Закон Ульяновской области
от 6 мая 2006 г. N 54-ЗО
"Об утверждении Концепции реформирования жилищно-коммунального
комплекса Ульяновской области на 2006-2010 годы"
28 августа 2008 г.
Принят Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области
от 27 апреля 2006 г. N 51/276
Утвердить Концепцию реформирования жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на 2006-2010 годы (прилагается).
Губернатор области
С.И. Морозов
г. Ульяновск,
6 мая 2006 г.
N 54-ЗО
Законом Ульяновской области от 28 августа 2008 г. N 146-ЗО в Концепцию реформирования жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на 2006-2010 годы внесены изменения
Концепция
реформирования жилищно-коммунального комплекса
Ульяновской области на 2006-2010 годы
(утв. Законом Ульяновской области от 6 мая 2006 г. N 54-ЗО)
Введение
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями энергоресурсов.
Необходимость развития и совершенствования методов работы и управления жилищно-коммунальным комплексом области в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений. Недостаточное внимание к этой отрасли в предыдущие годы привело к значительному износу основных фондов и обострению социально-политической обстановки.
Настоящая Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на 2006-2010 годы (далее - Концепция) разработана с учетом положений подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2001 г. N 346-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. N 1183-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы утверждена Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675
Концепция предлагает методологические подходы к проведению преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве на территории Ульяновской области, повышающие надежность функционирования жилищно-коммунальной системы жизнеобеспечения населения и направленные на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса, формирование режима его устойчивого и достаточного финансирования.
Целями Концепции являются обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения.
Концепция направлена на ликвидацию сверхнормативного износа основных средств, стимулирование эффективного и рационального хозяйствования организаций жилищно-коммунального хозяйства, максимальное использование ими всех доступных ресурсов для решения задач надежного, устойчивого, технически и экономически обоснованного уровня обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг и является основой для разработки программ и проектов, обеспечивающих повышение эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований, улучшение качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.
Разработка программ реализации мероприятий, определенных в настоящей Концепции, должно осуществляться как единое целое с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости.
1. Состояние и проблемы жилищно-коммунального
комплекса Ульяновской области
1.1. Жилищный фонд
Жилищный фонд в Ульяновской области составляет 28,5 млн. м2, в том числе в городских поселениях - 20,34 млн. м2, что составляет 71,4% всего жилищного фонда области, в сельских поселениях - 8,16 млн. м2, что составляет 28,6% всего жилищного фонда области.
Из 28,5 млн. м2 жилищного фонда в муниципальной собственности находится 14,3 млн. м2, что составляет 47,2% всего жилищного фонда.
Ветхим и аварийным фондом является 0,271 млн.м2, что составляет 1,9% площади жилищного фонда.
Основными причинами ветхости жилищного фонда являются:
естественное старение зданий;
экстремальные условия формирования жилищного фонда послевоенного периода;
отсутствие нормативного текущего и капитального ремонта основных строительных конструкций и инженерного оборудования.
Обслуживание вышеуказанного жилищного фонда осуществляется 92 организациями, в основном муниципальными.
1.2. Финансово-экономическое состояние организаций
жилищно-коммунального хозяйства области
Дебиторская задолженность организаций жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 01 января 2006 года составила 5077,5 млн. рублей, кредиторская задолженность - 7355,9 млн. рублей. Доходы организаций ЖКХ по итогам производственной деятельности в 2005 году составили 7114,9 млн. рублей, расходы - 7288,3 млн. рублей. Анализ финансово-экономического состояния организаций жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы 2005 года показал, что конечный финансовый результат работы комплекса составил 173,4 млн. рублей убытка.
1.3. Водопроводно-канализационное хозяйство
Водоснабжение населения является одним из определяющих факторов здоровья, уровня жизни населения и социально-экономического развития поселений Ульяновской области.
В городе Ульяновске действует 4 источника водоснабжения: Поливенский речной водозабор, являющийся единственным источником в Правобережье, и 3 источника в Левобережье: Архангельский грунтовый и речной водозаборы, водозабор на Нижней Террасе. Основным источником водоснабжения города Ульяновска является р. Волга (порядка 70% потребления воды г. Ульяновска). Водоснабжение правобережной части г. Ульяновска осуществляется от единственного источника - открытого водозабора. В соответствии с установленными требованиями город должен иметь два независимых водоисточника, один из которых должен быть подземным. Для решения данного вопроса согласно результатам предварительной разведки, выполненной в 1987 году, было предложено использовать воду из подземных источников Барышского и Свияжского водозаборов. (производительность Свияжского водозабора - 30 тыс.мЗ/сут. и Барышского водозабора - 70 тыс.мЗ/сут., водоводы диаметром - 500-900 мм., общей протяженностью - 140 км)
Подземные водозаборы в сельских и городских поселениях Ульяновской области не в полном объеме обеспечивают потребителей питьевой водой. Энергоемкое оборудование водозаборов устарело и приводит к большим неэффективным затратам. Технические потери воды составляют до 40%. В связи с банкротством многих сельскохозяйственных производственных кооперативов и иных организаций, имеющих на балансе водопроводные сети, эксплуатация водопроводов осуществлялась крайне неудовлетворительно, многие из них доведены до аварийного состояния, не имеют организованных зон санитарной охраны.
На балансе организаций жилищно-коммунального хозяйства и в казне муниципальных образований области находится 4899 км водопроводных сетей, требуют замены - 1847 км. На территории Ульяновской области (на 01.01.2005) действовали 1583 источника централизованного водоснабжения. Из них: обеспечивающих коммунальные водопроводы - 350, ведомственные водопроводы - 1233, в том числе в сельских поселениях - 1261. Там, где отсутствует централизованное водоснабжение, имеются источники децентрализованного водоснабжения (каптажи, родники, колодцы) в количестве 1091, в том числе в сельских поселениях - 921.
В 49 населенных пунктах Ульяновской области имеется система централизованной канализации, в том числе: в 5 городах, 19 поселках городского типа, 25 сельских населенных пунктах. Общая протяженность канализационных сетей составляет 679,3 км, в том числе находящихся в муниципальной собственности - 512,04 км.
Износ канализационных и водопроводных сетей, находящихся в муниципальной собственности, составляет 60%.
Мощность существующих очистных сооружений позволяет осуществить очистку всего 54% от общего необходимого количества стоков. В 4 районах области очистные канализационные сооружения отсутствуют. В Базарносызганском, Вешкаймском, Кузоватовском, Майнском, Мелекесском, Новоспасском, Сенгилеевском, Старомайнском, Сурском, Тереньгульском, Ульяновском, Цильнинском районах и городе Барыше очистные сооружения изношены и не обеспечивают должной очистки согласно нормативным требованиям.
Существующее неблагополучное состояние систем водопроводно-канализационного хозяйства определяется целым рядом проблем, возникших вследствие многолетних низких темпов развития водопроводно-канализационных систем и комплектации водопроводно-канализационного хозяйства техникой, материалами и оборудованием.
Высокий уровень износа оборудования и коммуникаций привел к росту числа аварий.
Качество питьевой воды
Основной качественной характеристикой питьевой воды, влияющей на состояние здоровья населения, является ее соответствие гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим (бактериологическим) показателям.
Санитарно-химические показатели качества питьевой воды характеризуются наличием в воде различных концентраций химических элементов и их соединений. Отклонения качественных показателей от установленных нормативов по содержанию железа, марганца и жесткости наблюдаются в Старомайнском, Мелекесском, Сурском, Чердаклинском, Новомалыклинском, Базарносызганском и Барышском районах и в г. Ульяновске.
Использование воды данных месторождений требует реализации комплекса мероприятий по устройству установок водоподготовки (обезжелезивания, сорбционной очистки и т.п.). Микробиологические показатели качества воды зависят от технического состояния систем водоснабжения и уровня их текущей эксплуатации.
Основными факторами, влияющими на ухудшение микробиологических показателей, являются:
увеличение аварийности вследствие износа водопроводных сетей и сооружений;
неисполнение ежегодных мероприятий по обеззараживанию водопроводных сетей (промывка с хлорированием), предусмотренных правилами эксплуатации;
невыполнение мероприятий по промывке и обеззараживанию сетей водоснабжения после ликвидации аварийных ситуаций;
несоблюдение мероприятий по содержанию охранных зон водозаборов;
отсутствие и выход из эксплуатации установок обеззараживания воды при подаче в водопроводную сеть на станциях второго подъема;
невыполнение мероприятий по ликвидационному тампонажу бездействующих скважин, непригодных для дальнейшей эксплуатации.
Наблюдаются сезонные отклонения от установленных санитарными правилами норм в пробах воды из водоисточников в г. Ульяновске, Мелекесском. Сенгилеевском, Радищевском, Ульяновском, Майнском, Базарносызганском, Карсунском, Кузоватовском районах.
Следствием высокого уровня износа водопроводных сетей и ненадлежащего состояния зон санитарной охраны может стать ухудшение органолептических и микробиологических показателей качества питьевой воды и увеличение заболеваемости населения инфекционными заболеваниями, связанными с водным фактором.
В целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и предотвращения вспышек инфекционных заболеваний, возникновение которых связано с питьевой водой, необходимо реализовать комплекс мер по приведению систем водоснабжения населения независимо от форм собственности в состояние, соответствующее нормам эксплуатации. Высокий уровень физического износа систем водоснабжения приводит к снижению надежности снабжения питьевой водой населения, а также надежности работы систем отопления в течение отопительного сезона.
1.4. Теплоэнергетический комплекс
Кризисное состояние коммунальной теплоэнергетики области обусловлено высоким уровнем затратности, отсутствием экономических стимулов, решений по снижению издержек на производство тепловой энергии и характеризуется высокой степенью износа основных средств по теплогенерирующему и теплосетевому оборудованию, низким уровнем эксплуатации, неэффективной работой предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Теплоснабжение - это одна из важнейших составляющих жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области. Повышение надежности и эффективности функционирования коммунальных систем теплоснабжения, обеспечение бесперебойного и качественного снабжения потребителей тепловой энергией - одна из основных задач органов местного самоуправления.
Сегодня теплоснабжением в 21 районе и в 4 городах Ульяновской области обеспечивают:
по районам области: 45 организаций, в том числе 34 муниципальных;
по городам области:
г. Ульяновск - 21 организация, в том числе 3 муниципальных;
г. Димитровград - 10 организаций, в том числе 1 муниципальная;
г. Барыш - 1 организация, в том числе 1 муниципальная;
г. Новоульяновск - 2 организации.
Итого 79 организаций, в том числе 39 муниципальных.
Объем производства тепловой энергии по области за 2005 год составил 6854 тыс. Гкал. на сумму 2674 млн. рублей. В том числе собственное производство муниципальных унитарных предприятий составило 1301 тыс. Гкал. на сумму 682 млн. рублей.
В Ульяновской области 1080 котельных, из которых 279 - котельные ЖКХ, обеспечивающие тепловой энергией жилищный фонд и объекты социальной сферы. Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении 1478 км, из которых 1038 км находятся в муниципальной казне. Из общей протяженности сетей 60% нуждается в замене, так как их изношенность достигает более 65%.
Из-за ветхости и большого износа конструктивных элементов инженерной инфраструктуры потери тепловой энергии достигают более 15 %.
Из 25 районов в 8 районах преобладают мазутные котельные, в 13 - газовые.
Мазутные котельные вырабатывают в год тепловой энергии 287,5 тыс. Гкал на сумму 220,9 млн. рублей и при этом их эксплуатация приносит убытки в размере на 6 млн. рублей в год (плюс недополученные доходы от разницы в тарифах для населения около 68 млн. рублей).
Объем производства тепловой энергии котельных на газовом топливе в районах составляет 611,9 тыс. Гкал на сумму 256 млн. рублей. Большинство из них имеют нулевую рентабельность.
Из 79 теплоснабжающих организаций области 9 специализируются только на услугах по передаче тепла (без собственного производства), в том числе 5 муниципальных. Имеют тепловые сети на своем балансе 36 организаций, в том числе 25 муниципальных.
Коэффициент загрузки муниципальных котельных:
55 котельных имеют коэффициент загрузки от 16 до 30%;
70 котельных имеют коэффициент загрузки от 30 до 50%.
В котельных муниципальных предприятий области установлены 252 котла типа ТВГ-1,5, которые характеризуются низким КПД - от 46 до 55%, что составляет около 30% от основной массы котлов. Сами котлы, как и горелочные устройства, зачастую являются самодельными, что сильно влияет на перерасход топлива.
Основными источниками централизованного теплоснабжения города Ульяновска в настоящее время являются:
ОАО "Ульяновскэнерго" - 76,4% (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3);
ведомственные котельные - 13,9%;
муниципальные котельные - 9,7%.
Загрузка производственных мощностей по производству тепловой энергии составляет:
ОАО "Ульяновскэнерго" - в среднем 58%;
ведомственные котельные - в среднем 45%;
муниципальные котельные - в среднем 51%.
В целом по системе теплоснабжения ОАО "Ульяновскэнерго" потери тепла достигают 25-30%. Потери тепла в тепловых сетях ведомственных и муниципальных котельных в связи с их незначительной протяженностью несколько ниже и составляют 10-15%.
Система теплоснабжения города Ульяновска от ТЭЦ-1,ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 работает по открытой схеме, то есть с непосредственным водоразбором на горячее водоснабжение из тепловой сети, что приводит к большому расходу объема подпиточной воды и в связи с этим к усложнению и удорожанию станционной водоподготовки, усложнению и увеличению объема санитарного контроля за системой теплоснабжения, усложнению эксплуатации из-за нестабильности гидравлического режима тепловой сети, связанной с переменным расходом воды в обратной линии. В закрытых системах теплоснабжения вода, циркулирующая в тепловой сети, используется только как теплоноситель, но из сети не отбирается.
К достоинствам закрытой системы относятся:
стабильное качество горячей воды, поступающей в установки горячего водоснабжения, одинаковое по качеству с водопроводной водой;
простой санитарный контроль системы горячего водоснабжения благодаря короткому пути прохождения водопроводной воды от ввода в здание до водопроводного крана;
простой контроль герметичности теплофикационной системы, которая проводится по расходу подпитки.
Мероприятия по реконструкции тепловых сетей и внутренних систем теплоснабжения должны быть в первую очередь направлены на ликвидацию возможных очагов крупномасштабных аварий с размораживанием систем теплоснабжения населенных пунктов и аварийным отключением значительного числа потребителей. В рамках этих мероприятий необходимо провести работы, направленные на ликвидацию потерь теплоносителя и сокращение, таким образом, подпитки, оптимизацию и наладку режимов работы теплосети, сокращение потерь тепла при транспортировке.
1.5. Электроснабжение
В 2005 году в рамках реформирования энергетической отрасли страны прошла реструктуризация ОАО "Ульяновскэнерго".
Конечной целью проводимой реорганизации является привлечение частных инвестиций для обновления энергетических мощностей, увеличение эффективности энергетического производства и создание базы для конкуренции между независимыми поставщиками электрической энергии.
Суть реструктуризации сводилась к тому, что из региональных энергетических организаций в качестве самостоятельных юридических лиц выделяются генерирующие, сетевые и сбытовые подразделения.
План реформирования ОАО "Ульяновскэнерго" был утвержден 3 сентября 2004 г. Согласно данному плану с 01 января 2006 года на территории Ульяновской, Самарской, Саратовской и Оренбургской областей начали свою работу ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", ОАО "Волжская межрегиональная распределительная компания" и сбытовые компании (на территории Ульяновской области - ОАО "Ульяновскэнерго").
ОАО "Ульяновскэнерго" с 1 января 2006 года на территории Ульяновской области занимается только сбытом электрической энергии, полученной с оптового рынка электроэнергии.
Абоненты, ранее получавшие тепловую энергию от ОАО "Ульяновскэнерго", с 01 января 2006 года получают ее от ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "ВоТГК"). При этом непосредственно теплоснабжением г. Ульяновска по-прежнему занимаются ульяновские ТЭЦ-1, -2, -3 и "Ульяновские тепловые сети", которые вошли в состав ОАО "ВоТГК". Электрические сети, входившие ранее в состав ОАО "Ульяновскэнерго", вместе с сетевым хозяйством ОАО "Самараэнерго" и ОАО "Саратовэнерго" объединены с 01 января 2006 года в составе ОАО "Волжская межрегиональная распределительная компания" (далее - ОАО "ВоМРК"). Общая протяженность воздушных линий электропередачи, эксплуатируемых ОАО "ВоМРК", составляет свыше 23 тыс: км, трансформаторных подстанций - 3461 шт./т.кВА.
Электропотребление Ульяновской области составляет 5,8 млрд. кВтч, из которых собственная выработка на ТЭЦ г. Ульяновска - 2,6 млрд. кВтч, на ТЭЦ НИИАР г. Димитровграда - 390 млн. кВтч. Доля покупной электроэнергии с оптового рынка электрической энергии - 2,8 млрд. кВтч, что составляет 48,2%.
Несмотря на решающий период своего реформирования, главными задачами "большой энергетики" по-прежнему остаются обеспечение надежности энергосистемы и бесперебойная поставка электрической и тепловой энергии.
В Ульяновской области 44 муниципальных предприятий коммунального хозяйства являются перепродавцами или потребителями электрической энергии. Из них:
23 - перепродавцы электроэнергии для населения;
21 - потребители электроэнергии на производство коммунальных услуг.
Данные предприятия находятся практически в кризисном состоянии. На таких предприятиях потери электрической энергии ежемесячно составляют от 20 до 50% в зависимости от времени года, а по ряду случаев даже превышают этот показатель, что в целом по области за год составляет величину финансовых потерь в размере 137 млн. рублей. Предприятия становятся глубоко убыточными. Проводимые в районах мероприятия носят, как правило, бессистемный характер и не ориентированы на конечный финансовый результат. Низкая заработная плата и отсутствие тарифных соглашений приводят к оттоку квалифицированных специалистов.
На балансе муниципальных образований находятся: электрические сети МУП ЖКХ в количестве 7060 км, в том числе на СН - 1970 км и НН - 5090 км; 972 однотрансформаторных ТП и КТП и 621 двухтрансформаторных ТП и КТП.
Рассмотрение актов технического состояния показывает, что из общего состава электрохозяйства 1/4 находится в нормативном состоянии, а по остальному электрохозяйству амортизация в среднем составляет 76%, в связи с этим аварийность значительно превышает средние показатели по Российской Федерации, а перерывы в электроснабжении населения и других потребителей в рабочих поселках, связанные с многочисленными повреждениями, нередко достигают двух-трех суток. Объясняется это отсутствием автовышек, другой специальной техники, запаса оборудования и материалов, множеством "времянок", долгое время не ликвидируемых, большим количеством элементов оборудования и сетевого хозяйства, получивших повреждения в результате аварий.
Отсутствие системы повторного заземления нулевого провода повсеместно приводит к повреждениям бытовой техники потребителей и постоянным судебным издержкам МУП, а выведенные из строя на подстанциях элементы защиты ЛЭП, а также неудовлетворительное состояние строительной части подстанций, особенно кровли, приводят к тяжелым повреждениям силового оборудования подстанций.
Для разрешения вышеперечисленных проблем и решения проблем неплатежей ОАО "Ульяновскэнерго" разработаны предложения по созданию единой электросетевой компании на территории Ульяновской области.
Достигнуто соглашение между Губернатором Ульяновской области и ОАО "СМУЭК" от 12.08.2005 N 135-Д "Об обеспечении устойчивого электроснабжения населенных пунктов Ульяновской области", предусматривающее модернизацию электрических сетей Ульяновской области, ревизию абонентов, монтаж самонесущих изолированных проводов на вводах в индивидуальные дома, исключающих несанкционированное подключение, установку счетчиков, замену загруженных на 30-40% трансформаторов, вследствие банкротства и прекращения функционирования организаций сельского хозяйства. Вышеперечисленные работы позволят сократить технические потери электроэнергии. На реализацию данных предприятий потребуется около 100 млн. рублей. Графики работ по муниципальным предприятиям имеются. Данные технические мероприятия проведены в Майнском и Цильнинском районах.
С 01 апреля 2006 года в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" предусматривается разграничение функций транспортировки и сбыта электрической энергии. В связи с этим муниципальными коммунальными предприятиями функции сбыта переданы в ОАО "Ульяновскэнерго" и со всеми абонентами договоры на поставку электроэнергии перезаключаются с ОАО "Ульяновскэнерго". Отключение электроэнергии будет проводиться конкретным неплательщикам.
Задолженность по оплате поставленной электроэнергии по итогам работы за первый квартал 2006 года составила около 64 млн. рублей.
Систематическая недоплата организациями коммунального хозяйства г. Ульяновска за потребленную тепловую энергию не позволяет в полной мере вести работы по подготовке котлового и сетевого хозяйства на ТЭЦ города.
Выход из создавшегося положения в централизации управления, снижении издержек производства, грамотном ведении управленческой деятельности, в пресечении хищений электрической энергии и материалов.
Уличное освещение
Уличное освещение является одним из элементов внешнего благоустройства города. В течение последних лет в бюджете многих муниципальных образований области не предусматривались денежные средства на содержание сетей уличного освещения. По этой причине сети уличного освещения находятся в ветхом состоянии, в отдельных сельских поселениях уличное освещение отключено от источников питания и не функционирует.
Отсутствие нормативной эксплуатации наружного освещения привело к ухудшению технического состояния электрических сетей. Из 756,7 км сетей наружного освещения в 2005 году более 450 км полностью изношены.
В мероприятия, направленные на восстановление уличного освещения, необходимо включить работы, направленные на перевод внутриквартального освещения на козырьковое, на капитальный ремонт сетей уличного освещения с использованием современных материалов и комплектующих изделий.
1.6. Реконструкция и капитальный
ремонт жилищного фонда
Длительная эксплуатация жилищного фонда в Ульяновской области, основных средств организаций коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры без проведения необходимых мероприятий по их содержанию и ремонту привела к значительному физическому износу. Существенная часть основных средств жилищного фонда Ульяновской области находится в предаварийном и аварийном состоянии или имеет высокий износ. Эксплуатация основных средств без проведения капитальных ремонтов или их восстановления и модернизации является главной причиной возникновения аварийных ситуаций в жилищно-коммунальном хозяйстве и представляет реальную угрозу возникновения перебоев в обеспечении потребителей жизненно важными услугами.
При существующих темпах капитального ремонта в ближайшее время резко возрастет износ жилищного фонда, требующего неотложного реконструкционного вмешательства. Поэтому уже сегодня необходим переход к масштабному осуществлению капитального ремонта в жилых домах, ведению комплексной реконструкции муниципального жилищного фонда.
Ежегодный недоремонт кровель составлял около 70-80% от потребности. Внутридомовые инженерные системы канализации, горячего и холодного водоснабжения находятся в крайне изношенном состоянии и большей части требуется полная замена. Сегодняшнее состояние внутридомовой инженерной системы не дает возможность качественно провести нормативные мероприятия по подготовке жилищного фонда к работе в зимних условиях, что не позволяет дому функционировать в безаварийном режиме.
Согласно результатам осеннего и весеннего осмотров (данные оперативные) необходимо выполнить капитальный ремонт кровли на 1509 домах, межпанельных швов на 593 домах, фасадов 746 домов, инженерных сетей: центрального отопления в 948 домах, горячего водоснабжения в 468 домах, холодного водоснабжения в 1177 домах; канализации в 494 домах.
Кроме того, в муниципальном жилищном фонде есть дома, где центральное отопление остается панельным, которое из-за своего технического состояния непригодно для эксплуатации и не отвечает необходимым требованиям по подаче центрального отопления.
В казну муниципальных образований области от различных организций передаются жилые дома. По своему техническому состоянию передаваемый жилищный фонд находится в крайне запущенном состоянии. Как правило, жилищный фонд передается от организаций-банкротов без возмещения затрат на содержание и ремонт жилого фонда. Эксплуатация многих домов без проведения срочного капитального ремонта становится опасной для их жителей.
Необходимо разработать мероприятия по переходу к плановому ремонту конструктивных элементов жилых зданий и их регулярному обслуживанию. Работы по капитальному ремонту конструктивных элементов жилых зданий необходимо выполнять с применением современных материалов и технологий.
1.7. Твердые бытовые отходы
В настоящее время в организациях жилищно-коммунального хозяйства области сложилась тяжелая обстановка со сбором, вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов. Износ автотракторной техники составляет 80%, а мусоровозы в большем количестве полностью отработали свой ресурс (износ 100%). Для утилизации отходов недостаточно площадей сегодняшних полигонов, поэтому заполнение полигонов идет сверх норматива (г. Ульяновск).
Отсутствие договоров на вывоз ТБО со всеми жителями частного сектора способствует возникновению несанкционированных свалок внутри города.
Остро стоит вопрос по созданию необходимой инфраструктуры для безопасного размещения отходов с системой их использования и обезвреживания.
1.8. Лифты
Муниципальными унитарными предприятиями ЖКХ и подрядными организациями проводится техническое обслуживание 3800 лифтов муниципального жилищного фонда. Согласно нормативным срокам по эксплуатации узлов и механизмов большей части лифтов необходим капитальный ремонт. По своему техническому состоянию большая часть лифтов находится в стадии полной изношенности.
Отработали нормативный срок службы и подлежат замене 545 лифтов.
460 лифтов требуют проведения капитального ремонта с заменой отдельных узлов и элементов.
Кроме того, для обеспечения безопасной эксплуатации лифтов необходимо их оборудовать:
устройствами от проникновения посторонних лиц в шахту лифта;
устройствами контроля скорости лифта;
устройствами безопасности и диагностики лифта;
диспетчеризацией.
Если сегодня не принять решительных мер в решении создавшейся проблемы в лифтовом хозяйстве, то количество лифтов, постоянно выходящих из строя, будет увеличиваться.
1.9. Управление жилищно-коммунальным комплексом.
Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства
Совмещение функций собственника имущества и функций хозяйственной деятельности по содержанию и обслуживанию этого имущества создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления. Монополизм организаций коммунального хозяйства, недостаточное использование гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей.
Внедрение новых принципов управления муниципальным имуществом, связанных с разделением функций заказчика и подрядчика, внедрение договорных отношений по предоставлению населению жилищно-коммунальных услуг, организация эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов, формирование нормативно-правовой базы позволят жилищно-коммунальному комплексу области стать привлекательным для частных инвестиций, что могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства должна создавать условия к развитию конкуренции в двух направлениях:
в сфере управления недвижимостью - за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;
между подрядными организациями - за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей организации или собственников жилья (при непосредственном управлении).
Формирование рыночных отношений в городском хозяйстве, развитие конкуренции создадут условия для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг населению.
Одной из задач демонополизации жилищно-коммунального хозяйства является создание товариществ собственников жилья как одного из возможных способов управления многоквартирным домом. При данном способе управления у собственника появится экономический интерес эксплуатировать жилье эффективно и с минимальными затратами, контролируя качество услуг и организованно предъявляя претензии к обоснованности их стоимости.
Сегодня около 7,1% жилищного фонда в Ульяновской области представлены в виде юридических лиц, способных выступать стороной контрактных отношений. В основном это ЖСК и товарищества собственников жилья.
Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.
1.10. Основные причины кризисной ситуации
в жилищно-коммунальном хозяйстве заключаются:
1) в неэффективной системе управления;
2) в неразвитости конкурентной среды;
3) в неудовлетворительном финансовом положении организаций жилищно-коммунального хозяйства, причины которого:
высокие затраты и отсутствие экономических стимулов снижения издержек;
неполное возмещение расходов от разницы в тарифах, не покрываемых платежами населения, от предоставления льгот и субсидий гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг;
отсутствие целенаправленной работы по оптимизации расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
отсутствие целенаправленной работы по инвентаризации и реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства и включению признанной задолженности бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в расходную часть местных бюджетов;
недостаточный контроль за соблюдением утвержденных лимитов бюджетных обязательств для оплаты фактического потребления топливно-энергетических ресурсов;
отсутствие приборов учета тепловой, электрической энергии и расхода воды на объектах ЖКХ;
4) в формальном подходе к разработке комплексных программ развития, реконструкции и технического перевооружения организаций жилищно-коммунального хозяйства, инвентаризации потребителей и производителей услуг, оптимизации схем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения;
5) в отсутствии инициативы у органов местного самоуправления по привлечению инвестиций в муниципальную инфраструктуру для решения проблем ЖКХ.
2. Основные цели и задачи реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
Основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства:
повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения муниципальных образований Ульяновской области;
улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий, стимулирующих организации жилищно-коммунального хозяйства к повышению эффективности собственной деятельности;
финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального хозяйства;
реконструкция и модернизация жилищного фонда, основных средств организаций коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры, организация энергосбережения;
социальная защита малообеспеченных слоев населения;
формирование коллективных потребителей жилищно-коммунальных услуг (ТСЖ);
организация системы контроля за эксплуатацией жилищного фонда и обеспечением потребителей коммунальными услугами в соответствии с нормативами;
тарифная политика;
организация прозрачной финансовой деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, доступной для контроля общественности.
3. Основные направления по реализации
поставленных задач
3.1. Формирование рыночных механизмов функционирования
жилищно-коммунального комплекса и условий, стимулирующих
организации жилищно-коммунального хозяйства к повышению эффективности
собственной деятельности за счет:
создания конкурентной среды в жилищной сфере с предварительным разделением функций заказчика и подрядчика по оказанию жилищно-коммунальных услуг и формированию договорных отношений между собственником, управляющими и подрядными организациями;
создания равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций различных организационно-правовых форм;
разработки нормативно-правовых актов по передаче функций управления жилищным фондом организациям, выбранным собственниками помещений многоквартирного дома для управления своим домом.
заключения договоров с подрядными организациями на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, в том числе и на выполнение специализированных работ: обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и других приборов учета в местах общего пользования жилого дома, по итогам проведенных конкурсов;
привлечения частных инвестиций в организации городской инженерной инфраструктуры муниципальных образований, в том числе путем поэтапного преобразования муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества;
использования концессионных механизмов управления.
3.2. Финансовое оздоровление
организаций жилищно-коммунального хозяйства
Обеспечение финансовой стабилизации работы жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области является одной из основных задач по восстановлению и оздоровлению жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области.
Для этого необходимо:
1) реструктуризировать кредиторскую задолженность организаций жилищно-коммунального хозяйства, проводить ежегодную инвентаризацию имеющейся задолженности, подписывать акты сверки задолженности с кредиторами и дебиторами, заключать соглашения о реструктуризации долгов, предусматривающие условия и графики погашения;
2) принять меры по сокращению дебиторской задолженности, в том числе населения;
3) ввести процедуру банкротства, создавать новые акционерные общества, не обремененные долгами;
4) довести тарифы на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня;
5) ликвидировать перекрестное субсидирование потребителей услуг ЖКХ, перейти к субсидированию малообеспеченных семей;
6) наладить учет потребления и расхода энергоресурсов;
7) снизить нерациональные затраты производства;
8) обеспечить достаточное текущее финансирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, что предполагает:
применение установленного уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах региональных стандартов нормативной площади жилых помещений;
включение в бюджеты муниципальных образований в полном объеме сумм на возмещение разницы в тарифах;
направление на цели восстановления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования средств областного и местного бюджетов;
реализацию мероприятий по повышению ответственности жителей за оплату жилищно-коммунальных услуг;
проведение независимых экспертиз и комплексных проверок организаций жилищно-коммунального хозяйства с целью выявления нерациональных затрат при осуществлении тарифного регулирования;
разработку методологии привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, позволяющей сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных затрат, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг, доступной для населения;
9) повысить инвестиционную привлекательность отрасли, что предполагает:
разработать механизмы предоставления бюджетных инвестиций и предоставления муниципальных гарантий под привлечение частных инвестиций;
разработать механизмы минимизации рисков привлечения частного капитала;
10) организовать работу комиссий на областном и муниципальном уровнях, осуществляющих:
решение вопросов с накопленной организациями коммунального хозяйства задолженностью;
рассмотрение финансово-экономического положения организаций жилищно-коммунального хозяйства, планов их оздоровления;
выработку рекомендаций по обеспечению их устойчивого функционирования, снижению нерациональных затрат, ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности.
3.3. Реконструкция и модернизация жилищного фонда,
основных средств организаций коммунального хозяйства
и инженерной инфраструктуры, организация
энергосбережения
Приоритетными направлениями на первом этапе реформирования жилищно-коммунального комплекса являются:
1) восстановление жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры и переход к работе в планово-эксплуатационном режиме;
2) повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения с одновременным снижением нерациональных затрат за счет:
использования при реконструкции, ремонте и эксплуатации жилых и общественных зданий и сооружений высококачественных, равных по долговечности строительных материалов, конструкций и элементов инженерных систем (долговечных кровельных материалов, пластиковых труб, фасадных отделочных материалов и др.), и ограничения (запрещения) применения недолговечных, устаревших материалов и технологий, что позволит в дальнейшем значительно снизить затраты при эксплуатации зданий;
повышения энергоэффективности реконструируемых зданий в комплексе с другими ресурсосберегающими мероприятиями;
рассмотрения экономических и технических возможностей применения автономных систем теплоснабжения при проектировании нового строительства и реконструкции существующего жилищного фонда;
использования при модернизации котельных высокоэффективного теплоэнергетического оборудования (котлы с КПД 92% и более, насосы с частотно-регулируемыми электроприводами, пластинчатые теплообменники), запрещения внедрения котлов с КПД менее 92%;
обеспечения повышения загрузки (до нормативной) источников централизованного теплоснабжения;
внедрения приборов и систем учета и контроля потребления энергоресурсов;
использования при строительстве и реконструкции сетей в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, санации трубопроводов, а также применения труб из полимерных материалов;
применения для теплоизоляции трубопроводов тепловых сетей новых материалов (пенополиуретановое покрытие);
внедрения новых перспективных и энергоресурсосберегающих технологий;
3) обеспечение населенных пунктов Ульяновской области недостающими источниками водоснабжения и канализационными системами;
4) организация и контроль за деятельностью по содержанию территорий в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с нормативами;
5) организация комплекса работ по санитарному содержанию, благоустройству жилищного фонда и прилегающих территорий;
6) внедрение современных технологий в области обращения с отходами;
7) создание условий для строительства новых полигонов для размещения отходов и заводов по их переработке;
8) включение в бюджеты муниципальных образований затрат на капитальный ремонт жилищного фонда с целью доведения его до нормативного состояния;
9) финансовое обеспечение капитального ремонта жилищного фонда органом местного самоуправления как собственником жилья.
Энергоресурсосбережение
Одним из основных источников снижения затратности при оказании жилищно-коммунальных услуг, а также снижения объемов их потребления является энергоресурсосбережение.
Законом Ульяновской области от 01.12.2005 N 143 "Об утверждении областной программы энергосбережения в Ульяновской области на 2006-2010 годы" утверждена областная программа энергосбережения в Ульяновской области (далее - Программа).
Основными мероприятиями Программы являются:
установка и реконструкция узлов коммерческого учета энергоресурсов (тепло, вода, газ и электроэнергия) на всех объектах бюджетной сферы г. Ульяновска и Ульяновской области;
внедрение автоматизированной системы контроля и управления энергоресурсами;
интеграция установленных и вновь устанавливаемых приборов коммерческого учета энергоресурсов, а также каналов передачи данных на объектах бюджетной сферы и создаваемой автоматизированной системы контроля и управления энергоресурсами.
Реализация энергосберегающей стратегии в регионе окажет положительное влияние на развитие экономики области, на совершенствование технологической базы в производственной сфере и социально-бытовом секторе, позволит повысить конкурентоспособность товаропроизводителей, положительно скажется на росте внутреннего валового продукта области и в конечном итоге - на повышении уровня жизни населения.
3.4. Социальная защита малообеспеченных
слоев населения
При переходе к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением необходимо сохранить бюджетные обязательства в отношении компенсации расходов, связанных с предоставлением малоимущим гражданам адресных субсидий. Для этого необходимо реализовать следующие мероприятия:
совершенствование механизма предоставления адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения с внедрением системы персонифицированных социальных счетов граждан;
определение максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на уровне не выше ежегодных федеральных стандартов;
поэтапное снижение доли собственных расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги:
1 этап - с 22 до 18%;
2 этап - с 18 до 10%.
В условиях формирования рыночных отношений в сфере владения и пользования жилищным фондом одним из инструментов аккумулирования средств может выступать страховая защита жилья, находящегося в муниципальной собственности, которая позволит:
обеспечить сохранение гарантий в области жилищных прав граждан на основе законодательно урегулированных договорных отношений независимо от условий финансирования жилищно-коммунальной сферы;
обеспечить адресную помощь пострадавшим;
создать систему объективной оценки причиняемого жилью ущерба;
повысить ответственность подрядных организаций за качество обслуживания жилых домов.
3.5. Формирование коллективных потребителей
жилищно-коммунальных услуг (ТСЖ)
Активизация процесса создания ТСЖ и их успешного развития за счет:
Абзац 2 раздела 3.5. утратил силу;
оформления договоров органов местного самоуправления с ТСЖ на предоставление субсидий и льгот;
формирования в муниципальных образованиях методических центров для оказания соответствующей помощи гражданам в организации и функционировании ТСЖ;
поддержки деятельности ассоциации ТСЖ;
ввода в практику дифференцированного распределения финансовой поддержки муниципальных образований на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда с целью создания ТСЖ;
формирования сборника нормативно-правовых документов и методических материалов, необходимых для создания и функционирования ТСЖ.
3.6. Организация системы контроля за эксплуатацией
жилищного фонда и обеспечением потребителей
коммунальными услугами в соответствии с нормативами
Формирование механизма контроля со стороны:
органа местного самоуправления:
Абзац 2 раздела 3.6. утратил силу;
Абзац 3 раздела 3.6. утратил силу;
См. текст абзаца 3 раздела 3.6.
потребителей коммунальных услуг:
контроль за объемными и количественными показателями жилищно-коммунальных услуг должен осуществляться по отношению к квартире - со стороны проживающих в ней граждан;
по отношению к дому в целом - со стороны представителей проживающих в доме граждан;
в жилищном фонде, организованном в ТСЖ и ЖСК, уполномоченными лицами из числа сотрудников администрации ТСЖ или ЖСК.
В жилищном фонде необходимо организовывать институты представительства в виде "старших по подъезду", "по дому", которые должны быть избраны общим собранием жителей дома;
управляющей организации:
контроль со стороны потребителей коммунальных услуг за соответствием качественных и количественных параметров предоставленных услуг - правилам и нормам эксплуатации и правилам обеспечения потребителей коммунальными услугами;
контроль за снижением уровня платежей населения в зависимости от непоставленных или поставленных в неполном объеме, или ненадлежащего качества услуги;
контроль за оплатой по предоставленным жилищно- коммунальным услугам.
3.7. Изменения в тарифной политике
Тарифная политика должна быть прозрачна, деполитизирована, должна обеспечивать прогнозируемость изменения тарифов на услуги организаций-монополистов и взаимоувязывать изменения тарифов оплаты потребителей с изменением тарифов на услуги предприятий - монополистов. Тарифы должны устанавливаться на срок не менее 1 года с обязательным проведением экономических и технических аудитов.
Необходимо разработать четкие правила изменения тарифов как для производителей и поставщиков коммунальных услуг, в зависимости от изменения стоимости энергоресурсов и других показателей, влияющих на себестоимость производства услуги, так и для потребителей, в зависимости от изменения тарифов организаций производителей и поставщиков. Тариф для конечного потребителя должен складываться как сумма затрат всех участников процесса предоставления услуги. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования.
При желании населения дома (группы домов) увеличить объемы или состав потребляемых ими услуг предприятие сферы управления производит соответствующие перерасчеты тарифов оплаты для населения.
Доля платежей населения должна соответствовать стандарту, установленному на федеральном уровне.
3.8. Организация прозрачной финансовой
деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, доступной
для контроля общественности
Одна из основных причин тяжелого положения жилищно-коммунального хозяйства заключается в том, что сохраняется затратный принцип ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, приводящий к раздуванию издержек. Отсутствует общественный контроль над тарифами естественных монополистов, контроль за количеством и качеством реально потребляемых услуг.
Для организации прозрачной финансовой деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса необходимо принять следующие меры:
обеспечить прозрачность формирования тарифов организаций-монополистов;
обеспечить прозрачность формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
исключить из состава затрат все непроизводительные расходы, не связанные напрямую с производственной деятельностью;
создать систему учета реальной стоимости и объема коммунальных услуг, потребляемых населением;
установить взаимную ответственность производителей и потребителей услуг ЖКХ на основе договоров;
довести до потребителей перечень и стоимость жилищно-коммунальных услуг, включенных в ежемесячные платежи потребителей;
довести до потребителей нормы потребления коммунальных услуг;
довести до потребителей нормативы по эксплуатации жилищного фонда;
управляющей организации обеспечить прозрачность собственной финансово-хозяйственной деятельности и организаций, занятых в отрасли ЖКХ;
сформировать информационную базу по поступлениям коммунальных платежей;
сформировать информационную базу по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
обеспечить гражданам-получателям социальной помощи в сфере ЖКХ доступ к информации о выполнении бюджетом своих обязательств путем отражения в лицевых счетах фактических поступлений средств по оплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
4. Этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Первый этап (2006-2008 годы) - стабилизационный, предполагающий финансово-экономическую стабилизацию работы отрасли и создание мотивационных механизмов снижения издержек и повышения качества.
В качестве первоочередных мероприятий предполагается осуществить:
проведение Правительством области, органами местного самоуправления, руководителями организаций жилищно-коммунального комплекса работ по финансовому оздоровлению организаций жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области, совершенствование существующей нормативно-правовой базы ЖКХ области;
инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию кредиторской задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства;
инвентаризацию технического состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры;
планирование и выполнение капитального ремонта жилищного фонда с целью доведения его до нормативного состояния.
системную работу по реконструкции, модернизации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области;
разработку кредитно-финансовых механизмов реализации Концепции;
проведение органами местного самоуправления организационных мероприятий по разработке процедур и форм обеспечения привлечения заемных средств, формирование рыночных механизмов привлечения долгосрочных частных инвестиций и их возврат в течение длительного периода за счет текущих доходов организаций жилищно-коммунального хозяйства.
совершенствование системы управления ЖКХ, создание частных управляющих организаций;
прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
создание условий для привлечения инвестиций с целью модернизации объектов инженерной инфраструктуры;
создание рынка, развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве и переход к профессиональному конкурсному управлению жилищным фондом;
привлечение частного бизнеса в сферу жилищно-коммунального хозяйства;
реализацию мало затратных проектов по энергоресурсосбережению;
установку приборов учета потребления энергоресурсов в учреждениях бюджетной сферы;
переход к установке счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг в жилищном фонде;
развитие системы страхования жилищного фонда;
поддержку инициатив населения по развитию самоуправления в жилищной сфере;
внедрение пообъектного управления и ремонта недвижимости в жилищной сфере;
переход на 100% оплату населением жилищно-коммунальных услуг;
совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки руководителей и специалистов.
На втором этапе (2009-2010 годы) должны быть осуществлено:
принятие мер по стимулированию организаций-монополистов к повышению качества предоставляемых услуг;
активное привлечение инвестиций в форме банковских кредитов, инвестиционных займов путем предоставления государственных и муниципальных гарантий, развитие концессионных механизмов;
планирование и выполнение капитального ремонта жилищного фонда с целью доведения его до нормативного состояния.
полномасштабная модернизация и реконструкция жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение баланса интересов в вопросах регулирования тарифов всех заинтересованных сторон: потребителей и производителей жилищно-коммунальных услуг, а также бюджетов всех уровней;
внедрение новых перспективных энергосберегающих технологий, обеспечивающих повышение надежности и снижение издержек производства;
5. Финансовое обеспечение реализации Концепции
Реформирование жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области предусматривает консолидацию бюджетных и инвестиционных средств, а также средств населения, которые будут направлены на обеспечение достаточного текущего финансирования жилищно-коммунального хозяйства, модернизацию, техническое переоснащение объектов инженерной инфраструктуры, внедрение современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе.
Федеральный бюджет
Средства федерального бюджета для реализации всех проектов, направленных на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры на территории Ульяновской области, будут предоставляться на условиях софинансирования.
В 2006 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 42% средств от необходимого при условии софинансирования областных и местных бюджетов на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры области в объеме не менее 33% и средств внебюджетных источников в размере не менее 25%.
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
Внебюджетные источники финансирования |
Итого | |
2007 г. | до 37% | не менее 14% | не менее 14% | не менее 35% | 100% |
2008 г. | до 31% | не менее 12% | не менее 12% | не менее 45% | 100% |
2009 г. | до 25% | не менее 10% | не менее 10% | не менее 55% | 100% |
2010 г. | до 20% | не менее 7,5% | не менее 7,5% | не менее 65% | 100% |
Средства федерального бюджета направляются на финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры после заключения государственным заказчиком соглашения с Правительством Ульяновской области при условии, что и в бюджете Ульяновской области предусмотрены средства на реализацию программы.
Право на финансирование за счет средств федерального бюджета получат проекты модернизации сетей и объектов водо-, тепло- и электроснабжения, направленные на снижение аварийности, потерь ресурсов в процессе их производства и транспортировки, повышение срока службы, снижение уровня эксплуатационных расходов, и проекты модернизации систем водоотведения, направленные на повышение качества очистки сточных вод.
Областной бюджет
Расходы областного бюджета будут направляться на:
выпадающие доходы жилищно-коммунального хозяйства, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг предполагается возмещать из средств областного бюджета в пределах средств, предусмотренных Областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
финансирование областной целевой программы "Комфортная среда", в том числе капитальный ремонт жилищного фонда.
Местные бюджеты
Расходы бюджетов муниципальных образований будут направляться на:
погашение кредиторской задолженности местных бюджетов прошлых лет;
благоустройство территорий городов и районов области;
софинансирование расходов по предоставлению льгот, на услуги жилищно-коммунального хозяйства, устанавливаемых органами местного самоуправления;
финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Внебюджетные источники финансирования
жилищно-коммунального хозяйства
Внебюджетные источники финансирования жилищно-коммунального хозяйства включают в себя:
платежи населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги;
заемные финансовые средства (банковские и бюджетные кредиты, средства частных инвесторов);
финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
6. Информационное обеспечение реализации Концепции
С целью разъяснения населению основных положений настоящей Концепции и программ необходимо разработать программу информационного обеспечения и поддержки реализации настоящей Концепции.
Восприятие обществом преобразований, связанных с проводимыми мероприятиями по реформированию жилищно-коммунального хозяйства области, связано с достаточной информированностью граждан о необходимости этих преобразований. Любые изменения тарифной политики в системе социальной защиты, порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг, проведения мероприятий по энергосбережению и модернизации не остаются не замеченными населением. Наличие достаточного объема информации для населения, в которой происходит освещение преобразований в ЖКХ, позволяет сформировать позитивное общественное мнение. Активная разъяснительная и пропагандистская информация самого процесса реформирования и модернизации ЖКХ, его механизмов и итоговых результатов, постепенно должны изменить менталитет населения, особенно подрастающего поколения, снять нарастающую социальную напряженность.
Информационное сопровождение Концепции предусматривает информационное обеспечение организаций жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области, работу со средствами массовой информации и с общественными группами населения.
Информационное обеспечение организаций включает в себя:
доведение нормативно-правовых документов до организаций жилищно-коммунального хозяйства, создание методических кабинетов;
сбор и анализ информации, постоянный мониторинг за ходом реформы системы управления ЖКХ и энергоресурсосбережения в муниципальных образованиях;
распространение информации о новых технологиях, современных материалах, машинах и оборудовании;
выпуск бюллетеней о ходе реформирования в муниципальных образованиях.
Работа со средствами массовой информации предусматривает:
регулярное освещение хода реформы в информационно-аналитических программах на теле- и радиоканалах;
создание видеофильмов о ходе реализации отдельных мероприятий Концепции и их трансляция на телеканалах;
освещение хода реализации Концепции в областных, городских, районных СМИ (с обязательным проведением "горячих линий", "круглых столов", опросов общественного мнения);
создание постоянных рубрик на тему ЖКХ в областных и муниципальных газетах;
освещение хода реализации Концепции в российских газетах и специальных журналах;
освещение хода реализации Концепции на интернет-сайте Правительства Ульяновской области в разделе ЖКХ с размещением всех нормативно-правовых федеральных и региональных документов по проблемным и актуальным вопросам ЖКХ. (законы, договоры, положения, конкурсы и т.д.)
отслеживание и пополнение информационно-правовой базы интернет-сайта Правительства Ульяновской области в разделе ЖКХ.
организацию работы на интернет-сайте Правительства Ульяновской области в разделе ЖКХ по принципу "Вопрос-ответ";
организацию проведения тематических выставок, конференций, семинаров, участие в региональных и всероссийских мероприятиях;
проведение конкурсов "Самый благоустроенный город", "лучшее предприятие ЖКХ", "Лучший дом" и т.д.
возобновление издания журнала "Энергосбережение" в Ульяновской области за счет средств областного бюджета.
7. Управление и контроль за реализацией Концепции
Организация управления и контроль за ходом реализации Концепции возлагаются на Правительство Ульяновской области, которое осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления.
Непосредственный контроль за реализацией единой технической политики, соблюдением нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, качеством и надежностью обслуживания потребителей, фактом заключения договоров, наличием в них реальных и контролируемых требований по качеству обслуживания на всей территории Ульяновской области осуществляет Государственная жилищная инспекция Ульяновской области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (по согласованию) представляют ежеквартальный отчет в Правительство Ульяновской области о ходе реализации мероприятий по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса.
Наличие различных видов собственности предполагает государственное регулирование в вопросах содержания и использования жилищного фонда и объектов коммунального назначения, обеспечивающее соблюдение обязательных для всех собственников федеральных стандартов качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и разработку на их базе региональных стандартов содержания жилья и объектов коммунального назначения для использования их в качестве нормативов при заключении договоров между подрядчиками и заказчиками.
Государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания осуществляется органами Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, контролирующими не только соблюдение стандартов качества предоставляемых услуг и заключение соответствующих договоров, но и надлежащую эксплуатацию жилищного фонда и его инженерного оборудования в части своевременной и качественной подготовки жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период, своевременного ремонта жилых зданий и инженерного оборудования с целью снижения обветшания и устранения угрозы разрушения жилого фонда и, как следствие этого, создания безопасных и благоприятных для жизнедеятельности людей условий проживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на 2006-2010 г.
Основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства: повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения муниципальных образований Ульяновской области, улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению.
Закон Ульяновской области от 6 мая 2006 г. N 54-ЗО "Об утверждении Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на 2006-2010 годы"
Текст Закона опубликован в газете "Ульяновская правда" от 12 мая 2006 г. N 33
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ульяновской области от 28 августа 2008 г. N 146-ЗО