Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Ульяновской Городской Думы
от 13 октября 2004 г. N 299
Целевая муниципальная Программа
поддержки и развития малого предпринимательства в г. Ульяновске
на 2005-2008 годы
Паспорт целевой муниципальной Программы
поддержки и развития малого предпринимательства в г. Ульяновске
на 2005-2008 годы
Наименование Программы |
Целевая муниципальная Программа поддержки и развития малого предпринимательства в г. Ульяновске на 2005-2008 годы |
||||
Основания разра- ботки Программы |
Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О го- сударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; Закон Ульяновской области от 25 марта 1997 года N 004-ЗО "О государственной поддержке малого предпри- нимательства в Ульяновской области" (с изменениями от 14 октября 2000 г.); решение Ульяновской городской Думы от 26 сентября 2001 г. N 121 об утверждении Положения "О поддержке малого предпринимательства в г. Ульяновске" |
||||
Заказчик Про- граммы |
Администрация г. Ульяновска | ||||
Основные разра- ботчики Програм- мы |
Ульяновский городской комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства |
||||
Участники про- граммных меро- приятий |
УГКПРМП - Ульяновский городской комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства; КСУП - комитет стратегического управления и планирова- ния; УГФПМП - Ульяновский городской фонд поддержки малого предпринимательства; КУГИ - Комитет по управлению городским имуществом; КУЗР - Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству администрации г. Ульяновска; фонд поддержки предпринимательства "Фора"; Комитет ЖКХЭ - Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики |
||||
Сроки реализации Программы |
2005-2008 годы (тыс. руб.) | ||||
Объемы средств финансирования Программы из бюджета города Ульяновска |
Всего | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
1 825,5 | 346 | 404 | 491,5 | 584 | |
Механизм реали- зации Программы: управление Про- граммой |
Ульяновский городской комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства |
||||
Финансирование Программы |
Бюджет г. Ульяновска, внебюджетные источники | ||||
Система контроля | Ульяновская Городская Дума; Администрация города Ульяновска |
||||
Цели программы | 1. Развитие малого предпринимательства, создание пред- посылок роста. 2. Создание ситуации, благоприятной для начинающих предпринимателей и предприятий. 3. Повышение роли малого предпринимательства в эконо- мическом развитии города. |
||||
Задачи Программы | 1. Развитие делового сообщества. 2. Разработка и реализация системного подхода к под- держке и развитию малого предпринимательства на муни- ципальном уровне. |
||||
Ожидаемые конеч- ные результаты |
1. Увеличение количества рабочих мест. 2. Увеличение налоговых сборов. 3. Вовлечение субъектов малого предпринимательства в решение вопросов социальной политики города. |
Основные направления и принципы
реализации целевой муниципальной Программы
поддержки и развития малого предпринимательства в г. Ульяновске
на 2005-2008 годы
I. Введение
Вопрос поддержки малого и среднего предпринимательства в России остается таким же актуальным, как и несколько лет назад. Несмотря на то, что данной проблемой на федеральном уровне занимается ряд государственных структур и принят ряд законов и программ, перед уже существующими и вновь создающимися субъектами рынка возникают проблемы, решение которых зависит от всестороннего взаимодействия всех структур государственной власти и бизнеса.
Одна из главных целей муниципального образования состоит в укреплении собственной экономической базы, позволяющей обеспечить население необходимыми товарами и создать среду для активного хозяйствования. В то же время постепенно иссякают внешние источники финансирования. Другими словами, муниципалитет вынужден заниматься вопросами собственной доходности.
Главным источником доходности территорий являются доходы юридических и физических лиц. Анализ показывает, что в городах происходят важные процессы перераспределения экономического потенциала. Этот процесс хаотичен, и, несмотря на видимость активной деятельности, сложно судить, происходит развитие территории или ее деградация.
Очевидно, что о развитии города можно говорить лишь в том случае, если приток средств в город больше, чем отток средств из него, а это значит, что необходимо создавать условия, при которых увеличивается экспортный потенциал территории муниципалитета при одновременном замещении импорта товарами местного производства, по крайней мере в части обеспечения основными необходимыми продуктами и услугами. В этом случае в результате притока капитала в регион происходит повышение доходов предприятий и граждан и, как следствие, значительные средства поступают в распоряжение муниципалитета и могут быть использованы для решения задач развития города, в том числе и в области социальной политики.
Гражданское общество все более осознает, что предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования рыночной экономики и новых общественных отношений, основанных на личном экономическом интересе каждого его члена.
Малое предпринимательство играет определенную роль в осуществлении и развитии важнейших направлений научно-технического прогресса, так как оно способствует перепрофилированию производства, обеспечению пропорциональности и сбалансированности всех отраслей и сфер народного хозяйства, освоению новых видов деятельности. Развитие малого предпринимательства смягчает социальную напряженность, поскольку оно является основой формирования "среднего класса" и в силу этого меняет общественную психологию, жизненные ориентиры основной массы населения.
Малые предприятия являются не только самостоятельными субъектами экономики, но и элементом единой социально-экономической системы, звеном в формировании целостной структуры хозяйственного комплекса. Они существуют в тесной интеграции с крупными и средними предприятиями, активно участвуя в структурной перестройке народного хозяйства и ускорении инновационных процессов.
Таким образом, трудно переоценить роль малого предпринимательства в становлении экономики города. Однако на современном этапе развития немало вопросов, требующих вмешательства со стороны органов местного самоуправления. Предприятия малого и среднего бизнеса испытывают необходимость в поддержке со стороны муниципалитета для решения ряда проблем.
Целевая муниципальная Программа разработана в соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 26 сентября 2001 г. N 121 об утверждении Положения "О поддержке малого предпринимательства в г. Ульяновске" на основе анализа современного состояния малого бизнеса города и направлена на реализацию единой политики городской Администрации, проводимой по отношению к малому предпринимательству. Предлагаемый к реализации в новой Программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущей целевой муниципальной программы поддержки малого предпринимательства в г. Ульяновске и, с одной стороны, по многим позициям продолжает ранее начатые проекты, а с другой - учитывает реалии сегодняшнего дня.
II. Базовые положения политики Администрации г. Ульяновска
1. Малое предпринимательство - равноправный участник экономических отношений и экономического развития города.
2. Развитие малого бизнеса - инструмент решения социальных и политических проблем в муниципальном образовании.
3. Политика города в отношении развития малого бизнеса строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и взаимоуважения.
4. Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при обеспечении благоприятных социальных, экономических, правовых и других условий.
III. Цели и ожидаемые результаты
1. Развитие малого предпринимательства, создание предпосылок роста и укрупнения.
2. Создание ситуации, благоприятной для начинающих предпринимателей и предприятий.
3. Вовлечение субъектов малого предпринимательства в решение вопросов социальной политики города.
Достижение поставленных целей возможно при решении следующих задач:
1. Развитие делового сообщества.
2. Создание сбалансированной структуры городского хозяйства.
3. Разработка и реализация системного подхода к поддержке и развитию малого предпринимательства на муниципальном уровне.
Ожидаемые конечные результаты
1. Увеличение количества рабочих мест.
2. Увеличение налоговых сборов.
3. Повышение роли малого предпринимательства в экономическом развитии города.
4. Усиление роли Ульяновска как центра деловой активности, привлечение инвестиций в экономику города через развитие межрегионального и международного сотрудничества в предпринимательской деятельности.
5. Рациональное использование городской собственности за счет передачи ее эффективным пользователям в сфере малого предпринимательства.
IV. Приоритеты
Считать приоритетными задачами и направлениями по поддержке малого предпринимательства в Ульяновске:
- создание условий для более активного развития малого предпринимательства в системе городского хозяйства, социально значимых услуг, в том числе туризма, развития зон отдыха населения;
- финансовая поддержка субъектов малого бизнеса посредством лизинга, микрокредитования, факторинга;
- дальнейшее развитие информационной поддержки малого предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей информационной сети Интернет;
- участие в совершенствовании законодательства и нормативной правовой базы в интересах малого предпринимательства;
- реализация комплекса мероприятий по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства;
- дальнейшее развитие малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах с целью создания новых рабочих мест.
V. Основные принципы
1. Комплексность - обеспечение полного спектра услуг для малых предприятий.
2. Системность - обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов городской инфраструктуры малого бизнеса.
3. Конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки.
4. Гласность - наличие полной и доступной информации о содержании конкретных мер муниципальной поддержки.
5. Делегирование функций - обеспечение участия предпринимательских кругов, общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации проектов целевой муниципальной Программы.
VI. Проблемное обоснование
Общие условия ведения бизнеса складываются из большого числа факторов, по-разному влияющих на деятельность субъектов малого предпринимательства. В то же время даже влияние одних и тех же факторов может проявляться по-разному в начале деятельности (в процессе открытия бизнеса и на первом этапе его развития) и в дальнейшем. Поэтому следует дифференцированно оценивать проблемы, волнующие конкретного предпринимателя, и использовать широкий перечень инструментов поддержки малого предпринимательства.
Результаты проведенных исследований позволяют представить проблемы развития малого и среднего бизнеса как внешние (влияние на которые со стороны местной администрации невозможно) и внутренние (напрямую зависящие от решений и действий местного самоуправления).
Таким образом, можно выделить внешние проблемы развития (от 30 до 50% опрошенных предпринимателей считают, что решить проблемы малого бизнеса может Президент РФ, Правительство РФ, Законодательное Собрание):
- высокий и несовершенный уровень налогообложения;
- противоречия и пробелы в правовом поле;
- высокие тарифы на энергоресурсы.
Внешние факторы слабо поддаются влиянию со стороны местной администрации.
К внутренним проблемам относятся (более 75% опрошенных предпринимателей считают, что улучшить положение дел в малом бизнесе может местная администрация и 50% - Городская Дума):
- недостаток квалифицированных кадров, прежде всего управленческих;
- слабость менеджмента;
- недостаток финансовых ресурсов;
- административные барьеры (регистрация, аренда помещениям земельного участка, деятельность контролирующих органов);
- непродуктивная инвестиционная среда;
- маркетинговые проблемы.
Исследования показывают, что поддержка со стороны муниципальных органов и органов государственной власти должна быть направлена как на решение вопросов внешнего плана, так и на достижение положительных результатов при решении внутренних проблем.
1. Улучшение внешней среды
Регионы постоянно соревнуются друг с другом за привлечение на свою территорию цивилизованного предпринимателя, который готов надолго обосноваться в регионе со своим бизнесом, вкладывать в него инвестиции и стать устойчивым налогоплательщиком. Именно поэтому главная цель муниципалитета заключается в том, чтобы создать на территории города благоприятный предпринимательский климат и всемерно содействовать развитию малого предпринимательства, создавать предпосылки для его роста и укрупнения.
Также необходимо активно пропагандировать преимущества своего региона. При этом основным условием поддержки является создание или сохранение необходимых для конкуренции равных исходных позиций.
Активизация процесса взаимодействия объединений предпринимателей с органами власти всех уровней - важнейшая задача обеих сторон. Необходимо и дальше развивать эти партнерские отношения, активнее привлекать предпринимательскую общественность к решению важных для города задач.
Взаимное сотрудничество власти и бизнеса позволяет оптимально решать проблемы города, добиваться устранения барьеров на пути развития предпринимательства, предупреждает принятие необдуманных, односторонних решений со стороны власти.
Улучшение внешней среды невозможно без принятия нормативных актов, которые рационально позволяют реализовать права субъектов предпринимательской деятельности, регламентируют единые "правила игры". Однако не всегда на уровне муниципалитетов возможно оказать влияние на принятие субъектами Российской Федерации и государственными органами власти таких нормативных решений, которые не ущемляли бы права субъектов малого и среднего бизнеса, а создавали предпосылки для роста и развития.
2. Улучшение инвестиционного
климата и финансово-имущественной поддержки
Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что основным источником финансирования для малого бизнеса являются не заемные (привлеченные), а собственные средства предприятий. Малый бизнес ориентирован прежде всего на внутренние источники: реинвестирование доходов малых предприятий, дополнительное вложение средств владельцев. Использование инструментов фондового рынка практически невозможно. Наиболее естественный для рыночной экономики источник - банковский кредит. Но специфика переходной российской экономики состоит в том, что, испытывая ограничения в доступе к кредитам, малое предпринимательство широко использует различные полулегальные источники получения средств. Кредитные ресурсы, по оценкам специалистов, дороги, и их достаточно трудно получить, особенно начинающим предприятиям и предпринимателям. Указанная проблема объясняется определенной банковской политикой в регионе, недостатком структур, кредитующих бизнес.
Таким образом, одной из наиболее сложных проблем, препятствующих всестороннему развитию малого предпринимательства и порождающих сопутствующие трудности, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов.
В предыдущей целевой муниципальной программе поддержки малого предпринимательства уделялось внимание решению этой проблемы. Так, был разработан и внедрен механизм предоставления льготных кредитов малым предприятиям, за два года было выдано 12 бюджетных кредитов на сумму 3 050 000 (три миллиона пятьдесят тысяч) рублей. Кредиты предоставлялись на цели реконструкции торговых точек, развития производства, приобретения оборудования. В бюджет города по состоянию на первое полугодие 2004 года было возвращено 2 050 000 (два миллиона пятьдесят тысяч) рублей заемных средств и проценты за пользование бюджетным кредитом в размере 262 008 (двести шестьдесят две тысячи восемь) рублей.
В 2004 году в рамках межрегионального сотрудничества на территории Ульяновска начало работу Ульяновское отделение филиала Саратовского фонда поддержки малого предпринимательства "Фора", которое предоставляет кредиты субъектам малого бизнеса, в том числе и индивидуальным предпринимателям.
В рамках реализации целевой программы в целях совершенствования системы оказания лизинговых услуг для субъектов малого предпринимательства в г. Ульяновске Комитет планировал создание городской лизинговой компании за счет привлечения бюджетных средств. Данный механизм финансирования субъектов малого предпринимательства удалось реализовать через Ульяновский городской фонд поддержки предпринимательства без привлечения бюджетных средств.
По итогам первого полугодия 2004 года обработано более 210 заявок, профинансировано 63 проекта на общую сумму порядка 40 000 000 (сорок миллионов) рублей. Основными предметами лизинга являются автотранспорт, технологическое оборудование, торговое оборудование, оргтехника. Указанные средства предоставлены лизинговыми компаниями других регионов. Внедрение лизинга в городе Ульяновске для малого предпринимательства позволило обновить основные фонды, приобрести современное оборудование, технологии, что способствовало повышению эффективности их деятельности, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых отчислений. В целях дальнейшего получения внебюджетных источников предполагается расширение межрегионального сотрудничества. Данные инвестиции являются существенными для ульяновского бизнеса, но еще явно недостаточными.
3. Повышение устойчивости и эффективности предприятий
малого бизнеса. Прямая поддержка
Повышение устойчивости и эффективности предприятий малого бизнеса возможно только при соблюдении ряда условий:
- конкурентоспособности предприятия;
- эффективном менеджменте;
- высоком кадровом потенциале (так называемый "человеческий ресурс");
- информационной независимости предприятий.
Устойчивость, развитие и процветание конкретного предприятия складываются из ряда показателей, среди которых:
- конкуренция среди поставщиков малых предприятий по качеству, ценам и условиям поставок сырья и иных исходных материалов;
- эффективное позиционирование предприятия на рынке производимых товаров и услуг;
- эффективное управление персоналом, финансами, ресурсами предприятия;
- высокая квалификация кадров, работающих на предприятии, перспективы и способы совершенствования персонала;
- использование различных информационных ресурсов для планирования и управления деятельностью малого предприятия, доступность, своевременность и правдивость информации.
В связи с вышеизложенным полагаем необходимым совершенствовать навыки менеджмента, персонала предприятий в сфере управления предприятием, управления финансами, подготовки и подбора кадров, позиционирования на рынке, выбора маркетинговых решений и др.
Ввиду того, что конкретный менеджер не может обладать всеми необходимыми навыками одновременно, в Ульяновске получают широкое развитие организации и предприятия, оказывающие так называемые услуги бизнес-консалтинга. Среди таких предприятий можно выделить обучающие организации, которые проводят различного рода обучение: тренинги, семинары, фокус-группы, ведут консультирование менеджеров внутри предприятия. Организации, предоставляющие рекламные услуги, услуги по проведению рекламных и PR-акций, промоушн-акций. Агентства недвижимости, ранее специализировавшиеся исключительно на жилье, в свои предложения стали включать и коммерческую недвижимость - производственные, офисные и складские помещения, а также земельные участки.
В целом развитие рынка бизнес-услуг на сегодняшний день находится в зависимости оттого, что большинство ульяновских предприятий испытывают недостаток свободных средств для оплаты дорогостоящего бизнес-сопровождения.
Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развитие бизнес-услуг в городе, а также совершенствование работы объединений предпринимателей, партнерских сообществ и общественных советов позволит снизить напряженность внутри предприятий, повысить устойчивость и эффективность работы уже существующих бизнесов в сфере малого предпринимательства, а также снизить риски при организации новых производств.
VII. Социально-экономическое обоснование
и эффективность Программы
По итогам первого полугодия 2004 года, по данным ГНИ по Ульяновской области, в Ульяновске насчитывается 25 257 предпринимателей без образования юридического лица, 11475 малых предприятий. По итогам первого полугодия 2004 года наблюдается рост численности как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей. Так, например, в Ленинском районе прирост составил соответственно: 279 и 302 единицы, в Железнодорожном районе - 91 и 90 единиц соответственно, в Засвияжском районе - 68 и 266 соответственно, в Заволжском районе - 154 и 235 единиц соответственно. Таким образом, за первое полугодие численность субъектов малого бизнеса на территории Ульяновска увеличилась на 1505 единиц.
В течение 2003, 2004 годов территориальными инспекциями Министерства по налогам и сборам РФ производилось формирование единого реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании поданных ими заявлений о перерегистрации. Результаты составления реестров не внушают оптимизма, так, из 2736 малых предприятий Засвияжского района внесены в единый реестр 1700 предприятий, в Ленинском районе это соотношение составляет 3276 и 2452 соответственно, в Железнодорожном - 1852 и 139, в Заволжском районе - 3435 и 173. Формирование реестров индивидуальных предпринимателей проходит с еще большими затруднениями. Так, исследуемое соотношение в Засвияжском районе составляет 7292 и 1904, в Ленинском - 5363 и 1130, в Железнодорожном - 2587 и 496, в Заволжском районе - 9198 и 1486. На основании вышеизложенных данных можно с уверенностью сделать вывод, что до конца 2004 года реестры полностью сформированы не будут, отчасти из-за не полностью обработанных данных, отчасти из-за нерасторопности самих представителей бизнеса. А это значит, что численный состав работающих ("живых") предпринимателей и малых предприятий еще будет уточняться. Динамика показателей, имеющихся на сегодняшний день, свидетельствует о небольшом, но все-таки росте численного состава. По данным ИМНС, ряд субъектов малого бизнеса решили прекратить предпринимательскую деятельность и были сняты с учета, за первое полугодие 2004 года эта цифра составила 659 единиц, из которых 233 - малые предприятия, 426 - индивидуальные предприниматели.
По итогам первого полугодия 2004 года, поданным Управления государственной статистики по Ульяновской области, соотношение субъектов малого бизнеса по видам осуществляемой деятельности к общему количеству состоящих на учете составляет:
- торговля - 38,05%,
- промышленность - 15,45%,
- строительство - 13,18%,
- транспорт - 5,78%,
- бытовое обслуживание - 0,82%,
- медицинская деятельность - 1,91%.
По данным инспекций Министерства по налогам и сборам, в Заволжском районе преобладает:
- торговля - 82,66%,
- строительство - 11,24%,
- промышленность - 6,85%;
в Засвияжском районе:
- торговля - 78,9%,
- строительство - 2,1%,
- промышленность - 2,1%;
в Железнодорожном районе:
- торговля - 60,45%,
- строительство - 9,16%,
- промышленность - 6,83%;
в Ленинском районе:
- торговля - 54,14%,
- строительство - 15,92%,
- промышленность - 13,38%,
По данным Управления государственной статистики по Ульяновской области, выручка малых предприятий города в 2003 году от продажи товаров, продукции, работ, услуг составила в сферах:
- торговля, общественное питание - 15 012 379 тыс. руб. (59% от общего числа),
- промышленность - 2 242 612 тыс. руб. (9% от общего числа),
- строительство - 2 100 858 тыс. руб. (0,4% от общего числа),
- транспорт - 96 418 тыс. руб. (8% от общего числа).
По данным Управления государственной статистики по Ульяновской области, прибыль малых предприятий города в 2003 году от реализации товаров, продукции, работ, услуг составила в сферах:
- торговля, общественное питание - 351 692 тыс. руб. (48% от общего числа),
- строительство - 81 245 тыс. руб. (11 % от общего числа),
- транспорт - 2889 тыс. руб. (0,4% от общего числа).
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы.
В сфере законодательства:
1. Предприниматели испытывают информационный голод в сфере законодательства - не получают информации о вновь принятых законах.
2. Предприниматели готовы принять участие в законотворческом процессе.
3. Предприниматели находятся в состоянии настороженности по отношению к законам, всегда ждут подвоха. Хотели бы контролировать ситуацию.
4. Предприниматели считают, что знание правовых актов обязательно только для бухгалтеров и юристов.
В сфере трудовых ресурсов:
1. Рынок труда Ульяновска является источником дешевой рабочей силы, следовательно, здесь выгодно размещать производства, не носящие наукоемкого характера.
2. В Ульяновске не хватает центров по переподготовке либо повышению квалификации труда работников рабочих специальностей и др.
3. Одним из перспективных направлений бизнеса в г. Ульяновске является организация экспорта рабочей силы в другие регионы страны.
4. Сложился стереотип "депрессивности" города, следствием которого является неуверенность в завтрашнем дне и апатия к труду основной массы трудоспособного населения, подкрепляемая отсутствием социальных гарантий со стороны работодателя.
5. Следствием данного стереотипа является отток высококвалифицированных специалистов из Ульяновска.
6. Отсутствие правильной мотивации труда у основной части трудоспособного населения приводит к снижению производительности труда, следовательно, к финансовым потерям работодателей.
7. Фундаментальное изменение состояния рынка труда может произойти, на наш взгляд, только в случае "глобального прорыва" в экономике города, связанного с развитием производства, инвестициями, административными решениями самых разных уровней.
В сфере финансовой обеспеченности:
1. Предприятия малого и среднего бизнеса крайне нуждаются в дополнительном кредитовании.
2. Потенциальные предприниматели (нынешние студенты и др.) не имеют возможности начать свое дело, так как не существует системы гарантий за новые предприятия со стороны государства; потенциальные предприниматели не имеют возможности взять кредит в банке, оборудование в лизинг, в аренду, так как им нечем поручиться за взятые средства производства и, кроме того, предлагаемые ставки достаточно высоки. Данная система блокирует развитие малого и среднего бизнеса в целом.
3. Условия кредитования являются очень жесткими, не соответствующими мировым стандартам, деньги в Ульяновске стоят дороже, чем в Москве.
4. Лизинг в Ульяновске развит недостаточно.
5. Регион не является привлекательным для инвестиций в реализацию проектов малого бизнеса.
В сфере информационной обеспеченности:
1. Большинство предпринимателей своих прав не знают, а если знают, то не используют их.
2. Не в полной мере используется потенциал рынка консультационных услуг.
3. Отсутствуют специалисты соответствующих квалификаций по многим направлениям.
4. Предприниматели крайне нуждаются в бизнес-информации.
5. Предприниматели нуждаются в знаниях по маркетингу.
6. Необходима организация бизнес-консультативной помощи предпринимателям через привлечение к данной работе высококвалифицированных специалистов.
7. Необходима организация регулярно действующих программ бизнес-образования и обмена успешным опытом, с привлечением в качестве ведущих и тренеров руководителей успешных бизнес-проектов и предприятий.
8. Необходима организация обратной связи с предпринимателями (интересоваться их мнением) через регулярные телефонные опросы. Результаты опросов регулярно сообщать в СМИ.
Учитывая информацию, полученную в результате проведенного исследования, необходимо отметить следующее.
Основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства, являются:
- недостаточность финансовых ресурсов для пополнения собственных оборотных средств;
- слабая действенность механизмов самофинансирования субъектов малого предпринимательства;
- недостаточное информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие действенных механизмов взаимодействия субъектов малого предпринимательства с органами местного самоуправления;
- недостаточный уровень подготовки кадров.
Определены следующие основные направления поддержки предпринимательства в городе Ульяновске:
1. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.
Удовлетворение потребностей малых предприятий в долгосрочных инвестиционных ресурсах путем предоставления основных средств в финансовую аренду (лизинг) на максимально приемлемых условиях. Ускоренное обновление основных средств и модернизация основных производственных и вспомогательных средств малых предприятий.
Привлечение на ульяновский рынок новых участников кредитования малого и среднего бизнеса.
2. Развитие инфраструктуры субъектов малого предпринимательства.
Создание общественных советов предпринимателей при районных администрациях и мэрии города Ульяновска для укрепления взаимодействия представителей бизнеса и властных структур.
Создание института развития бизнеса - структуры, которая объединяет на одной территории основные жизненно важные услуги для субъектов малого бизнеса (аудиторские, лизинговые, факторинговые, рекрутинговые, риэлторские, юридические, страховые и иные услуги сферы консалтинга).
3. Организационная поддержка субъектов малого предпринимательства.
Организация обучающей деятельности в форме семинаров, лекций, стажировок, повышения квалификации кадров малого предпринимательства.
4. Информационная поддержка субъектов малого предпринимательства.
Оказание первичных консультаций сотрудниками комитета и специалистами по следующим направлениям:
- создание юридических лиц, регистрация индивидуальных предпринимателей,
- ликвидация юридических лиц, прекращение предпринимательской деятельности,
- ведение бухгалтерского и налогового учета,
- бизнес-планирование,
- договорная работа,
- подготовка судебных документов,
- оформление трудовых отношений.
Информационная поддержка малого предпринимательства с использованием internet-ресурсов, средств массовой информации, телевидения.
5. Межрегиональное сотрудничество.
Работа с другими регионами, направленная на привлечение инвестиций в структуры малого предпринимательства, работающие на территории Ульяновска.
Изучение инструментов поддержки малого предпринимательства, используемых органами власти в других регионах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.