Закон Ульяновской области
от 5 февраля 2001 г. N 006-ЗО
"Об утверждении областной целевой Программы
"Молодежь (2001-2004 годы)"
29 декабря 2004 г.
Принят Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области
от 25 января 2001 г. N 18/10
См. также Закон Ульяновской области от 29 декабря 2004 г. N 105-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Молодежь" (2005-2010 годы)
Областная целевая Программа
"Молодежь" на 2001-2004 годы
(утв. Законом Ульяновской области от 5 февраля 2001 г. N 006-ЗО)
29 декабря 2004 г.
Законом Ульяновской области от 29 декабря 2004 г. N 110-ЗО в Паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
Областной целевой Программы "Молодежь" на 2001-2004 годы
Наименование Программы |
Областная целевая Программа "Молодежь" на 2001-2004 годы |
Заказчик и основной разработчик Про- граммы |
Комитет по делам молодежи администрации Ульяновской области |
Основная цель Про- граммы |
формирование, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для социальной адаптации в новых политических и экономических условиях |
Важнейшие целевые показатели и задачи Программы |
- Оздоровление демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи; - улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, развитие системы отдыха и оздоровления; - становление внешкольной системы воспитания: поддержка всех форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей и подростков; - правовая защита и социальная адаптация подростков и молодежи; - профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма; развитие системы социальных служб для молодежи и подростково-молодежных клубов; - содействие получению качественного профессионального образования: работа со студенческой молодежью - создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; - развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов; поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений; - подготовка молодых людей к службе в армии, воспитание патриотического отношения к Родине; - содействие благоприятному началу трудовой деятельности, решению вопросов занятости молодежи; - содействие решению жилищных проблем молодежи; - создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы власти на всех уровнях |
Исполнители основ- ных мероприятий Программы |
Комитет по делам молодежи администрации области, Управление образования, Департамент труда и социального развития по Ульяновской области, Управление культуры, облвоенкомат, РОСТО, Управление внутренних дел, комитет здравоохранения; комитет по физической культуре и спорту, детские и молодежные общественные объединения, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, ФАПСИ, МЧС |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем необходимых финансовых средств для реализации программы в 2001-2004 гг. - 28,720 млн. руб., в том числе - 21,720 млн. руб., из областного бюджета, из федерального бюджета - 3 млн. руб., местных бюджетов и внебюджетных источников - 4 млн. руб. (в ценах 2000 г.) |
Ожидаемые конечные результаты реализа- ции Программы |
- Улучшение демографической ситуации в области, уменьшение числа разводов, снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков; - улучшение здоровья молодого поколения, снижение уровня наркомании, токсикомании и алкоголизма в молодежной среде; - повышение уровня доходов молодежи и молодых семей, улучшение социально-бытовых и жилищных условий |
Организация контро- ля исполнения Про- граммы |
Комитет по делам молодежи совместно с Управлением финансов области |
Содержание проблемы
Деятельность Комитета по делам молодежи администрации Ульяновской области осуществляется в условиях:
- продолжающегося социального расслоения в молодежной среде, утери равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, достойной работы; нахождения значительной части молодых людей в особо неблагополучных условиях, нередко за чертой бедности и без какой-либо надежды на позитивную жизненную перспективу;
- нарастания негативных тенденций в развитии демографической ситуации: в сравнении с 1989 г. численность 15-29-летних в России уменьшилась почти на 1 млн. человек; с 1987 г. по 1998 г. в стране родилось почти на 6 млн. детей меньше, чем за предыдущие 10 лет, а количество молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн. человек; до 70% разводов приходится на молодые семьи; наблюдается резкий рост социального сиротства - отсутствия родительского попечения над ребенком при живых родителях;
- ухудшения состояния здоровья молодежи: в среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом здоровье;
- сохранения высокого уровня преступности в молодежной среде (в среднем в два раза превышающей уровень "взрослой" преступности); экспансии наркобизнеса и наркотизации молодежи как одной из проблем национальной безопасности России: около 70% потребляющих наркотики составляют молодые люди до 30 лет;
- размывания ценностных ориентаций, кризиса духовного мира юношества; усиления недоверия к институтам власти в целом (лишь около 15% молодых людей считают, что Правительство Российской Федерации проводит целенаправленную молодежную политику; более 60% считают, что этого не происходит);
- ограниченности средств федерального, областного бюджетов, направляемых на финансирование мероприятий по реализации государственной молодежной политики и т.д.
Президентская программа "Молодежь России", одобренная Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. N 1922 и утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1279, была направлена на формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив.
В рамках проведения в 1995-1999 годах программных мероприятий федеральные органы исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи субъектов Российской Федерации и при основном финансовом обеспечении за счет средств местных бюджетов были заложены организационные основы государственной молодежной политики.
В сфере законодательно-нормативного обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских объединений", Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации".
В Ульяновской области действует областная программа "Молодежь 1998-2000".
В 1999 г. был принят Закон "О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений".
В результате реализации программы и закона в области действует областной Центр занятости молодежи, в октябре 2000 г. создан областной Молодежный информационный центр. С июня 2000 г. действует Молодежный загородный центр "Лесной". Из средств федерального бюджета в объеме 205 тыс. руб. был профинансирован ряд программ, ставших победителями и лауреатами всероссийских конкурсов, например:
- в сфере занятости - "Добровольный труд молодежи в восстановлении природных комплексов" (статус межрегиональной программы);
- в лидерском направлении - "Искатель" (звание лауреата);
- в программе ОБЖ - "По тропе Робинзона" (грант III степени).
Активно идет воссоздание студенческих и педагогических отрядов. За 1998-2000 годы более 300 студентов выезжали в качестве вожатых в ДООЦ "Юный нефтяник". Развиваются межрегиональные и международные связи. Более 150 человек выезжали в страны ЕС и США по программам "US camp" и "Служба добровольного труда молодежи".
Получили дальнейшее развитие студенческие и школьные досуговые программы "КВН", "Студенческая весна" и т.д.
На территории Ульяновской области за последние годы наметился количественный рост детских и молодежных объединений с 20 в 1998 г. до 55 в 2000 г. Создан "Круглый стол" детских и молодежных общественных объединений".
Таким образом, реализация государственной молодежной политики в рамках областной программы "Молодежь 1998-2000" привела к определенным результатам.
Основные направления реализации Программы
1. Формирование условий для гражданского становления,
духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи
Настоящий раздел включает в себя следующие основные мероприятия:
методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи;
развитие и поддержка различных форм воспитания;
научное и информационное обеспечение, материально-техническое и кадровое укрепление и финансовая поддержка общественных объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении;
работа со средствами массовой информации;
организация и проведение областных мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам отечественной истории и культуры.
2. Решение социально-экономических проблем молодежи
Настоящий раздел включает в себя четыре подпрограммы социально-экономической направленности:
1. Пути решения жилищной проблемы молодежи.
Формирование законодательно-нормативных основ областной молодежной жилищной политики. Разработка и поэтапное внедрение различных форм поддержки и стимулирования строительства экономичного жилья для молодежи и молодых семей путем предоставления субсидий, ссуд, долгосрочных кредитов, привлечения внебюджетных источников финансирования. Поддержка инициатив молодежи, предприятий и организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в области.
2. Социально-экономическая поддержка молодой семьи.
Создание необходимых условий для обеспечения социально-экономической поддержки молодой семьи, адаптация ее в условиях перехода к рыночной экономике. Содействие молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых проблем.
3. Содействие молодежному предпринимательству.
Поэтапное развитие комплексной системы организаций, оказывающих содействие молодежному предпринимательству (учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и т.д.). Поддержка и стимулирование молодежного предпринимательства в производственной, научно-технической, инновационной сферах, сфере оказания услуг населению.
4. Решение вопросов занятости молодежи.
Организация всех форм занятости молодежи, в том числе через систему общественных работ, восстановление системы студенческих отрядов и координация их деятельности, завершение формирования областной системы молодежных бирж труда и центров занятости молодежи в целях содействия трудоустройству молодежи на постоянную и временную работу, обеспечения вторичной занятости.
3. Интеллектуальное и физическое развитие молодежи
Раздел включает в себя пять подпрограмм:
1. Поддержка талантливой молодежи.
Выявление и развитие индивидуальных особенностей личности, повышение творческого потенциала и способности к саморазвитию, содействие в интеллектуальном развитии.
2. Развитие художественного творчества молодежи.
Воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей мировой и национальной культуры, стремления приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни общества. Проведение молодежных конкурсов и фестивалей по различным жанрам искусства;
3. Поддержка массового детского и молодежного спорта.
Воспитание у молодого поколения потребности к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни. Содействие проведению массовых детских и юношеских спортивных соревнований.
4. Межрегиональное и международное молодежное сотрудничество.
Вовлечение молодежи области в систему международных молодежных обменов. Обмен представителями детских и молодежных организаций с целью изучения и реализации международных проектов и программ. Налаживание прямых партнерских связей между молодежными организациями Ульяновской области и других регионов, зарубежных стран.
5. Развитие молодежных межнациональных связей.
Развитие межнациональных культурных обменов. Развитие толерантности среди молодежи разных национальностей.
4. Социальная поддержка и защита молодежи
В настоящий раздел входят три подпрограммы, включающие в себя систему мер правовой защиты и социальной политики в отношении молодежи:
1. Правовая защита и социальная адаптация молодежи.
Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи. Апробация современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том числе в области наркозависимости. Усиление роли общественности в защите прав молодежи, создание механизма правового информирования и консультирования.
2. Формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодежи.
Совершенствование нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания молодежи, молодежно-подростковых клубов и центров по месту жительства. Выбор оптимальных моделей управления подростково-молодежными клубами, разработка новых направлений их деятельности. Разработка и внедрение системы информационного обеспечения молодежных социальных программ.
3. Развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха.
Поддержка системы организации досуга и оздоровительного отдыха подростков и молодежи. Развитие новых тенденций в организации деятельности оздоровительных учреждений. Развитие областного молодежного загородного центра "Лесной".
5. Программа содействия детским и молодежным
общественным объединениям Ульяновской области
Государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений.
Создание условий для самореализации молодежи в сфере экономики, науки и техники. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ детских и молодежных объединений. Обучение кадров для работы с детскими и молодежными общественными объединениями. Предоставление грантов, льгот для ведения деятельности. Создание областного Центра детских и молодежных объединений.
6. Обеспечение реализации Программы
Две подпрограммы данного раздела включают в себя мероприятия по информационному и кадровому обеспечению областной молодежной политики:
1. Создание системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики.
Обеспечение условий доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи. Развитие центров информации и документации для молодежи. Проведение исследовательских работ, научно-практических и учебных мероприятий, реализация издательских проектов.
2. Создание системы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью.
Создание методологической основы разработки учебных планов и программ, учебно-методических материалов; разработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных особенностей.
Ресурсное обеспечение Программы
В соответствии с действующим законодательством ежегодные объемы финансирования Программы из областного бюджета определяются по результатам защиты бюджетных заявок комитета по делам молодежи и утверждения областного бюджета.
Финансирование предполагается осуществлять из следующих источников:
областной бюджет;
местные бюджеты;
федеральный бюджет;
внебюджетные источники;
международные финансовые организации;
взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
различные фонды и другие поступления.
Механизм реализации Программы
Комитет по делам молодежи администрации Ульяновской области осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым использованием средств.
Оказание районам области финансовой поддержки из областного бюджета планируется осуществлять только при наличии у них утвержденных проектов и программ и выделении из соответствующих бюджетов средств на их реализацию.
Решения о финансировании конкретных проектов и мероприятий, в том числе в районах области, за счет средств областного бюджета принимаются на конкурсной основе с учетом рекомендаций постоянно действующих экспертных советов, в состав которых входят представители комитета по делам молодежи администрации Ульяновской области, заинтересованных организаций и ведомств, общественных организаций.
Взаимодействие комитета по делам молодежи администрации Ульяновской области с исполнителями мероприятий Программы осуществляется на основе контрактов и договоров, определяющих права и обязанности заказчика и соисполнителей, регулирующих их взаимоотношения. Целевое использование средств областного бюджета подлежит постоянному контролю со стороны комитета по делам молодежи в соответствии с установленным порядком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена областная целевая Программа "Молодежь (2001-2004 годы)".
Основной целью Программы является формирование, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для социальной адаптации в новых политических и экономических условиях.
Закон Ульяновской области от 5 февраля 2001 г. N 006-ЗО "Об утверждении областной целевой Программы "Молодежь (2001-2004 годы)"
Текст Закона опубликован в "Народной газете" от 14 февраля 2001 г. N 31-32
Текст Закона опубликован в "Информационном бюллетене Законодательного Собрания Ульяновской области" N 1, 2001 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ульяновской области от 29 декабря 2004 г. N 110-ЗО