8 ноября 2007 г., 5 февраля 2008 г.
Принят Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области
от 30 ноября 2006 г. N 60/1122
Утвердить областную целевую программу "Развитие скорой медицинской помощи в Ульяновской области на 2007-2008 годы" (прилагается).
Губернатор области
С.И. Морозов
г. Ульяновск,
6 декабря 2006 г.
N 201-ЗО
Законом Ульяновской области от 8 ноября 2007 г. N 177-ЗО в областную целевую программу к настоящему Закону внесены изменения
Областная целевая программа
"Развитие скорой медицинской помощи
в Ульяновской области на 2007-2008 годы"
(утв. Законом Ульяновской области от 6 декабря 2006 г. N 201-ЗО)
8 ноября 2007 г., 5 февраля 2008 г.
Законом Ульяновской области от 5 февраля 2008 г. N 29-ЗО в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие скорой медицинской помощи в Ульяновской области на 2007-2008 годы" (далее - Программа).
Основание для разработки Программы - приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2003 N 93 "Об Отраслевой программе "Скорая медицинская помощь"
Заказчик Программы - Правительство Ульяновской области.
Основные разработчики Программы - Департамент здравоохранения и фармации Ульяновской области;
Комитет здравоохранения администрации города Ульяновска.
Руководитель Программы - Министр здравоохранения Ульяновской области.
Цель Программы - повышение эффективности и качества оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах.
Основные задачи Программы - совершенствование организационно-методической и материально-технической базы для развития скорой и неотложной медицинской помощи;
совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
формирование современных финансово-экономических механизмов и системы оплаты труда работников скорой медицинской помощи;
внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи;
выравнивание условий оказания скорой медицинской помощи и обеспечение равной доступности для населения современных медицинских технологий на территории Ульяновской области;
совершенствование системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью на муниципальном и областном уровнях;
формирование современных организационных моделей оказания скорой медицинской помощи на всех ее этапах с учетом особенностей Ульяновской области;
улучшение преемственности и деятельности догоспитального и госпитального этапов скорой медицинской помощи;
сокращение летальности среди больных и пострадавших при госпитализации по неотложным показаниям на 4-5 процентов.
Основные направления реализации Программы - совершенствование структуры управления скорой медицинской помощью в Ульяновской области, совершенствование информационной базы и системы управления скорой медицинской помощью;
формирование и совершенствование системы мониторинга оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах;
обеспечение информационной системы скорой медицинской помощи техническими средствами и оборудованием;
проведение целевых научно-практических мероприятий по проблемам скорой медицинской помощи;
разработка и внедрение новых форм и методов обучения специалистов для работы в области неотложной медицины;
совершенствование межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Срок реализации Программы - 2007-2008 годы
Исполнители Программы - Министерство здравоохранения Ульяновской области;
органы местного самоуправления (по согласованию).
Объем и источники - предполагаемый объем финансирования за счет финансирования средств областного бюджета Ульяновской области (далее - областной бюджет) 42,3951 млн. рублей, в том числе по годам: 2007 г. - 17,971 млн. рублей, 2008 г. - 24,4241 млн. рублей.
Контроль за выполнением Программы - контроль за выполнением Программы осуществляет Правительство Ульяновской области.
Ожидаемые результаты реализации Программы - повышение качества и экономической эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению;
снижение летальности и инвалидизации при неотложных состояниях на 4-5 процентов;
сокращение летальности среди больных и пострадавших при госпитализации по экстренным показаниям на 10 процентов;
повышение готовности лечебно-профилактических учреждений к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
Законом Ульяновской области от 8 ноября 2007 г. N 177-ЗО паспорт настоящей Программы дополнен строкой "Целевые индикаторы Программы"
Целевые индикаторы Программы - целевые индикаторы Программы указаны в приложении 2 к Программе.
1. Введение
В Программе разработан комплекс мер, направленных на максимальное сохранение жизни и здоровья граждан, снижение трудопотерь и инвалидизации населения Ульяновской области.
Цель и задачи Программы определены на основе приоритетного национального проекта "Здоровье", анализа обращаемости за скорой медицинской помощью и объемов госпитализаций по неотложным показаниям и их изменений с учетом социально-экономических преобразований в стране.
2. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными мероприятиями
Социально-экономический кризис 90-х годов в России негативно отразился на медико-демографической ситуации в Ульяновской области. Одним из наиболее болезненных его последствий стал рост смертности, существенно превышающий аналогичные показатели развитых стран. В Ульяновской области показатель смертности в 2005 году составил 16,9 на 1000 населения, что превышает показатель по Российской Федерации (16,0) и по городу Ульяновску (13,6).
В структуре причин общей смертности на первом месте смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, на втором - смертность от внешних воздействий. В связи с этим требуется дальнейшее развитие и совершенствование системы оказания экстренной и неотложной медицинской помощи.
В результате реализации ряда мероприятий в последнее время удалось несколько снизить нагрузку на выездные бригады, и в 2005 году по г. Ульяновску она составила 11,6 (в 2004 году - 13,0). Количество выполненных вызовов составило 319 на 1000 населения (в 2004 году - 332,7), что практически соответствует установленному нормативу (318,0). В то же время продолжает ухудшаться техническое состояние лечебно-диагностической аппаратуры и средств связи, находящихся на оснащении выездных линейных и специализированных бригад.
Влияние материально-производственных факторов в сфере сегодняшних экономических отношений приводит к поздней обращаемости за медицинской помощью трудоспособного населения, а следовательно к особой тяжести экстренных больных и пострадавших. Скоротечность развития неотложных состояний обуславливает высокую летальность, длительную утрату трудоспособности и увеличивающийся уровень инвалидизации. Более 90 процентов больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации.
В структуре заболеваемости с временной нетрудоспособностью случаи травматизма занимают 4-е место, а в структуре трудопотерь - 1-е место. В последние годы в структуре инвалидности, в том числе среди впервые признанных инвалидами, увеличивается процент лиц, получивших инвалидность от последствий травм. Данная патология занимает 4-е место в структуре инвалидности.
Недостаточное оснащение медицинским оборудованием палат интенсивной терапии, машин скорой медицинской помощи и недостаточное обеспечение автотранспортом лечебных учреждений в районах области приводит к несвоевременному оказанию медицинской помощи при экстренных ситуациях, в том числе при дорожно-транспортном травматизме.
Существенно выросло значение скорой медицинской помощи как одного из ведущих факторов национальной безопасности Российской Федерации. Рост числа и тяжести техногенных аварий и катастроф со значительными медико-санитарными потерями, усложнение внутри- и внешнеполитической обстановки в связи с ростом международного терроризма выдвигают дополнительные неотложные задачи по совершенствованию организации скорой медицинской помощи в Ульяновской области.
Недостаточный уровень заработной платы отдельных категорий сотрудников скорой медицинской помощи в сочетании с высокой психоэмоциональной нагрузкой и особыми условиями деятельности приводит к дефициту врачебных кадров и высокой текучести технического и обслуживающего персонала, что не может не отражаться на качестве оказываемой помощи.
Основными проблемами современного этапа развития скорой медицинской помощи в Ульяновской области следует считать:
слабую материально-техническую базу;
малоэффективную систему тарификации и оплаты труда сотрудников скорой медицинской помощи;
отсутствие единой системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью, ее информационного и организационно-методического обеспечения;
высокую долю несвойственной нагрузки (до 14-15 процентов выполнения неотложных вызовов) на догоспитальном этапе и недостаточно эффективную структуру оказания скорой медицинской помощи на госпитальном этапе, низкую эффективность использования дорогостоящих ресурсов (3-4 процента использования скорой медицинской помощи как дорогостоящего вида помощи для выполнения несвойственной ей функции);
ослабление научного и организационно-методического сопровождения скорой медицинской помощи.
3. Цель и задачи Программы
Программа ставит целью формирование условий для повышения качества и эффективности работы скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания, выравнивание условий ее предоставления.
Достижение цели Программы предполагает решение следующих задач:
совершенствование материально-технической и организационно-методической базы скорой медицинской помощи;
обновление материально-технической базы, пополнение лечебно-диагностической аппаратуры;
формирование современной системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью на областном и муниципальном уровнях;
выравнивание условий оказания скорой медицинской помощи и обеспечение равной доступности для населения Ульяновской области современных медицинских технологий на всей ее территории;
совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи и системы управления качеством;
формирование современных финансово-экономических механизмов и системы оплаты труда сотрудников скорой медицинской помощи в целях повышения эффективности использования ресурсов;
улучшение межведомственного взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Система программных мероприятий
План мероприятий по развитию скорой медицинской помощи в Ульяновской области на 2007-2008 годы представлен в приложении 1 к Программе.
Создание организационно-методического кабинета службы скорой медицинской помощи позволит:
наладить организационно-методическое сопровождение скорой медицинской помощи Ульяновской области;
ускорить внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи и системы управления качеством;
улучшить систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях.
Внедрение автоматизированной системы управления службой скорой медицинской помощи "АСУ "Скорая помощь" позволит:
автоматизировать всю технологию работы диспетчерской службы начиная от приема вызовов диспетчером и заканчивая статистической обработкой данных;
обеспечить жесткий контроль за своевременностью оказания скорой медицинской помощи населению, обоснованностью отказов в госпитализации в стационарах города;
оптимизировать управление подвижным составом, что приведет к сокращению эксплуатационных расходов и более эффективному использованию имеющегося автотранспорта;
обеспечить возможность оперативного информирования населения (по запросу) об оказанной медицинской помощи и месте госпитализации пациентов;
представлять полную и актуальную информацию руководству здравоохранения о текущем состоянии дел, статистические данные для оценки ситуации и оперативного принятия управленческих решений;
качественно улучшить работу службы, повысить оперативность и ответственность сотрудников при обслуживании населения.
Законом Ульяновской области от 5 февраля 2008 г. N 29-ЗО абзац 13 раздела 4 настоящей Программы изложен в новой редакции
Дополнительные выплаты младшему медицинскому персоналу скорой медицинской помощи, работающему в отделениях экстренной помощи государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, и водителям автомобилей скорой медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения позволят привести размер оплаты их труда в соответствие с размером оплаты труда медицинского персонала выездных бригад.
Выделение финансовых средств на подготовку и переподготовку медицинских работников скорой медицинской помощи позволит регулярно повышать и постоянно поддерживать квалификацию сотрудников скорой медицинской помощи на высоком уровне.
Разработка проектно-сметной документации и строительство подстанции скорой медицинской помощи в Засвияжском районе г. Ульяновска позволит существенно сократить время доезда до пациента, уменьшить пробег каждого автомобиля в среднем на 4 километра. В целом это позволит сократить общий пробег за год на 215 тыс. километров, сэкономить 43 тонны бензина и 752 тыс. рублей в год.
Капитальный ремонт станции и подстанций скорой медицинской помощи г. Ульяновска позволит привести функциональные подразделения подстанции и места размещения дежурного персонала в соответствие с существующими требованиями.
Оснащение реанимационных бригад укладками для проведения интенсивной терапии детям, дооснащение службы скорой медицинской помощи медицинским оборудованием, лечебно-диагностической аппаратурой позволит существенно повысить качество и эффективность оказываемой медицинской помощи.
Дооснащение скорой медицинской помощи современными средствами мобильной связи повысит оперативность прибытия бригад и снизит экономические затраты на содержание скорой медицинской помощи.
Приобретение комплектов спецодежды для работников выездных бригад скорой медицинской помощи является фактором социальной заботы о медицинских работниках и повышения престижа службы.
Ремонт, развертывание и дооснащение палат интенсивной терапии в лечебных учреждениях, а также лекарственное обеспечение службы скорой медицинской помощи создадут реальные предпосылки для выравнивания условий оказания экстренной медицинской помощи в лечебных учреждениях области.
Законом Ульяновской области от 5 февраля 2008 г. N 29-ЗО настоящая Программа дополнена разделом 4.1
4.1. Методика расчета объема бюджетных ассигнований
из областного бюджета, необходимых для финансирования
дополнительных выплат младшему медицинскому персоналу
скорой медицинской помощи, работающему в отделениях экстренной
помощи, и водителям автомобилей скорой медицинской помощи
Объем бюджетных ассигнований из областного бюджета, необходимых для финансирования дополнительных выплат младшему медицинскому персоналу на соответствующий финансовый год, определяется по формуле:
Вммп = ММПг + ОБ,
где:
Вммп - общая сумма денежных выплат в расчете на одну санитарку, работающую в системе скорой медицинской помощи;
ММПг - сумма денежных выплат в расчете на одну санитарку, работающую в системе скорой медицинской помощи, в год;
ОБ - сумма дополнительных расходов, связанных с увеличением размера средней заработной платы санитарок, в том числе на оплату отпуска и выплату пособия по временной нетрудоспособности, в год.
Показатель ММПг рассчитывается по формуле:
ММПг = Кч х Дммп х Кг х Н,
где:
ММПг- сумма денежных выплат в расчете на одну санитарку, работающую в системе скорой медицинской помощи, в год;
Кч - количество санитарок, работающих в системе скорой медицинской помощи;
Дммп - сумма денежных выплат в расчете на одну санитарку, работающую в системе скорой медицинской помощи, в месяц в размере 1500 рублей;
Кг - количество месяцев в году;
Н - отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Показатель ОБ рассчитывается по формуле:
ОБ = ММПг х О,
где:
ОБ - сумма дополнительных расходов, связанных с увеличением размера средней заработной платы санитарок, в том числе на оплату отпуска и выплату пособия по временной нетрудоспособности, в год;
ММПг - сумма денежных выплат в расчете на одну санитарку, работающую в системе скорой медицинской помощи, в год;
О - удельный вес суммы дополнительных расходов, связанных с увеличением размера средней заработной платы санитарок, работающих в отделениях экстренной помощи, а также средства для предоставления гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в год.
Объем бюджетных ассигнований из областного бюджета, необходимых для финансирования дополнительных выплат водителям автомобилей скорой медицинской помощи на соответствующий финансовый год, определяется по формуле:
Ввод = Вг + ОБ,
где:
Ввод - общая сумма денежных выплат в расчете на одного водителя автомобиля скорой медицинской помощи;
Br - сумма денежных выплат в расчете на одного водителя автомобиля скорой медицинской помощи в год;
ОБ - сумма дополнительных расходов, связанных с увеличением размера средней заработной платы водителей автомобилей скорой медицинской помощи, в том числе на оплату отпуска и выплату пособия по временной нетрудоспособности, в год.
Показатель Вг рассчитывается по формуле:
Вг = Кч х Дв х Кг х Н,
где:
Вг - сумма денежных выплат в расчете на одного водителя автомобиля скорой медицинской помощи в год;
Кч - количество водителей автомобилей скорой медицинской помощи;
Дв - сумма денежных выплат в расчете на одного водителя автомобиля скорой медицинской помощи в месяц в размере 2000 рублей;
Кг - количество месяцев в году;
Н - отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Показатель ОБ рассчитывается по формуле:
ОБ = Вг х О,
где:
ОБ - сумма дополнительных расходов, связанных с увеличением размера средней заработной платы водителей автомобилей скорой медицинской помощи, в том числе на оплату отпуска и выплату пособия по временной нетрудоспособности, в год;
Вг - сумма денежных выплат в расчете на одного водителя автомобиля скорой медицинской помощи в год;
О - удельный вес суммы дополнительных расходов, связанных с увеличением размера средней заработной платы водителей автомобилей скорой медицинской помощи, а также средства для предоставления гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в год
5. Механизм реализации Программы, организация управления
и контроль за исполнением Программы
Для реализации Программы по каждому разделу мероприятий определяется план конкретных мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий (приложение 1 к Программе).
Основные направления и положения Программы ежегодно (в мае и ноябре) уточняются и контролируются исходя из результатов ее выполнения и эффективности использования средств.
Законом Ульяновской области от 5 февраля 2008 г. N 29-ЗО в абзац 3 раздела 5 настоящей Программы внесены изменения
Руководителем Программы является Министр здравоохранения Ульяновской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Ульяновской области.
Законом Ульяновской области от 5 февраля 2008 г. N 29-ЗО раздел 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
6. Финансирование Программы
Для реализации мероприятий Программы необходимо 42,3951 млн. рублей. Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета, в том числе:
2007 г. - 17,971 млн. рублей;
2008 г. - 24,4241 млн. рублей
7. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить:
повышение качества и экономической эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению;
снижение летальности и инвалидизации при неотложных состояниях до 4-5 процентов;
сокращение летальности среди больных и пострадавших при госпитализации по экстренным показаниям на 10 процентов;
повышение готовности лечебно-профилактических учреждений к оказанию скорой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
Законом Ульяновской области от 5 февраля 2008 г. N 29-ЗО в приложение 1 к настоящей Программе внесены изменения
Приложение 1
План
мероприятий по развитию скорой медицинской помощи
в Ульяновской области на 2007-2008 годы
8 ноября 2007 г., 5 февраля 2008 г.
Приложение 2
Целевые индикаторы областной целевой программы
"Развитие скорой медицинской помощи Ульяновской области
на 2007-2008 годы"
N п/п |
Наименование индикатора |
Показатели 2006 года |
2007 год |
Прогноз на 2008 год |
||||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв |
всего |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
всего |
|||
1. |
Укомплектованность медицинскими кадрами службы скорой медицинской помощи (в %) - всего |
69,6 |
69,6 |
70,1 |
72,0 |
75,0 |
75,0 |
75,0 |
77,0 |
78,0 |
80,0 |
80,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
врачами |
45,5 |
45,5 |
47,5 |
50,2 |
52,0 |
52,0 |
52,0 |
52,0 |
55,0 |
60,0 |
60,0 |
|
средними мед. работниками |
81,5 |
81,5 |
82,5 |
84,0 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
87,0 |
90,0 |
90,0 |
|
водителями |
89,8 |
89,8 |
90,1 |
91,7 |
92,5 |
92,5 |
92,5 |
92,5 |
93,5 |
95,0 |
95,0 |
2. |
Сокращение летальности среди больных и пострадавших при госпитализации по экстренным показаниям (в % к числу госпитализированных по экстренным показаниям) с 3,7 до 3,3% |
3,7 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
3. |
Сокращение сроков доезда автомобилей скорой медицинской помощи к больному (в минутах): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в городах и рабочих поселках |
20,0 |
13,5 |
13,5 |
13,5 |
13,5 |
13,5 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
|
сельской местности |
20,0 |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ульяновской области от 6 декабря 2006 г. N 201-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Развитие скорой медицинской помощи в Ульяновской области на 2007-2008 годы"
Текст Закона опубликован в газете "Ульяновская правда" от 9 декабря 2006 г. N 97
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ульяновской области от 19 декабря 2008 г. N 229-ЗО
Закон Ульяновской области от 5 февраля 2008 г. N 29-ЗО
Закон Ульяновской области от 8 ноября 2007 г. N 177-ЗО