Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 38. Регистрация кандидатов в депутаты Законодательного Собрания
1. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 55 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию необходимые документы, предусмотренные настоящим Законом. Указанные документы представляются в окружную избирательную комиссию до 18 часов по местному времени.
2. Для регистрации областного списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего областной список кандидатов, представляет в Избирательную комиссию области необходимые документы, предусмотренные настоящим Законом. Указанные документы представляются в Избирательную комиссию области до 18 часов по местному времени в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
3. Регистрация кандидата, областного списка кандидатов при наличии составленного (составленных) в соответствии с пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона заявления (заявлений) кандидата (кандидатов) о его (об их) согласии баллотироваться по данному избирательному округу и сведений, представленных в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, областного списка кандидатов подписей избирателей, или внесенного избирательного залога, осуществляется соответствующей избирательной комиссией.
4. Количество представляемых для регистрации кандидата, областного списка кандидатов подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, областного списка кандидатов, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
5. Соответствующая избирательная комиссия по представленным подписным листам осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, областного списка кандидатов, а также иных представленных для регистрации кандидата, областного списка кандидатов документов. Проверке подлежат все представленные подписи избирателей.
6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, областного списка кандидатов, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию.
7. Избирательные комиссии могут признать подписи избирателей недействительными и (или) недостоверными.
1) Недействительными считаются:
а) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем представления документов о выдвижении кандидата, указанных в пункте 3 статьи 37 настоящего Закона;
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Ульяновской области либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно;
ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, областной список кандидатов, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, областной список кандидатов, кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, названными уполномоченными представителями, кандидатом;
и) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи;
к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
л) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложениями N 4, 5, 6 к настоящему Закону.
2) Недостоверными считаются:
а) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;
б) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
9. При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, областной список кандидатов, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, областной список кандидатов. О соответствующей проверке должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата, областного списка кандидатов количество подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего областной список кандидатов.
10. При обнаружении среди проверяемых подписей более 25 процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, областного списка кандидатов количества достоверных подписей соответствующая избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, областного списка кандидатов.
11. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 5 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, областной список кандидатов, должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, областного списка кандидатов. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, областной список кандидатов, в указанный срок должны быть представлены: копия протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
12. При проведении выборов депутатов Законодательного Собрания по решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, областной список кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, областного списка кандидатов не проводится, а регистрация кандидата, областного списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией на основании внесенного в указанную избирательную комиссию этим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим областной список кандидатов, избирательного залога.
13. Факт сбора и представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в избирательную комиссию подписей избирателей для регистрации соответствующего кандидата, областного списка кандидатов не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
14. Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата, избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего областной список кандидатов. В случае регистрации кандидата, областного списка кандидатов на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в соответствующий избирательный фонд.
15. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше 5 процентов голосов избирателей от числа избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, если избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие областной список кандидатов, не приняли участие в распределении депутатских мандатов и (или) набрали по результатам голосования меньше 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим областной список кандидатов, перечисляется в доход бюджета области. Избирательный залог перечисляется в доход бюджета области также в случае отказа в регистрации кандидата, областного списка кандидатов, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата, областного списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к назначению повторных выборов, и в случае отмены регистрации кандидата, областного списка кандидатов по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 80 настоящего Закона. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд.
16. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от устанавливаемого настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего областной список кандидатов.
17. Порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога определяется настоящим Законом.
Пункт 18 статьи 38 настоящего Закона вступает в силу после проведения первых после вступления в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
18. Регистрация кандидатов, областных списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.
19. Соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, областного списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, областного списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В решении о регистрации кандидата, областного списка кандидатов указывается дата и время регистрации.
В течение 48 часов после регистрации соответствующие избирательные комиссии передают в средства массовой информации зарегистрированные областные списки кандидатов со сведениями о всех включенных в них кандидатах и сведения о кандидатах, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам.
Перечень подлежащих опубликованию сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов и кандидатов, включенных в зарегистрированные областные списки кандидатов, устанавливается Избирательной комиссией области.
20. Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном избирательном округе и в составе областного списка кандидатов.
21. При регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатном избирательном округе, в решении окружной избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. При одновременной регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе и в составе областного списка кандидатов в решении окружной избирательной комиссии в обязательном порядке отмечается факт регистрации кандидата и в составе областного списка кандидатов.
22. В случае отказа в регистрации кандидата, областного списка кандидатов соответствующая избирательная комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, областной список кандидатов, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, пассивного избирательного права. Отсутствие пассивного избирательного права у отдельных кандидатов, включенных в областной список кандидатов, может служить основанием только для исключения этих кандидатов из заверенного областного списка кандидатов;
б) для кандидатов, выдвинутых избирательным блоком, избирательным объединением для областных списков кандидатов - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов, предусмотренных федеральными законами "О политических партиях", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом для регистрации кандидата, областного списка кандидатов;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета на сбор подписей избирателей в местах, где в соответствии с пунктом 4 статьи 37 настоящего Закона эта деятельность запрещена, если представленные для регистрации кандидата, областного списка кандидатов подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата, областного списка кандидатов подписей избирателей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, областного списка кандидатов, или выявление 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей, если после представления в избирательную комиссию подписей не был внесен избирательный залог, либо не представлено решение избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи;
е) недостоверность сведений, представляемых кандидатами, избирательными блоками, избирательными объединениями в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Закона. Недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в областной список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, избирательным объединением, может служить основанием только для исключения этих кандидатов из заверенного областного списка кандидатов;
ж) несоздание кандидатом, избирательным блоком, избирательным объединением избирательного фонда;
з) использование кандидатом, избирательным блоком, избирательным объединением при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом, избирательным блоком, избирательным объединением при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
к) превышение числа кандидатов, исключенных из областного списка кандидатов по заявлениям о снятии своих кандидатур по решению избирательного блока, избирательного объединения (за исключением кандидатов, выбывших по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению Избирательной комиссии области по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном областном списке кандидатов;
л) установление судебным решением факта нарушения кандидатом, уполномоченным представителем избирательного блока, избирательного объединения в течение агитационного периода пункта 1 статьи 54 настоящего Закона;
м) использование кандидатом (в том числе из областного списка кандидатов), его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения;
н) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным блоком, избирательным объединением одновременно по одномандатному избирательному округу и в составе областного списка кандидатов.
23. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, областного списка кандидатов, исключения кандидата из областного списка кандидатов по решению соответствующей избирательной комиссии, установленный пунктом 22 настоящей статьи, является исчерпывающим.
24. В случае отказа в регистрации кандидата, областного списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, областного списка кандидатов возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
25. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня, а в случае вынуждающих к тому обстоятельств и менее чем за три дня (но не позднее чем за сутки) до дня голосования в окружную избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае окружная избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене его регистрации.
26. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении областного списка кандидатов, вправе принять решение об отзыве областного списка кандидатов. Это решение должно быть представлено в Избирательную комиссию области, зарегистрировавшую областной список кандидатов, не позднее чем за пять дней до дня голосования. В этом случае Избирательная комиссия области, зарегистрировавшая областной список кандидатов, обязана принять решение об отмене его регистрации.
27. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок - по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному избирательному округу, исключить некоторых кандидатов из областного списка кандидатов, заверенного Избирательной комиссией области, по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока. Отзыв, исключение могут быть произведены не позднее чем за пять дней до дня голосования. Общее число кандидатов, выбывших из областного списка кандидатов, не должно превышать 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном областном списке кандидатов. Не допускается включение в областной список кандидатов лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение в областном списке кандидатов, за исключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием, в том числе с исключением, некоторых кандидатов.
28. Если за 35 дней до дня голосования по одномандатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат либо будет зарегистрирован только один кандидат, а равно если по областному избирательному округу будет зарегистрировано менее двух областных списков кандидатов, проведение голосования по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более 50 дней в одномандатном избирательном округе и не более двух месяцев в областном избирательном округе для дополнительного выдвижения кандидатов, областных списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
29. В случае наступления указанных в пункте 28 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, либо избирательное объединение, избирательный блок без вынуждающих к тому обстоятельств отозвали зарегистрированный областной список кандидатов, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
30. При наступлении вынуждающих обстоятельств, предусмотренных пунктом 31 настоящей статьи, кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе снять свою кандидатуру, а избирательное объединение, избирательный блок вправе отозвать выдвинутого ими кандидата, областной список кандидатов в любое время до дня голосования. В этом случае соответствующая окружная избирательная комиссия, зарегистрировавшая данного кандидата, Избирательная комиссия области, зарегистрировавшая данный областной список кандидатов, обязана принять решение об отмене регистрации кандидата, областного списка кандидатов.
31. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников. Под обстоятельствами, вынуждающими избирательное объединение, избирательный блок отозвать областной список кандидатов, понимаются выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам либо в связи со смертью или признанием умершими кандидатов, занимавших первые три места в областном списке кандидатов, и (или) выбытие по указанным причинам более чем 25 процентов кандидатов из областного списка кандидатов.
32. В случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, соответствующая избирательная комиссия направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и для решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.
33. Решение Избирательной комиссии области о регистрации областного списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Ульяновский областной суд, а решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации - в Избирательную комиссию области или в Ульяновский областной суд. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.