Инструкция
от 21 июня 1999 N 1
"О порядке исчисления и уплаты единого налога
на вмененный доход для определенных видов деятельности
на территории Ульяновской области" (утв. распоряжением Главы администрации области от 23 июня 1999 N 777-р)
Письмом Министерства РФ по налогам и сборам по Ульяновской области от 28 января 2002 г. N 16-05-16\507 разъяснено, что настоящая Инструкция действует в части, не противоречащей Закону Ульяновской области от 22 ноября 2001 г. N 37/297 "О внесении изменений и дополнений в Закон Ульяновской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ульяновской области"
Инструкция разработана на основании Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", Федерального закона от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Федерального Закона от 31.03.99 N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", Закона Ульяновской области от 28.05.99 N 014-ЗО "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ульяновской области".
1. Общие положения
1.1. В целях исчисления единого налога на вмененный доход используются следующие понятия:
вмененный доход - потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитанный с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций;
базовая доходность - условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (численность работающих, количество стояночных мест), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях;
повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога (далее - деятельность на основе свидетельства).
1.2. С плательщиков единого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением:
- государственной пошлины;
- таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
- лицензионных и регистрационных сборов;
- налога на приобретение транспортных средств;
- налога на владельцев транспортных средств;
- земельного налога;
- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в п.2.1 настоящей Инструкции;
- удерживаемых сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
2. Плательщики налога
2.1. Плательщиками единого налога на вмененный доход (далее - единый налог) являются юридические лица (далее - организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:
оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи и меха; ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры (телевизоров, видеомагнитофонов и т.п.), компьютеров, оргтехники и периферийного оборудования; ремонт бытовых электроприборов; ремонт часов; ремонт ювелирных изделий; ремонт одежды и домашних текстильных изделий; ремонт бытовых товаров и предметов личного пользования, в том числе: ремонт мебели, ремонт фото- и киноаппаратуры, ремонт спортивного и туристического инвентаря, ремонт прочих бытовых товаров и предметов личного пользования; техническое обслуживание и ремонт автомобилей; лизинг или аренда (прокат) бытовых товаров и предметов личного пользования; деятельность фотоателье в области фотографии);
оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей. Осуществляемый налогоплательщиком вид деятельности определяется в соответствии с "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг" (ОКДП), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.08.93 N 17. Если вид деятельности налогоплательщика определен в соответствии с иным классификатором, то вид его деятельности, для целей обложения единым налогом, определяется по соответствию кодовой позиции примененного классификатора и кодовой позиции ОКДП.
2.2. Общественным организациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям, организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, предоставляется право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов.
3. Объект налогообложения и порядок ведения
бухгалтерского учета
3.1. Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц.
3.2. Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.
Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими нормативными актами Российской Федерации, по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.
3.3. При осуществлении налогоплательщиком нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.
3.4. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
Затраты и имущество налогоплательщиков, осуществляющих наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от деятельности на основе свидетельства в общей сумме выручки.
Деятельность на основе свидетельства подлежит налогообложению исключительно в соответствии с настоящей Инструкцией.
3.5. Организации - плательщики единого налога представляют в налоговую инспекцию по месту своей регистрации бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные в соответствии с законодательством. В состав отчетности организации, кроме общеустановленных форм отчетности, включается форма N 2 "Отчет о финансовых результатах" по видам деятельности на основе свидетельства с приложением расшифровки сумм выручки по каждому виду деятельности на основе свидетельства.
4. Ставка и порядок расчета единого налога
4.1. Ставка единого налога устанавливается в размере 20 процентов вмененного дохода.
4.2. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки и значения базовой доходности по формуле:
Н = Д х 20%, где
Н - сумма единого налога на вмененный доход;
Д - сумма вмененного дохода на очередной календарный месяц;
20% - ставка единого налога.
4.3. Сумма вмененного дохода на очередной календарный месяц рассчитывается исходя из выбранного для вида деятельности физического показателя, базовой доходности на единицу физического показателя, количества единиц физического показателя, а также повышающих (понижающих) коэффициентов, учитывающих степень влияния различных факторов на результат предпринимательской деятельности по формуле:
Д = Б х Ф х Кт х Кр / 12, где:
Б - базовая доходность на единицу физического показателя в год для данного вида деятельности (определяется в соответствии с приложением N 1 к настоящей Инструкции);
Ф - количество единиц физического показателя;
Кт - коэффициент, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от муниципального образования (определяется в соответствии с приложением N 2 к настоящей Инструкции);
Кр - коэффициент, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от места осуществления на территории муниципального образования. Значение коэффициента устанавливается решениями соответствующих органов местного самоуправления в пределах от 0,3 до 1,0. До принятия соответствующего решения считать величину Кр = 0,7 для территории всего муниципального образования.
4.4. Под понятием "численность работающих" следует понимать среднесписочную численность работающих. При определении среднесписочной численности работающих организаций и предпринимателей, использующих труд наемных работников, следует руководствоваться Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата РФ по статистике от 07.12.98 N 121. Организации и предприниматели обязаны вести учет численности работающих и рабочего времени раздельно по каждому виду деятельности. Если организация осуществляет наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, численность управленческого персонала распределяется пропорционально размеру выручки, полученной от деятельности на основе свидетельства в общей сумме выручки.
Среднесписочная численность организаций и предпринимателей, которые осуществляют несколько видов деятельности, в том числе на основе свидетельства, или имеют несколько мест осуществления деятельности, рассчитывается пропорционально размеру выручки от каждого вида деятельности и каждого места деятельности в общей сумме выручки.
При переходе на уплату единого налога среднесписочная численность определяется исходя из среднесписочной численности за фактически отработанное время, предшествующее переходу на уплату единого налога.
Количество стояночных мест определяется в соответствии с паспортом стоянки.
5. Порядок исчисления и сроки уплаты единого налога
5.1. Не позднее одного месяца со дня официального опубликования Закона Ульяновской области от 28.05.99 N 014-ЗО "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ульяновской области" все организации и предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет (налоговую декларацию) общей суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, а также расчеты (налоговые декларации) по каждому структурному подразделению и по каждому виду деятельности. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал. Расчет (налоговая декларация) представляется по форме, установленной настоящей Инструкцией (приложение N 3).
5.2. Налоговые органы по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет проверяют приведенные в представленных расчетах данные, не позднее одного месяца после получения расчетов официально уведомляют налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога с указанием в уведомлении конкретных сумм вмененного дохода, установленного налогоплательщику на очередной налоговый период, по налогоплательщику в целом и по каждому виду и месту осуществления деятельности.
5.3. После получения уведомления налогоплательщик производит первый платеж по единому налогу в размере одной трети суммы налога, подлежащей уплате за очередной налоговый период. Уплата единого налога производится не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу, за который производится платеж.
5.4. Последующая уплата налога производится ежемесячно, путем внесения авансовых платежей в размере одной трети суммы налога, подлежащей уплате за очередной налоговый период. Уплата единого налога производится не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу, за который производится платеж. Платеж производится на основании расчета (налоговой декларации) единого налога, подлежащего представлению в налоговый орган не позднее 20 числа месяца, предшествующего началу налогового периода. Расчет суммы единого налога представляется в налоговый орган по месту налогового учета по налогоплательщику в целом и по каждому виду и месту осуществления деятельности.
5.5. Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов.
5.6. Если в течение налогового периода у налогоплательщика произошли изменения количественных и (или) качественных показателей, он представляет новый расчет суммы единого налога в срок не позднее 10 дней со дня изменения указанных составляющих. При этом днем изменения численности работающих следует считать последний день календарного месяца, в котором произошли данные изменения; днем изменения стояночных мест - фактический день изменения стояночных мест.
Налоговые органы проверяют приведенные в представленных расчетах данные и не позднее семи дней после получения расчетов официально уведомляют налогоплательщика об изменении уплачиваемой им суммы единого налога с начала очередного календарного месяца с указанием в уведомлении конкретных сумм вмененного дохода и единого налога в целом и по каждому виду и месту осуществления деятельности. В этом случае в уведомлении также указывается сумма, которая должна дополнительно быть уплачена по текущему месяцу вследствие перерасчета либо сумма, которая засчитывается в счет уплаты за очередной месяц.
После получения уведомления налогоплательщик производит платеж по единому налогу и получает свидетельство в порядке и сроки, установленные в разделе 6 настоящей Инструкции.
5.7. В случае внесения законодательными актами качественных и (или) количественных изменений в формулу и (или) порядок расчета налога, налогоплательщики представляют новый расчет суммы единого налога в срок не позднее 15 числа месяца, предшествующего месяцу вступления в силу соответствующего закона. Перерасчет производится со дня вступления в силу соответствующего закона. Налоговые органы проверяют приведенные в представленных расчетах данные и не позднее семи дней после получения расчетов официально уведомляют налогоплательщика об изменении уплачиваемой им суммы единого налога с начала очередного календарного месяца с указанием в уведомлении конкретных сумм вмененного дохода и единого налога, установленных по налогоплательщику в целом и по каждому месту осуществления деятельности.
После получения уведомления налогоплательщик производит платеж по единому налогу и получает свидетельство в порядке и сроки, установленные в разделе 6 настоящей Инструкции.
5.8. Налогоплательщик, впервые приступающий к осуществлению деятельности на основе свидетельства не с начала календарного месяца, производит платеж не позднее чем за пять дней до дня начала деятельности. При этом сумма уплачиваемого единого налога за первый календарный месяц работы рассчитывается пропорционально количеству дней фактического осуществления деятельности на основании расчета, представляемого в налоговый орган не позднее 10 дней до дня начала деятельности.
5.9. Налоговый орган вправе произвести перерасчет суммы налога, указанной налогоплательщиком, на основании данных, полученных в результате контрольной работы налоговых органов, проводимой в соответствии с действующим законодательством. Данные, полученные в результате контрольной работы, должны быть зафиксированы в акте проверки, копия которого передается налогоплательщику в установленном порядке.
5.10. Если налогоплательщик в течение одного или нескольких месяцев предполагает не осуществлять подлежащую обложением единым налогом деятельность, то за этот период единый налог с него не взимается и свидетельство не выдается. В этом случае налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган о временном прекращении указанной деятельности с указанием срока такого прекращения. Уведомление представляется налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 25 числа месяца, предшествующего прекращению деятельности. При нарушении срока представления уведомления о прекращении деятельности начисленная сумма пени не возвращается. Приступить к осуществляемой на основе свидетельства деятельности налогоплательщик имеет право в установленном настоящей Инструкцией порядке с начала любого из последующих месяцев.
5.11. В случае неосуществления налогоплательщиком деятельности при наличии ранее выданного свидетельства уплаченная сумма единого налога не возвращается и в счет иных (в том числе предстоящих) налоговых платежей не засчитывается.
5.12. Авансовые платежи, произведенные налогоплательщиками по налогам, уплата которых заменяется уплатой единого налога, засчитываются им в счет уплаты единого налога.
6. Порядок зачисления сумм единого налога
6.1. Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в областной бюджет и местные бюджеты в следующих размерах:
федеральный бюджет - 25 процентов общей суммы единого налога, из которых 4 процента направляется в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
государственные внебюджетные фонды - 25 процентов общей суммы единого налога, из них:
Пенсионный фонд Российской Федерации - 18,350 процента;
Федеральный фонд обязательного страхования - 0,125 процента;
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2,150 процента;
Фонд социального страхования Российской Федерации - 3,425 процента;
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 0,950 процента.
Организации представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";
областной бюджет - 20 процентов общей суммы единого налога;
бюджет муниципального образования, на территории которого зарегистрирован налогоплательщик - 22,5 процента общей суммы единого налога;
бюджет территориального дорожного фонда - 7,5 процента общей суммы единого налога.
6.2. Суммы единого налога, уплачиваемые предпринимателями, зачисляются в следующих размерах:
государственные внебюджетные фонды - 25 процентов общей суммы единого налога, из них:
Пенсионный фонд Российской Федерации - 22,725 процента;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125 процента;
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2,150 процента;
бюджет муниципального образования, на территории которого зарегистрирован налогоплательщик - 75 процентов общей суммы единого налога.
6.3. Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, перечисляются одним платежным поручением в полной сумме с указанием срока, за который производится уплата налога, по коду налога 1030201 "Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности организации" на счета органов федерального казначейства "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами различных уровней" по месту регистрации плательщика.
Суммы единого налога, уплачиваемые предпринимателями, перечисляются одним платежным поручением в полной сумме с указанием срока, за который производится уплата налога, по коду налога 1030202 "Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности индивидуального предпринимателя" на счета органов федерального казначейства "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами различных уровней" по месту регистрации плательщика.
Сумма единого налога распределяется органами федерального казначейства между бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами по пропорциям, указанным в пунктах 6.1, 6.2 настоящей Инструкции.
7. Свидетельство об уплате единого налога
7.1. Свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога. На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основе свидетельства, свидетельство выдается на каждое из таких мест. При осуществлении налогоплательщиком одновременно нескольких, указанных в приложении N 1, видов деятельности, классифицируемых в соответствии с ОКДП на уровне четырех знаков кода как единый вид деятельности, ему выдается одно свидетельство. При этом для расчета суммы вмененного дохода принимается максимальная из указанных в приложении N 1 для данных видов деятельности величин базовой доходности.
При выдаче свидетельства заполняется также второй экземпляр, который хранится в налоговом органе. Использование при осуществлении предпринимательской деятельности любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается.
7.2. В свидетельстве указываются наименование организации или фамилия, имя, отчество предпринимателя, вид (виды) осуществляемой им деятельности, место его нахождения, идентификационный номер, номера расчетных и иных счетов, открытых им в учреждениях банков, размер вмененного ему дохода по каждому виду деятельности, сумма единого налога, натуральные показатели, характеризующие осуществляемую им предпринимательскую деятельность, показатели базовой доходности и значения повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, используемых при исчислении суммы единого налога.
7.3. Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога. Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня уплаты единого налога.
7.4. На свидетельство распространяются правила обращения с документами строгой отчетности, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
7.5. При утрате свидетельства оно возобновлению не подлежит. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщику выдается новое свидетельство с отметкой "взамен ранее утерянного". Плата за новое свидетельство составляет 20 процентов стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период. При повторной утрате свидетельства на оставшийся налоговый период оно приобретается за 100 процентов стоимости на оставшийся налоговый период.
7.6. Взимание отдельной платы при первичной выдаче свидетельства не допускается.
8. Льготы по уплате единого налога
Участники зон экономического благоприятствования, определяемые в соответствии с Законом области от 30.04.99 N 012-ЗО "О Зонах экономического благоприятствования на территории Ульяновской области", осуществляющие деятельность по оказанию бытовых услуг физическим лицам, освобождаются от уплаты единого налога в части, поступающей в областной бюджет и в территориальный дорожный фонд.
Изменениями и дополнениями N 1 к Инструкции "О порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ульяновской области" раздел 8 настоящей Инструкции дополнен следующим текстом
Сумма налога, исчисленная в соответствии с разделом 4 настоящей Инструкции и подлежащая уплате, уменьшается на 20 процентов для налогоплательщиков, являющихся пенсионерами по старости, инвалидами, студентами дневных учебных заведений, участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и осуществляющих предпринимательскую деятельность лично, без использования труда наемных работников.
9. Ответственность налогоплательщиков
и контроль налоговых органов
Ответственность плательщиков единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением положений настоящей Инструкции регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.
10. Заключительные положения
10.1. Положения настоящей Инструкции вступают в силу с 1 июля 1999 года.
10.2. Организации и предприниматели, осуществляющие виды деятельности, подпадающие под действие настоящей Инструкции, применяющие в 1999 году с первого или второго квартала упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, переходят на уплату единого налога на вмененный доход с 1 января 2000 года.
Руководитель Государственной налоговой инспекции
по Ульяновской области
Государственный советник
налоговой службы II ранга
В.А. Крюков
Начальник Главного управления финансов
Ульяновской области
А.А. Крючков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция "О порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ульяновской области"
Положения настоящей Инструкции вступают в силу с 1 июля 1999 года
Текст Инструкции официально опубликован не был
Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 16 апреля 2003 г. N 404-р Распоряжение Главы администрации области от 23 июня 1999 г. N 777-р, которым утверждена настоящая Инструкция, признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения и дополнения N 4 к Инструкции "О порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ульяновской области"
Изменения и дополнения N 3 к Инструкции "О порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ульяновской области"
Изменения и дополнения N 2 к Инструкции "О порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ульяновской области"
Изменения и дополнения N 1 к Инструкции "О порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ульяновской области"