Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Губернатора Ульяновской области
от 14 июня 2005 г. N 130
Положение
об управлении по труду администрации
Ульяновской области
I. Общие положения
1.1. Управление по труду администрации Ульяновской области (далее - управление по труду) является органом исполнительной власти Ульяновской области в соответствии со структурой органов исполнительной власти Ульяновской области, установленной Законом Ульяновской области от 25 марта 2005 года N 020-ЗО "О системе исполнительных органов государственной власти Ульяновской области", и непосредственно подчиняется первому заместителю Главы администрации области.
1.2. Управление по труду в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Ульяновской области, законами Ульяновской области и иными нормативными правовыми актами Законодательного Собрания Ульяновской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора области, настоящим Положением.
1.3. Имущество управления по труду является государственной собственностью области и закрепляется комитетом по управлению государственным имуществом Ульяновской области на праве оперативного управления. Этим имуществом оно отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
1.4. Управление по труду является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
1.5. Финансирование деятельности управления по труду осуществляется за счет средств областного бюджета.
II. Основные задачи управления по труду
Основными задачами управления по труду являются:
2.1. Осуществление мер по практической реализации государственной политики в социально-трудовой сфере.
2.2. Оценка основных показателей социального развития и обеспечения социальной безопасности в регионе, включая уровень жизни населения, уровень реальных доходов населения, развитие народонаселения.
2.3. Разработка и осуществление мер по повышению мотивации труда и экономической активности предприятий и населения.
2.4. Подготовка предложений и реализация мер по стабилизации и повышению уровня жизни и реальных доходов населения в регионе.
2.5. Обеспечение деятельности региональной системы социального партнерства в трудовых отношениях. Организация работы по развитию коллективно-договорного регулирования в трудовых отношениях, заключение, контроль и регистрация соглашений и коллективных договоров.
2.6. Подготовка предложений по повышению за счет соответствующих бюджетов ставок и окладов работникам бюджетной сферы и осуществление контроля за применением Единой тарифной сетки. Разработка предложений по совершенствованию системы оплаты труда на основе социального партнерства.
2.7. Организация работы по государственному управлению охраной труда, осуществление государственной экспертизы условий труда.
2.8. Разработка предложений и реализация мер по формированию, перераспределению и рациональному использованию трудовых ресурсов, развитию народонаселения и кадрового потенциала. Формирование государственного заказа на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переобучение производственного персонала.
2.9. Защита трудовых прав граждан, обеспечение государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам.
2.10. Подготовка проектов областных законодательных и иных нормативных актов по вопросам труда трудоспособного населения.
2.11. Представление в администрацию области достоверной и своевременной информации о состоянии социально-трудовой сферы в области.
III. Функции управления по труду
В соответствии с возложенными на него задачами управление по труду осуществляет следующие функции:
3.1. В области обеспечения социальной политики:
- вырабатывает предложения по основным направлениям социальной политики, развитию социально-трудовой сферы, обеспечивает проведение мониторинга уровня жизни, доходов, условий, охраны труда и готовит по этим вопросам аналитический материал Губернатору области;
- разрабатывает прогнозы развития социально-трудовой сферы;
- вносит проекты областных законодательных и иных нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию органа по труду, а также замечания и предложения по проектам федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов;
- участвует в подготовке предложений по реализации задач, вытекающих из федерального и областного законодательства по вопросам государственной службы;
- доводит до организаций области правовые, нормативные и иные акты по социально-трудовым вопросам;
- разрабатывает областные целевые программы в сфере государственного регулирования трудовых отношений, направленные на повышение мотивации, развитие персонала, улучшение условий труда, и осуществляет меры по их реализации;
- рассматривает предложения и заявления граждан, ведет их прием по вопросам, отнесенным к компетенции органа по труду, и принимает соответствующие решения.
3.2. В области оплаты, организации и нормирования труда:
- подготавливает нормативную правовую базу по тарифному регулированию оплаты труда в организациях области всех форм собственности на основе социального партнерства;
- подготавливает совместно с соответствующими органами исполнительной власти области предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетных организаций, осуществляет контроль за применением Единой тарифной сетки;
- осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда (минимальный размер оплаты труда, гарантии по оплате труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки, минимальные размеры компенсационных доплат, установленных государством, гарантии, предусмотренные тарифными соглашениями);
- участвует в подготовке предложений по реализации задач, вытекающих из федерального и областного законодательства по вопросам государственной службы;
- проводит работу по совершенствованию организации нормирования труда, обеспечению организаций информацией о централизованно разработанных нормативах по труду и содействует их применению организациями всех форм собственности.
3.3. В области уровня жизни и доходов населения:
- готовит законодательную и нормативно-правовую базу по расчету прожиточного минимума;
- осуществляет разработку по единой методологии потребительской корзины, рассчитывает и анализирует бюджет прожиточного минимума различных социально-демографических групп населения, издает информационный бюллетень о прожиточном минимуме в Ульяновской области;
- разрабатывает меры по повышению уровня жизни населения, в том числе за счет повышения государственных социальных гарантий из местных источников финансирования;
- проводит ежегодный мониторинг уровня жизни населения в муниципальных образованиях области, по результатам мониторинга издает информационный бюллетень;
- принимает участие в пределах своей компетенции в разработке социальных нормативов и стандартов;
- обеспечивает контроль за соблюдением государственных гарантий по оплате труда, проводит мониторинг задолженности по заработной плате в организациях, расположенных на территории области, еженедельно представляет в администрацию области информацию о результатах мониторинга. Организует и готовит материалы для работы областной комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда. Регулярно готовит информацию в средства массовой информации о положении дел в области по ликвидации задолженности по заработной плате.
3.4. В области условий и охраны труда:
- осуществляет государственное управление охраной труда на территории области, координирует работу органов исполнительной власти в вопросах охраны труда, обеспечивает методическое руководство работой служб охраны труда организаций области;
- разрабатывает нормативно-правовые акты по улучшению условий и охраны труда;
- подготавливает ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению, представляет их в администрацию области и Департамент трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- осуществляет контроль за условиями и охраной труда в организациях независимо от их организационно-правовой формы;
- осуществляет экспертизу условий труда на рабочих местах по запросам судебных органов, работодателей, работников; при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов;
- организует работу и оказывает помощь предприятиям по аттестации рабочих мест по условиям труда и участвует в проведении сертификации работ по охране труда в организациях;
- проверяет правильность предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда и выдает соответствующие заключения;
- участвует в расследовании групповых несчастных случаев, случаев со смертельным и тяжелым исходом, проводит анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, подготавливает предложения по их предупреждению;
- содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- проводит внедрение единых государственных нормативных требований, межотраслевых правил и норм по охране труда, отраслевых правил и иных нормативных актов, а также организационно-методических и общетехнических требований к проведению работ по охране труда. Организует обучение и проверку знаний по охране труда руководителей предприятий.
3.5. В области развития социального партнерства в трудовых отношениях:
- подготавливает с участием заинтересованных органов исполнительной власти области предложения по совершенствованию социального партнерства, основных направлений его развития, осуществляет руководство работой по заключению соглашений и коллективных договоров на территории области;
- координирует работу по подготовке проекта соглашения между областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и администрацией области;
- организует работу трехсторонней комиссии и участвует в ее работе в качестве полномочного представителя администрации области;
- организует работу по уведомительной регистрации коллективных договоров и отраслевых соглашений, осуществляет контроль за их выполнением и соответствием законодательству;
- изучает причины возникновения трудовых споров, принимает меры по их устранению, участвует в предотвращении и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов). Осуществляет посредничество в решении индивидуальных трудовых споров. Оказывает методическую помощь в работе трудовых арбитров;
- оказывает помощь органам исполнительной власти в решении индивидуальных трудовых споров.
3.6. В области занятости, развития трудовых ресурсов и народонаселения:
- разрабатывает совместно со службой занятости предложения по формированию региональной политики занятости, прогнозирует рынок труда, принимает меры по решению социальных проблем регионального рынка труда. Разрабатывает и осуществляет меры по реализации основных направлений государственной социально-демографической политики на территории области;
- определяет совместно с соответствующими органами исполнительной власти области общую потребность в рабочих местах с учетом демографического прогноза, разрабатывает программы создания, сохранения и развития рабочих мест. Проводит еженедельный мониторинг создания и сохранения рабочих мест;
- проводит оценку состояния трудовых ресурсов в области. Проводит мониторинг потребности рынка труда в профессиональных кадрах;
- разрабатывает и осуществляет меры по реализации территориальной программы развития народонаселения с учетом региональных и национальных особенностей. Представляет ежегодный доклад о состоянии и тенденциях демографического развития области Губернатору области;
- совместно с органами исполнительной власти участвует в разработке целевых программ профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, определяет приоритетные профессии и специальности, овладение которыми дает социально уязвимым группам населения наибольшую возможность быть конкурентоспособными на рынке труда. Разрабатывает предложения по установлению предприятиям минимального количества специальных рабочих мест (квоты) для приема на работу инвалидов;
- участвует в разработке концепции по регулированию миграционных процессов и программ стимулирования миграционного оттока и притока населения в область;
- участвует в определении квот привлечения и использования иностранных работников;
- подготавливает совместно с органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям предложения и мероприятия по эффективному использованию трудовых ресурсов при решении задач, возникших при чрезвычайных ситуациях, мобилизационной подготовке народного хозяйства;
- подготавливает предложения по финансово-экономической поддержке районов, отнесенных к критическим по состоянию рынка труда.
3.7. В области развития кадрового потенциала:
- осуществляет работу по государственному регулированию кадровой политики в области. Определяет основные направления профессионального обучения с учетом потребностей рынка труда, координирует планирование выпуска специалистов по профессиям. Организует работу областного координационного совета по государственному регулированию кадровой политики;
- разрабатывает с участием заинтересованных органов исполнительной власти области программы по содействию развитию персонала на производстве, организует их реализацию;
- осуществляет организационно-методическое руководство проведением мероприятий по аттестации персонала организаций независимо от их организационно-правовой формы;
- организует научно-методическое, консультативное и информационное обеспечение системы развития персонала на всех уровнях управления, оказывает методическую помощь в организации внутрипроизводственной системы обучения.
3.8. В области защиты трудовых прав граждан:
- обеспечивает единообразное применение законодательства о труде на всей территории области;
- организует совместно с территориальными органами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации проверки соблюдения государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством о труде, работникам организаций независимо от форм собственности и видов экономической деятельности;
- участвует в деятельности координационных и консультационных органов, образованных решением Губернатора области.
IV. Структура управления по труду
4.1. Управление по труду возглавляет начальник управления, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Губернатора области. Начальник управления имеет первого заместителя и заместителя, назначаемых и освобождаемых от должности приказом начальника управления. Распределение обязанностей между заместителями производится начальником управления. В отсутствие начальника управления его функции исполняет первый заместитель. Предельная штатная численность и фонд оплаты труда работников управления по труду утверждаются Губернатором области.
4.2. В составе управления по труду два отдела:
- отдел экспертизы условий, охраны труда и социального партнерства, курируемый первым заместителем начальника управления;
- отдел уровня жизни, доходов и развития персонала, курируемый заместителем начальника управления.
Отдел экспертизы условий, охраны труда и социального партнерства отвечает за решение вопросов в области условий и охраны труда, развития социального партнерства в трудовых отношениях.
Отдел уровня жизни, доходов и развития персонала отвечает за решение вопросов в области уровня жизни и доходов населения, развития кадрового потенциала, оплаты, организации и нормирования труда, развития трудовых ресурсов и народонаселения.
Отделы совместно отвечают за решение вопросов в области защиты трудовых прав граждан и с участием соответствующих заинтересованных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивают решение вопросов социальной политики.
V. Права и обязанности
5.1. Управление по труду для осуществления своих задач и функций имеет право:
- запрашивать и получать в установленном порядке и в пределах своей компетенции от органов исполнительной власти, юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы необходимые материалы;
- разрабатывать и вносить предложения Губернатору области по вопросам, отнесенным к компетенции управления;
- проверять работу юридических лиц независимо от организационно-правовой формы по вопросам, отнесенным к компетенции управления, составлять по результатам проверок соответствующие документы;
- подготавливать предложения для рассмотрения в областной трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений;
- получать необходимую для осуществления контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений информацию у сторон, подписавших этот договор или соглашения;
- проводить экспертизу условий труда и осуществлять контроль за состоянием охраны труда в организациях независимо от их организационно-правовой формы и давать представления об устранении выявленных нарушений;
- вносить представления работодателям о приостановлении действий принятых ими решений, не соответствующих действующему законодательству по условиям труда;
- при выявлении нарушений действующего законодательства, ущемляющих права работников на получение компенсаций за неблагоприятные условия труда, выдавать работодателю представления об устранении этих нарушений;
- проводить проверку (в порядке контроля за выполнением коллективных договоров) предоставления высвобождаемым работникам гарантий и компенсаций, установленных законодательством о труде и другими нормативно-правовыми актами;
- вносить предложения администрации области о приостановлении или отмене действия на соответствующей территории приказов и указаний руководителей органов исполнительной власти и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции органа по труду, в случаях, когда указанные решения противоречат действующему законодательству;
- получать от органов статистики материалы, предусмотренные государственной статистической отчетностью, по вопросам, отнесенным к компетенции органов по труду;
- проводить конференции, совещания, встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию управления;
- посещать в установленном порядке предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, знакомиться с отчетами, статистическими и другими документами и материалами, относящимися к компетенции управления;
- давать предложения в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также запрашивать у него юридические и методические материалы, консультации;
- развивать связь с регионами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию управления;
- осуществлять хозрасчетную деятельность, не противоречащую действующему законодательству и направленную на реализацию стоящих перед управлением задач.
VI. Ответственность
Вопрос об ответственности решается на основе принципа единоначалия.
Начальник управления по труду несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач и функций, рациональную организацию труда специалистов управления, устанавливает степень ответственности работников за невыполнение функциональных обязанностей.
Все специалисты управления по труду обязаны подчиняться руководству, выполнять указания вышестоящих руководителей, связанные с производственной деятельностью, а также поручения, предписания, доводимые с помощью служебных инструкций или объявлений.
Работники, независимо от должностного положения, обязаны проявлять взаимную вежливость, уважение, терпимость, соблюдать служебную дисциплину.
За нарушение трудовой дисциплины, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание.
VIII. Организация работы управления по труду
8.1. Начальник управления по труду:
- руководит на принципах единоначалия деятельностью управления;
- утверждает структуру и штатное расписание аппарата управления в пределах утверждаемых Губернатором области фонда оплаты труда и численности работников, положения о структурных подразделениях, а также смету расходов на содержание управления в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете;
- устанавливает обязанности, определяет ответственность руководителей структурных подразделений управления;
- издает в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством приказы и распоряжения, подлежащие обязательному исполнению работниками управления;
назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников аппарата управления;
- согласовывает в установленном порядке уставы подведомственных организаций, учредителем которых является управление по труду, расторгает в установленном порядке договоры (контракты) с их руководителями;
- налагает взыскания в установленном порядке на работников, нарушающих трудовой распорядок и не выполняющих свои функциональные обязанности;
- награждает и премирует в установленном порядке наиболее отличившихся работников аппарата управления;
- в необходимых случаях издает совместные с руководителями других подразделений администрации области приказы, указания и инструкции;
- утверждает правила внутреннего трудового распорядка.
8.2. В управлении по труду создается совещательный орган - коллегия управления по труду в составе начальника управления по труду (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников аппарата управления. В состав коллегии управления по труду могут включаться представители других подразделений администрации области, организаций, ученые и специалисты.
Положение о коллегии управления по труду и ее состав утверждаются Губернатором области по представлению начальника управления.
Коллегия принимает рекомендации, предложения по обсуждаемым вопросам. По результатам обсуждения вопроса на коллегии начальником управления издается приказ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.