Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 35. Регистрация кандидатов
1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателем, избирателями, путем самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками кандидат, избиратель, группа избирателей либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 35 дней до дня голосования представляет в соответствующую избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Одновременно в избирательную комиссию представляются: сведения об изменениях в данных о кандидате, представленные в соответствии со статьями 32 и 33 настоящего Закона и основные сведения биографического характера, в частности об образовании, семейном положении. Регистрация производится при наличии необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, письменного заявления лица о его согласии баллотироваться кандидатом на соответствующую должность и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата, соответствующего должностного лица.
Избирательная комиссия, производящая регистрацию кандидата, вправе при содействии соответствующих государственных и муниципальных органов организовать проверку данных о кандидате, содержащихся в представленных документах, при этом сведения, содержащиеся в представленных документах передаются в средства массовой информации.
2. Количество представленных подписей избирателей в поддержку кандидата не должно превышать их число, установленное в пункте 2 статьи 34 настоящего Закона, более чем на 15 процентов.
3. Подписные листы представляются в соответствующую избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
4. Избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса с привлечением экспертов-специалистов.
5. Проверке подлежат все представленные подписи избирателей, собранные в поддержку кандидата в количестве, определенном пунктом 2 статьи 34 и пунктом 2 статьи 35 настоящего Закона. Соответствующая избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, изъявившим желание присутствовать при проводимой проверке.
6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
8. Недостоверными считаются:
подписи лиц, не обладающих на день голосования активным избирательным правом при выборах депутатов представительного органа, главы муниципального образования или другого должностного лица местного самоуправления, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В последнем случае подпись признается недостоверной при наличии соответствующей справки органа внутренних дел, органа местного самоуправления;
подписи избирателей, которые не указали собственноручно все требующиеся сведения о себе;
подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе;
подписи избирателей, не указавших все требующиеся сведения.
Все подписи, содержащиеся в подписном листе, признаются недостоверными:
если они собраны до уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата и представления ей необходимых документов;
если подписи, содержащиеся в подписных листах, не удостоверены надлежащим образом лицом, собиравшим подписи (сборщиком подписей), или уполномоченным представителем избирательного объединения (блока) либо кандидатом;
если подписи, содержащиеся в подписном листе, заверены лицом, собирающим подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения (блока) либо кандидатом ранее, чем проставлены подписи избирателей;
если страница подписного листа не содержит всех сведений о кандидате;
если все подписи на странице подписного листа были получены обманным или иным противозаконным способом, в том числе в местах, в которых по закону запрещено осуществлять сбор подписей.
9. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом.
10. Регистрация кандидата не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных в результате проверки недействительными и недостоверными, меньше числа подписей, определенного пунктом 2 статьи 34 настоящего Закона.
11. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, соответствующая избирательная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
12. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом избирательной комиссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания избирательной комиссии передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока.
13. Избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
14. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении соответствующей избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, ыдвинутый избирателями, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объединению, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата.
15. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средствам массовой информации.
16. В случае отказа в регистрации кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток после принятия решения выдать кандидату, соответствующему избирателю, избирателям либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить нарушение порядка выдвижения кандидата, недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, грубое нарушение порядка сбора подписей, нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата и расходования его средств, а также иные основания, предусмотренные федеральным законодательством, настоящим Законом, законами области.
17. Решение соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд. Жалоба (заявление) рассматривается судом в течение 3 дней.
18. В случае обнаружения в подписных листах подложных подписей избирательная комиссия, проверявшая подписные листы, вправе направить материалы проверки достоверности подписей избирателей в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
19. В случае если ко дню голосования не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо останется только один зарегистрированный кандидат, выборы по решению избирательной комиссии муниципального образования откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
20. При наступлении указанных в предыдущем пункте настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 6 статьи 47, статьей 79 настоящего Закона, все дополнительные расходы, понесенные в связи с этим избирательными комиссиями на подготовку и проведение выборов, относятся за счет этого кандидата по решению избирательной комиссии муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.