Закон Ульяновской области
от 7 июня 2004 г. N 031-ЗО
"Об утверждении областной целевой программы "Адресная лекарственная
помощь льготным категориям граждан, проживающих на территории
Ульяновской области (2004-2006 годы)"
6 января, 29 ноября 2005 г.
Принят Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области
от 27 мая 2004 г. N 9/379
Законом Ульяновской области от 6 мая 2006 г. N 63-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу
Законом Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. N 123-ЗО действие настоящего Закона было приостановлено в части финансирования из областного бюджета с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г. в сумме 90000,0 тыс. руб.
Областная целевая программа
"Адресная лекарственная помощь льготным категориям
граждан, проживающих на территории Ульяновской области
(2004-2006 годы)"
(утв. Законом Ульяновской области от 7 июня 2004 г. N 031-ЗО)
6 января 2005 г.
Паспорт программы
Наименование Программы - областная целевая программа "Адресная лекарственная помощь льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области (2004-2006 годы)" (далее - Программа)
Государственный заказчик Программы - администрация Ульяновской области
Основной разработчик Программы - департамент здравоохранения и фармации администрации области
Основная цель Программы - обеспечение государственных гарантий получения лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области
Основные задачи Программы
- создание организационно-правового и финансового механизмов обеспечения населения лекарственными средствами на льготных условиях;
- увеличение объема финансирования адресной лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области;
- повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых на льготное обеспечение населения лекарственными средствами;
- разработка, внедрение и отработка механизма страхования при организации адресной лекарственной помощи гражданам, проживающим на территории Ульяновской области;
- создание механизма контроля за рациональным назначением и реальным получением льготных лекарственных средств
Сроки реализации Программы - 2004-2006 годы
Исполнители Программы и основных мероприятий
- департамент здравоохранения и фармации администрации области;
- комитет социальной защиты населения администрации области;
- Главное управление финансов области;
- государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области совместно с органами местного самоуправления области, лечебными и аптечными учреждениями области (по согласованию)
Объемы и источники финансирования Программы
- общий объем финансирования Программы - 935,231 млн. рублей (в ценах 2004 года), в том числе:
- областной бюджет (включая субсидии и субвенции из федерального бюджета) - 305,031 млн. рублей, в том числе 2004 год - 96,031 млн. рублей;
- бюджеты муниципальных образований - 415,2 млн. рублей, в том числе 2004 год - 98,2 млн. рублей;
- государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области - 215 млн. рублей, но не более 30% фактических затрат областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Объемы финансирования мероприятий Программы уточняются при формировании бюджетов (областного и муниципальных) на соответствующий год
Контроль за выполнением Программы - контроль за выполнением программы осуществляется межведомственной комиссией при администрации Ульяновской области
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- предоставление адресной лекарственной помощи гражданам, проживающим на территории Ульяновской области и имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении, в рамках утвержденного ассортимента лекарственных средств;
- увеличение объема финансирования лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области;
оптимизация и рациональное использование финансовых ресурсов по льготному лекарственному обеспечению;
- снижение социальной напряженности среди населения.
1. Содержание проблемы
В сложившихся социально-экономических условиях приоритетным направлением деятельности органов государственной власти области является решение круга проблем, связанных с оказанием социальной помощи населению, в том числе лекарственной.
Гарантии государства по бесплатному и льготному отпуску лекарственных препаратов распространяются на 29 групп населения и 28 категорий заболеваний и охватывают 21% населения Ульяновской области, или 309 тысяч человек, в том числе 57,8 тысячи ветеранов, 113,4 тысячи инвалидов. За 2001-2003 годы количество инвалидов по Ульяновской области возросло на 48,8 тысячи человек (2000 год - 64,6 тысячи человек, 2004 год - 113,4 тысячи человек). В товарообороте аптечных предприятий, осуществляющих социальную деятельность, объемы реализации лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам составляют свыше 25% (2002 год - 27%, 2003 год - 26%). При этом:
- низкий уровень платежеспособности основной массы населения обусловливает высокий уровень нереализуемого спроса на лекарственные средства;
- недостаточные финансовые ресурсы, выделяемые бюджетами различных уровней, не позволяют обеспечить необходимый уровень лекарственной помощи льготным категориям граждан;
- суммарные расходы бюджетов растут в связи с ростом заболеваемости, увеличением числа граждан, имеющих инвалидность, обусловленных в определенной степени недостаточной обеспеченностью необходимыми лекарственными средствами.
Основной проблемой при реализации льгот по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными средствами, предусмотренных законодательством, является несбалансированность между потребностью в льготных лекарственных средствах и выделяемым финансированием из бюджетов.
Очевидно, что баланс может быть достигнут путем увеличении объема финансирования на бесплатный и льготный отпуск при одновременной рационализации расходов.
Для рационального использования ограниченных финансовых ресурсов в Ульяновской области проведена большая работа:
- отпуск лекарств по бесплатным и льготным рецептам осуществляется в рамках ассортимента лекарственных средств для амбулаторного лечения;
- в области действует ограничение уровня торговой надбавки на лекарственные средства, отпускаемые по бесплатным и льготным рецептам;
- внедрен персонифицированный учет отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан в аптечных предприятиях области;
- разработана и внедряется единая система кодирования групп и категорий льготных групп населения.
Затраты на льготное обеспечение лекарственными средствами всех категорий населения в Ульяновской области за 2003 год составили 80,1 млн. рублей (2001 год - 47,94 млн. рублей, 2002 год - 84,6 млн. рублей). При этом общий уровень обеспеченности льготных категорий граждан в размере 70-90% от обращаемости достигнут за счет привлечения средств аптечных предприятий. Долги перед государственными и муниципальными аптечными предприятиями на 01.01.2004 составляют 18 мин. рублей (на 01.01.2002 - 9,85 млн. рублей, на 01.01.2003 - 16,9 млн. рублей). Дальнейшее кредитование не позволяют осуществить ограниченные средства аптечных предприятий.
2. Нормативно-правовая база по предоставлению льгот гражданам,
проживающим на территории Ульяновской области, в части лекарственного
обеспечения при амбулаторном лечении
Обеспечение населения лекарственными средствами на льготных условиях при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"; Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"; Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"; Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий"; Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов"; постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.1999 N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" и другими.
3. Обоснование необходимости решения проблемы программным методом
Решение проблемы потребует дополнительных затрат на программно-компьютерное обеспечение и его сопровождение в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях.
В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.10.2002 N 118 п "Об утверждении Порядка финансирования программ адресной лекарственной помощи" Пенсионный фонд Российской Федерации принимает участие в финансировании Программы адресной лекарственной помощи в размере не более 30% фактических затрат бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (консолидированный бюджет) на адресную лекарственную помощь пенсионерам.
В Ульяновской области 379842 пенсионера, что составляет около 26% населения. Среди них 91280 человек имеют группу инвалидности, что дает право на льготное лекарственное обеспечение. Очевидно, что привлечение средств Пенсионного фонда Российской Федерации для софинансирования Программы адресной лекарственной помощи окажет существенное влияние на достижение баланса между объемами отпуска лекарственных средств и его финансированием.
4. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основной целью Программы является обеспечение государственных гарантий получения лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- создание организационно-правового и финансового механизмов обеспечения населения лекарственными средствами на льготных условиях;
- увеличение объема финансирования адресной лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области;
- повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых на льготное обеспечение населения лекарственными средствами;
- возможность оказания адресной лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области;
- разработка, внедрение и отработка механизма страхования при организации адресной лекарственной помощи гражданам, проживающим на территории Ульяновской области;
- создание по муниципальным образованиям Ульяновской области электронного банка данных лиц, имеющих право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение;
- организация персонифицированного учета лиц, получающих лекарственные средства на льготных условиях;
- программно-компьютерное обеспечение аптечных и лечебных учреждений;
- создание в системе управления области информационного канала для сбора и обобщения информации об объемах медикаментов, отпускаемых гражданам на льготных условиях;
- создание механизма контроля за рациональным назначением и реальным получением льготных лекарственных средств.
Сроки реализации Программы: 2004-2006 годы.
5. Система программных мероприятий
Для решения проблемы льготного лекарственного обеспечения жителей Ульяновской области необходимо увеличить объем финансирования лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области, а также повысить эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов. Для этого необходимо осуществление следующих мероприятий:
1) создание базы данных в муниципальных образованиях Ульяновской области по персонифицированному учету граждан, имеющих льготы на лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, в лечебно-профилактических учреждениях;
2) обеспечение персонифицированного учета выписки лекарственных средств на основе реестра населения, имеющего право на льготы;
3) организация контроля за целевым использованием средств консолидированного бюджета, выделяемых на льготное лекарственное обеспечение льготных категории граждан.
Для организации адресного предоставления лекарственной помощи и персонифицированного учета выписки и отпуска лекарственных средств необходимо на конкурсной основе выбрать страховую компанию, которая будет способствовать оснащению аптечных и лечебных учреждений программно-компьютерными средствами и осуществлять их техническое сопровождение. Страховая компания также должна формировать и предоставлять аптечным предприятиям реестр граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, дополнения к нему по мере их формирования; осуществлять ведение банка данных нормативно-справочной информации, необходимой для осуществления персонифицированного учета выписки и отпуска лекарственных средств; проводить медико-экономический анализ объемов лекарственной помощи; формировать и предоставлять лечебным учреждениям, органам управления здравоохранением, социальной защиты населения муниципальных образований области медико-статистические данные для контроля соответствия объемов оказания лекарственной помощи установленному объему финансирования, результаты анализа целевого использования средств.
Перечень программных мероприятий содержится в приложении N 1 к Программе.
6. Финансирование Программы
Объем средств для финансирования Программы составит 935,231 млн. рублей (в ценах 2004 года), в том числе за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации - 215 млн. рублей (но не более 30% фактических затрат областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области).
Объемы финансирования мероприятий Программы уточняются при формировании бюджетов (областного и муниципальных) на соответствующий год.
Размеры планового финансирования Программы содержатся в приложении N 2 к Программе.
Финансовые средства, запланированные в областном бюджете Ульяновской области на 2004 год, для передачи муниципальным образованиям на финансирование лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, проживающих на территории Ульяновской области, указаны в приложении N 3 к Программе.
7. Организация контроля за исполнением Программы
Для выполнения мероприятий Программы предусматривается использование средств областного и муниципальных бюджетов, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и страховщика. Направление данных средств для выполнения целей и задач Программы предусматривается проводить в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и Ульяновской области.
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик.
Организация контроля за выполнением Программы осуществляется межведомственной комиссией при администрации Ульяновской области.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
- осуществлять предоставление адресной лекарственной помощи гражданам, проживающим на территории Ульяновской области и имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении, в рамках утвержденного ассортимента лекарственных средств;
- увеличить объем финансирования лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области;
- оптимизировать и рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы по льготному лекарственному обеспечению;
- снизить социальную напряженность среди населения.
Реализация Программы должна обеспечить комплексный социально-экономический эффект на уровне отдельного жителя, предприятий оптово-розничной аптечной сети и Ульяновской области в целом.
Приложение N 1
Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия | Сроки вы- полнения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Организационные мероприятия | |||
1.1. | Создание межведомственной комиссии по реализации Программы |
2 квартал 2004 г. |
Администрация Ульяновской об- ласти; департамент здравоох- ранения и фармации адми- нистрации области |
1.2. | Формирование перечня муни- ципальных образований, участвующих в реализации Программы |
2 квартал 2004 г. |
Администрация Ульяновской об- ласти; органы местного само- управления |
1.3. | Заключение соглашения о сотрудничестве между адми- нистрацией Ульяновской об- ласти и Пенсионным фондом Российской Федерации |
2 полуго- дие 2004 г. |
Администрация Ульяновской об- ласти; государственное уч- реждение - отделение Пенсион- ного фонда Российской Федера- ции по Ульяновской области |
1.4. | Определение перечня аптеч- ных предприятий, осу- ществляющих отпуск ле- карственных средств бес- платно или со скидкой |
2 квартал 2004 г. |
Органы местного самоуправле- ния; органы управления здра- воохранением г. Ульяновска и г. Димитровграда; аптечные предприятия; департамент здравоохранения и фармации администрации области |
1.5. | Определение перечня лечеб- но-профилактических учреж- дений, врачи которых выпи- сывают лекарственные сред- ства на льготных условиях |
2 квартал 2004 г. |
Органы местного самоуправле- ния; органы управления здра- воохранением г. Ульяновска и г. Димитровграда; лечебные учреждения; департамент здравоохранения и фармации администрации области |
2. Отработка системы финансирования Программы с использованием механизма страхования |
|||
2.1. | Организация и проведение конкурса по выбору страхо- вой компании для осу- ществления Программы |
2 квартал 2004 г. |
Главное управление финансов области |
2.2. | Заключение договоров стра- хования лекарственного обеспечения между адми- нистрациями муниципальных образований области и страховщиком |
2 полуго- дие 2004 г. |
Органы местного самоуправле- ния; страховая компания; Главное управление финансов области |
3. Информационно-техническое обеспечение Программы | |||
3.1. | Совмещение баз данных льготных групп населения органов социальной защиты, пенсионного фонда и стра- ховщика |
2005 г. | Страховая компания; госу- дарственное учреждение - от- деление Пенсионного фонда Российской Федерации по Улья- новской области; комитет со- циальной защиты населения ад- министрации области; органы местного самоуправления. |
3.2. | Оснащение аппаратно-про- граммными комплексами ап- течных предприятий за счет средств страховщика |
2004-2005 гг. |
Страховая компания; органы местного самоуправления; ап- течные предприятия |
3.3. | Оснащение аппаратно-про- граммными комплексами ле- чебных учреждений за счет средств страховщика |
2004-2006 гг. |
Страховая компания; органы местного самоуправления; ле- чебные учреждения |
3.4. | Обучение персонала аптеч- ных и лечебных учреждений работе с автоматизирован- ной системой |
2004-2006 гг. |
Страховая компания; органы местного самоуправления; ап- течные предприятия; лечебные учреждения |
3.5. | Внедрение и опытная экс- плуатация автоматизирован- ной системы учета бесплат- ных и льготных рецептов и формирования счетов |
2005 г. | Страховая компания; аптечные предприятия; лечебные учреж- дения; органы управления здравоохранением г. Ульянов- ска и г. Димитровграда |
3.6. | Отработка системы информа- ционного обеспечения орга- нов управления здравоохра- нением для контроля соот- ветствия объемов оказания лекарственной помощи уста- новленному объему финанси- рования и проведения экс- пертизы качества лекар- ственной помощи льготным категориям населения, ее соответствия стандартам лекарственного обеспечения амбулаторного лечения |
2 полуго- дие 2004 г. |
Страховая компания; органы местного самоуправления; де- партамент здравоохранения и фармации администрации облас- ти; органы управления здраво- охранением г. Ульяновска и г. Димитровграда; лечебные уч- реждения; аптечные предпри- ятия |
Законом Ульяновской области от 6 января 2005 г. N 001-ЗО действие пункта 2 приложения 2 к настоящему Закону было приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2005 г. в сумме 3879,6 тыс. руб.
Приложение N 2
Размеры
планового финансирования Программы
6 января 2005 г.
млн. руб.
Источник финансирования | Всего | В том числе | ||
2004 год | 2005 год | 2006 год | ||
Областной бюджет в том числе: 1) на принципах софинансиро- вания с бюджетами городов Ульяновск и Димитровград - ветеранам - больным сахарным диабетом (инсулины и средства введе- ния). 2) по фонду компенсации на лекарственное обеспечение инвалидов городов и районов 3) в рамках финансовой помо- щи муниципальным образовани- ям (кроме городов Ульяновск и Димитровград) - ветеранам - больным сахарным диабетом (инсулины и средства введе- ния) |
305,031 | 96,031 8,321 21,251 25,578 19,624 21,257 |
99 | 110 |
Бюджеты муниципальных обра- зований |
415,2 | 98,2 | 147 | 170 |
Итого бюджеты Ульяновской области |
720,231 | 194,231 | 246 | 280 |
Пенсионный фонд РФ | 215 | 58,0 | 73,0 | 84,0 |
Итого на льготное лекар- ственное обеспечение |
935,231 | 252,231 | 319,0 | 364 |
Приложение N 3
Финансовые средства,
запланированные в областном бюджете Ульяновской области на 2004 год,
для передачи муниципальным образованиям на финансирование
лекарственного обеспечения льготных категорий граждан,
проживающих на территории Ульяновской области
тыс. руб.
N п/п |
Наименование муниципаль- ных образо- ваний |
Всего | Для обеспечения льгот по лекарст- венному обеспечению по Федеральному за- кону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О соци- альной защите инва- лидов в Российской Федерации" (фонд компенсации) |
Для обеспе- чения боль- ных сахарным диабетом ин- сулинами и средствами их введения |
Для обеспече- ния льгот по лекарственно- му обеспече- нию по Феде- ральному за- кону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О вете- ранах" |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
код 2101 | код 1701 | код 1701 | |||
1 | г. Ульяновск | 38870,5 | 13543,5 | 17931 | 7396 |
2 | г. Димитров- град |
6035,7 | 1790,7 | 3320 | 925 |
код 2101 | код 2101 | код 2101 | |||
3 | г. Барыш | 1885,2 | 335,2 | 650 | 900 |
4 | г. Новоуль- яновск |
2754,4 | 359,4 | 1795 | 600 |
5 | Базарносыз- ганский рай- он |
815,4 | 192,4 | 423 | 200 |
6 | Барышский район |
3069,6 | 642,6 | 436 | 1991 |
7 | Вешкаймский район |
1965,5 | 390,5 | 635 | 940 |
8 | Инзенский район |
2286,7 | 803,7 | 1035 | 448 |
9 | Карсунский район |
3352,2 | 643,2 | 939 | 1770 |
10 | Кузоватов- ский район |
2729,6 | 424,6 | 1415 | 890 |
11 | Майнский район |
2463,2 | 478,2 | 1255 | 730 |
12 | Мелекесский район |
3104,8 | 572,8 | 1732 | 800 |
13 | Николаевский район |
3716,2 | 526,2 | 690 | 2500 |
14 | Новоспасский район |
1997,9 | 325,9 | 742 | 930 |
15 | Новомалык- линский рай- он |
1305,2 | 357,2 | 598 | 350 |
16 | Павловский район |
1598,4 | 324,4 | 474 | 800 |
17 | Радищевский район |
1039,3 | 285,3 | 639 | 115 |
18 | Сенгилеев- ский район |
3006,1 | 520,1 | 1286 | 1200 |
19 | Старокулат- кинский рай- он |
1291,2 | 300,2 | 491 | 500 |
20 | Старомайн- ский район |
1575,2 | 297,2 | 848 | 430 |
21 | Сурский рай- он |
1688,7 | 374,7 | 959 | 355 |
22 | Тереньгуль- ский район |
1881,4 | 353,4 | 698 | 830 |
23 | Ульяновский район |
2462,4 | 750,4 | 1137 | 575 |
24 | Цильнинский район |
2139,8 | 461,8 | 848 | 830 |
25 | Чердаклин- ский район |
2996,4 | 524,4 | 1532 | 940 |
Итого: | 96031 | 25578 | 42508 | 27945 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основная цель программы - обеспечение государственных гарантий получения лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области.
Основные задачи программы: создание организационно-правового и финансового механизмов обеспечения населения лекарственными средствами на льготных условиях, увеличение объема финансирования адресной лекарственной помощи льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области, повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых на льготное обеспечение населения лекарственными средствами, разработка, внедрение и отработка механизма страхования при организации адресной лекарственной помощи гражданам, проживающим на территории Ульяновской области, создание механизма контроля за рациональным назначением и реальным получением льготных лекарственных средств.
Закон Ульяновской области от 7 июня 2004 г. N 031-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Адресная лекарственная помощь льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области (2004-2006 годы)"
Текст Закона опубликован в "Народной газете" от 9 июня 2004 г. N 62
Законом Ульяновской области от 6 мая 2006 г. N 63-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. N 123-ЗО
Действие настоящего Закона было приостановлено в части финансирования из областного бюджета с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г. в сумме 90000,0 тыс. руб.
Закон Ульяновской области от 6 января 2005 г. N 001-ЗО
Действие пункта 2 приложения 2 к настоящему Закону было приостановлено финансирования из областного бюджета в 2005 г. в сумме 3879,6 тыс. руб.