в 2009 г. - 2,75 тыс. чел., в 2010 г. - 3,0 тыс. чел.;
6) организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время - 13,9 тыс. чел., в т.ч. в 2009 г. - 6,9 тыс. чел., в 2010 г. - 7,0 тыс. чел.;
7) организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 0,4 тыс. чел., в т.ч. в 2009 г. - 0,19 тыс. чел., в 2010 г. - 0,21 тыс. чел.;
8) организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, - 0,095 тыс. чел., в т.ч. в 2009 г. - 0,045 тыс. чел., в 2010 г. - 0,05 тыс. чел.;
9) содействию самозанятости безработных граждан - 0,075 тыс. чел., в т.ч. в 2009 г. - 0,035 тыс. чел., в 2010 г. - 0,04 тыс. чел.;
10) содействию в поиске подходящей работы и трудоустройству 39,5 тыс. чел., в т.ч. в 2009 г. - 19,5 тыс. чел., в 2010 г. - 20,0 тыс. чел.;
11) обеспечению социальной поддержки безработных граждан - 67,4 тыс. чел., в т.ч. в 2009 г. - 33,7 тыс. чел., в 2010 г. - 33,7 тыс. чел.
13. Социально-экономическая эффективность Программы выразится в недопущении роста регистрируемой безработицы уровня 2,2 процентов на конец 2009-2010 годов.
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
14. Программа необходима для комплексного подхода к решению проблем рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и др.), способствующих обеспечению продуктивной занятости населения в соответствии с его потребностями в рабочих местах.
15. Рынок труда Костромской области развивался под влиянием складывающейся социально-экономической ситуации.
16. За последние годы в области происходят положительные изменения в сфере труда и занятости населения, которые непосредственно связаны с динамикой роста основных экономических показателей, оживлением предпринимательской активности населения. Растут объемы промышленного производства и увеличиваются инвестиции в основной капитал, интенсивно создаются новые производственные мощности и рабочие места, применяются новые технологии и научные разработки.
17. По оценке, валовый региональный продукт за 2008 год увеличился на 2 процента. В структуре валового регионального продукта более 30 процентов занимает промышленное производство, около 15 процентов - сельское хозяйство, по 10 процентов приходится на оптовую и розничную торговлю, транспорт и связь. Эти сектора экономики оказывают главную роль на изменение валового регионального продукта.
18. В 2008 году в экономику области вложено более 15 млрд. рублей инвестиций.
19. В целях создания условий для развития малого бизнеса в области формируется инфраструктура поддержки малого предпринимательства, в 2007 году введен в эксплуатацию "Бизнес-инкубатор" Костромской области, осуществляет работу Ремесленная палата Костромской области.
20. В области отмечается рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в экономике. По итогам работы за 2008 год она составила 11 289,3 руб., что на 26,6 процентов выше 2007 года. В 2008 году величина прожиточного минимума в Костромской области составила 4 178 рублей и увеличилась по сравнению с 2007 годом на 21,2 процентов. Среднемесячная начисленная заработная плата обеспечивала 2,5 прожиточных минимума. В реальном исчислении заработная плата увеличилась на 10,5 процентов.
На рост заработной платы оказали влияние развитие экономики области, реализация мероприятий по легализации заработной платы и рост заработной платы работников бюджетной сферы.
21. Демографическая ситуация, сложившаяся в Костромской области, определяет ежегодное сокращение численности населения. За 3 года численность населения сократилась на 16,7 тыс. человек и составила, по предварительным данным, на 1 января 2009 года 692,3 тыс. чел. В то же время, в области наметились определенные позитивные изменения по основным показателям воспроизводства населения за счет роста рождаемости и уменьшения младенческой смертности. Естественная убыль населения за 3 года снизилась в 1,3 раза: 2006 год - 6278 чел., 2007 год - 4965 чел., 2008 год - 4709 чел. Миграционный отток населения также сокращается (2006 год - 501 чел., 2007 год - 201 чел., 2008 год - 30 чел).
22. За период с 2002 по 2007 год наблюдалась тенденция роста экономически активного населения области. В 2008 году численность экономически активного населения оставалась на уровне 2007 года и составила 377,0 тыс. человек (Рис. 1).
"Рис. 1. Динамика численности населения Костромской области за 2002-2008 годы"
Одновременно увеличилась экономическая активность населения области до 68 процентов и уровень занятости населения области составил 64,9 процентов от численности постоянного населения и 66,1 процентов от численности населения в возрасте от 15 до 72 лет.
Показатели экономической активности и занятости населения за период с 2007 по 2010 годы приведены в таблице 1 приложения N 2 к настоящей Программе.
23. Ситуация на рынке труда среди населения, занятого в экономике области по формам собственности, складывается таким образом, что ежегодно происходит перераспределение удельного веса в сторону увеличения занятых граждан в частном секторе экономики и сокращения численности занятых в государственной и муниципальной собственности.
В составе занятого населения 20,8 процентов (67,5 тыс. чел.) работают в обрабатывающем производстве, 14,6 процентов - в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, 11,8 процентов - в сельском и лесном хозяйстве, 9,9 процентов - в образовании, 8,8 процентов - в здравоохранении, 7,2 процентов - в транспорте и связи.
24. Общая численность безработных граждан в Костромской области, рассчитанная по методологии Международной Организации Труда, сократилась с 18,7 тыс. чел. в 2006 году до 12,3 тыс. человек в 2007 году. Уровень общей безработицы (отношение численности безработных граждан в целом по области к численности экономически активного населения), согласно таблице 2 приложения N 2 к настоящей Программе, сократился за тот же период с 5,0 процентов до 3,3 процентов.
25. Обстановка, сложившаяся на регистрируемом рынке труда Костромской области в 2008 году, характеризуется следующими данными (Рис. 2).
"Рис. 2. Динамика уровня регистрируемой безработицы в Костромской области за 2003-2008 годы"
В течение 2008 года областными государственными учреждениями центрами занятости населения (далее - центры занятости населения) были признаны безработными 10,5 тыс. чел., из них 5,6 тыс. чел. (53,5%) уволенных по собственному желанию и сокращению численности или штата. Численность безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения на начало 2008 года, составляла 4,3 тыс. чел., уровень официально регистрируемой безработицы - 1,15 процентов. На конец декабря 2008 года численность зарегистрированных безработных граждан составила 4,3 тыс. чел., уровень официально регистрируемой безработицы - 1,17 процентов.
Динамика общей и регистрируемой безработицы представлена в таблице 3 приложения N 2 к настоящей Программе.
26. В составе безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения, наибольший удельный вес - 68,7 процентов - составляют граждане в возрасте от 30 лет до предпенсионного возраста, а наименьший - 0,4 процента - молодежь в возрасте от 16 до 17 лет (Рис. 3).
"Рис. 3. Состав безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения Костромской области на 01 января 2009 года"
27. Состав безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения на 1 января 2009 года, по уровню образования представлен на рисунке 4.
"Рис. 4. Состав безработных граждан, состоящих на учете в областных государственных учреждениях центрах занятости населения на 01 января 2009 года"
28. В общем количестве безработных граждан женщины составляют 60,1 процентов, инвалиды - 17,6 процентов, молодежь в возрасте 16-29 лет - 21,0 процентов и жители сельской местности - 36,7 процентов (Рис. 5).
"Рис. 5. Состав безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения Костромской области на 01 января 2009 года"
29. В связи с нестабильной фазой экономического развития, начиная с ноября 2008 года, стала возрастать численность граждан, уволившихся из организаций области по различным основаниям (сокращение численности или штата, собственное желание, соглашение сторон) и обращающихся в центры занятости населения за содействием в трудоустройстве. Наибольший удельный вес - 46 процентов - среди граждан, признанных безработными, составили работники промышленных предприятий, 13 процентов - работники предприятий оптовой и розничной торговли.
30. В течение 2008 года количество вакансий, заявляемых работодателями в центры занятости населения, сократилось в 2 раза: с 5,4 до 2,5 тыс. единиц на конец декабря.
III. Прогноз ситуации в сфере занятости населения и на рынке труда Костромской области
31. Реализация настоящей Программы будет осуществляться на фоне сложной демографической ситуации, сложившейся в Костромской области. Наметившиеся определенные позитивные изменения по основным показателям воспроизводства населения приведут к сокращению естественной убыли населения.
32. В Костромской области сохраняется наивысший в Центральном федеральном округе уровень рождаемости. В 2008 году он составил 11,3 человека на одну тысячу населения. В области будет продолжаться сокращение численности населения, в том числе в трудоспособном возрасте. Предполагаемые темпы снижения численности постоянного населения несколько замедлятся и к концу прогнозируемого периода составят 0,3 процентных пункта (в 2008 году темп снижения численности составил 0,7 процентных пункта к предшествующему году).
33. Положительное влияние на демографическую ситуацию окажут реализация национальных проектов, меры по стимулированию рождаемости, профилактике и лечению заболеваний, совершенствованию системы охраны здоровья, материнства и детства, укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений области.
34. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 7 марта 2007 года и с целью улучшения демографической ситуации в Костромской области постановлением администрации Костромской области от 10 августа 2007 года N 199-а "О направлениях и основных мероприятиях по улучшению демографической ситуации в Костромской области на 2007-2010 годы" одобрены направления и основные мероприятия по улучшению демографической ситуации в Костромской области на 2007-2010 годы, одним из исполнителей которых (среди других ведомств) определена и государственная служба занятости населения Костромской области.
35. Целью проводимых мероприятий по улучшению демографической ситуации в Костромской области является снижение в 2007-2010 годах темпов естественной убыли населения и обеспечение, начиная с 2015 года, естественного прироста населения в области.
36. Прогнозируемый устойчивый экономический рост нашей области предполагает адекватное развитие социально-трудовой сферы. Положение на рынке труда будут определять позитивная экономическая ситуация, выверенные совместные действия социальных партнеров, усилия администраций городов, районов, департамента государственной службы занятости населения Костромской области и центров занятости населения (далее - органов службы занятости населения Костромской области), направленные на расширение продуктивной занятости, снижение социальной напряженности, повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов.
37. В сфере оплаты труда сохранится тенденция роста номинальной и реальной заработной платы. По прогнозу, в 2011 году номинальная среднемесячная начисленная заработная плата в целом по Костромской области возрастет к уровню 2007 года более чем в 2,5 раза. Реальная начисленная заработная плата, при условии сохранения прогнозируемых темпов инфляции, увеличится в 2011 году в 1,6 раза к уровню 2007 года.
Росту заработной платы будут способствовать как увеличение минимального размера оплаты труда, так и дальнейшая реализация мероприятий по легализации заработной платы, рост заработной платы работников бюджетной сферы и развитие экономики Костромской области в целом.
38. В Костромской области сохранится тенденция устойчивого ежегодного роста валового регионального продукта. Наибольший удельный вес в производстве валового регионального продукта по-прежнему будут занимать промышленное производство, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, оказание услуг транспорта и связи, торговля. Эти сектора экономики окажут влияние на изменение валового регионального продукта. В прогнозном периоде ожидается дальнейший экономический рост на уровне 105-107 процентов в год.
39. В 2009-2011 годах увеличение инвестиций в основной капитал будет определяться реализацией инвестиционных проектов в обрабатывающих производствах. Ожидаются крупномасштабные инвестиции в строительство целлюлозного комбината. Продолжится реализация инвестиционных проектов на ООО "Кроностар", на ОАО "Газпромтрубинвест" (создание производства пластмассовых труб). Предполагается организация производств большеформатной фанеры. В среднесрочном прогнозном периоде ожидается значительное увеличение инвестиций в сельское хозяйство, что связано с реализацией государственной программы развития сельского хозяйства. Сохранятся значительные объемы инвестиций в транспорт и связь, что в основном обусловлено дальнейшей реализацией программы газификации в Костромской области.
В соответствии с перечнем реализуемых в области инвестиционных проектов предполагается ввод в течение 2009-2010 годов более одной тысячи дополнительных рабочих мест.
40. В последние годы стабилизировалась ситуация в сфере малого предпринимательства. Реализация областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Костромской области на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением губернатора Костромской области от 2 февраля 2006 года N 132 "Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Костромской области на 2006-2010 годы", предполагает создание условий для стабильного и долгосрочного развития сферы малого бизнеса, что позволит увеличить оборот малых предприятий в 2011 году до 82,8 млрд. рублей. Количество малых предприятий возрастет до 4794 единиц, а среднесписочная численность работающих на них составит в 2011 году 54,1 тыс. человек.
Это улучшит степень сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
Развитие рынка труда в Костромской области будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Серьезное значение будет иметь конкуренция за квалифицированных работников. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований к рабочим местам в экономике (в области заработной платы, социального пакета, условий труда и т.д.), так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения на рынке труда.
41. Одновременно в экономике области наступает этап нестабильного развития. Прогнозная оценка состояния рынка труда Костромской области на предстоящий период, представленная в таблице 4 приложения N 2 к настоящей Программе, основывается на том, что фаза нестабильного развития в экономике будет оказывать отрицательное влияние на объемы производства, инвестиционную активность и динамику занятости. Итоги постоянного (еженедельного) мониторинга на рынке труда области указывают на возможное усиление напряженности на рынке труда в 2009 году. По данным исполнительных органов государственной власти Костромской области, 123 организации и предприятия планируют сокращение штатов и увольнение 4,3 тысячи работников.
42. В режиме неполного рабочего времени работают 49 предприятий, численность работающих неполное рабочее время - 3362 человека. В простое находится 24 предприятия с численностью 3022 человека. Таким образом, под угрозой увольнения находятся 10684 человека.
43. В 2009 году ожидается постепенное снижение численности занятых в организациях большинства видов экономической деятельности. Значительные увольнения работников ожидаются в г. Костроме (ОАО "Костромской завод "Мотордеталь", ОАО "Фанплит", ООО "Стромнефтемаш"), г. Мантурово (ОАО "Мантуровский фанерный комбинат"), г. Нерехте (ООО "Нерехтская льняная мануфактура", НПП "Нерехтский механический завод" филиал ФГУП "ГНПП "Базальт"). Сохранится тенденция увеличения среди безработных граждан лиц предпенсионного возраста, женщин, молодежи.
Ожидается, что в 2009 году численность безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения, в среднемесячном исчислении может составить 8,0 тыс. чел. Численность граждан, находящихся под риском увольнения в 2009 году, может составить более 20 тысяч человек. Кроме того, в июле-сентябре 2009 года на рынок труда области выйдут свыше 9 тысяч выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и, по предварительной оценке, около 4 тысяч человек из них будут нуждаться в трудоустройстве.
44. Свой вклад в развитие данной тенденции внесут требования работодателей к высокому уровню квалификации работников.
Таким образом, рынок труда области будет развиваться при удорожании трудовых ресурсов и конкуренции за их наиболее квалифицированную часть.
45. В этих условиях основными источниками компенсации сокращения предложения труда будут выступать повышение трудовой мобильности населения, повышение уровня производительности труда, а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики области.
Ожидается, что усиленная информационная работа позволит повысить осведомленность граждан о ситуации в сфере занятости и на рынке труда области и поднять престиж рабочих профессий. Это приведет к повышению экономической активности населения, вовлечению в трудовую деятельность лиц старше и младше трудоспособного возраста. Данные факторы будут также способствовать сближению спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
46. В соответствии с прогнозом областного рынка труда на 2009-2010 годы совокупный спрос на рабочую силу по крупным и средним предприятиям области может составить около 115,7 тыс. человек, из которых 97,7 тыс. чел., или 84,4 процента, потребуются на замену работников, выбывающих по причине текучести кадров.
Предполагается, что в органы службы занятости населения Костромской области в 2009-2010 годах за содействием в трудоустройстве будут обращаться не менее 50-60 тыс. человек в год.
Ожидается, что численность зарегистрированных в органах службы занятости населения Костромской области безработных граждан к концу 2010 года не будет превышать 8,3 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы не превысит 2,2 процентов.
IV. Ключевые проблемы в сфере занятости населения на рынке труда
47. Анализ состояния занятости населения и ситуации на рынке труда показывает, что, несмотря на идущие здесь трансформационные процессы, обусловленные рыночными реформами, положительные сдвиги в экономике, трудовая сфера по своим основным характеристикам не в полной мере соответствует требованиям эффективно функционирующего рынка труда. К числу ключевых проблем в сфере занятости и на рынке труда можно отнести следующие:
1) несбалансированность спроса и предложения рабочей силы как в целом по области, так и по районам и городам, которая сформировалась в условиях снижения эффективности труда и отсутствия позитивных структурных сдвигов в экономике, а также дифференциация городских и сельских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан;
2) деформация системы трудовых отношений, обусловленная значительными масштабами занятости в неформальном секторе (домашнее хозяйство), а также медленная перестройка трудового менталитета граждан сдерживают переход к эффективной занятости и повышению трудовой мобильности работников в связи со структурными сдвигами в экономике;
3) ухудшение качественных характеристик большинства рабочих мест, которые в течение 90-х годов почти не обновлялись, с одной стороны, ограничивает возможности роста эффективности труда, а с другой, - уменьшает возможности трудоустройства граждан из-за роста количества рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, низкой оплатой труда, изношенности основных фондов;
4) система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части повышения качества рабочих кадров;
5) трудоустройство ряда социально-демографических групп населения (молодежи без практического опыта работы, женщин, инвалидов и некоторых других) остается сложным даже в условиях начавшегося экономического роста. С одной стороны, растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда, в то же время работодателями сохраняется селективный подход при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения и т.д. Несмотря на то, что заявляемые в службу занятости населения вакансии нередко относятся к низкооплачиваемым видам деятельности, не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных категорий населения. Низкая цена рабочей силы на рынке труда сокращает возможность трудоустройства населения.
V. Цель и задачи Программы
Глава 1. Общие положения
48. Цель Программы заключается в повышении эффективности занятости населения Костромской области: обеспечение экономики области необходимыми кадрами, а граждан - подходящей работой и гарантированной государством защитой от безработицы.
49. Для достижения поставленной цели в Программе предусмотрено выполнение задач:
1) развитие качества рабочей силы и развитие системы профессионального обучения путем оказания услуг по:
содействию трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;
развитию системы профессиональной ориентации граждан;
организации профессионального обучения безработных граждан;
организации профессионального обучения женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет;
2) содействие трудоустройству населения, в том числе реализация специальных мероприятий Программы, способствующих содействию занятости населения, посредством:
организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
информирования работодателей о положении на рынке труда;
организации общественных работ;
организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
содействия трудоустройству и профессиональной реабилитации инвалидов;
организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;
содействия самозанятости безработных граждан;
организации работы по снижению численности безработных в районах с высоким уровнем безработицы и напряженностью на рынке труда;
3) социальная поддержка безработных граждан (пособие по безработице, стипендия в период профобучения безработного по направлению службы занятости, материальная помощь, компенсация пенсионному фонду за отправленных безработных граждан на пенсию досрочно);
4) регулирование трудовой миграции;
5) повышение уровня занятости сельского населения;
6) участие в организации работы по вопросам альтернативной гражданской службы.
50. Контрольные показатели основных мероприятий Программы для центров занятости населения ежегодно устанавливаются приказом директора департамента государственной службы занятости населения Костромской области и могут корректироваться в течение года в зависимости от финансовых возможностей и складывающейся ситуации на рынке труда в разрезе районов области.
Глава 2. Развитие качества рабочей силы и развитие системы профессионального обучения
51. Задача развития качества рабочей силы и развития системы профессионального обучения предполагает следующие мероприятия:
1) координацию работы, направленной на повышение эффективности функционирования системы профессионального образования, в целях подготовки новой рабочей силы с учетом текущей и перспективной потребности экономики региона в квалифицированных кадрах;
2) содействие трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;
3) развитие системы профессиональной ориентации граждан;
4) организацию профессионального обучения безработных граждан;
5) организацию профессионального обучения женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.
52. Координация работы, направленной на повышение эффективности функционирования системы профессионального образования, заключается в согласовании учебными заведениями профессионального образования объемов и профилей обучения на планируемый год на основании мониторинга рынка труда Костромской области и трудоустройства выпускников учебных заведений, а также прогноза потребности в специалистах.
53. Содействие трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования предполагает:
1) осуществление мониторинга трудоустройства выпускников, обратившихся в центры занятости населения, на основании положения о системе мониторинга трудоустройства выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образовании и закрепления их на предприятиях Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 17 июля 2007 года N 161-а "О системе мониторинга трудоустройства выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и закрепления их на предприятиях Костромской области";
2) проведение корректировки объемов и профилей подготовки специалистов учреждениями профессионального образования с учетом меняющегося спроса на рынке труда;
3) организацию и проведение специализированных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования;
4) принятие участия в ярмарках вакансий для выпускников, организуемых в вузах службами по трудоустройству выпускников;
5) формирование банка данных для выпускников и молодых специалистов, в том числе на развивающихся предприятиях;
6) проведение совместно с руководителями учебных заведений выборочных обследований закрепляемости выпускников на рабочих местах, доведение полученной информации до глав муниципальных образований Костромской области;
7) инициирование рассмотрения вопросов трудоустройства и закрепляемости выпускников на рабочих местах на собраниях депутатов, коллегиях и совещаниях при главах муниципальных образований Костромской области;
8) организацию временных молодежных центров занятости населения в Костромской области в период с июня по октябрь совместно с учебными заведениями, главами муниципальных образований Костромской области;
9) формирование материалов "Требования работодателей к профессиональной подготовке кадров по видам экономической деятельности".
54. Государственные услуги по профессиональной ориентации в целях выбора гражданином сферы деятельности (профессии), его трудоустройства, направления на профессиональное обучение с учетом его личностных особенностей и потребностей рынка труда предоставляют центры занятости населения.
55. Основными направлениями профориентационной работы органов службы занятости с различными категориями населения Костромской области на 2009-2010 годы являются:
1) повышение качества государственных услуг различным категориям населения Костромской области за счет использования в работе новых технологий и увеличение доли профподбора и профотбора - до 50 процентов от общего количества профориентационных услуг;
2) развитие межведомственного взаимодействия в целях эффективного использования трудовых ресурсов, дальнейшего развития системы профессиональной ориентации, направленной на оказание помощи в профессиональном самоопределении с учетом личностных возможностей граждан и потребностей региона в квалифицированных кадрах;
3) открытие консультационных пунктов по оказанию юридической и консультационной помощи при планировании дальнейшей профессиональной карьеры для оказания помощи работодателям в организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения;
4) развитие системы повышения квалификации инспекторов центров занятости населения, оказывающих государственные услуги по профессиональной ориентации различным категориям населения Костромской области.
56. В 2009-2010 годах планируется оказать государственные услуги по профессиональной ориентации 27,5 тысячам граждан, в том числе в 2009 году - 13,5 тыс. чел. Затраты субвенций федерального бюджета на эти цели составят 230,0 тыс. руб., в том числе в 2009 году - 110,0 тыс. руб.
57. Организация профессионального обучения безработных граждан проводится с целью повышения конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда и предполагает организацию профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных граждан.
58. Основными задачами в области профессионального обучения безработных граждан являются:
1) активизация работы с предприятиями и организациями по:
трудоустройству безработных граждан под гарантированные рабочие места и дальнейшей закрепляемости их на предприятиях и организациях по окончании профобучения (количество гарантированных рабочих мест по договорам с предприятиями составляет не менее 500 ежегодно, что соответствует 30-40 процентам от числа направленных на профессиональное обучение);
привлечению средств работодателей для обучения безработных граждан (доля затрат на профобучение со стороны работодателей составляет не менее 10 процентов от затраченных на профобучение средств);
2) активизация работы по направлению на профессиональное обучение граждан, относящихся к категории "испытывающие трудности в работе" (количество направленных на профессиональное обучение граждан этой категории должно составлять не менее 300 человек ежегодно или 20 процентов от числа направленных на обучение);
3) организация работы по развитию сотрудничества с профессиональными учебными заведениями в целях увеличения спектра профессий и специальностей для организации профессионального обучения безработных граждан, в том числе по интегрированным профессиям (специальностям), а также для организации индивидуального обучения;
4) реализация совместно с областным военкоматом, областным Советом РОСТО, Костромской объединенной технической школой РОСТО, комитетом по делам молодежи Костромской области областной программы организации военно-технического лагеря "Автомобилист" для безработной молодежи, не имеющей профессии и испытывающей трудности в поиске работы, с целью приобретения молодежью профессии "водитель транспортных средств категории В, С", социальной поддержки молодежи из неблагополучных и малообеспеченных семей.
59. В 2009-2010 годах службой занятости планируется направить на профессиональное обучение 4100 безработных граждан, в том числе в 2009 году - 2000 человек. Затраты субвенций федерального бюджета составят 32000 тыс. руб., в том числе в 2009 году - 15620 тыс. руб.; привлеченные средства - 950,0 тыс. руб., в том числе в 2009 году - 450 тыс. руб.
60. Мероприятия по организации профессионального обучения безработных граждан на 2009 год будут осуществляться согласно приложению N 3 к настоящей Программе.
61. Организация профессионального обучения безработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, осуществляется в целях реализации мероприятий по повышению их конкурентоспособности, в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
62. Департаментом государственной службы занятости населения Костромской области разработан проект "Пилотного проекта по профессиональному обучению женщин, имеющих малолетних детей, на 2010-2011 годы" и направлен в Федеральную службу по труду и занятости на рассмотрение.
На территории Костромской области проживает свыше 20 тысяч женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.
В 2010 году на профессиональное обучение (переобучение) предполагается направить 300 женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет. Средний срок обучения по проекту составит 2,1 мес.
Глава 3. Содействие трудоустройству населения
63. Содействие трудоустройству населения, в том числе реализация специальных мероприятий Программы, способствующих содействию занятости населения, предполагает оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
1) организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
2) информирование работодателей о положении на рынке труда;
3) организация общественных работ;
4) организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
5) содействие трудоустройству и профессиональной реабилитации инвалидов;
6) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
7) организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
8) социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
9) содействие самозанятости безработных граждан;
10) организация работы по снижению численности безработных в районах с высоким уровнем безработицы и напряженностью на рынке труда.
64. Ежегодно в центры занятости населения по вопросам трудоустройства обращаются от 35 до 40 тысяч граждан. При этом отмечается рост востребованности государственных услуг, предоставляемых центрами занятости населения.
65. В 2009-2010 годах основное внимание специалистами центров занятости населения и департамента государственной службы занятости населения Костромской области будет уделяться полноте и качеству выполнения административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 3 июля 2006 года N 513 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников".
66. Государственную услугу содействия гражданам в поиске подходящей работы получат не только граждане, зарегистрированные в центрах занятости населения в целях поиска подходящей работы, но и занятые граждане, желающие сменить место работы, получить дополнительный заработок. Данные об этих гражданах будут занесены в картотеки высококвалифицированных работников.
67. Предполагается, что в результате предоставления услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы за 2009-2010 годы будут трудоустроены 39500 человек, из них в 2009 году - не менее 19500 граждан, в 2010 году - 20000 граждан.
68. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест осуществляется для расширения номенклатуры государственных услуг в сфере занятости, повышения востребованности, доступности и качества услуг, увеличения количества вакансий, заявленных в службу занятости, специалистами центров занятости населения организуются ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. Проведение ярмарок вакансий способствует обеспечению работодателей необходимыми кадрами. Для граждан, ищущих работу, участие в ярмарке сокращает время поиска работы и предоставляет возможность непосредственного контакта с работодателями.
69. Более эффективные результаты принесут специализированные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест (по отдельным отраслям экономики, профессиям или направлениям деятельности центров занятости населения, например, по общественным работам), а также ярмарки вакансий для отдельных категорий граждан (женщин, выпускников, инвалидов).
70. В 2009-2010 годах планируется провести не менее 160 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе не менее 80 - в 2009 году, из них не менее 50 процентов специализированных, с общей с численностью участников 10,5 тыс. граждан и 285 работодателей; не менее 80 - в 2010 году, из них 50 процентов специализированных, с общей численностью участников 11,0 тыс. граждан и 290 работодателей. Предусматривается, что в результате проведенных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест будут трудоустроены около 10 процентов соискателей.
71. На организацию и проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест планируется израсходовать 205,0 тыс. рублей средств субвенций федерального бюджета, в том числе в 2009 году - 100,0 тыс. рублей.
72. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда проводится в целях осуществления права граждан и работодателей на получение информации о положении на рынке труда Костромской области, обеспечения доступа к информации и ее использования.
Органы службы занятости населения Костромской области предоставляют государственную услугу по информированию о положении на рынке труда неограниченному кругу лиц.
Информирование направлено на увеличение количества получателей государственных услуг, повышение доступности и качества их предоставления, создание комфортных условий для получателей услуг, расширение возможностей поиска работы для граждан, ищущих работу.
73. Планируется, что при личном обращении бесплатную услугу по информированию в 2009 году получат не менее 40,0 тыс. граждан и работодателей, в 2010 году - не менее 40,5 тыс. граждан и работодателей. Информация для неопределенного круга лиц будет размещаться в средствах массовой информации в форме тематических статей, публикаций об имеющихся вакансиях, видеороликов, радиопередач, а также на интернет-сайтах департамента государственной службы занятости населения Костромской области и администрации Костромской области, на стендах в центрах занятости населения и работодателей. Будет подготовлен раздаточный материал в виде памяток, буклетов, брошюр, плакатов.
74. На информирование о положении на рынке труда планируется израсходовать 1080,0 тыс. рублей средств субвенций федерального бюджета, из них в 2009 году - 530,0 тыс. рублей.
75. Организация общественных работ проводится в целях обеспечения потребности муниципальных образований и организаций области в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, а также для сохранения мотивации к труду у лиц, состоящих на учете в службе занятости населения и имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
76. Проведение общественных работ позволит:
1) работодателям более рационально использовать квалифицированный персонал за счет привлечения временных работников на выполнение необходимых неквалифицированных, низкооплачиваемых работ и при необходимости подобрать из числа участников работников на постоянную работу;
2) участникам общественных работ получить навыки в работе и дополнительный доход в виде заработной платы от предприятия и материальной поддержки службы занятости населения.
77. В целях организации общественных работ предполагается:
1) организовать работу специалистов службы занятости населения с незанятыми и безработными гражданами в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ;
2) информировать незанятых трудовой деятельностью граждан о видах организуемых общественных работ и порядке их проведения, условиях, режимах и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых организациями при выполнении этих работ;
3) решать вопросы совместного финансирования общественных работ с заинтересованными организациями, а также условий организации и проведения этих работ;
4) осуществлять материальную поддержку безработных граждан в период их участия в общественных работах;
5) развивать общественные работы в зависимости от состава безработных, потребностей и возможностей территорий;
6) считать приоритетными общественными работами работы по благоустройству территорий;
7) развивать систему безвозмездного участия граждан в общественных работах в форме субботников.
В общественных работах в течение 2009-2010 примут участие не менее 5,75 тыс. человек, в том числе в 2009 году - 2,75 тыс., в 2010 году - 3,0 тыс. человек. На организацию общественных работ планируется израсходовать 10100,0 тыс. рублей из средств субвенций федерального бюджета, в том числе в 2009 году - 5354,0 тыс. рублей, в 2010 году - 4746,0 тыс. рублей. На выплату заработной платы гражданам, принявшим участие в общественных работах, в 2009 году планируется привлечь 11170 тыс. рублей средств работодателей и 15537 тыс. рублей средств бюджетов муниципальных образований; соответственно в 2010 году - 12000 тыс. рублей средств работодателей и 16000 тыс. рублей средств местных бюджетов.
План мероприятий по организации общественных работ на 2009 год отражен в приложении N 4 к настоящей Программе.
78. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, проводится для осуществления государственной политики в области содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, обеспечения их права на труд и вознаграждение за труд, сохранения мотивации к труду и повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов; женщин и молодежи; военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, и других категорий граждан.
79. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предполагает:
1) организацию информирования незанятых граждан о возможностях и условиях участия во временных работах, а работодателей об организации этих работ;
2) формирование банка вакансий временных работ для безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) осуществление материальной поддержки безработных граждан в период их участия во временных работах;
4) содействие работодателям в подборе кадров на временные рабочие места;
5) оказание услуг по профессиональному обучению, переподготовке, повышению квалификации, профориентации и психологической поддержке безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
80. С целью сохранения мотивации к труду и оказания материальной поддержки планируется охватить временной занятостью не менее 400 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, из них в 2009 году - 190 граждан, в 2010 году - 210 граждан. Предусматривается направить из средств субвенций федерального бюджета 1080,0 тыс. рублей, в том числе в 2009 году - 530,0 тыс. рублей, в 2010 году - 550,0 тыс. рублей. На выплату заработной платы за период участия граждан в мероприятиях временной занятости планируется привлечь средства работодателей: в 2009 году - 874,0 тыс. рублей; в 2010 году - 966 тыс. рублей.
81. Содействие трудоустройству и профессиональной реабилитации инвалидов осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Законом Костромской области от 11 апреля 2005 года N 258-ЗКО "О содействии трудовой занятости инвалидов в Костромской области".
82. Ежегодно увеличивается число обращений инвалидов в службу занятости населения в целях поиска подходящей работы, согласно таблице 2 приложения N 2 к настоящей Программе, растет удельный вес инвалидов в составе безработных граждан.
83. По трудоустройству и профессиональной реабилитации инвалидов планируется:
1) оказание профориентационных услуг каждому обратившемуся в службу занятости инвалиду;
2) проведение процедур первичного и повторного профилирования каждого инвалида в целях планирования мероприятий по содействию в их трудоустройстве;
3) направление безработных инвалидов на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда, в соответствии с рекомендациями индивидуального поиска работы;
4) направление большего числа инвалидов на временные и общественные работы;
5) направление инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места;
6) проведение специализированных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для инвалидов в целях расширения возможностей для их трудоустройства;
7) стимулирование создания работодателями дополнительных специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и оплате их труда.
84. В течение 2009-2010 годов предполагается создавать по 85 дополнительных рабочих или дооснащенных рабочих мест для инвалидов ежегодно.
85. Работа по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время проводится в целях профилактики безнадзорности и правонарушений в подростковой среде, удовлетворения потребностей несовершеннолетних граждан в работе и заработке, а также для предоставления им возможности получения первых профессиональных навыков, приобщения подростков к труду.
Приоритетное право участия во временном трудоустройстве будет предоставлено подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: детям-сиротам и опекаемым, инвалидам, детям из семей, нуждающихся в социальной поддержке, подросткам, состоящим на учете в комиссиях и подразделениях по делам несовершеннолетних.
86. Для реализации работы в этом направлении планируется:
1) развивать систему информационного обеспечения населения, работодателей и социальных партнеров о возможности организации временных работ для несовершеннолетних граждан;
2) решать вопросы совместного финансирования организации временной занятости несовершеннолетних граждан с заинтересованными организациями;
3) расширять круг работодателей, создающих временные рабочие места для подростков, разнообразить виды работ для них.
87. В 2009-2010 годах планируется временно трудоустроить в свободное от учебы время 13900 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в 2009 году - 6900 человек, в 2010 году - 7000 человек. Из общего числа трудоустроенных подростков не менее 50 процентов составят подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
88. Планируется израсходовать на эти цели из средств субвенций федерального бюджета 17000,0 тыс. руб., из них: в 2009 году - 7447,0 тыс. руб., в 2010 году - 9553,0 тыс. руб. На выплату заработной платы несовершеннолетним в 2009 году планируется привлечь 3661,0 тыс. руб. средств работодателей и 5154,0 тыс. руб. средств местных бюджетов; в 2010 году - соответственно 4000,0 тыс. руб. и 5500,0 тыс. руб.
89. План мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время по Костромской области на 2009 год отражен в приложении N 5 к настоящей Программе.
90. Реализация мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, осуществляется в целях приобретения молодежью опыта и навыков в работе, повышения конкурентоспособности на рынке труда, получения возможности закрепления на первом рабочем месте.
91. В указанных мероприятиях в 2009-2010 годах примут участие 95 человек, из них в 2009 году - 45 человек, в 2010 году - 50 человек. Для трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, планируется проводить следующие мероприятия:
1) обеспечивать информирование работодателей и безработных граждан о возможности организации временных работ и участия в них;
2) информировать учащихся и студентов выпускных курсов учреждений начального и среднего профессионального образования о возможности предоставления им данной государственной услуги;
3) организовать проведение ярмарок вакансий для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
92. Планируется израсходовать на эти цели 310,0 тыс. руб. из средств субвенций федерального бюджета, из них в 2009 году - 150,0 тыс. руб., в 2010 году - 160,0 тыс. руб. На выплату участникам мероприятий заработной платы в 2009 году предусматривается привлечь 207,0 тыс. руб. средств работодателей, в 2010 году - 230 тыс. руб.
93. Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда направлена на удовлетворение потребности граждан, признанных в установленном порядке безработными, в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодоления последствий длительной безработицы, повышения мотивации к труду, самокорреляции и способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.
94. Перед органами службы занятости населения Костромской области стоят задачи:
1) разработка дополнительных курсов занятий по социальной адаптации для категории "инвалиды", а также желающих заняться индивидуальной трудовой деятельностью;
2) увеличение доли услуг по социальной адаптации гражданам, относящимся к категории "инвалиды", до 25 процентов от общего объема услуг;
3) активизация работы с безработными, относящимися к категории "впервые ищущие", в том числе с выпускниками профессиональных учебных заведений.
95. В 2009-2010 годах планируется оказать государственные услуги по социальной адаптации 2900 граждан. Затраты субвенций федерального бюджета составят 459,0 тыс. руб., в том числе в 2009 году - 239,0 тыс. руб., в 2010 году - 220,0 тыс. руб.
96. Государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан органы службы занятости населения Костромской области предоставляют в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 года N 281н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан".
97. Центры занятости населения в рамках настоящей Программы предоставят безработным гражданам:
1) комплекс информационных и организационно-консультационных услуг по вопросам организации предпринимательской деятельности (проведение тестирования, содействие в подготовке бизнес-планов, проведение экспертизы, предоставление возможности использования каналов связи и средств оргтехники);
2) финансовую помощь на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.
98. Оказание содействия самозанятости безработных граждан будет осуществляться с учетом приоритетных направлений развития малого предпринимательства в Костромской области, определенных областной целевой программой "Государственная поддержка малого предпринимательства в Костромской области на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением губернатора Костромской области от 2 февраля 2006 года N 132 "Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Костромской области на 2006-2010 годы".
99. Выполнение мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан позволит создать новые субъекты малого предпринимательства, снизить социальную напряженность на рынке труда, окажет содействие развитию доступного информационного обеспечения (обучению основам предпринимательского дела, организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства - см. раздел по профобучению); вовлечению в сферу малого предпринимательства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе женщин, имеющих малолетних детей.
100. В течение 2009-2010 годов по результатам предоставления услуги по содействию самозанятости безработных граждан предполагается, что 75 человек из числа безработных организуют самозанятость, в том числе в 2009 году - 35 человек, в 2010 году - 40 человек. Затраты субвенций федерального бюджета на эти цели составят 150,0 тыс. руб., в том числе в 2009 году - 70,0 тыс. руб., в 2010 году - 80,0 тыс. руб.
101. В течение последних лет уровень регистрируемой безработицы в Костромской области имеет тенденцию к снижению, однако в ряде муниципальных районов он остается высоким. Одной из основных задач центров занятости населения и департамента государственной службы занятости населения Костромской области будет организация работы по снижению численности безработных в районах с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда.
В этих целях планируется:
1) информировать население о положении на рынке труда, услугах службы занятости;
2) проработать вопросы потребности в кадрах на предприятиях и в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, на текущий период и на перспективу;
3) совместно с главами муниципальных районов, сельских поселений организовать индивидуальную работу с незанятым населением на предмет прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, с последующим трудоустройством;
4) применять вахтовый метод работы, в первую очередь, для лиц, проживающих в районах с высоким уровнем безработицы и напряженности на рынке труда;
5) привлекать к сотрудничеству новых работодателей с целью расширения банка вакансий, заявляемых в центр занятости населения;
6) использовать иногородний банк вакансий с целью расширения возможностей для трудоустройства граждан;
7) способствовать развитию гибких форм занятости, самозанятости, надомного труда;
8) расширять перечень видов общественных работ, направляя на них в первую очередь граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
9) выделять дополнительные финансовые средства на осуществление мероприятий по содействию занятости населения, в том числе на профессиональное обучение, организацию общественных работ.
Глава 4. Социальная поддержка безработных граждан
102. Социальная поддержка безработных граждан будет осуществляться в виде предусмотренных законодательством о занятости населения социальных выплат: пособий по безработице, стипендий, материальной помощи, а также возмещения затрат пенсионному фонду за безработных граждан, направленных на пенсию досрочно.
103. Социальные выплаты безработным гражданам назначаются и производятся в соответствии с законодательством о занятости населения, в том числе Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановлением Минтруда России от 14 июня 2001 года N 48 "Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно", Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2006 года N 819 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
104. Финансирование социальных выплат безработным гражданам в 2009-2010 годах будет осуществляться за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Костромской области на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению переданных полномочий.
105. Расходы, связанные с назначением пенсии безработным гражданам досрочно, будут осуществляться за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.
106. В 2009-2010 годах на социальную поддержку безработных граждан планируется израсходовать средства в размере 450282,7 тыс. руб., в том числе в 2009 году - 219282,7 тыс. руб., из них: на выплату пособий по безработице - 199222,7 тыс. руб., возмещение досрочных пенсий - 9300,0 тыс. руб., услуги банку - 3120,0 тыс. руб., на выплату стипендий - 7640,0 тыс. руб.; в 2010 году - 231000,0 тыс. руб., из них: на выплату пособий по безработице - 210000,0 тыс. руб., возмещение досрочных пенсий - 9700,0 тыс. руб., услуги банку - 3500,0 тыс. руб., на выплату стипендий - 7800,0 тыс. руб.
Глава 5. Регулирование трудовой миграции
107. Важнейшим условием повышения эффективности экономики Костромской области являются меры по оптимизации привлечения иностранной рабочей силы, ее использования.
108. Основными направлениями работы органов службы занятости населения Костромской области по регулированию внешней трудовой миграции определены следующие:
1) участие в подготовке предложений исполнительных органов государственной власти Костромской области по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд на территорию области в целях осуществления трудовой деятельности в соответствии с потребностями рынка труда области;
2) выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы с учетом приоритетного права на занятие вакантных рабочих мест российскими гражданами;
3) сбор и анализ сведений о количестве и категориях привлеченных иностранных работников;
4) взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Костромской области, Управлением Федеральной миграционной службой России по Костромской области по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы;
5) информирование населения о возможности трудоустройства в других регионах Российской Федерации с использованием телефонов "горячей линии" и консультационных пунктов, созданных в каждом центре занятости населения и департаменте государственной службы занятости населения Костромской области.
Глава 6. Повышение уровня занятости сельского населения
109. В целях повышения уровня занятости сельского населения органами службы занятости населения Костромской области в 2009-2010 годах предусматривается:
1) информирование незанятого населения, проживающего в сельской местности, выявленного в результате обследования неработающего населения, проживающего на территории сельских муниципальных образований, о ситуации на рынке труда района, об услугах службы занятости и возможностях участия в ее мероприятиях;
2) содействие трудоустройству незанятого населения;
3) направление безработных граждан на обучение или повышение квалификации под бронированные рабочие места по востребованным на селе профессиям;
4) расширение видов и масштабов временной занятости, в том числе для граждан, испытывающих трудности в поисках работы;
5) организация общественных работ в целях удовлетворения потребностей в труде и заработке, сохранения мотивации к труду;
6) содействие самозанятости безработных граждан из числа сельского населения;
7) информирование женщин, проживающих в сельской местности, о возможности создания приемной семьи либо участия в общественных работах по созданию семейно-воспитательных групп.
Глава 7. Внедрение информационных технологий
110. Основные задачи в сфере информационных технологий с целью совершенствования программного обеспечения по ведению учета и контроля основных показателей реализации Программы:
1) обеспечение потребности департамента государственной службы занятости населения Костромской области и центров занятости населения в современных средствах доступа к информации, лицензионном программном обеспечении;
2) выведение на качественно новый уровень используемого оборудования;
3) переход на более совершенное прикладное программное обеспечение;
4) использование программ с криптозащитой.
111. Для выполнения поставленных задач планируется выполнение следующих мероприятий:
1) развитие телекоммуникационных каналов связи между органами службы занятости населения Костромской области:
подключение центров занятости населения к высокоскоростному Интернету по технологии ADSL;
установка современного программного обеспечения для защиты от несанкционированного доступа;
2) модернизация вычислительной техники:
установка на рабочих местах жидкокристаллических мониторов - в 2009 году;
замена морально устаревших компьютеров - в 2009-2010 годах;
3) установка современных лицензионных программ:
установка на серверах операционной системы Windows 2003 Server - в 2009 году;
установка на рабочих станциях операционной системы Windows ХР Pro, MS Office 2007 и антивируса NOD 32 (в 2009 году);
4) реконструкция и модернизация локально-вычислительных сетей (ЛВС) с целью повышения безопасности при обработке персональных данных:
модернизация локальной вычислительной сети в центре занятости населения по Шарьинскому району - в 2009 году;
модернизация локальной вычислительной сети в департаменте государственной службы занятости населения Костромской области до пропускной способности 1 Гб/с - в 2010 году;
установка сетевых роутеров - в 2010 году;
5) организация обучения специалистов департамента государственной службы занятости населения Костромской области и работников центров занятости населения на базе департамента государственной службы занятости населения Костромской области.
Глава 8. Альтернативная гражданская служба
112. В целях реализации на территории Костромской области Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" центрами занятости населения совместно с главами органов местного самоуправления и военными комиссариатами планируется в 2009-2010 годы работа по следующим направлениям:
1) участие работников центров занятости населения и департамента государственной службы занятости населения Костромской области в работе областной, городских и районных призывных комиссий, рассмотрение поступивших заявлений граждан о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (при их наличии);
2) организация сбора предложений в перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы;
3) размещение в средствах массовой информации, на официальном сайте администрации Костромской области и сайте департамента государственной службы занятости населения Костромской области соответствующих информационных сообщений.
VI. Сроки реализации Программы
113. Реализация мероприятий настоящей Программы будет осуществляться в течение 2009-2010 годов.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
114. Основным источником финансирования настоящей Программы будут являться средства субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Костромской области на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
На реализацию настоящей Программы планируется израсходовать средств:
1) в 2009 году - в сумме 286485,7 тыс. руб.;
2) в 2010 году - 302541,0 тыс. руб.
115. Объем бюджетных средств на выполнение мероприятий содействия занятости населения планируется:
1) в 2009 году -30150,0 тыс. руб.;
2) в 2010 году - 32345,0 тыс. руб.
На социальную поддержку безработных граждан планируется израсходовать:
1) в 2009 году - 219282,7 тыс. руб.;
2) в 2010 году - 231000,0 тыс. руб.
116. Кроме того, предполагается дополнительное финансирование настоящей Программы:
1) за счет средств бюджетов муниципальных образований, выделяемых органам по делам молодежи муниципальных образований;
2) за счет средств работодателей - на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, на организацию оплачиваемых общественных работ, на организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
117. Планируется, что общий объем привлеченных средств составит в 2009 году 37053,0 тыс. руб., в 2010 году - 39196,0 тыс. руб., в том числе на:
1) организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время в 2009 году - 8815,0 тыс. руб., в 2010 году - 9500,0 тыс. руб.;
2) на организацию общественных работ в 2009 году - 26707,0 тыс. руб., в 2010 году - 28000,0 тыс. руб.;
3) на временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в 2009 году - 874,0 тыс. руб., в 2010 году - 966,0 тыс. руб.;
4) на организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в 2009 году - 207,0 тыс. руб., в 2010 году - 230,0 тыс. руб.;
5) на профессиональное обучение безработных граждан в 2009 году - 450,0 тыс. руб., в 2010 году - 500,0 тыс. руб.
118. Контрольные показатели численности участников и финансирование мероприятий Программы содействия занятости населения представлены в таблице 6 приложения N 2 к настоящей Программе.
VIII. Перечень программных мероприятий
119. Мероприятия настоящей Программы сгруппированы по направлениям, обеспечивающим оказание помощи работодателям в подборе необходимых кадров, содействие в поиске подходящей работы различным группам незанятого населения и защиту от безработицы. Перечень мероприятий содержит 3 раздела, которые охватывают весь спектр предоставляемых центрами занятости населения услуг, административные функции департамента государственной службы занятости населения Костромской области и совместные мероприятия департамента государственной службы занятости населения Костромской области с соисполнителями Программы.
120. Перечень программных мероприятий, исполнители, сроки реализации и источники финансовых средств отражены в приложении N 1 к настоящей Программе.
IX. Контроль за ходом реализации Программы
121. Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Федеральная служба по труду и занятости и департамент государственной службы занятости населения Костромской области совместно с областными государственными учреждениями - центрами занятости населения.
122. Контроль за ходом исполнения мероприятий Программы будет осуществляться путем ежеквартального подведения итогов выполнения основных показателей Программы и подготовки полугодовых отчетов о реализации мероприятий, их анализом и обсуждением результатов работы на совещаниях департамента государственной службы занятости Костромской области. По результатам работы центров занятости населения определяется эффективность их деятельности.
Отчеты будут направляться в Федеральную службу по труду и занятости.
X. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
123. За период действия Программы в 2009-2010 годах предполагается предоставить государственные услуги гражданам, обратившимся в центры занятости населения, согласно таблице 7 приложения N 2 к настоящей Программе.
124. Выполнение мероприятий позволит сдерживать уровень регистрируемой безработицы в области на конец планируемого периода 2,2 процента, не допуская увеличения численности безработных на конец года свыше 8,3 тыс. чел.
125. Реализация мероприятий Программы позволит сохранить позитивные тенденции в сфере труда и занятости населения в Костромской области. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы представлена в таблице 8 приложения N 2 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.