Ульяновская федерация отраслевых профсоюзов (далее - Профсоюзы), "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Ульяновской области", "Ульяновский союз сельских товаропроизводителей (работодателей)", (далее - Работодатели), администрация Ульяновской области (далее - Администрация), именуемые в дальнейшем Стороны, заключили настоящее Соглашение, определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на областном уровне в 2005-2006 годах и совместные действия по их осуществлению.
I. Общие положения
Стороны считают, что в предстоящий период главной целью социально-экономической политики в Ульяновской области должно стать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, повышение уровня благосостояния населения и увеличение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, гарантий необходимого жизненного уровня на основе развития экономики Ульяновской области.
Стороны намерены добиваться развития своих взаимоотношений на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.
Соглашение является обязательным к исполнению органами исполнительной власти Ульяновской области, работодателями, профсоюзами.
Гарантии населению и работникам, установленные Соглашением, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности граждан при заключении коллективных договоров организаций и трехсторонних соглашений городов и районов.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях всех форм собственности и обязуются оказывать трудовым коллективам содействие в развитии социального партнерства. Настоящее Соглашение является основой при заключении соглашений и коллективных договоров на уровне отраслей, муниципальных образований, организаций области.
Стороны в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями федерального уровня.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в целях регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, организации контроля за выполнением Соглашения по решению Сторон на равноправной основе образуется областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) из наделенных необходимыми полномочиями представителей Сторон.
II. Обязательства сторон
В соответствии с основными положениями Соглашения Стороны принимают на себя обязательства в 2005-2006 годах по следующим направлениям:
1. Экономическая и инвестиционная политика
В области экономической политики Стороны считают приоритетными следующие направления:
- реализация мер по поддержке промышленности, увеличению объемов производства продукции (работ, услуг) во всех отраслях экономики, продвижению конкурентоспособной продукции производителей области на внутренних и внешних рынках, развитию малого предпринимательства;
- создание конкурентной среды на рынке товаров и услуг, осуществление мониторинга обоснованности установления цен предприятиями монополистами;
- согласованное проведение бюджетной, налоговой политики в соответствии с законодательством, разработка и реализация целевых программ социально-экономического развития области;
- насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами.
В целях обеспечения реализации указанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. Вырабатывают общие принципы и подходы к формированию и проведению эффективной региональной социально-экономической политики. Разрабатывают и реализуют Программу социально-экономического развития Ульяновской области, учитывающую интересы настоящего Соглашения.
1.1.2. Участвуют в подготовке предложений по совершенствованию налоговой системы, обеспечивающей социально-экономическое развитие области, и по распределению налоговых поступлений между различными уровнями бюджета.
1.1.3. Проводят согласованную политику, направленную на сохранение положительной динамики роста производства, поддержку регионального товаропроизводителя, обеспечение максимальной занятости населения области и развитие предпринимательства, социальное ориентирование экономических реформ.
1.1.4. Содействуют производителям продукции в разработке и внедрении инновационных и современных информационных технологий, механизмов сертификации продукции.
1.1.5. Создают систему страхования инвестиционных рисков.
1.1.6. Способствуют развитию частного сектора экономики и малого предпринимательства (сфера услуг, туризм, личные подсобные хозяйства и т.д.), становлению в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
1.1.7. Организуют постоянный информационный обмен между малыми и крупными предприятиями области с целью увеличения объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих, оборудования и услуг для нужд собственного производства с организациями, расположенными на территории области.
1.1.8. Участвуют в выработке механизмов по финансовому оздоровлению организаций, предупреждению банкротств, в том числе преднамеренных и фиктивных.
1.1.9. Проводят консультации по проекту закона Ульяновской области об областном бюджете на очередной год (статей, касающихся финансирования по социально-трудовым вопросам) с рассмотрением его на заседаниях Комиссии.
1.2. Администрация:
1.2.1. Систематически анализирует и прогнозирует социально-экономическую ситуацию в отраслях экономики и в муниципальных образованиях области. Вносит в Законодательное Собрание Ульяновской области прогноз социально-экономического развития и областной бюджет Ульяновской области.
1.2.2. При формировании областного бюджета Ульяновской области учитывает необходимые расходы на разработку и реализацию областных комплексных и целевых программ. Ежегодно информирует Комиссию о ходе их реализации.
1.2.3. Формирует областной бюджет Ульяновской области, обеспечивающий социально-экономическое развитие региона и повышение жизненного уровня населения. В ходе подготовки проекта бюджета области рассматривает предложения Комиссии, информирует налогоплательщиков через средства массовой информации о доходах и расходах бюджета области.
1.2.4. В инвестиционной политике способствует созданию благоприятных условий для привлечения во все сферы и отрасли экономики области средств отечественных и зарубежных инвесторов, обеспечивает предоставление государственной поддержки инвесторам, гарантии возврата инвестиций. Координирует действия по развитию и реализации инвестиционной политики.
1.2.5. В пределах предоставленных полномочий осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.
1.2.6. Способствует производству и внедрению в области энергосберегающего оборудования и технологий, приборов и систем учета энергоресурсов и дополнительно стимулирует организации, производящие и монтирующие эти технологии, приборы, системы.
1.2.7. Осуществляет поддержку сельских товаропроизводителей. Способствует развитию продовольственного рынка и организации системы заготовок и переработки сельхозпродукции.
1.2.8. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создает благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства.
1.2.9. Создает условия для развития экономически эффективных производств, расширения внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора экономики и привлечения сбережений населения, а также создания благоприятных условий для притока прямых инвестиций.
1.2.10. Обеспечивает разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию и развитию дорожной сети.
1.3. Работодатели:
1.3.1. Участвуют в реализации приоритетных направлений развития экономики области, областных программ социально-экономического развития, стабилизации и развитии экономики, приватизации, поддержке малого и среднего предпринимательства, а также целевых программ развития соответствующих отраслей.
1.3.2. Разрабатывают и реализуют ежегодно бизнес-планы (программы экономического развития предприятия), учитывая, что с 2005 года он становится неотъемлемым приложением к коллективному договору между администрацией и работниками предприятия.
1.3.3. Соблюдают налоговую дисциплину.
1.3.4. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, обеспечению их стабильной работы, выпуску конкурентоспособной продукции, не допущению банкротства предприятий и роста безработицы.
1.3.5. При изменении форм собственности, банкротстве, реструктуризации организаций, внедрении целевых программ учитывают их социальные последствия, проводят с участием профсоюзных организаций и с учетом интересов трудовых коллективов соответствующие мероприятия.
1.3.6. Учитывают, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, мнение представителей профсоюзных организаций при принятии социально-экономических и социально-трудовых решений.
1.3.7. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заключают коллективные договоры в организациях и предприятиях независимо от форм собственности, обеспечивают их представление на уведомительную регистрацию в соответствующие органы по труду.
1.3.8. Признают преимущественное право профсоюзов на заключение коллективных договоров, а также на контроль за исполнением обязательств работодателей, предусмотренных данным Соглашением и коллективными договорами, на ознакомление с результатами финансово-хозяйственной деятельности.
1.3.9. Выделяют в обязательном порядке средства в размере до 4% от фонда оплаты труда на развитие персонала предприятий и организаций.
1.3.10. Ежегодно предоставляют информацию в управление по труду о потребностях в кадрах в количественном и квалификационном плане.
1.4. Профсоюзы:
1.4.1. Разрабатывают и вносят предложения по повышению уровня жизни населения области в органы государственной власти.
1.4.2. Принимают участие в рабочих группах и комиссиях по подготовке проектов бюджетов, целевых программ на уровне области, муниципальных образований области.
1.4.3. Выступают инициатором, участвуют в разработке и заключении коллективных договоров и соглашений в организациях всех форм собственности. При возникновении разногласий инициируют создание примирительных комиссий для поиска компромиссных вариантов в решении задач повышения экономической эффективности организации и социальной защиты работников.
1.4.4. Контролируют соблюдение действующих законов, гарантирующих защиту прав и интересов работников предприятий при приватизации.
1.4.5. Представляют и отстаивают интересы работников в арбитражных судах при проведении процедуры банкротства.
1.4.6. Представляют интересы работников в комиссиях по контролю за целевым использованием финансовых ресурсов, распределением фондов потребления и накопления.
1.4.7. Способствуют устойчивой работе организаций, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, требований охраны труда, рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции.
1.4.8. Участвуют в организации трудового соревнования.
1.4.9. Добиваются включения в коллективные договоры на предприятиях одной отрасли равных прав для трудящихся, повышения ответственности работодателей за сохранение и развитие производства, создания условий труда, соответствующих законодательству. Добиваются установления оплаты труда и социальных гарантий не ниже установленных данным Соглашением.
1.4.10. Совместно с работодателями разрабатывают и утверждают документы по организации изобретательской и рационализаторской деятельности в организации, включают в коллективные договоры вопросы участия работников в управлении организацией.
1.4.11. Добиваются включения в коллективные договора пункта об обеспечении финансирования мероприятий, направленных на повышение квалификации и рост профессионального мастерства работников, переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление работникам льгот и компенсаций, дополнительных к установленным действующим законодательством.
2. Доходы, оплата труда и уровень жизни населения
В целях проведения согласованной политики по улучшению уровня жизни населения, повышению заработной платы:
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Создают условия для повышения не менее чем на 10% удельного веса заработной платы в валовом региональном продукте, поэтапного приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного жителя.
2.1.2. Осуществляют последовательную политику, направленную на повышение реальных денежных доходов населения. Добиваются повышения денежных доходов, снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума не менее чем в два раза.
2.1.3. Контролируют соблюдение трудового законодательства в части своевременности выплаты заработной платы. Разрабатывают меры по погашению задолженности прошлых лет, используя механизм государственного и общественного контроля за выделением средств на оплату труда и целевым их использованием.
2.2. Администрация:
2.2.1. Разрабатывает Концепцию и Программу сокращения бедности на территории области. Организует работу по их выполнению.
2.2.2. Принимает меры по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы не менее чем в 2 раза, в том числе в 2005 году - в 1,2 раза.
2.2.3. Проводит мониторинг уровня жизни, структуры доходов и расходов населения области, ежеквартально устанавливает величину прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения и доводит ее до сведения предприятий и организаций, населения области через средства массовой информации.
2.2.4. На основе проводимого мониторинга по своевременной выплате заработной платы в отраслях экономики осуществляет комплекс мер по снижению сложившейся задолженности, обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
2.2.5. Обеспечивает в пределах своей компетенции в 1 полугодии 2005 года разработку нормативной правовой базы о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетной сферы и выносит ее на обсуждение Комиссии.
2.2.6. Осуществляет своевременное бюджетное финансирование отраслей социальной сферы и мероприятий по их развитию в соответствии с социальными нормами, нормативами и принятыми областными целевыми программами в объемах, определенных областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий год.
2.2.7. Сохраняет студентам учебных заведений, финансируемых из областного бюджета, выплату стипендий с индексацией ее в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.
2.3. Работодатели:
2.3.1. Обязуются обеспечить минимальную оплату труда работникам внебюджетной сферы при полном рабочем дне не ниже величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Ульяновской области.
В организациях, где минимальная оплата труда не достигает указанных уровней, совместно с Профсоюзами разрабатывается и включается в коллективный договор программа ее поэтапного достижения.
2.3.2. Выплачивают заработную плату работникам в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством, коллективными и трудовыми договорами.
2.3.3. Отказываются от скрытых форм оплаты труда, обеспечивают полный учет выплачиваемой заработной платы.
2.3.4. Учитывают положения отраслевых тарифных соглашений Российской Федерации при заключении коллективных договоров.
2.3.5. Предусматривают в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах:
а) индексацию заработной платы с учетом роста цен на товары и услуги, сложившихся в области;
б) индексацию невыплаченной в срок заработной платы в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки;
в) проведение за счет средств предприятия независимых экспертиз с целью выявления и устранения причин, вызывающих несвоевременную выплату заработной платы;
г) разработку графиков погашения задолженности по заработной плате в 1 квартале 2005 года, обеспечивают его соблюдение;
д) недопущение получения заработной платы руководителем предприятия при наличии задолженности рядовым работникам.
2.4. Профсоюзы:
2.4.1. Инициируют включение в коллективные договора организаций, областные, территориальные соглашения положения по оплате труда, трудовые гарантии, предусмотренные соглашениями федерального и областного уровней, способствуют их реализации.
2.4.2. Отстаивают и защищают интересы, права и льготы членов профсоюза, в пределах своей компетенции, предусмотренные трудовым законодательством, соглашениями всех уровней, коллективными договорами.
2.4.3. Осуществляют общественный контроль за целевым использованием финансовых средств на оплату труда, своевременной ее выплатой и ликвидацией задолженности прошлых лет, а также за порядком индексации начисленной, но невыплаченной заработной платы.
3. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Участвуют на паритетной основе в реализации разделов федеральных и региональных целевых программ социально-экономического развития, отраслевых программ, связанных с реструктуризацией занятости и способствующих совершенствованию социально-трудовых отношений.
3.1.2. Принимают меры по легализации трудовых отношений.
3.1.3. Обеспечивают информационную открытость внутрифирменной политики содействия занятости, организационно-административную и нормативно-правовую поддержку кадровому аудиту, проводимому трехсторонней комиссией.
3.1.4. Разрабатывают и реализуют областные инвестиционные программы по созданию новых рабочих мест, обеспечивающих прирост численности занятых в экономике области с достойным уровнем заработной платы.
3.1.5. Не допускают критического уровня регистрируемой безработицы.
3.1.6. Содействуют занятости населения в условиях массового увольнения, осуществляя комплекс мер, предотвращающих массовые увольнения или смягчающих их последствия. Основными критериями массового увольнения Стороны определяют:
а) ликвидацию предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
3.1.7. Разрабатывают меры по содействию занятости в населенных пунктах с моноэкономической структурой и критической ситуацией на рынке труда.
3.1.8. Взаимодействуют с общественными и другими организациями по вопросам альтернативной гражданской службы, военной службы по призыву, оказания помощи в трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
3.2. Администрация:
3.2.1. Выступает разработчиком и координатором, софинансирует на долевых условиях реализацию "Областной целевой программы содействия профессиональному развитию персонала в организациях Ульяновской области на 2005-2006 годы" и областной целевой программы "Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2005-2010 годы".
3.2.2. Координирует выполнение федеральных законов от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
3.2.3. Выступает заказчиком проведения мониторинга потребности региональной экономики в квалифицированных рабочих и специалистах, распространяет результаты мониторинга среди заинтересованных в этом лиц, координирует деятельность образовательных учреждений по вопросам удовлетворения потребности предприятий в рабочей силе, содействует заключению и реализации договоров между работодателями и образовательными учреждениями по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, формирует региональный государственных заказ на подготовку кадров для государственных образовательных учреждений региона и предприятий всех форм собственности.
3.2.4. Разрабатывает и реализует комплекс мер по адаптации и защите от дискриминации на рынке труда различных социально незащищенных групп населения. Принимает меры по организации квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Регулярно информирует население о состоянии рынка труда, уровне безработицы, возможности трудоустройства и переобучения.
3.2.5. Ежегодно рассматривает на заседаниях Комиссии выполнение мероприятий "Областной целевой программы содействия занятости населения Ульяновской области на 2005-2006 годы", областной целевой программы "Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства в Ульяновской области на 2005-2010 годы", соответствующих разделов других федеральных и региональных государственных программ и инициирует разработку новых механизмов регулирования занятости и ее структуры.
3.2.6. При подготовке проекта областного бюджета на соответствующий год предусматривает финансовые средства на содействие занятости населения в программах прямого или косвенного действия.
3.2.7. Содействует временному и постоянному трудоустройству учащейся и студенческой молодежи, привлечению к сезонным работам студенческих трудовых отрядов.
3.3. Работодатели:
3.3.1. Разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов выпускаемой продукции (оказываемых услуг), создание новых рабочих мест.
3.3.2. При заключении коллективных договоров предусматривают:
а) меры по содействию занятости и предоставление социальных гарантий работникам в условиях массового увольнения;
б) мероприятия, направленные на обеспечение уменьшения численности увольняемых работников;
в) организацию опережающего обучения высвобождаемых работников;
г) предоставление сверх установленных законодательством льгот и компенсаций и их финансирование за счет средств организаций;
д) обязательства по временному трудоустройству безработных граждан на общественные работы.
3.3.3. Ежемесячно представляют органам службы занятости населения сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также о выполнении квот для приема на работу инвалидов.
3.3.4. Организуют внутрифирменную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, на предприятиях с численностью работающих более 1000 человек создают центры внутрифирменного обучения, принимают участие в региональных целевых программах повышения квалификации персонала.
3.3.5. Развивают социальное партнерство с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
3.3.6. Ежегодно направляют на цели подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала средства в размере до 4% от фонда оплаты труда, которые относятся на себестоимость продукции.
3.3.7. Разрабатывают Программы подготовки кадрового резерва руководящих должностей. Проводят открытый конкурс по его формированию.
3.3.8. Прогнозируют потребность в кадрах в соответствии с планами развития предприятия на срок не менее 5 лет.
3.3.9. Внедряют открытую информационно-аналитическую систему кадрового обеспечения предприятия. Для разработки региональных программ содействия занятости и проведения кадрового аудита представляют необходимую информацию администрации области.
3.3.10. В пятидневный срок информируют органы службы занятости населения о появлении вакантных рабочих мест и их заполнении, приеме на работу из числа безработных, о возможностях организации общественных работ и временной занятости.
3.3.11. Участвуют в организации и проведении ярмарок вакансий рабочих и учебных мест.
3.3.12. На договорной основе совместно с органами службы занятости населения организуют проведение общественных работ, временное трудоустройство безработных граждан, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
3.3.13. Ежегодно до 1 апреля информируют комитет по делам молодежи администрации Ульяновской области о возможности привлечения к работам в летний период студенческих трудовых отрядов.
3.3.14. Обеспечивают выполнение квоты по приему на работу инвалидов.
3.3.15. В случае угрозы массового увольнения не менее чем за три месяца информируют об этом службу занятости населения и Профсоюзы.
3.3.16. Осуществляют финансирование мероприятий по содействию занятости и предоставлению социальных гарантий работникам в условиях массовых увольнений, определенных решением Сторон в процессе проведения переговоров в рамках их полномочий.
3.3.17. Способствуют организации работы временных консультационных пунктов органов занятости населения, проведению информационно-разъяснительной работы на предприятиях и в организациях, проводящих массовое увольнение работников.
3.3.18. Информируют управление по труду администрации области о возможности прохождения альтернативной гражданской службы.
3.3.19. В рамках прохождения альтернативной гражданской службы заключают с гражданами, направленными к ним из военного комиссариата, срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы и в трехдневный срок уведомляют об этом военный комиссариат, федеральный орган исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация. Информируют службу занятости населения по всем вопросам прохождения гражданами альтернативной гражданской службы.
3.4. Профсоюзы:
3.4.1. Контролируют соблюдение работодателями законодательства о занятости, предоставление им льгот и гарантий при высвобождении работников.
3.4.2. Добиваются сохранения рабочих мест через коллективные договоры и соглашения, согласовывая уровень сокращения рабочего дня, недели, вынужденных простоев, оказания материальной поддержки высвобождаемым работникам после истечения трехмесячного срока со дня увольнения и сохранения за ними в течение двух лет существующих в организации льгот.
3.4.3. Обязуются оказывать бесплатную консультационную и правовую помощь членам Профсоюза по вопросам занятости, обеспечения гарантий при высвобождении, а также осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства.
3.4.4. Организует обучение сторон социального партнерства по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практики заключения коллективных договоров и соглашений.
4. Социальная защита, защита трудовых прав,
промышленная и экологическая безопасность.
Развитие государственных гарантий,
социальных услуг и страхование
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Считают необходимым обеспечить соблюдение прав граждан Ульяновской области на социальную защиту и обязуются:
а) укреплять систему обязательного социального страхования как одну из основных форм социальной защиты работающих граждан;
б) не допускать снижения уровня социальных гарантий, установленных законодательством, работающим гражданам;
в) осуществлять окончательный переход к адресной системе социальной защиты населения путем усиления адресной поддержки наименее обеспеченных слоев населения на основе единых критериев предоставления пособий на заявительной основе.
4.1.2. Обеспечивают доступность для граждан медицинской помощи, сохранения главенствующей роли государственного и муниципального секторов здравоохранения.
4.1.3. Принимают меры по реализации в 2005-2006 годах федеральных законодательных актов, предусматривающих увеличение размеров пенсий, реализацию пенсионной реформы.
4.1.4. Выделяют финансовые средства на развитие системы дополнительного образования для детей.
4.1.5. Не допускают перепрофилирования детских оздоровительных лагерей и их закрытия. Организуют оздоровление детей за счет различных источников финансирования.
4.1.6. Обеспечивают финансирование и укрепление материальной базы объектов социальной сферы, находящихся в собственности, пользовании Сторон. Не допускают перепрофилирования объектов социальной сферы, сферы культуры и учреждений дополнительного образования.
4.1.7. Принимают участие в финансировании культурно-массовых, спортивных, оздоровительных мероприятий.
4.1.8 Разрабатывают меры по поддержке санаторно-курортных, спортивных и культурных учреждений области, а также учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов и других граждан.
4.1.9. Осуществляют контроль за рациональным использованием средств государственных внебюджетных фондов. Отстаивают вопросы сохранения объемов, оказываемых ими услуг.
4.2. Администрация:
4.2.1. На основе изучения структуры доходов и расходов социальных групп разрабатывает и реализует областные социальные программы по поддержке малообеспеченной части населения, молодежи, инвалидов и других категорий граждан.
Обеспечивает реализацию областных целевых социальных программ. Информирует Комиссию о ходе их выполнения.
4.2.2. В соответствии с Федеральным Законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" комитет по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области устанавливает цены (тарифы) на:
а) природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
б) сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
в) социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания;
г) электрическую и тепловую энергию, а также торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, цены и надбавки на другие виды продукции и услуг.
4.2.3. Разрабатывает комплекс мер по совершенствованию системы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивая при этом адресную социальную защиту населения через выплату субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
4.2.4. Разрабатывает и утверждает стандарты качества предоставляемых коммунальных услуг.
4.2.5. Проводит широкую информационно-разъяснительную работу среди населения о возможности получения субсидий.
4.2.6. При формировании областного бюджета Ульяновской области на очередной финансовый год предусматривает средства на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
4.2.7. Осуществляет методическое руководство, координацию и контроль деятельности уполномоченных органов по представлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
4.2.8. Обеспечивает совместно с органами местного самоуправления:
1) соблюдение федерального и областного стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц;
2) проведение в обязательном порядке экспертизы экономической обоснованности тарифов перед принятием решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
4.2.9. Содействует в разработке мероприятий по освобождению населения от уплаты пени за просроченные коммунальные платежи в случаях задержек выплаты заработной платы.
4.2.10. Содействует передаче в муниципальную собственность жилых домов, социально-бытовых и культурных объектов предприятий всех форм собственности.
4.2.11. Обеспечивает реализацию государственной жилищной политики. Осуществляет государственную поддержку льготных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, развивает систему ипотечного кредитования, разрабатывает нормативную базу развития жилищной сферы.
4.2.12. Осуществляет ипотечное кредитование строительства жилья в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на соответствующие годы.
4.2.13. Контролирует своевременность выплаты компенсаций на приобретение методической литературы учителям общеобразовательных школ.
4.2.14. Осуществляет реализацию льгот ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанными пострадавшими от политических репрессий, инвалидам в пределах своей компетенции.
4.2.15. Оказывает государственную поддержку общественным объединениям инвалидов и организациям, созданными ими, в виде выделения субвенций и определения государственного заказа.
4.2.16. Совместно с президиумом федерации отраслевых профсоюзов Ульяновской области разрабатывает программу летнего оздоровления и отдыха детей, подростков в загородных оздоровительных лагерях, на детских площадках при школах, подростковых клубах и центрах социального обслуживания населения района.
4.2.17. Не допускает закрытия, перепрофилирования и передачи коммерческим структурам помещений образовательных и медицинских учреждений областной формы собственности.
4.2.18. Разрабатывает и реализует областную программу по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, нуждающихся в особой защите государства (сохраняет не ниже достигнутого уровня количество бесплатных (социальных) путевок), профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, используя средства бюджета Ульяновской области и внебюджетных источников.
4.2.19. Совместно с областным советом работающей молодежи разрабатывает и реализует целевые программы для эффективного вовлечения работающей молодежи предприятий и организаций любых форм собственности в деятельность по реализации молодежной политики на территории Ульяновской области в рамках федеральной и областной целевых программ "Молодежь (2005-2010 годы)".
4.2.20. Осуществляет финансирование мероприятий по социальной защите студенческой молодежи из числа сирот, инвалидов, матерей-одиночек, ветеранов боевых действий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, других остро нуждающихся студентов в пределах ассигнований, утвержденных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
4.2.21. Принимает меры по выплате задолженности государственных пособий гражданам, имеющим детей за 1998-2000 годы, обеспечивает своевременную текущую выплату по этим пособиям.
4.2.22. Решает вопрос о финансировании стоимости оплаты новогодних подарков воспитанникам детских домов и школ-интернатов, детям-инвалидам, детям из многодетных семей.
4.2.23. Решает вопрос о введении льготной оплаты за пользование энергоресурсами, землей для санаторно-курортных учреждений, принимающих на лечение льготных категорий граждан и детей.
4.2.24. Содействует включению в бюджеты районов и городов расходов на возмещение эксплуатационных затрат спортивных сооружений и организаций спортивного профиля, независимо от ведомственной принадлежности, представляющих спортивно-оздоровительные услуги по программам детско-юношеского спорта, а также учреждениям культуры, обеспечивающим безвозмездную помощь коллективам художественной самодеятельности.
4.2.25. Обеспечивает гарантированный объем бесплатной медицинской помощи населению Ульяновской области в рамках утвержденной Территориальной программы государственных гарантий оказания жителям Ульяновской области бесплатной медицинской помощи, включая территориальную программу обязательного медицинского страхования.
4.2.26. Оказывает содействие отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области и его управлениям в организации и проведении работы по взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и сбору индивидуальных сведений для целей персонифицированного учета.
4.2.27. Оказывает содействие в развитии садоводческих товариществ. Способствует организации в период с 1 апреля по 10 ноября включительно, перевозки садоводов и огородников пригородным автомобильным и железнодорожным транспортом, выделяя при этом дополнительные автотранспортные средства и пригородные поезда, устанавливая льготы по оплате проезда в выходные и праздничные дни для малообеспеченных слоев населения.
4.2.28. Осуществляет своевременное бюджетное финансирование отраслей социальной сферы и мероприятий по их развитию в соответствии с социальными нормами, нормативами и принятыми областными целевыми программами в объемах, определенных бюджетом области на соответствующий год.
4.2.29. Обеспечивает реализацию мер, направленных на реабилитацию лиц, страдающих наркотической зависимостью.
4.3. Работодатели:
4.3.1. Обеспечивают отчисления Профсоюзам средств для проведения социально-культурной и иных работ в трудовых коллективах, в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
4.3.2. Не допускают закрытия, перепрофилирования и использования не по назначению социально-бытовых и культурных объектов организаций.
4.3.3. Обеспечивают хозяйственное обслуживание, сохранение и укрепление учреждений социально-культурной сферы предприятий, загородных оздоровительных лагерей в летний и зимний периоды.
4.3.4. Предусматривают предоставление работникам и членам их семей льготных путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха. Изыскивают возможности для направления в санатории области нуждающихся в лечении одиноких инвалидов и пенсионеров.
4.3.5. Обеспечивают своевременное представление в районные и городские управления отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области в электронной форме достоверных сведений о всех работающих застрахованных лицах в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
4.3.6. В случае ликвидации организации обеспечивают представление в районные и городские управления отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области в электронной форме индивидуальных сведений на всех работающих застрахованных лицах.
4.3.7. Включают в трудовые договоры работников раздел "Социальные услуги", где определяют услуги, предоставляемые работодателем, которыми может воспользоваться работник.
4.3.8. Для организации деятельности работающей молодежи, взаимодействия с административными органами по делам молодежи всех уровней и участия в реализации молодежной политики на территории Ульяновской области в рамках федеральной и областной целевых программ "Молодежь (2005-2010 годы)" вводит должность специалиста по работе с молодежью.
4.3.9. Своевременно и в полном объеме осуществляют уплату единого социального налога, зачисляемого в фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в фонд социального страхования.
4.3.10. Рассматривают совместно с профсоюзными комитетами вопросы по заключению именных договоров на отчисление средств по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению работников.
4.3.11. Выделяют ведомственный автотранспорт в выходные и праздничные дни для садоводов и огородников.
4.3.12. При наличии возможности обеспечивают предоставление работникам организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий и кредитов на строительство или приобретение жилья за счет средств этих организаций.
4.3.13. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях ряд социальных льгот для работников, в том числе материальную помощь многодетным семьям, одиноким матерям, неработающим пенсионерам на частичное возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, а также расходов на питание в рабочих столовых и содержание детей работников в дошкольных учреждениях.
4.3.14. Увеличивают за счет прибыли организации уровень социальных гарантий беременным и кормящим матерям, работникам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, многодетным и неполным семьям.
4.4. Профсоюзы:
4.4.1. Выступают инициатором включения в коллективный договор организации социальных льгот, разрабатывают и представляют работодателю предложения по формам их оказания.
4.4.2. Принимают участие в разработке, общественном контроле за реализацией областных программ по социальным вопросам.
4.4.3. Обеспечивают бесплатную юридическую помощь членам Профсоюза.
4.4.4. Вносят предложения в органы государственной власти по предоставлению налоговых льгот детским оздоровительным учреждениям, независимо от ведомственной принадлежности, учреждениям культуры и спорта, лечебно-оздоровительным учреждениям Профсоюза.
4.4.5. Выделяют средства для оказания материальной помощи членам Профсоюза, а также организации культурно-массовой работы, досуга, развития физкультуры и спорта, оздоровления детей.
4.4.6. Совместно с работодателями осуществляют совместный контроль за расходованием средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.
4.4.7. Осуществляют контроль за своевременным перечислением средств в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования в размерах, определенных законодательством.
4.4.8. Организуют обучение руководителей первичных профсоюзных организаций по вопросам социального и правового регулирования трудовых отношений.
5. Охрана труда и здоровья работающих
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Осуществляют эффективное сотрудничество по реализации Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
5.1.2. Организуют проведение областных смотров-конкурсов по охране труда среди организаций области.
5.2. Администрация:
5.2.1. Осуществляет государственное управление охраной труда на территории области методом исполнительных, регулирующих, разрешительных, координирующих и других функций, направленных на формирование и проведение государственной политики в области охраны труда.
5.2.2. Разрабатывает целевые программы по улучшению условий и охраны труда, осуществляет их финансирование.
5.2.3. Организует и совершенствует систему обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов, совместно с обучающими организациями разрабатывает и способствует внедрению новых программ обучения, разработке методических пособий, тестов для проверки знаний; организует работу по привлечению средств Фонда социального страхования Российской Федерации для обучения отдельных категорий застрахованных.
5.2.4. Обеспечивает организацию информационной системы по охране труда через выпуск информационных бюллетеней, информации на сайт, работы методических кабинетов Центров охраны труда.
5.2.5. Для организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях разрабатывает нормативно-правовые акты, проводит семинары, совещания; участвует в аттестации и аккредитации санитарно-промышленных лабораторий, органов по сертификации.
5.2.6. По заявкам юридических и физических лиц осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях области, правильностью предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
5.2.7. Обеспечивает проведение государственной экспертизы вновь строящихся и реконструируемых производственных объектов с целью выявления нарушений требований условий и безопасности труда, предусмотренных нормативно-правовыми актами по охране труда.
5.2.8. Через средства массовой информации способствует формированию общественного мнения об экономической целесообразности соблюдения требований законодательства о труде и охране труда, необходимости повышения уровня знаний населения в этой сфере.
5.3. Работодатели:
5.3.1. Обеспечивают соблюдение в организациях требований Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Трудового кодекса Российской Федерации.
5.3.2. Осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью - в размере не менее 0,7 процентов суммы эксплутационных расходов.
5.3.3. В организациях с численностью более 100 работников создают службы охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда. В организациях численностью 100 и менее работников заключают договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
5.3.4. Своевременно организуют обучение и проверку знаний требований охраны труда работников организаций, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
5.3.5. Проводят не реже одного раза в пять лет аттестацию рабочих мест по условиям труда. Принимают меры по созданию здоровых и безопасных условий труда.
5.3.6. Организует проведение сертификации работ по охране труда.
5.3.7. Организуют, за счет собственных средств, приобретение и выдачу спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами; смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными требованиями.
5.3.8. Организуют, за счет собственных средств, проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, лечебно-профилактических мероприятий, предоставление компенсаций за тяжелые и вредные условия труда согласно действующим нормам.
5.3.9. Обеспечивают обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.3.10. Совместно с профсоюзными организациями или иными уполномоченными работниками, представительными органами организуют избрание уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
5.3.11. В организациях с численностью работников более 10 человек создают комиссии (комитеты) по охране труда, организуют их работу для выполнения возложенных на них функций.
5.3.12. Организуют работу по профессиональной реабилитации пострадавших на производстве, создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
5.3.13. Разрабатывают мероприятия по улучшению условий и охраны труда работающих женщин, сохранению их здоровья, предоставления им льгот и гарантий в соответствии с действующим законодательством.
5.3.14. Соблюдают требования безопасности и условий труда для лиц, моложе 18 лет в соответствии с действующим законодательством.
5.4. Профсоюзы:
5.4.1. Осуществляют общественный контроль за соблюдением норм и правил охраны труда, применением компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда в организациях. Выдают работодателям представления на устранение выявленных замечаний и вносят предложения, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда. В случае выявления нарушений со стороны работодателя обращаются в соответствующие органы государственного управления.
5.4.2. Участвуют в создании комиссий (комитетов) по охране труда, выборе уполномоченных лиц по охране труда, организации их обучения и работы.
5.4.3. Организуют работу по разработке и принятию коллективных договоров и соглашений по охране труда, осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, выделенных на охрану труда.
5.4.4. Принимают участие в расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отстаивают интересы и обеспечивают правовую защиту работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, получивших профессиональные заболевания, в том числе путем участия своих представителей в примирительных комиссиях, а также рассмотрения дел в суде.
6. Социальное партнерство.
Координация действий Сторон Соглашения
В соответствии с Законом Ульяновской области от 01.07.2004 N 033-ЗО деятельность каждой из сторон Комиссии организует координатор стороны, который вносит координатору Комиссии предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей стороны, организует совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам, внесенным на заседание Комиссии.
6.1. Стороны совместно:
6.1.1. Проводят работу (консультации) с участием депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства.
6.1.2. Признают необходимым заключение городских, районных трехсторонних соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим социальное партнерство, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение рассматривается Сторонами как основа для переговоров в городах, районах, отраслях и организациях.
6.1.3. Проводят обучение представителей Сторон социального партнерства, рассматривая это как необходимое условие развития цивилизованных отношений в системе социального партнерства.
6.1.4. Содействуют большей информационной открытости системы социального партнерства и взаимному обмену информацией.
6.1.5. Способствуют реализации различных форм участия работников в управлении предприятием путем включения представителей персонала в наблюдательный совет, ревизионную комиссию, создания специального консультативного экономического совета предприятия.
6.1.6. Проводят согласованную политику по сохранению и укреплению профсоюзных организаций на предприятиях и в организациях области.
6.2. Администрация:
6.2.1. Обеспечивает предоставление Сторонам для предварительных консультаций разрабатываемые проекты законов и иных нормативных правовых актов социальной направленности.
6.2.2. Инициирует включение в коллективные договора и соглашения мероприятия, направленные на снижение социальной напряженности между работодателями и работниками.
6.3. Работодатели:
6.3.1. Формируют советы работодателей во всех муниципальных образованиях области.
6.3.2. При наличии письменных заявлений работников - членов Профсоюзов ежемесячно и бесплатно, одновременно с выдачей заработной платы перечисляют на счета Профсоюзов членские профсоюзные взносы.
6.4. Профсоюзы:
6.4.1. При разрешении трудовых конфликтов используют все предусмотренные законодательством меры воздействия на органы законодательной и исполнительной власти, отдавая предпочтение проведению переговоров и примирительных процедур. На период действия Соглашения и при условии выполнения другими Сторонами обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, территориально-отраслевыми, межотраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами, Профсоюзы воздерживаются от организации забастовок, а Работодатели - от массовых увольнений работников, ликвидации организации или необоснованной реорганизации.
6.4.2. Проводят целенаправленную работу по расширению и укреплению профсоюзных организаций. Добиваются заключения коллективного договора в каждой организации, которая имеет профсоюзный орган, осуществляют контроль за его выполнением.
6.4.3. Предоставляют бесплатно объединениям работодателей, их структурам (участникам социального партнерства) помещения федерации отраслевых профсоюзов для проведения собраний (конференций).
7. Порядок организации и контроля выполнения Соглашения
7.1. Стороны предлагают работодателям, не участвующим в заключении Соглашения, присоединиться к этому Соглашению.
Если работодатель в течение 30 календарных дней с момента официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представил в областной орган по труду мотивированный отказ о присоединении к Соглашению, Соглашение считается распространенным на этого работодателя со дня официального опубликования этого предложения.
7.2. Стороны совместно разрабатывают меры по реализации настоящего Соглашения.
7.3. Средства, направляемые на реализацию обязательств и областных целевых программ, предусматриваются в областном бюджете, в планах хозяйственной деятельности Работодателей и сметах Профсоюзов.
7.4. Комиссия в соответствии с планом работы рассматривает ход выполнения Соглашения и принимает соответствующие решения.
7.5. Комиссия в рамках своих полномочий рассматривает выполнение Программы социально-экономического развития области на своих заседаниях с целью оценки как общего хода структурных изменений в экономике, так и подготовки конкретных предложений по ее корректировке.
7.6. Комиссия согласовывает разработанные отраслевыми ведомствами единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки работников организаций, финансируемых из бюджетов.
III. Заключительные положения
1. Внесение изменений в текст Соглашения производится по взаимному соглашению Сторон и в порядке, установленном статьями 47-49 Трудового кодекса Российской Федерации. Ни одна из Сторон, заключивших Соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
2. В случае отсутствия в организации, интересы которой представлены Сторонами, коллективного договора, Соглашение распространяется на эту организацию.
3. Текст Соглашения публикуется в областных и местных средствах массовой информации.
4. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до заключения нового Соглашения.
Соглашение подписано в г. Ульяновске в четырех подлинных экземплярах, имеющих одинаковую силу 11 февраля 2005 года.
Глава администрации области
С.И. Морозов
Председатель федерации отраслевых профсоюзов
Ульяновской области
В.А. Служивой
Президент "Союза промышленников и предпринимателей
(работодателей) Ульяновской области"
А.А. Литвинов
Председатель совета "Ульяновского союза сельских
товаропроизводителей (работодателей)"
В.В. Никонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Ульяновской федерацией отраслевых профсоюзов, объединениями работодателей Ульяновской области, администрацией Ульяновской области на 2005-2006 годы
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до заключения нового Соглашения
Текст Соглашения опубликован в газете "Ульяновская правда" от 16 февраля 2005 г. N 17
Текст Соглашения опубликован в "Народной газете" от 18 февраля 2005 г. N 18