Постановление Главы администрации Ульяновской области
от 18 февраля 2000 г. N 41
"О концепции повышения уровня жизни населения
Ульяновской области"
Постановлением Правительства Ульяновской области от 9 ноября 2007 г. N 399 настоящее Постановление признано утратившим силу
Глубокий экономический кризис в России и возникающие в связи с этим социальные проблемы обуславливают повышенное внимание к формированию и реализации социальной политики. Главным приоритетом в работе областной администрации неизменно была и остается социальная защита населения. В связи с необходимостью объединения основных принципов социальной политики администрации области в Концепцию повышения уровня жизни населения Ульяновской области постановляю:
1. Утвердить Концепцию повышения уровня жизни населения Ульяновской области на предстоящий период.
2. Опубликовать Концепцию повышения уровня жизни населения Ульяновской области в средствах массовой информации.
3. Рекомендовать главам городов и районов области в целях взаимодействия и проведения согласованной политики в области повышения благосостояния населения руководствоваться Концепцией повышения уровня жизни населения Ульяновской области.
Глава администрации области
Ю.Ф. Горячев
Концепция
повышения уровня жизни населения Ульяновской области
(утв. постановлением Главы администрации области
от 18 февраля 2000 г. N 41)
1. Введение
Концепция представляет целостную систему принципов, механизмов и мер по стабилизации уровня жизни населения, сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, обеспечению оптимального уровня занятости населения, увеличению расходов на социальные программы, созданию предпосылок для реального роста денежных доходов.
Концепция предусматривает дальнейшую разработку и реализацию Программы конкретных мер, которая должна детализировать основные направления ее реализации.
2. Цели настоящей концепции
Цели настоящей концепции - определение основных приоритетных направлений повышения уровня жизни населения на предстоящий период, которыми являются:
- создание экономических условий для повышения трудовой активности, развитие предприимчивости и деловой инициативы, обеспечение правовых гарантий работникам наемного труда предприятий всех форм собственности, в том числе по своевременной и полной оплате труда, социальному страхованию, охране, условиям и режимам труда, а также повышения доходов других слоев населения;
- стабилизация выплат социальных пособий и гарантий;
- проведение политики эффективной занятости, прежде всего молодежи, инвалидов, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирование безработицы,
- оказание помощи в трудоустройстве слабоконкурентным на рынке труда группам населения, прежде всего молодежи, инвалидам, работникам, высвобождаемым с предприятий, создание возможностей для переобучения, переподготовки и профессиональной ориентации граждан;
- обеспечение конституционных гарантий получения бесплатной медицинской помощи в объеме базовых стандартов всем гражданам независимо от уровня доходов;
- укрепление государственных образовательных учреждений, обеспечивающих получение бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе, среднего и высшего профессионального образования, усиление социальной поддержки на всех ступенях общего и профессионального образования детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, сирот, детей с отклонениями в развитии и инвалидов, а также одаренных детей;
- сохранение историко-культурного наследия, возрождение и развитие национальных культур, обеспечение доступности культурного досуга для большинства граждан;
- последовательное осуществление жилищной реформы, предоставление недорогого жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для малоимущих, для молодых семей - обеспечение доступа к льготным условиям кредитования;
- улучшение демографической ситуации в основном за счет снижения смертности населения, особенно граждан в трудоспособном возрасте и детской.
3. Основные задачи:
- непрерывное повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого роста экономики;
- усиление мотивации к труду, внедрение различных форм занятости населения, реализация права на труд для каждого гражданина;
- более полное удовлетворение потребностей общества в товарах, работах и услугах, обеспечение устойчивого роста экономики;
- создание условий всестороннего развития человека, обеспечение его права на жилище, отдых, медицинское обслуживание, образование, культурное развитие;
- создание благоприятной среды обитания,
- осуществление регулярного контроля и мониторинга за динамикой уровня жизни населения;
- обеспечение экологической безопасности человека
4. Основные направления повышения уровня жизни населения
4.1. Повышение уровня доходов населения:
Основные направления повышения реального уровня доходов населения заключаются в создании условий для восстановления роли оплаты труда как основного источника денежных доходов, увеличении доходов населения от предпринимательской деятельности, постепенном приближении минимальных и других фиксированных государственных социальных гарантий к прожиточному минимуму, более справедливом распределении доходов и сокращении дифференциации населения по уровню жизни. В этой связи до 2002-2003 гг. необходимо:
- повысить удельный вес заработной платы в структуре денежных доходов населения до уровня 60-70%;
- разработать и внедрить систему тарифного регулирования оплаты труда с учетом величины прожиточного минимума на основе социального партнерства;
- приблизить ставку первого разряда до уровня 80% прожиточного минимума.
- ввести опережающую ежеквартальную индексацию заработной платы в зависимости от роста индекса потребительских цен на товары и услуги;
- создать механизм регулирования доли оплаты труда в конечной цене продукции и доведения ее до 40-50% от себестоимости, в ВВП - до 30%;
- установить тарифную часть заработной платы в ее структуре не менее 60%;
- установить зависимость оплаты труда руководителей предприятия от минимального и среднего размера оплаты труда работников, финансово-экономического состояния предприятия, задолженности по выплате заработной платы;
- повысить ответственность руководителей организации за результаты финансово-экономической деятельности предприятия, вплоть до применения процедуры банкротства;
- создать правовые и экономические условия по предотвращению, возврату и легализации теневых доходов населения и предприятий (организаций);
- усилить защиту прав потребителей, разработать механизм оперативного рассмотрения исков к нарушителям прав потребителей;
- продолжить регулирование цен на основные виды товаров и услуг первой необходимости в соответствии с перечнем, утверждаемым Главой администрации области;
- для предотвращения дефицита жизненно необходимых товаров создать запас продовольствия за счет средств областного бюджета и кредитных ресурсов;
- продолжить реализацию концепции по жилищно-коммунальной реформе с учетом мер социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
- продолжить реализацию реформы жилищно-коммунального хозяйства с учетом мер социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
- осуществить регулирование оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- оказать содействие населению в развитии личного подсобного хозяйства и реализации произведенной продукции.
4.2. Содействие занятости населения
Основными задачами данного направления являются:
- стимулирование более полного использования имеющихся рабочих мест, развитие различных форм трудовых отношений (самозанятость, индивидуальная трудовая деятельность и другие);
- легализация теневого сектора экономики;
- формирование многоукладной экономики на основе развития малого и среднего бизнеса, предприимчивости населения;
- снижение социальной напряженности в обществе, преступности, наркомании, иждивенчества за счет повышения уровня занятости населения;
- сокращение безработицы до социально приемлемого уровня;
- обеспечение социальной защиты и создание равных условий для трудовой деятельности ограниченно трудоспособным и малообеспеченным слоям населения и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации вышеуказанных задач необходимо:
- реализация Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест на основе программы внутриобластной кооперации;
- организация и внедрение механизма экономической заинтересованности работодателей в выполнении норм квотирования рабочих мест для слабозащищенных категорий населения;
- организация опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения, и обучение по перспективным специальностям на основе внутрифирменных центров развития персонала;
- выявление приоритетных направлений развития экономики (в том числе - конкретных предприятий), способных обеспечить устойчивый рост, и организация подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, на основе долгосрочного прогноза развития кадровой ситуации на предприятиях;
- разработка и реализация программ содействия занятости слабозащищенных категорий населения на основе механизма экономического стимулирования работодателей (налоговые льготы, доступ к кредитам, распределение госзаказа и др.)
- расширение структуры общественных работ, улучшение условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественной структуры занятости и безработицы;
- разработка специальных программ содействия занятости для территорий с напряженной ситуацией на рынке труда на основе первоочередного включения их в программу внутриобластной кооперации;
- внесение законодательных инициатив по предоставлению льготных условий налогового обложения и кредитования для стимулирования самозанятости, малого и среднего бизнеса начинающих предпринимателей;
- внесение законодательных инициатив по максимальному сокращению теневой занятости населения, усиление контроля государственных органов управления;
- создание справочно-информационной системы "Занятость и рынок труда" о имеющихся вакансиях, экономических прогнозах развития отраслей и сфер деятельности, доступности кредитов и финансовой поддержки организации собственного дела и пр.
4.3. Условия и охрана труда
Основными задачами являются: создание условий для сохранения здоровья работника на предприятии, снижение производственного травматизма, обеспечение социально приемлемой организации трудового процесса и рабочего места.
Для решения этих задач необходимо:
- создание нормативно-правовой базы для совершенствования государственной системы охраны труда на основе социального партнерства, объединения усилий органов управления области, местного самоуправления, работодателей и их объединений, профсоюзов и их объединений;
- повышение роли аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности;
- обеспечение работников качественными и надежными средствами индивидуальной защиты согласно установленным нормам;
- совершенствование системы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в части условий и охраны труда, предупреждения травматизма и профзаболеваний;
- расширение практики создания фонда охраны труда предприятия с целью финансирования мероприятий по охране труда, создания наиболее благоприятных социальных условий занятости.
4.4. Развитие кадрового потенциала на производстве
Для повышения конкурентоспособности рабочей силы, ее профессионализма необходимо:
- разработать нормативно-правовую базу по развитию, аттестации и сертификации персонала, рабочих мест, финансовому обеспечению кадровых областных и территориальных программ;
- организовать работу по созданию внутрифирменных центров развития персонала на предприятиях с численностью более 1000 человек;
- предусмотреть налоговую и организаторскую поддержку предприятий и организаций, осуществляющих обучение и переобучение персонала под перспективные рабочие места и инвестиционные проекты в рамках программы внутриобластной кооперации;
- создать систему государственного регулирования рынка труда и образовательных услуг для выявления приоритетных специальностей, направлений и сфер деятельности;
- обеспечить реализацию областной программы содействия развитию персонала на производстве как важнейшего механизма оптимального использования кадрового потенциала экономики.
4.5. Социальная поддержка сельского населения, семьи, молодежи.
4.5.1. Социальная политика на селе.
В условиях перехода к рыночным отношениям и проведения аграрной реформы должна осуществляться политика социальных гарантий. В дополнение к действующим мероприятиям по обеспечению государственной поддержки сельского населения необходимо следующее:
- создание правовых и экономических условий для самообеспечения и самозащиты сельского населения от негативных последствий рыночных реформ;
- продолжение активной политики создания новых рабочих мест на селе, привлечение сельской молодежи в другие отрасли производства, подготовки и переподготовки кадров в сельской местности;
- установление надбавок и доплат высококвалифицированным специалистам бюджетной сферы (врачам, учителям, молодым специалистам, работникам культуры, социальной защиты).
4.5.2 Семейная политика.
Семейная политика в области проводится по следующим направлениям:
- создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения материнской и младенческой смертности, повышения качества здоровья новорожденных;
- снижение уровня детской инвалидности и создание условий для полноценной жизни детей-инвалидов;
- дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной жизни;
- сохранение социальных гарантий, предоставляемых семьям с детьми, расширение видов адресной поддержки семьям с детьми;
- создание условий, направленных на совершенствование системы летнего отдыха и оздоровления детей;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей одаренных и талантливых детей и подростков;
- создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщин на труд, обеспечение конкурентноспособности# женщин на рынке труда путем расширения обучения их новым профессиям, предпринимательской деятельности;
- комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальная реабилитация в современном обществе;
- развитие сети учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
4.5.3. Молодежная политика.
К основным направлениям молодежной политики относятся:
- поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;
- содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их прав на труд через:
создание льготных условий для работодателей, способствующих обеспечению занятости молодежи в различных областях экономики;
реализацию мероприятий по организации трудоустройства молодежи;
- государственная поддержка молодых семей через оказание им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, оказание различных услуг для молодых семей;
- обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорового образа жизни через:
пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
поддержку организаций, граждан, осуществляющих деятельность по привлечению молодежи к физической культуре, спорту, развитию молодежного туризма;
- обеспечение условий для воспитания и образования молодежи через:
разработку и осуществление программ, обеспечивающих приоритетность нравственного, духовного и патриотического воспитания молодежи.
4.6. Социальная поддержка нетрудоспособных
и малоимущих слоев населения
4.6.1. Пенсионное, материальное и социально-бытовое обеспечение ветеранов и пожилых людей.
Основными задачами повышения жизненного уровня населения пенсионного возраста являются:
- осуществление организационных мероприятий по назначению, перерасчетам и выплате пенсии в соответствии с принимаемыми новыми нормативными актами по пенсионному обеспечению, плановыми индексациями и компенсационными выплатами;
- создание экономических предпосылок для планового сбора страховых пенсионных взносов для полного (100%) обеспечения выплаты пенсий;
- оказание социальной и медико - социальной помощи на дому, развитие системы платных услуг,
- совершенствовать адресную социальную поддержку на заявительной основе продовольственными и промышленными товарами первой необходимости;
- улучшение жилищно-бытовых условий пенсионеров путем ремонта имеющегося жилищного фонда, оказание помощи при газификации квартир и частных домов малообеспеченных пенсионеров;
- оказание материальной помощи на лечение и приобретение лекарственных препаратов;
- содержание "социальных коек" и палат милосердия при больницах области;
4.6.2. Социальная защита инвалидов
Основными задачами социальной защиты инвалидов являются:
- усиление работы по профилактике инвалидности;
- формирование системы социальной защиты инвалидов на территории Ульяновской области;
- создание системы реабилитации инвалидов с целью их интеграции в общество.
Для реализации вышеуказанных задач необходимо:
- проведение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, направленной на восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальную адаптацию и снижение уровня инвалидности в области;
- создание информационной базы планирования и проведения реабилитации и социальной адаптации инвалидов;
- создание условий инвалидам для равных возможностей в пользовании услугами социальной инфраструктуры;
- техническое переоснащение протезно-ортопедических предприятий и расширение сети реабилитационных услуг;
- выполнение социальных гарантий и льгот для инвалидов в соответствии с действующим законодательством:
4.6.3. Социальная защита малоимущих граждан
В целях оказания социальной помощи малоимущим предусмотреть:
- оказание адресной социальной помощи малоимущим семьям с детьми на адресной заявительной основе;
- компенсацию расходов на социально значимые товары первой необходимости и услуги за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
- проведение, совместных целевых акций милосердия к Дню пожилых людей, Международному Дню инвалидов, Дню защиты детей.
4.7. Жилищные условия
Улучшение качества строительства жилья и увеличение обеспеченности населения жильем являются одними из основных показателей, характеризующих уровень жизни. Достижение позитивных изменений в уровне жизни с этих позиций требует развития отраслей строительной индустрии, создания экономических и правовых условий для обеспечения доступа к государственным и негосударственным целевым жилищным кредитам широких слоев населения, формирования рынка жилья для населения с разным уровнем доходов.
Основными направлениями для решения поставленных задач должны стать
- реализация широкого доступа населения к ипотечный кредитам на основе создания Ипотечного банка Ульяновской области со следующими условиями кредитования населения: размер первоначального взноса должен составлять не более 40% от разницы в стоимости жилья и не менее 7-10 лет рассрочки платежа по погашению оставшейся части кредита при 5% годовых;
- создание единой риэлторской# ассоциации Ульяновской области, которая должна объединить все агентства недвижимости и обеспечить разработку и реализацию согласованной политики на рынке жилья;
- предусмотреть в бюджете области финансирование государственных программ строительства жилья для малообеспеченных работников бюджетной сферы;
- расширить оборот жилищных сертификатов с обеспечением льготных условий кредитования широких слоев населения;
- продолжить внедрение ресурсе- и энергосберегающих программ жилищно-коммунальной реформы;
- разработать и реализовать областные программы газификации и водоснабжения сельских населенных пунктов с долевым участием бюджета области, района, отдельных предприятий и организаций, а также населения.
4.8. Укрепление здоровья населения.
В целях улучшения здоровья населения и качества оказываемой медицинской помощи необходимо:
- продолжить укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- продолжить обеспечение учреждений здравоохранения высококвалифицированными медицинскими кадрами;
- улучшить лекарственное обеспечение населения, обратив особое внимание на больных сахарным диабетом, туберкулезом, онкологическими, сердечнососудистыми, психическими заболеваниями, заболеваниями крови и бронхиальной астмой;
- обеспечить приоритетность профилактических и реабилитационных мероприятий, осуществляемых в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения по снижению заболеваемости, смертности, охране здоровья матери и ребенка, распространению здорового образа жизни;
- осуществить внедрение многоканальной системы финансирования здравоохранения в соответствии с объемом и качеством предоставляемых услуг за счет средств бюджета, развития системы медицинского страхования на адресной основе, расширения перечня платных медицинских услуг;
- обеспечить достаточное для поддержания здоровья населения бесплатное медицинское обслуживание;
- разработать механизм оплаты медицинских услуг в соответствии со стандартами медицинской практики;
- провести мероприятия по реализации системы страхования как на бюджетной, так и внебюджетной основе (в том числе по страхованию временной нетрудоспособности от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве);
- внедрить программу "Медицина высоких технологий";
- обеспечить выполнение мероприятий областной программы "Здоровье населения Ульяновской области ".
4.9. Развитие системы образования и подготовки кадров.
4.9.1. Основной задачей в сфере образования, подготовки кадров является:
- создание условий для реализации социальных гарантий гражданина на образование, обеспечение его высокого качества в соответствии с потребностями личности и государства.
В этих целях предлагается:
- обеспечить сохранение и развитие сети учреждений дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования с учетом демографической ситуации в области;
- осуществить поэтапный переход на 4-летний срок обучения в начальной школе;
- совершенствовать практику применения различных форм получения образования, в т.ч. экстернат, очно-заочное, получение образования в семье, содействовать развитию дистанционного образования в области;
- продолжить формирование сети общеобразовательных учреждений (классов) с программами повышенного уровня;
- привести структуру общеобразовательных учреждений в соответствии с образовательными стандартами и потребностями граждан в образовании, отраслей экономики в кадрах рабочих и специалистов, оптимального сочетания государственных и негосударственных образовательных структур системы переподготовки и повышения квалификации;
- осуществлять подготовку кадров в системе профессионального образования на договорной основе;
- сохранить государственную поддержку деятельности вузов области, их научных школ и творческих коллективов путем установления госзаказа на подготовку специалистов;
- улучшить качественный состав педагогических кадров вузов, увеличить объемы финансирования фундаментальных, поисковых в прикладных научно-исследовательских работ в высшей школе, развивать процесс интеграции вузов с научно-производственными предприятиями;
- осуществить адресную поддержку талантливой молодежи в системе школьного, профессионального образования в зависимости от уровня доходов их семей;
- в целях доступности высшего образования ввести компенсации из областного бюджета для слабо защищенных групп населения;
- продолжить работу по аттестации учреждений начального, среднего (педагогического) профессионального образования;
- подготовить нормативно-правовую базу для аттестации учреждений общего среднего и дополнительного образования, организовать работу по проведению аттестации муниципальных учреждений общего среднего образования.
4.10. Развитие культуры.
В целях более полного удовлетворения духовных и социальных потребностей населения области:
1. Продолжить законотворческую деятельность в сфере культуры и искусства для чего:
1. Разработать нормативно-правовую базу по развитию культуры и искусства в области;
2. Осуществить разработку и принятие целевых комплексных программ:
2.1. Сохранения исторического наследия народов, населяющих территорию области;
2.2. Развития системы музыкального, художественного, хореографического образования, обеспечивающего равные и доступные возможности для различных категорий граждан;
2.3. Сохранения и развития учреждений культуры и искусства в сельской местности;
2.4. Развития гастрольной и выставочной деятельности в сельской местности;
2.5. Проведение комплекса мероприятий, посвященных 55-летию Победы в Великой Отечественной войне.
5. Основные инструменты реализации Концепции:
- разработка целевых программ "Забота", "Семья и дети", "Старшее поколение", "Здоровье", "Молодежь", "Развитие АПК", "Жилище" "Образование" и другие по каждому направлению концепции с необходимым финансовым обеспечением и контролем за их выполнением;
- стимулирование роста производства, создание экономически правовых условий для повышения трудовой активности населения, развитие предпринимательства и деловой инициативы, максимальное вовлечение населения в решение экономических проблем области;
- совершенствование социального партнерства на основе формирования полноценных объединений работодателей, объединений профсоюзов или иных уполномоченных органов наемных работников, органов государственной власти и муниципального образования;
- разработка и реализация многосторонних соглашений по основным направлениям социального партнерства, тарифных соглашений;
- расширение практики заключения коллективных договоров на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности,
- формирование и организация работы многосторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в части повышения ответственности по заключению и исполнению соглашений на всех уровнях управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Ульяновской области от 18 февраля 2000 г. N 41 "О концепции повышения уровня жизни населения Ульяновской области"
Текст Постановления опубликован в "Народной газете" от 29 февраля 2000 г. N 45-46
Постановлением Правительства Ульяновской области от 9 ноября 2007 г. N 399 настоящее Постановление признано утратившим силу