Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы администрации области
от 19 декабря 2002 г. N 144
Положение
об областной подсистеме единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - областная подсистема РСЧС).
2. Основными задачами областной подсистемы РСЧС являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);
сбор, обработка, обмен и выдача информации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
3. Областная подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Областная подсистема РСЧС имеет три уровня (территориальный, местный и объектовый) и состоит из звеньев, соответствующих территориальному делению области.
5. Каждый уровень областной подсистемы РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
6. Координирующими органами областной подсистемы РСЧС являются:
на территориальном уровне, охватывающем территорию области, - комиссия по чрезвычайным ситуациям области;
на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Возглавляет комиссию по чрезвычайным ситуациям заместитель руководителя органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, объекта.
Положения о комиссии по чрезвычайным ситуациям области, органов местного самоуправления и объектов утверждаются соответствующими руководителями.
7. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям территориального и местного уровня являются:
организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуированного населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений областной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
8. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация работ на потенциально опасных объектах по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а так же персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
9. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее именуют - органы управления ГОЧС), создаваемые при администрации области и при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
10. Органами повседневного управления областной подсистемы РС являются:
пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС;
дежурно-диспетчерские службы областной подсистемы РСЧС и специализированные подразделения всех звеньев, руководство деятельностью которых осуществляют соответствующие комиссии по ЧС.
Размещение органов повседневного управления областной подо темы РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
11. В состав сил и средств областной подсистемы РСЧС входят силы и средства областных управлений, комитетов, учреждений и служб, городских, районных и объектовых звеньев, поисково-спасательных служб области и городов, а также силы и средства федеральных органов управления, привлекаемых для выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области.
Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) создаются нештатные аварийно-спасательные формирования.
Силы и средства областной подсистемы РСЧС подразделяются на:
а) силы и средства наблюдения и контроля:
государственное учреждение "Ульяновский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
федеральное государственное учреждение "Областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" в Ульяновской области;
областная ветеринарная лаборатория;
федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Ульяновской области;
федеральное государственное учреждение "Станция агрохимической службы "Ульяновская";
Ульяновский филиал федерального государственного учреждения "Специализированная инспекция аналитического контроля по Приволжскому региону";
отделенческий центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора на станции Ульяновск Куйбышевской железной дороги;
отдел защиты окружающей среды федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научный центр Российской Федерации Научно-исследовательский институт атомных реакторов;
б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций:
поисково-спасательная служба Ульяновской области;
подразделения милиции общественной безопасности УВД области части и подразделения управления Государственной противопожарной службы МЧС России Ульяновской области;
аварийно-восстановительные формирования Ульяновского филиала ОАО "ВолгаТелеком";
формирования департамента автомобильного транспорта Ульяновской области;
аварийно-восстановительные формирования АО "Ульяновскстрой";
аварийно-восстановительные формирования ОАО "Ульяновскэнерго";
учреждения и формирования службы медицины катастроф Ульяновской области;
учреждения и формирования управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области;
учреждения и формирования ОГУП "Средняя Волга";
учреждения и формирования ЗАО "Ульяновск-Терминал";
учреждения и формирования ГП "Ульяновскжилкомхоз";
противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования ведомств и организаций, расположенных на территории области;
в) силы и средства звеньев областной подсистемы РСЧС;
г) силы и средства, привлекаемые по плану взаимодействия:
подразделения и части гражданской обороны МЧС России, предназначенные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории области;
подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенные на территории области;
восстановительные и пожарные поезда Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги;
отряды добровольных общественных организаций спасателей.
12. Информационное обеспечение функционирования областной системы РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
информационно-управляющий центр органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области;
абонентские пункты городских и районных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
информационные центры организаций;
средства связи и передачи данных;
Порядок отбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между организациями и органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяется Главой администрации области.
13. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования областной подсистемы РСЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании областной подсистемы РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием областной подсистемы РСЧС и ее звеньев, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
15. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
резерв финансовых и материальных ресурсов области - за счет средств областного бюджета;
местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организаций.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются создающим их органом.
16. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
17. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов областной подсистемы РСЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления.
18. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
19. Финансирование областной подсистемы РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ульяновской области.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств органов местного самоуправления, страховых фондов и других источников.
20. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках областной подсистемы РСЧС на основе плана действий области, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий областной подсистемы РСЧС осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям Ульяновской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.