Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Закон Ульяновской области от 4 ноября 2003 г. N 057-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Старшее поколение" на 2004 г."

Введение

 

Одной из особенностей современной демографической ситуации на территории области является высокая численность граждан пожилого возраста (380 тыс. человек). В перспективе (после 2007 года) прогнозируется динамичное увеличение доли граждан пожилого возраста в составе населения.

В силу возрастных особенностей гражданам пожилого возраста трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.

Процесс старения населения обусловливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности граждан пожилого возраста, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.

Повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, усиление их правовой защиты, предоставление социальных услуг и адресной помощи остается одной из целей социальной политики в области.

Программа разработана комитетом социальной защиты населения администрации области с учетом предложений районных (городских) комитетов социальной защиты населения.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

 

При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения граждан пожилого возраста, следует иметь в виду, что средний возраст населения области устойчиво увеличивается, причем население городов и сельской местности стареет неравномерно.

В 2003 году среди сельского населения граждане пожилого возраста составляют 31,1 процента, среди жителей городов - 23,6 процента.

Высокая доля граждан пожилого возраста в структуре населения в долгосрочной перспективе сохранится в связи с низкой рождаемостью и ростом ожидаемой продолжительности жизни.

Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья граждан пожилого возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья граждан пожилого возраста, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности.

Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости граждан пожилого возраста от экономически и социально активного населения.

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части граждан пожилого возраста.

Большинство граждан пожилого возраста в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.

Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста снижается.

Граждане пожилого возраста нередко теряют ориентацию в современном социально-культурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам граждан пожилого возраста приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.

В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социально-культурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.

Положение граждан пожилого возраста нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.

2. Основные принципы программы

 

Осуществление программы базируется на принципах гуманности и уважения к личности, добровольности, адресности и оперативности предоставления услуг, профилактической направленности и конфиденциальности.

3. Цель и задачи программы

 

Целью программы является создание условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию граждан пожилого возраста в жизни общества.

Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование граждан пожилого возраста путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.

В рамках программы предусматривается решение следующих задач:

- расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих гражданам пожилого возраста комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические центры, дома временного пребывания граждан пожилого возраста и другие);

- разработка новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом масштабов и темпов старения населения, приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;

- поддержание жизненной активности граждан пожилого возраста мерами реабилитационного и оздоровительного характера;

- проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан пожилого возраста.

4. Срок реализации программы

 

Срок реализации программы - 2004 год.

5. Система программных мероприятий

 

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения граждан пожилого возраста, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества.

Перечень мероприятий областной целевой программы "Старшее поколение" на 2004 год прилагается.

6. Механизм реализации программы и организация контроля
за ее исполнением

 

Государственный заказчик осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий программы.

Исполнители программы осуществляют организацию и контроль за обеспечением выполнения в полном объеме предусмотренных программой мероприятий, ежеквартально представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации программы.

Контроль за исполнением программы осуществляется комитетом социальной защиты населения администрации области.

Отчет об использовании бюджетных ассигнований ежемесячно представляется исполнителями программы в порядке, установленном действующим законодательством.

7. Социально-экономические последствия
и оценка эффективности реализации программы

 

Оценка эффективности реализации программы осуществляется по следующим показателям: сокращение очереди на получение мест в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания, увеличение охвата граждан пожилого возраста социальными услугами на дому, рост посещаемости граждан пожилого возраста учреждений социальной сферы.

Реализация мероприятий программы позволит:

- усилить защиту прав и законных интересов граждан пожилого возраста;

- улучшить социальное положение граждан пожилого возраста посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной социальной помощи и услуг;

- способствовать повышению качества жизни граждан пожилого возраста - комплексного показателя, отражающего состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, гармоничные отношения в обществе;

- обеспечить более широкий доступ граждан пожилого возраста к культурным ценностям, образовательным, просветительным,

- информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям;

- способствовать развитию сети учреждений социальной сферы, в том числе специализированных учреждений и учреждений нового типа, повышению качества обслуживания граждан пожилого возраста;

- стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию граждан пожилого возраста в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности.

Приложение

к областной целевой программе

"Старшее поколение" на 2004 г.

 

Перечень
мероприятий областной целевой программы
"Старшее поколение" на 2004 год

 

N
п/п
Мероприятия Едини-
цы из-
мере-
ния
Объем финансирования в млн. рублей Исполнитель Ожидаемые ре-
зультаты
Всего В том числе
феде-
раль-
ный
бюджет
облас-
тной
бюджет
бюджеты
муници-
пальных
образо-
ваний
внебюдже-
тные ис-
точники
финанси-
рования
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
I. Организационно-правовые и научно-методологические вопросы социальной защиты
граждан пожилого возраста
1. Обеспечение проведе-
ния научных исследо-
ваний по проблемам
старения населения и
положения граждан по-
жилого возраста
(включая научно-ис-
следовательские и
опытно-эксперимен-
тальные работы в рам-
ках пилотных проек-
тов), в том числе по
проблемам:
- изучения макросоци-
альных и макроэконо-
мических последствий
старения населения;
- социальной интегра-
ции граждан пожилого
возраста
  3,0












1,5



1,5
3,0












1,5



1,5
-












-



-
-












-



-
-












-



-
Ульяновский
государст-
венный уни-
верситет
(по согла-
сованию)
Внедрение нау-
чно-методоло-
гических основ
социальной ра-
боты с гражда-
нами пожилого
возраста путем
изучения проб-
лем старения,
внедрение ре-
зультатов ско-
ординированных
научных иссле-
дований по
данной темати-
ке
2. Участие в форуме ра-
ботников социальной
сферы по проблемам
обеспечения социаль-
ного благополучия
граждан пожилого воз-
раста
  0,1 - 0,1 - - Комитет со-
циальной
защиты на-
селения ад-
министрации
области
(далее -
КСЗН)
Улучшение ко-
ординации дея-
тельности по
предоставлению
помощи и услуг
гражданам по-
жилого возрас-
та, повышение
общественной
значимости
труда работни-
ков социальной
сферы
3. Создание условий для
внедрения автоматизи-
рованной системы "Ад-
ресная социальная по-
мощь" (оснащение ком-
пьютерной техникой
районных, городских
комитетов социальной
защиты населения)
28
единиц
1,4 - - 1,4 - Органы мес-
тного само-
управления,
районные
(городские)
КСЗН (по
согласова-
нию)
Повышение эф-
фективности
деятельности
по социальной
защите граждан
пожилого воз-
раста
  Итого   4,5 3,0 0,1 1,4 -    
II. Мероприятия, направленные на улучшение социального положения и адаптации
в современных условиях граждан пожилого возраста
4. Проведение мониторин-
га положения граждан
пожилого возраста по
показателям, характе-
ризующим уровень и
качество их жизни
  - - - - - Районные
(городские)
КСЗН
Получение объ-
ективных дан-
ных о тенден-
циях старения
населения и
материального,
социального,
семейного по-
ложения граж-
дан пожилого
возраста, сос-
тоянии их здо-
ровья и других
факторах для
принятия обос-
нованности ре-
шений, затра-
гивающих инте-
ресы граждан
пожилого воз-
раста
5. Формирование компью-
терной базы данных по
показателям, характе-
ризующим уровень и
качество жизни граж-
дан пожилого возраста
  0,5 - - 0,5 - КСЗН адми-
нистрации
области
Повышение эф-
фективности
деятельности
по социальной
защите граждан
пожилого воз-
раста
6. Осуществление меро-
приятий по повышению
качества работы уч-
реждений социального
обслуживания граждан
пожилого возраста с
применением:
- технических
средств, облегчающих
уход за гражданами
пожилого возраста;
- медицинской техники
и изделий медицинско-
го назначения;
- технологического
оборудования для ста-
ционарных учреждений
социального обслужи-
вания;
- оборудования для
отделений трудотера-
пии и лечебно-трудо-
вых мастерских;
- технологического
оборудования для
структурных подразде-
лений нестационарных
учреждений социально-
го обслуживания, обе-
спечивающих оказание
гражданам пожилого
возраста социально-
бытовых услуг (парик-
махерские, пошив и
ремонт одежды и обу-
ви)
  4,26 1,555 1,555 - 1,15 КСЗН адми-
нистрации
области
Повышение ка-
чества соци-
ального обслу-
живания, обес-
печение свое-
временной ме-
дицинской по-
мощи лицам,
проживающим в
стационарных
учреждениях
социального
обслуживания,
осуществление
мероприятий по
социальной
адаптации и
организации
культурно-до-
суговой рабо-
ты, улучшение
условий труда
работников уч-
реждений соци-
ального обслу-
живания граж-
дан пожилого
возраста (по-
лучение тех-
нических
средств и обо-
рудования в
соответствии с
заявками, по-
данными в Мин-
труд России).
Обеспечение
своевременнос-
ти медицинской
и социально-
медицинской
помощи: в ста-
ционарных ус-
ловиях, доста-
вка продуктов
питания, улуч-
шение органи-
зации культур-
но-досуговой
работы (прове-
дение культур-
но-зрелищных
мероприятий,
экскурсий)
7. Организация и прове-
дение мероприятий по
социальной адаптации,
оздоровлению и обес-
печению отдыха вете-
ранов войны и труда
на базе социально-оз-
доровительных учреж-
дений
4500
чел.
  В пределах средств, выделяемых в
соответствии с Федеральным зако-
ном "О ветеранах"
КСЗН адми-
нистрации
области
Проведение 21
- дневных кур-
сов оздоровле-
ния, социаль-
но-психологи-
ческой, соци-
ально-бытовой
и социально-
средовой адап-
тации ветера-
нов войны и
труда
8. Обеспечение диспан-
серного наблюдения
граждан пожилого воз-
раста
6600
чел.
  В пределах средств, предусмот-
ренных в областном бюджете на
2004 год на здравоохранение
Департамент
здравоохра-
нения и фа-
рмации ад-
министрации
области
Обеспечение
своевременнос-
ти медицинской
и социально-
медицинской
помощи
9. Помещение одиноких
пенсионеров на "соци-
альную койку" в ста-
ционары лечебных уч-
реждений области
133
койки
  В пределах средств, предусмот-
ренных в областном бюджете на
2004 год на здравоохранение
Департамент
здравоохра-
нения и фа-
рмации ад-
министрации
области
Обеспечение
своевременнос-
ти медицинской
и социально-
медицинской
помощи
10. Развитие социального
обслуживания на дому
и расширение сферы
социальных услуг гра-
жданам пожилого воз-
раста
5300
чел.
- - - - - Районные
(городские)
КСЗН (по
согласова-
нию)
Обеспечение
свободного до-
ступа граждан
пожилого воз-
раста к соци-
альным услугам
  Итого   4,76 1,555 1,555 0,5 1,15    
III. Мероприятия по развитию и укреплению базы
социальной поддержки престарелых и инвалидов в области
11. Строительство бани-
прачечной (Репьевский
дом-интернат для пре-
старелых и инвалидов)
  2,16 0,864 0,864 - 0,432 - Улучшение ус-
ловий прожива-
ния престаре-
лых и инвали-
дов
12. Строительство очист-
ных сооружений (Сен-
гилеевский психонев-
рологический интер-
нат)
  3,0 1,2 1,2 - 0,6 - Улучшение эко-
логической об-
становки на
территории уч-
реждений
13. Открытие Центра соци-
ально-трудовой реаби-
литации лиц без опре-
деленного места жи-
тельства, граждан,
попавших в экстре-
мальные ситуации (г.
Ульяновск)
1 ед. 11,14 3,342 3,342 2,228 2,228 - Создание усло-
вий, способст-
вующих соци-
альной адапта-
ции к жизни в
максимально
короткие сроки
лицам без оп-
ределенного
места житель-
ства
14. Ремонт спальных кор-
пусов (Акшуатский
психоневрологический
интернат)
  1,5 0,6 0,6 - 0,3 - Улучшение ус-
ловий прожива-
ния престаре-
лых и инвали-
дов
15. Строительство столо-
вой (Акшуатский пси-
хоневрологический ин-
тернат)
  2,25 0,9 0,9 - 0,45 - Улучшение ус-
ловий прожива-
ния престаре-
лых и инвали-
дов
16. Строительство спаль-
ного корпуса (Улья-
новский областной ре-
абилитационный центр
ветеранов войны и
труда с. Ундоры)
  1,49 0,554 0,554 - 0,382 - Улучшение ус-
ловий прожива-
ния престаре-
лых и инвали-
дов
17. Открытие специализи-
рованных отделений
социальной помощи на
дому
2 отд. 1,4 - - 1,4 - Районные
(городские)
КСЗН (по
согласова-
нию)
Оказание соци-
ально-бытового
обслуживания и
доврачебной
медицинской
помощи в на-
домных услови-
ях
  Итого   22,94 7,46 7,46 3,628 4,392    
IV. Мероприятия, направленные на повышение роли граждан пожилого возраста в общественной жизни
18. Организация и прове-
дение научно-практи-
ческих семинаров и
симпозиумов:
- научно-практический
семинар "Старение на-
селения - проблема 21
века";
- симпозиум по проб-
леме "Пожилой человек
в семье, его социаль-
но-психологическая
реабилитация и адап-
тация"
  0,4



0,2
0,4



0,2
      Ульяновский
государст-
венный уни-
верситет
(по согла-
сованию)
Расширение на-
учно-практиче-
ских обменов
по данным те-
мам, использо-
вание научного
потенциала для
выработки ре-
комендаций,
создание основ
для применения
достижений со-
временной на-
уки (теории
социальной ра-
боты, психоло-
гии, социоло-
гии, педагоги-
ки, демогра-
фии, геронто-
логии, юрис-
пруденции, и
др.); деятель-
ности осущест-
вляемой в ин-
тересах граж-
дан пожилого
возраста, т.е.
развитие и ук-
репление меж-
дународного
сотрудничества
в социально-
гуманитарной
сфере
  Итого   0,4 0,4 - - -    
  Всего   32,6 12,415 9,115 5,528 5,542    

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Закон Ульяновской области от 4 ноября 2003 г. N 057-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Старшее поколение" на 2004 г."


Текст Закона опубликован в "Народной газете" от 6 ноября 2003 г. N 130


Текст Закона опубликован в газете "Ульяновская правда" от 18 ноября 2003 г. N 223


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Закон Ульяновской области от 28 июня 2004 г. N 032-ЗО


Закон Ульяновской области от 31 мая 2004 г. N 027-ЗО