Закон Ульяновской области
от 29 ноября 2005 г. N 134-ЗО
"Об утверждении Концепции развития промышленности
Ульяновской области на 2006-2010 годы"
6 ноября 2009 г.
Принят Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области
от 24 ноября 2005 г. N 41/950
Утвердить Концепцию развития промышленности Ульяновской области на 2006-2010 годы (прилагается).
Губернатор области
С.И. Морозов
г. Ульяновск,
29 ноября 2005 г.
N 134-ЗО
Законом Ульяновской области от 6 ноября 2009 г. N 178-ЗО в настоящую Концепцию внесены изменения
Концепция
развития промышленности Ульяновской области на 2006-2010 годы
(утв. Законом Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. N 134-ЗО)
6 ноября 2009 г.
Введение
Настоящая Концепция развития промышленности Ульяновской области на 2006-2010 годы (далее - Концепция) разработана во исполнение Закона Ульяновской области от 09 ноября 2004 г. N 073-ЗО "О промышленной политике в Ульяновской области", а также на основании и в развитие Комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы, утвержденной Законом Ульяновской области от 05.05.2005 N 030-ЗО "Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы".
Целью разработки Концепции является оценка состояния промышленного комплекса области и тенденций его развития, определение и обоснование основных направлений модернизации и преобразований, осуществляемых в промышленности на основе проведения активной и согласованной системы мер государственного регулирования и поддержки.
В Концепции изложены механизм, этапы и ожидаемые результаты ее реализации.
1. Анализ сложившегося промышленного комплекса
и тенденций его развития
Основной отраслью экономики Ульяновской области является промышленность. Более 25% занятого населения трудится в субъектах промышленной деятельности. Объем промышленного производства в 2004 году составил 51497 млн. рублей. Ключевыми отраслями промышленности Ульяновской области являются машиностроение и металлообработка (54,8% выпуска промышленной продукции), пищевая промышленность (14,7%), электроэнергетика (12,7%), промышленность стройматериалов (6,5%), легкая промышленность (4,2%). Начиная с 1999 года для субъектов промышленной деятельности сложилась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура в связи с увеличением спроса на отечественные товары. В 1999 году рост промышленного производства составил 113,7%, в 2000 г. - 111,5%, в 2001 г. - 96,5%, в 2002 г. - 108,7%, в 2003 г. - 104,6%.
В 2004 году объем промышленного производства в Ульяновской области по сравнению с 2003 годом снизился на 3,4% и составил 51497 млн. рублей, в том числе по крупным и средним субъектам промышленной деятельности производство продукции (работ, услуг) снизилось на 3,7% и составило 4218,4 млн. рублей. Динамика изменений в 2004 г. характеризовалась повышением объемов производства (работ, услуг) в 1 квартале и их постепенным снижением в последующие три квартала с темпами - 3-5%.
Отмеченная тенденция идет в разрез с показателями как всех федеральных округов, так и подавляющего большинства субъектов Российской Федерации, где объем промышленного производства в 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличился.
Основной причиной сокращения объемов производства по отрасли является их сокращение по отрасли машиностроения и металлообработки (на 7%) как основной отрасли промышленности в Ульяновской области. Спад связан с кризисом в автомобильной промышленности (снижение объемов на 10%) и снижением выпуска военной продукции.
Сложившееся тяжелое положение не смогли выправить позитивные изменения в таких важных отраслях промышленности области, как электроэнергетика (увеличение объемов на 2,9%), топливная промышленность (+ 2,7%), промышленность стройматериалов (+ 4,4%), стекольная и фарфоро-фаянсовая (в 9,7 раза), пищевая (+ 1,5%), полиграфическая (+ 12,9%). Снижение объемов промышленного производства произошло по отраслям: черная металлургия (- 39,7%), легкая промышленность (- 0,8%), мукомольно-крупяная и комбикормовая (- 46,8%).
В целом даже позитивные изменения в некоторых отраслях промышленности нельзя назвать удовлетворительными, так как темпы увеличения не превышают 2-5%. Доля отраслей, где наблюдается падение объемов продукции, составляет в 2004 г. 60%.
В 2004 г. в промышленности области число хозяйствующих субъектов составляло 3502 (рост за год на 11,1%), или 13,4% от общего количества организаций, учтенных в Едином государственном регистре предприятий и организаций, в том числе действовали 423 крупные и средние организации, из которых 347 негосударственных форм собственности, объем производства последними составляет 97,1% от общего объема произведенной продукции. Организациями со смешанной формой собственности производится 64,7% промышленной продукции, частной собственности - 20,4%. За период с 2002 по 2004 годы общее количество субъектов промышленной деятельности уменьшилось на 15.
Удельный вес продукции, выпущенной в 2004 году субъектами естественных монополий, составил в выпуске товаров и услуг области 17,4 процента (в 2003 году - 18,1%).
Удельный вес монопольной продукции в объеме продукции всей промышленности составил 1,4%, в объеме выпуска организаций-монополистов - 4,7% (в 2003 г. было соответственно 1,6% и 5,6%, в 2002 г. - 3,5% и 13,3%).
В государственном секторе промышленности области зарегистрировано 73 организации, или на 15 меньше, чем в 2003 г. Ими выпущено за отчетный период продукции и оказано услуг промышленного характера всего 32,6% от уровня 2003 г. Кризис государственной промышленности области объясняется резким падением производства в машиностроении - индекс физического объема равен всего 18,4%. Ниже 100% индекс физического объема также в отраслях: промышленность стройматериалов - 20,8%, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - 79,1%, пищевая - 0,7%, мукомольно-крупяная и комбикормовая - 2,6%.
В результате резкого снижения объемов производства в госсекторе промышленности доля этих организаций в общем объеме промышленного производства составила всего 2,7% против 8% в 2003 г.
Потребительских товаров субъектами промышленной деятельности в области в 2004 г. произведено на 6,8% больше, чем в 2002 г., но на 0,5% меньше, чем в 2003 г. (на сумму в 9644,5 млн. рублей). Из них 67,7% составили пищевые продукты, 29,0% - непродовольственные товары и 3,3% - винно-водочные изделия и пиво. Структура производства потребительских товаров за год изменилась незначительно - увеличилась доля пищевых продуктов на 2,3% за счет снижения доли винно-водочных изделий на 1,5% и непродовольственных товаров на 0,8%.
Неблагоприятной является ситуация с сокращением численности работающих в субъектах промышленной деятельности. Тенденция снижения среднесписочного количества работников прослеживается за период с 2000 г. по настоящее время. В 2003 г. численность работающих в крупных и средних субъектах промышленной деятельности сократилась по сравнению с 2002 г. на 5,6%, в 2004 г. уже на 6,2%. В 2004 г. среднесписочная численность работающих в промышленности составила 125,2 тыс. человек, а всего занятых 170,8 тыс. человек.
В целом крупные и средние субъекты промышленной деятельности завершили 2004 г. с прибылью - 936,7 млн. рублей, что выше на 5,2%. чем в 2003 г. Однако если сравнивать уровень 2004 г. с 2002 г., то общая сумма прибыли не возросла, а уменьшилась на 45,8%.
Сумма дебиторской задолженности за год практически не изменилась - 14,1 млрд. рублей, или на 1,4% больше. Однако просроченная дебиторская задолженность возросла на 8% и составляет 7,1 млрд. рублей.
По сумме кредиторской задолженности ситуация аналогичная - она осталась практически на том же уровне, что и в 2003 г. (21,6 млрд. рублей, или на 0,7% больше). Просроченная задолженность незначительно, но все же уменьшилась - на 0,3% и составила 6,9 млрд. рублей.
Финансовое состояние субъектов промышленной деятельности в настоящее время очень тяжелое, практически половина организаций (49,4%) убыточны, а сумма убытков от их деятельности превышает 1,1 млрд. рублей.
Ни в одной из отраслей промышленности (за исключением черной металлургии, где все организации прибыльны) ситуацию нельзя назвать благоприятной. Так, наибольший процент прибыльных организаций наблюдается в полиграфической (78,9%), пищевой (56,3%), машиностроительной (56,6%) и промышленности строительных материалов (56,5%). В других отраслях более половины организаций убыточны. Так, все организации топливной промышленности в 2004 г. сработали с убытком, в электроэнергетике - 71,4%, столько же в лесной и деревообрабатывающей, 66,7% - в стекольной, 56,9% - в легкой и 81,8% - в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.
Несмотря на свой значительный потенциал, как производственный, так и интеллектуальный, Ульяновская область утратила за последние годы свои позиции в отрасли промышленности. По индексу физического объема как всей промышленной продукции (по полному кругу), так и в машиностроении область занимает последнее - 14 место в Приволжском федеральном округе. В легкой и пищевой промышленности показатели более обнадеживающие - по уровню индекса физического объема в соответствующих отраслях область в Приволжском федеральном округе занимает 7 и 8 места.
Одной из самых главных причин такого положения является очень высокий уровень затрат при производстве промышленной продукции вследствие недостаточного использования новых ресурсосберегающих технологий. Отсюда высокий уровень цен на продукцию и, соответственно, низкая конкурентоспособность товаров. В промышленности сохраняется высокий темп изменения цен. Так, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. цены увеличились на 20%, а в 2004 г. цепной индекс стал равен 14,1%, общее изменение цен за 2 года составило 137%.
В отдельных отраслях промышленности износ основных средств достигает 80%. В разрезе форм собственности наибольшая степень износа наблюдается в частных организациях и составляет 52,3%. Значительный износ основных средств и быстрое их старение являются одним из факторов снижения конкурентоспособности выпускаемой продукции, во многих отраслях существуют проблемы замены морально и физически изношенного парка машин, оборудования, транспортных средств.
Основным источником возмещения изношенных основных средств являются собственные средства организаций в виде амортизационных отчислений. Однако во многих организациях амортизационная политика реализуется экономически неэффективно, средства направляются не на пополнение и улучшение состояния основных средств, а на другие мероприятия.
Еще одна проблема - это хроническая недозагрузка производственных мощностей, вследствие чего основные средства затрачиваются не на модернизацию и расширение производства, а на поддержание производственных мощностей на существующем уровне. Поддержание незагруженных производственных площадей организаций создает большие затраты на единицу произведенной продукции. Существенная проблема - острая нехватка оборотных средств, что существенно снижает рост производства и вынуждает работать на давальческом сырье.
Проблемой является дефицит квалифицированных кадров, умеющих работать в современных условиях. Существует острейший дефицит управленцев всех уровней, технологов, конструкторов, высококвалифицированных рабочих. Без притока новых кадров, способных управлять в условиях острой конкуренции, невозможно улучшение экономического положения организаций.
В балансе потребления топливно-энергетических ресурсов наибольшую долю занимает теплоэнергия - 51,4% к общему объему топлива, электроэнергия - 25,6% и котельно-печное топливо - 23,1%. Необходима диверсификация энергобаланса за счет эффективного использования альтернативных источников энергии (торфа, многокомпонентного водоугольного топлива, тепловых насосов, энергии малых рек, ветра и других).
2. Основные проблемы промышленности области
В целом проблемы развития промышленного комплекса области связаны с адаптацией к изменениям экономической ситуации и отражают проблемы трансформации российской промышленности. Современное состояние промышленности области ориентирует на решение двух комплексов проблем:
а) внешних по отношению к организации, определяющих условия хозяйствования в сфере промышленности;
б) внутренних, касающихся условий производства и реализации промышленной продукции.
В рамках реализации настоящей Концепции намечается сосредоточить усилия на решении следующих основных проблем промышленности области:
- высокая степень физического и морального износа основных средств организаций, недостаточные темпы их обновления;
- наличие значительного числа организаций с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, не обладающих собственными инвестиционными ресурсами для обновления технологической базы;
- острая нехватка оборотных средств;
- недостаточная инвестиционная активность большинства организаций, инертность в работе с инвесторами;
- низкая инновационная восприимчивость;
- длительная недогрузка производственных мощностей организаций, обусловившая во многом снижение их технологического и кадрового потенциала, потерю производственных навыков, опыта и квалификации персонала;
- наличие нерешенных вопросов по организациям оборонно-промышленного комплекса, связанных с зависимостью от формирования государственного заказа на продукцию и невозможностью конверсии;
- недостаточная квалификация управленческого персонала высшего и среднего звена;
- затратный подход к формированию себестоимости, низкий уровень производительности труда;
- недостаточное применение энерго- и ресурсосберегающих технологий, необходимость оптимизации структуры энергобаланса;
- неразвитость в регионе инфраструктуры инновационной деятельности, недостаточная связь науки и производства;
- низкая инвестиционная привлекательность региона, слабая развитость и недостаточная активность необходимой для привлечения инвестиций инфраструктуры, отсутствие схем привлечения инвесторов;
- слабые кооперационные связи организаций.
3. Приоритетные направления развития промышленности области
Цели и основные задачи промышленной политики в Ульяновской области определены Законом Ульяновской области от 09 ноября 2004 г. N 073-ЗО "О промышленной политике в Ульяновской области".
Приоритетные направления развития промышленности на 2006-2010 годы:
- авиастроительная отрасль;
- металлургическое производство;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- развитие новых технологий в строительном комплексе.
Достижение определенных законом области целей и решение поставленных задач, учитывая экономическую, социальную значимость, технологические и экологические критерии, будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
3.1. Содействие решению внешнего комплекса проблем
С целью формирования благоприятных внешних условия для работы эффективных собственников будет проведено:
внесение изменений в действующие нормативные правовые акты и принятие новых нормативных правовых актов, способствующих формированию благоприятных условий для промышленной деятельности.
Абзац третий утратил силу.
См. текст абзаца 3
3.2. Повышение эффективности собственности в промышленности,
реформирование и реструктуризация
Наиболее общим механизмом повышения эффективности собственности субъектов промышленной деятельности в условиях рынка и мобилизации внутренних ресурсов для повышения конкурентоспособности является реформирование и реструктуризация организаций.
С этой целью будет осуществляться:
- обеспечение инвестиционной привлекательности;
- четкое разграничение ответственности собственников и управляющих;
- развитие механизмов корпоративного управления;
- обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
- создание эффективного механизма управления организацией;
- использование организацией рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
Решение проблемы смены неэффективного собственника возможно за счет развития механизма капитализации задолженностей организации в акции; процедур антикризисного управления с одновременным проведением финансового оздоровления; реализации долговых обязательств организаций, а также акций, облигаций, полученных в залог от организация.
3.3. Привлечение инвестиций в промышленность
Для решения проблемы привлечения инвестиций предусматривается:
во-первых, квалифицированное управление организацией; инвестиционные проекты, составленные в соответствии с общепринятыми в мировой практике нормами; профессиональное знание рынка планируемых к производству товаров; "прозрачность" финансово-экономического состояния организаций для инвесторов;
во-вторых, обеспечение благоприятного инвестиционного климата, наличие действенных механизмов привлечения инвестиций и гарантий для инвестора путем:
- создания и активизации инвестопроводящей системы (бизнес-центров, агентств, страховых, лизинговых компаний и др.), инфраструктуры рынка недвижимости;
- активного продвижения областных инвестиционных проектов на российский и зарубежный рынки;
- расширения практики использования инвестиционных соглашений как инструмента инвестиционной и промышленной политики, особенно при привлечении иностранных инвестиций;
- оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности в соответствии с Законом Ульяновской области от 15 марта 2005 г. N 019-ЗО "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области".
Приоритетом для организаций всех отраслей промышленности является замена изношенного технологического оборудования, автоматизация производственных процессов, расширение номенклатуры высокотехнологичной, наукоемкой продукции.
3.4. Формирование внутреннего рынка,
развитие внутриобластной производственной кооперации
Для формирования внутреннего рынка и развития внутриобластной производственной кооперации будет обеспечено:
изучение внутреннего рынка (на основе анализа "ввоза - вывоза", производства и потребления товаров, сырья, материалов и оборудования) и организовать его с учетом защиты областного товаропроизводителя;
разработка и применение механизмов поддержки субъектов промышленной деятельности, направленных на расширение их присутствия на внутриобластном рынке и увеличение производства продукции, необходимой другим организациям, населению области.
3.5. Повышение конкурентоспособности организаций
Сложившиеся традиционные отрасли специализации промышленных производств области должны получить дальнейшее развитие. Сохранение позиций, занимаемых организациями на областном, российском и международном рынках, а также расширение организациями своих рынков сбыта невозможно без повышения конкурентоспособности производимой продукции.
Повышение конкурентоспособности организаций будет реализовано с помощью следующих мер:
оптимизация структуры организаций, совершенствование управления, использование современных методов и средств менеджмента;
выявление резервов сокращения затрат, снижение себестоимости продукции (в том числе через внедрение энергосберегающих технологий и повышение энергоэффективности организаций);
загрузка неиспользуемых производственных площадей и оборудования;
развитие маркетинга, проведение исследований товарных рынков, совершенствование ценовой политики организаций;
реконструкция и модернизация организаций, техническое перевооружение и диверсификация производств;
повышение качества продукции, внедрение современных систем управления качеством;
расширение номенклатуры и ассортимента импортозамещающей продукции;
совершенствование рекламной, выставочной деятельности организаций, издание справочников промышленной продукции.
3.6. Решение проблем кадрового обеспечения
Эффективное развитие промышленности в Ульяновской области во многом зависит от качественного решения задачи ее кадрового обеспечения. Для этого предусматривается:
приведение структуры подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями промышленности (в том числе создание действенной системы подготовки рабочих кадров);
вовлечение научного и интеллектуального потенциала Ульяновской области (вузы, НИИ, КБ) в процесс обучения и подготовки кадров;
обеспечение профессионального уровня управления организациями - подготовка высококвалифицированных кадров в сфере менеджмента, маркетинга, управления персоналом;
формирование резерва кадров высшего управленческого звена промышленности;
создание эффективной системы переподготовки специалистов организаций.
3.7. Развитие инновационной деятельности
Одной из основных проблем промышленности Ульяновской области остается недостаточный уровень освоения новых видов наукоемкой продукции. Для решения этой проблемы необходимо активизировать инновационную и научно-техническую деятельность в промышленности, что предусматривает принятие следующих мер:
развитие региональной инфраструктуры инновационной деятельности - инновационных фондов, инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов;
создание системы координации научной и производственной деятельности в масштабах региона;
развитие технологического прогнозирования;
формирование и реализация инновационных программ, совершенствование системы экспертизы проектов, системы продвижения инновационных разработок в производство;
внедрение прорывных технологий и освоение наукоемкой продукции, содействие созданию новых производств (точек роста) на базе передовых технологий;
патентование за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой (или планируемой к производству на экспорт) продукции.
3.8. Развитие внешнеэкономической деятельности
Основная задача товаропроизводителей области заключена не только в сохранении российских сегментов рынка и своего традиционного потребителя, но и в увеличении объемов экспорта. Будут реализованы меры по развитию экспортного потенциала промышленности области. В вопросах расширения внешнеэкономической деятельности основными направлениями должны стать:
расширение экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего высокотехнологичной и наукоемкой продукции, машин и оборудования;
развитие сотрудничества с развивающимися странами, восстановление и развитие кооперации, а также технического содействия;
сертификация систем управления качеством организаций в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000, создание участков сертификационных испытаний и организаций для сертификации;
участие организаций в международных выставках, презентациях, формирование благоприятного имиджа промышленности Ульяновской области на внешних рынках, использование мировых информационных систем для рекламы экспортного потенциала области.
3.9. Повышение экологической безопасности производств
Повышение экологической безопасности производств решает задачу защиты окружающей среды от вредного воздействия на нее промышленных производств. Для этого предусматривается:
внедрение современных экологически безопасных технологий;
внедрение экологического аудита и страхования;
проведение экспертизы экологической безопасности организаций;
обеспечение соблюдения организациями требований экологической безопасности;
внедрение средств автоматического контроля на источниках выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
3.10. Обеспечение социальной направленности
Одним из важнейших аспектов при разработке и проведении промышленной политики является ее социальная направленность. Социальными приоритетами промышленной политики предусмотрены: обеспечение занятости населения, выполнение трудового законодательства, развитие системы трудоустройства и профобучения. развитие социального партнерства.
4. Критерии выбора приоритетов для государственной поддержки
промышленности по социальной значимости, по экономическим,
технологическим и экологическим показателям оценки эффективности
конкретных мер государственной поддержки
Адресные меры государственной поддержки будут оказываться субъектам промышленной деятельности для реализации проектов, отвечающих следующим критериям:
1) по социальной значимости:
проекты, оказывающие значительное влияние на социально-экономическое развитие региона, направленные на развитие отраслей промышленности, которые являются отраслями исторической специализации региона, точками экономического роста и обеспечивающие экономическую безопасность Ульяновской области;
создание дополнительных рабочих мест;
2) по экономическим показателям:
собственные инвестиции в проект не менее 50% от стоимости проекта;
отсутствие задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, либо реализация проекта предусматривает реструктуризацию указанной задолженности;
3) по технологическим показателям:
реализуемый проект увеличивает производство высокотехнологичной, наукоемкой продукции;
4) по экологическим показателям:
сокращение выброса загрязняющих веществ в окружающую среду;
сокращение отходов;
обеспечение соблюдения организациями требований экологической безопасности.
При рассмотрении вопроса об оказании адресной государственной поддержки учитываются объем ранее оказанной государственной поддержки и эффективность ее использования.
Адресные меры государственной поддержки, связанные с расходованием средств областного бюджета, оказываются на принципах срочности и возвратности.
5. Система мер государственной поддержки
промышленности области
Государственная поддержка субъектов промышленной деятельности на областном уровне является необходимым условием ускоренного развития промышленного комплекса области. Она будет осуществляться за счет реализации целевых мер прямого и косвенного характера в соответствии с требованиями Закона Ульяновской области "О промышленной политике в Ульяновской области". Областные меры государственной поддержки промышленности должны дополняться соответствующими мерами поддержки промышленности на муниципальном уровне.
5.1. Прямые меры государственной поддержки
Прямые меры государственной поддержки предусматривают:
принятие нормативных правовых актов Ульяновской области в целях регулирования и поддержки промышленности;
Абзац третий утратил силу;
совершенствование системы государственных закупок для областных и муниципальных нужд, в том числе внедрение системы электронных торгов;
предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях;
предоставление преференций субъектам промышленной деятельности за счет средств областного бюджета;
целевое бюджетное кредитование модернизации технологий, актуальных НИОКР, освоения производства высокотехнологичной продукции, продукции с длительным циклом изготовления;
предоставление государственных гарантий инвесторам, в том числе гарантий при закупке (получении в лизинг) высокотехнологичного оборудования, иной наукоемкой продукции (технологий, ноу-хау);
содействие в получении за рубежом патентов на изобретения и промышленные образцы, входящие в состав экспортируемой продукции или продукции, планируемой для продажи за пределами Российской Федерации.
5.2. Косвенные меры государственной поддержки
Косвенные меры государственной поддержки предусматривают:
Абзацы второй-седьмой утратили силу;
См. текст абзацев 2-7
заключение Правительством Ульяновской области в пределах своей компетенции межрегиональных соглашений в области промышленной деятельности, заключение соглашений (договоров) с федеральными органами власти;
содействие организациям в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутриобластной кооперации, экономических связей Ульяновской области с другими регионами Российской Федерации, внешнеэкономических связей с иностранными государствами;
содействие субъектам промышленной деятельности в передаче в муниципальную собственность жилищного фонда и ведомственных объектов соцкультбыта или компенсации издержек, связанных с расходами на их содержание;
организационно-правовая поддержка реорганизации и реструктуризации организаций;
поддержка в проведении экспортоориентированными организациями сертификации их производств и продукции;
содействие организациям, участвующим в российских, международных тендерах;
информационная поддержка при осуществлении рекламной, выставочной деятельности с участием представительств Ульяновской области;
совершенствование системы подбора, подготовки, переподготовки, аттестации, заключения контракта с директорами государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием;
развитие инфраструктуры инновационной деятельности в регионе.
6. Механизм реализации Концепции
6.1. Программы развития промышленности области
Основой механизма реализации Концепции должны стать программы развития промышленности области, которые разрабатываются на основании настоящей Концепции, содержат конкретные мероприятия по ее реализации, сроки их выполнения. Требования к содержанию и порядку разработки программ установлены Законом Ульяновской области "О промышленной политике в Ульяновской области". В целях реализации настоящей Концепции разрабатываются функциональные и отраслевые программы развития промышленности.
Функциональные программы - совокупность программ, имеющих общепромышленную значимость и являющихся средством обеспечения (информационного, организационного, правового, ресурсного) реализации отраслевых программ развития промышленной деятельности в соответствии с приоритетами промышленной политики.
К функциональным программам, разработка и реализация которых предусматривается в течение 2006-2010 гг., относятся следующие:
- программа "Развитие инноваций в промышленности Ульяновской области";
отраслевые программы развития промышленности - совокупность программ, обеспечивающих создание новой конкурентоспособной, импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, а также расширение действующего производства качественной и конкурентоспособной продукции на основе пополнения оборотных средств и технического перевооружения производства. Отраслевые программы развития промышленности следующие:
- программа "Развитие организаций легкой промышленности Ульяновской области";
- программа "Развитие организаций лесной и деревообрабатывающей промышленности Ульяновской области";
- программа "Развитие организаций промышленности строительных материалов Ульяновской области";
- программа "Развитие организаций машиностроения Ульяновской области".
Предложенный в настоящей Концепции перечень предлагаемых к разработке, утверждению и реализации функциональных и отраслевых программ не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от текущих задач, решаемых Правительством Ульяновской области.
Основные принципы построения программ развития
промышленности области
Системность. Предусматривает: рассмотрение проблем с учетом причин их возникновения; поиск нескольких возможных вариантов их решения и выбор оптимального; научную обоснованность применяемых методов анализа; определение круга исполнительных органов и общественных организаций, привлекаемых к решению проблем; ответственность за принимаемые рекомендации и решения.
Комплексность. Означает: необходимость взаимосвязанности программ развития отраслей; необходимость взаимосвязанности мероприятий программы развития отдельной отрасли промышленности; обеспечение взаимодействия всех исполнителей.
Целенаправленность. Означает целевой характер и адресное предоставление мер государственной поддержки, целевую направленность программных мероприятий.
Эффективность. Предусматривает достижение высоких экономических показателей планируемых мероприятий, включает коммерческую, бюджетную, социальную эффективность.
6.2. Ресурсное обеспечение Концепции
Основными ресурсами реализации настоящей Концепции являются:
средства, предусмотренные федеральным и областным бюджетом для реализации соответствующих федеральных и областных программ;
собственные средства организаций;
средства частных инвесторов;
иные источники финансирования.
7. Система индикаторов развития промышленности,
методы оценки и механизмы контроля эффективности
конкретных мер государственной поддержки
В качестве основных индикаторов развития промышленности в результате реализации Концепции применяются:
динамика объема промышленного производства;
поступления налогов и других обязательных платежей от субъектов промышленной деятельности, собираемых на территории Ульяновской области;
рост реальных денежных доходов работников промышленности;
количество рабочих мест и связанный с этим социальный эффект.
Для оценки динамики объема промышленного производства используется индекс физического объема промышленного производства. Перспективными отраслями промышленности являются устойчиво развивающиеся отрасли. Среди наиболее стабильно развивающихся отраслей промышленности Ульяновской области: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (173,9%), производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды (161,9%), добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (137,3%);
При оценке социально-экономических последствий реализации Концепции используются показатели текущего эффекта, рассчитанного для определенного момента времени, и интегрального эффекта, который определяется как сумма текущих эффектов за определенный период реализации Программы.
Для характеристики эффектов использованы показатели бюджетного, коммерческого и социального эффектов, которые определялись следующим образом:
бюджетный эффект выражается в увеличении бюджетных доходов и (или) снижении бюджетных расходов в результате реализации проекта;
коммерческий эффект определяется как превышение поступлений над расходами операционной и инвестиционной деятельности организации, осуществляющего проект;
социальный эффект определяется в зависимости от количества сохраненных и вновь созданных рабочих мест и рассчитывается как сумма фонда заработной платы (с учётом установленных законодательством начислений на денежные выплаты) сохраненных и вновь принятых работников организаций.
Структурные подразделения Правительства Ульяновской области, отвечающие за промышленную политику, периодически отчитываются перед Законодательным Собранием Ульяновской области и Правительством Ульяновской области.
8. Мониторинг развития промышленности
Мониторинг развития промышленности Ульяновской области заключается в контроле за реализацией настоящей Концепции и выполнением программ развития промышленности Ульяновской области. Мониторинг предусматривает исследование и прогнозирование тенденций развития промышленности, оценку проблем в различных отраслях промышленности, оценку эффективности мероприятий промышленной политики, прогнозирование ожидаемых результатов.
Мониторинг развития промышленности осуществляется органами исполнительной власти Ульяновской области с участием организаций и включает в себя:
мониторинг и анализ деятельности организаций, отраслей промышленности и всей промышленности в целом, рейтинговые оценки организаций и отраслей;
мониторинг товарных рынков по схемам "спрос - предложение", "ввоз - вывоз" товаров, сырья, материалов, оборудования, услуг;
систему реестров субъектов промышленной деятельности (стратегически важных, федерального значения, градообразующих, ориентированных на экспорт, крупных налогоплательщиков и др.);
банк данных инвестиционных и инновационных проектов;
справочники промышленной продукции, бюллетени по новой технике и технологиям.
Для обеспечения комплексного подхода к мониторингу развития промышленности необходимо создание единой областной базы данных, формируемой из различных информационных источников - органов исполнительной власти Ульяновской области, субъектов промышленной деятельности и иных источников.
9. Сроки и этапы реализации Концепции
Реализация Концепции развития промышленности Ульяновской области предусматривает два этапа:
9.1. Краткосрочный этап (2006 год)
Реализация данного этапа предполагает:
совершенствование нормативной базы преобразований в промышленности, в том числе разработка и начало реализации программ развития промышленности;
стимулирование диверсификации производства, реструктуризацию организаций, повышение эффективности управления на основе подготовки и привлечения квалифицированных менеджеров;
обеспечение роста объемов промышленного производства через расширение внутреннего рынка (внутриобластная кооперация, областной государственный заказ), повышение эффективности действующих организаций, проведение их модернизации;
формирование благоприятных условий для развития инвестопроводящих структур;
осуществление группы высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов, формирующих точки экономического роста;
отработку новых финансовых инструментов государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор;
формирование основных интегрированных структур и промышленных округов;
расширение номенклатуры производства продукции конечного потребления;
развитие ориентированных на экспорт производств;
создание и внедрение системы мониторинга промышленной политики;
создание информационной инфраструктуры.
Рост эффективности производства на реформированных организациях приведет к пополнению бюджета. Оптимизируется степень государственного регулирования промышленности и доля в ней государственного сектора.
9.2. Среднесрочный этап (2007-2010 годы)
В среднесрочной перспективе планируется:
продолжение реализации мер, закрепляющих позитивные изменения, достигнутые на первом этапе реализации Концепции;
обновление, модернизация и техническое перевооружение основных средств существующих субъектов промышленной деятельности и, как следствие, повышение технического уровня традиционных для области отраслей промышленности;
государственная поддержка и стимулирование реализации инновационных проектов, способствующих созданию новых производств в Ульяновской области;
развитие областной системы инновационных фондов, инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов, технопарков;
освоение производства новой высокотехнологичной, наукоемкой продукции, значительное увеличение ее доли в общем объеме промышленного производства;
увеличение удельного веса промышленного производства Ульяновской области в структуре промышленного производства России;
повышение уровня жизни части населения Ульяновской области, занятой в промышленности.
10. Стратегический прогноз развития промышленности области
и результаты реализации Концепции
В рамках настоящей Концепции будут реализованы эффективные инвестиционные проекты, направленные на повышение конкурентоспособности экономики. В частности:
в целях реконструкции и технического переоснащения субъектов промышленной деятельности, загрузки неиспользуемых производственных мощностей, развития производства качественной и конкурентоспособной продукции, экспортного потенциала промышленного комплекса будут приняты меры поддержки возобновления производства самолетов АН-124-100 на ЗАО "Авиастар-СП", освоено серийное производство новой модели автомобиля УАЗ-Раtriоt на Ульяновском автомобильном заводе, организовано производство двигателей 4216 ОАО "Ульяновский моторный завод", создано предприятие ООО "Октябрь" по производству высококачественной камвольной пряжи и шерстяных тканей, организовано эффективное производство по выпуску нетканых материалов технического назначения ЗАО "Инзенская фабрика нетканых материалов", модернизирован технологический процесс производства трикотажных изделий ООО "Производственная компания "Фирма "Русь" и др.;
в целях развития инновационного потенциала и внедрения прорывных технологий с освоением наукоемкой продукции будет развернуто производство радиофармпрепаратов для нужд ядерной медицины ФГУП ГНЦ "Научно-исследовательский институт атомных реакторов", разработан типовой ряд жидкокристаллических индикаторов ОАО "Ульяновское конструкторское бюро приборостроения", разработан и освоен выпуск приборов суточного мониторинга артериального давления и частоты сердечных сокращений ИАДА-03, организовано промышленное производство наноструктурированных материалов, освоены технологии химической стабилизации шламов гальванических производств и др.
Реализация инвестиционных проектов, которые будут реализованы в рамках программ развития промышленности, сыграет значительную роль в развитии производства, будет способствовать активному выходу большой группы организаций на межрегиональный рынок продукции и услуг, что неизбежно привлечет внимание инвесторов к Ульяновской области, повысит доверие кредитных организаций.
Основными результатами реализации настоящей Концепции станут:
повышение конкурентоспособности продукции товаропроизводителей Ульяновской области на российском и международном рынках;
обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования субъектов промышленной деятельности;
формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, увеличение притока инвестиций на территорию области;
создание экономических условий, способствующих эффективной занятости населения и позволяющих трудоспособному населению обеспечить достойный уровень жизни за счет собственных доходов;
повышение качества жизни населения области благодаря формированию динамичного и конкурентоспособного промышленного комплекса и высокой деловой активности в регионе.
В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения Ульяновской области в результате реализации Концепции применяются:
динамика объема промышленного производства;
динамика поступления налогов и других обязательных платежей от субъектов промышленной деятельности на территории Ульяновской области;
рост инвестиций в промышленность;
снижение доли убыточных производств в промышленности;
рост реальных денежных доходов населения, занятого в промышленном производстве;
количество рабочих мест в промышленности и связанный с этим социальный эффект.
В ходе реализации целей и решения задач Концепции развития промышленности области предполагается достижение следующих целевых показателей развития промышленности Ульяновской области в целом в расчете на год:
рост объемов промышленного производства (ИФО) на 8-10%;
рост поступления налогов и иных обязательных платежей от субъектов промышленной деятельности на 12-15%#
рост инвестиций в промышленность на 12-15%;
снижение доли убыточных производств в промышленности на 3-5%;
рост реальной заработной платы в промышленности на 6-8 %;
создание новых рабочих мест - 3-4 тысячи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция развития промышленности Ульяновской области на 2006-2010 г.
В Концепции изложены механизм, этапы и ожидаемые результаты ее реализации.
Основной целью разработки Концепции является оценка состояния промышленного комплекса области и тенденций его развития, определение и обоснование основных направлений модернизации и преобразований, осуществляемых в промышленности на основе проведения активной и согласованной системы мер государственного регулирования и поддержки.
Закон Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. N 134-ЗО "Об утверждении Концепции развития промышленности Ульяновской области на 2006-2010 годы"
Текст Закона опубликован в газете "Ульяновская правда" от 13 декабря 2005 г. N 115
Текст Закона опубликован в "Народной газете" от 14 декабря 2005 г. N 138
Текст Закона опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Ульяновской области" N 11 (часть 2), 2005 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ульяновской области от 6 ноября 2009 г. N 178-ЗО