Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Формы непосредственного осуществления населением города
местного самоуправления и участия населения в осуществлении
местного самоуправления
Статья 9. Формы участия жителей города в местном самоуправлении
1. Жители города участвуют в осуществлении местного самоуправления непосредственно, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
2. Право жителей города - граждан Российской Федерации - на участие в осуществлении местного самоуправления реализуется в следующих формах:
1) местный референдум;
2) муниципальные выборы;
3) голосование по отзыву депутата Совета депутатов города, Главы города, по вопросам изменения границ города, преобразования города;
4) правотворческая инициатива граждан;
5) территориальное общественное самоуправление;
6) публичные слушания;
7) собрание граждан;
8) конференция граждан (собрание делегатов);
9) опрос граждан;
10) обращения граждан в органы местного самоуправления;
11) другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.
3. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории города, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 10. Местный референдум
1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.
2. Местный референдум может проводиться на всей территории города Димитровграда.
3. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Ульяновской области.
4. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах города Димитровграда.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
5. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории города и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления города.
6. Органы местного самоуправления города обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.
7. В соответствии с законодательством, решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления города, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
Статья 11. Муниципальные выборы
1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета депутатов города, выборного должностного лица органа местного самоуправления - Главы города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Решением Совета депутатов города Димитровграда от 7 февраля 2007 г. N 44/557 часть 2 статьи 11 настоящего Устава изложена в новой редакции
См. текст части в предыдущей редакции
Муниципальные выборы назначаются Советом депутатов города один раз в четыре года и проводятся в соответствии с федеральным законом и законом Ульяновской области.
3. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
4. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются Избирательной комиссией города или судом.
5. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Ульяновской области.
6. Муниципальные выборы депутатов Совета депутатов города проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства (за исключением случая голосования по одной кандидатуре, предусмотренного законом Ульяновской области о муниципальных выборах) по одномандатным избирательным округам.
7. Муниципальные выборы Главы города проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства.
8. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 12. Голосование по отзыву депутата, Главы города, голосование по вопросам изменения границ города, преобразования города
1. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления - Главы города проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Ульяновской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом.
2. Основания для отзыва депутата, Главы города и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются настоящим Уставом.
Отзыв депутата, Главы города может осуществляться только после предоставления указанным лицам возможности дать объяснения избирателям по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
Решением Совета депутатов города Димитровграда от 7 февраля 2007 г. N 44/557 абзац 3 части 2 настоящей статьи изложен в новой редакции
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Для дачи объяснений депутату Совета депутатов города, Главе города перед проведением голосования по отзыву предоставляется возможность выступления в средствах массовой информации, по местным радио- и телеканалам.
Депутат, Глава города считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в городе (избирательном округе).
3. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ города, преобразовании города проводится голосование по вопросам изменения границ города, преобразования города.
4. Голосование по вопросам изменения границ города, преобразования города проводится на всей территории города или на части его территории в соответствии с Федеральным законом.
5. Голосование по вопросам изменения границ города, преобразования города назначается Советом депутатов города и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Ульяновской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом.
6. Голосование по вопросам изменения границ города, преобразования города считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей города или части города, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ города, преобразование города считается полученным, если за указанные изменение#, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей города или части города.
7. Итоги голосования по отзыву депутата Совета депутатов, Главы города, итоги голосования по вопросам изменения границ города, преобразования города и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 13. Правотворческая инициатива граждан
1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом Совета депутатов города.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом Совета депутатов города и не может превышать 3 процентов от числа жителей города, обладающих избирательным правом.
В случае отсутствия нормативного правового акта Совета депутатов города, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом.
2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции Совета депутатов города, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании Совета депутатов.
3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Статья 14. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом депутатов города по предложению населения, проживающего на территории города.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в городе непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления Советом депутатов города. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами Совета депутатов города.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются нормативными правовыми актами Совета депутатов города.
Статья 15. Публичные слушания
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города Советом депутатов города, Главой города могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов города или Главы города.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов города, назначаются Советом депутатов города, а по инициативе Главы города - Главой города.
3. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект Устава города, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
Решением Совета депутатов города Димитровграда от 7 февраля 2007 г. N 44/557 пункт 3 части 3 настоящей статьи изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
3) проекты планов и программ развития города, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
Решением Совета депутатов города Димитровграда от 7 февраля 2007 г. N 44/557 часть 3 настоящей статьи дополнена пунктом 4
4) вопросы о преобразовании города.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами Совета депутатов города и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей города о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей города, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Статья 16. Собрания граждан
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления города, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории города могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Совета депутатов, Главы города, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе Совета депутатов или Главы города, назначается соответственно Советом депутатов или Главой города в порядке, установленном решением Совета депутатов города.
3. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается Советом депутатов.
Для назначения собрания по инициативе населения инициативная группа граждан в количестве не менее 5 человек, проживающих на соответствующей части территории города и обладающих избирательным правом, представляет в Совет депутатов города заявление о проведении собрания. В заявлении указываются вопросы, предлагаемые к рассмотрению на собрании. Заявление подписывается всеми заявителями с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства. Совет депутатов города осуществляет регистрацию данной инициативной группы в порядке, определяемом нормативным правовым актом Совета депутатов.
Инициативная группа в течение месяца с момента регистрации осуществляет сбор подписей граждан в поддержку проведения собрания в количестве не менее 10% от числа жителей соответствующей части территории города, обладающих избирательным правом.
Сбор подписей проводится на подписных листах, изготовленных по форме, утвержденной Советом депутатов города. Подписные листы изготавливаются инициативной группой самостоятельно.
Инициативная группа в срок, установленный для сбора подписей, на основании подписных листов оформляет итоговый протокол сбора подписей граждан, который подписывается председателем инициативной группы.
В итоговом протоколе указываются следующие сведения:
- дата регистрации инициативной группы, проводившей сбор подписей;
- дата окончания сбора подписей;
- количество сданных подписных листов;
- количество собранных подписей, предъявленных для проверки.
К итоговому протоколу прилагаются подписные листы в сброшюрованном и пронумерованном виде.
Проверка подписных листов осуществляется в порядке, определяемом нормативным правовым актом Совета депутатов города, в течение одной недели. По результатам проверки подписных листов Совет депутатов города в течение пяти дней должен принять соответствующий правовой акт о назначении собрания либо, в случае предъявления недостаточного количества достоверных и действительных подписей и (или) ненадлежащего оформления представленных инициативной группой документов, отказать в назначении собрания. Отказ может быть обжалован в суд и не лишает граждан права на повторное обращение с соответствующим заявлением о проведении собрания. Решение Совета депутатов города о назначении собрания должно быть опубликовано не позднее, чем за 5 дней до даты проведения собрания.
Инициативная группа вправе обратиться к Совету депутатов города с просьбой о предоставлении помещения для проведения собрания не позднее, чем за две недели до даты проведения собрания. Совет депутатов обязан предоставить помещение для его проведения.
Инициативная группа имеет право пригласить на собрание депутатов Совета депутатов города, Главу города Димитровграда, иных должностных лиц местного самоуправления. Приглашение соответствующим лицам должно быть направлено не позднее, чем за две недели до даты проведения собрания. Явка приглашенных лиц является обязательной.
В работе собрания вправе принимать участие жители соответствующей части территории города, обладающие избирательным правом, а также должностные лица местного самоуправления города.
4. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления города, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
5. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
6. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов, уставом территориального общественного самоуправления.
В нормативном правовом акте Совета депутатов города, Главы города о проведении собрания граждан по их инициативе указывается место, время его проведения, выносимые на обсуждение вопросы, лица, ответственные за подготовку собрания граждан.
Глава города утверждает планы организационных мероприятий по созыву собраний граждан, подготавливает необходимые для их проведения документы и материалы.
Решение о проведении собрания граждан, выносимые на него документы и материалы заблаговременно, но не позднее, чем за десять дней до проведения собрания граждан, доводятся через городскую газету "Димитровград-панорама" и другими способами до сведения населения.
Глава города в пределах своих полномочий оказывает содействие в предоставлении помещений для проведения собрания граждан.
В полномочия собрания граждан входит право рассматривать и решать любые значимые для своих территорий вопросы, за исключением тех, которые относятся к полномочиям органов местного самоуправления города.
Принимаемые на собрании граждан решения распространяются только на жителей соответствующих территорий, являются рекомендательными и исполняются жителями на добровольной основе.
7. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 17. Конференция граждан (собрание делегатов)
1. В случаях невозможности проведения собрания граждан в связи с отсутствием помещений большой вместимости, неблагоприятными погодными условиями, дачным сезоном, в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Совета депутатов города, полномочия собрания граждан осуществляются конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок проведения конференции граждан (собрания делегатов) определяется решением Совета депутатов города, уставом территориального общественного самоуправления в соответствии с федеральным законом и настоящим Уставом.
Решением Совета депутатов города Димитровграда от 7 февраля 2007 г. N 44/557 в абзац 2 части 2 настоящей статьи внесены изменения
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Назначение и проведение конференции граждан (собрания делегатов) осуществляется в порядке, установленном частью 3 статьи 16 настоящего Устава.
В нормативном правовом акте Совета депутатов города указываются также нормы представительства на конференции граждан (собрании делегатов) и порядок избрания (делегирования) представителей на данную конференцию граждан (собрание делегатов).
3. Полномочия конференции граждан (собрания делегатов) аналогичны полномочиям собрания граждан, установленным настоящим Уставом.
Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 18. Опрос граждан
1. Опрос граждан проводится на всей территории города или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления города и должностными лицами местного самоуправления города, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители города, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Совета депутатов или Главы города - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Ульяновской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель города для объектов регионального и межрегионального значения.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативным правовым актом Совета депутатов города.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается Советом депутатов. В решении Совета депутатов о назначении опроса граждан указываются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса(вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей города, участвующих в опросе.
6. Жители города должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
2) за счет средств бюджета Ульяновской области - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Ульяновской области.
Статья 19. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления города.
2. Должностные лица местного самоуправления города обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления города в течение одного месяца.
3. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления города устанавливаются законами Ульяновской области и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Совета депутатов города.
4. В соответствии с законом Ульяновской области, за нарушение порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления города должностные лица местного самоуправления города несут административную ответственность.
Статья 20. Другие формы непосредственного осуществления населением города местного самоуправления и участия в его осуществлении
1. Наряду с предусмотренными Федеральным законом и настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением города местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Ульяновской области.
2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлений местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.
Органы местного самоуправления города и должностные лица местного самоуправления города обязаны содействовать населению города в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.