Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
(к решению Ульяновской Городской Думы
от 25 декабря 2002 г. N 222
Положение
"О территориальной охране природы в г. Ульяновске"
30 апреля, 2 июля 2003 г.
I. Общие положения
Настоящее Положение регулирует отношения в области создания и функционирования городской системы территориальной охраны природы как главного механизма сохранения и воспроизводства экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных условий жизни населения.
Система территориальной охраны природы подлежит обязательному учету в материалах землеустройства, кадастровых документах, регламентах землепользования, проектах и планах социально-экономического и иного развития города в качестве одной из основных и обязательных градообразующих составляющих, как элемент функционального и экономического зонирования.
1.1. Основные понятия
1.1.1. Территориальная охрана природы (ТОП) - деятельность по формированию и обеспечению функционирования объектов территориальной охраны природы.
1.1.2. Объекты территориальной охраны природы - особо охраняемые природные территории (ООПТ), охраняемые природные территории (ОПТ) с расположенными на них и в их охранных зонах инженерно-техническими, архитектурно-строительными объектами, организационно-управленческие (институциональные) объекты и субъекты, формируемые в целях обеспечения территориальной охраны природы.
1.1.3. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, на которых исключена, либо ограничена хозяйственная и иная деятельность, не связанная с целями поддержания статуса особой охраны данных территорий.
1.1.4. Охраняемые природные территории (ОПТ) - территории без статуса ООПТ, выделенные в целях охраны антропогенных объектов (охранные зоны дорог, ЛЭП, подземных коммуникаций и др.), либо охраны ООПТ (охранные зоны ООПТ), либо для нейтрализации негативного воздействия антропогенных объектов на окружающую среду (санитарно-защитные зоны, буферные зоны, зоны экологической компенсации), для которых специально определены и регламентированы формы и способы природопользования.
1.1.5. Единая городская система территориальной охраны природы г. Ульяновска (ЕГС ТОП Ульяновска) - совокупность охраняемых и особо охраняемых природных и иных территорий/акваторий с расположенными на них объектами, имеющими особое экологическое (средообразующее, природоохранное, в т.ч. научное, просветительское, эстетическое, культурно-историческое), санитарно-гигиеническое и/или рекреационное значение, участков и зон, имеющих статус земель природоохранного и рекреационного назначения.
1.1.6. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий - прилегающие к ООПТ зоны, выделяемые с целью обеспечения сохранности последних.
1.1.7. Ключевые территории (экологические ядра) - основные участки природных и природно-антропогенных систем площадью свыше 1 га, имеющие статус ООПТ. Управление ядрами заключается в долговременном поддержании естественного хода природных процессов на их территории/акватории, обеспечения сохранности природных ландшафтов;
1.1.8. Экологические коридоры - линейные участки природного, либо природно-антропогенного происхождения, выполняющие функции объединения ключевых территорий (ядер) и отдельных объектов в единую сеть (ландшафтный каркас), обеспечивающую миграции живых организмов, обмен генофондом, восстановление утраченного биологического и ландшафтного разнообразия, повышение экологической емкости (устойчивости) системы ТОП;
1.1.9. Буферные (охранные) зоны - хозяйственно используемые природные и природно-антропогенные территории, прилегающие к ключевым участкам, экологическим коридорам и отдельным объектам;
1.1.10. Отдельные объекты - малоплощадные (до 1 га) участки с расположенными на них обособленными элементами, либо микрокомплексами, соответствующими критериям ОПТ или ООПТ;
1.1.11. Основные функции охраняемых природных территорий - средообразующая, рекреационно-оздоровительная, ресурсоохранная, объектозащитная, эталонно-информационная, культурно-нравственная.
1.2. Правовая основа территориальной охраны природы в Ульяновске
1.2.1. Вопросы управления и контроля в области организации и функционирования ООПТ местного значения и осуществления их охраны регулируются п.п. 2, 6 ст. 2, п. 3 ст. 3 и п. 3 ст. 35 Федерального Закона РФ от 14 марта 1995 г. N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
1.2.2. Формирование рекреационных зон (в т.ч. на землях, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами), а также зон особо охраняемых территорий (в т.ч. на землях, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение) предусмотрено статьями 9-10, 94-100 Земельного кодекса РФ (Федеральный Закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ).
1.2.3. Обязанность предусматривать в проектах планировки и застройки городов и их пригородных зон охрану и рациональное использование ценных природных ландшафтов, выделение ландшафтно-рекреационных территорий, соблюдение режимных требований особо охраняемых природных территорий закреплена в действующих строительных нормах и правилах (СНиП 2.07.01-89*).
1.2.4. Создание и развитие единой городской системы особо охраняемых природных территорий в Ульяновске предусматривается п.п. 3.3.2 и 5.2.1. Концепции рационального (устойчивого) природопользования на территории г. Ульяновска, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 03.07.2002 г. N 131.
II. Единая городская система территориальной охраны природы
(ЕГС ТОП)
2.1. Основные условия формирования ЕГС ТОП Ульяновска
2.1.1. Основными условиями (принципами и требованиями) формирования ЕГС ТОП Ульяновска являются:
- приоритетное использование и поддержание саморегулирующих свойств природы;
- структурно-функциональная целостность и взаимосвязанность всех элементов системы;
- взаимодействие и координация действий всех субъектов развития системы территориальной охраны, расположенных на территории города;
- учет объектов ЕГС ТОП Ульяновска как градо-средообразующего ландшафтного каркаса при разработке проектов и планов развития города, ведении земельного, природно-ресурсного и иных кадастров городского уровня, регламентах землепользования и градостроительства;
- недопустимость сокращения доли объектов территориальной охраны природы в общем балансе площади городской территории ниже утвержденного Городской Думой минимально допустимого значения - 30%;
- обязательность соблюдения общих и дифференцированных режимов охраны и природопользования, установленных для объектов ЕГС ТОП;
- выявление и резервирование участков, перспективных для создания особо охраняемых природных территорий;
- интеграция ЕГС ТОП в региональную и общероссийскую системы территориальной охраны природы.
2.2. Структура Единой городской системы территориальной охраны
природы (ЕГС ТОП) г. Ульяновска
2.2.1. Единую городскую систему территориальной охраны природы (ЕГС ТОП) г. Ульяновска образует совокупность объектов территориальной охраны природы (ТОП), в т.ч. особо охраняемых природных территорий (ООПТ), охраняемых природных территорий (ОПТ), инженерно-технических, архитектурно-строительных и организационно-управленческих (институциональных) объектов и субъектов, формируемых в целях обеспечения территориальной охраны природы.
2.2.2. Структура ЕГС ТОП включает в себя биосферный и социальный блоки:
- биосферный блок - комплекс функционально и территориально взаимосвязанных охраняемых природных территорий/акваторий (включая зеленый фонд города), образующих ландшафтный каркас города - совокупность ключевых территорий (ядер), экологических коридоров, буферных зон;
- социальный (антропогенный) блок - совокупность субъектов территориальной охраны природы (юридических и физических лиц, участвующих в отношениях в сфере территориальной охраны) и искусственных объектов (информационно-знаковой системы, защитных сооружений, коммуникаций, элементов благоустройства, биотехнических объектов, средств материально-технического обеспечения служб охраны и т.п.), создаваемых и используемых для обеспечения системы территориальной охраны природы.
2.2.3. Создание системы объектов территориальной охраны природы включает деятельность по выявлению объектов природы, подлежащих особой охране, приданию им соответствующего охранного статуса, взятию под охрану, учет их границ и режимов природопользования в градостроительной документации и планах социально-экономического развития города, систематизации, управлению.
2.2.4. Объединению в ЕГС ТОП Ульяновска подлежат все ландшафтные элементы природного и природно-антропогенного происхождения, включая объекты зеленого фонда города (парки, скверы, полосы насаждений вдоль автодорог и других транспортных магистралей, противоэрозионные посадки, рекультивируемые карьеры, поймы рек, памятники природы и т.п.).
2.2.5. Основу ландшафтного каркаса ЕГС ТОП Ульяновска составляют четыре средозащитные эколого-рекреационные зоны:
I - Западная зона (долина р. Каменки - лесопарк "Северный" - парк "Победа" - урочище "Репище" - урочище "Карпинские дачи" - объездная автомагистраль - пос. Б. Ключ);
II - Свияжская зона (долина р. Свияги с ее водоохранной зоной на всем ее протяжении в черте города);
III - Предволжская зона - правобережная водоохранная зона и прибрежная защитная полоса, а также вся цепь волжских венцов (северный, средний, южный венцы), протянувшаяся от пос. Поливно через территорию парка Юности до береговых склонов у поселка им. Карамзина;
IV - Заволжская зона (связывающий между собой парки Прибережный, 40-летия ВЛКСМ, лесное урочище военного лесничества до окрестностей пос. Красный Яр).
2.2.6. Меридиональные зоны имеют наиболее важное экологическое значение, т.к. их ориентация в значительной мере соответствует исторически сложившимся в природе путям сезонных миграций и кочевок животных, а также нециклических биогеографических процессов, например, направлений пульсаций границ ареалов отдельных видов животных и растений по интразональным коридорам.
2.2.7. Внутригородскую сеть ЕГС ТОП Ульяновска образуют замкнутые водоемы, парки, скверы, городские сады и иные объекты зеленого фонда города.
2.2.8. Целостность и устойчивость функционирования ЕГС ТОП Ульяновска обеспечивается планомерной деятельностью по развитию и достраиванию меридиональных зон, а также по их увязке между собой в единую сеть с помощью ландшафтных поясов - элементов озеленения, ориентированных с запада на восток, массивов садов, неосвоенных застройкой неудобий (оврагов, склонов, технологических коридоров и т.п.).
2.3. Управление системой территориальной охраны природы
г. Ульяновска
2.3.1. Управление системой территориальной охраны природы г. Ульяновска предусматривает целенаправленную организацию взаимодействия всех субъектов территориальной охраны природы в городе по следующим направлениям развития ЕГС ТОП:
- разработка программ, проектов и планов в сфере территориальной охраны природы;
- нормативно-правовое обеспечение (разработка и принятие проектов решений по организации новых объектов ТОП, изменениям их статуса и режимов охраны и т.п.);
- информационное обеспечение (мониторинг, инвентаризация, паспортизация, ведение кадастра, маркировка границ, установка аншлагов, организация просветительской деятельности и т.п.);
- организация работ по землеустройству ООПТ;
- восстановление и поддержание природных объектов, благоустройство ООПТ,
- оптимизация экономики природопользования на объектах ТОП, финансирование системы ТОП;
- организация экологического контроля (охраны) на объектах ТОП.
2.3.2. Управление системой территориальной охраны природы г. Ульяновска осуществляется экологической службой мэрии (Отдел по экологии и природным ресурсам) во взаимодействии с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Ульяновской области и иными субъектами управления.
2.4. Информационное обеспечение управления ЕГС ТОП (в т.ч. ИЗС)
2.4.1. В пределах города используется единая унифицированная знаковая система (ИЗС объектов ТОП).
2.4.2. Информационно-знаковая система ЕГС ТОП включает в себя совокупность символов и иных изображений, призванных регулировать поведение людей на объектах ТОП (запрещающих либо ограничивающих хозяйственную и иную деятельность), аншлагов (информационных щитов) и маркировочных элементов, размещаемых на объектах ТОП для обозначения границ, режимов охраны и природопользования, сервисных и иных указателей, а также символики, используемой в качестве эмблем отдельных объектов ТОП (в т.ч. вымпелов), знаков отличия на специальной форменной одежде и т.п.
2.4.3. Разработка комплекта образцов указательных, предписывающих знаков и иных изображений ИЗС объектов ТОП осуществляется экологической службой мэрии (Отдел по экологии и природным ресурсам).
2.5. Режимно-правовая структура объектов территориальной охраны
природы
На объектах территориальной охраны природы города запрещается любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
2.5.1..# По степени ограничения антропогенного воздействия выделяют ОПТ или расположенные на них участки двух категорий:
1) территории (участки, объекты) строгой охраны (природные резерваты, зоны покоя, воспроизводственные участки, памятники природы, экологические парки, рощи, прибрежные защитные полосы водоемов и т.п.) - объекты ТОП, полностью изъятые из хозяйственного использования (включая запрет на застройку, установку искусственных объектов (кроме объектов природоохранного назначения), строго регламентируемые по рекреационной нагрузке и иным видам антропогенного воздействия;
2) территории (участки, объекты) ограниченного природопользования (эколого-рекреационные и водоохранные зоны, лесопарки, парки культуры и отдыха, скверы, эспланады, городские сады (кроме прибрежных защитных полос) и др.) - объекты ТОП, где разрешаются виды хозяйственного использования и иного природопользования и деятельности, не нарушающие структурную целостность, либо компенсирующие их нарушение соответствующими восстановительными и охранными мероприятиями);
2.5.2. По организационно-правовому статусу и/или формам собственности объекты ТОП могут подразделяться на следующие категории:
- объекты ТОП федерального значения (в т.ч. являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, объекты на землях гослесфонда (зеленая зона г. Ульяновска, в т.ч. лесопарки, водоохранные леса бассейна р. Волги/, водоохранные зоны Куйбышевского водохранилища), санитарно-защитные и охранные зоны объектов федерального уровня [Минобороны и др.]/);
- объекты ТОП регионального значения (в т.ч. являющиеся собственностью субъекта РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъекта РФ (заказники, природные парки, лесопарки, памятники природы и др.), водоохранные зоны, санитарно-защитные зоны предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, образованных решениями субъекта РФ);
- объекты ТОП местного значения (являющиеся собственностью муниципального образования и находящиеся в ведении органов местного самоуправления);
- объекты ТОП юридических лиц (являющиеся собственностью юридических лиц и находящиеся в их ведении);
- объекты ТОП граждан (являющиеся собственностью граждан).
2.5.3. Режимы охраны и природопользования на объектах территориальной охраны природы, расположенных в пределах города, но не являющихся объектами ТОП местного значения, определяются:
- для федерального и регионального значения - в соответствии с примерными положениями, утвержденными Министерством природных ресурсов, иными нормативными правовыми актами федеральных и региональных органов власти;
- для иных объектов территориальной охраны - с учетом требований действующего экологического и земельного законодательства, настоящего Положения, экологической и социальной значимости объекта.
III. Особо охраняемые природные территории местного значения
3.1. Категории ООПТ местного значения
В зависимости от структуры, назначения и строгости режима охраны природных объектов в пределах города Ульяновска могут образовываться ООП" местного значения следующих категорий:
- Природные резерваты (категория "А");
- Рекреационно-оздоровительные территории/акватории (категория "Б");
- Буферные зоны (категория "В");
- Прочие специальные зоны и участки (категория "Г").
3.2. Виды ООПТ категории "А" и режимы их охраны
3.2.1. Природные резерваты (категория "А") - наиболее ценные участки дикой природы, служащие преимущественно экологическим целям (обеспечение естественного хода природных процессов и явлений, сохранение эталонного генофонда, видового биологического и ландшафтно-экосистемного разнообразия, мониторинг).
3.2.2. ООПТ категории "А" могут быть представлены следующими видами:
- городские леса (массивы, урочища, лесопарки, рощи);
- экологические парки (кроме рекреационных участков категории "Б")
- водоемы и охраняемые береговые линии;
- воспроизводственные участки;
- зоны покоя;
- отдельные ценные объекты природы.
3.2.3. На территориях природных резерватов (либо резерватных участков внутри ООПТ иного ранга) запрещаются любые виды хозяйственной и иной деятельности, приводящие к нарушению целостности и устойчивости природного комплекса, уничтожению, повреждению и нарушению функционирования объектов территориальной охраны.
3.2.4. В пределах воспроизводственных участков, зон покоя, отдельных ценных объектов природы запрещается вмешательство в ход естественных процессов, изменение состояния природных объектов, в т.ч.:
а) строительство и размещение зданий, сооружений, коммуникаций и иных объектов, установка палаток, навесов, киосков, вагончиков, объектов благоустройства;
б) уничтожение и повреждение объектов животного и растительного мира, почвенного покрова, недр (в т.ч. добыча и беспокойство животных, выгуливание и пастьба домашних животных, заготовка растительной продукции, разведение костров, выжигание растительности (кроме специально организуемой в целях оптимизации экосистемы), проезд и нахождение транспортных средств, нарушение целостности почвенного покрова, проведение геолого-разведовательных работ, добыча минерального сырья, проведение массовых мероприятий и т.п.);
в) загрязнение окружающей среды (в т.ч. захоронение и складирование отходов, выбрасывание мусора, сброс загрязненных сточных вод, загрязненного снега и др.);
3.2.5. Зоны покоя и воспроизводственные участки должны выделяться в пределах каждого природного резервата и ООПТ категории "Б" и должны занимать площадь, достаточную для обеспечения самоподдержания устойчивого состояния природного комплекса (т.е. не менее 30% от общей площади охраняемой территории).
3.2.6. В пределах зон покоя и воспроизводственных участков могут выделяться зоны строгой охраны, исключающие нахождение людей без специального разрешения, выдаваемого экологической службой мэрии.
3.3. Виды ООПТ категориям "Б" и режимы их охраны
3.3.1. Рекреационно-оздоровительные территории/акватории (категория "Б") - особо охраняемые территории/акватории, предназначенные преимущественно для отдыха и поддержания здоровья населения.
3.3.2. ООПТ категории "Б" могут быть представлены следующими видами:
- эколого-рекреационные зоны;
- экологические парки (кроме участков природных резерватов категории "А"),
- городские парки, сады, скверы, эспланады, бульвары;
- объекты водной и околоводной рекреации (водоемы, набережные и т.п.);
- лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.
3.3.3. В пределах ООПТ категории "Б" при их площади от 1 га должно предусматриваться функциональное зонирование, обеспечивающее щадящее природопользование и регулирование рекреационных нагрузок.
3.4. Виды ООПТ категории "В" и режимы их охраны
3.4.1. Буферные зоны (категория "В") - территории/акватории объектозащитного назначения, в пределах которых осуществляется комплекс проектных и практических мероприятий, направленных на создание и поддержание природно-антропогенных объектов, выполняющих функции ослабления или поглощения действия вредных антропогенных факторов на окружающую среду и человека.
3.4.2. ООПТ категории "В" могут быть представлены следующими видами:
- зоны экологической компенсации;
- защитные полосы;
- санитарно-защитные зоны предприятий, зданий, сооружений на городских землях:
- охранные зоны техногенных объектов и особо охраняемых природных территорий;
- зоны ландшафтной реабилитации (рекультивации карьеров и иных нарушенных территорий).
3.4.3. В пределах буферных зон (санитарно-защитных, зон экологической компенсации) допускается ограниченная хозяйственная и иная деятельность в рамках регламентов, определяемых проектами этих зон в соответствии с санитарными, экологическими и строительными нормами. В перечень ограничений включаются запрет на размещение объектов повышенной экологической вредности, строительство жилых объектов и приватизация земельных участков, выращивание продовольственной продукции, размещение рекреационно-оздоровительных, медицинских, образовательных и ряда иных объектов.
3.4.4. Мероприятия по проектированию, созданию и поддержанию буферных зон осуществляются по согласованию с городской экологической службой, органами земельного контроля, архитектуры и градостроительства за счет владельцев источников негативного воздействия на окружающую среду либо при их долевом участии.
3.5. Виды ООПТ категории "Г" и режимы их охраны
3.5.1. Прочие специальные зоны и участки (категория "Г") - особо охраняемые природные территории, создаваемые с целью обеспечения функционирования природных, природно-антропогенных объектов (в т.ч. объектов благоустройства) либо организаций научного, образовательного, медицинского и иного профиля.
3.5.2. ООПТ категории "Г" могут быть представлены следующими видами:
- ботанические (дендрологические), зоологические (в т.ч. орнитологические, ихтиологические, энтомологические и т.п.), почвенные, геологические (в т.ч. палеонтологические), гидрологические ООПТ:
- эконаучные (мониторинговые, экспериментальные и т.п.);
- экообразовательные (участки образовательных учреждений, трассы экскурсионных учебных троп, маршрутов, предназначенные для целей эколого-биологического, географического, краеведческого образования);
- модельные участки городского (в т.ч. дворового) озеленения (зеленой архитектуры, дизайна);
- питомники растений, участки питомников и приютов животных;
- территории местных зоологических и ботанических парков, садов и т.п.;
- участки видовых обзорных площадок.
Примечания:
1) в практике градостроительного планирования в соответствии со СНиП территории категорий "А" и "Б" обычно рассматриваются как ландшафтно-рекреационные;
2) монофункциональные ООПТ в городских условиях не встречаются, поэтому ранг территории присваивается по ее приоритетной функции и преобладающей площади. Второстепенные ранги указываются за основным в скобках, например, "А" (Б, Г);
3) с целью обеспечения функционирования многоцелевых охраняемых территорий может предусматриваться их функциональное зонирование (ОПТ дифференцированного природопользования, где могут сочетаться различные режимы охраны).
3.6. Порядок организации и преобразования особо охраняемых
природных территорий и объектов местного значения
3.6.1. Наиболее ценные природные участки, соответствующие критериям ООПТ местного значения подлежат выявлению и резервированию мэрией города в порядке, определяемом действующим законодательством с введением на них щадящего режима природопользования до момента придания им Городской Думой статуса особо охраняемых природных территорий.
3.6.2. Перечень резервируемых участков ведется экологической службой мэрии, которая совместно с заинтересованными лицами осуществляет подготовку проектов решений Городской Думы о придании территории/акватории статуса ООПТ.
3.6.3. Перечень действующих особо охраняемых природных территорий (объектов), утверждается и по мере необходимости уточняется Городской Думой (в т.ч. по представлению мэрии).
3.6.4. Для крупных (свыше 5 га) и наиболее ценных в экологическом отношении ООПТ наряду с паспортами должны разрабатываться и обновляться с периодичностью не реже одного раза в десять лет проекты организации ООПТ, включающие разделы:
- Экологическое состояние территории (ландшафт, гидрогеология, почвы, флора и растительность, фауна и животное население).
- Природопользование и иное воздействие на природный комплекс.
- Комплекс мер по охране и воспроизводству ООПТ.
- Приложение (документы (решения органов МСУ и др., подтверждающие статус ООПТ), отчеты о состоянии ООПТ и др.).
По-видимому, в тексте настоящего Положения нарушена нумерация пунктов. Отсутствует пункт 3.6.5
3.6.6. Изменение границ и категорий ООПТ, правового режима (режимов охраны и природопользования) в границах ООПТ и их охранных зон осуществляется исключительно по решению Городской Думы при наличии положительного заключения городской экологической службы.
Примечание: Порядок образования ООПТ федерального и регионального значений определен Федеральным Законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях".
3.7. Мониторинг в системе ООПТ местного значения (порядок ведения
кадастра, инвентаризация, паспортизация)
3.7.1. Экологической службой мэрии (Отдел по экологии и природным ресурсам) при содействии городских органов земельного контроля (в т.ч. КУЗР), управления архитектуры и градостроительства ведется кадастровый учет всех действующих особо охраняемых природных территорий, а также участков, резервируемых для целей создания новых территорий с особым режимом охраны.
3.7.2. На каждую ООПТ категорий А и Б, а также на крупные ООПТ иных категорий (площадью 1 га и более) городской экологической службой (Отдел по экологии и природным ресурсам) составляется паспорт по установленной форме (приложение 1). Экземпляры паспорта выдаются лицам, ответственным за сохранение ООПТ, подлежат хранению наряду с другими документами, устанавливающими статус и правовой режим территории.
3.8. Планирование и осуществление мероприятий в сфере развития
единой городской системы территориальной охраны природы
(ЕГС ТОП)
3.8.1. Основу территориальной охраны природы составляют мероприятия, реализуемые в рамках обязательной комплексной городской программы "Охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов", утверждаемой Городской Думой, а также на основе отдельных планов и решений, принимаемых администрацией города.
3.9. Взаимодействие в сфере территориальной охраны природы
3.9.1. Для поддержания и обеспечения развития городской системы объектов территориальной охраны природы мэрией могут заключаться соглашения (договоры) о взаимодействии с юридическими и физическими лицами (государственными, общественными, коммерческими и иными организациями (научными, образовательными учреждениями, органами правопорядка и др.) по следующим направлениям:
- проведение землеустройства, научных и мониторинговых, кадастровых работ;
- осуществление охраны территорий и находящихся на них объектов;
- выполнение работ по восстановлению нарушенного природного комплекса;
- проведение биотехнических мероприятий и благоустройство территории;
- создание объектов инженерной защиты территории и строительство объектов природоохранного назначения;
- осуществление программ и мероприятий в сфере экологического образования;
- проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий.
3.10. Контроль в сфере территориальной охраны природы
3.10.1. Контроль в сфере территориальной охраны природы осуществляется экологическими службами различного уровня в соответствии с Положением о муниципальном экологическом контроле на территории г. Ульяновска.
3.10.2. В случае нахождения в пределах ООПТ местного значения объектов природы, относящихся к объектам, занесенным в соответствующие Красные книги растений, животных или почв РФ, экологический контроль за данными территориями осуществляется органами государственного экологического контроля наряду с местными экологическими службами.
3.10.3. Для осуществления охраны ООПТ местного значения мэрией и администрациями районов могут создаваться специальные структурные подразделения с наделением их соответствующими полномочиями в соответствии с действующим законодательством.
3.11. ООПТ в системе зонирования города
3.11.1. При осуществлении зонирования территории города наличие особо охраняемых природных территорий и объектов на них следует учитывать как фактор, повышающий социально-экономическую ценность городской территории либо конкретной выделяемой зоны. При этом следует исходить из наличия следующих рангов экологической значимости объектов территориальной охраны природы:
I - для ООПТ категории "А": (максимально для зон покоя, воспроизводственных участков и особо ценных природных объектов);
II - для ООПТ категория "Б";
III - для ООПТ категория "В" и "Г".
IV. Ответственность за нарушение требований в сфере территориальной
охраны природы
4.1. В зависимости от характера и степени негативного антропогенного воздействия на объекты ТОП могут применяться санкции, предусмотренные административным, гражданским и уголовным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.