В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", в соответствии с Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года N 336-ЗКО "О государственной поддержке агропромышленного комплекса в Костромской области", с постановлением администрации Костромской области от 21 ноября 2011 года N 442-а "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Костромской области", в целях создания эффективного агропромышленного комплекса, обеспечивающего сбалансированное развитие Костромской области и устойчивое повышение его экспортного потенциала приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на 2013 - 2015 годы".
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор департамента |
В.В. Чернов |
Ведомственная целевая программа
"Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на 2013 - 2015 годы"
(утв. приказом Департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 15 ноября 2012 г. N 128)
Глава 1. Паспорт программы
Наименование разработчика Программы |
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области |
Наименование исполнительного органа государственной власти Костромской области - ответственного за реализацию Программы |
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области |
Наименование Программы |
"Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на 2013 - 2015 годы" |
Должностное лицо, утвердившее Программу, наименование, дата, номер соответствующего нормативного акта |
Директор департамента агропромышленного комплекса Костромской области Чернов Владимир Викторович, Приказ N ___ от "___" ___________ 2012 года |
Цели и задачи Программы |
Цель Программы - создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли кролиководства в Костромской области. Задачи программы: - укрепление производственной базы кролиководства (увеличение основного стада); - увеличение производства мяса кроликов: - обеспечение кролиководства квалифицированными кадрами специалистов |
Целевые индикаторы Программы |
Увеличение поголовья кроликов во всех категориях хозяйств до 120,0 тысяч голов, в том числе маточного поголовья до 11,520 тыс. голов. Увеличение производства мяса до 727 тонн в год |
Исполнители программных мероприятий |
Департамент агропромышленного комплекса Костромской области, сельхозтоваропроизводители Костромской области |
Основные программные мероприятия |
- Субсидирование части затрат на содержания маточного поголовья кроликов в сельскохозяйственных организациях - Субсидирование части затрат на строительство, модернизацию, реконструкцию объектов кролиководства и приобретение оборудования - Субсидирование части затрат на повышение квалификации кадров - Субсидирование части затрат на проведение научно-исследовательских работ в области кролиководства |
Сроки реализации Программы |
2013 - 2015 гг. |
Объемы и источники финансирования программы |
Общая сумма реализации программных мероприятий - 318 477 тыс. руб. В том числе: областной бюджет - 31 788 тыс. руб., внебюджетные источники - 286 689 тыс. руб. В том числе по годам реализации: 2013 год: общая сумма - 177 397 тыс. руб., в том числе областной бюджет - 17 734 тыс. руб., внебюджетные источники - 159 663 тыс. руб. 2014 год: общая сумма - 132 990 тыс. руб., в том числе областной бюджет - 13 282 тыс. руб., внебюджетные источники - 119 708 тыс. руб. 2015 год: общая сумма - 8 090 тыс. руб., в том числе областной бюджет - 772 тыс. руб., внебюджетные источники - 7 318 тыс. руб. |
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1. Ведомственная целевая программа "Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) направлена на развитие одной из перспективных отраслей - кролиководства.
Увеличение производства мяса кроликов промышленного разведения позволит обеспечить потребности отечественного рынка в крольчатине, создаст условия для эффективного развития отрасли, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК Костромской области, увеличение прибыли от производства продукции кролиководства и повышение благосостояния сельского населения.
2. Программа разработана в целях реализации "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
3. Кролиководство - перспективная отрасль животноводства. Кролики дают вкусное диетическое мясо, ценное меховое сырье и пух, при этом потребляют дешевые и доступные корма: трава, сено, веточный корм, немного зерна.
Среди всех видов мяса кроличье по белковой питательности, сочности, нежности, вкусу и усвояемости занимает одно из первых мест, уступая только индейке. В мясе кроликов коллагена и эластина меньше, чем в мясе других животных, и за счет этого возрастает уровень полноценных белков. Поэтому крольчатина усваивается организмом человека легче. В крольчатине имеются все незаменимые аминокислоты. Белок в мясе кроликов составляет 20 - 22%.
При высоком содержании полноценного белка мясо кроликов в то же время сравнительно низкокалорийно, что особенно важно для людей старшего возраста, а также для лиц, склонных к полноте. Если в 100 граммах крольчатины 168 ккал, то в говядине 274 - 335 ккал, в баранине 319 ккал, а в свинине 389 ккал. Межмышечную жировую прослойку имеют только хорошо упитанные животные. Жир у кролика откладывается в брюшной полости. По сравнению с мясом других видов животных в крольчатине меньше натрия и холестерина. В 100 г имеется всего 25 мг холестерина, тогда как в курятине 35 мг, говядине 37 - 48 мг, свинине 74 - 126 мг; много лецитина 700 мг/%. Белок мяса кролика усваивается на 90 %, говядины на 62 %. Мясо кроликов содержит мало костей (15 - 16 %), в то время как мясо крупного рогатого скота - 25 - 30 %.
Жир кроликов легкоплавкий (температура плавления 22 - 250С), содержит много непредельных жирных кислот: линолевую, линоленовую, арахидоновую, что способствует его легкому усваиванию организмом человека. Не имеет специфического запаха и вкуса.
Благодаря высокой скороспелости и плодовитости от одной крольчихи в год можно получить 60 - 70 кг мяса (в живой массе), на лучших кроликофермах за рубежом 120 - 150 кг. Мясо кроликов получают от специализированных мясных пород: калифорнийская, новозеландская белая, серебристый и др.
Кролики являются универсальными лабораторными животными. На них впервые испытали многие лекарственные препараты. Их кровь служит материалом для производства вакцин и постановки биологических проб.
Это основные виды продукции, но кролики дают и дополнительную или второстепенную продукцию. Из кожи делают кожгалантерею (сумки перчатки, детскую обувь). Навоз содержит большое количество азота. Лапы, уши, хвосты - используют для изготовления клея, кишки - струн для некоторых музыкальных инструментов.
Вследствие вышеизложенного, кролиководство, несмотря на сложную экономическую ситуацию и значительный спад производства продукции промышленного кролиководства, является инвестиционно привлекательным направлением. Однако маточное поголовье кроликов в РФ за переходный период (1991 по 2000 годы) сократилось более чем в пятьдесят раз.
В Костромской области промышленное кролиководство является новым направлением развития сельскохозяйственного производства. На сегодняшний день в регионе действует только одна кролиководческая ферма промышленного типа.
Таблица 1
Основные показатели кролиководства в Костромской области во всех категориях хозяйств
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 к 2008,% |
во всех категориях хозяйств | |||||
Общее поголовье кроликов, голов |
18341 |
21921 |
25613 |
33677 |
184 |
В том числе маточное поголовье кроликов, голов |
6591 |
7603 |
8676 |
12517 |
190 |
в сельскохозяйственных организациях | |||||
Общее поголовье кроликов, голов |
15 |
10 |
30 |
1470 |
В 98 раз |
В том числе маточное поголовье кроликов, голов |
|
|
13 |
1373 |
В 200 раз |
в хозяйствах населения | |||||
Общее поголовье кроликов, голов |
18284 |
21795 |
25432 |
32021 |
175 |
В том числе маточное поголовье кроликов, голов |
6562 |
7566 |
8629 |
11106 |
169 |
в крестьянских(фермерских)хозяйствах | |||||
Общее поголовье кроликов, голов |
42 |
116 |
151 |
186 |
443 |
В том числе маточное поголовье кроликов, голов |
22 |
32 |
34 |
38 |
173 |
4. Выполнение мероприятий Программы, предусматривающей ускоренное развитие кролиководства, положительно скажется на дальнейшем развитии и обеспечении стабильности экономического состояния сельского хозяйства.
Ускоренное развитие кролиководства и увеличение производства мяса кроликов следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе более эффективно развивать отрасль кролиководства в целом, удовлетворить спрос на мясо кролика и на меховые изделия за счет отечественного производства.
5. В Костромской области для развития кролиководства существуют следующие предпосылки:
устойчивый спрос на мясо кроликов на российском рынке;
высокая экономическая эффективность разведения кроликов по сравнению с другими животными;
наличие высокопродуктивных пород кроликов и сохраненной от негативных влияний перехода на рыночные отношения племенной базы;
большие резервы по повышению продуктивных качеств кроликов, а также возможность глубокой переработки тушек;
сохранившийся кадровый и научный потенциал отрасли.
6. Главными препятствиями для дальнейшего развития кролиководства и успешной реализации потенциала племенного поголовья кроликов являются:
подверженность различным заразным болезням;
устаревшие технологии производства и первичной переработки сырья (шкурок и мяса):
отсутствие в регионе бойни и специализированного оборудования для глубокой переработки тушек кроликов;
физически изношенные помещения для содержания кроликов и оборудование для их обслуживания:
нестабильная кормовая база и низкий уровень кормления кроликов;
устаревшая нормативная документация по бонитировке кроликов, оценке качества шкурок и другой зоотехнической документации;
полное отсутствие научных разработок по содержанию, разведению и кормлению кроликов в новых условиях хозяйствования, требующих использования нестандартных кормовых ресурсов, строжайшей экономии трудозатрат, а также использования энергосберегающих технологий, позволяющих интенсивнее использовать биологию кроликов.
7. Технология разведения кроликов, в связи со сложностями биологии их разведения, требует высококвалифицированного обслуживающего персонала и более дорогого по сравнению с другими видами животных промышленного оборудования.
Поэтому дальнейшее развитие кролиководства будет основываться на росте поголовья в уже существующих фермах, а также за счет строительства новых или реконструкции имеющихся ферм для содержания кроликов основного стада и молодняка.
Опыт ведущих племенных хозяйств показывает, что потенциал воспроизводительной способности кроликов далеко не исчерпан и имеются значительные резервы увеличения объемов производства крольчатины и шкурок кроликов за счет повышения продуктивности маточного поголовья. Комплексный подход к решению проблем в отрасли предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.
Глава 3. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
8. Цель Программы - создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли кролиководства в Костромской области. Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для решения более масштабной стратегической цели - создания эффективно развивающейся отрасли кролиководства, способной производить высококачественную крольчатину.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
укрепление производственной базы кролиководства (увеличение основного стада);
увеличение производства мяса кроликов,
обеспечение отрасли квалифицированными кадрами специалистов.
Сроки реализации программы: 2013 - 2015 гг.
Глава 4. Ресурсное обеспечение программы
9. Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов областного бюджета.
10. Общая потребность в финансировании проекта по мероприятиям и источникам финансирования представлена в таблице.
Таблица 2
Общая потребность в финансировании программных мероприятий по источникам
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
2015 |
2013 - 2015 годы |
Общая стоимость реализации программных мероприятий, тыс. руб. |
177397 |
132990 |
8 090 |
318 477 |
в том числе: |
|
|
|
|
субсидии из областного бюджета, тыс. руб. |
17 734 |
13 282 |
772 |
31 788 |
внебюджетные источники, тыс. руб. |
159663 |
119708 |
7 318 |
286 689 |
11. Финансирование программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год. В качестве внебюджетных источников финансирования подразумевается привлечение собственных и заемных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Глава 5. Перечень и описание программных мероприятий
12. Для решения задачи по укреплению производственной базы кролиководства (увеличению основного стада) будет осуществляться субсидирование содержания маточного поголовья кроликов.
Кроме того, необходимой мерой для увеличения производственной базы и выхода на современные технологии производства продукции является строительство, модернизация и реконструкция объектов кролиководства. В качестве механизмов государственной поддержки предлагается компенсация части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов кролиководства. В условиях вступления России в ВТО основой развития кролиководства будет являться строительство ферм по промышленному разведению кроликов.
13. Для решения задачи по укреплению материально - технической базы, в рамках данной программы будет осуществляться субсидирование приобретения техники и оборудования для нужд кролиководства.
Расчетный уровень государственной поддержки на укрепление материально-технической базы составляет до 30% стоимости техники, оборудования и работ по его монтажу.
Перечень программных мероприятий, сроки их реализации и источники финансирования приведены в таблице.
Таблица 3
Система программных мероприятий
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
2015 |
2013 - 2015 годы |
| ||||
Субсидирование части затрат на содержания маточного поголовья кроликов в сельскохозяйственных организациях | ||||
Содержание маточного поголовья кроликов, голов |
7 171 |
12 931 |
13 000 |
х |
в условных головах, усл. голов |
359 |
647 |
650 |
х |
Ставка субсидии на содержание маточного поголовья кроликов, руб./усл. гол. |
850 |
850 |
850 |
х |
Сумма субсидий из областного бюджета, тыс. руб. |
305 |
550 |
552 |
1 407 |
Внебюджетные источники, тыс. руб. |
2 805 |
5 120 |
5 338 |
13 263 |
Субсидирование части затрат на строительство, модернизацию, реконструкцию объектов кролиководства | ||||
Стоимость работ по строительству и реконструкции, тыс. руб. |
169637 |
120520 |
|
290157 |
в том числе за счет собственных средств, тыс. руб. |
152673 |
108 468 |
|
261 141 |
Сумма субсидий из областного бюджета (включая субсидии на компенсацию части затрат по лизинговым платежам), тыс. руб. |
16 964 |
12 052 |
|
29 016 |
Субсидирование части затрат на приобретение оборудования | ||||
Стоимость приобретаемого оборудования, тыс. руб. |
2 450 |
4 600 |
|
7 050 |
в том числе за счет собственных средств, тыс. руб. |
2 205 |
4 140 |
|
6 345 |
Субсидирование приобретения техники и оборудования, тыс. руб. |
245 |
460 |
|
705 |
Субсидирование части затрат на повышение квалификации кадров | ||||
Обучающие семинары, стажировки в передовых хозяйствах страны и мира, тыс. руб. |
1 200 |
1 200 |
1 200 |
3 600 |
За счет средств областного бюджета, тыс. руб |
120 |
120 |
120 |
360 |
За счет внебюджетных источников, тыс. руб. |
1080 |
1080 |
1080 |
3 240 |
Субсидирование части затрат на проведение научно-исследовательских работ в области кролиководства | ||||
Научно-исследовательская работа в области кролиководства, тыс. руб. |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
3 000 |
За счет средств областного бюджета, тыс. руб. |
100 |
100 |
100 |
300 |
За счет внебюджетных источников, тыс. руб. |
900 |
900 |
900 |
2 700 |
Общая стоимость программных мероприятий |
177397 |
132990 |
8 090 |
318 477 |
В том числе: за счет собственных средств, тыс. руб. |
159 663 |
119708 |
7 318 |
286 689 |
Субсидии из областного бюджета |
17 734 |
13 282 |
772 |
31 788 |
Глава 6. Целевые индикаторы программы, описание ожидаемых результатов, социальных, экономических и экологических последствий
Таблица 4
Рост производственных показателей вследствие реализации программы
Наименование показателя |
2012 (базовые показатели для расчетов) |
2013 |
2014 |
2015 |
2013 - 2015 годы |
Количество объектов, шт. |
|
|
|
|
2 |
Увеличение кроликомест по годам |
10 000 |
39 350 |
45 000 |
|
84 350 |
В том числе для содержания маточного поголовья |
10 000 |
5 027 |
5 760 |
|
10 787 |
Увеличение производства крольчатины |
12 |
55 |
450 |
402 |
907 |
14. Реализация программы позволит построить 8 объектов кролиководства (общей площадью более 15000 кв.м.), дополнительно ввести в эксплуатацию 120 тыс. кроликомест, в том числе 10,8 тыс. маточных, что в свою очередь приведет к увеличению производства мяса кроликов - до 919 тонн в год.
Итоги реализации программы (целевые индикаторы) приведены в таблице 5.
Таблица 5
Целевые индикаторы программы
Наименование показателя |
2012(оценка) |
2013 |
2014 |
2015 |
2013 - 2015 года |
Общее поголовье кроликов, голов |
35650 |
75 000 |
120000 |
120000 |
х |
Маточное поголовье, голов |
2400 |
7 200 |
11 520 |
11 520 |
х |
Производство мяса кроликов, тонн |
12 |
67 |
440 |
727 |
1234 |
15. Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования Программы будет проводиться по годам. Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Костромастатом, а также ведомственной отчетности.
Глава 7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
16. Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле:
, где
- коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств,
- ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении,
- объем финансирования производства продукции.
Как видно из таблицы 6, значение коэффициента Эобщ. в среднем арифметическом выражении составляет 67,4%. Степень возмещения общих затрат по программе через прирост валового продукта отрасли - в среднем 1,5 года.
Таблица 6
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе
Показатели |
Ед. |
Годы |
||||
|
2013 |
2014 |
2015 |
2013 - 2015 |
||
Ежегодный прирост реализации мяса кроликов |
тонн |
55 |
373 |
287 |
715 |
|
То же в стоимостном выражении (ВП) |
тыс. руб. |
16500 |
111900 |
86100 |
214500 |
|
Финансирование на продукцию |
всего (Ф) |
тыс. руб. |
177397 |
132990 |
8090 |
318477 |
|
в т.ч. из областного бюджета (З) |
тыс. руб. |
17734 |
13282 |
772 |
31788 |
Показатели эффективности |
Эобщ. |
% |
9,3 |
84,1 |
1064,3 |
67,4 |
Эб обл. |
% |
93,0 |
842,5 |
11152,8 |
674,8 |
17. Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств области Эб обл. составляет 674,8%, что позволит создать стартовые условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу.
Глава 8. Методика оценки эффективности программы
18. Для оценки эффективности расходования бюджетных средств используется количественный и качественный методы.
Количественный метод:
оценка достижения показателя результативности проводится на основе анализа информации указанной в государственных статистических и ведомственных отраслевых формах отчетности.
Качественный метод:
достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
19. При расчете эффективности реализации Программы используются основные целевые показатели и их коэффициенты весомости.
Таблица 7
Основные целевые индикаторы программы и коэффициенты их весомости
Наименования индикаторов |
Коэффициент весомости |
Общее поголовье кроликов, голов |
0,3 |
Маточное поголовье, голов |
0,3 |
Производство мяса кроликов, тонн |
0,4 |
Всего: |
1,0 |
При значении показателя эффективности до 50 процентов эффективность Программы признается низкой, при значении показателя от 50 процентов до 85 процентов - средней, свыше 85 процентов - высокой.
Глава 9. Система управления реализацией Программы
20. Механизм реализации Программы представляет собой согласованные по срокам и направлениям действий исполнителей конкретные мероприятия, ведущие к достижению поставленных целей.
Координатор Программы в ходе ее реализации:
осуществляет текущее управление и координацию деятельности исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по реализации программных мероприятий, по целевому и эффективному использованию финансовых средств;
организует ведение учета и отчетности, обеспечивает ее представление соответствующим органам государственной власти;
в установленном порядке с учетом выделяемых средств вносит предложения по финансированию мероприятий Программы, их корректировке, оценке, уточнению целевых показателей, составу исполнителей; а также предложения о досрочном прекращении реализации Программы.
осуществляет мониторинг реализации Программы;
проводит оценку эффективности Программы.
21. Порядок, условия предоставления субсидий и критерии отбора получателей субсидий Костромской области устанавливаются нормативными правовыми актами администрации Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 15 ноября 2012 г. N 128 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие промышленного разведения кроликов (кролиководства) в Костромской области на 2013 - 2015 годы"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "СП-нормативные документы" от 14 декабря 2012 г. N 52 (413)
Приказом департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 26 декабря 2013 г. N 291 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 31 июля 2013 г. N 123