Губернатор области |
С.И. Морозов |
г. Ульяновск,
6 декабря 2006 г.
N 186-ЗО
Областная целевая программа
"Обновление подвижного состава общественного автомобильного
транспорта Ульяновской области в 2007-2011 годах"
(утв. Законом Ульяновской области от 6 декабря 2006 г. N 186-ЗО)
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа "Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2007-2011 годах" (далее - Программа)
Государственный заказчик Программы - Правительство Ульяновской области.
Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Ульяновской области от 09.12.2005 N 175-пр;
Закон Ульяновской области от 05.05.2005 N 030-ЗО "Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы" (п.13.3 "Развитие транспортной и логистической инфраструктуры").
Основные разработчики Программы - Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Ульяновской области.
Руководитель Программы - заместитель Председателя Правительства Ульяновской области.
Цель и задачи Программы - повышение качества транспортного обслуживания и создание условий для выравнивания уровня транспортной обеспеченности населения Ульяновской области на основе использования системы социальных стандартов;
стимулирование использования подвижного состава с улучшенными технико-эксплуатационными и экологическими показателями;
обеспечение необходимого уровня безопасности дорожного движения при организации пассажирских перевозок;
сохранение системы государственного и муниципального транспорта, обеспечивающего социально значимые пассажирские перевозки.
Сроки реализации Программы - 2007-2011 годы.
I этап - 2007-2008 годы, II этап - 2009-2011 годы.
Основные программные мероприятия - определение потребности автотранспортных организаций, образованных с участием государственного капитала Ульяновской области (далее - АТП), в обновлении парка подвижного состава;
разработка и утверждение графика поставки автобусов в АТП;
поставка подвижного состава в АТП.
Исполнители Программы - Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Ульяновской области;
Департамент финансов Ульяновской области;
АТП.
Объемы и источники финансирования Программы - на период реализации Программы предусматривается привлечение средств в объеме 290690 тыс. рублей. Финансирование приобретения автобусов будет осуществляться из:
областного бюджета (согласно распределению расходов областного бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета) в размере 244190 тыс. рублей (в 2007 г. - 12000 тыс. рублей, 2008 г. - 30500 тыс. рублей, 2009 г. - 59740 тыс. рублей, 2010 г. - 73950 тыс. рублей, 2011 г. - 68000 тыс. рублей);
средств АТП в размере 46500 тыс. рублей (в 2009 г. - 6500 тыс. рублей, в 2010 г. - 15000 тыс. рублей, в 2011 г. - 25000 тыс. рублей).
Ожидаемые результаты реализации Программы - повышение количества перевезенных пассажиров на 52 процента;
увеличение времени нахождения автобусов в наряде на 24 процента;
улучшение экологической обстановки.
Показатели оценки эффективности мероприятий Программы - обновление парка автобусов АТП на 50 процентов;
повышение коэффициента использования парка на 52 процента;
снижение себестоимости перевозок на 1 км пробега на 40 процентов.
Контроль за исполнением Программы - контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Ульяновской области. Текущий контроль осуществляют руководитель Программы, Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Введение
Автомобильный пассажирский транспорт общего пользования - один из важных факторов обеспечения жизнедеятельности населения Ульяновской области.
В последнее время в России сложились объективные проблемы в сфере автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социально-экономической сферы страны. Вместе с тем, автомобильный транспорт обладает следующими основными факторами, позволяющими делать прогнозы его дальнейшего развития:
объективные преимущества автотранспорта - скорость, гибкость, мобильность, надежность;
большинство населенных пунктов области не имеют подъездных путей, кроме автомобильных.
Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общества принадлежит автобусному транспорту, осуществляющему более 52 процентов всех пассажирских перевозок. Междугородные автомобильные перевозки пассажиров эффективно конкурируют с пригородными и дальними железнодорожными перевозками. Общественный автобусный транспорт по существу является единственным видом пассажирского транспорта для большинства жителей села.
Низкое техническое состояние подвижного состава, изношенный и неэффективный парк автобусов, высокие эксплуатационные расходы и большое количество срывов рейсов и сходов автобусов с линии (в 2005 году сорван 10821 рейс) требуют принятия неотложных мер в решении данной проблемы и принятия областной целевой программы.
В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.05.2005 N 45 "Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года") зафиксирован принципиальный базовый момент, что государственная поддержка в условиях рыночной экономики в силу специфики транспорта общего пользования абсолютно необходима. На селекторном совещании Министерства транспорта Российской Федерации с субъектами Российской Федерации, состоявшемся 15 мая 2006 года, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено обратить внимание на недопустимость практики сокращения объема своего участия в финансировании общественного транспорта, уделив особое внимание финансированию обновления подвижного состава.
В ходе реализации Программы в течение 5 лет будет заменено 354 автобуса разного класса, что позволит списать автобусы со сверхнормативными пробегами и средним возрастом эксплуатации 13-15 лет без снижения уровня транспортного обслуживания.
Обновление подвижного состава является одной из ключевых задач комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы (подпункт 13.3 "Развитие транспортной и логистической инфраструктуры"). Программа также разработана в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 09.12.2005 N 175-пр "О разработке концепции реформирования пассажирского транспорта общего пользования".
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевыми методами
В настоящее время одной из острейших проблем общественного пассажирского автомобильного транспорта является изношенный и неэффективный подвижной состав, который не соответствует нормативным требованиям по безопасности перевозки пассажиров, имеет высокие эксплуатационные расходы, не позволяющие транспортным организациям проводить политику эффективного обновления основных фондов.
Активное развитие частного сектора в сфере пассажирского транспорта, характерное для области, не в состоянии значительно смягчить остроту проблем транспортного обслуживания населения и компенсировать снижение провозных возможностей пассажирского транспорта, поскольку в городах и районах достигнут экономически обоснованный предел насыщения малыми автобусами, работающими в режиме маршрутных таксомоторов. Кроме того, частные перевозчики не решают проблему транспортного обслуживания граждан, имеющих льготы по оплате проезда согласно действующему законодательству, и малообеспеченных слоев населения. В настоящее время частные перевозчики имеют неоспоримое преимущество: они работают в системе свободного ценообразования, в то время как государственные предприятия - по регулируемым тарифам. Кроме того, частные предприниматели используют в основном автобусы особо малой вместимости, которые значительно повышают загруженность улично-дорожной сети, рост количества дорожно-транспортных происшествий. За 7 месяцев 2006 года произошло 29 происшествий, в которых погибли 4 человека, пострадали 36 человек, из них с участием индивидуальных предпринимателей - 27 происшествий (погибло 3 человека, пострадало 35 человек), в то время как за аналогичный период 2005 года произошло всего 19 дорожно-транспортных происшествий. Автобусы особо малой вместимости имеют более короткий срок окупаемости и более высокий коэффициент наполняемости.
Основной причиной сокращения и старения парка автобусов АТП является резкое снижение темпов его обновления по указанным выше причинам.
Таблица 1
Динамика пополнения автобусов в Ульяновской области
с 01.01.1991 до 01.01.2006
Годы | Всего автобусов (единиц) | В том числе приобре- тено |
1 | 2 | 3 |
1991 | 1583 | 134 |
1992 | 1485 | 100 |
1993 | 1437 | 167 |
1994 | 1360 | 94 |
1995 | 1281 | 24 |
1996 | 1230 | 15 |
1997 | 1173 | 3 |
1998 | 1137 | 15 |
1999 | 1068 | 8 |
2000 | 1035 | 4 |
2001 | 992 | 3 |
2002 | 840 | 0 |
2003 | 704 | 0 |
2004 | 704 | 0 |
2005 | 539 | 1 |
2006 | 493 | 24 |
Таблица 2
Состояние автобусного парка АТП (на 01.01.2006)
N п/п |
Наименование АТП | Всего единиц |
До 2 лет |
От 2 до 5 лет |
От 5 до 8 лет |
От 8 до 10 лет |
От 10 до 13 лет |
Свыше 13 лет |
1. | Базарносызганское | 10 | 1 | 2 | 7 | |||
2. | Инзенское | 34 | 3 | 2 | 1 | 5 | 23 | |
3. | Карсунское | 19 | 5 | 14 | ||||
4. | Майнское | 21 | 1 | 1 | 5 | 14 | ||
5. | Николаевское | 18 | 2 | 1 | 1 | 7 | 7 | |
6. | Новоспасскавтотранс | 17 | 1 | 1 | 15 | |||
7. | Павловскавтотранс | 12 | 1 | 1 | 5 | 5 | ||
8. | Радищевское | 13 | 1 | 1 | 11 | |||
9. | Сенгилеевское | 23 | 1 | 1 | 1 | 2 | 18 | |
10. | Старокулаткинское | 12 | 5 | 7 | ||||
11. | Тереньгульское | 15 | 4 | 11 | ||||
12. | Ульяновское ПАТП-1 | 119 | 5 | 2 | 2 | 1 | 17 | 92 |
13. | Ульяновское ПАТП-3 | 81 | 2 | 2 | 6 | 71 | ||
14. | Чердаклинское | 18 | 18 | |||||
Итого | 412 | 13 | 8 | 8 | 5 | 65 | 313 |
Анализ таблиц позволяет заключить, что на протяжении последних лет наметились устойчивые тенденции снижения числа автобусов на маршрутах общего пользования. Около 90 процентов подвижного состава автобусного парка подвержено значительному износу и подлежит списанию или требует проведения капитального ремонта.
Кроме того, производственная база АТП разрушается, не на должном уровне находится качество обслуживания пассажиров. Состояние областного бюджета не обеспечивает гарантированные по срокам и объемам размеры возмещения затрат пассажирского транспорта на осуществление транспортных услуг. Привлечение частных предпринимателей, использующих на маршрутных линиях автобусы малой и особо малой вместимости, не может снять остроту транспортной проблемы.
В случае сохранения сложившихся тенденций прогноз возможных результатов развития пассажирского транспорта общего пользования может выглядеть следующим образом:
1) потеря устойчивости и резкое снижение безопасности функционирования пассажирского автотранспорта;
2) Правительство Ульяновской области будет вынуждено осуществлять значительные единовременные вложения для вывода пассажирского транспорта из кризиса;
3) произойдет замена автобусов большой вместимости на использование на маршрутах Ульяновской области личного транспорта малой вместимости, в результате чего произойдет резкое обострение экологической обстановки, рост потерь от дорожно-транспортных происшествий, перезагрузка транспортных потоков;
4) резко ухудшится обслуживание малообеспеченных категорий пассажиров.
Поэтому решение проблемы обновления подвижного состава АТП наиболее целесообразно осуществлять с применением программно-целевого метода на основе:
1) определения целей, задач и мероприятий;
2) концентрации ресурсов Правительства Ульяновской области на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере пассажирского транспорта общего пользования;
3) повышения эффективности государственного управления в области пассажирского транспорта общего пользования.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является формирование устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей, экологически ориентированной системы автомобильного пассажирского транспорта общего пользования, отвечающей потребностям населения и доступной всем его слоям, в особенности малообеспеченным.
Реализация Программы предполагает решение следующих основных задач:
1) повышение качества транспортного обслуживания и создание условий для выравнивания уровня транспортного обеспечения городского и сельского населения Ульяновской области на основе использования системы социальных стандартов;
2) создание условий для роста транспортной подвижности городского населения как необходимого условия экономического роста;
3) обеспечение уровня безопасности дорожного движения при организации пассажирских перевозок;
4) сохранение системы государственного транспорта, обеспечивающего социально значимые пассажирские перевозки.
Ввод в эксплуатацию новых автобусов приведет к соблюдению регулярности движения на маршруте, сокращению затрат, связанных с простоями автобусов по техническим причинам, повышению комфортабельности перевозок, как следствие, увеличению объема перевозок пассажиров.
3. Система программных мероприятий
Таблица 3
Потребность АТП Ульяновской области
в обновлении подвижного состава
Наименование АТП | Всего единиц |
Износ, % |
Потребность | Количество маршрутов |
Коэффициент технической готовности |
Базарносызганское | 10 | 100 | 10 | 9 | 0,783 |
Инзенское | 34 | 88 | 28 | 22 | 0,922 |
Карсунское | 19 | 100 | 19 | 15 | 0,841 |
Майнское | 21 | 96 | 20 | 16 | 0,838 |
Николаевское | 18 | 87 | 15 | 16 | 0,719 |
Новоспасскавто- транс |
17 | 99 | 16 | 12 | 0,295 |
Павловскавтотранс | 12 | 92 | 11 | 4 | 0,313 |
Радищевское | 13 | 99 | 12 | 9 | 0,468 |
Сенгилеевское | 23 | 93 | 20 | 14 | 0,911 |
Старокулаткинское | 12 | 100 | 12 | 8 | 0,190 |
Тереньгульское | 15 | 100 | 15 | 16 | 0,751 |
Ульяновское ПАТП-1 | 119 | 95 | 110 | 43 | 0,813 |
Ульяновское ПАТП-3 | 81 | 98 | 77 | 20 | 0,755 |
Чердаклинское | 18 | 100 | 18 | 19 | 0,762 |
Итого | 412 | 95 | 383 | 263 | 0,746 |
В рамках реализации Программы с 2007 по 2011 гг. на конкурсной основе приобретается и поставляется в АТП подвижной состав.
Передача автобусов в АТП будет осуществляться на условиях сохранения на передаваемые объекты права государственной собственности Ульяновской области.
Реализация Программы включает поэтапное выполнение основных мероприятий и проектов, а также ее корректировку (при необходимости, исходя из фактического поступления доходов в бюджет, объемы финансирования подлежат уточнению).
Таблица 4
Система программных мероприятий
Наименование мероприятия |
Срок ис- полнения |
Ответственный исполнитель |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Ожидаемый результат |
|
област- ной бюд- жет |
средст- ва АТП |
||||
Определение переч- ня АТП с первосте- пенной потребнос- тью в обновлении парка подвижного состава, определе- ние технико-экс- плуатационных тре- бований к подвиж- ному составу |
I квартал 2007 г. |
Комитет по транспорту и дорожному хо- зяйству Улья- новской об- ласти |
- | - | |
Разработка и ут- верждение графика поставки автобусов в АТП |
I квартал 2007 г. |
Комитет по транспорту и дорожному хо- зяйству Улья- новской об- ласти |
- | - | |
Приобретение и ввод в эксплуата- цию автобусов в 2007 г. |
II квар- тал 2007 г. |
АТП согласно графику пос- тавки |
12000,0 | - | автобус среднего класса - 22 шт. |
Приобретение и ввод в эксплуата- цию автобусов в 2008 г. |
II квар- тал 2008 г. |
АТП согласно графику пос- тавки |
30500,0 | - | автобус среднего класса - 53 шт. |
Приобретение и ввод в эксплуата- цию автобусов в 2009 г. |
III квар- тал 2009 г. |
АТП согласно графику пос- тавки |
59740,0 | 6500,0 | автобус среднего класса - 57 шт.; автобус большого класса - 22 шт. |
Приобретение и ввод в эксплуата- цию автобусов в 2010 г. |
III квар- тал 2010 г. |
АТП согласно графику пос- тавки |
73950,0 | 15000,0 | автобус среднего класса - 70 шт.; автобус большого класса - 30 шт. |
Приобретение и ввод в эксплуата- цию автобусов в 2011 г. |
III квар- тал 2011 г. |
АТП согласно графику пос- тавки |
68000,0 | 25000,0 | автобус среднего класса - 70 шт.; автобус большого класса - 30 шт. |
Итого | 244190,0 | 46500,0 |
4. Ресурсное обеспечение
На период реализации Программы предусматривается привлечение средств в объеме 290690,0 тыс. рублей. Финансирование приобретения автобусов будет осуществляться из областного бюджета (выделение средств на капитальные вложения в областную адресную инвестиционную программу) в размере 244190,0 тыс. рублей и средств АТП в размере 46500,0 тыс. руб. Закупку автобусов планируется осуществлять по лизинговой схеме, то есть первоначальный платеж производится за счет выделяемых средств, текущие платежи - за счет средств финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Таблица 5
График поставки автобусов
Тип автобуса | Поставка (единиц) | Сумма, тыс. руб. |
||||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | ||
Малой вместимости |
22 | 12000,0 | ||||
53 | 30500,0 | |||||
57 | 33240,0 | |||||
70 | 40950,0 | |||||
70 | 42000,0 | |||||
Большой вместимости |
- | |||||
- | ||||||
22 | 33000,0 | |||||
30 | 48000,0 | |||||
30 | 51000,0 | |||||
Итого | 22 | 53 | 79 | 100 | 100 | 290690,0 |
Таблица 6
Распределение ресурсов на реализацию Программы
(тыс. рублей)
Источник финансиро- вания |
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010г. | 2011 г. |
Итого |
Областной бюджет | 12000,0 | 30500,0 | 59740,0 | 73950,0 | 68000,0 | 244190,0 |
Средства АТП | 0,0 | 0,0 | 6500,0 | 15000,0 | 25000,0 | 46500,0 |
Итого | 12000,0 | 30500,0 | 66240,0 | 88950,0 | 93000,0 | 290690,0 |
5. Экономическая эффективность реализации Программы
В ходе реализации Программы в течение 5 лет будет заменено 354 автобуса разного класса, что позволит списать автобусы со сверхнормативными пробегами и средним возрастом эксплуатации 13-15 лет. В результате обновления произойдет резкое снижение эксплуатационных затрат на техническое обслуживание, текущий ремонт и средний ремонт автобусов. Это обосновано исследованиями структуры затрат на эксплуатацию автобусов действующего парка и сравнением ее с нормативными затратами на новые автобусы. Кроме этого, обновление парка привлечет молодые кадры водителей и кондукторов, улучшит экологию, культуру обслуживания, конкурентоспособность общественного транспорта.
Таблица 7
Средние технико-экономические показатели
эксплуатации фактически действующего и нового автобуса
в течение года
Наименование показа- телей |
Единицы изме- рения |
Автобус действую- щий (фак- тические значения) |
Автобус но- вый (норма- тивные зна- чения) |
Прирост (изменение) % |
Коэффициент использо- вания парка |
0,51 | 0,78 | + 52 | |
Тариф - пригород | руб./км | 0,75 | 0,75 | - |
Время в наряде | часов | 8,1 | 10,0 | + 24 |
Среднее количество рейсов на один авто- бус в день |
рейсов | 4,6 | 5,7 | + 23 |
Годовой пробег | км | 37730 | 70825 | + 88 |
Доходы | тыс. руб. | 488,4 | 741,8 | + 52 |
Расходы | тыс. руб. | 1048,0 | 1091,5 | + 4,2 |
Убытки | тыс. руб. | 559,6 | 349,7 | - 37,5 |
Сравнительный анализ технико-эксплуатационных показателей нового автобуса и действующего автобуса показывает, что при реализации данной Программы произойдет ежедневное увеличение среднего количества выполненных рейсов на 23 процента, увеличение годового пробега автобусов - на 88 процентов. Более высокий уровень комфорта приведет к увеличению пассажиропотока. Все это приведет к увеличению количества перевезенных пассажиров на 52 процента (по состоянию на 01.01.2006 одним автобусом в год перевозится 33,7 тыс. человек). Произойдет снижение эксплуатационных затрат, и экономический эффект от работы одного автобуса составит 209,9 тыс. рублей/год. Эксплуатация новых автобусов на маршрутах области положительно повлияет на ее облик, повысит надежность транспорта, мобилизационную составляющую области в случае чрезвычайных происшествий, наводнений и т.д.
Таблица 8
Суммарный экономический эффект по годам от внедрения Программы
Годы | Экономический эффект |
2008 год | 209,9 х 22 х 5 = 23089 тыс. руб. |
2009 год | 209,9 х 53 х 4 = 44499 тыс. руб. |
2010 год | 209,9 x 79 x 3 = 49746 тыс. руб. |
2011 год | 209,9 х 100 х 2 = 41980 тыс. руб. |
2012 год | 209,9 х 100 х 1 = 20990 тыс. руб. |
Итого | 180304 тыс. руб. |
6. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за выполнением Программы осуществляют руководитель Программы, Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Ежеквартально Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Ульяновской области представляет отчет о выполнении программных мероприятий в департамент социально-экономического мониторинга и стратегии развития аппарата Правительства Ульяновской области, на основании которого проводится анализ хода выполнения Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ульяновской области от 6 декабря 2006 г. N 186-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2007-2011 годах"
Текст Закона опубликован в газете "Ульяновская правда" от 9 декабря 2006 г. N 97
Законом Ульяновской области от 1 июня 2011 г. N 98-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ульяновской области от 9 марта 2010 г. N 17-ЗО
Закон Ульяновской области от 3 июня 2009 г. N 69-ЗО
Закон Ульяновской области от 19 мая 2008 г. N 75-ЗО
Закон Ульяновской области от 7 ноября 2007 г. N 161-ЗО
Закон Ульяновской области от 31 июля 2007 г. N 106-ЗО
Закон Ульяновской области от 2 мая 2007 г. N 63-ЗО