Постановление Правительства Ульяновской области
от 1 апреля 2008 г. N 7/141-П
"Об утверждении областной целевой программы "Основные направления
государственной поддержки традиционной народной культуры
на территории Ульяновской области"
на 2009-2011 годы"
4 декабря 2008 г., 3 февраля 2009 г., 2 февраля, 6 мая, 2 ноября 2010 г., 2 февраля, 5 августа, 26 октября, 8 ноября 2011 г.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 августа 2015 г. N 417-П настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение распоряжения Правительства Ульяновской области от 05.02.2008 N 45-пр "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области" на 2009-2011 годы" Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области" на 2009-2011 годы (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области разработать и утвердить программы, направленные на реализацию полномочий в сфере традиционной народной культуры.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 3 февраля 2009 г. N 1/32-П в пункт 3 настоящего Постановления внесены изменения
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Девяткину Т.В.
Губернатор - Председатель Правительства области |
С.И. Морозов |
Постановлением Правительства Ульяновской области от 5 августа 2011 г. N 38/359-П в настоящую областную целевую программу внесены изменения
Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 февраля 2010 г. N 36-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 18 ноября 2010 г. N 401-П) действие раздела 1, пунктов 2.1, 2.2 (в сумме 64800,0 тыс. рублей), 2.3-2.7 раздела 2, разделов 3-5 настоящей Областной целевой программы было приостановлено до 1 января 2011 г. в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области
Постановлением Правительства Ульяновской области от 4 декабря 2008 г. N 495-П (в редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 19 марта 2009 г. N 101-П) действие Областной целевой программы, утвержденной настоящим постановлением было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г. в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области в сумме 179140,0 тыс. руб.
Областная целевая программа
"Основные направления государственной поддержки
традиционной народной культуры на территории
Ульяновской области" на 2009-2011 годы
(утв. постановлением Правительства области от 1 апреля 2008 г. N 7/141-П)
4 декабря 2008 г., 3 февраля 2009 г., 2 февраля, 6 мая, 2 ноября 2010 г., 2 февраля, 5 августа, 26 октября, 8 ноября 2011 г.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 26 октября 2011 г. N 51/513-П в паспорт настоящей Областной целевой программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа "Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа).
Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Ульяновской области от 05.02.2008 N 45-пр "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области" на 2009-2011 годы".
Основание для разработки Программы - Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1.
Государственный заказчик Программы - Министерство искусства и культурной политики.
Разработчик Программы - рабочая группа по разработке проекта областной целевой программы "Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области" на 2009-2011 годы.
Цели и задачи Программы - вовлечение в сферу традиционной народной культуры различных возрастных и социальных групп населения Ульяновской области;
укрепление кадрового потенциала для обеспечения развития традиционной народной культуры;
организация системы государственного стимулирования профессиональных и самодеятельных коллективов, руководителей коллективов и носителей традиционной народной культуры;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры, занимающихся сохранением и развитием традиционной народной культуры;
увеличение количества потребителей культурных услуг, участников коллективов народного творчества и любительских объединений;
привлечение общественности к решению задач социально-экономического развития Ульяновской области средствами культуры;
стимулирование и поддержка социальных гражданских инициатив общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, реализуемых ими в рамках приоритетных направлений стратегического развития культуры Ульяновской области;
привлечение творческих сил и лучших культурных идей из других регионов Российской Федерации к процессу модернизации Ульяновской области средствами культуры;
совершенствование взаимодействия некоммерческих организаций и государственных учреждений Ульяновской области в решении социальных и общественно значимых проблем Ульяновской области;
создание условий для развития культурных связей между муниципальными образованиями Ульяновской области;
привлечение дополнительных финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов в развитие социально-экономической сферы Ульяновской области.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - доля охвата населения основными программными мероприятиями от общего числа жителей Ульяновска показатели;
доля фольклорных коллективов от общего числа коллективов народного творчества; доля участников фольклорных коллективов от общего числа участников коллективов народного творчества;
доля жителей Ульяновской области, занимающихся в любительских объединениях и кружках, от общего числа жителей Ульяновской области; доля детей до 14 лет - участников клубных формирований от общего числа детей школьного возраста в Ульяновской области;
доля специалистов, прошедших обучение и переподготовку по традиционной народной культуре за период реализации Программы, от общего числа специалистов в сфере культуры;
доля коллективов, получивших государственную поддержку за сохранение и развитие традиционной народной культуры, от общего числа коллективов народного творчества;
доля отремонтированных учреждений культуры за период реализации Программы от общего числа учреждений культуры;
доля организаций, получивших государственную поддержку за сохранение и развитие традиционной народной культуры, от общего числа организаций народного творчества;
доля внедрения новых моделей учреждений культуры от общего числа учреждений;
доля обновления специализированного автотранспорта для проведения на открытых площадках массовых мероприятий (далее - автоклубы) от общего числа автоклубов;
число проектов в сфере культуры, реализованных на территории Ульяновской области в рамках областного конкурса творческих проектов муниципальных образований "Территория муниципального образования Ульяновской области как партнер города Ульяновска - культурной столицы" и Всероссийского конкурса культурных проектов "Современная культура России на территории Ульяновской области" - 27 единиц.
Сроки и этапы реализации Программы - 2009-2011 годы.
I этап - 2009 год;
II этап-2010 год;
III этап - 2011 год.
Перечень подпрограмм Программы - не предполагается.
Объемы и источники финансирования Программы - предполагаемый объем финансирования из областного бюджета Ульяновской области - 469,54 млн. рублей, в том числе:
в 2009 году - 179,14 млн. рублей;
в 2010 году - 164,5 млн. рублей;
в 2011 году - 123,9 млн. рублей.
Основные исполнители мероприятий Программы - Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (по согласованию);
областные государственные учреждения культуры Ульяновской области;
муниципальные учреждения культуры Ульяновской области (по согласованию).
Система управления Программой - управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Ульяновской области;
оперативное управление и текущий контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Министерство искусства и культурной политики.
Ожидаемые конечные результаты реализаций Программы и показатели оценки эффективности мероприятий Программы - увеличение охвата населения программными мероприятиями до 85 тыс. человек;
увеличение количества жителей области, занимающихся в кружках и любительских объединениях, в том числе народным творчеством, - каждый 20-й житель (в 2007 году - каждый 24-й);
подготовка и переподготовка специалистов по традиционной народной культуре - более 80 человек;
финансовая поддержка творческих коллективов, сохраняющих и развивающих традиционную народную культуру, - около 30;
проведение праздников и фестивалей народного творчества, традиционной народной культуры - не менее 20;
осуществление ремонта 2 областных государственных учреждений культуры с 5 филиалами;
приобретение 22 автоклубов для муниципальных образований Ульяновской области;
создание и техническое оснащение 35 модельных клубов, 28 информационно-методических центров, 4 национально-культурных центров и 13 домов фольклора и ремесел;
научно-методическое обеспечение сохранения и развития традиционной народной культуры:
создание антологии фольклора Симбирского края в электронном виде и выпуск сборников и каталогов; издание областного периодического журнала по традиционной народной культуре;
переиздание крупнейших сборников фольклора XIX века по Симбирской губернии;
рост числа этнографических фольклорных коллективов, художественных мастерских, творческих объединений;
создание комплексного информационного банка данных по традиционной народной культуре и ремеслам;
осуществление строительства и реконструкции, ремонта не менее 100 муниципальных учреждений культурно-досугового типа.
Основные индикаторы оценки эффективности Программы - доля охвата населения основными программными мероприятиями от общего числа жителей Ульяновской области - 6%;
доля фольклорных коллективов от общего числа коллективов народного творчества - 1 %;
доля участников фольклорных коллективов от общего числа участников коллективов народного творчества - 1,5%;
доля жителей Ульяновской области, занимающихся в любительских объединениях и кружках, от общего числа жителей Ульяновской области - 5%;
доля детей до 14 лет - участников клубных формирований от общего числа детей школьного возраста в Ульяновской области - 23%;
доля специалистов, прошедших обучение и переподготовку по традиционной народной культуре, от общего числа специалистов в сфере культуры - 3,8;
доля организаций, получивших государственную поддержку за сохранение и развитие традиционной народной культуры, от общего числа организаций народного творчества - 0,8%;
доля отремонтированных учреждений культуры за период реализации Программы от общего числа учреждений культуры - 22,2%;
доля технически переоснащенных учреждений культуры за период реализации Программы от общего числа культурно-досуговых учреждений - 17,3%;
доля внедрения новых моделей учреждений культуры от общего числа учреждений культуры - 5%;
доля обновления автоклубов от общего числа автоклубов - 95,4%;
доля международных и всероссийских творческих проектов от общего числа творческих мероприятий - 30 %;
доля партнерских культурных проектов от общего количества мероприятий - 10%.
Основные понятия и термины, используемые в Программе
В Программе используются следующие понятия и термины:
культурно-досуговое учреждение - организация, основной деятельностью которой является формирование и удовлетворение потребностей населения в творческом самовыражении, создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально- культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера;
дом культуры - учреждение, осуществляющее деятельность по организации досуга населения, проведению культурно-просветительских и развлекательных программ;
клубное формирование - добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха;
кружок - клубное формирование, объединяющее группу лиц, связанных общностью интересов, в котором творческо-исполнительская деятельность предваряется учебно-тренировочными занятиями, составляющими преобладающую часть всех занятий. Во главе кружка стоит руководитель- педагог, значительно превосходящий участников по уровню подготовки;
культурная услуга - услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей потребителя;
автоклуб - специально оборудованное автотранспортное средство, имеющее встроенное аудио- и видеооборудование для проведения на открытых площадках культурно-массовых мероприятий;
модельный клуб - структурное подразделение дома культуры, оснащенное современным свето-, звукотехническим и компьютерным оборудованием, мебелью, сценическими костюмами, способствующее созданию благоприятных условий для организации досуга населения;
информационно-методический центр - структурное подразделение дома культуры, оказывающее организационную, методическую и информационную помощь районным и поселенческим учреждениям культуры;
фольклорно-этнографический центр - структурное подразделение дома культуры, осуществляющее деятельность по сохранению, изучению и воссозданию местных фольклорных и этнографических традиций, бытовых особенностей материальной и духовной культуры народов, проживающих на данной территории;
национально-культурный центр - структурное подразделение дома культуры, осуществляющее деятельность по сохранению и развитию традиционной культуры народов посредством выполнения научно- исследовательской работы и создания электронного банка данных, материалов по истории, фольклору, промыслам и ремеслам, обрядам и традициям народов, компактно проживающих на определенной территории;
дом ремесел - структурное подразделение поселенческого центра культуры и досуга, осуществляющее деятельность по сохранению материального культурного наследия, созданию и распространению ремесленнических изделий, осуществлению выставочной деятельности, созданию и распространению методик ремесленного мастерства;
централизованная клубная система - объединение действующих, а также реорганизуемых и вновь создаваемых районных и поселенческих домов культуры в структурно-целостное формирование, функционирующее по административно-территориальному признаку: поселенческие и городские дома и дворцы культуры; центры культуры и досуга, культуры и искусств; культурно-спортивные, социально-культурные, культурно-досуговые комплексы и т. п., ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных, национальных и других социально-демографических категорий населения; центры эстетического воспитания детей, технического творчества, клубы и дома творческой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров, центры традиционной культуры, дома ремесел и фольклора, национально-культурные центры и т. п.; специализирующиеся на передвижной деятельности с использованием различных транспортных средств: автоклубов, агиткультбригад, передвижных культбаз и т. п.;
поселенческий центр культуры и досуга - муниципальное учреждение, созданное поселением и имеющее в расположенных на территории поселения населенных пунктах филиалы и иные подразделения, осуществляющее деятельность в сферах культуры и досуга (включая народное художественное творчество и любительское искусство), в том числе деятельность по методическому обеспечению на территории поселения сети учреждений культуры клубного типа;
грант - средства областного бюджета Ульяновской области, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе по итогам конкурса социально значимых проектов, а также по итогам конкурса на присвоение почетного статуса "Губернаторский" творческим коллективам Ульяновской области.
1. Введение.
Характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа
Основной целью государственной политики в области культуры является обеспечение сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы ценностей. Государственная политика в области культуры базируется на признании основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества, сохранении национальной самобытности народов и утверждении их достоинства.
Приоритетные направления государственной политики в сфере культуры нашли свое отражение в комплексной программе экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы, утвержденной Законом Ульяновской области от 05.05.2005 N 030-ЗО "Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы", и сформулированы следующим образом:
обеспечение доступности для населения социокультурных услуг через реконструкцию аварийных зданий учреждений культуры, укрепление их материально-технической базы через использование новых технологий и современного оборудования в их деятельности;
обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий области путем создания интегрированных культурно-досуговых учреждений, социокультурных центров, оснащение их необходимым оборудованием, приобретение автоклубов;
масштабное развитие кадрового потенциала Ульяновской области.
Исходя из приоритетов развития Ульяновской области в сфере культуры назрела необходимость разработки Программы, направленной на реализацию системы мер по сохранению, поддержке и развитию традиционной народной культуры на территории Ульяновской области.
Под традиционной народной культурой понимается все многообразие национально-культурных традиций как региональных, так и общероссийских, нематериальное культурное наследие, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, ремесла и народные промыслы - все то, что передается от поколения к поколению, постоянно воссоздается обществом.
Актуальность Программы определена тем, что в Ульяновской области согласно исследованиям ученых Института этнографии и антропологии Российской академии наук, лаборатории традиционной культуры Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова сосредоточены уникальные образцы традиционной народной культуры, которые в данное время находятся на стадии исчезновения. Это богатейшая песенная культура, народная хореография, декоративно-прикладное искусство, этнокультурные традиции, обряды, обычаи, верования народов Среднего Поволжья.
Важнейшую роль в деле сохранения и развития традиционной народной культуры играют культурно-досуговые учреждения, областные методические центры, народные отделения учреждений дополнительного и профессионального образования.
В сфере культурно-досуговой деятельности сформировался комплекс проблем, требующих немедленного вмешательства. Это низкий уровень финансирования, неудовлетворительное состояние материально-технической базы, отсутствие специалистов, что обусловило появление тенденции к закрытию и перепрофилированию учреждений культуры и, как следствие, сокращению возможности получения населением области социокультурных услуг. Вместе с тем на территории области именно культурно-досуговые учреждения занимают место своеобразной "экологической ниши", являются средой формирования культурных ценностей, их закрытие и перепрофилирование снижают возможность участия населения в культурно-досуговой деятельности, лишают подрастающее поколение возможности развития творческих способностей. Традиционная народная культура является наиболее массовой сферой культурной деятельности. В Ульяновской области в 3960 творческих коллективах занимается 53,3 тыс. человек, из которых 54 процента составляют дети и подростки. Но именно в данной сфере наиболее актуальны упомянутые выше проблемы материально-технического оснащения и материального стимулирования специалистов. Более 20 процентов культурно-досуговых учреждений находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Все это сказывается как на качестве их работы, так и на кадровом потенциале: учреждения, работающие в области традиционной народной культуры, лишь наполовину укомплектованы специалистами с высшим и средним специальным образованием, более 40 процентов работников не имеют специального образования в сфере культуры.
Комплексное решение проблем сохранения и развития традиционной народной культуры в местах ее бытования требует государственной поддержки. Без укрепления материально-технической базы учреждений культуры, оснащения их автоклубами для работы в отдаленных населенных пунктах, без создания модельных клубов, информационно-методических, национально-культурных центров, на базе которых можно сохранять, развивать, передавать потомкам драгоценный опыт, накопленный поколениями, без обучения кадрового потенциала, способного прививать с детства принципы народной педагогики и народной философии, невозможно сохранить самобытность народа, в том числе населения Ульяновской области.
Развитие традиционной народной культуры требует комплексного системного подхода. В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблем, сформировавшихся в сфере культурно-досуговой деятельности, в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
При сохранении сложившейся ситуации в развитии сферы культуры неизбежны:
дальнейшее ухудшение материально-технической базы учреждений культуры и невозможность реализации большей частью населения области права на получение культурных услуг и самореализацию в сфере культуры;
утрата традиционной народной культуры, народного художественного творчества, нематериального культурного наследия области;
утрата носителей и распространителей нематериальных и духовных традиций народной культуры;
сокращение количества коллективов народного художественного творчества;
сокращение количества культурно-досуговых мероприятий, народных праздников и фестивалей;
сокращение профессиональных кадров в сфере культуры.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения проблем программно-целевым методом приведет к серьезным негативным последствиям.
Координирующую роль в этом направлении должна сыграть Программа, которая обеспечит концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях сохранения традиционной народной культуры, позволит создать оптимальные условия и всестороннюю поддержку для изучения, сохранения и восстановления традиционной народной культуры как фундаментального фактора культурной идентификации и основы социокультурной деятельности в Ульяновской области.
На основании анализа состояния традиционной народной культуры в Ульяновской области и учитывая, что источником традиционной народной культуры является село, предлагается осуществить систему мер по модернизации муниципальных учреждений культуры и переподготовке специалистов.
В настоящее время имеются два варианта решения существующих проблем.
Первый вариант - без использования программно-целевого метода - является инерционным и не способен решить комплекс проблем в сфере традиционной народной культуры.
Общий объем финансирования учреждений культуры в муниципальных образованиях Ульяновской области возрастает с каждым годом. Однако в качестве основы для определения объемов бюджетного финансирования, как правило, принимается не реальная потребность, а показатели предыдущего года, скорректированные в сторону увеличения с учетом индекса-дефлятора, рекомендованного Министерством экономики Ульяновской области и Министерством финансов Ульяновской области. Таким образом, не принимается в расчет действительная потребность в средствах на проведение работ по реконструкции, капитальному ремонту и техническому переоснащению учреждений культуры и других мероприятий. Существующая слабая материальная база отдельных учреждений культуры не может не отражаться на качестве и результативности предоставления услуг культуры. Качество и результативность предоставления услуг культуры связаны также с профессионализмом работников культуры, который напрямую зависит от образования, обучения и уровня материальной обеспеченности. Развитие сферы культуры без использования программно-целевого метода не обеспечит позитивных результатов.
Второй вариант предполагает активное воздействие на ситуацию с использованием программно-целевого метода. В основе его лежит системный подход к решению проблемы развития и сохранения традиционной народной культуры через:
нормативное обеспечение развития традиционной народной культуры;
научно-методическое обеспечение сохранения и развития традиционной народной культуры;
кадровое обеспечение развития традиционной народной культуры;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
организацию системы государственного стимулирования;
организацию и проведение праздников, конкурсов, фестивалей с целью популяризации и развития народного художественного творчества.
Реализация мероприятий Программы позволит улучшить материально-техническую базу учреждений культуры, внедрить новые технологии и повысить социальный статус работника культуры, возродить творческие объединения и предприятия народно-художественных промыслов. Этот вариант предполагает развитие единого культурного и информационного пространства на всей территории области путем создания условий для обеспечения доступа жителей к культурным ценностям, права на свободу творчества, активного участия в деле сохранения и развития местных народных традиций.
Основными преимуществами использования программно-целевого метода являются:
комплексный подход к решению проблемы;
распределение полномочий и ответственности;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Риском применения указанного метода может стать недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы, устранение которого возможно посредством корректировки и уточнения программных мероприятий.
2. Цели и задачи Программы, целевые
индикаторы и показатели Программы
2.1. Цели Программы:
создание условий для реализации конституционного права граждан, проживающих на территории Ульяновской области, на получение культурных услуг и участие в культурной деятельности, сохранение и развитие своих этнокультурных традиций;
вовлечение в сферу традиционной народной культуры различных возрастных и социальных групп населения Ульяновской области;
привлечение общественности к решению задач социально-экономического развития Ульяновской области средствами культуры;
стимулирование и поддержка социальных гражданских инициатив общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, реализуемых ими в рамках приоритетных направлений стратегического развития культуры Ульяновской области.
2.2. Основные задачи Программы:
повышение интереса населения Ульяновской области к традиционной народной культуре;
осуществление деятельности по сохранению и развитию традиционной народной культуры;
укрепление кадрового потенциала для обеспечения развития традиционной народной культуры;
организация системы государственного стимулирования;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
увеличение количества потребителей культурных услуг и участников коллективов народного творчества и любительских объединений;
привлечение творческих сил и лучших культурных идей из других регионов Российской Федерации к процессу модернизации Ульяновской области средствами культуры;
совершенствование взаимодействия некоммерческих организаций и государственных учреждений Ульяновской области в решении социальных и общественно значимых проблем Ульяновской области;
создание условий для развития культурных связей между муниципальными образованиями Ульяновской области;
привлечение дополнительных финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов в развитие социально-экономической сферы Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 26 октября 2011 г. N 51/513-П в пункт 2.3 раздела 2 настоящей Областной целевой программы внесены изменения
2.3. Динамика целевых индикаторов Программы по этапам ее реализации в сравнении с предыдущими годами:
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в три этапа:
I этап - 2009 год;
II этап-2010 год;
III этап -2011 год.
4. Система мероприятий Программы
Для реализации поставленных целей и задач Программы разработаны мероприятия Программы (приложение N 1 к Программе). Система программных мероприятий включает следующие направления:
1) научно-методическое обеспечение сохранения и развития традиционной народной культуры, предусматривающее:
создание комплексного информационного банка данных по традиционной народной культуре, фольклору, этнографии и ремеслам, в том числе печатных и рукописных памятников, аудио- и видеодокументов, фотоматериалов, связанных с традиционной народной культурой;
продолжение исследований основных направлений, видов, жанров и форм региональной народной художественной культуры посредством проведения фольклорно-этнографических экспедиций, мониторингов;
пополнение фондов музеев уникальными произведениями самобытных художников Ульяновской области;
создание национально-культурных центров, домов ремесел и фольклора;
создание антологии фольклора Симбирского края в электронном виде и выпуск сборников и каталогов;
издание литературы по вопросам сохранения и развития традиционной народной культуры;
2) материально-техническое обеспечение учреждений культуры, предусматривающее:
проведение ремонтных работ областных государственных учреждений культуры;
приобретение современных автоклубов для муниципальных учреждений культуры;
создание модельных клубов в муниципальных образованиях Ульяновской области;
создание и техническое переоснащение на базе действующих учреждений культуры специализированных фольклорно-этнографических и национально - культурных центров и домов ремесел;
мероприятия по развитию культурно-досуговой деятельности в муниципальных образованиях Ульяновской области (реконструкция и ремонт зданий культурно-досуговых учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей в муниципальных образованиях Ульяновской области);
3) кадровое обеспечение развития традиционной народной культуры, включающее:
организацию и проведение обучающих семинаров, лекций, курсовой подготовки, мастер-классов, творческих лабораторий для специалистов учреждений культуры;
организацию курсов повышения квалификации на базе образовательных учреждений на территории Ульяновской области и других регионов;
организацию государственного заказа на переподготовку специалистов соответствующего профиля;
дальнейшее развитие целевой контрактной подготовки специалистов в образовательных учреждениях;
4) организация системы государственного стимулирования в виде:
поддержки творческих коллективов муниципальных и областных государственных учреждений культуры через творческие конкурсы, предоставление грантов;
создания цикла передач, видеофильмов, видеосюжетов о носителях традиционной народной культуры;
освещения в региональных средствах массовой информации состояния и развития традиционной народной культуры, популяризации традиционной народной культуры;
поддержка творческих проектов некоммерческих организаций, осуществляемая посредством предоставления им грантов (субсидий);
5) организация фольклорных фестивалей, праздников, выставок, ярмарок народного художественного творчества, конкурсов и фестивалей народного творчества.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области осуществляет ресурсное обеспечение Программы (приложение N 2 к Программе).
Правовое обеспечение Программы предполагает разработку Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области проектов нормативных правовых актов для реализации мероприятий Программы.
Мероприятия Программы намечено осуществлять за счет средств областного бюджета Ульяновской области.
Объем бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на реализацию Программы устанавливается законом Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на очередной финансовый год и на плановый период.
Ежегодный объем ассигнований из областного бюджета Ульяновской области на реализацию Программы подлежит уточнению при разработке проекта закона Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Гранты предоставляются в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.
Субсидии муниципальным образованиям Ульяновской области из областного бюджета Ульяновской области предоставляются с целью софинансирования следующих мероприятий:
развитие культурно-досуговой деятельности в муниципальных образованиях Ульяновской области (реконструкция и ремонт зданий культурно-досуговых учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей в муниципальных образованиях Ульяновской области);
приобретение для муниципальных учреждений культуры специализированного автотранспорта (автоклубов) для проведения на открытых площадках массовых мероприятий;
создание модельных клубов в муниципальных образованиях Ульяновской области;
создание на базе действующих учреждений культуры специализированных фольклорно-этнографических и национально-культурных центров, центров и домов ремесел;
создание информационно-методических центров на базе центров и домов культуры муниципальных образований Ульяновской области.
6. Ожидаемый эффект от реализации мероприятий Программы
Ожидаемый эффект от реализации мероприятий Программы будет оцениваться ежегодно на основе целевых индикаторов, указанных в разделе 2 настоящей Программы.
Планируемый эффект от реализации Программы выражается:
в увеличении охвата населения программными мероприятиями - до 85 тыс. человек;
в проведении праздников и фестивалей народного творчества, традиционной народной культуры - не менее 20;
в подготовке и переподготовке специалистов по традиционной народной культуре - более 80 человек;
в финансовой поддержке творческих коллективов, сохраняющих и развивающих традиционную народную культуру, - около 30;
в проведении праздников и фестивалей народного творчества, традиционной народной культуры - не менее 20 ежегодно;
в обновлении материально-технической базы и внедрении новых моделей учреждений культуры:
осуществление ремонта 2 областных государственных учреждений культуры с 5 филиалами, строительства и реконструкции, ремонта не менее 100 муниципальных учреждений культурно-досугового типа;
приобретение 22 автоклубов для муниципальных образований;
создание и техническое оснащение 35 модельных клубов, 28 информационно-методических центров, 4 национально-культурных центров и 13 домов фольклора и ремесел.
Основной показатель эффективности реализации Программы - научно-методическое обеспечение сохранения и развития традиционной народной культуры:
создание антологии фольклора Симбирского края в электронном виде и выпуск сборников и каталогов;
издание областного периодического журнала по традиционной народной культуре;
переиздание крупнейших сборников фольклора XIX века по Симбирской губернии;
рост числа этнографических фольклорных коллективов, художественных мастерских, творческих объединений;
создание комплексного информационного банка данных по традиционной народной культуре и ремеслам.
Оценка эффективности реализации Программы проводится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятий Программы оценивается исходя из соответствия ожидаемых результатов поставленной цели, степени приближения к этой цели и косвенных позитивных воздействий на ситуацию в сфере традиционной народной культуры.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы будет рассчитываться посредством сопоставления предусмотренных Программой значений целевых индикаторов и реально достигнутых результатов.
7. Организация управления Программой
Реализация Программы предусматривает взаимодействие исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, учреждений культуры и искусства Ульяновской области, муниципальных учреждений культуры.
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на предоставление в 2010, 2011 годах субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области, а также некоммерческим организациям на реализацию мероприятий Программы.
Субсидии на мероприятия по развитию культурно-досуговой деятельности в муниципальных образованиях Ульяновской области (реконструкция и ремонт зданий культурно-досуговых учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей в муниципальных образованиях Ульяновской области) с целью предотвращения дальнейшего износа указанных зданий и сохранения возможности предоставления концертно-досуговых и образовательных услуг населению предоставляются местным бюджетам при соблюдении следующих условий:
наличие заявок от органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования Ульяновской области, муниципальных учреждений культуры соответствующего муниципального образования Ульяновской области, поступивших в Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области до конца года, предшествующего году предоставления субсидии на мероприятия по развитию культурно-досуговой деятельности в муниципальных образованиях Ульяновской области (реконструкция зданий культурно-досуговых учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей в муниципальных образованиях Ульяновской области), направленных на улучшение материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей. Заявка считается принятой с даты регистрации ее в Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области;
наличие проектной документации на реконструкцию и сметных расчетов на ремонт зданий муниципальных культурно-досуговых учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Ульяновской области;
наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию и ремонт зданий или сооружений культурно-досуговых учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Ульяновской области;
наличие подтверждения финансирования соответствующих расходных обязательств из местного бюджета в размере не менее 20 процентов.
Размер выделяемых i-тому муниципальному образованию Ульяновской области субсидий определяется по формуле:
Pi - Poi х К,
где:
Pi - величина субсидий i-тому муниципальному образованию Ульяновской области;
Poi - величина субсидий, подлежащая распределению между муниципальными образованиями Ульяновской области;
К - коэффициент обеспеченности, определяемый как отношение величины субсидий, подлежащих распределению между муниципальными образованиями Ульяновской области, к сумме потребностей в средствах субсидий муниципальных образований Ульяновской области. При этом К определяется по формуле:
К = V/CPo,
где:
V - величина субсидий, подлежащая распределению между муниципальными образованиями Ульяновской области;
СРо - сумма потребностей в средствах субсидий муниципальных образований Ульяновской области.
Субсидии направляются на мероприятия по развитию культурно-досуговой деятельности в муниципальных образованиях Ульяновской области, на реконструкцию и ремонт зданий культурно-досуговых учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей в муниципальных образованиях Ульяновской области, организацию фольклорных фестивалей, праздников, выставок, ярмарок народного художественного творчества, конкурсов и фестивалей народного творчества.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области представляют в Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, отчет об использовании предоставленных средств по форме, утвержденной Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области.
Гранты из областного бюджета Ульяновской области предоставляются:
некоммерческим организациям, при которых созданы творческие коллективы, имеющие почетный статус "Губернаторский";
некоммерческим организациям, являющимся победителями Всероссийского конкурса культурных проектов "Современная культура России на территории Ульяновской области";
некоммерческим организациям, являющимся победителями областного конкурса творческих проектов муниципальных образований "Территория муниципального образования Ульяновской области как партнер города Ульяновска - культурной столицы".
Размер гранта, выделяемого некоммерческой организации, имеющей профессиональный творческий коллектив с почетным статусом "Губернаторский", определяется по формуле:
Р = Pn/22 х 10,
где:
P - величина гранта некоммерческой организации, имеющей профессиональный творческий коллектив с почетным статусом "Губернаторский";
Pn - общая сумма средств, предусмотренная Программой на государственную поддержку творческих коллективов, имеющих почетный статус "Губернаторский" в текущем году.
Размер гранта, выделяемого некоммерческой организации, имеющей непрофессиональный творческий коллектив с почетным статусом "Губернаторский", определяется по формуле:
Р = Pn/22 х 6,
где:
P - величина гранта некоммерческой организации, имеющей непрофессиональный творческий коллектив с почетным статусом "Губернаторский";
Pn - общая сумма средств, предусмотренная Программой на государственную поддержку творческих коллективов, имеющих почетный статус "Губернаторский" в текущем году.
Размер гранта победителям Всероссийского конкурса культурных проектов "Современная культура России на территории Ульяновской области" предусмотрен постановлением Правительства Ульяновской области от 02.02.2011 N 34-П "О проведении Всероссийского конкурса культурных проектов "Современная культура России на территории Ульяновской области".
Размеры грантов победителям областного конкурса творческих проектов муниципальных образований "Территория муниципального образования Ульяновской области как партнер города Ульяновска - культурной столицы" предусмотрены постановлением Правительства Ульяновской области от 02.02.2011 N 35-П "О проведении областного конкурса творческих проектов муниципальных образований "Территория муниципального образования Ульяновской области как партнер города Ульяновска - культурной столицы".
Все вышеуказанные гранты выделяются при условии осуществления творческой деятельности в сфере культуры.
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области ежемесячно не позднее 13 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство финансов Ульяновской области отчет о расходовании средств, выделяемых из областного бюджета Ульяновской области на реализацию Программы.
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области ежеквартально направляет отчет о ходе реализации программных мероприятий в Министерство экономики Ульяновской области в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 21.03.2011 N 115-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ на территории Ульяновской области".
Оперативное управление и текущий контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 5 августа 2011 г. N 38/359-П настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
Мероприятия Программы
4 декабря 2008 г., 3 февраля 2009 г., 2 февраля, 6 мая, 2 ноября 2010 г., 5 августа 2011 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Научно-методическое обеспечение сохранения и развития традиционной народной культуры | |||
1.1. |
Исследование основных направлений, видов, жанров и форм региональной народной художественной культуры посредством проведения комплексной областной фольклорно-этнографической экспедиционной работы и работы с архивными материалами в фондах музеев, библиотек, архивов других регионов России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге; пополнение музейных фондов |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; областное государственное учреждение культуры "Центр народной культуры Ульяновской области" (далее - ОГУК "Центр народной культуры Ульяновской области") |
1.2. |
Создание комплексного информационного банка данных по традиционной народной культуре, фольклору, этнографии и ремеслам. Программное обеспечение деятельности |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; ОГУК "Центр народной культуры Ульяновской области" |
1.3. |
Издание периодического областного журнала (альманаха) "Традиционная народная культура Ульяновской области" (ежегодно - два), издание буклетов, каталогов, альбомов мастеров народного творчества Ульяновской области, научных сборников, методических рекомендаций, афиш, календарей, наборов открыток, переиздание сборников фольклора XIX века Симбирской губернии |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; ОГУК "Центр народной культуры Ульяновской области" |
2. Материально-техническое обеспечение учреждений культуры | |||
2.1. |
Проведение ремонтных работ в областных государственных учреждениях культуры |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; областные государственные учреждения культуры |
2.2. |
Мероприятия по развитию культурно-досуговой деятельности в муниципальных образованиях Ульяновской области (реконструкция и ремонт зданий культурно-досуговых учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей в муниципальных образованиях Ульяновской области) |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области * |
2.3. |
Приобретение для областных и муниципальных учреждений культуры специализированного автотранспорта (автоклубов) для проведения на открытых площадках массовых мероприятий |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области * |
2.4. |
Техническое оснащение народных отделений детских школ искусств и учреждений профессионального образования: комплекты инструментов, пошив и приобретение сценических костюмов и обуви, приобретение комплектов звуковой аппаратуры |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей "Областная детская школа искусств"; государственное областное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Ульяновское училище культуры" (техникум) (далее - ГООУ СПО "Ульяновское училище культуры"); государственное областное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Димитровградское музыкальное училище" (техникум) |
2.5. |
Создание модельных клубов в муниципальных образованиях Ульяновской области |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области * |
2.6. |
Создание на базе действующих учреждений культуры специализированных фольклорно-этнографических и национально- культурных центров, центров и домов ремесел |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области * |
2.7. |
Создание информационно-методических центров на базе центров и домов культуры муниципальных образований Ульяновской области и областных государственных учреждений культуры |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области *; областные государственные учреждения культуры |
3. Кадровое обеспечение развития традиционной народной культуры | |||
3.1. |
Организация и проведение обучающих семинаров (в том числе зональных), курсовой подготовки, творческих лабораторий для специалистов клубных учреждений |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; ОГУК "Центр народной культуры Ульяновской области"; ГООУ СПО "Ульяновское училище культуры" |
3.2. |
Участие специалистов культурно-досуговой деятельности Ульяновской области во всероссийских и региональных творческих лабораториях, семинарах, научно-практических конференциях |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; областные государственные учреждения культуры; муниципальные учреждения культуры * |
3.3. |
Участие творческих коллективов и их руководителей, мастеров декоративно-прикладного искусства, самодеятельных художников во всероссийских и региональных фестивалях-конкурсах |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; областные государственные учреждения культуры; муниципальные учреждения культуры * |
3.4. |
Организация государственного заказа на переподготовку специалистов соответствующего профиля в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; ОГУК "Центр народной культуры Ульяновской области"; ГООУ СПО "Ульяновское училище культуры" |
4. Организация системы государственного стимулирования | |||
4.1. |
Организация и проведение творческого конкурса по номинациям: лучший самодеятельный и профессиональный творческий коллектив; лучшие носители традиционной культуры; лучшее сельское учреждение культуры |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; областные государственные учреждения культуры; муниципальные учреждения культуры * |
4.2. |
Создание видеофильмов, видеосюжетов и передач о творчестве носителей традиционной культуры |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; ОГУК "Центр народной культуры Ульяновской области" |
4.3. |
Предоставление грантов некоммерческим организациям, имеющим творческие коллективы с почетным статусом "Губернаторский" |
2010-2011 гг. |
Исполнительные органы государственной власти Ульяновской области; областные государственные учреждения культуры; органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области *; муниципальные учреждения культуры *; муниципальные образовательные учреждения * |
4.5. |
Предоставление грантов победителям Всероссийского конкурса культурных проектов "Современная культура России на территории Ульяновской области" |
2011 г. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области |
5. Организация фольклорных фестивалей, праздников, выставок, ярмарок народного художественного творчества, конкурсов и фестивалей народного творчества | |||
5.1. |
Организация и проведение областных, межрегиональных и всероссийских фестивалей, выставок, конкурсов, праздников. Приобретение необходимых материалов для оформления фестивалей, выставок, конкурсов, праздников и необходимого материально-технического оборудования |
2009-2011 гг. |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области; областные государственные учреждения культуры; муниципальные учреждения культуры * |
* Участвуют в реализации мероприятий Программы по согласованию.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 26 октября 2011 г. N 51/513-П настоящее приложение изложено в новой редакции
Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 февраля 2011 г. N 32-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 8 ноября 2011 г. N 537-П) действие строки 2.2 (в сумме 42800,0 тыс. рублей) раздела 2, строки 4.3 раздела 4 настоящего приложения приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области до 1 января 2012 г.
Приложение N 2
Финансирование мероприятий Программы
4 декабря 2008 г., 3 февраля 2009 г., 2 февраля, 6 мая, 2 ноября 2010 г., 2 февраля, 5 августа, 26 октября, 8 ноября 2011 г.
Приложение N 3
Материально-техническое обеспечение
учреждений культуры
См. текст Приложения N 3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена областная целевая программа "Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области" на 2009-2011 годы.
Основными целями Программы являются: создание условий для реализации конституционного права граждан, проживающих на территории Ульяновской области, на получение культурных услуг и участие в культурной деятельности, сохранение и развитие своих этнокультурных традиций; вовлечение в сферу традиционной народной культуры различных возрастных и социальных групп населения Ульяновской области.
Постановление Правительства Ульяновской области от 1 апреля 2008 г. N 7/141-П "Об утверждении областной целевой программы "Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области" на 2009-2011 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Ульяновская правда" от 9 апреля 2008 г. N 31
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 августа 2015 г. N 417-П настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ульяновской области от 26 октября 2011 г. N 51/513-П
Постановление Правительства Ульяновской области от 5 августа 2011 г. N 38/359-П
Постановление Правительства Ульяновской области от 2 февраля 2011 г. N 32-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 8 ноября 2011 г. N 537-П)
Действие Областной целевой программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области до 1 января 2012 г. строки 2.2 (в сумме 42800,0 тыс. рублей) раздела 2, строки 4.3 раздела 4 приложения N 2
Постановление Правительства Ульяновской области от 2 ноября 2010 г. N 40/375-П
Постановление Правительства Ульяновской области от 6 мая 2010 г. N 16/148-П
Постановление Правительства Ульяновской области от 3 февраля 2009 г. N 1/32-П