Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 35. Регистрация кандидатов
1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателем, избирателями, путем самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидат, избиратель, группа избирателей либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 35 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляют в соответствующую избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 34 настоящего Закона. Одновременно в избирательную комиссию представляются: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда, сведения об изменениях в данных о кандидате, представленных в соответствии со статьями 32 и 33 настоящего Закона, предусмотренные сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении 5 к настоящему Закону. Регистрация производится при наличии необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, письменного заявления лица о его согласии баллотироваться кандидатом на соответствующую должность или кандидатом в депутаты и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, соответствующего должностного лица.
Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.
Избирательная комиссия, производящая регистрацию кандидата, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 31 настоящего Закона и пунктом 1 настоящей статьи.
2. Количество представленных подписей избирателей в поддержку кандидата не должно превышать их число, установленное в пункте 2 статьи 34 настоящего Закона, более чем на 15 процентов.
3. Кандидат или уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока подсчитывают количество подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, выдвинутого по избирательному округу, составляют и подписывают протокол об итогах сбора подписей избирателей.
4. Подписные листы представляются в соответствующую избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
5. Избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса с привлечением специалистов-экспертов.
6. Проверке подлежат все представленные подписи избирателей, собранные в поддержку кандидата в количестве, определенном пунктом 2 статьи 34 настоящего Закона и пунктом 2 настоящей статьи. Соответствующая избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о дате и времени проведения каждой проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, изъявившим желание присутствовать при проводимой проверке.
7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержу выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
9. Недостоверными подписями считаются:
- подписи лиц, не обладающих на день голосования активным избирательным правом при выборах депутатов представительного органа, главы муниципального образования или другого должностного лица местного самоуправления, и подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности. В последнем случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии;
- подписи избирателей без указания всех перечисленных в пункте 6 статьи 34 настоящего Закона данных об избирателе;
- подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе;
- подписи избирателей без указания даты внесения подписи собственноручно самим избирателем, поставившим подпись;
- подписи избирателей, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, кроме случаев, предусмотренных частью второй пункта 6 статьи 34 настоящего Закона;
- подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
- подписи избирателей, внесенные в подписной лист до даты уведомления окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования о выдвижении кандидата;
- подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист избирателем, если эти исправления специально не оговорены соответственно избирателем и сборщиком подписей;
- подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им данных об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателем и сборщиком подписей;
- подписи избирателей, указавших вместо данных паспорта другие документы, не заменяющие его;
- подписи избирателей, признанные недействительными на основании пункта 8 статьи 34 настоящего Закона;
- подписи избирателей в случае, если данные об избирателях внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, проводившим сбор подписей (сборщиком подписей), внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности.
Все подписи, содержащиеся в подписном листе, признаются недостоверными:
- если подписи, содержащиеся в подписном листе, заверены лицом, собирающим подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения (блока) либо кандидатом ранее, чем проставлены подписи избирателей;
-если страница подписного листа не содержит всех сведений о кандидате;
- если все подписи на странице подписного листа были получены обманным или иным противозаконным способом, в том числе в местах, в которых по закону запрещено осуществлять сбор подписей;
- все подписи в подписном листе, не удостоверенном надлежащим образом, то есть, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, проводившего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, и (или) кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, проводившем сбор подписей, в дате внесения подписи лицом, проводившим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, собиравшим подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом;
- все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных в приложениях 1-4 к настоящему Закону.
10. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
11. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом.
12. Регистрация кандидата не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных в результате проверки недостоверными, меньше числа подписей, определенного пунктом 2 статьи 34 настоящего Закона.
13. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, соответствующая избирательная комиссия вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему.
14. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом избирательной комиссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания избирательной комиссии передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока.
15. Избирательная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
16. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении соответствующей избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата.
17. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средствам массовой информации. Избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, не позднее чем за 15 дней до дня выборов размещает на стендах в помещениях избирательной комиссии муниципального образования, окружной и территориальной избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием данных, перечисленных в пункте 2 статьи 31 настоящего Закона.
18. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:
существенное нарушение установленного настоящим Законом порядка сбора подписей;
недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата;
недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 31 настоящего Закона и пунктом 1 настоящей статьи, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств;
иные основания, предусмотренные настоящим Законом.
В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 31 настоящего Закона и пунктом 1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия, производившая регистрацию кандидата, не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а за 15-1 день до голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата.
19. Решение соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд.
20. В случае обнаружения в подписных листах подложных подписей избирательная комиссия, проверявшая подписные листы, вправе направить материалы проверки достоверности подписей избирателей в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
21. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы по решению избирательной комиссии муниципального образования откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
22. При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 21 настоящей статьи, в одномандатном избирательном округе может быть проведено голосование по одной кандидатуре на выборах депутатов представительного органа местного самоуправления.
23. При проведении повторных и дополнительных выборов на вакантный мандат в действующем представительном органе местного самоуправления не может быть зарегистрирован кандидат, являющийся депутатом этого органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.