Закон Ульяновской области
от 6 мая 2002 г. N 016-ЗО
"Об утверждении областной целевой программы по охране окружающей
среды Ульяновской области на 2002-2005 годы"
Принят Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области
от 29 апреля 2002 г. N 47/98
Настоящий Закон фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
Областная целевая программа по охране окружающей среды
Ульяновской области (на 2002-2005 годы)
I. Паспорт областной целевой программы по охране окружающей среды
Ульяновской области на 2002-2005 годы
Наименование программы - областная целевая программа по окружающей среды Ульяновской на 2002 - 2005 годы.
Основание для разработки программы - Закон Ульяновской области от 04.10.96 N 011-ЗО "Об экологической безопасности на территории Ульяновской области".
Государственный заказчик - администрация Ульяновской области.
Основные разработчики программы - комитет природных ресурсов по Ульяновской области, отдел администрации области по экологии и природопользованию, отдел по экологии и природным ресурсам мэрии г. Ульяновска.
Срок реализации программы - 2002-2005 годы.
Перечень основных мероприятий - Охрана водных объектов, в том числе:
1. Вынос и обвалование объектов в водоохранной зоне рек.
2. Облесение водоохранных зон рек.
3. Залужение водоохранных зон рек.
4. Расчистка русел рек.
5. Обустройство родников.
6. Строительство, обустройство и консервация скважин.
7. Строительство водопроводов.
8. Строительство и очистка прудов.
Охрана атмосферного воздуха, в том числе:
1. Перевод на природный газ котельных, промышленных объектов, асфальтно-бетонных заводов.
2. Установка пылегазоочистки на котельных и промышленных объектах.
3. Организация контрольно-регулировочных пунктов.
Охрана почв и лесов, в том числе:
1. Рекультивация нарушенных земель.
2. Ликвидация неорганизованных свалок.
3. Рекультивация старых свалок.
4. Посадка леса, полезащитных полос, придорожных полос, овражно-балочных насаждений
5. Укрепление песков.
Особо охраняемые природные территории, в том числе:
1. Вынос границ, установка аншлагов на особо охраняемых природных территориях.
2. Организация новых памятников природы.
Озеленение населенных пунктов, в том числе:
1. Создание парков, скверов и цветников.
2. Посадка деревьев и кустарников.
Мероприятия по улучшению работы очистных сооружений:
1. Строительство, ремонт и реконструкция очистных сооружений.
2. Строительство полей фильтрации и биопрудов.
Исполнители основных мероприятий - комитет природных ресурсов по Ульяновской области, администрация области, администрации городов и районов области, государственный целевой бюджетный экологический фонд Ульяновской области, закрытое акционерное общество "Авиастар-совместное предприятие" (далее - ЗАО "Авиастар-СП"), акционерное общество "Автодеталь-сервис" (далее - АО "Автодеталь-сервис"), открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод" (далее - ОАО "УАЗ"), открытое акционерное общество "Гидроаппарат" (далее - ОАО "Гидроаппарат"), акционерное общество закрытого типа "Контактор" (далее ОАО "Контактор"), научно-производственное объединение "Марс" (далее - НПО "Марс"), открытое акционерное общество Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков (далее - ОАО "УЗТС"), Ульяновское отделение Куйбышевской железной дороги, открытое акционерное общество научно-производственное предприятие Ульяновский радиоламповый завод (далее - ОАО НПП "УРЛЗ", открытое акционерное общество "Ульяновский хладокомбинат", открытое акционерное общество "Эластомер" (далее - ОАО "Эластомер"), Димитровградский автоагрегатный завод, Государственный научный центр научно-исследовательский институт атомных реакторов (далее - ГНЦ НИИАР) и другие предприятия, расположенные на территории области.
Источники финансирования - Источниками финансирования являются бюджеты разных уровней, которые осуществляют финансовое сопровождение программы путем: - прямых инвестиций (бюджеты развития) или стимулирования инвестиционной активности в реконструкцию предприятий, что автоматически улучшает показатели природоохранной деятельности предприятия; - развития социальной инфраструктуры (прежде всего жилищно-коммунального хозяйства). Собственные средства предприятий, используемые на природоохранные мероприятия, подразделяются на два внутренних источника финансирования: - амортизационные отчисления, идущие на восстановление основных фондов по охране окружающей среды; - прибыль предприятия, часть которой направляется на строительство и реконструкцию систем очистки или на модернизацию технологических процессов. Общий перечень существующих и потенциально возможных источников финансирования программы включает: - государственный бюджет (федеральный, областной), муниципальные бюджеты; - собственные средства предприятий; - фонды отраслевых министерств; - международные финансовые институты (фонды грантодатели). Общий объем природоохранных инвестиций за период реализации программы (2002-2005 годы) должен составить 873624,5 тысяч рублей природоохранных инвестиций, а в крупнейших городах области Ульяновске и Димитровграде они должны составить 357996,2 тысяч рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы - Реализация программы позволит приостановить рост уровня загрязнения окружающей среды в области. Внедрение предусмотренного программой комплекса законодательных и экономических мер государственного регулирования природоохранной деятельности значительно активизирует общественное мнение. В результате реализации программы предполагается снижение на 10-15% удельных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Проведенная модернизация основных природоохранных фондов даст определенный экономический эффект предприятиям-загрязнителям, которые будут меньше платить за загрязнение окружающей среды. Значительно сократятся территории с неблагоприятной экологической обстановкой, будут созданы условия, способствующие использованию ресурсосберегающих технологий и выпуску экологически чистой продукции. Кроме экологического и экономического эффекта, программа будет иметь значительный социальный эффект, так как оздоровление экологической обстановки в области несомненно положительно скажется на состоянии здоровья населения и будет способствовать улучшению условий труда и отдыха.
II. Введение. Цель и задачи программы
Обострение экологической обстановки в области - это результат накопленных за последние десятилетия структурных деформаций народного хозяйства, приведших к доминированию природоемких отраслей промышленности, ресурсоемких и энергоемких технологий в топливно-энергетическом комплексе, к сырьевой ориентации экономики области.
Ухудшение экологической ситуации произошло из-за:
- финансовых трудностей предприятии, ограничивающих возможности предприятий осуществлять модернизацию основных природоохранных фондов;
- недостаточных ассигнований отраслям из бюджетов разных уровней, ответственным за сохранение окружающей среды, воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное хозяйство, рыбное хозяйство, водное хозяйство, геологоразведка, природоохранные органы и др.);
- несовершенного законодательства по разграничению полномочий и ответственности органов власти и управления по вертикали и горизонтали, что ведет к несогласованности принимаемых решений в области использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности, безответственным действиям в распоряжении природными ресурсами.
Программа действий по охране окружающей среды Ульяновской области на период 2002-2005 годы разработана для определения эффективных путей улучшения экологической обстановки в области.
Цель программы - оздоровление экологической обстановки в области, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранение ценных природных комплексов.
Программа разработана согласно положениям Конституции Российской Федерации и Закону Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Программа подготовлена администрацией области с участием комитета природных ресурсов по Ульяновской области, глав городов и районов области, неправительственных экологических организаций и движений, представителей научных кругов.
Для реализации поставленных в программе целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование экономических и финансовых механизмов охраны окружающей среды, развитие рынка работ и услуг в области охраны окружающей среды;
- стимулирование развития и внедрения эффективных систем управления природоохранной деятельностью на предприятиях;
- формирование эффективной системы непрерывного экологического образования, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения;
- обеспечение лицензирования всех экологически опасных (в том числе - потенциально) видов деятельности;
- усиление деятельности по сохранению биоразнообразия, экосистем и ландшафтов, развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и свойствами, расширение зон ограниченного природопользования;
- широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды, по экологической проблематике в целом, в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы;
- поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем, к осуществлению экологического контроля и мониторинга.
Программа рассчитана на период 2002-2005 годы.
Осуществление первоочередных программных мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды приведет к:
- стабилизации уровня загрязнения окружающей среды и его снижению в наиболее крупных промышленных центрах области за счет осуществления комплекса мер по модернизации производства, повышению эффективности действующих очистных сооружений на предприятиях. Приоритетными мероприятиями являются работы по снижению вредных выбросов в окружающую природную среду от промышленных предприятий и автотранспорта.
Реализация положений программы должна способствовать улучшению здоровья населения, созданию экологически благоприятных условий для его проживания, развитию экологического сознания и образования, экологичной структуры потребления и спроса, общественного участия в принятии решений, относящихся к окружающей природной среде, и контроля за их выполнением. Также будет усилена экологическая составляющая прогнозов социально-экономического развития Ульяновской области.
III. Анализ состояния окружающей природной среды в области
Территория Ульяновской области - 37,2 тыс. кв. км. В области 2,1 млн. га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 1,7 млн. га пашни. Около 1,0 млн. га занято лесами. На территории области проживает 1,5 млн. человек.
В результате анализа экологической ситуации в области выявлены следующие наиболее значительные обобщенные проблемы, решение которых является приоритетным:
- неудовлетворительное состояние приземного слоя атмосферного воздуха в городах и крупных сельских населенных пунктах, а также вблизи основных автомагистралей, где наибольшие уровни загрязнения (диоксиды азота и серы, оксид углерода, свинец, фенол, бензол, и др.);
- неудовлетворительное состояние водных объектов - источников питьевого водоснабжения, ухудшение качества питьевой воды в городах и сельских населенных пунктах;
- угроза качественному и количественному разнообразию животного и растительного мира, прежде всего - редких и исчезающих видов;
- загрязнение и деградация земель, в том числе сельскохозяйственных угодий.
Атмосфера. Выбросы вредных веществ в атмосферу области от стационарных источников уменьшились в 2000 году по сравнению с 1990 в 3,5 раза и составили 49,7 тыс. тонн. Наибольший объем загрязнения атмосферы приходится на города Ульяновск и Димитровград, Ульяновский, Инзенский, Павловский, Сенгилеевский районы. От предприятий энергетики поступает 69% общего количества выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ, промышленности стройматериалов - 26%, предприятий транспорта - 11%.
Программные мероприятия в области снижения загрязнения атмосферы разработаны с учетом, что наибольший вклад в это загрязнение вносят:
- автотранспорт, энергетика - по валовым выбросам, а также по выбросам жидких и газообразных веществ в целом, таких как сернистый ангидрид, оксид углерода, оксид азота, твердые вещества;
нефтедобывающая промышленность, автотранспорт - по углеводородам, включая летучие органические соединения.
Водные ресурсы. В 2000 году в водоемы без очистки поступило 6,93 млн. куб. м. сточных вод и 141,87 млн. куб. м. недостаточно очищенных стоков.
Проблема обеспечения населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве стала одной из главных задач по восстановлению качеств окружающей среды. Крайне неблагоприятные условия по обеспеченности населения подземной питьевой водой в Сурском, Цильнинском, Ульяновском, Радищевском, частично Карсунском и Инзенском районах, а также в правобережной части г. Ульяновска.
Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются загрязнению, поэтому качество их вод не соответствует нормативным требованиям. Качество используемых для водоснабжения подземных вод в основном соответствует нормативным требованиям, однако их загрязнение также возрастает.
В настоящее время около 90% забираемых для нужд водоснабжения поверхностных и не менее 30% подземных вод подвергается обработке, но водопроводные сооружения не всегда, обеспечивают надежную водоподготовку и подачу населению воды гарантированного качества.
Наличие в источниках централизованного водоснабжения высокотоксичных органических соединений, солей тяжелых металлов, нефтепродуктов, фенолов, хлорорганических соединений и других загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы, при недостаточной "барьерной" способности действующих водоочистных сооружений создает серьезную опасность для здоровья населения области.
Земельные ресурсы. Площадь пашни в 2000 году незначительно возросла по сравнению с 1999 годом и составила 1735,5 га. из них эрозии подвержено 605,4 тыс. га. Растет кислотность почв, которая за последние три года увеличилась на 24,8 тыс. га и составила 896,2 тыс. га. Засоленных и солонцовых почв в области 25,0 тыс. га., переувлажненных и заболоченных - 107,2 тыс. га.
Требует решения проблема техногенного загрязнения земель, в результате которого увеличиваются площади земель, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами, химическими средствами защиты растений и другими токсичными веществами.
Продолжается развитие таких негативных процессов и явлений как подтопление, загрязнение токсикантами промышленного происхождения, захламление и нарушение земель.
Основной экологической проблемой землепользования области является проблема загрязнения земель. В основном это территории, прилегающие к крупным населенным пунктам и промышленным предприятиям. Кроме того, это земли, нарушенные при добыче и переработке полезных ископаемых, геологоразведочных работах, торфоразработках и строительстве, рекультивация и восстановление которых проводится в незначительных объемах.
Особого внимания заслуживает проблема загрязнения территории области радионуклидами. В соответствии с действующими нормами радиационной безопасности под действием Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС находятся следующие населенные пункты области:
- с. Белый Ключ Вешкаймского района;
- с. Оськино, с. Юлово и разъезд Дубенки Инзенского района;
- с. Пески Карсунского района.
В программе предусматриваются мероприятия по регулярному контролю и изучению радиационной обстановки, где активность загрязнения почвы радионуклидами более 1 Кюри на квадратный километр.
Озеленение городов и населенных пунктов области проводится достаточно стихийно, без надлежащей экономической базы. Уровень обеспеченности зелеными насаждениями на душу населения не во всех населенных пунктах области соответствует принятым нормам.
Сохранение разнообразия растительного и животного мира - приоритетная проблема области, решение которой связано с охраной, контролем и регулированием использования объектов животного мира и среды их обитания.
Система особо охраняемых природных территорий играет важнейшую роль в сохранении типичных и уникальных природных ландшафтов области, разнообразия растительного и животного мира, объектов природного и культурного наследия, занимая общую площадь более 135 тыс. га или 3,2% от площади земель Ульяновской области. Кадастр особо охраняемых природных территорий области насчитывает 132 единицы, из них: 14 государственных заказников, 116 памятников природы, охранная зона государственного природного заповедника "Приволжская лесостепь", проектируемый национальный парк "Сенгилеевские горы". Сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий является приоритетной задачей всех экологических служб области (приложение N 1, п.4.1., 4.2.).
IV. Система управления качеством окружающей природной среды
Нуждается в уточнении и детализации распределение функций между специально уполномоченными в сфере природопользования и охраны окружающей среды органами власти федерального, областного и муниципального уровней. Это относится к вопросам учета и экономической оценки природных ресурсов, установления лимитов использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду, системы платежей, лицензирования природопользования, государственного экологического контроля, мониторинга и экспертизы, экологического образования и другим.
Приоритетные направления развития нормативной правовой базы регулирования природоохранной деятельности в Ульяновской области:
- обоснованное разграничение полномочий Российской Федерации и области в сфере охраны окружающей среды;
- создание новых экономических и финансовых механизмов в области охраны окружающей среды;
- четкое разграничение функций и координация между органами, осуществляющими государственный экологический контроль.
Необходимо подготовить и заключить соглашение о разграничении полномочий между (федеральными, областными и муниципальными экологическими службами согласно Федеральному закону от 10.01.2002. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Нормативно-правовое обеспечение. В ходе реализации настоящей программы необходимо подготовить проекты и в дальнейшем принять законы Ульяновской области:
- "О Красной Книге Ульяновской области";
- "О внесении изменений и дополнений в Закон Ульяновской области "Об экологическом страховании в Ульяновской области" в части правового обеспечения экологического аудита.
Развитие заповедного дела, сохранение ландшафтного и биологического разнообразия.
В качестве работы по дополнениям государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Ульяновской области ежегодно проводить научные изыскания и готовить описания на 3-4 государственных памятника природы.
Регулярно проводить пропаганду идей заповедного дела, охраны природного наследия и сохранения биологического разнообразия.
V. Научное обеспечение программы
Научная обоснованность положений программы является важным условием ее реализации. Для обеспечения этого условия будет проводиться соответствующая работа по следующим направлениям:
- поддержка исследований, обеспечивающих реализацию государственной политики в области охраны окружающей природной среды. обеспечения экологической безопасности и имеющих реальный экологический и экономический эффект;
- поддержка фундаментальных исследований в области выяснения влияния антропогенных экологических факторов на здоровье населения и состояние окружающей природной среды.
VI. Обеспечение экологически безопасного развития промышленных
комплексов народного хозяйства
На начало 2002 года значительная часть основных природоохранных фондов промышленных предприятий и коммунального хозяйства области не в полной мере отвечает экологическим требованиям.
Обеспечение экологической безопасности области в сложившихся условиях должно основываться на:
- экологически безопасном развитии промышленности, энергетики. транспорта и коммунального хозяйства;
- расширенном использовании вторичных ресурсов, обезвреживании и безопасном складировании и захоронении отходов.
Экологические аспекты развития топливно-энергетического комплекса.
Экологически безопасное развитие энергетики должно реализоваться в комплексном подходе к рациональному использованию и сбережению топливно-энергетических ресурсов на всех стадиях их добычи и переработки на основе прогрессивных и экологически чистых технологий. Развитие топливно-энергетического комплекса должно включать:
- поддержку энерго- и ресурсосбережения;
- внедрение и поддержку нетрадиционных, экологически чистых методов производства энергии (приложение N 1, п.2.1, 2.2., 2.3., 2.4.);
- обеспечение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации опытных реакторов НИИАР (приложение N 2).
Экологические аспекты развития транспортно-дорожного комплекса.
Существенна роль транспорта в загрязнении воздушного бассейна области. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.
Пути развития транспортно-дорожного комплекса области должны быть основаны на:
- экологически рациональной стратегии развития и обеспечения функционирования дорожной сети;
- рациональной организации движения транспорта и перевозок;
- более широком применении альтернативного вида топлива (сжатый природный газ);
- экологической сертификации продукции (транспортные средства, топливо-смазочные и эксплуатационные материалы, узлы и агрегаты);
- проведение мониторинга за загрязнением от транспорта, составление баз данных о наиболее загрязненных трассах (приложение N 1, п.2.8.).
Экологические аспекты развития лесопромышленного комплекса:
- использование всей биомассы дерева для переработки в товарную продукцию;
- получение удобрений на основе коры, опилок, древесной золы.
Экологические аспекты развития строительного комплекса должны реализовываться по следующим направлениям:
- техническое перевооружение предприятий, а также систем инженерного обеспечения (приложение N 1, п.2.2., 2.6, приложение N 2);
- широкое внедрение технологических процессов производства цемента и других строительных материалов с использованием энергетических шлаков и зол;
- разработка производства кирпича и различных строительных композиций (бетонных, древесностружечных, полимерных) из отходов других производств.
Экологические аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства:
- строительство и обустройство скважин, строительство водопроводов (приложение N 1, п.1.6, 1.7., 1.8.);
- ликвидация неорганизованных свалок, рекультивация старых свалок (приложение N 1, п.3.2., 3.3.);
- строительство, ремонт и реконструкция очистных сооружений (приложение N 1, п.6.1., 6.2., 6.3., 6.4., 6.5.);
- внедрение новых комбинированных методов обеззараживания питьевой воды, а также ее кондиционирования, в т.ч. опреснения, обезжелезивания, обесфторивания;
- внедрение методов комбинированной переработки твердых бытовых отходов с предварительным выделением ценных компонентов.
Экологические аспекты развития в машиностроительном комплексе. Обеспечение постепенного технологического перевооружения машиностроительных производств за счет модернизации станций очистки промышленных стоков крупных производств, автоматизации процессов изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов (приложение N 1, п.2.3., 2.7., приложение N 2).
VII. Экологическое образование и воспитание
Основные направления экологического образования и воспитания на территории области включают:
- организацию всеобщего непрерывного экологического образования и обеспечение широкого экологического просвещения всех социальных групп населения с целью формирования экологического мировоззрения и экологической культуры у населения страны;
- распространение достоверной экологической информации средствами массовой информации, издание экологической литературы, учебно-методических пособий экологической направленности, основанных на местном краеведческом материале;
- развитие общественных экологических движений детей, молодежи, взрослого населения - "Живая планета", "Зеленый остров" и др.;
- информирование о возможных путях экологизации производственной и непроизводственной деятельности;
- усиление подготовки и переподготовки специалистов по техническим вопросам экологизации производственной и непроизводственной деятельности, а также экономистов-экологов;
- расширение просветительской деятельности по устойчивому развитию в средствах массовой информации, введение специальных курсов по проблематике устойчивого развития в программы среднего и высшего образования.
VIII. Совершенствование управления охраной окружающей среды
Экономический и финансовый механизмы. Исходя из анализа существующей социально-экономической ситуации в области, а также тенденций на обозримую перспективу, необходимо формировать экономический механизм природопользования, основанный на следующих основных направлениях:
- разработка нормативно-методических документов, направленных на совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей среды;
- отработка методологии оценки ущерба в результате загрязнения окружающей среды;
- совершенствование системы финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды из различных источников (бюджеты разных уровней, внебюджетные фонды).
Государственный экологический контроль. Основными задачами, стоящими перед органами государственного экологического контроля в области, являются:
- продолжение совершенствования действующей нормативно-методической документации, необходимой для повышения эффективности государственного экологического контроля и документов, обеспечивающих его реализацию;
- продолжение работы по созданию нормативной методической документации в области обращения с отходами производства и потребления на территории Ульяновской области, ведение экологических паспортов предприятий;
- разработка и введение в практику порядка взаимодействия федеральных, областных и муниципальных экологических служб по вопросам взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды с управлением Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Ульяновской области;
- обеспечение проведения регулярных комплексных проверок наиболее крупных объектов источников экологической опасности государственной инспекцией по охране окружающей среды комитета природных ресурсов по Ульяновской области совместно с санитарной службой областного центра санитарно-эпидемиологического надзора и областным филиалом специализированной инспекции аналитического контроля по Приволжскому федеральному округу.
Совершенствование системы управления отходами производства и потребления.
В области использования отходов производства и потребления необходимо предусмотреть разработку и внедрение технологий переработки различных промышленных, в первую очередь, опасных, а также бытовых отходов. Это позволит улучшить состояние окружающей среды области, уменьшить негативное влияние на здоровье населения области, а также увеличить объем товарной продукции за счет повторного вовлечения в сферу материального производства многих видов отходов, в том числе техногенных.
В целях предотвращения загрязнения природной среды опасными отходами производства и потребления необходимо:
- сформировать государственный реестр объектов размещения отходов;
- сформировать банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Стимулировать работу предприятий всех форм собственности по сбору и переработке отходов;
- осуществить поддержку инвестиционных проектов по организации предприятий по переработке вторичного сырья и производству экологически чистой продукции из него;
- осуществить поддержку инвестиционных проектов по строительству объектов по обезвреживанию и размещению опасных отходов, использование которых по экономическим и экологическим причинам невозможно;
- обеспечить при участии управления ветеринарии администрации области строго контролируемый процесс обращения с биологическими отходами на территории области.
IX. Источники финансирования. Экологический и экономический эффект
Общий объем природоохранных инвестиций за период реализации программы (2002-2005 годы) должен составить 873624,5 тысяч рублей, а в крупнейших городах области Ульяновске и Димитровграде они должны составить 357996,2 тыс. руб.
Источником финансирования являются бюджеты разных уровней, которые осуществляют финансовое сопровождение программы путем:
- прямых инвестиций (бюджеты развития) или стимулирования инвестиционной активности в реконструкцию предприятий, что автоматически улучшает показатели природоохранной деятельности предприятия;
- развития социальной инфраструктуры (прежде всего жилищно-коммунального хозяйства).
Собственные средства предприятий, используемые на природоохранных мероприятия, подразделяются на два внутренних источника финансирования
- амортизационные отчисления, идущие на восстановление основных фондов по охране окружающей среды;
- прибыль предприятия, часть которой направляется на строительство и реконструкцию систем очистки или на модернизацию технологических процессов.
Общий перечень существующих и потенциально возможных источников финансирования программы включает:
- государственный бюджет (федеральный, областной);
- муниципальные бюджеты;
- собственные средства предприятий;
- фонды отраслевых министерств;
- международные финансовые институты (фонды грантодатели).
Экологический и социально-экономический эффект. Реализация программы позволит приостановить вызванный подъемом экономики рост уровня загрязнения окружающей среды в области. Внедрение предусмотренного программой комплекса законодательных и экономических мер государственного регулирования природоохранной деятельности значительно активизирует общественное мнение.
В результате реализации программы предполагается снижение на 10-15% удельных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Проведенная модернизация основных природоохранных фондов даст определенный экономический эффект предприятиям-загрязнителям, которые будут меньше платить за загрязнение окружающей среды. Значительно сократятся территории с неблагоприятной экологической обстановкой, будут созданы условия, способствующие использованию ресурсосберегающих технологий и выпуску экологически чистой продукции.
Кроме экологического и экономического эффекта, программа будет иметь значительный социальный эффект, так как оздоровление экологической обстановки в области несомненно положительно скажется на состоянии здоровья населения и будет способствовать улучшению условий его труда и отдыха.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена областная целевая программа по охране окружающей среды Ульяновской области на 2002-2005 годы.
Целью программы является оздоровление экологической обстановки в области, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранение ценных природных комплексов.
Закон Ульяновской области от 6 мая 2002 г. N 016-ЗО "Об утверждении областной целевой программы по охране окружающей среды Ульяновской области на 2002-2005 годы"
Текст Закона опубликован в "Народной газете" от 14 мая 2002 г. N 65, от 21 мая 2002 г. N 68, от 14 июня 2002 г. N 83
Текст Закона опубликован в "Информационном бюллетене Законодательного Собрания Ульяновской области" N 4, 2002 г.
Настоящий Закон фактически утратил силу в связи с истечением срока действия