Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Ульяновской Городской Думы от 14 марта 2007 г. N 28 исключен пункт 7 Приложения N 6 к Решению Ульяновской Городской Думы от 13 декабря 2006 г. N 202, который приостанавливал действие настоящей Программы на 2007 г.
Решением Ульяновской Городской Думы от 13 декабря 2006 г. N 202 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2007 год" действие настоящей Программы было приостановлено на 2007 год
Приложение
к решению Ульяновской Городской Думы
от 9 августа 2006 г. N 123
"Муниципальная целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы"
13 декабря 2006 г., 24 января, 14 марта 2007 г.
Паспорт муниципальной целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы"
Наименование программы
- Муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006-2010 годы
Основание для разработки программы
- Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";
приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.07.2003 N 2975 "О Правилах предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка"
Заказчик программы
- Правительство Ульяновской области,
- мэрия города
Основные разработчики программы
- Управление по развитию территории города мэрии города Ульяновска
Цели программы
- Муниципальная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий
Задачи программы
- Предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья
Сроки реализации программы
2006-2010 годы:
- первый этап - 2006 год;
- второй этап - 2007-2010 годы
Исполнители программы
- Финансовое управление мэрии;
- комитет по делам молодежи мэрии;
- отдел по учету и распределению жилой площади мэрии
Предполагаемые объемы и источники финансирования
Всего:
- 124,75 млн рублей,
в том числе:
- федеральный бюджет -10,9 млн рублей;
- областной бюджет - 33,0 млн рублей;
- местный бюджет - 15 млн рублей;
- собственные и заемные средства молодых семей - 65,85 млн рублей
Ожидаемый и конечный результат программы
обеспечение жильем нуждающихся молодых семей;
привлечение финансовых средств молодых семей в жилищную сферу;
укрепление института семьи;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе и семейных отношений в молодежной среде;
усиление у молодежи мотивации к труду.
1. Основание для разработки программы
Муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы" (далее - программа) как программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", областной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы", утвержденной Законом Ульяновской области от 05.04.2006 N 41-30.
При разработке программы использованы статистические материалы Ульяновского областного комитета государственной статистики, опыт по решению жилищной проблемы в городе Ульяновске, регионах Российской Федерации, результаты социологических исследований.
2. Содержание проблемы и анализ ситуации
Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости.
Масштабное реформирование социальной и экономической жизни российского общества в 90-х годах привело к социальному напряжению.
Одной из составляющих депопуляционных тенденций является снижение рождаемости. Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14. В России к настоящему времени, по данным Госкомстата России, он уменьшился до 1,17. По оценкам экспертов, при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн человек к 2020 году и до 50-55 млн человек к 2075 году.
Город Ульяновск также не остался в стороне от общих негативных демографических процессов, происходящих в России.
Несмотря на общее снижение рождаемости, молодежь до 30 лет, тем не менее, продолжает оставаться самой репродуктивной частью и городского, и сельского населения. В Российской Федерации 83 процента детей рождаются в молодых семьях, где возраст матери составляет до 30 лет. Поэтому при формировании демографической политики следует особое внимание уделять этой возрастной категории.
Как показали социологические исследования, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желали иметь детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две причины: отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов. Первая из указанных причин формулировалась не как собственно отсутствие жилья, а именно как отсутствие перспектив получения жилья. Следовательно, для изменения жизненной установки молодых семей необходимо найти решение вышеуказанных проблем.
Удельный вес молодежи в общей численности города Ульяновска составляет 33 процента от числа всей молодежи.
Численность молодежи города Ульяновска
(тыс. чел.)
Возраст | На 1 января 1999 г. |
Прирост- убыль 1998 - 1999 гг. |
На 1 января 2000 г. |
Прирост- убыль 1999 - 2000 гг. |
На 1 января 2001 г. |
Прирост- убыль 2000 - 2001 гг. |
14-16 лет | 36,8 | 1,5 | 37,7 | 0,8 | 38,1 | 0,4 |
17-19 лет | 32,3 | 0,4 | 33,3 | 0,9 | 35,2 | 1,5 |
20-24 года | 50,1 | 0,8 | 51,2 | 0,6 | 52,1 | 0,9 |
25-30 лет | 59,1 | -0,5 | 58,1 | -0,4 | 58,2 | -0,3 |
Все группы молоде- жи 14-30 лет |
179,0 | 2,1 | 181,0 | 2 | 183,7 | 2,8 |
Динамика статистических показателей позволяет говорить о тенденции роста доли молодежи среди населения города за последние пять лет. Таким образом, молодежь как потенциал привлечения финансовых ресурсов и возможного участия в строительстве составляет почти четверть населения и даже имеет тенденцию роста. С другой стороны, рост численности молодежи (как части населения с наименее удовлетворительными условиями проживания) усугубляет положение с обеспеченностью жильем, что усиливает деструктивную роль молодежи в обществе.
Жилищная проблема была и остается одной из наиболее сложных и острых для населения города Ульяновска, особенно актуальной она является для молодых семей. Сегодня в очередях на улучшение жилищных условий находятся более 200 молодых семей.
Более трети молодых семей живут в служебных квартирах, общежитиях, арендуют жилую площадь, проживают в коммунальных квартирах. Но и у тех, кто имеет собственное жилье (66 процентов), жилищные условия зачастую неудовлетворительны, поскольку 22 процента молодых семей обеспечены менее 7 кв.м жилой площади на одного проживающего, что ниже учетной нормы постановки в очередь на улучшение жилищных условий.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита.
Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства.
Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.
3. Обоснование необходимости решения проблемы
программными методами
Проблема обеспечения молодых семей жильем требует незамедлительного решения. В условиях ухудшения демографической ситуации нужна продуманная система стимулирования рождаемости и повышения продолжительности жизни.
Для решения данной проблемы требуются участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с другими организациями, работающими в области решения жилищных проблем, что обуславливает необходимость применения программных методов.
4. Основные цели и задачи программы
Основной целью программы является предоставление муниципальной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Основными задачами программы являются:
- обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации программы являются:
- добровольность участия в программе молодых семей;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Ульяновской области и муниципального бюджета при улучшении жилищных условий в рамках программы только один раз.
5. Сроки и этапы реализации программы
Сроки реализации программы: 2006-2010 годы. Первый этап (2006 год) включает:
- разработку и принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих работу программы;
- формирование организационно-исполнительного механизма реализации программы, в том числе выбор и утверждение уполномоченных структур и организаций - исполнителей программы;
- формирование ресурсного обеспечения программы (объемы, источники финансирования);
- формирование финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей в приобретении или строительстве жилья;
- обеспечение жильем молодых семей в соответствии с механизмом реализации программы;
- отработка форм взаимодействия участников и исполнителей программы в приобретении и строительстве жилья;
- определение объемов строительства жилья для молодых семей;
- создание системы мониторинга реализации программы, жилищных и социально-бытовых проблем молодой семьи.
Второй этап (2007-2010 годы) включает:
- совершенствование и развитие созданной на первом этапе нормативно правовой базы и механизмов реализации программы с учетом хода и итогов ее реализации на практике;
- обеспечение программы ресурсами;
- отработка механизмов строительства (приобретения) жилья за счет привлечения ресурсов различных источников;
- продолжение реализации программы.
6. Система программных мероприятий
Реализация системы мероприятий программы осуществляется по следующим направлениям:
- нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации программы;
- финансовое обеспечение реализации программы;
- организационное обеспечение реализации программы.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий программы.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания муниципальной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов городского бюджета на соответствующий год.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают также:
- признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- формирование списков молодых семей для участия в программе;
- определение ежегодного объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий программы;
- выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, а также объемов софинансирования за счет средств областного бюджета и федерального бюджета;
- осуществление контроля за реализацией программы на муниципальном уровне в пределах своих полномочий;
- доведение до населения целей и задач программы в средствах массовой информации;
- проведение мониторинга реализации программы на муниципальном уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов.
Перечень программных мероприятий приводится в приложении N 1 к программе.
7. Участники программы
Участником программы может быть молодая семья, возраст обоих супругов в которой не превышает 30 полных лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 полных лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).
Для целей программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
Решением Ульяновской Городской Думы от 24 января 2007 г. N 4 в пункт 8 настоящей Программы внесены изменения
8. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы предполагает оказание муниципальной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений), в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания (далее - субсидия).
Субсидия может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника программы. Норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв.м общей площади жилья по Ульяновской области, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
для семьи численностью два человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 кв.м;
для семьи численностью три и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двоих и более детей), - по 18 кв.м на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:
СтЖ = Н х РЖ,
где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями программы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями программы.
Размер субсидии составляет:
35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы (10 процентов - софинансирование за счет средств федерального бюджета, 25 процентов - за счет средств областного и муниципального бюджетов), - для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы (10 процентов - софинансирование з
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.