Настоящее Соглашение заключено на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" с целью создания на основе социального партнерства необходимых условий для стабилизации и стимулирования производства, обеспечения занятости населения, социальной и правовой защиты населения, охраны здоровья трудящихся и рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, муниципальных образованиях, в организациях различных форм собственности при заключении соглашений и коллективных договоров.
Стороны признают необходимым заключение территориальных, отраслевых, профессиональных соглашений, а также коллективных договоров на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и обязуются оказывать всестороннее содействие в развитии социального партнерства.
1. Стабилизация и развитие производства
Стороны совместно:
1.1. Вырабатывают предложения в адрес законодательной власти области по созданию оптимальных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, стабилизации и развития отраслей народного хозяйства, обеспечивают их реализацию.
1.2. В инвестиционной политике сспособствуют созданию условий наибольшего благоприятствования для привлечения во все сферы экономики области средств внутренних и внешних инвестров, устранению причин, сдерживающих эти процессы.
1.3. Вносят в установленном порядке в исполнительные и законодательные органы власти Российской Федерации о области предложения предложения, развития предприятий и организаций отраслей народного хозяйства, осуществляющих социально-значимую деятельность.
Администрация:
1.5. Обеспечивает предприятиям, организациям отраслей народного хозяйства поддержку при разработке программ, заключении долгосрочных соглашений, проектов на межправительственном уровне по привлечению иностранных инвестиций, своевременных расчетах за исполнение государственного заказа.
1.6. Обеспечивает реализацию областной программы "О поддержке малого предпринимательства на территории области на 1998-1999 годы" в пределах утвержденных в бюджете средств.
1.7. Проводит региональную налоговую политику, стимулирует рост деловой активности хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
1.8. Оказывает финансовую поддержку предприятиям агропромышленного комплекса, содействует развитию фермерских хозяйств, малого м среднего бизнеса в сельской местности.
1.9. Обеспечивает своевременную оплату сельхозпроизводителям продукции, поставляемой для нужд регионального фонда согластно заключенным договорам.
1.10. Совершенствует систему управления областной собственностью, а также контрактную систему найма руководителей, эффективно использует полномочия своих представителей в управлении организацией с государственным участием.
1.11. Готовит предложения в Законодательное Собрание области по финансовой поддержке общественного пассажирского транспорта, пополнение его парка.
Работодатели:
1.12. Разрабатывают и реализуют инвестиционные программы и проекты развития новых форм хозяйствования, конверсии, реорганизации и структуризации отраслевой экономики.
1.13. Обеспечивают улучшение экономического и финансового положения организаций, повышают эффективность производства, выпуск конкурентноспособной продукции.
1.14. Используют местные налоговые льготы исключительно на обеспечение роста производства.
1.15. Обеспечивают своевременно налоговые платежи в бюджетные и внебюджетные фонды.
Профсоюзы:
1.16. Оказывают содействие политике стабилизации работы предприятий, структурной перестройке производства, улучшения экономического и финансового состояния.
1.17. Участвуют в работе областных комиссий, предприятий и организаций по социально-экономическим вопросам.
2. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
Стороны совместно:
2.1. Осуществляют меры, направленные на регулирование массового сокращения занятых на производстве и поддержку высвобождаемых работников.
2.2. Обеспечивают участие своих представителей в работе областного Координационного комитета содействия занятости населения.
2.3. В случае угрозы безработицы, в т.ч. в отдельных городах и районах с критической ситуацией на рынке труда, разрабатывают, на основе взаимных консультаций, программу экстренных мер, направленных на содействие занятости населения, определяют источники их финансирования.
Администрация:
2.4. Разрабатывает в I квартале года областную "Программу содействия занятости и социальной защиты граждан от безработицы" с учетом складывающейся ситуации на рынке труда, обеспечивает ее реализацию. Ход выполненияя Программы рассматривает на заседаниях Координационного комитета содействия занятости населения.
2.5. Обеспечивает участие профсоюзов и предпринимателей (работодателей)в определеннии направлений и контроле за эффективностью расходования средств областного фонда занятости населения.
2.6. Устанавливает квоты рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2.7. Принимает меры экономического стимулирования предприятий, организаций, способствующих созданию дополнительных и сохранению существующих мест, особенно для слабозащищенных категорий населения.
2.8. Совместно с работодателями разрабатывает и осуществляет комплекс мер по социальной поддеожке работников в условиях применения процедур при несостоятельности (банкротстве) организаций, прежде всего градообразующих.
2.9. Своевременно информирует население о состоянии рынка труда, уровне безработицы, о возможности трудоустройства и переобучения.
2.10. Оказывает содействие в реализации областной программы "Миграция".
Работодатели:
2.11. Своевременно осуществляют ежемесячные страховые взносы в фонд занятости, обеспечивают службы занятости достоверной информацией о вакантных местах в профессиональном и квалификационном разрезе.
2.12. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
2.13. Обеспечивают включение в соглашения и коллективные договоры мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ (услуг), создание рабочих мест.
2.14. Осуществляют ликвидацию организаций и подразделений, изменение форм собственности, полное или частичное приостановление производств, влекущих за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, только после предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров.
2.15. Обеспечивают высвобождаемый работникам предприятий-банкротов преимущественное право трудоустройства - не менее 70 процентов рабочих мест для вновь образуемых на базе их имущества.
Профсоюзы:
2.16. Участвуют на паритетных началах в комиссиях, создаваемых в организациях в связи с их банкротством, ликвидацией, реорганизацией и т.д.
2.17. Через коллективные договоры организаций добиваются принятия мер:
- по материальной поддержке высвобождаемых работников, сохранению за ними социальных льгот, предусмотренных для работников предприятий;
- по организации новых производств и созданию дополнительных рабочих мест для лиц, требующих социальной защиты.
2.18. Представляют интересы членов профсоюза при ликвидации предприятий, сокращении рабочих мест, при разрешении трудовых конфликтов и принимают меры по защите их интересов.
2.19. Предоставляют бесплатную консультативную и правовую помощь членам профсоюза по вопросам занятости.
3. Повышение уровня жизни населения
Стороны совместно:
3.1. Разрабатывают предложения по регулированию заработной платы работников различных отраслей на основе социального партнерства, направленного на:
- восстановление роли оплаты труда как основного источника доходов и важнейшего стимула трудовой активности граждан, усиление тарифной части заработка в общем его размере;
- повышение реальной заработной платы;
- приблежение уровня минимальной заработной платы к уровню прожиточного минимума, определяемого в установленном порядке;
- соблюдение законодательства, регулирующего вопросы оплаты труда.
Администрация:
3.2. Принимает меры по повышению уровня заработной платы работникам бюджетной сферы, финансируемым из областного бюджета, с учетом прожиточного минимума для граждан трудоспособного возраста.
3.3. Производит своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий и социальных льгот, предусмотренных законодательством.
3.4. Применяет через соответствующие государственные службы правовой механизм ответственности руководителей предприятий всех форм собственности за длительные задержки выплаты заработной платы.
Работодатели и профсоюзы:
3.5. Предусматривают в коллективных договорах организаций:
- минимальный размер тарифных ставок и окладов не менее 50 процентов в I квартале 1998-го и 80 процентов в I квартале 1999 года от прожиточного минимума лиц трудоспособного возраста по области, а также межразрядные коэффициенты;
- индексацию заработной платы в случае ее задержки с учетом роста цен, определяемых комитетом по статистике области;
- оплату труда вынужденных отпусков (в связи с простоем производства) согластно действующему законодательству, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного правительством;
- расширение социальных льгот низкооплачиваемой категории работников работников;
- организацию обучения руководителей профсоюзных организаций вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
Работодатели:
3.6. Производят своевременную выплату заработной платы согластно действующему законодательству.
3.7. Согласовывают с профсоюзами изменения систем, форм оплаты труда.
3.8. Выплачивают заработную плату работникам при полном рабочем дне в размере не ниже прожиточного минимума для граждан трудоспособного возраста, сложившегося в области. На предприятиях, в организациях, где заработная плата ниже прожиточного минимума, разрабатывают совместно с профсоюзами мероприятия по поэтапному ее повышению.
3.9. При возникновении задолженности по заработной плате не допускают первоочередного получения заработной платы руководителям предприятий, организаций.
Профсоюзы:
3.10. Осуществляют общественный контроль по целевыму использованию средств, предназначенных на оплату труда, обеспечению своевременной выплаты заработной платы и ликвидации задолженности по ней, оказывают необходимую прововую помощь в отстаивании законных прав и интересов работников, в т.ч. в судебном порядке.
4. Социальная и правовая защита населения
Стороны совместно:
4.1. Совершенствуют систему социальной поддержки слабозащищенных категорий граждан, семей на адресной, заявительной основе.
4.2. Устанавливают в соответствии с действующим законодательством порядок обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
4.3. Признают единый порядок присоединения дополнительных отпусков к минимальному отпуску в 24 рабочих дня в расчете на шестидневную рабочую неделю, реализуя систему заключения коллективных договоров.
4.4. Разрабатывают и реализуют областные программы по развитию культуры и спорта, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети социально-культурных объектов области.
4.5. Сохраняют гарантированные виды бесплатной медицинской помощи населению. Не допускают закрытия, перепрофилирования и передачи коммерческим структурам медицинских, детских дошкольных учреждений, санаториев-профилакториев, библиотек, объектов культуры под другие цели.
Администрация:
4.6. Вырабатывает предложения по реализации основных направлений социальной защиты малообеспеченных семей в период реформирования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг в рамках действующего законодательства.
4.7. Разрабатывает и выносит на обсуждение Законодательного Собрания нормативные акты по потребительской корзине, прожиточному минимуму, порядку исчисления среднедушевого дохода.
4.8. Через средства массовой информации ежемесячно информирует организации, население области о прожиточном минимуме, росте цен, об исполнении областного бюджета - ежеквартально.
4.9. Разрабатывает и реализует областные программы "Забота", "Семья, женщины и дети", "Жилище", обеспечивает их финансирование.
4.10. Мобилизует материальные и финансовые ресурсы, в т.ч. и валютные средства, на укрепление материально-технической базы здравоохранения, на улучшение обеспечения населения медикаментами.
4.11. Вносит рекомендации органам местного самоуправления об освобождении нанимателей собственников жилья от погашения пеней по платежам за жилье и услуги на период задержки начисленной им заработной платы, пенсий.
4.12. Рассматривает вопрос об установлении сезонного снижения тарифов на проезд железнодорожным транспортом и пригородными автобусами в садоводческие общества.
4.13. Составляет перечень объектов и графие передачи ведомственного жилого фонда, других объектов социальной сферы в ведение органов самоуправления.
4.14. Принимает долевое участие в финансировании загородных оздоровительных лагерей.
4.15. Совершенствует механизм привлечения средств населения в жилищное строительство, в т.ч. через реализации жилищных займов, сертификатов и кредитов.
4.16. Принимает меры по снижению уровня преступности и повышению раскрываемости преступлений, регулярно через средства массовой информации доводит до сведения населения результаты работы.
Работодатели:
4.17. Своевременно и в полном объеме осуществляют платежи в фонд социального страхования, профсоюзные взносы.
4.18. Обеспечивают финансирование, укрепление материальной базы объектов социальной сферы, находящейся в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
4.19. На основе заключенных договоров решают вопрос о льготах загородным оздоровительным лагерям (всех форм собственности) по оплате коммунальных услуг.
4.20. Осуществляют поддержку работников, ушедших на пенсию по возрасту или инвалидности. Оказывают им помощь в денежной и натуральных формах, предоставляют льготные условия по оплате коммунальных услуг.
4.21. Расширяют практику по возмещению расходов на питание в рабочих столовых, содержание детей в ведомственных дошкольных учреждениях, коммунальные услуги низкооплачиваемым категориям работников и их семьям.
4.22. При акционировании включают объекты социальной сферы в состав приватизируемого имущества с учетом мнения трудового коллектива, не допуская их перепрофилирования.
Профсоюзы:
4.23. Принимают участие в разработке и реализации общественных программ по социальным вопросам.
4.24. Представляют права, интересы членов профсоюза в государственных, судебных и других органах, способствуют организации на предприятиях, в организациях комиссий по трудовым спорам.
4.25. Используют все возможные средства отстаивания интересов трудящихся в рамках действующего законодательства.
5. Охрана труда и здоровья трудящихся
Стороны совместно:
5.1. Обеспечивают на территории области проведение государственной политики по улучшению условий и охраны труда. Разрабатывают и организуют работу по реализации областной программы "О первоочередных мерах по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы".
5.2. Осуществляют мероприятия по реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда.
5.3. Разрабатывают и реализуют программу по оздоровлению детей, определяют источники ее финансирования.
5.4. Формируют систему обучения и проверки знаний руководителей, специалистов и других работников по вопросам охраны труда.
Администрация:
5.5. Обеспечивает государственное управление охраной труда, надзор за условиями труда, анализирует состояние охраны труда в организациях, независимо от форм собственности.
5.6. Оказывает методическую и консультационную помощь организациям по вопросам охраны труда, созданию института уполномоченных, совместно комиссией (комитетов)по охране труда.
5.7. Осуществляет организационное и методическое руководство по проведению аттестации рабочих мест, по условиям труда, сертификации производств.
5.8. Организует работу областного фонда охраны труда.
Работодатели и профсоюзы:
5.9. Обеспечивают включение и реализацию мероприятий по охране труда в коллективные договоры и соглашения, предусматривая их необходимое финансирование.
5.10. Обеспечивают контроль за соблюдением нормативных и правовых актов по охране труда, повышение эффективности работы служб охраны труда, не допуская их сокращения и ликвидации.
Работодатели:
5.11. Создают фонды охраны труда предприятий, участвуют в работе областного фонда охраны труда в соответствии с действующим Положением.
5.12. Предусматривают в коллективных договорах и соглашения;
- гарантии, обеспечивающие уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий по охране труда выполнение возложенных на них обязанностей;
- организацию горячего, лечебно-профилактического питания работников, в том числе льготного и бесплатного, в объемах, предусмотренных действующими нормами, в соответствии с законодательством;
- дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
5.13. Обеспечивают обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за счет средств предприятий и организаций, независимо от форм собственности.
Профсоюзы:
5.14. Участвуют в общественном контроле за охраной труда, охраной окружающей среды, оказывают консультативную помощь и защищают права членов профсоюза в области охраны труда.
5.15. Способствуют сохранению ведомственных объектов социально-культурного назначения, проведению мероприятий, направленных на оздоровление работников.
6. Совершенствование системы социального пертнерства
Стороны совместно:
6.1. Разрабатывают в I полугодии 1998 г. областной Закон "О социальном партнерстве" и вносят его на рассмотрение в Законодательное Собрание области.
6.2. Содействуют формированию объединений работодателей организаций всех форм собственности.
6.3. Регулярно, в соответствии с планом работы, проводят заседание трехсторонней комиссии. Принятые решения комиссии доводятся до сведения организаций, населения через средства массовой информации.
6.4. Информируют друг друга о ходе выполнения мероприятий настоящего Соглашения, а также по другим социально-экономическим вопросам.
6.5. На основе равноправного сотрудничества и консультаций разрешают возникшие противоречия, отказываясь от конфронтации и применения мер воздействия, не предусмотренных законодательством.
6.6. Способствуют заключению и регистрации соглашений и коллективных договоров по вопросам социально-трудовых отношений согластно действующему законодательству и ежегодно рассматривают итоги работы на заседании трехсторонней комиссии.
6.7. Рассматривают возникающие разногласия в период действия Соглашения на трехсторонней комиссии в недельный срок.
6.8. Вносят предложения по изменению и дополнению настоящего Соглашения по согласованию сторон.
6.9. Обеспечивают представителям сторон Соглашения возможность участия в решении вопросов, проблем, не включенных в данное Соглашение, но предоставляющих взаимный интерес.
6.10. Разрабатывают Положение об организации областного соревнования предприятий и организаций области.
Работодатели и администрация:
6.11. Признают в лице Федерации профсоюзов области партнера в решении социально-экономических задач, обеспечении гарантий, прав и интересов жителей области.
6.12. Признают необходимым:
- соблюдать права и гарантии профсоюзной деятельности, не препятствовать созданию и фуккционированию профсоюзов в организациях независимо от форм собственности.
- обеспечить права профсоюзов, членских организаций и их объединений по уплате членских взносов в безналичный форме (с письменного согласия членов профсоюзов)на основании коллективных договоров и перечисление их на расчетные счета профсобзов одновременно с выдачей банком средств на заработную плату.
6.13. Представляют необходимую информацию по социально-трудовым вопросам по запросам профорганов в пределах установленной статотчетности.
Профсоюзы:
6.14. Содействуют администрации, советам работодателей в проведении единой социальной политики на территории области.
7. Механизм реализации Соглашения
Деятельность сторон по реализации данного Соглашения осуществляется через трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
В месячный срок после подписания Соглашения каждая из сторон разрабатывает и представляет в трехстороннюю комиссию план мероприятий по реализации принятых обязательств.
Контроль за выполнением Соглашения осуществляется каждой их сторон самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
Текст Соглашения и информация о ходе его выполнения публикуются в средствах массовой информаци в двухнедельный срок.
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания и действует до заключения нового Соглашения.
Глава администрации области
Ю.Ф. Горячев
Председатель Федерации отраслевых профсоюзов
Ю. Кузнецов
От советов работодателей
В. Максимов
От совета объединения предпринимателей
Х. Ямбаев
Начальник Управления
Н. Буркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение заключено с целью создания на основе социального партнерства необходимых условий для стабилизации и стимулирования производства, обеспечения занятости населения, социальной и правовой защиты населения, охраны здоровья трудящихся и рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, муниципальных образованиях, в организациях различных форм собственности при заключении соглашений и коллективных договоров.
Соглашение от 20 февраля 1998 г. N 1 между администрацией отраслевых профсоюзов, объединениями работодателей, администрацией Ульяновской области по основным направлениям социального партнерства на 1998-1999 гг.
Текст Соглашения опубликован в "Народной газете" от 3 марта 1998 г. N 48-49