Законом Ульяновской области от 19 мая 2008 г. N 77-ЗО в наименование настоящего Закона внесены изменения
Закон Ульяновской области
от 4 октября 2006 г. N 136-ЗО
"Об утверждении областной целевой программы
"Организация службы общей врачебной практики (семейного врача) в структуре здравоохранения Ульяновской области на 2006-2009 годы"
19 декабря 2006 г., 8 ноября 2007 г., 19 мая 2008 г.
Принят постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области
от 28 сентября 2006 г. N 58/766
Утвердить областную целевую программу "Организация службы общей врачебной практики (семейного врача) в структуре здравоохранения Ульяновской области на 2006-2008 годы" (прилагается).
Губернатор области |
С.И. Морозов |
г. Ульяновск,
4 октября 2006 г.
N 136-ЗО
Законом Ульяновской области от 19 мая 2008 г. N 77-ЗО в Программу к настоящему Закону внесены изменения
См. текст Программы в предыдущей редакции
Областная целевая программа
"Организация службы общей врачебной практики (семейного врача) в структуре здравоохранения Ульяновской области на 2006-2009 годы"
(утв. Законом Ульяновской области от 4 октября 2006 г. N 136-ЗО)
8 ноября 2007 г., 19 мая 2008 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа "Организация службы общей врачебной практики (семейного врача) в структуре здравоохранения Ульяновской области на 2006-2009 годы" (далее - Программа).
Дата принятия решения о разработке Программы - январь 2005 года.
Государственный заказчик Программы - Правительство Ульяновской области.
Основной разработчик Программы - Департамент здравоохранения и фармации Ульяновской области.
Цель и задачи Программы - создание в структуре здравоохранения Ульяновской области службы общей врачебной практики:
разработка концепции организации службы общей врачебной практики в структуре здравоохранения Ульяновской области;
создание комплексной системы профессиональной подготовки врачей, медицинских сестер для службы общей врачебной практики;
материально-техническое и информационное обеспечение функционирования службы общей врачебной практики.
Законом Ульяновской области от 8 ноября 2007 г. N 178-ЗО строка "Важнейшие целевые индикаторы и показатели" паспорта настоящей Программы изложена в новой редакции
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы указаны в приложении к Программе.
Источники финансирования - средства областного бюджета Ульяновской области;
иные источники.
Ожидаемые и конечные результаты реализации Программы - повышение качества и эффективности первичной медицинской помощи, оказываемой амбулаторно-поликлиническими учреждениями на территории Ульяновской области; увеличение объемов амбулаторно-поликлинической помощи, неотложной медицинской помощи, улучшение преемственности оказания медицинской помощи;
уменьшение нагрузки на поликлинический этап специализированной медицинской помощи;
рациональное и экономное использование финансовых ресурсов, выделяемых органам здравоохранения района;
обобщение первого опыта работы службы общей врачебной практики в структуре первичной медико-санитарной помощи здравоохранения Ульяновской области и представление предложений в Правительство области по дальнейшему распространению полученного опыта в работу здравоохранения Ульяновской области.
Контроль за исполнением Программы - контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 28.07.2007 N 219 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации в Ульяновской области областных целевых программ.
1. Обоснование Программы
Основанием для разработки настоящей Программы является приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.1999 N 463 "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика", приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2005 N 84 "О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)".
Объектом Программы является первичное, амбулаторно-поликлиническое звено системы здравоохранения района.
В последние годы в результате происходящих в стране экономических и социальных процессов существующая амбулаторно-поликлиническая служба системы здравоохранения оказалась не в состоянии обеспечить население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена, на этапе которого начинают и заканчивают обследование и лечение до 80 процентов населения, обращающегося за медицинской помощью.
В настоящее время основным структурным элементом амбулаторно-поликлинического звена является территориальный терапевтический участок, а участковый терапевт выполняет функции его главного представителя в системе первичной медико-санитарной помощи, осуществляющего лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия по обеспечению конституционного права семьи на охрану своего здоровья.
Однако преимущественное развитие специализированной медицинской помощи в последние десятилетия заметно задержало развитие первичной медико-санитарной помощи и особенно организации работы участкового терапевта, в результате объем медицинской помощи, оказываемой им населению, резко сократился. Его профилактические и лечебно-диагностические функции постепенно начали заменяться диспетчерскими мероприятиями. За каждым визитом больного к участковому терапевту потянулся шлейф посещений в диагностические и консультативные кабинеты. Престиж участкового терапевта среди населения и медицинских работников упал, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины тоже оказалась низкой.
С переходом к системе обязательного медицинского страхования возникла настоятельная потребность в новой ресурсосберегающей системе организации амбулаторно-поликлинической помощи с переориентацией на индивидуально-семейный принцип оказания медицинской помощи. Сформировался социальный заказ на введение общей врачебной (семейной) практики - системы лечебно-профилактической помощи населению, основанной на семейном принципе, где базовым звеном является врач общей практики (семейный врач).
Как показывает имеющийся опыт в Российской Федерации, переход к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов, изменению ориентации на профилактику заболеваний и укрепление здоровья. В связи с этим общей врачебной (семейной) практике присущи такие характерные черты, как всеобщность, доступность, интегрированность (лечебной и реабилитационной помощи, укрепления здоровья и профилактики болезней), а также постоянная основа, целостность и скоординированность, персональный характер и ориентированность как на обслуживаемый контингент, так и на семью.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, введенными в действие 22 июля 1993 г., предоставлено семье право на выбор семейного врача, оказывающего всем ее членам независимо от пола и возраста медицинскую помощь по месту жительства, и определено, что объем и порядок оказания врачом общей практики (семейным врачом) первичной медико-санитарной помощи устанавливаются местной администрацией муниципальных районов и городских округов (далее - местной администрацией) и органами управления муниципальной системой здравоохранения указанных муниципальных образований.
В результате рациональной организации работы врача общей практики (семейного врача) одновременно улучшается организация работы и других специалистов амбулаторно-поликлинического звена, так как они освобождаются от выполнения несвойственных им лечебно-диагностических процедур, профилактических и оздоровительных мероприятий, составляющих базовую подготовку врача-лечебника в медицинском вузе.
Появление в структуре первичной медико-санитарной помощи нового специалиста - врача общей практики (семейного врача) - способствует повышению уровня профессиональной компетентности всех специалистов, работающих в амбулаторно-поликлинических, лечебно-профилактических учреждениях.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что в рамках проводимой реформы здравоохранения Ульяновской области назрела острая необходимость разработать настоящую Программу.
2. Цель и задачи Программы
Создание в структуре здравоохранения Ульяновской области службы общей врачебной практики (семейного врача) ставит целью формирование основ и условий для повышения эффективности и усиления первичного звена здравоохранения района при ведущей роли в развитии первичной медико-санитарной помощи общей врачебной (семейной) практики, обеспечивающей законодательное право семьи независимо от пола и возраста по месту жительства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
разработка концепции организации службы общей врачебной практики (семейного врача) в структуре здравоохранения Ульяновской области;
разработка организационной технологии функционирования службы общей врачебной практики (семейного врача) в структуре первичной медико-санитарной помощи здравоохранения Ульяновской области;
создание комплексной системы профессиональной подготовки врача и медицинской сестры общей практики;
приведение в соответствие материальной базы для создания условий и обеспечения функций общей врачебной практики;
создание и апробирование системы информационного обеспечения врачей общей практики и населения;
обобщение первого опыта работы службы общей врачебной практики (семейного врача) и вынесение мотивированного заключения о целесообразности дальнейшего распространения его в практику здравоохранения Ульяновской области.
3. Основные направления реализации Программы
3.1. Программа предусматривает разработку документов, определяющих организационную структуру общей врачебной практики, ее форм (одиночной, групповой), создание офисов, отделений общей врачебной практики в структуре муниципальных больниц и поликлиник вместо существующих сельских амбулаторий или организаций индивидуальной общеврачебной практики для поликлиник.
Предусматривается формирование организационно-штатной структуры службы общей врачебной практики (семейного врача) в составе здравоохранения Ульяновской области, определение объемов медицинской помощи, проведение экономических расчетов бюджетного финансирования и финансирования по программе обязательного медицинского страхования, оплаты труда и экономического стимулирования.
Организация взаимодействия врачей общей врачебной практики с государственными, муниципальными органами здравоохранения, лечебными учреждениями. Разработка различных форм организации работы врачей общей практики (семейных врачей) на территории Ульяновской области.
3.2. Программой предусматриваются комплекс мер по совершенствованию технологии профессиональной подготовки врачей общей практики, адаптация образовательно-профессиональной программы подготовки врачей и медицинских сестер общей (семейной) практики к потребностям здравоохранения Ульяновской области.
3.3. Снижение затрат на развитие материально-технической базы первичного звена планируется осуществлять за счет реконструкции действующих учреждений и их дооборудования. Требует разработки и уточнения табель оснащения медицинским оборудованием и инвентарем.
3.4. Для достижения эффективности, повышения уровня и качества оказания медицинской помощи врачами общей практики, улучшения условий их труда Программой предусматривается информационное обеспечение врачей, развитие информационной компьютерной сети, разработка электронной программы.
4. Этапы реализации Программы
4.1. Подготовительный этап (продолжительность - 6 месяцев) включает:
разработку концепции создания службы общей врачебной практики, уточнение организационно-штатной структуры здравоохранения района;
профессиональную подготовку кадров для работы в системе врача общей практики;
материально-техническое и информационное обеспечение;
анализ и оценку полученных первых результатов и обоснование необходимости в реформировании первичного звена.
4.2. Развертывание системы службы врача общей практики в полном объеме на 2006-2009 годы.
5. Механизм реализации Программы
1. Проведение подготовительной работы с местными администрациями области об открытии офисов врачей общей практики, формирование плана-графика открытия офисов врачей общей практики.
2. Определение ответственных лиц за реализацию Программы в муниципальных образованиях области.
3. Разработка сметной документации на ремонт и перепланировку помещений для открытия офисов врачей общей практики.
4. Проведение ремонтных работ помещений для открытия офисов врачей общей практики.
5. Финансирование работ для открытия офисов врачей общей практики.
6. Подготовка и переподготовка кадров для службы общей врачебной практики (продолжительность переподготовки врачей - 6 месяцев, медицинских сестер - 3 месяца).
7. Оснащение оборудованием офисов врачей общей практики за счет средств областного бюджета.
8. Открытие офисов врачей общей практики в установленные сроки.
6. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль осуществляется Министерством здравоохранения Ульяновской области и местными администрациями области за:
готовностью помещений к осуществлению медицинской деятельности;
своевременным получением лицензий на использование помещений;
оснащением офисов врачей общей практики медицинским оборудованием;
подготовкой и переподготовкой кадров для службы общей врачебной практики;
осуществлением дополнительных выплат медицинским работникам.
7. Финансовое обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на эти цели (в 2006 г. - 5050 тыс. рублей, в 2007 г. -1250 тыс. рублей, в 2008 г. - 1500 тыс. рублей, в 2009 г. - 1500 тыс. рублей), и иных источников, в том числе предусмотренных программными мероприятиями муниципальных образований во исполнение приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
Законом Ульяновской области от 19 декабря 2006 г. N 213-ЗО в раздел 8 настоящей Программы внесены изменения
8. План мероприятий по реализации Программы
Законом Ульяновской области от 19 мая 2008 г. N 77-ЗО приложение к настоящей Программе изложено в новой редакции
Приложение
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
областной целевой программы "Организация службы общей врачебной практики (семейного врача) в структуре здравоохранения Ульяновской области на 2006-2009 годы"
19 мая 2008 г.
N п/п |
Наименование индикатора |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
||||||||||||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
Всего |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
Всего |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
Всего |
I кв. |
II кв. |
Ill кв. |
IV кв. |
Всего |
||
1. |
Число посещений прикрепленного населения к врачу общей практики (2,5 посещения на 1 жителя в год) |
0,58 |
0,58 |
0,58 |
0,58 |
2,3 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
2,4 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
2,5 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
2,5 |
2 |
Открытие 36 офисов врача общей практики |
- |
- |
7 |
13 |
20 |
- |
1 |
- |
3 |
4 |
- |
2 |
- |
4 |
6 |
- |
4 |
2 |
- |
6 |
3 |
Подготовка специалистов, в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- общей практики |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
29 |
29 |
- |
- |
7 |
- |
7 |
|
- среднего медицинского персонала |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ульяновской области от 4 октября 2006 г. N 136-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Организация службы общей врачебной практики (семейного врача) в структуре здравоохранения Ульяновской области на 2006-2011 годы"
Текст Закона опубликован в газете "Ульяновская правда" от 18 октября 2006 г. N 80
Текст Закона опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Ульяновской области" N 9 (часть 1), 2006 г.
Законом Ульяновской области от 1 июня 2011 г. N 98-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ульяновской области от 9 октября 2008 г. N 164-ЗО
Закон Ульяновской области от 19 мая 2008 г. N 77-ЗО
Закон Ульяновской области от 8 ноября 2007 г. N 178-ЗО
Закон Ульяновской области от 19 декабря 2006 г. N 213-ЗО